Недействующий

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 ноября 1999 года N 315

Об утверждении Региональной программы ликвидации последствий крупных лесных пожаров и лесовосстановления площадей на 1999 - 2008 годы по Алтайскому краю и ее финансировании

Документ утратил силу на основании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30 апреля 2008 года N 300 "О признании утратившим силу постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 1999 года N 315 "Об утверждении Региональной программы ликвидации последствий крупных лесных пожаров и лесовосстановления площадей на 1999 - 2008 годы по Алтайскому краю и её финансировании".

Опубликовано: Сборник законодательства Алтайского края 1999 год N 43(63) часть 1 стр.217.

{ Изменения:
1. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 2 октября 2001 года N 262;
2. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 марта 2004 года N 44;
3. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 7 июня 2007 года N 365.
}

{ Новая редакция с изменениями от 7 июня 2007 года. }

Рассмотрев разработанную Федеральной службой лесного хозяйства России, администрацией края Региональную программу ликвидации последствий крупных лесных пожаров и лесовосстановления площадей на 1999 - 2008 годы по Алтайскому краю, краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Утвердить Региональную программу ликвидации последствий крупных лесных пожаров и лесовосстановления площадей на 1999 - 2008 годы по Алтайскому краю (прилагается).

2. Считать целесообразным при рассмотрении краевого бюджета на 2000 и последующие годы учитывать необходимость бюджетного финансирования Алтайского управления лесами в доле, приходящейся на краевой бюджет в общем объеме затрат на проведение лесовосстановительных работ.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по агропромышленному комплексу и природопользованию (Каширин А.С.).

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания А.Г. Назарчук

Утверждена
постановлением краевого Законодательного Собрания от 02.11.1999 г. N 315

{ Региональная программа изложена в редакции постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов от 2 октября 2001 года N 262. }

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КРУПНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ И ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ НА 1999 - 2008 ГОДЫ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ" г. Барнаул, 2001 год


1.

Содержание проблемы

3

2.

Цели и задачи программы

4

3.

Проектно-изыскательские работы

4

4.

Восстановление ленточных боров

6

5.

Восстановление лесов Приобья

7

6.

Развитие и укрепление питомнического хозяйства

8

7.

Создание материально-технической базы

9

8.

Финансовое обеспечение

9

9.

Расчет стоимости создания 1 га лесных культур по ленточным борам

10

10.

Расчет стоимости создания 1 га лесных культур по Приобью

11

11.

Расчет плана поступления собственных средств на финансирование программы восстановления ценных лесных массивов Алтайского края

12

12.

Приложения
 Таблица 1 - Распределение крупных лесных пожаров 1997 года по
 лесорастительным зонам края
 Таблица 2 - Объемы лесовосстановления площадей, пройденных
 крупными лесными пожарами в 1997 году, га
 Таблица 3 - Посадка леса, га
 Таблица 4 - Содействие естественному возобновлению леса, га
 Таблица 5 - Расчет ежегодных объемов по выращиванию осадочного материала, млн. шт.
 Таблица 6 - Расчет ежегодных объемов заготовки семян лесных растений, кг
 Таблица 7 - Расчет ежегодных объемов заготовки семян с объектов постоянной лесосеменной базы, кг
 Таблица 8 - Потребность в технических средствах
 Таблица 9 - Потребность в финансировании по годам, посадка леса
 Таблица 10 - Потребность в финансировании по годам, содействие естественному возобновлению леса
 Таблица 11 - Потребность в финансировании по годам, дополнение лесных культур
 Таблица 12 - Объемы и затраты, предусмотренные программой по годам
 Таблица 13 - Расчет потребности ассигнований из Федерального бюджета по годам
 Таблица 14 - Расчет поступления собственных средств по годам

{ В тексте Программы слова "Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Алтайскому краю" в соответствующем падеже заменены словами "Управление лесами Алтайского края" в соответствующем падеже на основании постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов от 7 июня 2007 года N 365. }

Лесной фонд Управления лесами Алтайского края составляет 3471,4 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 2706,2 тыс. га.

В течение пожароопасного периода 1997 года в лесном фонде Алтайского управления лесами (с 2000 года - комитет природных ресурсов) произошло 2726 пожаров с общей площадью 144,2 тыс. га, в том числе лесной 122,1 тыс. га, 34 пожара отнесены к категории крупных с площадью 139,9 тыс. га, в том числе лесной - 120,9 тыс. га. 57,1 тыс. га пройдено верховыми пожарами. Огнем уничтожено 12,5 тыс. га лесных культур. Распределение пожаров в наиболее пострадавших лесорастительных зонах представлено в таблице N 1.

Крупные лесные пожары нанесли значительный ущерб не только лесному хозяйству, но и в целом краю.

Особенно пострадала южная часть ленточных боров, которые являются в засушливой Кулундино-Алейской степи основным климаторегулирующим фактором и имеют огромное влияние на производство сельхозпродукции и жизнеобеспечение населения 7 районов, прилегающих к ленточным борам.

Ленточные боры являются уникальным природным объектом Федерального значения и служат важной сырьевой базой. Благодаря своему географическому положению и приуроченности к земельным угодьям, ленточные боры выполняют полезащитные, санитарно-гигиенические функции, защищая территорию и население от суховеев и пыльных бурь.

Учитывая особую ценность ленточных боров, приказом Рослесхоза от 20.12.94 г., они переведены в "особо ценные лесные массивы".

Постоянно повышается значение и приобских массивов. До 1945 года леса Приобья относились к лесопромышленной зоне. С 50-х годов произошло деление лесов на леса 1 группы (57,7%) и леса II группы (42,3%). С 1991 года, приказом Комитета СССР по лесу от 13.06.91 г. N 8, все лесные массивы Приобья переведены в леса I группы.

При обследовании, в 1997 - 1998 годах, площадей, пройденных крупными лесными пожарами, выявлено 114,6 тыс. га, на которых необходимо проведение мер искусственного лесовосстановления. При составлении первого варианта программы в 1999 году не учтены пожары в Мамонтовском и Верх-Обском лесхозах. В связи с интенсивным естественным возобновлением пожарищ Приобской зоны, появилась возможность включения этих лесхозов в программу за счет уменьшения площадей в лесхозах с хорошим естественным возобновлением. Подобные крупные лесные пожары были зарегистрированы в 1949 - 1953 годах, когда огонь уничтожил более 70 тыс. га ленточных боров, на восстановление которых потребовалось 25 лет.

В условиях сложного финансово-экономического положения Управление лесами Алтайского края не имеет возможности осуществлять в полном объеме мероприятия по восстановлению гарей.

Для преодоления данной проблемы необходимо:

1. Обеспечить научное обоснование выполняемых работ.

2. Решить вопросы создания материально-технической базы.

3. Проработать вопросы финансового обеспечения.

Основной целью программы является разработка комплекса лесовосстановительных, организационно-технических и экономических мер, реализация которых позволит обеспечить восстановление лесных площадей, пройденных крупными лесными пожарами в лесном фонде Алтайского края в 1997 году, и усиление прижизненных функций особо ценных лесных массивов ленточных боров и приобских лесов, значительно сократить непокрытые лесом земли, улучшить экономическое состояние Алтайского края.

Для достижения поставленной задачи необходимо:

- опираясь на научные рекомендации и накопленный практический опыт лесовосстановления в лесхозах Управления лесами Алтайского края, используя имеющуюся материально-техническую базу лесовосстановления, в период с 1999 по 2008 год выполнить основные объемы лесовосстановительных мероприятий на лесных площадях, пройденных крупными лесными пожарами в 1997 году;

- обеспечить восстановление гарей методами и способами, предусматривающими их противопожарное обустройство, не допускающими в дальнейшем возникновение и распространение крупных лесных пожаров;

- привлечь для восстановления гарей финансовые источники различных уровней (собственные средства, бюджет субъектов Федерации, федеральный бюджет).

Конечной целью программы является создание за 10 лет новых лесов на площади 60,25 тыс. га за счет создания лесных культур и на площади 34,75 тыс. га за счет проведения мер содействия естественному возобновлению леса.

Крупные лесные пожары 1997 года вскрыли просчеты и недостатки в лесовосстановлении гарей 1949 - 1953 годов и ошибки в проектировании противопожарных мероприятий. Одним из существенных просчетов при создании лесных культур на юге ленточных боров на больших площадях - это очень большое количество посадочных мест на 1 га (10 - 15 тыс. шт.) без оставления противопожарных разрывов соответствующей ширины, способных предотвратить распространение крупных лесных пожаров. Устройство противопожарных разрывов в лесных культурах 20 - 40-летнего возраста требует больших материальных затрат. Для решения вышеназванных задач предлагаются следующие мероприятия:

N
 п\п

Наименование
 мероприятий

Срок
 исполнения

Стоимость, тыс. руб.

1999 г.

2000 г.

2001 г.
 и далее

1.

Разработка генерального
 плана противопожарного
 обустройства лесного
 фондаУправления лесами Алтайского края с учетом крупных лесных пожаров

1998 -
 2000 годы

300

200

2.

Разработка проектов
 созданиялесных
 культур, мер содействия
 естественному
 возобновлению, на
 площадях, пройденных
 крупнымилесными
 пожарами, в Управлении лесами Алтайского края в 1997 году

1999
 год

170

3.

Динамика восстановления
 экосистем после крупных
 лесных пожаров в
 Тополинском,
 Ракитовско м,
 Партизанском лесхозах

1999 -
 2008 годы

30

30

100

Итого

500

230

100

Проект генерального плана противопожарного устройства лесов предусматривает создание системы организационно-технических мероприятий по профилактике и быстрой ликвидации лесных пожаров.

Генпланом предусматривается лесохозяйственное и пирологическое районирование лесов, разработка мероприятий по предупреждению возникновения лесных пожаров и ограничению их распространения, излагается система своевременного обнаружения пожаров, совершенствование организации и структуры лесопожарных служб. Предусматривается транспортное и противопожарное обустройство лесов, организация оперативной связи, строительство объектов противопожарного назначения, расчет потребностей материальных и трудовых ресурсов на охрану лесов от пожаров. Проект будет выполнен с использованием электронных систем на стадии проектирования и в режиме реализации проекта.

Генплан разрабатывается в целом по Управлению лесами Алтайского края, в том числе по четырем зонам (ленточные боры, приобские массивы, салаирские леса и предгорные леса), а также по лесхозам.

Генеральным планом намечается разработка комплекса мер по сохранности имеющихся лесных культур от пожаров.

Генплан дает возможность на современном уровне решать организационные и технические мероприятия в борьбе с лесными пожарами.

Проектами создания лесных культур и мер содействия естественному возобновлению леса предусматривается разработка рациональных технологий создания лесных культур и способов содействия естественному возобновлению леса с элементами необходимых мероприятий по сохранности лесных культур и объектов постоянной лесосеменной базы.

Для разработок имеется научная база, основанная на трудах Грибанова Л.Н., Месоеда И.Ю., Егорова Н.Н. и других.

По предварительным данным, огнем уничтожено 48 плюсовых деревьев, 159 га плюсовых насаждений, 38 га аттестованных ПЛСУ, 206 га генрезерватов.

Реализация проектов установит истинное наличие объектов и пути их восстановления. Для осуществления проектов необходимо решить следующие задачи:

- провести ревизию сохранившихся лесосеменных объектов, выделить и взять на учет все объекты, отвечающие требованиям соответствующих ОСТов;

- разработать технологию восстановления объектов постоянной лесосеменной базы с расчетом затрат;

- определить необходимые количественные показатели, составляющие лесосеменную базу;

- разработать поэтапный график ввода объектов в режим действующих.

Целью исследований динамики восстановления экосистем является осуществление мониторинга на сгоревших и сохранившихся участках леса, проведение детальных почвенно-ботанических и энтомологических исследований.

Из 114,6 тыс. гектаров земель, нуждающихся в искусственном лесовосстановлении, 68 тыс. га находятся в южной части ленточных боров, в зоне рискованного земледелия. Опыт Алтайских лесоводов, занимавшихся восстановлением горельников 50-х годов в этих же условиях, требует качественной, сплошной подготовки почвы и строгого соблюдения всей технологической цепочки лесопосадочных работ. Материалами лесоустройства восстановление путем содействия естественному возобновлению леса предусматривается только в годы с достаточным увлажнением. Такие годы в этой зоне бывают один раз в четыре - пять лет. Таким образом, наиболее результативным является восстановление посадкой леса. Из 55,4 тыс. гектаров земель, запланированных программой и нуждающихся в лесовосстановлении, 45,1 тыс. га, или 81% планируется создавать посадкой. Остальная площадь восстанавливается путем содействия естественному возобновлению леса.

Для сохранности от пожаров создаваемых лесных культур предусматривается снижение высаживаемых сеянцев на 1 га до 6 тыс. штук, строгое соблюдение посадки блоками с 30 - 40-метровыми противопожарными, не зарастающими сорной растительностью, разрывами и введение лиственных пород по опушкам и периферии блоков.

Для расчистки, раскорчевки и подготовки почвы под лесные культуры необходимо, по опыту освоения горельников 50-х годов, создать в каждом из лесхозов механизированные отряды. Каждый механизированный отряд должен состоять из 2 - 3 корчевателей на базе Т-170, одного бульдозера, колесного трактора с КУНом, передвижной электросварки и вахтового автобуса для перевозки людей.

Для подготовки почвы под посадку лесных культур предлагается следующая технология. Корчеватели извлекают пни из земли, бульдозер планирует почву, а колесный трактор, оборудованный КУНом транспортирует пни за пределы расчищаемой полосы. При этом пни могут складываться в компактные кучи без земли, дерна и других, сопутствующих корчевке, отходов. При дополнительном изучении вопроса будет принято решение о возможности переработки пневого осмола.

Так как сплошная корчевка на больших площадях вызывает движение песков, за основу принята разработка полосами шириной 50 - 80 метров с раскорчевкой и сплошной подготовкой почвы в полосах. Между раскорчеванными лентами оставляется одна или две такие же полосы не раскорчеванными. Это позволит уменьшить скорость ветра, движение песка на не раскорчеванной площади, создать лесной биоценоз, препятствующий остепнению. Оставленные ленты подлежат раскорчевке и закультивированию в последующие годы.

Опыт закультивирования мелких гарей предшествующих лет показал, что приживаемость лесных культур, созданных по сплошной подготовке почвы, на 20 - 25% выше, чем по неподготовленной и на 10 - 15% выше, чем по бороздам.

Более успешно идет восстановление гарей древесными породами в Приобье. За вегетационный период 1998 года площади гарей частично восстанавливаются сосной, березой и осиной. В этих условиях только 15150 га, или 37% от общей площади горельников планируется проводить посадкой и 63% путем содействия естественному возобновлению леса. Введение в культуры березы в условиях Приобья не предусматривается, так как при одновременном создании смешанных культур через 4 - 5 лет наблюдается угнетение главной породы. Формирование смешанного насаждения произойдет естественным путем.

Принципы формирования механизированных отрядов, раскорчевка и подготовка почвы полосами остаются такими же, как и в ленточных борах. В связи с отсутствием движущихся песков, корчевка полос производится подряд, между полосами остается только склад из пней и сопутствующих корчевке отходов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»