Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 февраля 1993 года N 36-п

 "О дальнейшем совершенствовании системы социальной защиты
 материнства и детства в Омской области"

______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 1 апреля 2002 г. N 81

______________________________________________

 

В области проводится определенная работа по выполнению ряда постановлений Главы администрации, направленных на социальную защиту материнства и детства.

Это подтверждает и более углубленный анализ работы администрации Большереченского района по защите материнства, детства, учащейся молодежи. Большое внимание в районе уделяется работе с детьми, воспитанию их на семейных традициях. Действует центр социальной работы и социальной педагогики, который внедряет новые методы работы, ставя во главу угла семью, ее проблемы и заботы. Администрация района изыскивает средства для бесплатного питания всех детей в школах, независимо от материального состояния семей, снижая тем самым социальную напряженность в районе, способствует внедрению новых форм обучения и воспитания детей, таких как детские сады - школы, школьные микрофермы, детские сады санаторного типа.

Придавая важное значение проблемам семьи, связанным с неблагополучной демографической ситуацией в области; ухудшением состояния здоровья беременных женщин и детей всех возрастных групп, размыванием духовных ценностей подрастающего поколения, в целях дальнейшего совершенствования социальной защиты материнства, детства и во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 543 от 01.06.92 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" и постановления Правительства Российской Федерации N 160 от 21.08.92 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации, постановляю:  

1. Одобрить опыт работы администрации Большереченского района по организации социальной защиты материнства, детства, учащейся молодежи (справка прилагается).  

2. Комитету социальной помощи семье и детству администрации области (Мельниченко С.А.):

- подготовить в срок до 01.03.93 информационное письмо об этом опыте и направить Главам администраций районов области для использования в работе;

- разработать в срок до 01.03.93 комплекс методических рекомендаций по организации в районах центров социальной помощи семье и детству, кабинетов социально-психологической помощи подросткам;

- образовать в срок до 01.05.93 областные рабочие группы из представителей соответствующих управлений, комитетов администрации области, научных коллективов для подготовки программ "Многодетная семья", "Планирование семьи", "Основные направления социальной детский политики на местном уровне", предусмотренных Всемирной декларацией по обеспечению выживания, защиты и развития детей;

- ежегодно готовить информационный материал Главе администрации области о проблемах материнства, детства и проведения семейной политики в Омской области.  

3. Рекомендовать Главам администраций районов г. Омска и области рассмотреть возможность создания в 1993 году центров социальной помощи семье и детству, кабинетов социально-психологической помощи подросткам, по мере подготовки кадров для этой работы.  

4. Комитету по науке и делам высшей школы администрации области (Салехин Н.П.) до 01.05.93 на основе прогноза потребностей Омской области в соответствующих кадрах для центров социальной работы с детьми и подростками сформировать заказ на подготовку социальных педагогов, социальных психологов для обучения во вновь открываемом факультете психологии и межотраслевом факультете повышения квалификации Омского государственного университета (Тихомиров В.В.), а также факультете практической психологии и социальной педагогики Омского государственного педагогического института (Чуркин К.А.).  

5. Комитету по образованию (Меха И.В.), управлению здравоохранения (Стороженко В.К.), комитету социальной помощи семье и детству администрации области создать комиссию для разработки программы учебного курса "Этика и психология семейной жизни" (01.09.93). К работе в комиссии привлечь ученых медицинского института, специалистов института повышения квалификации учителей и консультации "Брак и семья".  

6. Комитету по делам молодежи администрации области (Солобоев В.А.) в срок до 01.04.93 создать центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.  

7. Администрации города Омска (Шойхет Ю.Я.) рассмотреть вопрос о выделении помещения для центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи.  

8. Управлению социальной защиты населения администрации области (Опарин Н.И.) выделять необходимые средства, по мере поступления их из областного бюджета и фонда социальной поддержки населения для оздоровления по медицинским показаниям беременных женщин из малообеспеченных, молодых, студенческих семей в санаториях, профилакториях и домах отдыха области.  

9. Финансовому управлению администрации области (Пайор В.А.), комитету социальной помощи семье и детству администрации области совместно определять финансирование целевых мероприятий по проблемам материнства и детства, за счет средств, выделяемых областным Советом народных депутатов на социальную защиту населения.  

10. Рекомендовать Омской государственной телерадиовещательной компании "Иртыш" (Пономарев В.В.), средствам массовой информации уделять постоянное внимание проблемам семьи, охране прав детства, пропагандировать нравственные и духовные ценности, положительный опыт воспитания детей, для поднятия престижа семьи, материнства, отцовства.  

11. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области Еловикова Л.А.  

        Первый заместитель

        Главы администрации области                       В.А. Третьяков


 Справка

 о некоторых проблемах социальной защиты материнства и детства

 в Омской области (анализ опыта Большереченского района)  

Проблемы семьи, охраны материнства и детства накапливались в течении долгого ряда лет и естественно, что в настоящее время они существенно обострились в связи с кризисным состоянием общества.

Все процессы, происходящие в этом плане в России, характерны и для Омской области. С 1989 г. наметились следующие тенденции:

- резкое сокращение удельного веса женщин детородного возраста (20-29 лет);

- рост внебрачной рождаемости (каждый 6 ребенок в области рожден вне брака);

- рост числа однодетных семей;

- увеличение количества неполных семей;

- рост числа разводов.

Одним из тревожных показателей сегодня является и младенческая смертность, которая в значительной мере связана с состоянием здоровья женщин. Только такими заболеваниями, как анемия, поздние токсикозы, болезни системы кровообращения были осложнены 36 процентов родов.

Вызывает озабоченность и состояние здоровья детей. Увеличилось число заболеваний органов пищеварения, нервной системы, органов дыхания. Сегодня очень тревожит психическое состояние детей. Все большее их количество обращается по телефону доверия с просьбами о помощи (с 6 января 1992 г. - 120 детей до 16 лет; 101 ребенок с 17 до 18 лет).

Все отмеченные моменты подтверждаются статистическими данными.

Обострилась проблема воспитания детей и подростков. Изучение бюджета времени работающих женщин показывает, что на уход за детьми они затрачивают в среднем 36 минут в сутки, а тем временем, каждый четвертый подросток в возрасте 14-16 лет положительно относится к азартным играм, каждый седьмой к применению физической силы, дракам, половым связям до совершеннолетия, каждый десятый регулярно курит, около трех процентов опрошенных пробовали наркотики.

В свете вышеизложенного ясно, что вопросы социальной защиты материнства и детства выдвигаются на первый план.

Они в центре внимания деятельности областной администрации. Об этом свидетельствует и ряд постановлений Главы администрации и решения администраций городов и районов области. В Большереченском районе также определены конкретные меры:

- компенсация стоимости продуктов питания остронуждающимся беременным женщинам, кормящим матерям;

- бесплатное питание в школах (причем для всех детей независимо от материального положения семьи). Считаем, что этим снимается и определенная социальная напряженность, имеющая место в некоторых детских коллективах;

- достаточно низкая родительская плата за посещение детских садов (так в д/с "Солнышко" - 110 рублей в месяц на 24.11.92 г. Причем, это сад санаторного типа, где и питание усиленное и занятия английским языком, а для занятий физической культурой закуплено экологически чистое оборудование);

- в ноябре 1992 г. в районе открыт магазин "Милосердие" (планируется прикрепить к нему 1,5 тыс. человек, сегодня обслуживается 417. Причем ТНП продаются по более низким ценам, так как магазин напрямую заключает договоры с поставщиками. Обслуживание организовано по спискам и по визитным карточкам);

- различны и формы оздоровления детей (18 лагерей с дневным пребыванием, в которых отдохнуло 643 человека. Из них 2 лагеря при д/с, 2 - при участковых больницах);

- по возможности решаются вопросы трудоустройства женщин, имеющих детей. Так, из 165 трудоустроенных граждан - 114 женщин, или 69%, имеющих малолетних детей, трудоустроены. Вообще процент трудоустройства в районе превышает среднеобластной и составил на 9 месяцев 39%;

- интересен в Большеречье и подход к формированию фонда социальной поддержки. По решению малого Совета в фонд отчисляется 1% дохода от произведенной предприятиями продукции.

Наряду с отмеченным, есть в этой работе и недостатки: плохие условия работы отдела социальной помощи; слабая база родовспомогательной службы; преподавание курса "Этика и психология семейной жизни" в школах ведется не на должном профессиональном уровне; в районе 57 детей - инвалидов: которым не уделяется должное внимание.

Констатируя все это, мы хотим сосредоточить внимание на тех формах социальной защиты детства и материнства, которых пожалуй, нет в других районах области. В социальной защите нельзя все сводить к проблемам экономического, материального характера.

Считаем, что сегодня нужно говорить о создании специальных социально-психологических служб, центров.

Прообраз подобного центра мы увидели в Большереченском районе. В течение двух лет в совхозах "Маяк", "Кирсановский", "Курносовский", в самом Большеречье работают социальные педагоги. Это люди, которые выступают связующим звеном между ребенком, семьей и школой. Их роль в трудных семьях очень значительна. И, конечно, работать социальным педагогом может далеко не каждый.

Социальные педагоги помогают воспитывать детей, обращаясь к народным традициям ("Старина сибирская"), обучая их ремеслам )"Орнамент" - кооператив в школе совхоза "Маяк"), берут в союзники в трудном деле воспитания, всех членов семьи ("Советы отцов" в с. Могильно - Посельское).

В Большеречье ищут новые формы воспитания детей. Это и школа - детский сад "Сказка", это микроферма при школе совхоза "Маяк", где дети не просто проходят производственную практику, а работают, получают прибыль и средства используют на социальные нужды школы.

Считаем, что создание центров социальной помощи семье и детям, и кабинета социально-психологической помощи необходимо. В такие службы с профессиональными семейными психологами, социальными педагогами, будут обращаться и дети и их родители, и родственники. На наш взгляд, подобные службы не должны возникать на базе поликлиники, больниц и даже школ. У них должен быть самостоятельный статус.

Работа по социальной защите материнства и детства в широком смысле требует долговременных программ. В комитете есть определенные наработки в этом плане. Это программы: "Многодетная семья", "Планирование семьи", "Система" социальных служб для детей". Свою дальнейшую деятельность комитет социальной помощи семье и детству видит в их реализации и разработке новых программ, направленных на защиту детей-инвалидов, детей-сирот, неполных семей, молодых семей.  

        Председатель комитета

        социальной помощи

        семье и детству                               С. Мельниченко


 О положении детей и подростков в Омской области

 (Омское областное управление статистики)  

 Таблица 1. Численность детей и подростков до 18 лет на начало 1991 г. (тыс. человек)

┌═══════════════════════════════┬═══════┬══════════┬════════‰
│                               │всего  │ г. Омск  │ область│
├═══════════════════════════════┼═══════┼══════════┼════════┤ 
│Численность детей и подростков │653,4  │  415,9   │ 237,5  │ 
│Процентное соотношение         │ 100   │    64    │   36   │ 
└═══════════════════════════════┴═══════┴══════════┴════════… 


 Таблица 2. Уровень рождаемости населения в 1985-1991 г.

┌═════════════════┬═════┬══════┬══════┬══════┬═══════┬══════‰
│                 │1985 │ 1986 │ 1987 │ 1989 │ 1990  │1991  │ 
├═════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═══════┼══════┤ 
│Число родившихся │     │      │      │      │       │      │ 
│(тыс. человек)   │40,5 │ 42,2 │ 40,7 │ 34,4 │ 32,2  │ 29,9 │ 
├═════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═══════┼══════┤ 
│На 1000 населения│19,7 │ 20,1 │ 19,3 │ 16,0 │ 14,9  │ 13,8 │ 
└═════════════════┴═════┴══════┴══════┴══════┴═══════┴══════… 


 Таблица 3. Изменение уровня младенческой смертности в 1990-1992 г.

┌══════════════════════════┬══════┬═════┬═════════┬═════════‰
│                          │ 1990 │1991 │1992 9 м │1991 РФ  │ 
├══════════════════════════┼══════┼═════┼═════════┼═════════┤ 
│Показатель младенческой   │      │     │         │         │ 
│смертности                │ 17,3 │18,1 │ 17,4    │ 17,8    │ 
│(кол. умерших на 1000     │      │     │         │         │ 
│родившихся)               │      │     │         │         │ 
└══════════════════════════┴══════┴═════┴═════════┴═════════… 


 Таблица 4. Число детей, умерших в возрасте до 1 г. на 1000 родившихся

┌════════════════════════════┬═════┬═════┬═════┬═════┬══════‰
│                            │1985 │1987 │1989 │1990 │1991  │ 
├════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤ 
│Инфекционные и паразитарные │     │     │     │     │      │ 
│заболевания                 │ 31,1│ 30,6│ 18,3│ 17.2│ 15,2 │ 
├════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤ 
│Болезни органов дыхания     │ 62,7│ 41,1│ 32,9│ 27,4│ 20,8 │ 
├════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤ 
│Врожденные аномалии         │ 28,7│ 40,3│ 39,6│ 42,7│ 43,6 │ 
├════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤ 
│От некоторых причин         │     │     │     │     │      │ 
│перинатальн. смерти         │ 75,2│ 77,5│ 71,6│ 70,2│ 76,4 │ 
├════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤ 
│От несчастных случаев,      │     │     │     │     │      │ 
│травм, отравлен.            │  6,1│  5,1│  5,2│  4,9│  8,9 │ 
├════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤ 
│От всех причин              │220,1│210,2│180,3│172,8│180,5 │ 
└════════════════════════════┴═════┴═════┴═════┴═════┴══════… 


5. Каждая вторая женщина, закончившая беременность родами в 1991 г. страдала серьезными соматическими заболеваниями:

- анемией - 6 тысяч;

- поздними токсикозами - 4,4 тысячи;

- болезнями системы кровообращения - 2,0 тысячи.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»