Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 27.04.98 г.                                            N 275
     г. Барнаул

Об утверждении Положения об
оказании услуг общественного питания
на территории Алтайского края

(Утратило силу на основании
постановления администрации края от 06.02.2001 г. № 82
)

В целях повышения уровня обслуживания населения, регулирования отношений, возникающих между исполнителем и потребителем, предупреждения нарушений в сфере оказания услуг общественного питания, повышения ответственности исполнителя и в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об оказании услуг общественного питания на территории Алтайского края.

2. Рекомендовать главам администраций городов и районов края довести до сведения руководителей предприятий общественного питания, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и установить контроль за исполнением Положения об оказании услуг общественного питания на территории Алтайского края.

     Глава администрации края                            А.А.Суриков


Утверждено
постановлением администрации края
от 27.04.98 г. N 275

Положение
об оказании услуг общественного питания
на территории Алтайского края

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность предприятий общественного питания, отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания.

В настоящем Положении использованы ссылки на следующие стандарты:

- Гост 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению";

- ГОСТ 50672-95 "Общественное питание. Классификация предприятий";

- ГОСТ 50764-95 "Услуги общественного питания";

- ГОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требования к производственному персоналу";

- ГОСТ Р "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу";

- ГОСТ 50647-95 "Общественное питание. Термины и определения";

- ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования";

- САНПиН 42-123-5777-91 "Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мороженое";

- "Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятия". Утверждены заместителем министра ВЭС и торговли РФ, июль 1997 года;

- "Временный порядок разработки, рассмотрения и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия".

Утверждены заместителем министра ВЭС и торговли РФ, июль 1997 года.

2. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий потребителю услуги общественного питания по возмездному договору при наличии сертификата соответствия на данный вид услуги.

3. Услуги общественного питания (далее именуются - услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый), устанавливаются государственным стандартом и определяются исполнителем самостоятельно. Классность баров, функционирующих в комплексе с ресторанами, должна соответствовать классу предприятия, в помещении которого располагается бар.

Услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации. Подтверждение соответствия предприятия выбранному типу и классу производится Алтайским центром стандартизации, метрологии и сертификации, аккредитованным Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов изложено в приложениях 1 - 5 в соответствии с требованиями ГОСТа 50762-95.

Услуги общественного питания подразделяются на основные и дополнительные.

К основным относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, организации потребления и досуга, реализации покупных товаров. Основные услуги определяются в соответствии с выбранным типом и классом, включаются в перечень служебных обязанностей работников предприятия и обязательны для исполнения.

Дополнительные услуги общественного питания реализуются вне предприятия или непосредственно на предприятии. Объем и виды дополнительных услуг определяются исполнителем и зависят от типа и класса предприятия.

Дополнительные услуги могут быть платные и бесплатные.

В соответствии с принципом платности все виды дополнительных услуг, предоставление которых приводит к увеличению материальных (сырье, материалы, энергия и т.п.) и трудовых затрат, могут быть платными, т.е. расходы по их предоставлению возмещаются потребителем. В основу определения цен на платные дополнительные услуги должна быть положена калькуляция затрат, оформленная согласно требованиям бухгалтерского учета (приложение 6, раздел 1).

Дополнительные услуги, предоставление которых не требует материальных и трудовых затрат, сочетаются с выполняемыми предприятием основными функциями и могут осуществляться работником без ущерба для исполнения им прямых служебных обязанностей, относятся к бесплатным (приложение 6, раздел 2).

Перечень дополнительных услуг доводится до потребителя посредством дополнительного вкладыша в папку "меню" и/или вывешивается в доступном для потребителя месте.

Перечень дополнительных услуг индивидуальны для каждого предприятия и утверждается приказом руководителя предприятия.

Исполнитель не вправе навязывать потребителю приобретение одних услуг (товаров) с обязательным приобретением дополнительных услуг (товаров).

4. Режим работы исполнителя - государственного или муниципального предприятия устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Режим работы исполнителя - предприятия иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, устанавливается самостоятельно и согласовывается с органами местного самоуправления.

Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех организационно-правовых форм и форм собственности.

В случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и других случаях) исполнитель обязан за 5 дней до закрытия предоставить территориальному органу местного самоуправления и потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности.

После капитального ремонта или реконструкции предприятие общественного питания открывается в установленном порядке.

Предприятие общественного питания по предписаниям органов санитарно-эпидемиологической надзора, контролирующих органов (в пределах своей компетенции) может быть закрыто для проведения необходимых санитарных, противоэпидемиологических и иных мероприятий, указанных в предписаниях.

5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другое).

Работники предприятия вправе не обслуживать лиц, нарушающих установленный порядок.

6. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах (далее именуются - нормативные документы) обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

7. Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания, но не ниже требований нормативно-технической документации к услугам выбранного типа и класса предприятия, разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий и напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятия и согласовывает его с территориальным органом санитарно-эпидемиологического надзора.

8. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, (располагается в доступном для посетителя месте и предъявляется по первому его требованию), уголок потребителя, контрольный, санитарный и бракеражный журналы для осуществления контроля за качеством и безопасностью оказываемых услуг.

9. Штаты предприятия независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, связанные непосредственно с производством и реализацией продукции, укомплектовываются кадрами, подготовка, квалификация и специализация которых должна соответствовать выбранному типу и классу предприятия.

Для каждой конкретной должности производственного и обслуживающего персонала должны быть разработаны должностные инструкции, устанавливающие функции, обязанности, права и ответственность работника, объемы, порядок и требования к качеству выполняемых работ, к профессиональному образованию, техническим знаниям и опыту работы.

К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и профилактические медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.

В ресторанах и барах класса "люкс" и "высший" должен работать производственный и обслуживающий персонал, знакомый со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах.

10. Весоизмерительные приборы (весы, гири, мерные емкости и т.п.), используемые на предприятии общественного питания, должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и представляться на поверку в установленные сроки согласно действующему порядку: по истечении установленного срока клеймения, после ремонта, независимо от установленного срока поверки, в тех случаях, когда при проведении чистки или мелкого ремонта или по другим причинам было нарушено имеющееся поверительное клеймо, после длительной консервации перед выдачей их в эксплуатацию.

Для взвешивания штучных и порционных кулинарных и кондитерских изделий необходимо использовать циферблатные или электронные весы.

11. Предприятия общественного питания занимаются благоустройством и озеленением прилегающей к предприятию территории и содержат ее в надлежащем порядке.

12. К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящим Положением, применяются Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Правила продажи отдельных видов товаров, Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации и другие нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации и Алтайского края.

13. Настоящее Положение в части, касающейся прав потребителей, в наглядной и доступной форме доводится исполнителем до сведения потребителей.

II. Информация об услугах

14. Услуги общественного питания и условия их предоставления должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителей, обеспечивать сохранность их имущества и охрану окружающей среды.

Совокупность всех требований стандартов к выбранному типу и классу предприятия определяет уровень обслуживания, который должен соответствовать уровню наценки предприятия.

15. Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации, наименование зарегистрировавшего его органа и местонахождение собственника предприятия общественного питания.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя как в постоянных местах предоставления услуг, так и при осуществлении торговли во всех временных помещениях, на ярмарках, с лотков и других случаях вне постоянного места нахождения исполнителя (продавца).

16. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, посредством меню, прейскурантов цен на алкогольную продукцию, безалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ценников, перечней основных и дополнительных услуг, а также сведения о сертификации услуги общественного питания.

В меню указываются: наименование блюда (изделия), выход блюда (изделия) и стоимость блюда (изделия).

В предприятиях, в которых обслуживание осуществляется официантами, меню оформляется машинописным способом вкладывается в специальную обложку, а в предприятиях общественного питания с самообслуживанием - машинописным способом в соответствующей рамке и вывешивается на видном и удобном для потребителя месте.

Реализация алкогольной продукций осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке и осуществляется в местах, определенных органами местного самоуправления. Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также органе, выдавшем эту лицензию (путем вывешивания в торговом зале ее копии или другим способом).

При продаже алкогольной продукции в баре или буфете к образцам, имеющегося в продаже товара, прикрепляются ценники с наименованием продукции, цены, включая стоимость посуды и расфасовки (для баров класса "люкс" и "высший" возможно использование прейскуранта цен, с указанием вышеназванной информации).

При продаже алкогольной продукции в розлив в прейскуранте указывается: наименование напитка, емкость бутылки, цена за всю емкость, а также за 100 и 50 грамм с учетом стоимости посуды, кроме пива. При продаже вин и пива в розлив указывается наименование и цена за 1 литр и 100 грамм (в отношении вина). Алкогольная продукция на этикетках бутылок маркируется штампом предприятии.

Рабочие места буфетчика, бармена и других лиц, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, гостированным мерным инвентарем и посудой.

Ценники оформляются четко и единообразно с указанием наименования товара, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати предприятия, даты оформления ценника.

В подтверждение факта сертификации исполнитель должен иметь один из следующих документов:

- подлинник сертификата;

- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров (услуг), выдавшим сертификат;

- товарно-сопроводительные документы (счет-фактура, закупочный акт, товарно-транспортная накладная) оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его юридического адреса и телефона.

17. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, перечнем основных и дополнительных услуг, сведениями о сертификации и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания. Информация предоставляется на русском языке.

18. Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах, ингредиентах, входящих в состав блюда или изделия, качестве, способах приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»