Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 1995 г. N 519-п

О внесении на рассмотрение Законодательного Собрания проекта Закона
"О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области"

______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 15 декабря 2003 г. N 232

______________________________________________


Учитывая важное значение правовой регламентации порядка организации крестьянских (фермерских) хозяйств для обеспечения нормального функционирования агропромышленного комплекса области и руководствуясь ст. 7 Закона о Законодательном Собрании Омской области и ст. 46 Регламента Законодательного Собрания Омской области

постановляю:

1. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области проект Закона "О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области".

2. Представление проекта Закона на Законодательном Собрании поручить Иванову Р.Л. - заместителю начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации области.

Первый заместитель
Главы Администрации области
 В.А. Третьяков

Пояснительная записка
к проекту Закона Омской области "О порядке организации
крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области"

Правовая регламентация порядка организации крестьянских (фермерских) хозяйств имеет важное значение для обеспечения нормального функционирования агропромышленного комплекса области. Фермерский сектор экономики постепенно занимает заметное место в Омском регионе. По состоянию на 1 сентября 1995 года здесь зарегистрировано 7941 крестьянских хозяйства, за которыми закреплено 8% имеющихся в области сельхозугодий. В 1994 году фермерами поставлено для государственных нужд 23% зерна от объема, поступившего в федеральный и региональный продовольственные фонды от всех сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В то же время уровень ведения сельскохозяйственного производства в крестьянских хозяйствах оставляет желать лучшего. Вследствие несовершенства законодательства фермерами порою становятся лица, не способные трудиться на земле, а тем более самостоятельно вести производство товарной продукции. Отсюда имеют место случаи, когда земли, закрепленные за крестьянскими хозяйствами, не используются вообще или эксплуатируются нерационально, зарастают сорняками и деградируют, хотя многие сельскохозяйственные предприятия не могут удовлетворить нужды производства в силу дефицита имеющихся в их распоряжении земель. Отсутствие у значительного числа фермеров необходимых навыков, знаний и опыта является одной из причин "нежизнеспособности" крестьянских хозяйств. Так, в 1994 году в Омской области на одно вновь образованное фермерское хозяйство приходилось два ликвидировавшихся.

Потребность в принятии областного закона, регулирующего порядок создания крестьянских хозяйств, обусловлена также вступлением в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, который существенно изменил существовавший ранее подход к правовому статусу фермеров. Вместе с тем установленное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов не позволяет в настоящее время урегулировать весь комплекс отношений, связанных с фермерством, на уровне областного законодательства. Из этого обстоятельства и исходили разработчики законопроекта, ограничив предмет регулирования лишь теми проблемами, которые на сегодняшний день можно решить в рамках регионального закона.

При разработке законопроекта "О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области" были использованы нормы Конституции Российской Федерации, части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего земельного законодательства, а также проект федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подготовленный Минсельхозпродом России совместно с Минэкономики России и Минюстом России.

Законопроект состоит из двух разделов. В первом из них ("Общие положения") дана характеристика крестьянского хозяйства, закреплено его равноправие с другими формами хозяйствования. В отличие от федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в законопроекте понятие крестьянского хозяйства приведено в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не включившего данную форму хозяйствования в число юридических лиц.

Во втором разделе ("Создание крестьянского хозяйства") сформулированы требования, предъявляемые к членам крестьянского хозяйства (статья 5), условия предоставления земельного участка для фермеров (статья 6), порядок и сроки рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства (статья 7), особенности организации крестьянских хозяйств участниками сельскохозяйственных предприятий (статья 9), а также порядок регистрации фермерских хозяйств (статья 10).

Особое внимание нужно обратить на нормы, изложенные в статьях 3, 7 и 8 законопроекта, поскольку содержащиеся в них правила конкретизируют действующие общие правовые предписания. Так, статья 3 определяет требования к претенденту на создание крестьянского хозяйства. Ими являются наличие опыта работы в сельском хозяйстве не менее трех лет, а также обладание сельскохозяйственной специальностью (квалификацией) либо прохождение специальной подготовки, подтвержденное соответствующим документов (аттестационным свидетельством или удостоверением). При несоответствии лица указанным требованиям оно не обладает правом на создание крестьянского хозяйства и не может представлять как глава его интересы. Вместе с тем наличие у претендента качеств, предусмотренных статьей 3, не означает автоматического удовлетворения его заявления о выделении земельного участка и регистрации крестьянского хозяйства, поскольку они еще не свидетельствуют о способности лица самостоятельно осуществлять сельскохозяйственное производство. Поэтому пунктом 3 статьи 7 и статьей 8 законопроекта предусмотрено создание районных (городских) комиссий по определению подготовленности главы фермерского хозяйства к самостоятельному ведению последнего. Заключение данной комиссии учитывается при решении районной (городской) администрацией вопросов, связанных с выделением земли и регистрации фермерского хозяйства. Для обеспечения объективности в работе комиссии в ее состав предлагается помимо специалистов местных администраций включить также представителей районной и областной ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств.

Решение местной администрации об отказе в предоставлении земельного участка для организации крестьянского хозяйства, а также иные действия должностных лиц, нарушающие права граждан на создание крестьянского хозяйства, могут быть обжалованы в суд (пункт 4 статьи 7).

Проект областного Закона "О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области" подготовлен специалистами управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области. По предварительным расчетам его принятие не потребует дополнительных ассигнований из областного бюджета.

При доработке законопроекта учтены замечания и предложения, высказанные коллегией администрации области, управлениями сельского хозяйства и продовольствия администраций районов области, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области, управлением юстиции Омской области, экспертами администрации области, а также разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.95 г. N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Проект

Закон Омской области

О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство* является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным семьей или отдельным гражданином в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Законом, для товарного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

2. Крестьянское хозяйство самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается произведенной продукцией, полученным доходом, остающимся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

3. В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянское хозяйство не является юридическим лицом.

4. Глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского хозяйства. К предпринимательской деятельности главы крестьянского хозяйства применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

__________________________

* В дальнейшем - крестьянское хозяйство

Статья 2. Законодательство о крестьянском хозяйстве

Деятельность крестьянского хозяйства и его отношения с предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами регулируются федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Омской области.

Раздел II. Создание крестьянского хозяйства

Статья 3. Право на создание крестьянского хозяйства

1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этой цели имеет любой гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве не менее 3-х лет, обладающий сельскохозяйственной специальностью (квалификацией), либо прошедший специальную подготовку и получивший соответствующее аттестационное свидетельство (удостоверение).

2. При наличии нескольких претендентов, отвечающих указанным требованиям, преимущественное право на получение земельного участка имеют:

а) граждане, проживающие в данной местности;

б) военнослужащие, уволенные в запас по сокращению штатов;

в) имеющие статус беженца или вынужденного переселенца, лица, миграция которых вызвана стихийными бедствиями, социальной или экономической обстановкой;

г) многодетные семьи.

При прочих равных условиях заявления удовлетворяются в порядке их подачи.

3. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решение о формах участия в его деятельности.

Статья 4. Глава крестьянского хозяйства

1. Интересы крестьянского хозяйства в отношении с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами представляет его глава.

2. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов, определяемый по их взаимному согласию. Глава крестьянского хозяйства должен отвечать требованиям, установленным частью 1 статьи 3 настоящего Закона.

3. Не могут быть главами крестьянских хозяйств лица, которым действующим законодательством запрещено заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.

4. Для главы крестьянского хозяйства работа в нем является основной.

5. На имя главы крестьянского хозяйства выдается документ (свидетельство) о регистрации крестьянского хозяйства, открывается расчетный и другие счета в банке.

6. При неисполнении главой крестьянского хозяйства своих обязанностей или по его личной просьбе может быть произведена его замены по взаимному согласию членов хозяйства, о чем вновь избранный глава крестьянского хозяйства обязан в недельный срок уведомить орган, зарегистрировавший хозяйство. Орган, зарегистрировавший хозяйство, в десятидневный срок вносит соответствующие изменения в свидетельство о регистрации крестьянского хозяйства.

Статья 5. Члены крестьянского хозяйства

1. Членами крестьянского хозяйства, организованного в качестве семейно - трудового объединения, могут быть супруги, их дети (в том числе усыновленные) или дети каждого из них, достигшие 14-летнего возраста, с согласия одного из родителей или законного представителя, другие родственники, совместно ведущие это хозяйство.

Членами крестьянского хозяйства могут быть также лица, не состоящие в родстве с другими его членами.

2. Состав членов крестьянского хозяйства должен быть указан в документах о регистрации крестьянского хозяйства. В случае изменения состава членов крестьянского хозяйства его глава обязан в недельный срок уведомить об этом орган, зарегистрировавший хозяйство. Орган, зарегистрировавший крестьянское хозяйство в десятидневный срок вносит соответствующие изменения в свидетельство о регистрации крестьянского хозяйства.

3. Принятие новых членов и выход из состава членов крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов хозяйства и оформляется договором.


Статья 6. Условия предоставления земельного участка для ведения крестьянского хозяйства

1. Земельные участки для ведения крестьянского хозяйства предоставляются гражданам по их заявлению в собственность или аренду решением районной (городской) администрации. Данное решение является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности), выдачи свидетельства, удостоверяющего право собственности, заключения договора аренды.

2. При положительном решении районная (городская) администрация направляет заявление в соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству для подготовки материалов по отводу земель.

3. Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства выделяется в соответствии со схемой землеустройства района (города), не затрагивая земли, используемые для ведения личного подсобного хозяйства граждан, и земли общественного пользования.

4. Крестьянское хозяйство имеет право получить в установленном порядке в собственность из земель запаса, включая фонд перераспределения, дополнительные земельные участки в размере среднерайонной нормы передачи земли в собственность при вступлении в хозяйство новых членов.

5. Общий размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае районной (городской) администрацией с учетом количества членов хозяйства, его специализации, качества земли и установленных в Омской области предельных размеров земельных участков, предоставляемых крестьянским хозяйствам.


Статья 7. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства

1. Гражданам, не являющимся участниками сельскохозяйственных коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов), земельные участки для ведения крестьянского хозяйства предоставляются по их заявлению из земель запаса, включая фонд перераспределения.

2. Заявление о предоставлении земельного участка, подписанное главой и членами крестьянского хозяйства, подается в районную (городскую) администрацию по месту расположения земельного участка. В заявлении указывается цель предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка, его размеры и местоположение (при аренде - и срок использования), список лиц, изъявивших желание быть членами крестьянского хозяйства, с указанием лица, избранного главой крестьянского хозяйства. Заявление должно быть подписано всеми указанными в нем лицами. К заявлению прилагается выписка из трудовой книжки, подтверждающая опыт работы в сельскохозяйственном производстве, документ о наличии сельскохозяйственной специальности (квалификации), либо документ о прохождении главой крестьянского хозяйства специальной подготовки.

3. Районная (городская) администрация направляет заявление в районную (городскую) комиссию по определению подготовленности главы крестьянского хозяйства к ведению сельскохозяйственного производства. При положительном решении комиссии районная (городская) администрация передает заявление в районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству для подготовки материалов по отводу земель.

4. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении участка для ведения крестьянского хозяйства принимается районной (городской) администрацией в месячный срок со дня подачи заявления и выдается в семидневный срок со дня его принятия. В решении указывается площадь земель, передаваемых в собственность бесплатно, за плату и в аренду.

5. Отказ в предоставлении земельного участка допускается в следующих случаях:

а) если гражданин, избранный главой крестьянского хозяйства, не отвечает требованиям, установленным пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона;

б) при отсутствии земель запаса, включая фонд перераспределения;

в) по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

6. Решение районной (городской) администрации от отказе в предоставлении земельного участка, а также действия должностных лиц, нарушающих права граждан на создание крестьянского хозяйства (несоблюдение сроков рассмотрения заявления, сокрытие информации о наличии свободных земель в фонде перераспределения и т.п.), могут быть обжалованы в суд.

Статья 8. Районная (городская) комиссия по определению подготовленности главы
крестьянского хозяйства для ведения сельскохозяйственного производства


1. Районная (городская) комиссия по определению подготовленности главы крестьянского хозяйства для ведения сельскохозяйственного производства создается решением районной (городской) администрации. В состав комиссии могут входить представители районной (городской) администрации, районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, объединений (ассоциаций) крестьянских хозяйств. Порядок работы и персональный состав комиссии определяется районной (городской) администрацией.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»