Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 16 июля 1998 г.                                      № 448
     г.Барнаул

Об утверждении Программы поддержки
малого предпринимательства в Алтайском крае на 1998 - 1999 годы

(утратил силу на основании постановления от 27.05.02 г. № 282)

В целях дальнейшего развития предпринимательской деятельности и совершенствования его государственной поддержки на территории края

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Программу поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 1998 - 1999 годы.

2. Рекомендовать главам администраций городов и районов края разработать с учетом основных положений краевой программы местные программы поддержки малого предпринимательства.

3. Комитету администрации края по поддержке предпринимательства (В.Ф.Чепель) обеспечить координацию работ по выполнению программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

     Первый заместитель главы
     администрации Алтайского края                       Н.А.Чертов



Утверждена
постановлением
администрации края
от 16.07.98 г. № 448

Программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 1998 - 1999 годы

Паспорт
региональной Программы государственной поддержки
малого предпринимательства на 1998 - 1999 годы

Наименование  "Программа    государственной    поддержки    малого
программы     предпринимательства в Алтайском крае на  1998 - 1999
              годы"

Основание     Закон Алтайского края  "О государственной  поддержке
для           малого   предпринимательства   в   Алтайском   крае"
разработки    от 16.01.96 г. № 29

Государственный Администрация края
заказчик
программы

Разработчики  Комитет      администрации   края    по    поддержке
программы     предпринимательства;
              Комитет по занятости населения Алтайского края;
              Комитет администрации края по труду;
              Алтайское региональное агентство  поддержки малого и
              среднего бизнеса;
              Алтайский  региональный  фонд    поддержки    малого
              бизнеса;
              Алтайский   региональный  фонд  содействия  развитию
              малых форм предприятий в научно-технической сфере

Цель          Обеспечить     устойчивое      развитие       малого
программы     предпринимательства   для   увеличения  производства
              товаров народного потребления  и  услуг  и  создания
              дополнительных возможностей занятости населения

Задачи        - совершенствование правовых и экономических условий
программы     для развития малого предпринимательства;
              - развитие в крае системы государственной  поддержки
              малого предпринимательства;
              - создание  новых  и  укрепление  имеющихся  звеньев
              инфраструктуры,        обслуживающих           малое
              предпринимательство

Основные      Комитет      администрации   края    по    поддержке
исполнители   предпринимательства;
программы     Комитет администрации края по финансам, налоговой  и
              кредитной политике;
              Комитет администрации края по труду;
              Комитет администрации края по образованию;
              Комитет по занятости населения Алтайского края;
              Главное    управление    экономики   и    инвестиций
              администрации края;
              Алтайский  региональный  фонд    поддержки    малого
              бизнеса;
              Алтайский   региональный  фонд  содействия  развитию
              малых форм предприятий в научно-технической сфере;
              Алтайское региональное  агентство  поддержки  малого
              и среднего бизнеса;
              Алтайская торгово-промышленная палата;
              АО "Алтайская ярмарка"

Сроки         1998 - 1999 годы
реализации
программы

Объем и       Общий  объем  финансирования - 38975  тыс.  руб., из
источники     них:
финансирования
              1998 год:
              - из  краевого   бюджета   на  прямое финансирование
              мероприятий - 300 тыс. руб.;
              - из   краевого   бюджета  на  возвратной   основе -
              4000 тыс. руб.;
              - из  средств  Алтайского  фонда  поддержки   малого
              предпринимательства - 2600 тыс. руб.;
              - из федеральных фондов - 3060 тыс. руб. (проект);
              - международная программа Европейского  Сообщества -
              6000 тыс. руб. (проект).

              Всего: 15960 тыс. руб.

              1999 год (проект):

              - из  краевого  бюджета  на  прямое   финансирование
              мероприятий - 355 тыс. руб.;
              - из  краевого  бюджета  на   возвратной    основе -
              5500 тыс. руб.;
              - из  средств  Алтайского  фонда  поддержки   малого
              предпринимательства - 6600 тыс. руб.
              - из федеральных фондов - 10560 тыс. руб.

              Всего: 23015 тыс. руб.

Система       Краевая      Комиссия    по     развитию      малого
контроля      предпринимательства в Алтайском крае;
              Общественный   совет   при   председателе   краевого
              Законодательного   Собрания  и  главе  администрации
              Алтайского края;
              Комитет      администрации   края    по    поддержке
              предпринимательства;
              Наблюдательный совет Алтайского регионального  фонда
              поддержки малого бизнеса;
              Союз        предпринимателей     малого      бизнеса
              Алтайского края

Введение

Становление рыночных отношений требует структурных изменений экономики, изыскания механизмов стимулирования предпринимательства для создания новых рабочих мест, повышения объемов и повышения качества выпускаемой продукции и, как следствие, пополнения федерального и местных бюджетов.

Особое место в региональной экономике имеет сфера малого предпринимательства, поскольку малые предприятия ориентированы главным образом на местный рынок. Поэтому, с одной стороны, решение многих социально-экономических задач будет в значительной мере зависеть от эффективности малого бизнеса. С другой стороны, положение дел в самом этом секторе экономики в большой степени будет зависеть от координации усилий краевых и муниципальных органов власти и управления по созданию благоприятных экономических, юридических, и других условий для развития малого бизнеса.

В Программе учтены особенности социально-экономического развития Алтайского края, его структура производства, приоритетные направления предпринимательской деятельности, степень сформированности его рыночной инфраструктуры. Настоящая Программа разработана на основе принципа преемственности по отношению к предыдущим краевым программам поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае в 1994 - 97 годы.

Программы 1994 - 1997 гг. были направлены на создание правовых, экономических и организационных условий для формирования на Алтае самого малого предпринимательства и инфраструктуры его поддержки, обеспечивающей его экономический рост. Программа поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 1998 - 2000 годы призвана обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства и прежде всего по приоритетным направлениям экономики края.

В соответствии с Законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Выполнение Программы может быть обеспечено совместными усилиями многих подразделений органов власти и управления края. И в этом отношении Программа призвана выполнить роль координирующего фактора развития малого предпринимательства в крае в 1998 - 2000 годы. При этом предусматривается, что основные подходы и направления поддержки, содержащиеся в данной программе, должны получить развитие в соответствующих программах городского и районного уровней.

Программа состоит из двух частей. В первой части после краткой справки о некоторых показателях в сфере малого предпринимательства по состоянию на конец 1997 года и об основных итогах выполнения предыдущих аналогичных программ сначала определены цели, задачи и основные направления его поддержки в предстоящие годы. Затем по каждому из выделенных направлений обоснованы меры по формированию благоприятных общих условий малого предпринимательства и по совершенствованию системы его государственной поддержки. Здесь же представлены и обоснованы подходы по отбору конкретных предпринимательских проектов для предоставления финансовой поддержки.

Вторая часть представляет собой таблицу конкретных мероприятий по всем направлениям государственной поддержки малого предпринимательства в крае. Все мероприятия этой части сопровождаются указаниями конкретных исполнителей, сроков выполнения, требующихся финансовых средств и их источников.

Часть 1. Основные положения Программы

Раздел 1. Обоснование Программы

1.1. Основные показатели положения дел в сфере малого предпринимательства в крае

В настоящее время сектор малого предпринимательства занял свое место в экономике края и представляет серьезный экономический фактор. По данным Алтайского краевого комитета государственной статистики, на 1 января 1998 года в крае было учтено 10258 малых предприятий. Из них 54,0% действовали в сфере торговли и общественного питания, 18,2% были заняты выпуском промышленной продукции, 13,0% специализировались на выполнении строительных работ, 0,6% работали в сфере финансов, страхования и обеспечения функционирования рынка, 1,5% занимались научной, инновационной и проектной деятельностью, 0,3% работали в сфере бытового обслуживания. Среди учтенных малых предприятий 93,6% являются частными, а 6,4% основаны на смешанной форме собственности.

Доля малых предприятий в общем объеме произведенной всеми предприятиями края за 1997 год продукции составила - 14,06%. При этом в промышленной продукции эта доля составляет - 4,58%, в строительстве - 17,27%, в торговле и общественном питании - 7,36%. На одно малое предприятие приходится в среднем более 10 работающих, из них около 9 - на постоянной основе, остальные на условиях совместительства или подряда.

По данным, представленным государственной налоговой инспекцией по Алтайскому краю, поступление налогов и других платежей в сфере малого предпринимательства по итогам 1997 года составляет 10,5% от общей суммы поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

На долю занятых в сфере малого предпринимательства приходится 12,3% от общей численности трудоспособного населения края. Около 200 тыс. человек и члены их семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства.

Анализ динамики основных характеризующих показателей по годам свидетельствует, что, если до 1995 года шел их рост, то в 1996 - 97 годах наметилась тенденция к их снижению. Так, за последние два года (см. таблицу) в крае не только приостановился рост, но и произошло уменьшение числа малых предприятий, хотя и незначительное. В основном это относится к направлениям предпринимательской деятельности, связанным с производством товаров и услуг. Уменьшилось не только число малых предприятий этих направлений, но также снизилась их доля от общего числа малых предприятий края. Так, например, за последние два года снизилась доля малых предприятий промышленного направления с 22,7% до 18,2%, строительного направления с 13,3% до 13,0%, инновационного, научного и проектного направления с 2,3% до 1,5%. Доля же малых предприятий в сфере торговли и общественного питания имеет тенденцию к росту: с 50,3% в 1995 году она возросла до 54,0% в 1997 году.

В большей степени уменьшилась численность работающих на малых предприятиях - более чем на 26 тысяч человек, что составляет около 20%. Вместе с тем имел место значительный рост численности субъектов малого бизнеса, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Необходимо отметить, что суммарная численность занятых на малых предприятиях и занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица остается стабильной, что свидетельствует о сохраняющейся тенденции изменения организационно-правовой формы предпринимательской деятельности с целью облегчения налогового бремени и сохранения своего дела.

Таблица

+---------------------------------------------------------------+
¦     Наименование показателя     ¦ 1995 год¦1996 год¦ 1997 год ¦
+---------------------------------+---------+--------+----------¦
¦1. Число малых предприятий, ед.  ¦   10404 ¦ 10098  ¦  10258   ¦
¦                                 ¦         ¦        ¦          ¦
¦2. Число занятых на малых        ¦         ¦        ¦          ¦
¦   предприятиях, чел.            ¦  129976 ¦ 114976 ¦ 103769   ¦
¦   (из них совместителей)        ¦  (15067)¦ (13040)¦ (11808)  ¦
¦                                 ¦         ¦        ¦          ¦
¦3. Число занимающихся            ¦         ¦        ¦          ¦
¦   предпринимательской           ¦   59000 ¦ 73000  ¦ 85000    ¦
¦   деятельностью без             ¦         ¦        ¦          ¦
¦   образования юридического      ¦         ¦        ¦          ¦
¦   лица, чел.                    ¦         ¦        ¦          ¦
¦                                 ¦         ¦        ¦          ¦
¦4. Объем произведенной           ¦         ¦        ¦          ¦
¦   продукции, млн. руб.          ¦  3324263¦ 7701815¦ 2394622  ¦
¦   (доля в процентах от всей     ¦         ¦        ¦          ¦
¦   продукции края)               ¦  (24,3%)¦ (30,7%)¦ (14,06%) ¦
¦                                 ¦         ¦        ¦          ¦
¦5. Поступление налогов и других  ¦   нет   ¦  204632¦ 419981   ¦
¦   платежей по субъектам малого  ¦  данных ¦  (5,8%)¦ (10,5%)  ¦
¦   предпринимательства, млн. руб.¦         ¦        ¦          ¦
¦   (доля в процентах к общему    ¦         ¦        ¦          ¦
¦   поступлению налогов)          ¦         ¦        ¦          ¦
+---------------------------------------------------------------+

Динамика основных показателей
в сфере малого предпринимательства в крае за последние три года

В связи с нестабильностью экономической ситуации в целом малые предприятия вынуждены максимально диверсифицировать свою деятельность. Торгово-посреднические операции, выполняемые ими в качестве дополнительной деятельности, по объему могут перекрывать стоимостные показатели основной деятельности. По ряду причин они осуществляются в основном через наличный оборот, не всегда отражаясь в отчетности. С выводом части финансовых операций в сферу теневой экономики, по-видимому, и связано резкое снижение доли сферы малого предпринимательства в общем объеме произведенной продукции по результатам 1997 года.

Среди комплекса проблем, негативно влияющих на сферу малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить такие, как недостаточность собственных средств, сложность или невозможность получения инвестиционных кредитов, неразвитость или отсутствие рынка лизинговых услуг, очень высокий уровень налогообложения, многочисленные и в сумме непосильные официальные сборы и платежи, устанавливаемые контролирующими структурами и органами местного самоуправления, порочная практика проведения проверок контролирующими и инспектирующими органами, дающая почву для злоупотреблений, давление криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров.

1.2. Цели и задачи Программы

Генеральной целью Программы является повышение эффективности и социальной направленности экономики края путем укрепления малого предпринимательства.

Развитие этого сектора экономики призвано способствовать достижению нескольких частных целей, имеющих важное для края социально-экономическое значение. Такими целями, заложенными в Программу, являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»