ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 февраля 2006 года N 29-рп

О демографической ситуации в Омской области и задачах органов
исполнительной власти Омской области, направленных на ее улучшение

Заслушав и обсудив информацию Министерства экономики Омской области и Министерства труда и социального развития Омской области о состоянии и тенденциях развития демографической ситуации в Омской области:

1. Утвердить основные направления демографической политики Омской области на период до 2015 года согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Министерству экономики Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области обеспечить проведение ежеквартального мониторинга состояния демографической ситуации на территории Омской области, своевременно выявлять появляющиеся негативные тенденции в демографической сфере и предлагать соответствующие меры по их устранению.

3. Главному управлению по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение
к распоряжению Правительства
Омской области
от 22 февраля 2006 г. N 29-рп

Основные направления
демографической политики Омской области на период
до 2015 года

I. Общие положения

1. Основные направления демографической политики Омской области на период до 2015 года разработаны на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, и представляют собой систему мер по регулированию демографических процессов на территории Омской области на период до 2015 года.

2. Целями демографической политики Омской области (далее - политика) являются постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

3. Задачи политики:

- повышение реальных доходов и благосостояния населения;

- улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и стимулирование рождаемости;

- создание полноценных условий жизнедеятельности для семьи, детей, молодежи, престарелых и инвалидов.

4. Приоритетами политики на современном этапе являются улучшение качества жизни населения, обеспечение прав и социальных гарантий трудоспособным гражданам, семье, женщинам, детям и молодежи, а также пенсионерам и другим социально незащищенным группам населения.

5. Основные принципы политики:

- предоставление равных возможностей самореализации гражданам во всех сферах деятельности;

- обеспечение доступности и высокого качества основных социальных услуг: медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения, адресных форм социальной поддержки населения, строительства жилья для широких слоев населения;

- межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, формирования здорового образа жизни.

II. Направления политики

1. Повышение доходов работающего населения

6. Одним из существенных факторов, влияющих на динамику демографических показателей, является уровень доходов населения.

За годы реформирования экономики значительно снизились реальные доходы населения. Только с 2000 года наметился их рост.

Численность населения, имеющего денежные доходы ниже прожиточного минимума, несмотря на снижение в последние годы, остается достаточно высокой.

1.1. Политика в сфере занятости населения и оптимизация рынка труда

7. В целом положение с занятостью населения Омской области в последние годы стабильно. Продолжается снижение общей и регистрируемой безработицы, растет количество вакантных рабочих мест. Вместе с тем наблюдается дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий. Высока доля незанятого населения в сельской местности, среди молодежи, женщин с детьми, инвалидов, граждан предпенсионного возраста.

8. В соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 1 января 2007 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельные полномочия в сфере занятости населения.

В связи с этим необходимо осуществить комплекс мер по:

- разработке и внедрению механизмов социально-экономической поддержки неконкурентоспособной на рынке труда рабочей силы (женщин, одиноких родителей с детьми, семей, имеющих инвалидов, выпускников учреждений профессионального образования, молодежи, не имеющей профессионального образования, и т.д.);

- поддержке самозанятости и личных подсобных хозяйств, содействию в организации закупок продукции, произведенной на личном подворье, для регионального продовольственного фонда;

- усилению трудовой мотивации учащейся молодежи, содействию незанятой молодежи в получении профессионального образования до начала трудовой деятельности;

- созданию условий для сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, координации профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней в соответствии с потребностями рынка труда;

- повышению конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного развития системы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации, разработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики Омской области;

- расширению механизмов социального партнерства и договорного регулирования в вопросах содействия работе по совместительству.

1.2. Политика в области оплаты труда

9. Заработная плата является основным, а для подавляющего большинства работающих - единственным источником доходов.

10. Политика в области оплаты труда направлена на создание условий для:

- повышения реальной заработной платы работающего населения (с учетом результатов их труда, квалификации и профессионализма) и на этой основе сокращения численности граждан, имеющих низкие доходы.

Оказание государственной социальной помощи населению с доходами ниже прожиточного минимума;

- снижения уровня скрытой заработной платы во всех сферах экономики Омской области, погашения задолженности по выплате заработной платы во внебюджетном секторе экономики;

- личного участия работников в решении социальных проблем через внедрение тарифного регулирования оплаты труда, включение в коллективные договоры и соглашения обязательств по условиям оплаты труда, установление тарифных ставок и их повышение в зависимости от роста производительности труда.

1.3. Повышение доходов малоимущих граждан

11. Несмотря на отмечаемое в последние годы улучшение ситуации с доходами населения, малообеспеченность остается наиболее острым фактором, влияющим на демографическую ситуацию.

12. Основными направлениями политики с целью повышения доходов малоимущих граждан являются:

- усиление адресности социальной поддержки населения;

- формирование бюджетных средств для оказания адресной социальной помощи;

- социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения

13. Одним из существенных источников сохранения численности населения должно стать укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

2.1. Укрепление здоровья населения

14. Основными направлениями политики в сфере укрепления здоровья населения являются:

- повышение роли первичной медико-санитарной помощи, развитие межрайонных специализированных центров на базе крупных областных лечебно-профилактических учреждений;

- улучшение качества предоставляемой населению психиатрической помощи, увеличение сети телефонов доверия;

- развитие учреждений здравоохранения Омской области;

- профилактика инфекционных (туберкулез) и паразитарных заболеваний, отставания детей в физическом и умственном развитии, социальных девиаций (убийства, суициды, несчастные случаи);

- совершенствование системы профилактики, раннего выявления и лечения основных групп заболеваний, влияющих на продолжительность жизни и смертность, улучшение качества жизни больных с хроническими заболеваниями;

- защита здоровья социально уязвимых групп населения, определяемых по признакам низких доходов и социального неблагополучия;

- укрепление здоровья пожилых граждан (создание геронтологических центров в целях комплексного социально-медицинского обслуживания, развитие сети специальных жилых домов для одиноких престарелых и улучшение условий их проживания);

- обеспечение социально-гигиенического благополучия населения.

2.2. Улучшение репродуктивного здоровья населения

15. Низкий уровень здоровья населения в репродуктивном возрасте, высокое распространение абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности и мертворождаемости.

16. Основными направлениями политики с целью улучшения репродуктивного здоровья населения являются:

- внедрение новых методов молекулярно-генетической диагностики наследственных и социально значимых заболеваний;

- широкое использование медико-генетического консультирования супружеских пар;

- совершенствование системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам (в том числе системы денежных выплат в период беременности и по рождению ребенка);

- улучшение социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из социально незащищенных семей, организация бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами;

- охрана репродуктивного здоровья населения и улучшение качества потомства, снижение младенческой смертности и охрана здоровья женщин, матерей и новорожденных, профилактика детской инвалидности, поддержка и расширение деятельности центров планирования семьи.

2.3. Укрепление здоровья детей

17. Основными направлениями политики в области укрепления здоровья детей являются:

- совершенствование системы медицинского обслуживания, организация диспансеризации детей и подростков, своевременная вакцинация детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний;

- выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности;

- активизация работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних;

- организация круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей;

- обеспечение доступности медицинских услуг детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам.

2.4. Улучшение условий и охраны труда

18. Состояние охраны труда в организациях, несмотря на некоторую стабилизацию производственного травматизма, из-за несоблюдения работодателями соответствующих требований, не обеспечивает должных условий сохранения жизни и здоровья работающих.

19. Основными направлениями политики с целью улучшения условий и охраны труда являются:

- разработка и утверждение областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их реализацией;

- определение расходов на охрану труда за счет средств областного бюджета;

- организация обучения специалистов по охране труда. государственной экспертизы условий труда работников и сертификации работ по охране труда.

3. Укрепление семьи и стимулирование рождаемости

20. Развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье, не обеспечивают достаточную защиту семей, так как направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

21. Основными направлениями политики в области поддержки семьи являются:

- развитие сети государственных центров по планированию семьи, расширение консультационной и медицинской помощи семьям, содействие молодым семьям в решении жилищных проблем, развитие молодежного жилищного строительства с введением льготных условий кредитования;

- разработка и реализация мер социальной поддержки семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, развитие системы государственных социальных гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей и стимулирующих рождение второго и третьего ребенка;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»