Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 1995 г. N 518-п

О внесении на рассмотрение Законодательного Собрания проекта Закона "О землеустройстве"

______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 15 декабря 2003 г. N 232

______________________________________________


Рассмотрев представленный проект Закона Омской области "О землеустройстве", руководствуясь ст. 7 Закона о Законодательном Собрании Омской области и ст. 46 Регламента Законодательного Собрания Омской области

постановляю:

1. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области проект Закона "О землеустройстве".

2. Представление проекта Закона на Законодательном Собрании поручить Баскакову А.Г. - председателю комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омской области.

Первый заместитель
Главы Администрации области
 В.А. Третьяков

Пояснительная записка
к Закону Омской области "О землеустройстве"

Земельная реформа в Российской Федерации внесла существенные изменения в назначение, содержание и организацию землеустройства. Различия в организации и финансировании землеустройства связаны главным образом с отменой государственной монопольной собственности на землю, развитием многообразных форм собственности на землю, введением платности за землю, децентрализацией управления земельными ресурсами. Потребности проведения землеустройства обуславливают необходимость внесения существенных коррективов в исторически сложившуюся в советский период систему правовых норм, регламентирующих процесс организации работ по землеустройству.

Целью так называемого социалистического землеустройства в советский период являлось "организация полного, рационального и эффективного использования государственных земель" за счет устройства территории преимущественно сельскохозяйственных предприятий в процессе межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Собственнику земли (государству) важно было навести порядок в использовании, сохранении и улучшении земли путем направленной территориальной организации сельскохозяйственного производства. На землях несельскохозяйственного назначения землеустройство ограничилось техническим обеспечением отвода земель в пользование.

В условиях многообразия форм собственности на землю первостепенное значение приобретают процессы межотраслевого распределения по целевому назначению (категориям земель) и внутриотраслевого их перераспределения между собственниками земли, землевладельцами и арендаторами земли. Распределение земли по формам собственности призвано стимулировать частный интерес к интенсификации природопользования, для организации полного, рационального и эффективного использования земли не на общегосударственном, а на локальном уровне. Пореформенное землеустройство переориентируется с организации территории сельскохозяйственных предприятий на регулирование земельных отношений путем территориального планирования формирования землепользований различных форм собственности и их взаимного ограничения межевания земель - основы государственной регистрации прав на землю. Землеустройство пореформенного периода из технико-экономического превращается в социально-правовое мероприятие, направленное на реализацию земельной политики, прав и обязанностей собственников земли, землепользователей и арендаторов.

В предлагаемом проекте Закона Омской области "О землеустройстве" изложены материальные и процессуальные нормы, которые определяют назначение, задачи, содержание, управление и финансирование землеустройства. Отельными статьями излагаются участники отношений по землеустройству, их права и обязанности, гарантии и ответственность за нарушение процесса землеустройства.

Принятие настоящего Закона упорядочит процесс организации землеустройства, согласований, утверждения и внедрения в производство результатов проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, организовать рынок земли, экономическое стимулирование, повысить эффективность использования и охраны земель.

Председатель комитета
 А.Г. Баскаков

В разработке проекта закона Омской области "О землеустройстве" приняли участие:

1. От Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омской области

     Баскаков А.Г.              - Председатель

     Апретов В.Н.               - Первый заместитель председателя,
                                  канд. экон. наук

     Лихачев В.А.               - Заместитель председателя

2. От Сибирского филиала РОСНИЦ "Земля"

     Махт В.А.                  - Директор, канд. экон. наук

     Березенко Г.П.             - Ст. научный сотрудник,
                                  канд. экон. наук

3. От Омского государственного Агроуниверситета

     Рогатнев Ю.М.              - Зав. кафедрой "землеустройства",
                                  канд. экон. наук

     Сухоцкий Б.А.              - Зав. кафедрой "земельного
                                  кадастра и права",
                                  канд. экон. наук

4. Омское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие института ЗапсибНИИГипрозем

     Ивахно Н.И.                - Директор

     Гельвиг Э.А.               - Главный инженер

 Проект

Закон Омской области

"О землеустройстве"

Раздел I. Назначение землеустройства

Статья 1. Понятие землеустройства

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на исполнение решений государственных органов представительной и исполнительной власти Российской Федерации, Законодательного Собрания, администрации и органов местного самоуправления Омской области по организации рационального использования и охране земель.

Статья 2. Задачи землеустройства

Основными задачами землеустройства являются:

1. изучение земельных ресурсов в системе комплексной оценки природных ресурсов области;

2. межевание земель с установлением и закреплением на местности границ административно-территориальных образований и земельных участков собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

3. организация и стимулирование рационального использования и охраны земель;

4. разработка комплекса мер по освоению новых земель, улучшению существующих сельскохозяйственных угодий, сохранению и повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых природных ландшафтов и охране земель;

5. правовое обеспечение рынка земли, прав собственности, землевладения, землепользования и аренды земель.

Статья 3. Обязательность землеустройства

Проведение работ по землеустройству является обязательным на землях всех категорий независимо от форм собственности и хозяйствования при:

1) установлении границ административно-территориальных образований и формировании земельного фонда области, разграничении федеральных земель, земель области, муниципальных образований, юридических лиц и граждан;

2) определении плательщиков земельного налога, арендной платы и объектов налогообложения, ставок земельного налога, нормативной цены земли;

3) оформлении сделок с землей (продажа, передача по наследству, дарение, сдача в залог, аренда, обмен, передача в качестве взносов, вкладов в уставные фонды);

4) приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий;

5) получении ипотечного кредита, государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, включенных в федеральные программы по мелиорации земель;

6) санации сельскохозяйственных и межхозяйственных предприятий;

7) формировании земельных фондов для вынужденных переселенцев, беженцев, военнослужащих и других групп населения;

8) разработке областных, районных и муниципальных схем и проектов развития и размещения производительных сил, организации земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

9) разработке генпланов, планировки, застройки, земельно-хозяйственном устройстве населенных пунктов, лесоустройстве, охотоустройстве, организации государственного фонда недр;

10) и в других случаях, определенных специальными решениями органов власти и управления Российской Федерации, Омской области и органов местного самоуправления.

Статья 4. Юридическое содержание и правовые последствия землеустройства

Установленные в порядке проведения работ по землеустройству целевое назначение, характер, режим использования и охраны земель, ограничения и обременения, границы землепользований, земель земельных участков, данные по качеству и количеству земель, нормативной стоимости, ставкам земельного налога и другие данные проектно-изыскательных работ, рассмотренные и утвержденные в порядке, предусмотренном настоящим законом, являются обязательными для органов власти и управления, юридических лиц и граждан, служат юридической основой для регулирования земельных отношений. Землепользовательная документация является официальным документом при организации управления земельными ресурсами, решении спорных вопросов, в том числе и в суде. Изменения в материалы землеустройства могут быть внесены только решением органа, утвердившего проектно-землеустроительную документацию или в судебном порядке.

Статья 5. Содержание землеустройства

Землеустройство включает в себя следующие виды работ по землеустройству:

1) аэрофотогеодезические и топографические земельно-кадастровые съемки;

2) почвенное обследование;

3) геоботаническое обследование;

4) инвентаризацию земель;

5) составление кадастровых карт земельных, почвенных и геоботанических ресурсов;

6) работы, связанные с обеспечением введения земельного кадастра, внедрения автоматизированных систем, мониторингом земель;

7) перераспределение земель;

8) оформление и выдачу документов, удостоверяющих право на землю;

9) разработку программ, схем использования и охраны земельных ресурсов;

10) работы, связанные с установлением землепользования федеральных земель, земель области и органов местного самоуправления;

11) земельно-хозяйственное устройство территорий населенных пунктов;

12) внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств;

13) установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

14) составление дежурных карт ограничений и обременений в использовании земель;

15) устройство территорий федеральных земель, переселенческих земельных фондов, рекреационных и культурно-заповедных зон, коллективных садоводческих, огороднических товариществ;

16) установление и изменение на местности границ районов и территорий, управляемых органами местных самоуправлений;

17) образование новых и упорядочение существующих землепользований сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий с установлением их недостатков;

18) отвод земель для несельскохозяйственных целей;

19) установление границ зон ограничений и обременений в использовании земли с установлением режимов использования и характера ограничений и обременений;

20) организация использования земли в сельскохозяйственных предприятиях на рекреационных объектах;

21) рекультивация земель;

22) установление и изменение на местности черты населенных пунктов;

23) и другие работы, необходимость которых определяется заказами облкомзема на проведение работ по землеустройству.

Раздел II. Система управления и организации землеустройства

Статья 6. Управления землеустройством

1. Государственное управление землеустройством находится в совместном ведении Российской Федерации и Омской области и осуществляется путем принятия законодательных актов, утверждения основных направлений и программ по использованию и охране земельных ресурсов, финансирования и госконтроля за использованием и охраной земель.

2. Управления землеустройством на уровне субъекта федерации осуществляется Законодательным Собранием, главой администрации области в пределах отведенной им компетенции.

3. Органами местного самоуправления осуществляется управление землеустройством муниципальных земель и земель, предоставляемых в их ведение.

Статья 7. Организация землеустройства

Специально уполномоченным органом по планированию, организации и контролю за проведением землеустройства в Омской области является комитет по землеустройству области и его территориальные органы. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и комитет по земельным ресурсам и землеустройству Омской области обладают исключительным правом издания научно-методических и технологических инструкций и указаний по проведению землеустройства, проводимого на всех уровнях и на всех категориях земель, в том числе при планировании городов и других несельскохозяйственных территорий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»