ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2006 года N 21

О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых,
особо опасных инфекционных заболеваний в Омской области

В стране сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, обусловленная высоким уровнем заболеваемости природно-очаговыми и другими особо опасными зоонозными инфекционными болезнями.

Одной из причин сложившейся ситуации является резкий рост численности синантропных грызунов - крыс, мышей, являющихся переносчиками указанных заболеваний.

В Российской Федерации случаи заболевания чумой не регистрируются с 1979 года, однако каждый год на территории природных очагов чумы, общая площадь которых составляет более 80,6 квадратных километров, риску заражения подвергаются более 20 тысяч человек, также сохраняется вероятность заноса этой болезни из-за рубежа, прежде всего из сопредельных стран (Казахстан, Монголия, Китай).

В связи с активизацией природных очагов, в 1999 году в ряде регионов страны зарегистрированы заболевания лихорадкой Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадкой, лептоспирозом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), туляремией.

В Омской области уровень заболеваемости туляремией с 2001 года превышает средний по стране в 5-8 раз, в 2005 году показатель заболеваемости составил 0,68 на 100 тысяч населения на уровне среднефедеративного.

Наряду с риском распространения инфекционных болезней, грызуны наносят значительный экономический ущерб, связанный с уничтожением и порчей значительного количества сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, повреждением электрических коммуникаций, систем связи, оборудования, инвентаря.

Установлено, что грызуны приобретают эпидемиологическое значение в распространении инфекционных болезней в случае, если их численность превышает 0,5 особи на 1000 квадратных метров площади.

Вместе с тем, в настоящее время численность грызунов значительно превышает эпидемиологически приемлемый показатель.

В Омской области составляет 1,7 особей на 1000 квадратных метров.

Причиной сложившейся ситуации являются недостатки в системе сбора и утилизации твердых бытовых отходов в г. Омске и районах области. В городе Омске обеспеченность спецавтотранспортом составляет 48,2%, контейнерами для сбора твердых бытовых отходов 72,3%, из имеющихся контейнеров 69% выработало свой ресурс.

Не соблюдается график планово-регулярной очистки территории в частном секторе. Отсутствует система сортировки и переработки бытовых отходов, а также обеззараживание биологических отходов лечебно-профилактических учреждений.

Все это создает условия для жизнедеятельности грызунов и способствует росту их численности.

Важной причиной роста количества грызунов является отсутствие системной работы по регулированию их численности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, пищевой промышленности. Здесь неудовлетворительно осуществляются мероприятия по повышению защищенности объектов, нерегулярно, или совсем не проводятся истребительные мероприятия.

Дератизационные мероприятия проводились лишь на 75,2% предприятий общественного питания, торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, пищевой промышленности от числа подлежащих. Неудовлетворительно эта работа проводилась в сельских районах области, где охвачено дератизацией 44,2% предприятий данного профиля. Практически не проводилась дератизация в Муромцевском, Марьяновском, Русско-Полянском районах. Не охвачены работами по дератизации организации, занимающиеся непроизводственными видами бытового обслуживания населения (кладбища), организации, занимающиеся внешним благоустройством: организацией санитарной очистки и уборки, озеленения городов и поселков городского типа (зеленые зоны отдыха).

Рост численности синантропных грызунов обусловлен также тем, что в последние 15 лет объем дератизационных мероприятий в области сократился более чем в 5 раз, не проводится сплошная дератизация на территории города Омска. Резко сократилась сеть государственных организаций, выполняющих дератизационные мероприятия и численность персонала в них.

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация и прогноз ее развития свидетельствуют, что дальнейшее увеличение численности грызунов в населенных пунктах приведет к росту числа особо опасных инфекционных заболеваний людей, увеличению экономического ущерба, наносимого грызунами, ухудшению качества жизни населения.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650)

постановляю:

1. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим хозяйственную деятельность в сентябре-октябре 2006 года организовать и провести комплекс дератизационных мероприятий, включающий:

- оценку заселенности объекта грызунами;

- обеспечение грызунонепроницаемости объекта путем проведения инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий;

- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объекта и прилегающей территории;

- проведение истребительных мероприятий собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.

- обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. СП 3.5.3.1129-02"

2. Рекомендовать Мэру г. Омска (В.Ф. Шрейдеру), руководителям муниципальных образований области:

2.1. Организовать в сентябре-октябрь 2006 года проведение оценки заселенности грызунами объектов, находящихся в муниципальной собственности; проведение инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости объектов; проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объектов и прилегающих территорий; проведение истребительных мероприятий собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.

2.2. Обязать руководителей соответствующих служб и организаций независимо от их организационно-правовых форм провести комплекс санитарно-технических мероприятий в целях исключения условий для проникновения и обитания грызунов в зданиях, сооружениях, уделив особое внимание объектам животноводства и птицеводства, зернохранилищам, воздушным портам, железнодорожным вокзалам, таможенным терминалам, продовольственным складам, рынкам продовольственной и непродовольственной торговли, предприятиям пищевой промышленности и общественного питания, лечебно-профилактическим учреждениям, детским дошкольным и школьным учреждениям, объектам жилищно-коммунального хозяйства, мусорным свалкам и полигонам, кладбищам.

2.3. Рассмотреть в октябре 2006 года на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий итоги проведения комплекса дератизационных мероприятий.

2.4. Разработать и утвердить программы борьбы с грызунами и профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний на 2007-2008 г.г., предусмотрев в них создание и совершенствование системы санитарной очистки населенных пунктов и объектов различного назначения, сбора, хранения, переработки бытовых отходов, оснащение объектов охранно-защитными дератизационными системами различного типа.

3. Начальникам территориальных отделов, начальникам отдела санитарного надзора, отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории, отдела эпидемиологического надзора ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

3.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением комплекса дератизационных мероприятий на объектах, а также за природными очагами чумы, ГЛПС, туляремии.

3.2. Проверить соблюдение требований санитарного законодательства организациями, осуществляющими проведение дератизационных работ, обратив особое внимание на наличие в них подготовленного персонала, специального оборудования и аппаратуры; соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.

3.3. Обеспечить организационно-методическую помощь организациям в подготовке и проведении комплексных дератизационных мероприятий.

3.4. Не допускать эксплуатации эпидемиологически значимых объектов, заселенность которых грызунами, по данным учета численности, превышает эпидемиологически приемлемый показатель.

3.5. Регулярно информировать население о санитарном состоянии объектов и территорий населенных пунктов, мерах по борьбе с грызунами, а также по вопросам профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний.

3.6. Привлекать для организации и проведения дератизационных мероприятий государственные учреждения и предприятия дератизационного профиля.

4. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" С.В. Никитину, руководителям ФГУП "Профилактика" г. Омска А.А. Павловичу, "Благотворительного фонда санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области" А.М. Кузьминову

- обеспечить наличие подготовленного персонала, специального оборудования, аппаратуры, транспорта.

- обеспечить соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.

О выполнении настоящего постановления доложить к 10 ноября 2006 г.

4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Главный государственный
санитарный врач по Омской области
 Ю.В. Ерофеев



Текст документа сверен по:  

сайт Территориального управления Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Омской области в Internet (http://www.sanepid.omsk.su)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»