Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 1997 года N 496-п

 "О прогнозе социально-экономического развития Омской области
 и плане действий Администрации области на 1998 год"

 Постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской области от 15 февраля 1999 г. N 48-п настоящее постановление признано утратившим силу  

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Омской области и план действий Администрации области на 1998 год, постановляю:  

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Омской области на 1998 год (приложение N 1). Принять его за основу при формировании бюджета Омской области.  

2. Утвердить план действий Администрации Омской области на 1998 год (приложение N 2).  

3. Информационному комитету Администрации области (Секретов А.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.  

4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей Главы Администрации (Губернатора) области по направлениям.  

          Первый заместитель

          Главы Администрации

          (Губернатора) области                            В.А. Третьяков


     Приложение N 1

     к постановлению Главы

     Администрации (Губернатора)

     области

     от 19.11.97 г. N 496-п

 Прогноз

 социально-экономического развития Омской области

 на 1998 год

 1. Социально-экономическое положение Омской области

 в 1997 году  

Среднесрочный план действий Администрации Омской области на 1997-2000 годы в основном выполняется. Приняты и реализуются постановления Главы Администрации по важнейшим направлениям социально-экономического развития области, совершенствуются структура и методы управления, вносятся законопроекты в Законодательное Собрание области. Развивается местное самоуправление.

Целенаправленная деятельность Администрации области способствует переходу экономики в стадию относительной стабилизации, позволяет контролировать социально-политическую ситуацию.

В экономике области наблюдается ряд положительных тенденций, макроэкономические и финансовые показатели в основном укладываются в параметры прогноза на 1997 год и сравнимы со средними по России и Западно-Сибирскому экономическому району. На низком уровне находится инфляция, замедлились темпы снижения, а в ряде отраслей стабилизировались объемы производства продукции и услуг, вырос розничный товарооборот.

Продолжена структурная перестройка в промышленности. Удельный вес негосударственного сектора составил 94% в общем объеме промышленной продукции. Объемы промышленного производства государственного сектора, малых и совместных предприятий стали соизмеримы. Положительная динамика производства сложилась в нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности в результате политики технического перевооружения. На предприятиях этих отраслей увеличивается выпуск продукции повышенного качества. Улучшению ситуации в промышленности способствует реализация программ "СибВПКнефтегаз-2000" и конверсии ВПК на 1996-1998 годы. Работа Администрации области и организаций (далее по тексту предприятия) по расширению рынков сбыта позволяет последовательно наращивать экспортный потенциал, иметь положительный внешнеторговый баланс.

Среди факторов, ограничивающих рост производства, существенное влияние имеют недостаток оборотных средств у предприятий и отсутствие платежеспособного спроса на производимую продукцию. В целом по области стабилизация в промышленном производстве не достигнута. Наибольший спад наблюдается в промышленности стройматериалов, легкой, лесной и деревоперерабатывающей. Возросла задолженность предприятий друг другу, бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам. Из общей суммы, поступившей в бюджеты территорий, 65,7% проведены безденежными зачетами. На ряде предприятий до 85-95% промышленного оборота осуществляется по бартеру. Больше стало убыточных предприятий. По итогам года можно ожидать падение объемов промышленного производства на 4,5% от уровня прошлого года.

В 1997 году увеличения инвестиций в основной капитал не произошло, но созданы предпосылки для активизации инвестиционной деятельности в будущем году. Формируется законодательная база, разрабатываются механизмы стимулирования и управления этими процессами. Происходят изменения в структуре капитальных вложений. При осуществлении снижения финансирования из федерального бюджета возросли доли внебюджетных источников и собственных средств предприятий. Наметилась тенденция роста доли капитальных вложений в производственное строительство. Наибольший рост объемов инвестиций у предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта. Значительные сдвиги произошли в газификации районов области. Начато освоение собственных месторождений торфа и газа. За счет средств населения больше построено жилья. Продолжено развитие телефонной сети.

Администрация области продолжила поддержку агропромышленного комплекса в виде значительных бюджетных дотаций и компенсаций за счет различных форм товарного кредита на приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, прямого бюджетного финансирования. В 1995 году сумма финансирования отрасли составила 363,2 млрд. рублей, в 1996 году - 447,6 млрд. рублей, а в 1997 году составит 487,3 млрд. рублей. Удельный вес этих затрат в расходной части бюджета возрос с 11% до 13%. Собранный в 1997 году урожай позволяет удовлетворить потребность населения области в основных продуктах земледелия и обеспечивает поставки их в региональный и федеральные фонды. Качество зерна намного выше прошлогоднего, больше произведено овощей и картофеля.

В то же время не удалось стабилизировать производство животноводческой продукции. Снижается поголовье крупного рогатого скота и овец в сельскохозяйственных предприятиях и у населения. Из основных продовольственных товаров меньше уровня прошлого года произведено мяса, масла животного, цельномолочной продукции и сыров. Производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств оценивается в объеме 97,2% к уровню прошлого года.

В 1997 году устойчиво растет розничный товарооборот, в том числе за счет приобретения дорогостоящих товаров. Увеличились доходы населения, возросли сбережения граждан во вкладах и ценных бумагах. Уменьшилась численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума является самой низкой в Западно-Сибирском экономическом районе. В течение года резко сокращена задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы. Своевременно получают пенсию пенсионеры. Это подтверждает результативность мер Администрации области по выходу из острого кризиса в социальной сфере.

Вместе с тем, процесс социального расслоения населения продолжается. Существует необоснованное различие в оплате труда между отраслями. Значительными остаются долги промышленных и сельскохозяйственных предприятий по заработной плате. При снижении численности официально зарегистрированных безработных, проблемы реальной и скрытой безработицы остаются острыми.

В центре внимания находятся совершенствование бюджетных отношений, наполнение доходной части бюджета и рациональное использование средств. По сравнению с предыдущим годом на треть увеличились собственные доходы бюджета области. Возросли налоговые поступления в территориальный и федеральный дорожные фонды. От использования государственной и муниципальной собственности в бюджет поступило около 80 млрд. рублей, что в несколько раз больше, чем за весь 1996 год. Сокращено количество просроченных бюджетных ссуд.

Администрация области усилила влияние и контроль на финансовом рынке, рынке ценных бумаг и страховом. Накоплен положительный опыт выпуска областных облигационных займов, для расчетов между предприятиями и по налогам в областной бюджет применяются векселя Администрации области. Создано и действует Омское региональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Практика подтвердила необходимость последовательной принципиальной финансово-бюджетной политики, как основы всей деятельности Администрации области.

Однако не все из намеченного в планах Администрации области удалось сделать. Медленно идут преобразования в сфере материального производства. Не достигнута положительная динамика производства товаров и услуг.

Отстают законодательство и нормативная база, в них много пробелов и противоречий на всех уровнях. Острой остается проблема взаимодействия федерального центра, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Анализ социально-экономического положения области и наметившихся тенденций позволяет сформулировать основные цели и приоритеты политики Администрации, уточнить на 1998 год среднесрочный план действий.  

 2. Основные цели и приоритеты социально-экономической

 политики Администрации на 1998 год  

Основными целями социально-экономической политики на 1998 год являются обеспечение роста инвестиций, реструктуризация бюджетных расходов и продолжение на этой основе структурной перестройки и развития экономики.

Приоритетными направлениями в деятельности Администрации области следует считать:

- создание нормативной базы, обеспечение гарантий прав собственности, свободной конкуренции, укрепление законности и правопорядка;

- улучшение инвестиционного климата в области, создание условий для повышения уровня накопления капитала и трансформации сбережений и инвестиций, организацию финансового проектирования, помощь предприятиям и предпринимателям в подготовке бизнес-планов и проектов, прединвестиционную подготовку предприятий;

- развитие финансового рынка, в первую очередь - рынка ценных бумаг;

- создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте, повышения эффективности и конкурентоспособности производств, стабилизации ситуации в научно-технической сфере;

- разработку и реализацию комплекса мер по действенной поддержке малого предпринимательства;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, ужесточение бюджетной и расчетной дисциплины, контроля за обоснованностью расходов;

- продолжение бюджетного финансирования только объектов жизнеобеспечивающей инфраструктуры с высокой степенью готовности к вводу, переход от прямого финансирования жилищных программ к практике возвратных бюджетных ссуд на жилье, вовлечение в хозяйственный оборот не завершенных строительством объектов;

- повышение уровня самообеспеченности бюджетов области, городов, районов, безусловное выполнение областью и органами местного самоуправления своих финансовых обязательств;

- значительное сокращение дотаций, переход на жесткую систему договорных отношений хозяйствующих субъектов с бюджетом, формирование зависимости фондов оплаты труда предприятий и организаций, финансируемых из средств бюджета, от конечных результатов их производственной деятельности;

- завершение разработки и внедрение социальных стандартов и нормативов, выравнивание уровня бюджетного финансирования на душу населения по территориям, продолжение социальных реформ;

- постепенный отказ от массового предоставления льгот, переход к адресным методам социальной помощи;

- повышение жизненного уровня населения, сокращение разрыва в доходах, снижение социальной напряженности.

Решение перечисленных задач потребует качественных изменений в структуре регионального управления, опережающего регулирования экономических процессов со стороны Администрации области, органов местного самоуправления.  

 3. Прогноз социально-экономического развития

 области на 1998 год  

Прогноз социально-экономического развития Омской области на 1998 год основывается на принципиальных положениях Послания Президента Российской Федерации "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", а также на региональных нормативных актах и программах.

В 1998 году пройдут выборы нового состава Законодательного Собрания Омской области. Дальнейшее развитие получит областное законодательство. В новый этап вступят реформы социальной сферы, предполагается принятие Федеральным Собранием Российской Федерации ряда социальных законов. Будут действовать Указ Президента Российской Федерации ,"Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

Прогнозные расчеты учитывают тенденции, сложившиеся в экономике области в 1997 году, и ожидаемый эффект от реализации планов Администрации области на 1998 год. Предполагается, что в налоговую систему будут внесены принципиальные изменения, предусматривающие ее упрощение и снижение налогового бремени для предприятий. Предусматривается, что в 1998 году будет продолжено регулирование цен на продукцию естественных монополий. Учтен эффект о комплекса федеральных и областных мер по повышению собираемости налогов, включая меры по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета, усилению борьбы с теневой экономикой, ужесточению контроля за движением наличных денег. В соответствии с принимаемыми мерами в 1998 году появится возможность дальнейшего снижения инфляции.

Будет продолжена работа по структурной перестройке экономики области на основе прогнозируемого объема инвестиций и повышения эффективности использования бюджетных средств. Будут создаваться условия для оживления промышленного производства, развития малого предпринимательства и повышения экспортного потенциала области, что создаст основу для повышения жизненного уровня населения области и снижения социальной напряженности.

На экономику области в прогнозируемом периоде окажут влияние существующие проблемы в бюджетной сфере и задолженность по выплате заработной платы, низкая инвестиционная активность и взаимные неплатежи.

При разработке прогноза были использованы указания и нормативы Минэкономики России, экспертные оценки ученых Сибирского отделения Российской Академии наук и омских экономистов, методы экстраполяции. Базой прогноза являются статистические данные и оценки развития экономики области в 1997 году, данные о намерениях предприятий, а также индексы-дефляторы, как предложенные Минэкономики РФ, так и рассчитанные экономическим комитетом Администрации области.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Омской области в 1998 году выполнены в двух вариантах, которые отличаются степенью реализации поставленных целей, остротой воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.

Первым (основным) вариантом предусмотрена полная реализация мер Федеральной и областной программ по стабилизации и оживлению экономики, плана действий Администрации области на 1998 год.

Второй вариант прогноза на 1998 год учитывает возможные неблагоприятные условия реализации программ, которые отодвинут по срокам достижение намеченных ориентиров. Трудности могут быть связаны с опозданием в принятии предусмотренных федеральных Законов и нормативных актов, невыполнением Правительством РФ своих обязательств перед областью, а также с возможным разрывом между наполнением бюджета области и принимаемыми и накопленными обязательствами, сопротивлением влиятельных экономических и социальных групп, интересы которых будут затронуты в результате дальнейшего проведения реформ.

Совокупное воздействие этих факторов может привести к сохранению высокого уровня неплатежей, не позволит заметно уменьшить уровень инфляции. Это может снизить основные показатели на 3-6%. Более значительные отклонения параметров менее реальны.

Предполагается, что экономика области в 1998 году будет развиваться на фоне дальнейшего снижения инфляции, по первому варианту прирост потребительских цен составит 7,4%, а по второму - 12,7% за год.

Стабилизация промышленного производства в 1998 году обеспечивается отраслями топливно-энергетического комплекса, машиностроением, химической и нефтехимической промышленностью, промышленностью строительных материалов.

По первому варианту прогноза 1998 года объем промышленного производства составит 100,5% к уровню 1997 года. Доля малых и совместных предприятий увеличится до 6,4%.

Главной задачей развития промышленности в 1998 году станет достижение прогрессивных структурных сдвигов на основе развития эффективных конкурентоспособных производств, позволяющих увеличить в соответствии со спросом рынка выпуск продукции с более высокими потребительскими свойствами.

В нефтеперерабатывающей промышленности за счет более глубокой переработки нефтяного сырья до 81-82% увеличится выход автомобильного бензина, в том числе высокоактанового неэтилированного, пользующегося спросом на внешнем рынке.

В 1998 году на СП "Матадор-Омскшина" планируется увеличение выпуска до 0,6 млн. штук легковых радиальных шин. С привлечением инвестиций АО "Запсибгазпром" в ОАО "Омский каучук" намечено начать реализацию проекта по производству полиэтилена.

С целью создания условий для развития на базе предприятий ВПК высокотехнологичных, наукоемких производств предусматривается продолжить работу со структурной перестройке оборонного комплекса области, реализации проектов программ "СибВПКнефтегаз-2000" и конверсии ВПК на 1996-1998 годы. Предполагается изготовить и поставить нефтегазовое оборудование для ОАО "Юганскнефтегаз", ОАО "Ноябрьскнефтегаз" и других нефтегазодобывающих предприятий Сибири, выполнить работы в рамках военно-технического сотрудничества.

В электроэнергетике приоритетами будут устойчивое обеспечение потребностей экономики и населения в энергоресурсах и реализации мероприятий по предупреждению энергетического кризиса.

В стройиндустрии намечен выпуск современных изделий для жилищного строительства, поиск и освоение новых технологий производства материалов, снижающих стоимость строительства.

Учитывая спрос населения и требования рынка, ЗАО "Восток" будет производить с использованием льна не только технические ткани, но и пряжу для производства трикотажных изделий.

В условиях второго варианта прогноза объем промышленной продукции снизится по сравнению с 1997 годом и составит 97%.

В сельском хозяйстве ожидается, при благоприятных агроклиматических условиях, сохранение существующего уровня объемов (100,1). Ведущую роль должны сыграть крупные сельскохозяйственные предприятия. Производство зерна прогнозируются на уровне текущего года. Производство скота и птицы во всех категориях хозяйств на 1998 год предполагается в количестве 220 тыс. тонн, молока - 1010 тыс. тонн, что составит к ожидаемому уровню 1997 года соответственно 100% и 103,1%. Производство яиц останется на уровне текущего года.

Второй вариант прогноза просчитан из условий неблагоприятного сельскохозяйственного года и ограниченных возможностей оказания поддержки сельскому хозяйству из областного и федерального бюджетов. При такой ситуации валовая продукция сельского хозяйства к ожидаемому уровню текущего года может составить до 95%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»