Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 1998 года N 8/1-п

О состоянии и мерах по улучшению инвестиционного климата
 и повышению эффективности госкапвложений в Омской области

______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 8 июля 2003 г. N 124

______________________________________________

_____________________________________________________

Снято с контроля Указом Губернатора Омской области от 28 марта 2001 г. N 68

_____________________________________________________

Важнейшей задачей экономической политики всегда была и остается проблема обеспечения расширенного воспроизводственного процесса. Ее решение является единственной реальной основой повышения уровня производства регионального внутреннего продукта, увеличения количества рабочих мест, улучшения состояния денежного обращения и наполняемости бюджетов всех уровней налогами - источника социальных гарантий и государственной целостности страны.

Общий экономический кризис затронул эту сферу особенно остро. Последние пять лет область теряла ежегодно 20-30% объемов капитальных вложений. Сальдо воспроизводственного процесса ухудшалось в течение всего периода, амортизация используется менее чем наполовину.

Степень физического износа основных фондов в целом по отраслям составляет свыше 40%, а в некоторых отраслях она значительно выше.

Реально рынком востребовано сегодня лишь 50-55% основных фондов в силу их физического и морального износа, неприемлемой в современных условиях структуры, стоимости и других факторов.

Следствием становится продолжающееся падение темпов роста и физических объемов производства и реализации продукции, доходов области, прирост безработицы, падение уровня жизни населения.

Лишь в 1996-1997 годах неблагоприятные тенденции удалось приостановить, и фиксируется минимальный за последние годы темп падения инвестиций в основной капитал. Была впервые утверждена инвестиционная программа области, выдавались значительные суммы гарантий областного бюджета под коммерческие инвестиционные проекты, активно развивались институты и инструменты фондового и финансового рынка.

Однако отдельных указанных мероприятий сегодня недостаточно. Последовательно должны формироваться устойчивый комплекс, система мер долговременного характера для создания в области всех необходимых условий для эффективного функционирования производственного, финансового и интеллектуального капитала, успешного привлечения его для решения задач развития.

Исходя из вышеизложенного, а также в целях исполнения Закона Омской области "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области" постановляю:  

1. Записку "О состоянии и мерах по улучшений инвестиционного климата и повышению эффективности госкапвложений в области" принять к сведению. (Приложение N 1).  

2. С перечнем объектов для включения в программы по проектам бюджета развития на 1998 год в пределах сумм, утвержденных Законом Омской области "Об областном бюджете на 1998 год", согласиться. (Приложение N 2).  

3. С перечнем объектов госкапвложений за счет средств областного бюджета на 1998 год для включения в инвестиционную программу области в пределах сумм, утвержденных в Законе Омской области "Об областном бюджете на 1998 год", согласиться. (Приложение N 3).  

4. Утвердить Положение о государственной экспертизе инвестиционных проектов на территории Омской области. (Приложение N 4).  

5. Утвердить экономический комитет Администрации области (Вдовин Е.М.) органом, осуществляющим государственную регистрацию и экспертизу инвестиционных проектов и управляющим реализацией инвестиционных проектов, в том числе с участием (привлечением) средств областного бюджета.  

6. Установить плату за проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов на 1998 год в размере 0,3 процента от сметной стоимости проекта.  

7. Утвердить форму соглашений (договоров) на инвестиционную деятельность (Приложения N 5 и 6).  

8. Утвердить Положение "О порядке отбора и финансирования инвестиционных проектов предприятий и организаций за счет средств областного бюджета" (Приложение N 7).

В целях реализации этого Положения создать при экономическом комитете Администрации области инвестиционную комиссию. Председателю экономического комитета Е.М. Вдовину внести предложения по составу инвестиционной комиссии до 30 января 1998 года.  

9. Экономическому комитету Администрации области, комитету по управлению имуществом Омской области (А.Р. Сараев) обеспечить в установленном порядке учет и оформление прав собственности области вложений в соответствии с п.п. 2 и 3 настоящего постановления.  

10. Экономическому комитету администрации области на позднее 30 января 1998 года разработать и представить на утверждение Положение "О порядке осуществления госкапвложений за счет средств областного бюджета", предусмотрев в нем усиление требований по обоснованию необходимости вложения средств, договорную форму отношений субъекта Федерации с муниципальными образованиями на территории объекта вложений с определением взаимной ответственности за реализацию проекта и последующее использование его результатов, включая вопросы разделения собственности и возможных доходов от проекта, вопросы контроля использования средств и иные вопросы, связанные с современными требованиями и задачей реформирования отрасли.  

11. Продолжить реализацию, передачу органам местного самоуправления, списание незавершенных строительством за счет средств областного бюджета объектов в соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 20 августа 1997 года N 362-п "О мерах по вовлечению в хозяйственный оборот незавершенных строительством объектов, не обеспеченных финансированием".  

12. Экономическому комитету Администрации области совместно с Государственной налоговой инспекцией по Омской области (В.М. Погребняк) разработать предложения по механизмам обеспечения целевого использования предприятиями амортизационных отчислений на воспроизводство, рассматривая отвлечение средств по этой статье как скрытое уклонение от уплаты налогов на прибыль.  

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области А.И. Голушко.  

          Глава Администрации
          (Губернатор) области
 Л.К. Полежаев

 

     Приложение N 1

     к постановлению Главы

     Администрации (Губернатора)

     области

     от 13.01.98 г. N 8/1-п

 Записка

 о состоянии и мерах по улучшению инвестиционного климата,

 повышению эффективности госкапвложений в Омской области  

Проблема инвестиций является ключевой проблемой развития. В ней, как в фокусе пересекаются линии всех существующих сегодня экономических и социальных проблем. Уровень регионального внутреннего продукта, количество рабочих мест, состояние денежного обращения, наполняемость бюджетов всех уровней налогами, все эти желанные цели экономической политики тесно увязаны и зависят в полной мере от качества воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики.

Областная Администрация всегда уделяла этой сфере большое внимание и даже в сложнейших условиях экономической реформы, острейшего дефицита средств искала пути сохранения инвестиционного потенциала и мобилизации его на цели развития.

В составе областного бюджета была впервые утверждена инвестиционная программа на общую сумму 255,2 млрд. рублей, включая поддержку коммерческих проектов, имеющих высокую бюджетную эффективность. И хотя, ввиду недостатка средств она профинансирована не полностью, доля бюджета области в сумме инвестиций в основной капитал составила 18,4 процента против 11,6 процента в 1996 году и 11,7 процента в гораздо более благоприятном 1995 году.

Средства направлялись на реализацию социальных программ, решение проблем транспорта и связи, топливно-энергетического комплекса. Существенную поддержку области получили и производственные проекты, такие, к примеру, крупные и известные, как реконструкция в Лузинском свинокомплексе, производство телевизоров в АО "Релеро", приобретение автобусов для г. Омска и т.д.

Формой поддержки инвестиционных проектов в области были не только прямые финансовые вложения, но и гарантии бюджетов всех уровней по кредитам хозяйствующих субъектов. Всего за последние два года Администрацией выдано таких гарантий на сумму около 100 млрд. рублей и 2,7 млн. долларов США. В последние годы с помощью органов власти в области бурно развивались нетрадиционные для страны, прямо связанные с рыночными механизмами, виды инвестиционной деятельности. Фактически, в кратчайшие сроки создана новая, принципиально иная инфраструктура для их осуществления. В регионе действуют 28 финансовых и инвестиционных компаний, 28 акционерных коммерческих банков и филиалов банков-нерезидентов, 1 бизнес-центр, 7 независимых реестродержателей, 1 депозитарий, 3 специализированных чековых инвестиционных фонда приватизации, 2 негосударственных пенсионных фонда, 43 страховых компании и т.д. Создано региональное отделение федеральной комиссии по ценным бумагам 11 областная комиссия по ценным бумагам.

Общее количество зарегистрированных в регионе акционерных обществ по состоянию на 01.07.97 г. (без учета банков, инвестиционных, финансовых и страховых компаний) составило 3061, в том числе открытого типа - 805. Акционерные общества, образованные в процессе приватизации, составляют 557, в том числе открытого типа - 463.

Операции с ценными бумагами стали набирать обороты.

Наиболее ликвидными (активно торгуемыми) корпоративными ценными бумагами (акции, облигации, векселя), находящимися в обращении в регионе являются бумаги:

- омских эмитентов - ОАО "Сибнефть", ОАО "ОНПЗ", ОАО "Омскшина", Омскнефтепродукт, АК "Омскэнерго", Омская электросвязь, Завод технического углерода;

- иногородних эмитентов - Сургутнефтегаз, РАО Газпром, Сбербанк РФ, РАО ЕЭС России, Юганскнефтегаз.

Общая сумма долгосрочных финансовых вложений в этой сфере выросла за 1996 год с 219 до 418 млрд. рублей, почти в 2 раза. Сумма краткосрочных финансовых вложений в паи предприятий, акции выросла с 12,5 млрд. рублей до 67,2 млрд. рублей, больше чем в 5 раз.

В текущем году Администрация области впервые и масштабно также осуществляла операции с ценными бумагами. Выпущено три облигационных займа на общую сумму 614 млрд. рублей. В том числе, самый большой по объему сельскохозяйственный займ в размере 264 млрд. рублей позволил области рассчитаться по товарному кредиту за прошлые годы, и уже первый его реализованный транш получил высокий рейтинг на общероссийском рынке и привлек в область почти ту же сумму новыми кредитами на финансирование сельскохозяйственной кампании 1997 года и долговременных вложений в виде лизинга через систему банка "СБС-АГРО".

Векселями области профинансированы расходы на 50 млрд. рублей.

Администрация г. Омска выпустила займ под жилищное строительство в сумме 25 млрд. рублей. К сожалению, он был реализован только наполовину, удалось разместить лишь 12,4 млрд. рублей. Активно работает Администрация Омска и с векселями.

За период приватизации фондом имущества области проведено 19 инвестиционных торгов. Наиболее существенный инвестиционный проект был реализован в АО "Омскшина", где предприятие "Корвет", приобретя 15 процентов акций уставного капитала АО "Омскшина", вложило в развитие производства шин 4 млрд. рублей и 200 тыс. долларов США.

В 1996 году по Программе Европейского Союза Тасис (Tacis) был проведен "Анализ тенденций развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения)" и определены оценки инвестиционной привлекательности регионов.

По результатам исследования область вошла в группу регионов с индексом инвестиционной привлекательности выше среднего (в диапазоне от 0.4 до 1) наряду с Санкт-Петербургом, Новосибирском, Иркутском, Тверью, Томском (всего 20 территорий).

Конечно, подобные исследования несут в себе много условностей, но при критическом подходе могут служить ориентирами для формирования собственных представлений о приоритетах региональной инвестиционной политики.

Гораздо более точным индикатором является показатель ликвидности эмитируемых субъектом бумаг, интерес к ним профессиональных операторов на финансовом рынке. В этом смысле, область тоже не может считать себя в числе отстающих на основании результатов уже проведенной эмиссии облигаций и поступающих в настоящее время заявок на них.

Вместе с тем следует сказать, что общий экономический кризис затронул эту сферу особенно остро. Последние пять лет область теряла ежегодно от 20 до 30 процентов объемов капитальных вложений.

Госкапвложения, по совершенно понятным причинам, уменьшались, а акционерные общества пока не используют весь свой потенциал и возможности для привлечения средств на собственное развитие.

Сальдо воспроизводственного процесса весь период ухудшалось. Так, в 1996 году амортизационные отчисления предприятий составили около 3,4 трлн. рублей, на капитальные вложения направлены лишь 0,8 трлн. рублей (24 процента).

Объем выпусков акций, облигаций, связанных с инвестициями, остается крайне низким. В 1996 году он составил 8 млрд. рублей, а в первом полугодии текущего года - 5,7 млрд. рублей.

Обязательства инвесторов по инвестиционным конкурсам выполняются меньше, чем наполовину (из 19 реализованных конкурсов только по 8).

Можно констатировать, что, к сожалению, данный сегмент рынка пока находится в периоде становления, и операции на нем носят спекулятивный характер и не влияют прямо на рост инвестиций в материальное производство.

В результате, степень физического износа основных фондов в целом по отраслям экономики составляет свыше 40 процентов, а в некоторых (таких как, нефтеперерабатывающая промышленность) достигает 60 процентов. Реально рынком востребовано сегодня только около 55 процентов основного капитала в промышленности. Остальная часть находится вне спроса в силу его физического и морального износа, несоответствия современным требованиям по составу, цене, технологическим особенностям.

Естественным следствием является общая длительная тенденция сокращения объемов производства, доходов области со всеми вытекающими из этого негативными социально-экономическими последствиями.

Поэтому Администрация не считает, что область в чем-то сильно отстает от общих параметров по стране, соседних или похожих регионов и рассматривает ситуацию в сфере инвестиций как неудовлетворительную, полагая необходимым усиливать свою роль в ее корректировке.

Совершенно очевидно, что в связи с радикальными изменениями в структуре собственности и недостатком средств, роль бюджетов всех уровней в создании финансовой базы инвестиций и заказов на них должна и будет снижаться.

Вместе с тем, полный отказ от формирования и исполнения бюджетной инвестиционной программы и невозможен, и нецелесообразен. Государство должно и будет строить объекты социальной инфраструктуры, равно как и обеспечивать развитие наиболее важных производственных отраслей. Вопрос состоит лишь в поиске адекватных механизмов отбора объектов и формировании соответствующих программ.

Требует пересмотра и структура управления государственными капитальными вложениями, с переносом акцента не на реализацию их объемов, а на достижение эффективного результата. Надо покончить со сложившейся практикой, при которой десятилетиями ведутся сотни бюджетных строек, которые никогда не будут закончены и востребованы, а также не имеют никакого отношения к реальной потребности областного бюджета.

Сегодня в области насчитывается около 400 не завершенных строительством строек, числящихся за областным бюджетом, с общей суммой уже освоенных средств 830 млрд. рублей и потребностью на достройку около 2,5 трлн. рублей

Связанные с решением данной задачи меры изложены в предлагаемом постановлении Главы Администрации (Губернатора) области.

За исключением государственных капитальных вложений у областной власти нет прямых инструментов управления инвестиционным процессом внегосударственных институтов. В этом случае, центром усилий Администрации области должно стать формирование благоприятной для вложений инвестиционной среды и стимулирующих механизмов, то есть того, что называется инвестиционным климатом региона.

Во многом инвестиционная действительность субъективна, поэтому речь очевидно, следует вести о региональной инвестиционной политике.

Безусловно, хорошей основой для ее формирования и последующего исполнения являются такие Законы Омской области, как "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области" и "О защите прав инвесторов".

В предлагаемом проекте постановления ряд положений прямо вытекает из данных Законов и направлен на их практическое выполнение.

Надо найти возможность заставить работать собственные средства предприятий и заемные средства так, как это делается во всем мире.

Уже сегодня доля внебюджетных средств в объеме инвестиций в основной капитал превышает 70 процентов. Доля собственных средств предприятий в них достигает 76 процентов.

Оценка потенциала источников вложений по всем направлениям говорит о том, что он несмотря на очень сложную общую экономическую ситуацию достаточно высок. Даже внутри области такой, например, ресурс, как средства населения, отложенные в накопления в виде вкладов в учреждениях банков, выражаются суммой 1,6 триллиона рублей. Их прирост за 8 месяцев составил 196 млрд. рублей. В валюту омичами было вложено за этот же период 578 млрд. рублей. 170 млрд. рублей хранится сейчас на карточках, что составляет 2,3 процента в общем объеме денежной массы (против 0,6 процента в прошлом году).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»