Система показателей должна обеспечить управляющим структурам региона объективное отражение происходящих в народном хозяйстве региона качественных и количественных изменений с точки зрения:
- общеэкономического развития;
- продвижения хозяйства к рыночной модели;
- изменения степени экономической и социальной стабильности.
В совокупности эта система показателей должна давать достаточно целостную картину хозяйственной системы и служить основой для принятия самых разнообразных решений на всех уровнях экономического управления. Для этого необходимо:
- представить во взаимоувязанной форме механизм функционирования экономики региона;
- сформировать, исходя из этого, основные направления анализа происходящих в экономике процессов;
- определить систему показателей, необходимых для комплексного анализа;
- на основе глобальной системы отработать системы показателей по отдельным направлениям (проблемам) с необходимой степенью детализации.
Имея подобные системы - комплексную (укрупненную) и проблемноориентированные - можно решить целый ряд задач.
1. Степень обеспеченности принимаемого решения (региональные программы) информацией.
2. Необходимость получения новых показателей.
3. Изменение, при необходимости, методологии исчисления применяемых ранее показателей.
4. Определить принципы дальнейшего развития системы информации. На данном этапе представляется возможным принять за основу схему анализа развития региона, предложенную Аналитическим управлением Госкомстата РФ, с учетом дополнений и предложений департаментов и комитетов администрации Нижегородской области (см. приложение N1). Данная схема является универсальной, то есть может быть применена как для комплексного анализа экономического положения области в целом, так и для исследования по отдельным проблемам. Комплексный анализ экономического положения включает три основных группы блоков анализа (или три этапа анализа). Первый этап связан с оценкой тенденций, современного состояния и перспектив развития хозяйственного механизма. Здесь анализируется ход экономических реформ в части внедрения рыночных структур в народном хозяйстве. Привлекаются следующие блоки: "Структура собственности", "Трансформация структуры собственности", "Многоукладность экономики", "Конкурентная среда". Системы показателей, существующие внутри этих блоков (каждый подблок может быть представлен системой показателей), позволяют зафиксировать изменения отношений собственности, оценить ход приватизации; проследить, в какой степени государственные органы влияют на реформирование хозяйственного механизма, а насколько рыночные отношения складываются стихийным образом. Взаимосвязанный анализ блоков должен заканчиваться оценкой соответствия состояния хозяйственного механизма ранее принятым решениям по его реформированию и выявлением "узких мест".
На втором этапе анализируется совокупность проблем, связанных с состоянием дел в основных секторах внутренней экономики, к которым относятся предприятия, домашние хозяйства и государственные органы. Ситуация в этих секторах во многом определяется успехами и неудачами реформ хозяйственного механизма (логическая связь первого и второго этапов анализа экономики).
Одним из важнейших результатов реформ должно быть товарное насыщение потребительского рынка, создание и поддержание рыночного равновесия между производителями и потребителями (предприятиями и домашними хозяйствами). Такое равновесие достигается при содействии государства (косвенное вмешательство в экономику, отраженное в подблоке "Экономические услуги"). Насыщению товарного рынка способствуют внешнеэкономические связи. Финансово-экономическая стабильность предприятий влияет на степень бюджетного наполнения (предприятия и домашние хозяйства - два главных источника поступлений в государственный бюджет). Негативные процессы во внутренней экономике отражаются подблоками "Безработица", "Банкротства". Ряд подблоков, входящих в состав группы блоков второго этапа анализа, являются одновременно "мостиками", позволяющими перейти к третьей стадии анализа, на которой определяется степень достижения основных взаимосвязанных целей развития экономики - повышения уровня жизни населения и роста национального богатства. К "переходным" подблокам можно отнести следующие: "Товарное насыщение потребительского рынка", подблоки, касающиеся социальных отраслей и экологии. Третий этап анализа рассматривает системы показателей уровня жизни и национального богатства в широком смысле (включая население области и материальные воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы). При этом система показателей национального богатства может включать значительное число нестоимостных показателей. Этот уровень анализа подразумевает также оценку обратного влияния достигнутых уровней благосостояния населения и национального богатства на возможности дальнейшего роста экономики (через блок "Бюджетное наполнение"). Предлагаемая схема может использоваться и для анализа конкретных проблем путем совместного рассмотрения (комбинирования) отдельных блоков или подблоков. Например, при анализе состояния социальной сферы целесообразно привлечь блоки "Товарное насыщение потребительского рынка", "Безработица", "Бюджетная политика", "Уровень жизни". Система показателей, включенных в каждый блок анализа, приведена в приложении N1 "ПРИЛОЖЕНИЯ к постановлению Губернатора от 11.03.96 N 82" в ветке "Иллюстрации".
Набор показателей, включенных в данную систему, максимально задействует существующие формы государственной статистической, финансовой, экономической, ведомственной отчетности. Это, в свою очередь, предполагает радикальное преобразование информационного обеспечения, которое позволит на системной методологической основе интегрировать экономико-статистическую информацию с данными банковских, налоговых, таможенных, биржевых и других структур.