ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 ноября 2011 года N 155-рп

О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области


Заслушав информацию Министра культуры Омской области В.А. Телевного о сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - памятники истории и культуры), расположенных на территории Омской области (далее - объекты культурного наследия):

1. Принять прилагаемую информацию о сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия к сведению.

2. Министерству культуры Омской области во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области организовать:

1) в срок до 1 июля 2012 года работу по подготовке документов для исключения объектов культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра памятников истории и культуры (далее - реестр) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

2) подготовку и утверждение предмета охраны памятника истории и культуры в 2012 году в отношении 100 объектов культурного наследия федерального и регионального значения, в 2013 году - 105 объектов культурного наследия федерального и регионального значения, в 2014 году - 115 объектов культурного наследия федерального и регионального значения;

3) установление границ территории памятника истории и культуры в 2012 - 2014 годах в отношении 140 объектов культурного наследия федерального и регионального значения ежегодно;

4) разработку проекта зон охраны памятника истории и культуры в 2012 - 2014 годах в отношении 100 объектов культурного наследия федерального и регионального значения ежегодно;

5) подготовку паспорта памятника истории и культуры в 2012 году в отношении 60 объектов культурного наследия федерального и регионального значения, в 2013 году - 65 объектов культурного наследия федерального и регионального значения, в 2014 году - 75 объектов культурного наследия федерального и регионального значения;

6) работу по подготовке документов для регистрации объектов культурного наследия федерального и регионального значения в реестре.

3. Министерству финансов Омской области ежегодно при составлении проекта областного бюджета предусматривать в составе расходов Министерства культуры Омской области средства на финансирование мероприятий, необходимых для реализации пункта 2 настоящего распоряжения.

4. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и федеральным учреждениям и предприятиям, расположенным на территории Омской области, в собственности и пользовании которых находятся объекты культурного наследия, в соответствии с федеральным и областным законодательством:

1) организовать работу по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия;

2) обеспечить оформление охранных обязательств с определением совместно с Министерством культуры Омской области планов ремонтно-реставрационных работ для последующего включения необходимых финансовых средств в сметы на содержание и ремонт занимаемых зданий и помещений.

5. Органам местного самоуправления муниципальных образований Омской области в соответствии с федеральным и областным законодательством:

1) провести учет объектов муниципального жилищного фонда, относящихся к объектам культурного наследия;

2) обеспечить передачу в Министерство культуры Омской области информации об объектах учета из реестра муниципального имущества, являющихся объектами культурного наследия;

3) организовать работу по установке информационных надписей на объектах культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области;

4) обеспечить оформление охранных обязательств с определением совместно с Министерством культуры Омской области планов ремонтно-реставрационных работ на объекты культурного наследия, находящиеся в собственности и пользовании муниципальных образований Омской области.

6. Собственникам объектов культурного наследия, за исключением указанных в пунктах 4, 5 настоящего распоряжения, в соответствии с федеральным и областным законодательством организовать работу по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия.

7. Собственникам и пользователям объектов культурного наследия, за исключением указанных в пунктах 4, 5 настоящего распоряжения, в соответствии с федеральным и областным законодательством обеспечить оформление охранных обязательств с определением совместно с Министерством культуры Омской области планов ремонтно-реставрационных работ.

8. Главному управлению по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области обеспечить:

1) постоянное освещение реализации на территории Омской области положений федерального и областного законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в средствах массовой информации;

2) опубликование настоящего распоряжения в средствах массовой информации.


Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 11 ноября 2011 года N 155-рп

     
Информация
о сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области

     
1. Общие сведения


На государственной охране состоят 2360 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области (далее - объекты культурного наследия), в том числе 411 зданий и сооружений с исторически сложившимися территориями (из них 9 объектов культурного наследия федерального значения), 550 произведений монументального искусства и памятных мест (из них 1 объект культурного наследия федерального значения) и 1399 объектов археологического наследия. Из 2360 объектов культурного наследия 282 относятся к категории выявленных объектов культурного наследия.


     Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
был принят в 2002 году, однако подзаконные правовые акты были приняты лишь в 2009, 2010 годах. Проведение в Российской Федерации первых государственных историко-культурных экспертиз стало возможным лишь в мае 2011 года после официального опубликования списка аттестованных экспертов.

Отсутствие вышеперечисленных подзаконных правовых актов не позволяло в полном объеме реализовывать полномочия в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - памятники истории и культуры). В связи с этим в Омской области особое внимание уделялось разработке нормативных правовых актов регионального уровня. В течение 2008 - 2010 годов правовому регулированию этой сферы был посвящен 21 нормативный правовой акт Омской области.

2. Государственная охрана объектов культурного наследия


В результате мониторинга данных о памятниках истории и культуры было выявлено, что ряд стоящих на государственной охране памятных мест не имеют четкой привязки к местности, что делает невозможным установление их достоверного местонахождения. Из-за отсутствия четко сформулированного федеральным законодательством понятия памятного места и отсутствия предмета охраны как такового возникают трудности в проведении охранных мероприятий.

Вопросы мониторинга данных о памятниках истории и культуры и их регистрации в едином государственном реестре памятников истории и культуры (далее - реестр) тесно связаны с их паспортизацией. Доля паспортизированных объектов культурного наследия федерального и регионального значения на сегодняшний день составляет 73 процента. В течение ряда лет паспорта объектов культурного наследия федерального и регионального значения не оформлялись в связи с отсутствием в полном объеме необходимой нормативной базы. Возобновление этой работы в соответствии с новой методикой должно осуществляться специалистами в области истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства на платной основе, при этом средняя стоимость изготовления паспорта составляет 50 - 70 тыс. руб. Также необходимыми условиями регистрации памятников истории и культуры в реестре являются установление границ территорий памятников истории и культуры с указанием координат и определение предметов охраны памятников истории и культуры. Таким образом, продолжение этой работы, а также работы по паспортизации объектов культурного наследия регионального и федерального значения требует значительных финансовых средств для привлечения на платной основе специалистов в области истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства. В рамках ведомственной целевой программы "Сохранение и популяризация объектов культурного наследия" на 2010 - 2012 годы в текущем году на проведение данных работ будет израсходовано более 500 тыс. руб.

Федеральным законодательством предусмотрена и обратная процедура - исключение из реестра. Принятие такого решения необходимо в отношении 44 объектов культурного наследия регионального значения, утраченных в 1970 - 1980-е годы в результате воздействия природных и техногенных факторов. Из общего количества (961) зданий и сооружений с исторически сложившимися территориями, произведений монументального искусства и памятных мест, состоящих на государственной охране, более половины (568) были включены в государственные списки в 1970 - 1980-е годы на основании решений исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов. Для этого периода характерен приоритет идеологических постулатов в ущерб непосредственно историко-культурной ценности объектов, что привело к наличию в государственных списках значительного количества объектов, историко-культурное значение которых вызывает сомнение. В связи с этим необходимо провести экспертную оценку таких объектов с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства для принятия решения об обоснованности их нахождения в реестре.

В соответствии с поручением Губернатора Омской области Л.К. Полежаева в составе расходов Министерства культуры Омской области (далее - Министерство) на организацию работы по установлению границ зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения предусмотрены денежные средства в объеме 1 млн. руб. в текущем году и по 10 млн. руб. ежегодно в 2012 - 2014 годах.

Первые постоянные зоны охраны отдельных объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в районе ул. Ленина и Бударина в городе Омске, будут представлены на рассмотрение Правительства Омской области до конца текущего года.

Законодательство предусматривает обязательную установку на памятниках истории и культуры надписей и обозначений, содержащих информацию о памятниках истории и культуры, при этом обязанность по их установке возлагается на их собственников. Из общего количества зданий и сооружений с исторически сложившимися территориями, состоящих на государственной охране, на сегодняшний день только на 135 имеются соответствующие информационные надписи и обозначения. В период с 2008 по 2010 годы информационные надписи и обозначения установлены на 80 объектах культурного наследия регионального значения разных форм собственности. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области установлены информационные надписи и обозначения на значительной части объектов культурного наследия регионального значения, находящихся в федеральной собственности и собственности Омской области соответственно. За первое полугодие 2011 года собственникам объектов культурного наследия федерального и регионального значения выдано 104 задания на установку информационных надписей и обозначений, установлено 28 информационных надписей.

3. Сохранение и использование объектов культурного наследия


Наряду с государственной охраной особое внимание уделяется вопросам использования и сохранения памятников истории и культуры. В 2008 году Министерством оформлено 198 охранных обязательств, в 2009 году - 172, в 2010 году - 163, в первом полугодии 2011 года - 139.

В течение 2008 - 2010 годов Министерством было выдано 114 разрешений на проектирование и производство ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального и регионального значения. За указанный период на территории Омской области проведены ремонтно-реставрационные работы на 110 объектах культурного наследия федерального и регионального значения.

В 2006 - 2011 годах на сохранение объектов культурного наследия федерального и регионального значения было направлено 1,8 млрд. руб., из них только средства областного бюджета составили 888 млн. руб. В последние годы сформировалась положительная тенденция увеличения объема финансовых средств, направляемых на проведение ремонтно-реставрационных работ частными инвесторами. В указанный период на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального значения было привлечено 210 млн. руб. из федерального бюджета. Работа по привлечению средств федерального бюджета будет продолжена в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2016 годы)".

Вместе с тем ряд объектов культурного наследия регионального значения различных форм собственности на сегодняшний день находится в неудовлетворительном состоянии в связи с невыполнением собственниками обязанностей по их содержанию. По результатам контрольных мероприятий, проводимых Министерством совместно с органами прокуратуры, собственникам объектов культурного наследия регионального значения, расположенных по ул. Куйбышева, д. 48, ул. М. Жукова, д. 75, ул. Ленина, д. 7, выданы предписания об организации срочных ремонтно-реставрационных работ.

Со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Омской области наблюдается незаинтересованность в сохранении объектов культурного наследия регионального значения. Так, в настоящее время, особенно на территории города Омска, существует социально обостренная проблема ветхих жилых домов, являющихся объектами культурного наследия регионального значения. Как правило, это одно- и двухэтажные деревянные строения (например, строения, расположенные на ул. Успенского, д. 2, ул. Учебной, д. 53, ул. Учебной, д. 78 и другие). Администрация города Омска считает, что объект культурного наследия регионального значения снести нельзя и, соответственно, расселение невозможно, несмотря на ветхость и непригодность для проживания. В обращениях к Мэру города Омска и в прокуратуру Омской области Министерство неоднократно излагало свое мнение о том, что многие старые деревянные здания, находящиеся зачастую в самом центре города, могут быть расселены и предоставлены частным инвесторам под иные функции на условиях их реставрации. Правильность данной позиции подтверждают и судебные решения.

Ряд объектов культурного наследия регионального значения, являющихся собственностью муниципального образования городской округ город Омск Омской области, находятся в крайне неудовлетворительном состоянии (например, здание по ул. Театральной, д. 7 "Дом, где размещалась секция омской организации венгров-интернационалистов"). Непринятие срочных мер по их сохранению может привести к утрате этих уникальных объектов.

При осуществлении государственного контроля Министерством ежегодно проводятся проверки соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства об охране памятников истории и культуры. По их итогам составлено 23 протокола об административных правонарушениях, выдано 72 предписания с требованием устранения нарушений законодательства об охране памятников истории и культуры. За период с 2008 по 2010 годы в судебные органы направлено 9 исковых заявлений, что является последней мерой реагирования Министерства на неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений. Однако и исполнение судебных решений часто носит затяжной характер. В частности, в результате судебных споров, длившихся в течение полутора лет, по заявлению Министерства еще в августе 2009 года арбитражным судом было признано самовольным и подлежащим сносу строение по ул. Бударина, д. 3б. До настоящего времени решение арбитражного суда не исполнено в полном объеме, Федеральной службой судебных приставов принимаются недостаточные меры по принудительному исполнению судебного решения.

4. Государственная охрана объектов археологического наследия


Существенную специфику имеет государственная охрана объектов археологического наследия. В Омской области таковых насчитывается 1399 объектов, что составляет более половины (59 процентов) от общего количества объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Основная масса включенных в реестр объектов археологического наследия была поставлена на государственный учет до середины 1990-х годов (89 процентов). Из 1399 объектов археологического наследия 194 относятся к категории выявленных объектов культурного наследия. В результате археологических полевых работ на территориях, подлежащих хозяйственному освоению, их список ежегодно пополняется.

Из общего числа объектов археологического наследия менее 5 процентов не имеют учетной документации, в связи с чем требуется проведение дополнительных археологических исследований. Учетная документация на оставшуюся часть объектов археологического наследия (более 95 процентов) не отвечает требованиям, установленным для регистрации их в реестре, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях (обременениях) земельных участков. Это связано с тем, что указанная документация, выполнявшаяся в 1980 - 1990-е годы, в части топографической привязки к местности базировалась на глазомерной съемке, что в настоящее время не дает возможности четко определить границы территорий объектов и соотнести их с границами земельных участков.

В целях приведения картографического материала в соответствие с требованиями законодательства о землеустройстве и кадастровом учете необходима организация на договорной основе совместной работы специалистов-археологов и кадастровых инженеров.

Среди факторов, негативно влияющих на сохранность объектов археологического наследия, особую тревогу вызывают участившиеся в последнее десятилетие случаи проведения незаконных раскопок. По имеющейся информации, в течение ряда лет на антикварные рынки города Омска и субъектов Российской Федерации, граничащих с Омской областью, периодически поступают предметы, представляющие большую художественную и историческую ценность, добытые на территории Омской области в результате незаконных раскопок. В этом направлении Министерством совместно с правоохранительными органами ведется работа как по выявлению, так и по профилактике данных правонарушений. По фактам незаконных раскопок возбуждено 4 уголовных дела, в ходе оперативно-розыскных мероприятий изъято свыше 100 ценных археологических находок, переданных в омские музеи.


Текст документа сверен по:

рассылка     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»