Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 14 сентября 2009 года N 167-п


Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области
"Об охране окружающей среды в Омской области (2010-2015 годы)"

(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 292-п

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:   
     постановлением Правительства Омской области от 24 февраля 2010 года N 37-п;
     постановлением Правительства Омской области от 8 декабря 2010 года N 242-п;
     постановлением Правительства Омской области от 11 мая 2011 года N 82-п;
     постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 114-п;
     постановлением Правительства Омской области от 7 сентября 2011 года N 171-п;
     постановлением Правительства Омской области от 17 октября 2011 года N 196-п;
     постановлением Правительства Омской области от 7 декабря 2011 года N 231-п;
     постановлением Правительства Омской области от 14 марта 2012 года N 54-п;
     постановлением Правительства Омской области от 26 сентября 2012 года N 203-п;
     постановлением Правительства Омской области от 12 декабря 2012 года N 266-п;
     постановлением Правительства Омской области от 27 февраля 2013 года N 40-п;
     постановлением Правительства Омской области от 5 июня 2013 года N 126-п;
     постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года N 230-п (газета "Омский вестник", N 44, 27.09.2013);
     постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 343-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013)  

____________________________________________________________________     

Правительство Омской области

постановляет:

утвердить:

1) долгосрочную целевую программу Омской области "Об охране окружающей среды в Омской области (2010-2015 годы)" (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;

2) пункт исключен постановлением Правительства Омской области от 7 сентября 2011 года N 171-п, - см. предыдущую редакцию.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев



Приложение N 1
к постановлению
Правительства Омской области
от 14 сентября 2009 г. N 167-п

Долгосрочная целевая программа Омской области
"Об охране окружающей среды в Омской области (2010-2015 годы)"


Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Об охране окружающей среды в Омской области (2010-2015 годы)"

____________________________________________________________________      

Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 343-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Наименование

Долгосрочная целевая программа Омской области "Об охране окружающей среды в Омской области (2010-2015 годы)" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке

Распоряжение Правительства Омской области от 14 апреля 2009 года N 54-рп "О Плане работы Правительства Омской области на II квартал 2009 года"

Заказчик

Правительство Омской области

Исполнитель-координатор

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Минприроды Омской области)

Исполнители

Минприроды Омской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области), Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав Омской области), Министерство образования Омской области (далее - Минобр Омской области), Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление), органы местного самоуправления Омской области (по согласованию), бюджетное учреждение Омской области "Природный парк "Птичья гавань" (далее - БУ "Птичья гавань"), специализированное автономное учреждение Омской области "Большереченский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Большеуковский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Васисский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Горьковский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Знаменский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Исилькульский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Калачинский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Колосовский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Крутинский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Любинский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Муромцевский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Называевский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Нижнеомский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Омский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Подгородный лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Саргатский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Седельниковский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Степной лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Тарский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Тевризский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Тюкалинский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Усть-Ишимский лесхоз", специализированное автономное учреждение Омской области "Черлакский лесхоз" (далее - лесхозы), бюджетное учреждение Омской области "Управление по охране животного мира", организации в соответствии с законодательством

Основные целевые индикаторы

- уровень загрязнения атмосферного воздуха (в единицах);
- степень загрязнения подземных вод (в процентах);
- доля утилизированных бесхозяйных средств защиты растений, пришедших в негодность, запрещенных для применения и размещенных на территориях муниципальных образований Омской области (в процентах);
- количество введенных в эксплуатацию объектов размещения бытовых отходов, соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства (в единицах);
- доля лесных пожаров, ликвидированных в течение суток, в общем количестве возникших лесных пожаров (в процентах);
- доля населения Омской области, участвующего в мероприятиях по эколого-просветительской тематике (в процентах);
- доля редких и исчезающих видов млекопитающих и птиц в общем числе видов млекопитающих и птиц фауны Омской области (в процентах);
- доля редких и исчезающих видов сосудистых растений в общем числе видов сосудистых растений флоры Омской области (в процентах);
- объем фактически уловленных вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников (в процентах);
- количество посетителей на особо охраняемых природных территориях регионального значения (человек);
- протяженность исследованных водных объектов (в километрах)

Сроки и этапы реализации

2010-2015 годы. Выделение отдельных этапов реализации Программы не предполагается

Финансовое обеспечение

Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет

547000,8 тыс. рублей, в том числе:

- в 2010 году - 20516,5 тыс. рублей;
- в 2011 году - 67325,1 тыс. рублей;
- в 2012 году - 114922,4 тыс. рублей;
- в 2013 году - 182091,8 тыс. рублей;
- в 2014 году - 105300,0 тыс. рублей;
- в 2015 году - 56845,0 тыс. рублей.
Из общего объема финансирования Программы поступления целевого характера составят 173086,4 тыс. рублей, в том числе:
- в 2012 году - 36076,4 тыс. рублей;

- в 2013 году - 137010,0 тыс. рублей.

Предполагается финансирование из бюджетов муниципальных образований Омской области в объеме 3 580 тыс. рублей

Основные ожидаемые конечные результаты

1) снижение:
- уровня загрязнения атмосферного воздуха с 10 единиц в 2008 году до 9 единиц в 2015 году;
- степени загрязнения подземных вод с 90% в 2008 году до 80% в 2015 году;
2) увеличение:
- доли населения Омской области, участвующего в эколого-просветительских мероприятиях, с 3% в 2008 году до 23% в 2015 году;
- количества посетителей особо охраняемых природных территорий регионального значения с 75 человек в 2008 году до 15000 человек в 2015 году;
- доли лесных пожаров, ликвидированных в течение суток, в общем количестве возникших лесных пожаров с 85,2% в 2008 году до 85,8% в 2015 году;
3) утилизация 100% бесхозяйных средств защиты растений, пришедших в негодность, запрещенных для применения и размещенных на территориях муниципальных образований Омской области, к 2012 году;
4) сохранение:
- объема фактически уловленных вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на уровне 89%;
- доли редких и исчезающих видов млекопитающих и птиц в общем числе видов млекопитающих и птиц фауны Омской области на уровне 20%;
- доли редких и исчезающих видов сосудистых растений в общем числе видов сосудистых растений флоры Омской области на уровне 10%;
5) ввод в эксплуатацию объектов размещения бытовых отходов, соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, по одной единице в 2012, 2014 и 2015 годах;
6) обеспечение проведения в период с 2012 по 2015 год мониторинговых исследований водных объектов общей протяженностью 98 километров

1. Сущность решаемых Программой проблем

Согласно Концепции охраны атмосферного воздуха и развития мониторинговых исследований на территории Омской области до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 6 июня 2006 года N 63-п, целью политики Омской области в сфере охраны окружающей среды является формирование благоприятных экологических условий проживания населения, улучшение экологической обстановки, предотвращение возможных экологических угроз и стихийных бедствий.

До настоящего времени решение проблем в сферах охраны атмосферного воздуха, мониторинговых наблюдений, формирования экологической культуры населения, обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществлялось в рамках реализации ряда целевых программ Омской области.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, некоторые проблемы в данных сферах остаются нерешенными.

В Омской области на состояние атмосферного воздуха оказывают влияние следующие негативные факторы:

1) высокая техногенная нагрузка, обусловленная концентрацией на территории г. Омска промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства;

2) сосредоточение в жилой зоне города Омска предприятий промышленного производства, в том числе топливно-энергетической, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической, оборонной, машиностроительной и металлообрабатывающей, лесной и деревообрабатывающей, строительной, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной и иных отраслей промышленности, оказывающих существенное влияние на состояние атмосферного воздуха и на сокращение природно-ресурсного потенциала природных комплексов;

3) использование устаревших производственных технологий, значительный моральный и физический износ оборудования, высокая ресурсои энергоемкость производства, ухудшающие качество окружающей среды;

4) высокие темпы роста количества автомобильного транспорта, который является основным источником загрязнения атмосферного воздуха на территории Омской области.

Более 90% промышленного производства сконцентрировано в городе Омске, что формирует наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с другими муниципальными образованиями и оказывает влияние на здоровье населения.

Обозначенные факторы влияют на то, что в структуре заболеваемости населения Омской области, в том числе в детском возрасте, существенную роль играют болезни органов дыхания и новообразования. В городе Омске показатели заболеваемости выше, чем в муниципальных районах Омской области.

Высокий уровень общей заболеваемости среди взрослых (67500,2 случая на 100000 человек) зарегистрирован в Советском административном округе города Омска, среди подростков (152596,7 случая на 100 тыс. человек в возрасте 15-17 лет) и среди детей (258856,9 случая на 100 тыс. человек в возрасте до 14 лет) - в Центральном административном округе города Омска.

Высокий уровень заболеваемости болезнями органов дыхания среди взрослых (35401,5 случая на 100 тыс. человек) зарегистрирован в Советском административном округе города Омска, среди подростков (100358,8 случая на 100 тыс. человек в возрасте 15-17 лет) - в Центральном административном округе города Омска, среди детей (174006,5 случая на 100 тыс. человек в возрасте до 14 лет) - в Октябрьском административном округе города Омска.

Высокий уровень заболеваемости новообразованиями среди взрослых (1246,5 случая на 100 тыс. человек) зарегистрирован в Октябрьском административном округе города Омска, среди подростков (646,4 случая на 100 тыс. человек в возрасте 15-17 лет) и среди детей (1361,5 случая на 100 тыс. человек в возрасте до 14 лет) - в Ленинском административном округе города Омска.

Кроме того, существующая сеть стационарных постов наблюдений за состоянием окружающей среды не позволяет получать полную оперативную комплексную гидрометеорологическую информацию, достоверные данные о состоянии загрязнения окружающей среды и причинах ее загрязнения.

Основными проблемами в сфере экологического мониторинга на территории Омской области являются:

1) недостаточное количество пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха в городе Омске;

2) отсутствие мониторинговых наблюдений за качеством атмосферного воздуха в муниципальных районах Омской области;

3) недостаточное количество контролируемых в атмосферном воздухе и поверхностных водах специфических примесей, присутствующих в выбросах и сбросах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области;

4) отсутствие комплексных мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды.

Не менее острой является проблема подтопления большей части территории города Омска, а также отдельных наиболее крупных населенных пунктов Омской области. Развитие процессов подтопления отрицательно сказывается на несущих свойствах грунтов. Отмечается загрязнение подземных вод не только верхних, но и нижних водоносных горизонтов.

В целях привлечения общественности к решению вопросов охраны окружающей среды и формирования экологической культуры, экологического сознания населения Омской области необходимо проведение мероприятий по экологическому воспитанию и образованию населения Омской области, направленных на защиту окружающей среды, воспитание культуры взаимоотношений человека и природы.

Существующая система экологического образования и просвещения Омской области недостаточно эффективна и не способствует:

1) развитию сети экологических дружин (в результате более 15 муниципальных районов Омской области не участвуют в экологических мероприятиях, направленных на решение проблем водных ресурсов, защиту особо охраняемых природных территорий, решение проблем размещения твердых бытовых отходов, решение вопросов в области охраны окружающей среды);

2) повышению квалификации работников системы образования Омской области, в том числе работников дополнительного образования, производственных и управленческих кадров;

3) организации взаимодействия между образовательными учреждениями разного уровня, консолидации усилий ученых, педагогов, представителей культуры, управленческих структур, привлечению дополнительных научно-педагогических и организационных ресурсов по формированию экологической культуры населения;

4) привлечению молодежи к решению проблем охраны окружающей среды с участием органов исполнительной власти;

5) обеспечению различных структур учебно-методической литературой по экологической тематике.

Наиболее актуальными проблемами в сфере обращения с отходами на территории Омской области, на решение которых направлена Программа, являются:

1) экологическая опасность объектов размещения бытовых отходов, являющихся источником загрязнения окружающей среды;

2) отсутствие в учреждениях здравоохранения прогрессивных, экономически эффективных и экологически безопасных методов аппаратного обезвреживания опасных в эпидемиологическом отношении медицинских отходов;

3) неудовлетворительные условия хранения пестицидов, пришедших в негодность, запрещенных для применения и размещенных на территории муниципальных образований Омской области.

В настоящее время отсутствует также система развития особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ). Современное состояние сети ООПТ характеризуется отсутствием программы развития и содержания ООПТ, а также проектов организации и деятельности ООПТ.

Использование программно-целевого метода для реализации мероприятий на ООПТ позволит:

1) оценить современное состояние ООПТ, определить основные задачи и направления по созданию и развитию системы ООПТ на территории Омской области;

2) образовать новые ООПТ, расширить или упразднить существующие ООПТ;

3) развить рекреационные ресурсы особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Получение данных в ходе проведения мониторинговых исследований объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Омской области, является основополагающим в издании Красной книги Омской области, которое осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Вместе с тем недостаточность исследований, включающих данные о распространении, местах обитания, образе жизни, биологии, численности, принятых мерах по охране и восстановлению объектов животного и растительного мира, в настоящее время затрудняет ведение Красной книги Омской области. В связи с этим отсутствует сформированный банк данных.

Реализация мероприятий Программы в сфере лесного хозяйства направлена на обеспечение эффективного воспроизводства лесных ресурсов, оснащение специализированного бюджетного учреждения Омской области современной противопожарной техникой и оборудованием.

Для своевременного обнаружения и оперативного тушения лесных пожаров принимается комплекс мер по материально-техническому обеспечению противопожарных мероприятий.

Низкая укомплектованность пожарно-химических станций и значительный износ противопожарной техники и оборудования препятствуют оперативному принятию мер при одновременном возникновении нескольких пожаров.

Для озеленения городских ландшафтов, повышения защитных функций лесных полос необходима организация лесного питомника, а также создание, реконструкция и уход за защитными лесными полосами.

Финансирование предусмотренных Программой мероприятий, касающихся охраны лесов от пожаров, а также лесовосстановления на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, осуществляется в порядке, установленном областным законом.

Решение проблем в области охраны окружающей среды в Омской области с использованием программно-целевого метода обусловлено тем, что данные проблемы:

- носят межотраслевой и межведомственный характер;

- не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов.

Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Предлагаемые к реализации природоохранные мероприятия направлены на формирование благоприятных экологических условий проживания и отдыха населения, улучшение экологической обстановки, предотвращение возможных экологических угроз и стихийных бедствий. Кроме того, данный метод позволяет обеспечить консолидацию и целевое использование необходимых для этого ресурсов, контроль выполнения программных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»