ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2004 г. N 29-п


О Стратегии развития строительного комплекса Омской области до 2010 года

(с изменениями на 30 марта 2006 г.)

                                                                              

_____________________________________________________                                               
     Документ с изменениями, внесенными:     
     постановлением Правительства Омской области от 30 марта 2006 г. N 30-п

_____________________________________________________     


В целях создания условий для экономического и социального развития Омской области Правительство Омской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительного комплекса Омской области до 2010 года (далее - Стратегия).

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обеспечить выполнение Стратегии.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области и руководителям организаций строительного комплекса Омской области принять участие в реализации Стратегии.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области совместно с Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области оказать содействие предприятиям машиностроения в производстве предметов домоустройства, систем инженерного оборудования для жилищно-гражданского строительства, выпуске каталога производимых изделий для последующего широкого использования при проектировании и строительстве объектов.

5. Министерству нефтехимического комплекса Омской области при разработке проекта программы развития нефтехимического комплекса Омской области учесть предложения Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по созданию производств по выпуску строительных материалов и изделий на основе полимеров и с использованием отходов предприятий нефтехимии.

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ежегодно до 20 февраля представлять в Правительство Омской области аналитическую записку о ходе выполнения Стратегии.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина (пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 30 марта 2006 г. N 30-п, - см. предыдущую редакцию).



Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 16 июня 2004 г. N 29-п

Стратегия
развития строительного комплекса Омской области до 2010 года


1. Введение

Стратегия развития строительного комплекса Омской области до 2010 года (далее - Стратегия) определяет государственную политику Омской области в сфере строительства и направлена на повышение благосостояния населения, рост эффективности производства и производственных сил в указанной сфере, увеличение объемов строительной продукции и обеспечение высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности.

Стратегия разработана на основании Концепции развития жилищного строительства в Омской области на 2003-2010 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 30 июня 2003 года N 116 "О мерах по развитию жилищного строительства в Омской области на 2003-2010 годы", Основных направлений развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения Омской области на 2001-2010 годы, утвержденных Указом Губернатора Омской области от 9 октября 2001 года N 213.

2. Современное состояние строительного комплекса Омской области

В последние годы строительный комплекс Омской области развивается динамичными темпами. С 2001 года наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал, объемов подрядных работ и выпуска продукции предприятиями промышленности строительных материалов. Доля строительного комплекса в валовом региональном продукте составила в 2003 году 6%. В строительной отрасли занято более 53 тыс. человек (7,4% общей численности работников Омской области), задействовано 1637 строительных организаций, 96 проектно-изыскательских организаций, 120 организаций промышленности строительных материалов. Из общего количества организаций строительного комплекса Омской области - 95% частной формы собственности, 0,7% - государственной, 3,3% - смешанной, 1% - муниципальной. В организациях отрасли сосредоточено 1,1% основных производственных фондов. В 2003 году инвестиционные вложения в строительную отрасль составили около 700 млн. рублей.

Сохранилась сложившаяся в 2002 году тенденция роста объема жилищного строительства. Жилищный фонд Омской области составляет 39,6 млн. кв.м со следующей структурой: муниципальный жилищный фонд - 12,8%; государственный - 5%; частный - 81%; смешанный - 1%. В 2003 году организациями всех форм собственности введено в действие 318,2 тыс. кв.м общей площади жилых домов, что на 38% больше, чем за предыдущий год (для примера, максимальный ввод жилья по Омской области в 1988 году - 1380 тыс. кв.м). Почти 85% общего объема введенного жилья было построено за счет средств инвесторов, населения и с помощью кредитов. В то же время наблюдается рост ветхого и аварийного (с износом более 70%) жилья. Нуждается в реконструкции свыше 300 тыс. кв.м крупнопанельного жилья первых массовых серий.

Но несмотря на определенные сдвиги в сторону увеличения объемов подрядных и проектных работ, производства промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, увеличения ввода мощностей производственной и социальной инфраструктуры, в отрасли за годы рыночных реформ накопилось много проблем, требующих решения в ближайшие годы.

При неполной загрузке имеющихся мощностей предприятий строительной индустрии обозначился дефицит высококачественных строительных материалов, выпуск которых невозможен на старом, как правило, почти полностью изношенном технологическом оборудовании.

В целом же предприятия промышленности строительных материалов выпускают небольшой ассортимент продукции. Ощущается недостаток производств целого ряда номенклатуры строительных конструкций, изделий и материалов: полностью отсутствует производство широко используемых сегодня в строительстве гипсоволокнистых и гипсокартонных листов, всех видов штучных кровельных материалов, материалов для внутренней и наружной отделки зданий, предметов домоустройства, напольных покрытий.

Кроме того, отмечается перекос в размещении предприятий строительной индустрии, которые на 90% сосредоточены в городе Омске. После приватизации разрушены практически все существующие предприятия строительной индустрии в районах Омской области, за исключением Калачинского района.

Период спада производства в отрасли привел к снижению качества трудового потенциала, уходу профессиональных кадров в другие сферы деятельности. Увеличение объемов строительства, новые требования к качеству производимых работ, обновление предприятий строительной индустрии требует в настоящее время притока квалифицированных кадров. Дефицит высокопрофессиональных кадров в отрасли составляет более 1400 человек. В связи с повышением среднего возраста кадрового состава и уходом работников на пенсию ежегодная потребность на период до 2005 года составит свыше 1500 специалистов. В настоящее время наиболее актуальной проблемой становится подготовка кадров в профессионально-технических училищах, внутрипроизводственное обучение, профессиональная ориентация и переобучение кадров.

В области градостроительства на территории Омской области необходимо продолжить совершенствование системы градостроительного регулирования застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом охраны окружающей природной среды и обеспечения благоприятных условий проживания населения. Для исключения споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности, между жителями, с одной стороны, и застройщиками, с другой, обеспечения стабильного развития строительного комплекса Омской области необходимо совершенствовать базу правового регулирования отношений в области градостроительства и, в первую очередь, завершить разработку порядка подготовки и согласования исходно-разрешительной документации на территории Омской области, порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной и проектной документации.

Разработка градостроительной документации в течение последних 10 лет практически не велась. Отсутствуют в необходимом объеме картографические и топографические материалы на территории поселений Омской области. Большинство населенных пунктов Омской области имеют устаревшую градостроительную документацию, не отвечающую современным планировочным, социально-экономическим и инженерным требованиям. Схемы и проекты районной планировки, разработанные в 70-80-е годы, не могут являться основой для перспективного планирования развития территории Омской области. Назрела необходимость обновления документов, определяющих стратегию градостроительного развития территории Омской области и частей территории Омской области.

Проектные организации в недостаточной мере реагируют на изменения, происходящие на рынке проектных заказов. При увеличении объемов проектных работ происходит старение кадрового состава и увеличивается дефицит квалифицированных проектировщиков. Не все проектные организации отвечают сегодняшним требованиям уровня технической оснащенности. Остро стоит вопрос своевременной оплаты выполненных работ.

Территории застройки не в полном объеме обеспечены стабильно действующими инженерными коммуникациями. Из-за этого в Омской области существенно ограничена возможность проектирования и строительства в городах, особенно в городе Омске.

3. Основные цели и задачи стратегии

Целями Стратегии являются:

1) комплексное решение проблем устойчивого функционирования строительного комплекса Омской области на современном техническом и технологическом уровне, способном обеспечивать рост уровня благосостояния населения Омской области;

2) эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата как на уровне комплекса, так и на уровне отраслей промышленности и экономики Омской области.

Основными задачами Стратегии являются:

1) определение порядка реализации государственной градостроительной политики Омской области;

2) наращивание объемов жилищного строительства и реконструкции жилья на основе развития ипотечного жилищного кредитования, государственной поддержки отдельных категорий граждан в строительстве жилья;

3) постепенная ликвидация ветхого и аварийного жилья;

4) обеспечение строительства объектов на основе современных строительных технологий с применением энергоэффективных материалов, выпускаемых из местного сырья;

5) дальнейшая структурная перестройка материально-технической базы строительной индустрии с развитием производства конкурентоспособной продукции, внедрением новой номенклатуры материалов изделий и конструкций;

6) разработка градостроительной документации на территории Омской области;

7) оказание содействия в формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию.

4. Сроки и этапы реализации стратегии

Реализация задач, определенных Стратегией, будет достигнута за счет обеспечения выполнения:

1) ожидаемых показателей объемов подрядных работ и ввода жилья в эксплуатацию в Омской области на период до 2010 года (приложение N 1);

2) прогнозируемых показателей по выпуску основных строительных материалов промышленными предприятиями Омской области на период до 2010 года (приложение N 2);

3) ожидаемых результатов при вводе в эксплуатацию новых мощностей предприятиями строительной индустрии Омской области в 2004-2006 годах (приложение N 3);

4) основных мероприятий в сфере архитектурно-строительной деятельности на территории Омской области на 2004-2010 годы (приложение N 4).

Выполнение мероприятий Стратегии намечено поэтапно в 2004-2005 годах и в 2006-2010 годах.

На первом этапе (2004-2005 годы) планируется осуществить:

1) нормативно-правовое обеспечение мероприятий, разработку основной градостроительной документации, проектной документации не менее чем на двухлетний период строительства объектов, финансируемых из областного бюджета;

2) комплекс мер по инвентаризации основных фондов в строительном комплексе, анализ возможностей их эффективного использования;

3) оказание содействия в привлечении необходимых инвестиций на модернизацию действующих производств, введению новых мощностей и их эффективной эксплуатации;

4) комплексную оценку состояния жилищного фонда и завершение разработки проекта областной целевой программы "Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в Омской области до 2010 года";

5) разработку схемы привлечения внебюджетных инвестиций для реализации проектов по реконструкции жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу, включая средства собственников жилых помещений;

6) разработку мероприятий по вовлечению в строительное производство вторичных ресурсов.

На втором этапе (2006-2010 годы) планируется продолжить реализацию намеченных мероприятий Стратегии, внедрение организационных и финансовых механизмов реализации мероприятий по всем направлениям, совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы.

5. Система мероприятий, направленных на реализацию стратегии


5.1. Жилищное строительство

5.1.1. Строительство жилья для социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения

В 2004-2010 годах в Омской области планируется значительное увеличение объемов строительства жилых домов, которые по стоимости более доступны для населения, с квартирами, приближенными к установленным нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет всех источников финансирования (для сравнения: в 2003 году введено в эксплуатацию 65 тыс. кв.м общей площади жилья, в 2010 году планируется ввести в эксплуатацию 280 тыс. кв.м общей площади жилья). За счет бюджетных средств планируется осуществлять строительство многоквартирных жилых домов для ветеранов Великой Отечественной войны и труда. В соответствии с проводимой в Омской области политикой по обеспечению жильем малообеспеченных слоев населения за последние годы построен ряд домов для ветеранов Великой Отечественной войны и труда в городе Таре, городе Исилькуле, районном центре Азово, в городе Омске (Нежинский центр милосердия). В 2004-2005 годах намечен ввод в эксплуатацию таких жилых домов в городе Называевске, городе Таре, районных центрах Знаменское, Горьковское, Шербакуль, Муромцево, Кормиловка, Большеречье.

В районах Омской области предусматривается дальнейшее развитие форм государственной поддержки граждан в строительстве (реконструкции) индивидуальных жилых домов.

До 2010 года планируется довести объемы ввода в эксплуатацию жилья по Омской области за счет всех источников финансирования до 1 млн. кв.м в год, в том числе по районам Омской области до 250 тыс. кв.м. Из них объемы строительства жилья индивидуальными застройщиками планируется увеличить в 2005 году до 190 тыс. кв.м, а к 2010 году - до 340 тыс. кв.м.

В целом по Омской области удельный вес строительства жилья индивидуальными застройщиками в общем объеме прогнозируется к 2010 году до 42%, по районам Омской области до 95%.

5.1.2. Развитие ипотечного жилищного кредитования

В целях развития ипотечного жилищного кредитования в Омской области созданы областное государственное учреждение "Агентство жилищного строительства Омской области" и открытое акционерное общество "Омская региональная ипотечная корпорация". За три года выдано 236 ипотечных жилищных кредитов на сумму свыше 40 млн. рублей. Ведется работа по рефинансированию ипотечных жилищных кредитов с открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" города Москвы, привлечению средств коммерческих банков. Принят Закон Омской области "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования в Омской области", в целях реализации которого из областного бюджета в 2004 году выделяется 90 млн. рублей.

Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования ведется работа по следующим направлениям:

1) увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Омская региональная ипотечная корпорация" (далее - Корпорация), привлечение в качестве учредителей Корпорации подрядных, проектных и иных организаций, что позволит увеличить объемы внебюджетных средств в развитие ипотеки;

2) создание жилищного фонда для обеспечения жильем неплатежеспособных заемщиков, разработка необходимой нормативно-правовой базы;

3) вовлечение банков в процесс ипотечного жилищного кредитования.

5.1.3. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Законом Омской области "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Омской области" на 2004-2010 годы" утверждена областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Омской области" на 2004-2010 годы. В ходе реализации мероприятий данной областной целевой программы планируется ликвидировать 347,3 тыс. кв.м ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе: на первом этапе (2004 год) - 68 тыс. кв.м, на втором этапе (2005-2010 годы) - 279,3 тыс. кв.м.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»