Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 1993 года N 11-п

О создании системы социально-психологической помощи населению области

______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 10 февраля 2004 г. N 27

______________________________________________

В целях решения проблемы адаптации населения, в т.ч. подрастающего поколения, к жизни в новых экономических и социальных условиях, в связи с острейшей необходимостью создания в области службы социально-психологической помощи и укомплектования данной службы квалифицированными кадрами психологов и социальных работников, постановляю:  

1. Главам администраций районов области и г. Омска, руководителям органов образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости населения области провести необходимую организаторскую работу по созданию системы социально-психологической помощи населению.  

2. Управлению социальной защиты (Опарин Н.И.), главному управлению труда и занятости населения (Покровский Г.Е.), управлению здравоохранения (Стороженко В.К.), комитету по образованию администрации области (Меха И.В.) в срок до 1 апреля 1993 года разработать программы постепенного введения должностей психологов и социальных работников во всех подведомственных им учреждениях и подготовки кадров соответствующей квалификации.

Совместно с комитетом по науке и делам высшей школы (Салохин Н.П.) сформировать заказ на подготовку специалистов в вузах г. Омска.  

3. Одобрить концепцию комитета по образованию администрации области о создании социально-психологической службы в системе образования (Приложение N 1).  

4. Разрешить комитету по образованию администрации области (Меха И.В.) в срок до 1 июля 1993 года открыть социально-психологический центр (Приложение N 2).  

5. Поручить комитету по образованию администрации области (Меха И.В.), главному управлению труда и занятости населения администрации области (Покровский Г.Е.) в срок до 1 апреля 1993 года разработать положение о порядке аттестации психологов и социальных работников, а также квалифицированные требования к различным категориям этих специалистов.  

6. Ректору Омского государственного университета Тихомирову В.В. обратиться с ходатайством в Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации об открытии на базе университета психологического факультета с набором студентов, начиная с 1993 года.  

7. Ректору Омского государственного педагогического института Чуркину К.А. обратиться с ходатайством в Министерство образования Российской Федерации об открытии в институте специальностей "социальная педагогика" и "практическая психология" для подготовки кадров для системы образования области, начиная с 1993 года.  

8. Просить сессию областного Совета народных депутатов рассмотреть вопрос о выделении целевых средств на создание социально-психологического центра и подготовку кадров психологов.  

9. Главному управлению труда и занятости населения администрации области (Покровский Г.Е.) в срок до 1 апреля 1993 года разработать примерное положение об управлении персоналом на предприятии, обратив особое внимание на новые функции кадровых служб предприятий, связанных с управлением поведением работников в процессе трудовой деятельности, созданием условий для социального продвижения специалистов и рабочих.  

10. Рекомендовать руководителям предприятий всех форм собственности по мере подготовки соответствующих специалистов создавать кабинеты психологической разгрузки, постепенно вводить в структуру кадровых служб психологов и социальных работников, создавать социально-психологические службы на кооперативных началах.  

11. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации Л.А. Еловикова.  

          Глава Администрации
 Л.К. Полежаев

 

     Приложение N 1

     к постановлению Главы

     Администрации Омской области

     от 15 января 1993 г. N 11-п

 Комитет по образованию Администрации Омской области

 
Институт повышения квалификации работников образования



 Концепция

 социально-психологической службы

 в системе образования Омской области  

      Временный творческий коллектив

      руководитель кандидат педагогических наук

      Гуляйкин В.А.,

      заведующий кафедрой педагогики и

      психологии ОИПКРО

 I. Обоснование необходимости создания

 социально-психологической службы в системе образования  

В период нестабильной экономической и политической жизни в стране нарастает социальная и эмоциональная напряженность, особо остро проявляются негативные явления, меняются взаимоотношения между людьми, идет переоценка ценностных ориентаций и взглядов на происходящие жизненные явления.

Глубина и масштабность кризисных явлений особенно ярко проявляются по отношению к подрастающему поколению, поскольку именно оно сегодня является наименее социально защищенной и наименее адаптированной к жизни в новых условиях частью нашего общества.

Анализ основных показателей развития образования в Омской области в 1991 году свидетельствует о том, что по сравнению с прошлыми годами имеет место тенденция снижения успеваемости в школах, растет агрессивность по отношению к окружающим, практически не функционирует общегосударственная система трудоустройства.

Сокращается количество учащихся, поступающих в Х-ХI класс (- 956 по сравнению с 1990 годом).

Отчисление подростков в возрасте 11-14 лет из общеобразовательных школ приводит к тому, что они оказываются не работающими и не учащимися. На 1.11.92 их количество составило 1545 человек, что на 67,3% больше соответствующего периода прошлого года.

Продолжается рост преступности среди несовершеннолетних. По данным УВД Омской области за 10 месяцев текущего года подростками совершено 4748 правонарушений, причем наблюдается рост преступности по таким видам, как убийство на 450%, разбой - на 200%, хранение оружия - на 127.8%, грабеж - 69,4%.

Растет заболеваемость детей психическими расстройствами. По данным областного Управления здравоохранения на диспансерном учете состоит более 11130 детей с различными формами психических расстройств, более 3732 детей с болезнями нервной системы и органов чувств.

Очевидно, что у этой категории детского населения процессы социальной адаптации будут протекать значительно тяжелее, чем у детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Ежегодно более 800 детей в области остаются без попечения родителей, под опекой и попечительством находятся сегодня 2779 детей, 6200 детей воспитываются в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот. Серьезные отклонения в психическим развитии детей подтверждает тот факт, что за 1991 год в медико-психолого-педагогическую комиссию обратилось 1618 детей, а за 8 месяцев текущего года эта цифра составила 1260 человек.

Таким образом, школа испытывает сегодня значительные трудности. Одна из причин в том, что обучение и воспитание слабо опирается на комплекс имеющихся психологических знаний о развитии ребенка и формировании его личности. Педагогическая практика требует сегодня более тесной взаимосвязи с психологической наукой, что предполагает создание целой системы социально-психологической службы, которая должна стать необходимым звеном системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества и заслуживает приоритетного внимания, заботы и помощи со стороны всех государственных и общественных организаций и их руководителей.  

 II. Задачи социально-психологической службы

 и принципы ее деятельности  

Задачи социально-психологической службы:

- формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;

- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;

- психолого-педагогическое изучение детей;

- психопрофилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;

- социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;

- оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных или критических ситуациях;

- консультирование педагогов, администрации, родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам развития личности ребенка, создания благоприятного микроклимата в семье, учреждении системы образования;

- формирование у педагогов, детей, родителей и лиц, заменяющих их, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в практической деятельности;

- разработка рекомендаций по профилактике нарушений психического здоровья для населения, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

- осуществление профориентационной работы, способствующей осознанному выбору детьми и молодежью профессии с учетом их ценностных ориентаций, способностей, жизненных планов и возможностей.

Социально-психологическая служба в системе образования осуществляет свою деятельность на принципах:

- законности;

- гуманизма, справедливости;

- личностного подхода;

- научной обоснованности;

- приоритета воспитательных и правоохранительных мер в работе службы над мерами правового воздействия на несовершеннолетних.  

 III. Содержание деятельности социально-психологической службы  

В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:

1. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию, и самообразованию.

2. Важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей.

3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:  

 Психопрофилактическая работа  

Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.

В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия.

1. Проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.

2. Проводят обследование детей при переходе ребенка из старшей группы в подготовительную (в 5 лет) в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации за предстоящий год возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе.

3. Участвуют в приеме детей в первые классы, определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения.

4. Проводят психологическое обследование у детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней - в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе.

5. Ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения.

6. Организуют педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей.

7. Ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учебно-воспитательном учреждении:

оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый);

способствуют улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый - ребенок);

консультируют педагогов, воспитателей и других работников детских учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.

8. Способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.

9. Проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам из развития.  

 Психодиагностическая работа  

Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие задачи:

1. Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

2. Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»