Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 1996 года № 82

Об утверждении Программы информатизации
 органов управления Нижегородской области

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 29 мая 2009 года № 331
 __________________________________________________________________________

 

   Во исполнение распоряжения Губернатора от 30.05.95 N 663-р "Об информатизации органов управления Нижегородской области", в целях создания информационной инфраструктуры социально-экономического развития Нижегородской области, повышения качества информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами в области:

1. Утвердить прилагаемую Программу информатизации органов управления Нижегородской области.

2. В соответствии со структурой Программы возложить ответственность по реализации ее разделов на:

Нижегородский областной комитет государственной статистики (Голубцов А.Н.) - формирование информационных ресурсов;

управление делами (Усков В.Ф.) - формирование коммуникационных и вычислительных ресурсов.

Для координации работ по реализации Программы создать рабочую группу в составе: Голубцов А.Н., Теодорович М.Л., Усков В.Ф.

3. Направить на рассмотрение в структурные подразделения Администрации Нижегородской области проекты:

- Положения об информационных ресурсах органов управления Нижегородской области (приложение 1);

- системы социально-экономических показателей, комплексно характеризующих проблемы развития экономики районов и области в целом (приложение 2).

Научно-методологическому совету при Нижегородском областном комитете государственной статистики (Голубцов А.Н.) обобщить результаты рассмотрения и представить на утверждение Губернатору в срок до 20.04.96 их окончательную редакцию.

4. Принять к сведению структуру информационных ресурсов и информационных потоков в органах управления Нижегородской области (приложение 3).

5. Комитету по управлению государственным имуществом области (Антюганов С.В.) совместно с рабочей группой в месячный срок представить Губернатору предложения по правам собственности на результаты работ по информатизации органов управления.

6. Департаменту финансов (Лунин В.Н.) предусмотреть финансирование работ по реализации программы в проекте бюджета области на 1996/1997 годы в размере 8,6 млрд.рублей.

7. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

       

                                             

Губернатор области                                                          Б.Е. Немцов

УТВЕРЖДЕНО
постановление Губернатора Нижегородской
области
от 11.03.96 N 82


Программа информатизации
органов управления Нижегородской области
1996



1. ВВЕДЕНИЕ     3
1.1 Основания для разработки программы информатизации органов
    управления                                                        3
1.2 Цель разработки и реализации программы                            3
1.3 Информатизация органов управления - как основа информатизации
    региона в целом                                                   3
1.3.1 Обоснование выбора                                              3
1.3.2 Информационная система - как инструмент принятия
    управленческих решений                                            4

1.4 Состояние информационной системы органов управления
    Нижегородской области                                             5
1.4.1 Коммуникационные и вычислительные ресурсы                       5
1.4.2 Информационное наполнение                                       6
1.4.3 Аналитическое обеспечение                                       7

1.5 Проблемы развития                                                 7
1.5.1 Коммуникационные и вычислительные ресурсы                       7
1.5.2 Информационное обеспечение                                      8
1.5.3 Аналитическое обеспечение                                       8

1.6 Пути решения                                                      8
1.6.1 Общесистемный подход                                            8
1.6.2 Коммуникационные и вычислительные ресурсы                       8
1.6.3 Информационное обеспечение                                      9
1.6.4 Аналитическое обеспечение                                       9

2. ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ                                                   10

3. СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОГРАММЫ                                       11

3.1 Формирование информационных ресурсов                             11
3.1.1 Интеграция в общую систему имеющихся в органах управления
    проблемно-ориентированных баз данных                             11
3.1.2 Создание системного проекта интегрированных баз данных.        11
3.1.3 Разработка программного обеспечения для интегрированных
    баз данных                                                       12
3.1.4 Организация и ведение интегрированных баз данных               13

3.2 Формирование коммуникационных и вычислительных ресурсов          13
3.2.1 Развитие центральной вычислительной сети (ВС)                  13
3.2.2 Модернизация вычислительных ресурсов НОКГС                     14
3.2.3 Создание транспортной компоненты и развитие
    вычислительных ресурсов                                          14
3.2.4 Организация доступа к центральным и специализированным
    базам данных                                                     16

3.3 Формирование аналитических ресурсов                              18
3.3.1 Разработка функциональной схемы и принципов системы
    социально-экономического управления регионом                     18
3.3.2 Создание системного проекта и макета аналитической
    подсистемы поддержки принятия управленческих решений             18

4. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ НА 1996-1997 ГОДЫ                     19
5. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
   ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ                               20

1. ВВЕДЕНИЕ

   

1.1 Основания для разработки программы информатизации  органов управления

Основаниями для разработки программы информатизации органов управления являются распоряжения Губернатора Нижегородской области от 27.02.95 N 241-р "Об утверждении концепции информационной системы органов управления Нижегородской области" и от 30.05.95 N 663-р "Об информатизации органов управления Нижегородской области".

В концепции были определены основные принципы создания, развития и функционирования информационной системы органов управления Нижегородской области. На основании этого департаменту экономики и прогнозирования, управлению делами администрации Нижегородской области совместно с Нижегородским областным комитетом государственной статистики и Нижегородским региональным фондом информатизации было поручено подготовить комплексную Программу работ по информатизации органов управления Нижегородской области.

1.2 Цель разработки и реализации программы

Целью разработки и реализации программы информатизации органов управления является:

создание единого информационного пространства органов управления Нижегородской области для обеспечения оперативного и эффективного управления социально-экономическими процессами;

создание единой системы ведения региональных и территориальных кадастров, регистров, реестров;

формирование программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей органы управления всех уровней информацией, необходимой для обоснованного принятия решений;

создание районных "опорных зон" информатизации, отработка в них типовых проектов информационных технологий для широкого их распространения, в том числе для ведения территориальных кадастров (регистров, реестров) и тематических информационных систем.

    

   1.3 Информатизация органов управления - как основа  информатизации региона в целом

1.3.1 Обоснование выбора

Развитие инфраструктуры информатизации в регионе предполагает наличие достаточно заинтересованных и активных участников этого процесса, которые:

имеют развитые информационные потребности, от полноты удовлетворения которых зависит эффективность их деятельности в целом;

имеют развитую по региону в количественном и качественном отношении организационную инфраструктуру, с определенной законодательством или иным образом степенью взаимодействия и субординации;

оснащены в достаточной для начального этапа развития степени персоналом, средствами вычислительной техники, коммуникациями и имеют опыт их применения;

в состоянии спрогнозировать развитие своих потребностей и проводить долгосрочное планирование своей деятельности;

сами являются собственниками общезначимых информационных ресурсов;

имеют возможность обеспечить необходимое финансирование работ по информатизации;

в состоянии обеспечить контроль за ходом работ по информатизации в масштабах региона и за эффективностью использования затрачиваемых на это средств;

в максимальной степени заинтересованы в комплексном развитии региона, его экономики и социальной сферы, в открытом для внешних пользователей характере информационной системы.

В наибольшей степени этому комплексу требований отвечает совокупность органов управления регионом и НОКГС. В совокупность органов управления регионом входят Администрации различных уровней и органы государственной власти Российской Федерации на территории Нижегородской области которые к тому же являются и самыми крупными производителями общественно-значимой информации.

Расширение функций местных органов власти, повышение их роли в социально-экономическом регулировании требует соответствующих инструментов системного анализа и прогнозирования происходящих в регионе социально-экономических процессов, основанных на современных средствах информатики - банках данных, компьютерных системах поддержки процедур планирования и управления.

В концепции информационной системы органов управления Нижегородской области и в реализованном на настоящий момент фрагменте заложены принципы ее формирования и развития, которые необходимы для того, чтобы она могла стать основой информационной системы региона в целом.

Создание системы доступа к информационным ресурсам органов управления Нижегородской области необходимо для реализации прав и свобод граждан в области информации декларированных в "Законе об информации, информатизации и защите информации".

Таким образом, исходя из объективно сложившихся условий, естественно считать первым этапом информатизации региона в целом информатизацию органов управления НОКГС, то есть, создание единого информационного пространства взаимодействия органов управления Нижегородской области с правом доступа внешних пользователей на компенсационной основе.

   

  1.3.2 Информационная система - как инструмент принятия  управленческих решений

Исходя из того, что основой информационной системы региона должна послужить информационная система органов управления Нижегородской области, необходимо рассмотреть базовые технологии и организационные модели этих органов, которые в свою очередь могут быть достаточно просто адаптированы для более общих случаев применения, в том числе в технологических и производственных системах, в системах управления сельским хозяйством, учреждениями и организациями различных форм собственности. При принятии управленческих решений центральным звеном переработки информации является лицо, принимающее решение (ЛПР). За один цикл выработки и реализации управленческого решения информационная система (далее ИС) выполняет следующие основные функции:

1. Информационную, в которой ИС реализует функции сбора, агрегатирования и представления первичной информации,

2. Консультационно-экспертную, в которой ИС решает задачи обработки первичной информации в рамках справочно-аналитических и экспертных систем,

3. Управляющую и транспортную, в которой ИС решает задачу оперативного доведения управленческих решений до исполнителей,

4. Контрольную, которая позволяет оценить эффективность принимаемых решений и обеспечивает контроль за ходом их выполнения.

На рис. 1 представлена функциональная схема, представляющая последовательность фаз решения задач управления с применением ИС.

              

Информационная система как средство информационно-аналитической
 поддержки принятия управленческих решений


       +-------------------------+
 +-----*-----++-----------++------------++----------+    +-----------+
 ¦           ¦¦  4        ¦¦   5        ¦¦   6      ¦    ¦   1       ¦
 ¦ Информ-ая ¦¦  Генерация¦¦  Принятие  ¦¦ Доведение¦    ¦Получение  ¦
 ¦ поддержка ¦¦  вариантов+*  решения   +* руковод. +---*¦руковод.   ¦
 ¦+---------+¦¦  решения  ¦¦  (руковод. ¦¦ док-ов   ¦    ¦док-ов     ¦
 ¦¦Сбор     ¦¦¦  проблемы ¦¦  документ.)¦¦ до ОУ    ¦    ¦           ¦
 ¦¦информ.  ¦¦+-----------¦+------------¦+----------¦    +-----------¦
 ¦¦о руков. ¦¦¦    АС     ¦¦    ЛПР     ¦¦   КС     ¦    ¦    КС     ¦
 ¦¦док-х    ¦¦+-----------++------------++----------+    +-----------+
 ¦+---------¦¦            +--------------------------+с        ¦
 ¦¦ ИнС     ¦¦            ¦ Аналитическая поддержка  ¦у        ¦
 ¦+---------+¦+--------+  ¦                          ¦б  о+----*-----+
 ¦+---------+¦¦ 3      ¦  ¦+-----------+ +----------+¦ъ  б¦2         ¦
 ¦¦ Сбор    ¦¦¦ Анализ ¦  ¦¦Разработка ¦ ¦ Определ. ¦¦е  ъ¦Решение   ¦
 ¦¦информац.¦¦¦ проб-  ¦  ¦¦аналитич.  ¦ ¦ критер-в ¦¦к  е¦проблемы  ¦
 ¦¦  по     ¦¦¦ лемы   +*-¦¦методов,   ¦ ¦ эффект., ¦¦т  к¦          ¦
 ¦¦запросам ¦¦¦        ¦  ¦¦моделей    ¦ ¦ упр-я и  ¦¦   т¦          ¦
 ¦¦подр-ий  ¦¦¦        ¦  ¦¦и т.п.     ¦ ¦ деят-ти  ¦¦у   ¦          ¦
 ¦¦  СУ     ¦¦+--------¦  ¦+-----------¦ ¦   ОУ     ¦¦п  у+----------¦
 ¦+---------¦¦¦  АС    ¦  ¦¦   АС      ¦ +----------¦¦р  п¦    ЛПР   ¦
 ¦¦  ИНС    ¦¦+---*----+  ¦+-----------+ ¦   АС     ¦¦а  р+----------+
 ¦+---------+¦    ¦       ¦              +----------+¦в  а +---*-----+
 ¦+---------+¦+--------+  +--------------------------+л  в ¦3        ¦
 ¦¦Получе-  ¦¦¦ 2      ¦                              е  л ¦Подгот-ка¦
 ¦¦ние      ¦¦¦ Подбор ¦   ОУ-субъкт управления       н  е ¦инфор-ции¦
 ¦¦информ.  ¦¦¦ инфор- ¦   СУ-объект управления       и  н ¦о ходе   ¦
 ¦¦по за-   ¦¦¦ мации  ¦*-+ЛПР-лицо,принимающее       я  и ¦решения  ¦
 ¦¦казам    ¦+* по     ¦  ¦    решения                   я ¦проблемы ¦
 ¦¦(попи-   ¦¦¦ проб-  ¦  ¦АС-аналитическая служба         +---------¦
 ¦¦ска)     ¦¦¦ леме   ¦  ¦ИнС-информац-ая служба          ¦  ИнС    ¦
 ¦+---------¦¦+--------¦  ¦КС-коммуникационная служба      +---------+
 ¦¦  ИнС    ¦¦¦  ИнС   ¦  ¦СИО-сис-ма информационных            ¦
 ¦+---------+¦+---*----+  +--+ обязательств                     ¦
 ¦+---------+¦+--------+  +---------+    +-----------+    +-----*----+
 ¦¦Получе-  ¦¦¦ 1      ¦  ¦ 8       ¦    ¦  7        ¦    ¦  4       ¦
 ¦¦ние ин-  ¦¦¦ Форма- ¦  ¦ Текущий ¦    ¦  Прием    ¦    ¦  Передача¦
 ¦¦форма-   ¦¦¦ лиза-  ¦  ¦ монито- ¦    ¦  информа- ¦    ¦  информа-¦
 ¦¦ции по   ¦¦¦ ция    ¦  ¦ ринг    ¦    ¦  ции о    ¦    ¦  ции о   ¦
 ¦¦ СИО     ¦¦¦ проб-  ¦*-¦ деят-ти ¦*---¦  ходе ре- ¦*---¦  ходе ре-¦
 ¦¦         ¦¦¦ лемы   ¦  ¦   ОУ    ¦    ¦  шения    ¦    ¦  шения   ¦
 ¦¦         ¦¦¦        ¦  ¦         ¦    ¦  проблемы ¦    ¦  проблемы¦
 ¦+---------¦¦+--------¦  +---------¦    +-----------¦    +----------¦
 ¦¦  ИнС    ¦¦¦  АС    ¦  ¦   ИнС   ¦    ¦     КС    ¦    ¦     КС   ¦
 ¦+---------+¦+---*----+  +---------+    +-----------+    +----------+
 +-----------+    ¦ Управляющее воздействие
                  ¦ с верхнего уровня
                  ¦

Исходя из указанной этапности процесса принятия управленческого решения и разделения функциональных обязанностей между тремя службами (информационной, коммуникационной, аналитической) субъекта (объекта) управления, целесообразно условно разделить всю стратегию развития информационной системы на три основных направления:

формирование информационных ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»