Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 2 августа 2010 года N 44


О Программе развития электроэнергетики в Омской области на 2010 - 2014 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа
Министерства промышленной политики, транспорта и
связи Омской области от 4 июля 2011 года N 32

____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 25 Правил разработки и утверждения схем и программ перспективого развития электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики",

приказываю:

Утвердить прилагаемую Программу развития электроэнергетики в Омской области на 2010 - 2014 годы.


Министр
А.В. Горбунов

     
Приложение
к приказу Министерства промышленной политики,
транспорта и связи Омской области
от 02 августа 2010 N 44

     
Программа
развития электроэнергетики в Омской области на 2010 - 2014 годы

     
Паспорт
Программы развития электроэнергетики в Омской области на 2010 - 2014 годы

Наименование

Программа развития электроэнергетики в Омской области на 2010 - 2014 годы (далее - Программа)

Цели

1. Развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей.
2. Обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.
3. Формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики

Задачи

1. Обеспечение надежного функционирования энергетической системы Омской области в долгосрочной перспективе.
2. Обеспечение баланса между производством и потреблением электрической энергии и мощности в энергетической системе Омской области, в том числе предотвращение ограничения пропускной способности электрических сетей.
3. Скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию, а также вывода из эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей.
4. Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, инвесторов.
5. Обеспечение координации планов развития топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, Схемы территориального планирования Омской области

Срок реализации

2010 - 2014 годы

Перечень основных разделов

1. Введение.
2. Основные положения Программы.
3. Схема развития электроэнергетики Омской области.
3.1. Существующие и планируемые к строительству и выводу из эксплуатации линии электропередачи и подстанции, класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ.
3.2. Существующие и планируемые к строительству и выводу из эксплуатации электрические станции, установленная мощность которых превышает 5 МВт.
3.3. Сводные данные по развитию электрической сети, класс напряжения которой ниже 110 кВ.
4. Прогноз спроса на электрическую энергию и мощность в Омской области.
5. Перспективный баланс производства и потребления электрической энергии и мощности в Омской области

     
1. Введение


Электроэнергетический комплекс Омской области является инфраструктурной основой региональной экономики, не только обеспечивающей жизнедеятельность всех отраслей, но и во многом определяющей формирование параметров социально-экономического развития Омской области.

Доля энергетики в общем объеме промышленной продукции Омской области составляет около 16 процентов.

В отрасли создается до 12,8 процента валового регионального продукта.

Крупнейшими предприятиями и организациями, составляющими основу энергетической системы Омской области, являются:

- Омский филиал открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - Омский филиал ОАО "ТГК-11");

- филиал открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Омское предприятие магистральных электрических сетей (далее - филиал ОАО "ФСК ЕЭС" - Омское предприятие магистральных электрических сетей);

- филиал открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго" (далее - филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго");

- филиал открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергетической системы Омской области" (далее - филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергетической системы Омской области");

- открытое акционерное общество "Омская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Омская энергосбытовая компания");

- муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее - МП города Омска "Тепловая компания");

- муниципальное унитарное производственно-эксплуатационное предприятие "Омскэлектро" города Омска (далее - МУПЭП "Омскэлектро").

Кроме того, на территории Омской области действуют независимые энергосбытовые компании:

- общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт";

- открытое акционерное общество "Энергоавиакосмос";

- общество с ограниченной ответственностью "Транснефтьсервис С";

- закрытое акционерное общество "Сибэнерготрейд".

Указанными компаниями осуществляется поставка электрической энергии крупным потребителям.

Энергетическая система Омской области дефицитна.

Электроснабжение потребителей осуществляется на 60 - 70 процентов от теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ) Омского филиала ОАО "ТГК-11" и на 40 - 30 процентов от внешних источников - объединенной энергетической системы Сибири и энергетической системы Республики Казахстан. Межсистемный переток осуществляется через подстанции 500 кВ "Таврическая" и "Иртышская" по линиям электропередачи 500 кВ и 220 кВ; Омскую ТЭЦ-4 по линии электропередачи 220 кВ и подстанцию "Валерино" по двум линям электропередачи 110 кВ.

Подстанция 500 кВ "Таврическая" является основным питающим центром в Омской области, обеспечивающим около 70 процентов межсистемного перетока электрической энергии.

Выход из строя трансформаторов на подстанции 500 кВ "Таврическая" или отключение шин 220 кВ неизбежно приведут к отключению большого числа потребителей в городе Омске и Омской области, что является абсолютно недопустимым (особенно в зимний период). Негативные последствия возможной аварии могут иметь место и в летний период, когда ТЭЦ Омского филиала ОАО "ТГК-11" в соответствии с теплофикационным режимом несут минимальную электрическую нагрузку. В данный период зависимость Омской энергетической системы от внешних источников возрастает до 50 процентов.

В настоящее время загрузка подстанции 500 кВ "Таврическая" достигла предельной величины по условию допустимого режима работы автотрансформаторов.

В связи с отсутствием свободной трансформаторной мощности на подстанции 500 кВ "Таврическая" - основном питающем центре в Омской области, филиалом ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергетической системы Омской области" ограничено дальнейшее увеличение отбора мощности и, соответственно, подключение новых потребителей.

В сложившихся условиях основным проблемным фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие Омской области, становится увеличение дефицита генерирующих мощностей.

С 1984 года в энергетической системе Омской области имеет место значительное физическое выбытие (списание) генерирующих мощностей - всего 322 МВт.

Так, в 1990 году доля выработанной омскими ТЭЦ электрической энергии (10001 млн. кВт.ч) в общем объеме электропотребления (12751 млн. кВт.ч) составляла 78,4 процента. В последующие годы наблюдалось снижение объема собственной вырабатываемой электрической энергии в общем объеме электропотребления.

В 2009 году ТЭЦ Омского филиала ОАО "ТГК-11" выработано 6237 млн. кВт.ч электрической энергии при уровне электропотребления 10184 млн. кВт.ч (доля собственной выработки - 61,2 процента).

Наиболее сложная ситуация складывается на ТЭЦ-3, введенной в эксплуатацию в 1954 году, - списаны 4 агрегата общей мощностью 85 МВт. Оборудование первой очереди ТЭЦ-3 с первоначально установленной электрической мощностью 225 мВт достигло паркового ресурса, достижение индивидуального ресурса ожидается в 2012 - 2015 годах, в связи с чем требуется принятие неотложных мер по обеспечению электроснабжения Омской области.

Выбытие генерирующих мощностей на ТЭЦ-3 влечет за собой необходимость привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для развития электрических сетей, прежде всего в городе Омске.

Так, значительное снижение располагаемой мощности ТЭЦ-3 (в сравнении с 1990 годом) является одной из основных причин возникновения проблем ведения режима в узле подстанции 110/10 кВ "Октябрьская" (Центральный административный округ города Омска, часть левобережной зоны города Омска), который обеспечивает до 30 процентов потребления электрической энергии от общего объема потребления в Омской области.

Проблемы ведения режима в узле подстанции 110/10 кВ "Октябрьская" связаны также со снижением пропускной способности (в связи со старением провода и недопустимостью перегрузки в послеаварийном режиме) линий электропередачи "Московка" - "Октябрьская" и "Октябрьская" - "ТЭЦ-3" (110 кВ), увеличением нагрузки потребителей за счет высоких темпов жилищного строительства в левобережной зоне города Омска.

Возникшие сетевые ограничения не позволяют в летний период проводить плановые ремонты линий электропередачи 110 кВ, питающих узел подстанции 110/10 кВ "Октябрьская": "Московка" - "Октябрьская", "Октябрьская" - "ТЭЦ-3" и "ТЭЦ-3" - "Лузино". Кроме того, эти сетевые ограничения являются дополнительным препятствием для подключения новых потребителей в Центральном административном округе города Омска и в левобережной зоне города Омска.

Проблемы развития электросетевой инфраструктуры в левобережной зоне города Омска также связаны с необходимостью обеспечения надежного электроснабжения объектов, которое осуществляется от подстанций 110/10 кВ - "Левобережная" (2 х 40 МВА), "Весенняя" (2 х 40 МВА), "Новая" (2 х 40 МВА) по линиям электропередачи 110 кВ С-53, С-54 (пропускная способность линий - 240 МВА), С-61, С-62 (пропускная способность линий - 115 МВА). При этом нагрузка распределяется между питающими центрами - подстанциями 220/110 кВ "Лузино" и "ТЭЦ-4", в результате чего снижается надежность питания потребителей в ремонтных режимах линий ВЛ-110 кВ С-61, С-62. В настоящее время дальнейшее подключение нагрузки без увеличения трансформаторных мощностей подстанции 220/110 кВ "Лузино" невозможно. Кроме того, для выдачи мощности из сетей открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС") в сети филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" необходимо максимально приблизить питающий центр к центру нагрузок.

В рамках развития распределительной электрической сети 110 кВ в Омской области в первую очередь необходимо решать следующие проблемные вопросы:

1. Загрузка ряда подстанций 110/10 кВ филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" более чем на 100 процентов в условиях зимнего максимума нагрузок - подстанций "Западная" (загрузка достигает 105 процентов), "Северо-Западная" (159 процентов), "Амурская" (112 процентов), "Новая" (117 процентов), "Советская" (138 процентов), "Центральная" (120 процентов), "Энтузиастов" (107 процентов), "Кировская" (107 процентов).

2. Отсутствие резервирования ВЛ-110 кВ С-5 подстанции "Полтавка" и С-81 подстанции "Большие Уки" - при отключении указанных линий электроснабжение потребителей Полтавского и Большеуковского муниципальных районов Омской области полностью прекращается.

3. Отработка рядом линий электропередачи 110 кВ филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" нормативного ресурса - ВЛ-110 кВ тягового транзита (С-23, С-24, С-25, С-26, С-31, С-32, С-33, С-34, С-67, С-68, С-123, С-124, С-167, С-168 - общей протяженностью около 400 км). Данные линии электропередачи требуют замены.

Наряду с выбытием генерирующих мощностей, введением сетевых ограничений, в Омской области продолжается реализация целого ряда энергоемких проектов (перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Омской области в 2010 - 2014 годах, приведен в приложении N 1 к Программе).

Только по тем промышленным объектам, строительство которых уже начато и ввод в эксплуатацию которых ожидается до 2012 года, увеличение общей мощности потребляемой электрической энергии в Омской области составит 138,7 МВт без учета электрической энергии, необходимой для строящегося жилья и объектов соцкультбыта.

При этом продолжается реализация проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

"Производственным объединением "Полет" - филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - "ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева") с 2012 года планируется начать серийный выпуск ракеты-носителя, государственным унитарным предприятием "Омсктрансмаш" решены вопросы организации ремонта спецтехники и выпуска ряда изделий спецназначения, федеральным государственным унитарным предприятием "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" готовится выпуск новой серии авиационных двигателей. Реализация данных проектов также повлечет рост электропотребления.

Кроме того, в настоящее время филиалом ОАО "ФСК ЕЭС" - Омским предприятием магистральных электрических сетей в целях обеспечения строительства обхода Омского железнодорожного узла ведется разработка технологического присоединения новых тяговых подстанций классом напряжения 220 кВ, которое планируется произвести к 2015 году. Общая потребляемая мощность тяговых подстанций составит 447 мВт.

Темпы развития промышленного потенциала, жилищного комплекса Омской области в настоящее время требуют опережающего развития энергетической инфраструктуры.

Реализация основных мероприятий по строительству энергетических объектов включена в действующую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р, в том числе:

1. Строительство подстанции 500 кВ "Восход" (с двумя линиями электропередачи 500 кВ "Ишим - Восход").

2. Расширение подстанции 220 кВ "Левобережная" для выдачи мощности Омской ТЭЦ-6.

3. Строительство Омской ТЭЦ-6.

В рамках обеспечения гарантированного электроснабжения потребителей и дальнейшего развития распределительного электросетевого комплекса Омской области в 2009 году подписаны Соглашения о реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения потребителей в Омской области - между Правительством Омской области и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири"), а также открытым акционерным обществом "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний".

Разработана инвестиционная программа филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" по развитию электросетевой инфраструктуры Омской области на 2010 - 2012 годы.

Распоряжением Правительства Омской области от 5 ноября 2009 года N 161-рп "Об инвестиционной программе по развитию электросетевой инфраструктуры в Омской области на 2010 - 2012 годы" инвестиционная программа была признана соответствующей приоритетным направлениям комплексного социально-экономического развития Омской области, определенным Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года.

В целях развития генерирующих мощностей на территории Омской области в 2010 году между Правительством Омской области и открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11") заключено Соглашение о взаимодействии по реализации мероприятий для обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Омска и Омской области.

2. Основные положения Программы


Программа развития электроэнергетики в Омской области на 2010 - 2014 годы определяет основные направления строительства, реконструкции и модернизации генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры в Омской области на 2010 - 2014 годы, обеспечивающие стабильное функционирование электроэнергетического комплекса Омской области в условиях реформирования энергетических рынков и жилищно-коммунального комплекса, реализации программ жилищного строительства и объектов социально-культурной сферы, развития промышленного комплекса Омской области.

Программа разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики", с учетом положений Программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы), утвержденной Законом Омской области от 6 октября 2009 года N 1186-ОЗ, и Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р.

Основными принципами формирования Программы являются:

1. Экономическая эффективность решений, основанная на оптимизации режимов работы Омской энергетической системы, в том числе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»