• Текст документа
  • Статус
Действующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 01.03.99 г.                                             N 49
     г. Барнаул

О проекте закона Алтайского
края "О предоставлении жилых
помещений в Алтайском крае"

В соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять во втором чтении проект закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае".

2. Направить данный проект закона главе администрации края, в управление юстиции края, прокуратуру края, краевой суд, органы местного самоуправления городов и районов края для внесения предложений и замечаний.

3. Предложить администрации края совместно с комитетом краевого Законодательного Собрания по социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение краевого Законодательного Собрания в третьем чтении.

     Председатель краевого
     Законодательного Собрания                          А.Г.Назарчук

Проект Закона Алтайского края О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае

Проект

ЗАКОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ

О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае

Настоящий Закон определяет основные направления реализации конституционного права жителей Алтайского края (далее "край" в соответствующем падеже) на жилище в условиях дальнейшего развития жилищной реформы и постепенного перехода от бесплатного обеспечения жильем граждан к его приобретению на платной основе за счет собственных средств у собственников недвижимости в жилищной сфере:

путем участия в строительстве жилья ( в том числе кооперативного), его покупки, финансирования жилищного строительства, приобретения жилищных ценных бумаг, другим законным основаниям.

Бесплатное предоставление жилья сохраняется для категорий граждан, определенных в настоящем Законе в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации.

Настоящий Закон регулирует отношения, складывающиеся в жилищной сфере, и устанавливает единые в Алтайском крае порядок и условия предоставления жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовая основа Закона

Правовой основой настоящего Закона является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Устав (Основной Закон) Алтайского края, другие нормативные правовые акты края.

Статья 2. Основные понятия

Жилищный фонд совокупность жилых помещений, независимо от форм собственности, пригодных для проживания и расположенных на территории края.

Жилые помещения - жилой дом (его часть), квартира, комната, предназначенные и пригодные для проживания, благоустроенные (применительно к условиям данного населенного пункта края), отвечающие установленным санитарным и техническим нормам и требованиям.

Жилищный фонд социального использования - СОВОКУПНОСТЬ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах установленной настоящим Законом нормы жилой площади, формируемых из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов.


Наймодатель - уполномоченная собственником жилищно-эксплуатационная организация, предоставляющая гражданину в пользование жилое помещение и заключающая с ним договор найма. При отсутствии такой организации, наймодателем выступает орган управления юридического лица.

Наниматель - гражданин, с которым наймодатель заключает договор найма.

Ордер - документ, дающий право на вселение в жилое помещение и заключения договора социального найма.

Договор социального найма - договор пользования жилым помещением, заключаемый с гражданами, которым предоставляются жилые помещения в жилищном фонде социального использования.

Общественный жилой фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности общественных объединений.

Специализированные дома - относящиеся к жилищному фонду социального использования общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие, предназначенные для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами края.

Коммунальная квартира - жилое помещение, состоящее из двух или более изолированных комнат, занимаемое несколькими нанимателями, либо собственниками.

Статья 3. Целевое назначение и виды жилищного фонда

Жилищный фонд предназначается для проживания граждан.

Запрещается использование для проживания граждан жилых помещений, не отвечающих санитарным, техническим нормам и требованиям.

Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается.

Размещение органов управления организаций в жилых помещениях допускается только после перевода перевода их в нежилые.

Использование жилых помещений для осуществления индивидуальной и творческой деятельности допускается, если это не нарушает прав и законных интересов других граждан.

Жилищный фонд края состоит из:

частного жилищного фонда - жилых помещений, находящихся в собственности граждан, а также юридических лиц;

жилищного фонда, находящегося в общей долевой собственности нескольких собственников (юридических и физических лиц, товариществ собственников, жилищно-строительных кооперативов);

государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе социального и коммерческого использования;

общественного жилищного фонда.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти края
в жилищной сфере

К полномочиям органов государственной власти края в жилищной сфере относится:

определение основных направлений развития жилищной политики;

ежегодное определение доли государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенной для продажи;

установление предельной продажной цены жилых помещений, предназначенных для продажи, находящихся в собственности края (в том числе, в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных организаций);

установление нормы площади жилья, определяемой по договору социального найма в жилищном фонде социального использования;

жилищное строительство за счет средств краевого бюджета, а также специально созданных государственных краевых внебюджетных фондов;

контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере;

правовое регулирование деятельности субъектов в жилищной сфере (нанимателей, наймодателей, собственников недвижимости);

обеспечение социальных гарантий в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в
жилищной сфере

К полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере относится:

учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

распределение и предоставление жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, утверждение решения общих собраний членов жилищно-строительных кооперативов по распределению жилья;

жилищное строительство за счет местных бюджетов;

формирование жилищного фонда социального использования из доли муниципального жилищного фонда;

продажа жилых помещений муниципального жилищного фонда в том числе с рассрочкой платежа;

предоставление застройщикам земельных участков для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией, в соответствии с Законом Алтайского края "О продаже земельных участков собственникам приватизированных предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов нежилого фонда и продаже права аренды земельных участков, предназначенных под застройку в городских и сельских поселениях Алтайского края";

обеспечение содержания и развития объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих муниципальный жилищный фонда;

развитие договорных отношений в области организации и управления жилищного хозяйства.

Статья 6. Общественный контроль за обеспечением граждан
жилыми помещениями

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади по договору социального найма, распределение жилой площади в жилищном фонде социального использования, осуществляется под общественным контролем и с соблюдением гласности.

Глава 2. Собственность в жилищной сфере

Жилое помещение, либо его часть, может находиться в частной государственной и муниципальной собственности, в собственности общественных и иных объединений. Жилое помещение является недвижимым имуществом.

Собственник жилого помещения имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им в соответствии с его назначением. Собственник жилого помещения имеет право сдавать его внаем, в аренду, передавать в залог в целом и по частям, отчуждать, вселять других лиц в установленном порядке, а также совершать иные действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц.

Переоборудование (перевод) в нежилой фонд, реконструкция и модернизация жилых помещений могут осуществляться только с разрешения органов местного самоуправления.

Размер, количество и стоимость жилых помещений, принадлежащих одному собственнику, не ограничиваются.

Переход жилого помещения из одной формы собственности в другую осуществляется в порядке и на условиях, установленных гражданским и жилищным законодательством. При переходе государственных или муниципальных организаций в иную форму собственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопеемником этих организаций (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Статья 8. Основания приобретения жилых помещений, жилых
домов в собственность

Право собственности на жилое помещение или его часть приобретается на основании:

приватизации нанимателем жилого помещения, находящегося в доме государственного и муниципального жилищных фондов;

строительства и реконструкции жилых домов, помещений;

внесения членом жилищно-строительного кооператива всей суммы паевого взноса на жилое помещение;

совершения сделок купли-продажи, мены, дарения и других гражданско-правовых сделок, не противоречащих законодательству;

получения жилых помещений в порядке наследования;

правопреемства в случае организации юридического лица;

предоставления жилого помещения в качестве компенсации за утрату жилища, находившегося в частной собственности, вследствие сноса, реконструкции, а также в связи с изъятием земельного участка для государственных, общественных и муниципальных нужд или иным основаниям;

по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Прекращение права собственности на жилые помещения

Право собственности на жилое помещение прекращается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при отчуждении собственником жилого помещения другим лицам, при отказе собственника от права собственности, утрате права собственности на жилое помещение и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при принудительном его изъятии в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Прекращение права собственности граждан на жилое помещение в связи со сносом, изъятием земельного участка, на котором находится жилое помещение, регулируется законодательством Российской Федерации. Прекращение права собственности осуществляется путем отчуждения жилого помещения в установленном порядке.

Принудительное изъятие жилых помещений не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Изъятие жилых помещений, по основаниям, предусмотренным федеральными законами, при отсутствии согласия собственника может производиться лишь на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Глава 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

На учет для улучшения жилищных условий принимаются граждане:

1. Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метров и менее.

В составе семьи учитываются временно отсутствующие члены семьи, за которыми в соответствии с действующим законодательством сохраняется право на жилую площадь в период их временного отсутствия.

Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших воинов и приравненные к ним в установленном порядке лица, одинокие женщины участницы Великой Отечественной войны, проживающие в коммунальных или неблагоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта квартирах, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и при обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи выше установленной нормы.

2. Граждане, проживающие в жилом помещении, которое не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям или находится в санитарно-защитной зоне со специальным режимом, установленной органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. Проживающие в квартирах со смежными неизолированными комнатами, занятыми несколькими семьями, при отсутствии родственных отношений.

4. Проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, в том числе при наличии родственных отношений, если в составе одной из семей имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, при этом учитывается право на дополнительную площадь в соответствии с действующим законодательством.

5. Проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, граждан, поселившихся в связи с обучением.

6. Проживающие на условиях поднайма в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах или квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой пригодной для проживания жилой площади в данном населенном пункте.

7. Проживающие в служебных квартирах.

8. Семьи, в которых лица разного пола старше 9 лет (кроме супругов) проживают в одной комнате.

8. При обеспечении жилой площадью на каждого члена семьи нанимателя выше установленной нормы, если они проживают в домах гостиничного типа, а также коммунальных квартирах; где у нанимателей отсутствуют кухня, ванная комната, душевая, туалет или эти помещения являются местами общего пользования.

10. Одиноко проживающие инвалиды и лица пенсионного возраста, которые в установленном порядке признаны переселенцами.

11. Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающиеся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".

Право граждан на пользование дополнительной жилой площадью не является основанием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме граждан, страдающих заболеваниями, перечисленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. N 214 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты".

На учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (с отметкой о постоянной регистрации), независимо от формы собственности занимаемого жилого помещения. Исключение составляют граждане временно отсутствующие в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы (члены экипажей судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и другие работники, деятельность которых связана с постоянным передвижением), где за ними сохраняется жилое помещение в течение всего времени выполнения данной работы, если иное не установлено федеральным законодательством.

Право состоять на учете для улучшения жилищных условий имеют граждане, достигшие совершеннолетнего возраста, вступившие в брак, либо поступившие на работу до достижения совершеннолетия соответственно со времени вступления в брак или поступления на работу.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право:

на предоставление в установленном настоящим Законом порядке жилого помещения в пределах нормы по договору социального найма;

на приобретение жилого помещения в собственность с использованием субсидий, займов, ссуд и иных льгот, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами края.

Статья 11. Ухудшение жилищных условий

При ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, мены, раздела жилой площади, перепланировки, иного отчуждения, имеющегося в собственности жилья, с размерами, превышающими норматив предоставления жилого помещения по договору социального найма, его порчи и разрушения), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться жилой площади менее нормы, установленной пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона, они подлежат постановке на учет для получения жилья по договору социального найма по истечение пяти лет после ухудшения жилищных условий.

Статья 12. Гарантии гражданам, состоящим на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий, до принятия настоящего
Закона

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и в государственных, муниципальных организациях по основаниям, установленным Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, утвержденными постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.12.89 г. N 447, действовавшими до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свою очередность и право получения жилой площади как по договору социального найма, так и на других установленных настоящим Законом основаниях.

В случаях перехода государственных предприятий, учреждений, организаций в другую форму собственности (при акционировании), учет работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании трудовых, коллективных или иных соглашений, заключенных с администрацией правопреемников этих предприятий, учреждений, организаций.

При переходе ведомственных учреждений социально-культурной сферы в муниципальную собственность их работники, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на базовых предприятиях, принимаются на учет нуждающихся по месту жительства с учетом даты подачи заявления по прежнему месту работы.

Глава 4. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы (общественная жилищная комиссия), отвечающие за проведение данной работы.

Общественная комиссия по жилищным вопросам состоит из заместителя главы муниципального образования (председатель комиссии), депутатов представительных органов местного самоуправления, представителей трудовых коллективов.

Положение о комиссии, ее состав и порядок работы утверждаются главой муниципального образования, в г.Барнауле - главами администраций районов города.

В государственных, муниципальных организациях, в общественных объединениях вопросы принятия граждан на учет, определения очередности предоставления им жилых помещений подготавливаются жилищно-бытовыми комиссиями. Положение о комиссии, ее состав и порядок работы определяются и утверждаются органом юридического лица, уполномоченным юридическими документами, и профсоюзным комитетом или иным представительным органом трудового коллектива, действующим на основании коллективного договора. Наравне с работниками этих организаций принимаются на учет граждане, оставившие работу в этих организациях в связи с уходом на пенсию.

В организациях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций. По соглашению трудовых коллективов, профсоюзных органов и администраций этих предприятий, учреждений и организаций допускается осуществление контроля и утверждение решений о постановке на учет и предоставлении жилой площади со стороны органов местного самоуправления, при условии передачи этого жилья органам местного самоуправления и распределения его после этого в соответствии с настоящим Законом.

Статья 14. Документы необходимые для принятия на учет для
улучшения жилищных условий

Заявление по установленной форме.

Акт проверки жилищных условий.

Выписка из домовой книги по месту жительства гражданина.

Копия лицевого счета.

Справка из бюро технической инвентаризации о наличии (или отсутствии) жилой площади на праве собственности на всех членов семьи заявителя, встающих на учет.

Справки учреждений здравоохранения и другие документы, дающие право на жилищные льготы.

Статья 15. Обязанности должностных лиц (жилищных комиссий)
органов местного самоуправления, предприятий.
организаций, учреждений  по  рассмотрению документов
для постановки на учет

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.

Заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие установленные законодательством льготы, должны рассматриваться в течение одного месяца со дня поступления.

После рассмотрения всех представленных гражданами документов специально созданные в органах местного самоуправления и на предприятиях органы, либо должностные лица формируют список очередности граждан, которым жилые помещения предоставляются по договору найма, из которого одновременно в отдельный список включаются граждане, имеющие право на первоочередное получение жилых помещений.

Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления, а в случае постановки на учет - с указанием способа улучшения жилищных условий.

В случае принятия решения о невозможности улучшения жилищных условий гражданина путем предоставления жилой площади в жилищном фонде социального использования, он имеет право сам выбирать вариант улучшения жилищных условий путем приобретения его в собственность, в том числе с рассрочкой платежа, с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством.

Статья 16.  Право гражданина на обжалование отказа в
постановке на учет

Отказ органа местного самоуправления в принятии на учет для улучшения жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 17.  Обязанности  органов  местного  самоуправления   по
контролю за формированием списков нуждающихся в
улучшении жилищных условий по месту работы

Копии списков граждан, принятых по месту работы на учет для получения жилых помещений по договору социального найма в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах, передаются ежегодно для контроля в органы местного самоуправления, которые вправе своим решением возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения, если в них включены граждане, которые согласно настоящему закону не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо при их включении в список допущены нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, либо настоящего Закона.

Статья 18. Оформление учетной документации на граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, по
месту жительства и по месту работы

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в органах местного самоуправления и в организациях как документ строгой отчетности по установленной форме.

На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля органы местного самоуправления и организации, имеющие списки очередности на улучшение жилищных условий, проводят проверку данных учета граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий, и их перерегистрацию.

Граждане, состоящие на учете для улучшения жилищных условий обязаны в срок до 1 января представить по месту учета соответствующие документы об изменениях в составе семьи, жилищных условий.

Статья 19. Сохранение за гражданами права состоять на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами, состоящими в очереди на получение жилого помещения в жилищном фонде социального использования, до получения жилого помещения, удовлетворяющего требованиям статьи 29 настоящего Закона.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства сохраняется также за временно отсутствующими гражданами на период сохранения за ними права пользования жилыми помещениями в случаях, перечисленных в статьях 60 и 62 Жилищного кодекса РСФСР

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1. Улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 29 настоящего Закона, отпали другие основания, по которым гражданин был поставлен на учет для получения жилья.

2. Выезда на другое постоянное место жительства.

3. Выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

4. Прекращения трудовых отношений с организациями, указанными в части 2 статьи 13, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию, переходом на выборную должность, сокращением штата или ликвидацией предприятия, учреждения, организации. Не могут быть сняты с учета нуждающиеся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

5. Получения в установленном федеральным законодательством, либо законами края порядке безвозмездных субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений после фактического приобретения жилья.

6. В случае расторжения брака между супругами, работающими на одном предприятии и состоящими на учете для улучшения жилищных условий, очередь за бывшим супругом заявителя устанавливается с учетом даты его постановки на учет в составе семьи заявителя и даты приема на работу на это предприятие, если иное не предусмотрено коллективным либо трудовым договором.

Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.

Решение о снятии с учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Глава 5. Очередность предоставления жилых помещений

Статья 20. Предоставление жилых помещений по договору
социального найма

Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности.

Очередность на получение жилой площади гражданам, принятым на учет по месту жительства, устанавливается решением органов местного самоуправления, а в организациях - совместным решением администрации и органом, которых согласно коллективному договору или решению общего собрания (конференции) трудового коллектива уполномочен принимать такие решения, по дате фактического письменного обращения граждан о постановке на учет.

Статья 21. Внеочередное предоставление жилых помещений
по договору социального найма

Жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди гражданам:

1. Жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы - если они ранее не имели или им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

3, Судьям - в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Первоочередное предоставление жилых помещений

В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

1. Инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести войной (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам, а также инвалидам и семьям погибших воинов, выполнявших интернациональный долг на территориях других государств (по постановлениям Правительства СССР и Российской Федерации).

К членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести, относятся: иждевенцы погибшего или пропавшего без вести, которым в связи с этим выплачивается пенсия, родители, супруг, не вступивший в брак вторично, независимо от получения пенсии; дети, не имеющие своих семей или хотя и имеющие свои семьи, но ставшие инвалидами до достижения совершеннолетия, а также имеющие свои семьи дети, оба родителя которых погибли или пропали без вести.

2. Героям Советского Союза, героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным органами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в вооруженных Силах СССР" всех трех степеней.

3. Лицам, страдающим заболеваниями, перечисленными в списке заболеваний, утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.03.83 г. N 330. В семьях, где такими заболеваниями страдают несовершеннолетние дети или признанные судом недееспособные лица, право состоять на учете для улучшения жилищных условий на льготных основаниях имеют совместно проживающие с ними родители.

4. Лицам, пребывшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР, и выполнявшим интернациональный долг на территориях других государств в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

5. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

6. Семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, либо погибших на производстве в результате несчастного случая, в соответствии с действующим законодательством.

7. Матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям или одиноким матерям. К многодетным семьям относятся семьи, имеющие 3-х и более детей, независимо от возраста, проживающих постоянно с родителями, а также детей, за которыми в случаях, предусмотренных законодательством, сохраняется право на жилую площадь в связи с временным выездом. К одиноким матерям следует относить матерей, не вступавших и не вступивших в брак, и не имеющих право на государственное пособие на содержание и воспитание ребенка, в свидетельстве о рождении которого против фамилии отца стоит прочерк, либо она названа со слов матери.

8. Семьям при рождении близнецов.

9. Учителям, другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений.

10. Воспитателям и старшим воспитателям детских дошкольных учреждений.

11. Врачам и другим медицинским и фармацевтическим работникам лечебно-профилактических, санитарно-профилактических и аптечных учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.

12. Лицам, принятым на работу в милицию, а участковым инспекторам - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

13. Лицам, указанным в частях первой и второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

14. Прокурорским работникам в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

15. Другим категориям граждан, предусмотренным законодательством.

При возникновении у граждан права на указанные льготы они обязаны подать заявление органу, решающему вопросы постановки на учет. Очередность в льготном списке устанавливается по дате подачи такого заявления.

Граждане, имеющие право на получение жилого помещения в первоочередном или внеочередном порядке, могут по их желанию приобрести его в собственность, с использованием субсидий или иных льгот, установленных действующим законодательством.

Льготы по первоочередному предоставлению жилой площади при получении жилья гражданином предоставляются только один раз. Последующее улучшение жилищных условий производится в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и с учетом реализованного права на жилищные льготы.

Статья 23. Перенесение очередности на получение жилых
помещений по договору социального найма

Очередность на получение жилого помещения может быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, по основаниям, предусмотренным коллективным договором, заключенным между администрацией и трудовым коллективом, или трудовым соглашением.

Глава 6. Порядок предоставления жилых помещений

Право на бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи ежегодный доход не более 180 минимальных заработных плат.

2. Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица.

3. Инвалиды I и II групп.

4. Другие лица, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При исчислении среднего совокупного дохода семьи для получения бесплатного жилья используется порядок исчисления среднего совокупного дохода семьи, применяемый при предоставлении гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг и утвержденный нормативными и правовыми актами края.

Лица, указанные в настоящей статье вправе получить субсидии для строительства и покупки жилых помещений. Порядок предоставления судсидий для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти края и органами местного самоуправления.

Статья 25. Обязанности органов местного самоуправления
должностных лиц и  граждан по своевременному
заселению жилищного фонда социального использования

Количество жилых помещений, выделяемых для граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилья в организациях оговаривается коллективным договором; в органах местного самоуправления - ежегодным решением при утверждении плана жилищного строительства и распределения жилой площади.

При распределении вновь построенной и освобождающейся для повторного заселения жилой площади жилищная комиссия органа местного самоуправления, либо жилищно-бытовая комиссия организации, составляет предварительные списки лиц, которым согласно их очереди должна быть предоставлена жилая площадь.

Списки на предоставление жилых помещений и документы, обосновывающие их распределение, представляются организациями совместно с обновленными учетными делами получающих жилую площадь в органы местного самоуправления за месяц до сдачи дома в эксплуатацию с целью соблюдения установленного срока заселения жилых помещений. Если в списках о предоставлении жилых помещений работникам допущено нарушение требований настоящего Закона, эти списки с замечаниями возвращаются соответствующему предприятию на дополнительное рассмотрение.

Перед предоставлением жилого помещения граждане должны вновь представить в соответствующие органы учета документы, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении занимаемой ими по договору найма жилой площади, если очереднику выделяется квартира на весь состав семьи, проживавший в прежней квартире.

Статья 26. Порядок предоставления жилых помещений по
договору найма в жилищном фонде социального
использования

Органы местного самоуправления рассматривают и решают вопросы, связанные с распределением и заселением жилой площади, находящейся в жилищном фонде социального использования, а также осуществлять контроль за распределением и заселением жилой площади в жилищном фонде государственных, муниципальных организаций.

В государственных и муниципальных организациях не имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищного фонда и не осуществляющих жилищного строительства, выделенная им жилая площадь из государственного или муниципального жилищных фондов, распределяется по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (или органа, наделенного трудовым коллективом такими полномочиями), согласно списку очередности или работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании настоящего Закона. Список на предоставление жилых помещений передается для контроля в территориальный орган местного самоуправления.

Перед предоставлением жилых помещений специально назначенные должностные лица (комиссии) органов местного самоуправления или организации вновь проверяют жилищные условия очередника и вносят предложение о предоставлении жилого помещения для заселения.

Жилые помещения должны заселяться в срок не более 30 дней после приема в эксплуатацию государственными комиссиями жилых домов. В такой же срок должны заселяться жилые помещения, освободившиеся за выездом граждан.

Должностные лица, не выполняющие обязанности по порядку распределения и заселения, по использованию жилищного фонда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Предоставление жилого помещения по договору
социального найма в общественном жилищном фонде

В домах общественного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по решению органа управления соответствующей организации с последующим сообщением в органы местного самоуправления о предоставлении жилых помещений для заселения.

Статья 28. Предоставление жилых помещений в коммунальных
квартирах

Освобождающиеся изолированные комнаты в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищному фондам, должны предоставляться проживающим в этой квартире нанимателям, собственникам жилых помещений, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь) и имеющим право на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с основаниями настоящего Закона.

При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части второй настоящей статьи, освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям данной квартиры или другим гражданам в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 29. Требования, предъявляемые к жилым помещениям
жилищного фонда социального использования

Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, находиться в черте данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, и быть размером не менее девяти квадратных метров жилой площади на человека.

При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, ранее получившим жилое помещение в собственность в результате приватизации, производится по норме, установленной частью I настоящей статьи, с учетом доли каждого члена семьи в приватизированной квартире (комнате), если граждане не передают ее в собственность органа, предоставляющего жилое помещение по договору социального найма.

По договору социального найма жилая площадь предоставляется гражданам бессрочно.

Статья 30. Замена жилых помещений в жилищном фонде
социального использования

Органы местного самоуправления, а также организации обязаны по обращению граждан о замене жилого помещения, занимаемого по договору найма, с площадью жилья превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы предоставить им соответствующее жилое помещение также по договору найма.

Обмен, бронирование жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования производится в соответствии с действующим законодательством.

Не допускается сдача в поднаем жилых помещений в жилищном фонде социального использования без согласия наймодателя.

Глава 7. Заселение жилых помещений в жилищном фонде социального использования

На основании решения органа местного самоуправления о предоставлении гражданину жилого помещения в жилищном фонде социального использования ему выдается ордер установленной формы на жилое помещение для заключения договора социального найма гражданином и собственником (либо уполномоченным им лицом) жилищного фонда, в котором находится предоставленное жилое помещение.

Ордер является единственным основанием для вселения в жилищный фонд социального использования. Бланки ордеров хранятся как документы строгой отчетности.

Статья 32. Порядок оформления и выдачи ордеров на жилые
помещения в жилищном фонде социального использования

Выдача ордеров на заселение жилых помещений производится органами местного самоуправления в точном соответствии со списком на предоставление жилой площади. Ордер может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.

Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности. При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (с отметкой о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства), свидетельство о рождении или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

Выдача ордеров на жилое помещение может быть приостановлена и пересмотрена в случаях:

когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения;

выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

Статья 33. Основание и порядок признания ордера на жилое
помещение недействительным

Ордер на жилое помещение может быть признан недействительным только в судебном порядке. Требование о признании ордера недействительным может быть заявлено в течение трех лет со дня его выдачи.

Статья 34. Оформление договора найма на жилое помещение
в жилищном фонде социального использования

При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности. На основании ордера наймодатель (собственник жилищного фонда) заключает с нанимателем и членами его семьи письменный договор найма по установленной форме в течение 15 дней.

За гражданами, проживающими на момент принятия настоящего Закона по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения.

Глава 8. Предоставление служебных помещений и жилых помещений в специализированных домах

Жилые помещения включаются в число служебных и исключаются из их числа решением органа местного самоуправления.

Под служебные квартиры выделяются жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов.

Предоставление служебных жилых помещений производится в соответствии с перечнем категорий работников, которым предоставляется служебное жилое помещение, утвержденным Правительством Российской Федерации, и органами государственной власти края, органами местного самоуправления в домах, построенных за счет соответствующих бюджетов.

В число служебных может быть включено только свободное жилое помещение.

Статья 36. Порядок предоставления и заселения служебных
жилых помещений

Решение о предоставлении служебного жилого помещения принимается органом управления организации, в ведении которой находится жилое помещение (согласия на это профсоюзного комитета или иного представительного органа трудового коллектива не требуется).

Орган местного самоуправления на основании соответствующего решения организации о предоставлении служебного жилого помещения выдает гражданину ордер на служебное жилое помещение установленного образца, который является основанием для заселения и заключения договора найма на служебное жилое помещение.

Пользование служебным жилым помещением осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Специализированные дома жилищного фонда
социального использования

К специализированным домам жилищного фонда социального использования относятся общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие, предназначенные для заселения отдельными категориями граждан.

Решение о строительстве специализированных домов и положения о них принимаются Главой администрации края и органами местного самоуправления.

Жилые помещения в специализированных домах не подлежат обмену, бронированию, приватизации, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 38. Учет и порядок предоставления жилых помещений
в специализированных домах жилищного фонда
социального использования

Учет граждан, нуждающихся в проживании в специализированных домах, осуществляется по месту их постоянного жительства органами местного самоуправления (через органы социальной защиты населения) при участии ветеранских и других общественных организаций.

На учет для предоставления жилого помещения в специализированных домах принимаются одинокие граждане пожилого возраста, в том числе одинокие супружеские пары (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), одинокие граждане-инвалиды (в том числе дети-инвалиды, достигшие 16-летнего возраста, выписанные из стационарных учреждений социального обслуживания и не признанные в установленном законом порядке недееспособными) и другие категории граждан по решению местных органов самоуправления.

Действие или бездействие должностных лиц, повлекшее нарушение прав граждан пожилого возраста и инвалидов, предусмотренных настоящим Законом, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Жилые помещения в специализированных жилых домах не подлежат обмену, бронированию и приватизации.

Статья 39. Общежития

Для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.

Заселение и пользование общежитием производится на основании и в порядке, установленными федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами края.

Жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (или иного представительного органа трудового коллектива) организации, в ведении которой находится общежитие.

Жилая площадь, предоставляемая на период постоянной работы в организации, распределяется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями, установленными Примерным положением об общежитии утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.88 г. N 328 в редакции от 23.07.93 г. N 726.

При переводе общежитий в число жилых домов государственного или муниципального жилищных фондов, гражданам, проживающим в общежитии и определенным в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, органы местного самоуправления выдают ордера установленного образца с последующим заключением договора социального найма.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 14 дней со дня его опубликования в газете "Алтайская правда".

Статья 41. Срок действия настоящего Закона

Настоящий Закон действует до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации.

     Глава администрации
     Алтайского края                                     А.А.Суриков

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка.

О проекте закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае"

Название документа: О проекте закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае"

Номер документа: 49

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: рассылка
Дата принятия: 01 марта 1999