• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 13.03.98 г.                                            N 356
     г. Барнаул

Об итогах выполнения Программы
содействия занятости населения
г. Барнаула в 1997 году и
утверждений Программы содействия
занятости населения города на
1998-2000 гг.

Заслушав и обсудив информацию Центра занятости г. Барнаула (Дудина Л.П.) об итогах выполнения Программы содействия занятости населения в 1997 году и рассмотрев проект Программы занятости населения города на 1998-2000 гг., ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Информацию Центра занятости об итогах выполнения Программы содействия занятости населения г. Барнаула на 1996-1997 гг., принятой постановлением городской администрации от 19 февраля 1996 года N 103 и утвержденной решением Барнаульской городской Думы N 237 от 1 марта 1996 года за 1997 год принять к сведению.

Отметить слабую работу Центра занятости при использовании горожан, получающих пособие по безработице на общественных работах.

2. Поручить Центру занятости (Дудина Л.П.), главам райадминистраций повысить уровень организационных мер при проведении общественных работ.

3. Программу содействия занятости населения г. Барнаула на 1998-2000 гг. принять и внести для утверждения на заседание городской Думы (прилагается).

4. Центру занятости населения (Дудина Л.П.) совместно с комитетом администрации города, районов обеспечить систематическое прогнозирование всех процессов занятости и социальной защиты трудоспособного населения, временно неработающего, с учетом структурных изменений в экономике города.

5. Постановление администрации от 15.08.97 г. N 763 "О ходе выполнения программы занятости населения г. Барнаула на 1996-1997 гг. и использовании средств фонда занятости в 1-м полугодии 1997 г." снять с контроля.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Шипицина М.М.

7. Центру занятости населения (Дудина Л.П.) информировать о ходе выполнения постановления ежегодно в феврале и августе.

     Глава администрации                                 В.Н.Баварин

Программа содействия занятости населения г. Барнаула на 1998-2000 годы

Приложение
к постановлению администрации
города N 356 от 13.03.1998 г.

Разработка программы занятости населения г. Барнаула (далее именуемая - Программа) определена законом "О занятости населения в Российской Федерации", реализация этой программы направлена на более полное и рациональное использование территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.

Программа является неотъемлемой частью плана социально-экономического развития города, других целевых программ, направленных на структурную перестройку экономики Барнаула, социальную защиту групп населения, особо нуждающихся в социальной поддержке.

Программа обеспечивает преемственность программы содействия занятости населения г. Барнаула на 1996-1997 гг. в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости, а также основных действий на рынке труда города.

Приоритеты программы определены на основе прогноза социально-экономического развития г. Барнаула на 1998 год, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда города.

Стратегия занятости населения в 1998-2000 годах предполагает дальнейшее совершенствование работы государственной службы занятости с тем, чтобы:

- минимизировать период поиска работы незанятых граждан по имеющейся специальности и стимулировать приобретение ими новой профессии;

- удовлетворить требования работодателей по заполнению вакансий;

- предотвратить длительную (более 1 года), безработицу;

- предупредить массовую безработицу, смягчить ее социально-экономические последствия. (См.приложение 1).

I. Итоги выполнения программы содействия занятости населения города на 1997 год

Программой занятости населения на 1997 год было предусмотрено охватить 184788 человек при ожидаемом уровне безработицы 1,7% (по среднему варианту). Общие затраты на осуществление мероприятий программы были запланированы в сумме 41,0 млн.рублей.

Фактически за 1997 год охвачено 207920 чел. (112,0%), затраты составили 33,5 млн.рублей, уровень безработицы - 1,1 процента.

Согласно программе содействия занятости населения на 1997 год было предусмотрено:

     - направить на профессиональное обучение 2000 чел.,  фактически
       направлено - 875 чел.;

     - за  счет  прямого  и возвратного финансирования создать 690 и
       сохранить 25000  рабочих  мест,  фактически  создано  246   и
       сохранено 17378 рабочих мест;

     - направить  на  общественные  работы  3000 чел.,  фактически в
       общественных работах приняли участие 2314 чел.;

     - в рамках временной занятости трудоустроить на  летний  период
       10000 школьников,    фактически    на   предприятиях   города
       отработали 14008 подростков;

     - оказать  содействие  в   индивидуальной   предпринимательской
       деятельности 100   человекам,   финансовую  поддержку  службы
       занятости получили 4 безработных.

За отчетный период в службе занятости усовершенствован прием населения:

- введены в эксплуатацию новые помещения, в которых располагаются отделы трудоустройства для жителей Ленинского и Индустриального районов и Молодежная биржа, освоены дополнительные площади под информационный зал в отделе трудоустройства Центрального района;

- организовано и оборудовано компьютерной техникой дополнительно 8 рабочих мест;

- для удобства посетителей внедрено 8 систем "Консультант-2", способствующих самостоятельному получению информации об имеющихся вакансиях.

Полностью автоматизирован расчет начислений по выплатам пособий безработным гражданам.

II. Анализ и прогноз рынка труда

         

2.1. Краткая характеристика социально-экономической
ситуации и факторы, влияющие на состояние
рынка труда

Численность населения города на 1 января 1997 года составляла 651461 человек. Из общей численности в возрасте моложе трудосопособного - 19,6%, в трудоспособном возрасте - 62,31, старше трудоспособного возраста - 18,1%.

В городе проживает 302641 (46,5%) мужчин и 348820 (53,5%) женщин.

Трудовые ресурсы г. Барнаула составляют 351,0 тыс.человек (63,9% от численности населения).

Занято в экономике города (без учащихся и занятых в личном подсобном хозяйстве) 229,0 тыс.человек.

2.2. Состояние рынка труда в 1997 году

Рынок труда г. Барнаула в 1997 году формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города.

Ухудшение ситуации в сфере финансов и платежных отношений (кризис платежей), задержка бюджетного финансирования, отсутствие инвестиционной активности и деградация материального производства, структурные изменения в экономике непосредственно отразились на состоянии занятости населения и формировании рынка труда.

Так, на фоне общего спада производства и его структурной перестройки происходит устойчивый рост безработицы за счет продолжающегося высвобождения работников, сокращения числа вакансий. В 1997 году продолжался процесс сокращения приема на работу в промышленности и строительстве города. Численность выбывших работников преобладает над принятыми вновь в среднем на 20 процентов.

На официально контролируемый рынок труда в 1997 году вышло 37,3 тыс.человек, что в 1,1 раза больше, чем в 1996 году (33,2 тыс. человек). Из них 21,9% были заняты в государственном секторе экономики, 38,1% - молодежь, 11,1% - работники, высвобожденные с предприятий и организаций в результате реорганизации и спада производства, 54,1% - женщины.

За 1997 год в службу занятости города обратилось 215080 чел., в том числе 37341 чел. были поставлены на учет как ищущие работу, из них 7038 чел. признаны безработными, остальным 177739 чел. из числа обратившихся были оказаны информационно-консультационные услуги по вопросам трудоустройства, профориентации, прав граждан в области занятости населения.

Каждый четвертый из числа обратившихся в службу занятости был трудоустроен, 875 человек из числа безработных были направлены на профессиональное обучение, досрочную пенсию с учетом переходящего остатка 1996 года получили 258 человек.

Уровень безработицы по состоянию на 01.01.98 г. составил 1,1%.

Средняя продолжительность безработицы - 7,2 месяца.

На рынке труда по-прежнему сохраняется тенденция превышения предложения рабочей силы над числом вакансий. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 5 человек на одно свободное рабочее место.

В 1997 году на рынке труда города резкого роста регистрируемой безработицы удалось избежать, прежде всего, за счет закрытия вакансий, увольнения пенсионеров, расширения практики отпусков по инициативе администрации и сокращенных режимов труда.

Уровень скрытой безработицы на протяжении 1997 года колебался в пределах 10-12 процентов.

2.3. Формирование рынка труда в 1998-2000 годы

По прогнозным расчетам рынок труда в городе в 1998-2000 годах может составить 255,0 тыс.человек, в том числе в 1998 году - 83,1 тыс.человек. Около 40 процентов из числа вышедших на рынок труда уволившиеся по собственному желанию.

Будет продолжаться процесс высвобождения работников с предприятий и учреждений города. Ожидается, что по этой причине на рынке труда в прогнозируемом периоде окажутся около 20,0 тыс.человек, в том числе в 1998 году - 6,0 тыс.человек.

Не имея достаточного профессионального опыта, молодежь наименее конкурентоспособна. Ее численность на рынке труда может составить более 15,0 тыс.человек ежегодно.

Будут испытывать затруднения с работой уволенные из Вооруженных сил, на рынке их может оказаться в среднем 6,5-7,0 тыс.человек в год; а также освобожденные из мест лишения свободы - 1,3 тыс.человек соответственно.

В 1998-2000 годах возрастает доля граждан. нуждающихся в помощи службы занятости. Их число может составить более 150,0 тыс.человек.

К концу прогнозируемого периода численность официально зарегистрированных безработных составит 6 тыс.человек, а уровень безработицы - 1,5 (по среднему варианту) от числа трудоспособного населения.

III. Создание и сохранение рабочих мест

          

Программой предусматривается за три года оказание финансовой помощи работодателям на создание и сохранение 33700 рабочих мест, в том числе:

- за счет субсидирования заработной платы - 900,

- за счет средств работодателей - 4500,

- за счет инвестиций федерального бюджета - 2600, из них:

       АО "Алмаз" -производство деталей сельхозмашин -1800,

       АО "АЗПИ" - производство запчастей для дизельного двигателя -
       114,

       АО "Барнаульский станкостроительный завод" - 300 рабочих мест
       (см.таблицу 1)

                                               Таблица 1
--------------------------------------------------------------------
                                      1998 г.   1999 г.    2000 г.
--------------------------------------------------------------------
1.1. Создание и сохранение рабочих
     мест - всего              ед.    12900     11300      9500

       в том числе за счет:

1.1.1. инвестиций                     800        800       1000

1.1.2. средств местного бюджета        -          -         -

1.1.3. средств ГФЗ                    10600      9000      7000

       посредством:

     - оказания финансовой помощи     10300      8700      6700

     - субсидирования зар.платы       300        300       300

1.1.4. средств работодателей          1500       1500      1500

Для чего:

3.1. Оказывать финансовую помощь работодателям, создающим и сохраняющим рабочие места, на конкурсной основе

     в течение 1998-2000 гг.           Комитет по экономике,
                                       Координационный комитет
                                       содействия занятости
                                       населения

3.2. Преимущественное право на получение финансовой помощи предоставлять работодателям, организующим рабочие места с учетом:

- перспектив развития инфраструктуры и рынка труда города

- структуры зарегистрированных безработных, а также согласно данных о высвобождаемых

- конверсионных мероприятий

- транспортной доступности

- полного объема перечисления средств в фонд занятости

- инвестирования не менее 51% собственных средств

- предоставления проекта организации рабочих мест с технико-экономическим обоснованием (бизнес-планом) затрат на организацию рабочего места

- предоставления расчета возврата финансовой помощи

- составление договорных обязательств

     в течение 1998-2000 гг.             Комитет по экономике,
                                         Координационный комитет
                                         содействия занятости
                                         населения

3.3. Обеспечить контроль за целевым использованием работодателями финансовой помощи на создание новых и сохранение существующих рабочих мест

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

3.4. Определить предприятия, организации для создания рабочих мест, субсидируемых за счет средств фонда занятости населения

     ежегодно                            Центр занятости населения

3.5. Заключить договоры с предприятиями и организациями на создание рабочих мест, субсидируемых за счет средств фонда занятости населения

     ежегодно                            Центр занятости населения

3.6. Осуществлять контроль за целенаправленным использованием дополнительных рабочих мест, субсидированных за счет средств фонда занятости населения

     ежегодно                            Центр занятости населения

 

IV. Содействие временному трудоустройству граждан

          

В условиях напряженной ситуации на рынке труда из всех активных методов регулирования рынка, временное трудоустройство граждан, в первую очередь на общественные работы, относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.

Цель привлечения незанятых и безработных граждан к временной занятости или общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно неработающих граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.

С этой целью будут создаваться дополнительные рабочие места для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе с использованием средств местного бюджета и средств фонда занятости.

В период 1998-2000 годов предусматривается предоставить возможность временной занятости и участия в общественных работах 54 тыс. человек, расходы Государственного фонда занятости населения на эти цели составят 26239,4 тыс.рублей (см.таблицу 2)

                                                 Таблица 2
--------------------------------------------------------------------
                                      1998 г.   1999 г.    2000 г.
--------------------------------------------------------------------
Программа содействия временному
трудоустройству граждан         чел.  18000     18000      18000

Затраты
на реализацию программы         т.р.  7883,3    8725,5     9630,6

в том числе:

организация общественных
работ                           чел.  3000      3000        3000

затраты                         т.р.  3459,3    3739,5      4238,8

организация трудоустройства
несовершеннолетних граждан
(14-18 лет) на временную работу чел.  15000     15000       15000

Общественные работы и временная занятость получат дальнейшее развитие в 1998-2000 годах. расширятся масштабы и виды этих работ, возрастет их экономическая эффективность.

По прогнозу на 1998 год к общественным работам будет привлечено 3000 чел. На временные работы может быть трудоустроено порядка 15,0 тыс.подростков в возрасте 14-18 лет.

Для решения этой задачи необходимо:

4.1. Определить перечень наиболее значимых видов общественных работ для города и рекомендовать их реализацию

     ежегодно I квартал                  Комитет по экономике,
                                         Центр занятости населения,
                                         юридический отдел
                                         администрации города

4.2. Организовать разъяснительную и рекламную работу через средства массовой информации о повышении престижности общественных работ

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения
                                         работодатели

4.3. Организовать работу по заключению договоров с предприятиями, учреждениями, организациями на базе которых будут проводиться общественные и временные работы

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

4.4. Оказывать организационно-методическую помощь предприятиям в решении вопросов, связанных с проведением общественных работ

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

4.5. Выделять денежные средства на организацию и уплату труда граждан, занятых на общественных работах

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

4.6. Осуществлять контроль за соблюдением договорных обязательств между службой занятости населения т работодателями в части организации и проведения общественных работ

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

4.7. Предусмотреть льготы по налогу на прибыль на период проведения общественных работ для предприятий, активно содействующих организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты

     ежегодно                            Комитет по экономике
                                         Управление по финансам,
                                         налоговой и кредитной
                                         политике,
                                         Центр занятости населения

4.8. Определить предприятия, организации для создания рабочих мест, субсидируемых за счет средств фонда занятости населения

     ежегодно                            Центр занятости населения

4.9. Заключить договоры с предприятиями и организациями на создание рабочих мест, субсидируемых за счет средств фонда занятости населения

     ежегодно                            Центр занятости населения

4.10. Осуществлять контроль за целенаправленным использованием дополнительных рабочих мест, субсидируемых за счет средств фонда занятости населения

     ежегодно                            Центр занятости населения

V. Поддержка предпринимательства и самозанятости


            

В прогнозируемом периоде одним из направлений работы городского Центра занятости остается стимулирование индивидуальной предпринимательской деятельности незанятого населения.

Для реализации этого направления в работе по содействию в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы у безработных, а также их адаптации к условиям рынка труда службой занятости города планируется оказание помощи лицам, изъявившим желание организовать собственное дело.

Предусматривается, что за период 1998-2000 годов около 30 безработным гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе в 1998 году - 10 чел.. Расходы Государственного фонда занятости на эти цели составят 160,8 тыс.руб., в том числе в 1998 году - 43,2 тыс.рублей.

В качестве основных направлений поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы необходимо реализовать:

5.1. Консультирование и профессиональную ориентацию незанятых граждан, определение перспективных видов малого предпринимательства с целью привлечения к его развитию безработных

     в течение 1998-2000 гг.             Комитет по экономике,
                                         Центр занятости населения

5.2. Содействие в самозанятости и предпринимательской инициативе неработающим гражданам:

а) обучение безработных граждан основам предпринимательства

б) организация консультаций по открытию собственного дела, составление устава, бизнес-плана

в) финансовая поддержка на стадии становления собственного дела:

- оплата расходов, связанных с регистрацией предпринимательской деятельности

- выдача за счет средств фонда занятости безвозмездных субсидий в размере 12-месячного пособия по безработице

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

  

VI. Основные направления поддержки незанятых граждан

           

6.1. СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ


Предполагается, что в период с 1998-2000 годов в центр занятости населения г. Барнаула обратятся за содействием в трудоустройстве более 150 тысяч человек, в том числе в 1998 году 48,0 тыс.человек.

При этом ежегодно порядка 8000 человек будут трудоустроены.

С этой целью необходимо:

- регулярно информировать население о возможности трудоустройства через средства массовой информации

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         городская, краевые газеты,
                                         радио, телевидение

- совершенствовать формы и методы работы по выявлению вакантных рабочих мест на предприятиях всех форм собственности; способствовать формированию, оперативному обновлению и эффективному использованию банков вакансий, рабочих мест и банков резерва специалистов, практикуя широкое применение в этой работе компьютерной техники

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

- повысить эффективность проведения массовых мероприятий с безработными и гражданами, обратившимися по вопросу трудоустройства (выездные консультации по вопросам занятости, "Дни старшеклассников", "недели", "декадники" выпускников ССУЗов, ВУЗов и т.д.)

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

- обучать безработных навыкам поиска работы, оказывать помощь по профориентации и социально-психологической поддержке через клуб "Клуб ищущих работу", - за три года планируется оказать помощь почти 4000 тыс. человек. Затраты на эти мероприятия планируются в размере 254,2 тыс.рублей

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

В 1998-2000 годах сохранится актуальность активных мер регулирования ситуации на рынке труда города.

Исходя из складывающейся обстановки в городе, решение проблем занятости населения будет осуществляться по следующим направлениям:

- формирование банка данных по Барнаулу о размерах и структуре возможного высвобождения работников на предприятиях и в организациях;

     1998-2000 гг. поквартально          Комитет по экономике,
                                         Центр занятости населения

- разработка системы стимулов и льгот для экономического поощрения работодателей, сохраняющих и создающих дополнительные рабочие места по приоритетным направлениям развития экономики города, организующих общественные работы;

     I полугодие 1998 г.                 Комитеты по экономике и
                                         финансам,
                                         Центр занятости населения

- оказание финансовой помощи работодателям в целях предотвращения массового увольнения работников:

а) в форме возвратного финансирования в случае массового увольнения;

б) предоставление компенсационных выплат работникам предприятий, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;

в) предоставление компенсационных выплат работникам предприятий, находящимся в вынужденных отпусках по инициативе администрации;

     в течение 1998-2000 гг.
     по мере необходимости               Центр занятости населения

- организация работы временных консультационных пунктов службы занятости на предприятиях и в организациях, осуществляющих массовое высвобождение работников, по вопросам трудового законодательства и социально-психологической поддержке и т.д.;

     по мере необходимости               Центр занятости населения

- оказание консультационной помощи предприятиям в разработке коллективных договоров, в которых будут предусмотрены меры по:

- ограничению увольнения по инициативе администрации отдельных категорий работников;

- социальной защите высвобождаемых работников;

- организации переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;

     в период заключения                 Комитет по труду
     коллективных договоров              администрации края

6.2. Обеспечение занятости и социальной защиты
социально-незащищенных групп населения

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что безработные, относящиеся к слабо социально защищенным категориям (молодежь, инвалиды, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, военнослужащие, уволенные из Вооруженных Сил, граждане, освободившиеся из ИТУ и прочие испытывают наибольшие сложности с трудоустройством.

В 1998-2000 годах предполагается, что более 9 тыс.человек, относящиеся к слабозащищенным категориям населения: женщины, инвалиды, молодежь и др., обратятся за помощью в службу занятости города по трудоустройству на подходящую работу.

Мероприятиями программы в 1998-2000 годах предусматривается:

Содействие в трудоустройстве
подростков и молодежи

Одной из наиболее острых и важных остается проблема занятости молодежи, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества молодых людей, обратившихся в службу занятости. Это обусловлено увеличением числа выпускников учебных заведений, получающих свободное распределение, несоответствием полученной специальности потребностям рынка труда, а также низким профессиональным и квалификационным уровнем значительной части молодежи.

В 1998-2000 годах следует ожидать увеличения числа молодых людей, нуждающихся в услугах службы занятости до 15000 тысяч ежегодно, из которых 30% будет выпускников учебных заведений.

Основными направлениями работы по предотвращению массовой безработицы среди молодежи в прогнозируемом периоде будут:

1. Совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, оказание квалифицированной помощи в выборе профессий

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         администрации города и
                                         районов

2. Расширение договорных форм подготовки рабочих и специалистов между предприятиями, учебными заведениями и обучающимися

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         администрации города и
                                         районов

3. Введение субсидированной занятости для отдельных категорий молодежи:

- выпускников спец.школ, детских домов

- инвалидов

- детей из многодетных семей

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         администрации города и
                                         районов

4. Продолжение работы по программе "Молодежная практика" с целью повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда и приобретения ими практических навыков работы по полученным профессиям:

     - информирование  работодателей  и   безработных   граждан   об
       основных принципах программы и условия ее проведения.

За 1998-2000 годы программой занятости предусмотрено трудоустроить около 150 молодых специалистов на временные рабочие места (в том числе в 1998 году - 50 чел.), затраты на эти цели составят 514,6 тыс. рублей.

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         предприятия и организации
                                         города

5. Организация профессиональной подготовки и переподготовки молодежи

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         администрации города и
                                         районов

6. Организация занятости несовершеннолетних учащихся на период летних каникул

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         администрация города и
                                         районов

7. Содействие деятельности отдела центра - "Молодежной бирже" по работе с молодежью (поиск рабочих мест для трудоустройства молодежи, ведение профконсультаций и пр.)

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         администрация города и
                                         районов

Поддержка граждан с ограниченной
трудоспособностью

К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их численности составляет около 20 процентов.

Основной целью государственной политики в этой области является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью.

В 1998-2000 годах продолжится опережающий рост общей численности инвалидов над численностью работающих инвалидов. Предусматривается, что в указанный период будет трудоустроено 300 инвалидов, в том числе в 1998 году - 100 человек.

Для чего необходимо:

1. Определить приоритетные профессии и специальности, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными

     I полугодие - ежегодно              Центр занятости населения

2. Выделить на льготных условиях помещения для размещения предприятий общества инвалидов

     по мере необходимости               Администрация города и
                                         районов

3. Содействовать самозанятости и поддержке предпринимательских инициатив, в т.ч. в организации инвалидам собственного дела

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

4. Способствовать сохранению и созданию дополнительных рабочих мест на имеющихся специализированных предприятиях (цехах, участках), в т.ч. субсидированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, оказание необходимой финансовой поддержки

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

5. Подготовить нормативные акты местных органов исполнительной и представительной власти, усиливающих социальную защищенность инвалидов в сфере занятости, в т.ч.

а) по квотированию рабочих мест для инвалидов

б) по определению ответственности работодателей за отказ в приеме на работу инвалидов, в т.ч. в счет устанавливаемых для них квот рабочих мест

в) по установлению налоговых и иных льгот работодателям, обеспечивающим занятость инвалидов

     в течение 1998-2000 гг.             Комитет по экономике,
                                         Комитет по социальной
                                         защите населения,
                                         Центр занятости населения

6. Способствовать сохранению и созданию новых рабочих мест для применения труда инвалидов за счет предоставления кредитов из фонда занятости населения

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения
     при наличии средств

Одинокие и многодетные женщины, воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов

В 1998-2000 годах удельный вес женщин, обратившихся в службу занятости, по-прежнему будет превалировать.

Основными направлениями деятельности по организации занятости женщин в предстоящем периоде будут:

1. Обучение профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, с последующим трудоустройством.

2. Трудоустройство на свободные вакансии.

3. Привлечение к участию в общественных работах.

4. Содействие индивидуальному предпринимательству при наличии средств в ГФЗ.

5. Обучение профессиям, обеспечивающим самозанятость женщин (пошив меховых изделий, вязание, машинная вышивка и т.д.)

6. Трудоустройство на дополнительные рабочие места, организованные городским центром занятости посредством оказания финансовой помощи из средств ГФЗ.

7. Психологическая поддержка в Клубе ищущих работу.

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

              

Военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей

В ходе реформирования Вооруженных Сил России, по прогнозам, к 2001 году из армии будет уволено порядка 300 тыс.офицеров, прапорщиков и мичманов, причем 106 тыс. - в 1998 году, по Барнаулу 20,5 и 7,5 тыс.человек соответственно. Большая сложность, сопутствующая этому процессу, заключается в том, что до 60% офицеров будут уволены из Вооруженных Сил без права на получение пенсии.

Как правило, все офицеры имеют высшее или среднее специальное образование. Высококвалифицированные, работоспособные, социально активные - это люди далеко не всегда и не в полной мере находят свое место в гражданской жизни.

Для повышения эффективности работы по обеспечению занятости офицеров запаса:

1. Обеспечить качественный уровень проведения профориентационной работы среди бывших военнослужащих.

2. В соответствии с потребностями рынка труда проводить переподготовку военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы с учетом их профессиональных знаний и навыков.

     постоянно                           Центр занятости населения

Лица, освобожденные из мест лишения
свободы

Ожидается, что в 1998-2000 годах в государственную службу занятости обратятся за содействием в трудоустройстве примерно около 4000 граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе в 1988 году - 1300 человек.

В прогнозируемом периоде предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет осуществления следующих мер:

1. Проработать в рамках эксперимента вопрос о создании при Алтайском центре социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства отделения реабилитации для лиц, отбывших уголовное наказание и не имеющих прописки, а также для воспитанников детских домов, для чего:

     - оборудовать 30 койко-мест         Комитет по социальной защите
       в течение 1998-2000 гг.           населения,
                                         Управление внутренних дел
                                         г. Барнаула

     - обеспечить прописку в             ГУВД
       течение 1998-2000 гг.

     - организовать трудоустройство
       клиентов отделения реабилитации
       на общественные работы

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

3. Обеспечить гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, подбор вариантов работы с учетом специальности и состояния здоровья, участие в общественных работах, а также профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств фонда занятости населения

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

VII. Профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения

     

Переход к рыночной экономике вызывает значительное изменение в структуре занятости: существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, повышаются требования работодателей к кандидатам на имеющиеся вакансии, возникают потребности в новых специальностях.

В этих условиях профориентации способствует адаптации наиболее широких слоев населения, она является одним из приоритетных направлений активной политики занятости. В период спада производства, сокращения количества рабочих мест, роста безработицы, повышается значимость профориентации (профинформации, профконсультирования, психологической поддержки) безработных и незанятых граждан с целью оказания им содействия в выборе сферы деятельности, оптимального направления профессионального обучения для последующего трудоустройства в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей, рынка труда.

С целью совершенствования системы профориентации и профподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения намечен ряд мероприятий:

7.1. Изучение конъюктуры рынка труда, определения перечня конъюктурно-способных профессий для определения профилей обучения и переподготовки безработных и незанятого населения

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

7.2. Проведение совещаний руководителей учебных заведений, на базе которых осуществляется обучение безработных граждан

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

7.3. Внесение предложений по изменению программы для профобучения незанятого населения в т.ч. по новым профессиям с учетом требований рынка труда, за счет средств фонда занятости

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения,
                                         учебные заведения

7.4. Продолжить формирование банков данных:

- учебные заведения города

- свободные учебные места для профобучения безработных

- программа профобучения

- учебные места для инвалидов

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

7.5. Организация системы предупреждающего переобучения высвобождаемых работников на базе существующих учебных заведений с последующим трудоустройством

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

7.6. Координация деятельности коммерческих структур в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

7.7. Организация системы информации населения о возможностях и условиях подготовки повышения квалификации и переподготовки, а также профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации высвобождаемых и незанятых граждан по приобретению непрестижных, но необходимых городу профессий

     в течение 1998-2000 гг.             Пресс-служба городской
                                         администрации,
                                         Центр занятости населения

7.8. Для проведения профориентационной работы и оказания психологической поддержки высвобождаемым работникам и незанятому населению:

- обеспечить обращающихся граждан психологической помощью и услугами по профориентации, профдиагностике, консультированию по выбору профессии, подбору и определению учебного заведения для профессионального обучения;

- по желанию обратившихся организовать в службе занятости анкетирование, тестирование с использованием экспресс-системы диагностики для определения профпригодности граждан к различным профессиям, выявления индивидуальных особенностей и склонностей личности.

     в течение 1998-2000 гг.             Центр занятости населения

VIII. Материальная поддержка лиц, признанных безработными


              

В течение 1998-2000 годов в части поддержки безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры:

- выплата пособий по безработице - более 40,0 тыс.человек, в том числе в 1998 году - 11,5 тыс.человек. При этом суммарные расходы на эти цели будут составлять 70207,7 тыс.руб.;

- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей - данными услугами воспользуются около 2 тыс.человек, из них в 1998 году - 600 безработных, в том числе граждане, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающиеся в их оздоровлении, а также одинокие и многодетные родители. Общие расходы за год составят около 50,0 тыс.рублей, за весь трехлетний период 143,8тыс.рублей;

- оплата периода временной нетрудосопособности безработных граждан предусматривается в прогнозируемом периоде для 2100 человек, в том числе в 1998 году - 700 чел.;

- досрочный выход на пенсию безработных граждан - такая возможность при наличии средств будет предоставлена 210 безработным, в том числе в 1998 году - 50 чел., расходы на эти цели составят около 600 тыс.рублей в год.

IX. Информационное обеспечение программы

              

В условиях значительного роста безработицы исключительно важное значение приобретает четкое информационное обслуживание всех звеньев и всех направлений деятельности службы занятости населения. Оно призвано консолидировать усилия и заинтересованность граждан, работодателей, службы занятости, администрации города в целях быстрейшего трудоустройства нуждающихся в работе граждан и уменьшения социальной напряженности в обществе по причине безработицы.

Главными задачами информационного обеспечения в прогнозируемом периоде являются:

- квалифицированное разъяснение гражданам основных положений законодательства о занятости в РФ;

- систематическое информирование населения, работодателей о состоянии рынка труда, возможностях и условиях трудоустройства, о наборе и характере услуг, предоставляемых службой занятости;

- содействие самостоятельному трудоустройству посредством свободного доступа всех граждан, ищущих работу к сведениям о потребностях работодателей в работниках;

- эффективное использование средств массовой информации для информирования более широких слоев населения о деятельности службы занятости и размещения необходимой рекламы;

- во всех районных филиалах службы регулярно обновлять стендовые материалы в информационных залах;

- продолжить внедрение автоматизированной системы управления занятостью со следующими функциями:

- учет незанятого населения

- учет и подбор вакантных мест для работы

- учет и подбор вакансий для переобучения

- расчет и выплата пособия по безработицы

- подбор кадров по заявкам предприятий

- учет отчислений предприятий и организаций в фонд занятости

- свод статистической отчетности районов и городов

- совершенствование системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действия службы занятости.

Постоянно повышать квалификацию кадров службы занятости

     в течение всего периода             Центр занятости населения

X. Финансовое обеспечение программы

Фонд занятости населения принадлежит к Государственным внебюджетным фондам. Предполагается, что средства в государственный фонд занятости будут поступать регулярно, норматив отчислений в размере 1,5% от средств на оплату труда, поступление составит 100% от расчетного уровня (за исключением предприятий, освобожденных от взносов).

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств Государственного фонда занятости населения (см.таблицу 3).

В 1998 году в соответствии с проектом бюджета доходы Государственного фонда занятости населения составят 55295,6 тыс.рублей, при этом запланированные на реализацию Программы расходы также составят 55295,6 тыс.рублей. Более 36% средств будут направлены на реализацию программ материальной поддержки лиц, признанных безработными, и 26% - на программы активной политики занятости.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ЗАНЯТОСТИ
на 1998 год

                                           Таблица 3
--------------------------------------------------------------------
                                                        тыс.руб.
--------------------------------------------------------------------
     Доходы фонда занятости - всего                       55295,6

         в том числе:

     Переходящий остаток средств ФЗ                      313,0

     Поступления страховых взносов                       44772,0

     Иные поступления                                    10210,6

     Расходы фонда занятости в 1998 будут                55295,6
     направляться на следующие цели:

1.  Отчисления в краевой комитет                         15670,2

2.  На реализацию активной политики занятости            14205,3

       в том числе:

     - Профессиональное обучение, выплата
       стипендий, профориентация и консультации,
       содержание учебных центров                        1011,4

     - создание и сохранение рабочих мест,
       молодежная практика, субсидии гражданам,
       желающим организовать собственное дело,
       субсидирование з/платы длительно
       безработных граждан                                5276,4

     - общественные работы и временная занятость          7883,3

     - социальная адаптация - программа
       "Клуб ищущих работу"                               34,2

3.  Прочие расходы                                        25148,5

3.1. На материальную поддержку  безработных               20063,8

           в том числе:

     - выплата пособий по безработице,
       оказание материальной и иной помощи:
       оплата временной нетрудоспособности,
       дотирование путевок детям безработных              19542,4

- выплаты по досрочным пенсиям

521,4

3.2. На информационную поддержку программ
     занятости                                            851,1

3.3. На содержание службы занятости                       4233,6

4.  Страховой резерв                                       271,6

В целях увеличения доходной части фонда занятости предполагается активизировать работу по мобилизации поступлений средств в фонд занятости за счет реструктуризации имеющейся задолженности предприятий.

XI. действия в условиях наступления кризисной ситуации на рынке труда

11.1. Комплексная социально-экономическая оценка народного хозяйства с выявлением сильных и слабых сторон экономических и ключевых проблем, с которыми сталкиваются предприятия города

Комитет по экономике

11.2. Анализ рынка труда с корректировкой поквартально, выявление степени остроты складывающейся ситуации

Центр занятости населения

11.3. Приостановка массового высвобождения работников или его поэтапное проведение

Администрация города

11.4. Введение особых режимов работы производств

Администрация города

11.5. Введение оперативной еженедельной отчетности о регистрации граждан в качестве безработных и осуществляемых мероприятиях

Центр занятости населения

11.6. Определение численности групп населения, которым в период массового высвобождения необходимо предоставление дополнительной социальной помощи

Комитет социальной защиты,
комитет по экономике,
Центр занятости населения

11.7. Поддержка доходов безработных в период активного поиска работы и членов их семей

Центр занятости населения

11.8. Создание сезонных дополнительных временных рабочих мест для трудоустройства молодежи

                                         Администрации районов
                                         города,
                                         Центр занятости населения

11.9. Поддержка развития малого и среднего бизнеса, создания дополнительных рабочих мест, развертывание программ профессионального обучения незанятых граждан

Центр занятости населения,
Комитет по экономике

11.10. Введение системы прямых административных мер в управлении и, в первую очередь, запреты на прием и увольнение работающих, недопущение приостановки работы учреждений образования, социального обслуживания и здравоохранения

Администрация города

11.11. Введение порядка, предусматривающего сохранение занятости для части персонала в период проведения санации предприятий-банкротов

Комиссия по предотвращению
критических ситуаций в
городе, комитет по
управлению имуществом

11.12. Создание временных рабочих групп (наблюдательных советов) для проведения согласованной кадровой политики на предприятиях города

Администрация предприятий,
Администрация районов,
Комиссия по предотвращению
критических ситуаций

11.13. Регулярная информация перед администрацией города по рынку труда и мерах по предотвращению критической ситуации по смягчению напряженности в городе

Комиссия по предотвращению
критических ситуаций,
Центр занятости населения

11.14. Введение оперативной еженедельной отчетности о положении с трудоустройством, ее обобщение и подготовка предложений о дальнейших действиях

Центр занятости населения

В условиях возможного обострения напряженности на рынке труда предполагается преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице.

Заключение

Реализация Программы содействия занятости населения на 1998-2000 годы позволит:

     - сдержать  уровень  регистрируемой  безработицы в пределах 2,0
       процентов;

     - оказать консультационные услуги  по  вопросам трудоустройства
       315 тыс.человек;

- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 13000 вакансий;

- обеспечить временное трудоустройство более 50,0 тыс.человек;

- поддержать предпринимательскую инициативу 30 человек;

- предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 3300 безработных граждан;

- провести профориентационную работу с 45,0 тыс.человек;

- поддержать доходы около 50,0 тыс.человек.

Программа вступает в силу после одобрения коллегией городской администрации и утверждения городской Думой.

О ходе выполнения программы занятости населения на 1998-2000 гг. информируются:

- Глава администрации города

- Городская Дума.

Кроме того, ход выполнения программы рассматривается на заседаниях городского координационного комитета содействия занятости населения.

     Секретарь администрации
     города                                          А.Г.Гребенников

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка.

Об итогах выполнения Программы содействия занятости населения г. Барнаула в 1997 году и утверждений Программы содействия занятости населения города на 1998-2000 гг.

Название документа: Об итогах выполнения Программы содействия занятости населения г. Барнаула в 1997 году и утверждений Программы содействия занятости населения города на 1998-2000 гг.

Номер документа: 356

Вид документа: Постановление Администрации города Барнаула Алтайского края

Принявший орган: Администрация города Барнаула Алтайского края

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 13 марта 1998

Дата начала действия: 13 марта 1998