НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 4 января 1996 года № 17-З


О защите населения и территорий Нижегородской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 6 июля 2023 года)

--------------------------------------------------------------------------------

Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 20.08.2002 № 48-З;
Законом Нижегородской области от 30.05.2003 № 37-З;

Законом Нижегородской области от 31.12.2004 № 172-З;

Законом Нижегородской области от 07.06.2006 № 52-З;
Законом Нижегородской области от 25.05.2007 № 66-З;
Законом Нижегородской области от 07.04.2009 № 33-З;
Законом Нижегородской области от 09.03.2010 № 37-З;
Законом Нижегородской области от 01.03.2011 № 24-З;
Законом Нижегородской области от 29.06.2012 № 77-З;
Законом Нижегородской области от 02.04.2013 № 34-З;
Законом Нижегородской области от 03.09.2013 № 112-З;
Законом Нижегородской области от 03.03.2014 № 27-З;
Законом Нижегородской области от 04.09.2014 № 113-З;
Законом Нижегородской области от 22.12.2014 № 186-З;
Законом Нижегородской области от 01.04.2015 № 46-З;
Законом Нижегородской области от 30.06.2015 № 92-З;
Законом Нижегородской области от 02.02.2016 № 12-З;
Законом Нижегородской области от 06.05.2016 № 66-З;
Законом Нижегородской области от 02.10.2019 № 111-З;
Законом Нижегородской области от 29.04.2020 № 44-З;
Законом Нижегородской области от 10.09.2021 № 117-З;
Законом Нижегородской области от 12.04.2022 № 32-З;
Законом Нижегородской области от 20.12.2022 № 207-З (в ред. 04.05.2023);
Законом Нижегородской области от 06.07.2023 № 84-З

-------------------------------------------------------------------------------


Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Нижегородской области (далее население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Нижегородской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные ситуации), в соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.2 Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Уставом Нижегородской области.

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

   (Преамбула в ред. Закона Нижегородской области от 07.04.2009 № 33-З- см. предыдущую редакцию)



Глава 1. Общие положения



  Статья 1. Основные понятия
 (Статья 1 в ред. Законов Нижегородской области от 07.04.2009 № 33-З; от 01.04.2015 № 46-З; от 30.06.2015 № 92-З; от 29.04.2020 № 44-З )


Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (Часть первая в ред. Закона Нижегородской области от 29.04.2020 № 44-З - см. предыдущую редакцию)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.  
     (Часть пятая введена Законом Нижегородской области
от 25.05.2007 № 66-З)

Режим функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию - это состояние готовности органов управления и сил территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
     (Части шестая - седьмая введены Законом Нижегородской области
от 29.06.2012 № 77-З)
     
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
     (Часть восьмая в ред. Закона Нижегородской области
от 20.12.2022 № 207-З (в ред. 04.05.2023) - см. предыдущую редакцию)

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
     (Части восьмая - одиннадцатая введены
 Законом Нижегородской области от 03.03.2014 № 27-З)          

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения  чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, Нижегородской области или административно-территориальной единицы Нижегородской области, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.   

Части 12 - 15 введены Законом Нижегородской области от 01.04.2015 № 46-З

Органы управления территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации на территории Нижегородской области деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     (Часть 16 введена Законом Нижегородской области
от 30.06.2015 № 92-З)

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

     (Часть семнадцатая введена Законом Нижегородской области от 02.02.2016 № 12-З)

  Статья 2. Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов.

   Статья 3. Цели настоящего Закона


Целями настоящего Закона являются:

предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Реализация указанных целей осуществляется посредством:

создания и обеспечения функционирования территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     (Абзац в ред. Закона Нижегородской области
от 29.06.2012 № 77-З  - см предыдущую редакцию)   

установления полномочий и ответственности органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации их деятельности по этим вопросам;

определения состава, рационального размещения и оснащения сил и средств, необходимых для мониторинга, прогнозирования, поддержания их в готовности для выполнения задач по предназначению;

организации всеобщей подготовки населения Нижегородской области и пропаганды знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
     (Часть введена Законом Нижегородской области
от 20.08.2002  № 48-З)

Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

    Статья 4.  Территориальная подсистема Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

        (наименование статьи 4 изложено в новой редакции Законом Нижегородской области от 29.06.2012 № 77-З  - см предыдущую редакцию)  

(в ред. Законов Нижегородской области от 01.04.2015 № 46-З; от 30.06.2015 № 92-З)               

Территориальная подсистема Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.  (Часть 1 в ред. Закона Нижегородской области от 29.06.2012 № 77-З  - см предыдущую редакцию)

Территориальная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области.

Она объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, что соответствует региональному, муниципальному и объектовому уровню единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Часть 3 в ред. Закона Нижегородской области от 30.06.2015 № 92-З;  от 10.09.2021 № 117-З - см. предыдущую редакцию)

Основными задачами территориальной подсистемы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; (Абзац изложен в новой ред. Законом Нижегородской области от 01.04.2015 № 46-З - см. предыдущую редакцию)

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;  (в ред. Закона Нижегородской области от 22.12.2014 № 186-З -см.предыдущую редакции)

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и оказанию населению психологической помощи, проведение гуманитарных акций; (абзац двенадцатый в ред. Закона Нижегородской области от 20.12.2022 № 207-З - см. предыдущую редакцию)  

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
     (Часть четвертая изложена в новой редакции Законом Нижегородской области
от 03.09.2013 № 112-З  - см предыдущую редакцию)    


Часть пятая утратила силу Законом Нижегородской области от 02.10.2019 № 111-З - см. предыдущую редакцию          
         


Часть шестая утратила силу Законом Нижегородской области от 02.10.2019 № 111-З - см. предыдущую редакцию     
      

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»