от 6 июня 1997 года N 174
г. Барнаул
О Программе стабилизации и развития
высшего профессионального образования
в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах
Рассмотрев представленную Советом ректоров высших учебных заведений Алтая Программу стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах краевое Законодательное Собрание постановляет:
1.Утвердить предложенную Советом ректоров высших учебных заведений Алтая Программу стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах (прилагается).
2. Разрешить администрации края поэтапное финансирование научной Программы в части, касающейся исследований по Программе ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне за счет средств выделяемых на эти цели.
3. Просить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия о дополнительной целевой финансовой поддержке вузов края в капитальном строительстве и ремонте учебных корпусов и объектов социальной сферы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по социальной политике (Петренко В.С.).
Председатель краевого
Законодательного Собрания А.Г.Назарчук
Утверждена постановлением
краевого Законодательного Собрания
от 06.06.1997 г. N 174
ПРОГРАММА
стабилизации и развития высшего профессионального образования
в Алтайском крае на 1997 - 2000 гг.
БАРНАУЛ 1997 г.
Введение
Анализ современного состояния и тенденций развития народного хозяйства и социально-экономической сферы Алтайского края в условиях глубоких социально-экономических преобразований показывает, что к середине 90 - х годов в регионе сложилась кризисная ситуация.
В силу исторически сложившихся обстоятельств Алтайский край относится к негармонично развитым регионам России - общие для государства диспропорции достигли в крае критического уровня:
- многолетняя ориентация народного хозяйства на преимущественно аграрную специализацию не подкреплялась созданием и развитием перерабатывающих производств. В свою очередь сельское хозяйство, характеризуясь низким уровнем наукоемкости, по существу остается низкорентабельной сырьевой базой Сибири;
- резкий дисбаланс производственно-промышленной сферы активное развитие предприятий ВПК не сопровождалось пропорциональным увеличением ассортимента и качества товаров народного потребления, продукцией для развития социальной и культурной сферы. Процесс конверсии вызвал по этой причине многие отрицательные явления: спад промышленного производства и остановку предприятий, массовую безработицу, снижение престижа инженерно-технического труда, разрыв межхозяйственных связей, утрату высокого уровня многих технологий, социальную напряженность в трудовых коллективах, преступность;
- одному из наиболее высоких в России уровню экологической напряженности - последствиям многолетних ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, нет адекватного научного, финансового и ресурсного обеспечения. Это вызывает глубокие деформации демографических показателей в регионе, обостряет социальные проблемы;
- перспективам социально-экономического развития края, задачам стабилизации и подъема промышленного производства не в полной мере соответствует научно-кадровое обеспечение, система формирования рынка трудовых ресурсов, особенно высшей квалификации;
-интенсивный переход к рыночным отношениям недостаточно эффективно подкрепляется высокоподготовленными кадрами в сфере управления, финансово-хозяйственной деятельности , предпринимательства, наукоемкого бизнеса, права и аудита; реализация мер по кооперированию алтайских предприятий с зарубежными фирмами, предприятиями других регионов России заметно сдерживается слабой разработкой и трансфертом новых высоких технологий, неразвитостью современных информационных сетей и необеспеченностью компьютерным оборудованием.
Как следствие - в чрезвычайно сложном положении оказалась система высшего и среднего профессионального образования в крае.
Бедственное социально-экономическое положение вузов, средних специальных учебных заведений, определяемое недостаточным и не в полном объеме госбюджетным финансированием, его задержками, неэффективностью механизма социальной защиты трудовых и учебных коллективов, традиционное отсутствие в краевом бюджете статьи расходов на высшую школу за последние три года, существенно осложнили их образовательную и научную деятельность. Профессиональные учебные заведения края испытывают серьезные затруднения в сохранении своего высокого престижа, их традиционной роли центров культуры и образования, научно-педагогические кадры имеют один из самых низких в крае уровень заработной платы, не получает должного развития материально-техническая база вузов, их социальная инфраструктура, нарастает отток молодых преподавателей из сферы науки и образования. Многие из них вынуждены искать дополнительные средства к существованию в бизнесе, коммерческих структурах, что отрицательно сказывается на педагогическом и научном процессах.
Профессиональное образование, по своей природе должно органически сочетаться с практической деятельностью обучаемых, базирующейся на достижениях науки и производства в сферах современных технологий техники, не иммет в крае адекватного сопровождения.
Экономический спад резко снизил эффективность научно-исследовательской работы. Очевидно недостаточное материально-техническое и ресурсное оснащение вузовских НИИ, центров и лабораторий с современным оборудованием, приборами, особенно вычислительной техникой, специальной литературой.
Интеллектуальный потенциал края слабо востребуется в промышленной сфере, переживающей глубокую конверсию производств, в агротехническом комплексе, находящемся в стадии реформирования, в культуре и народном образовании, по-прежнему финансируемых по остаточному принципу.
Все это требует динамичных и эффективных мер по улучшению существующей системы подготовки и переподготовки кадров, специалистов для всех отраслей народного хозяйства края, изменения отношения местных органов государственного управления к высшей и средней профессиональной школе, подлинно научного подхода к формированию трудовых ресурсов высшей квалификации и рынка образовательных услуг.
Объективно сформировалась широкомасштабная задача выработки региональной концепции и стратегии высшего и среднего профессионального образования и науки в Алтайском крае, механизма адаптаци профессиональной школы к новой социально-экономической и общественно-демографической ситуации, сложившейся в регионе. Т.е. необходима эффективная региональная образовательная политика, проводниками которой и непосредственными участниками в ее осуществлении стали бы местные органы власти, руководители образовательных учреждений, производства и социальной сферы. Важным фактором регионализации профессионально-образовательной политики в рамках субъекта Российской Федерации является сформировавшаяся в последние годы тенденция к самообеспечиванию территории высококвалифицированными и профессиональными кадрами. Экономические барьеры затруднили обмен абитуриентами как между бывшими союзными республиками, так и между соседними областями и краями. Соответственно осложнилось трудоустройство в крае выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений их других регионов Сибири, Дальнего Востока, Центральной России.
Новым немаловажным фактором в деятельности вузов стал процесс интеграции высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, с подразделениями отраслевой науки и производства.
Важным направлением в деятельности высшей школы стало участие вузов в реализации научных и научно-технических программ, направленных на интенсивное развитие России и ее регионов. В вузах края сосредоточена большая часть интеллектуального потенциала, кадров высшей квалификации (до 85% ученых и творческих работников). Вузовские коллективы выполняют более 80% общего объема научных и научно-технических разработок в крае.
Объективно сформировалась задача особой важности - подготовка и повышение квалификации педагогов профессиональных образовательных учреждений, т.е. воспроизводство научно-педагогических кадров, особенно для перифирийных центров региональной системы профессионального образования - Рубцовска, Бийска и Горно-Алтайска.
На основании изложенного очевидно, что в нынешних условиях для Алтайского края приоритетную роль имеет подготовка кадров в полной мере отвечающих задачам реформирования экономики и социальной сферы.
Признавая приоритетную роль образования (и высшего в частности), а также руководствуясь данными о состоянии высшей школы Алтайского края, глобальная цель Программы на заданный плановый период формулируется следующим образом:
- обеспечить сохранение достигнутого потенциала высшей школы края и на этой базе осуществить его динамичное развитие в условиях перехода к многоукладной рыночной экономике и адекватной социальной сфере.
Цель программы:
- определение первоочередных мер, направленных на стабилизацию развитие системы высшего и профессионального образования в Алтайском крае, создание условий качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров; привлечение научного потенциала высших профессиональных учебных заведений к решению задач социально-экономической стабилизации и развития региона; переход на многоуровневую систему подготовки специалистов.
Основные задачи:
1. В соответствии с Законом РФ "О образовании" и Уставом Алтайского края (часть 2, ст. 13) обеспечить реализацию прав граждан Алтайского края на получение бесплатных образовательных услуг, предоставляемых вузами края в рамках госбюджетного и местного финансирования.
2. Оптимизировать систему и структуру учреждений высшего профессионального образования в крае, сохранив номенклатуру направлений, специальностей и специализаций подготовки и доведя численность студентов до среднего уровня по РФ.
3. Обеспечить вхождение системы высших учебных заведений Алтайского края в международное научно-образовательное сообщество, достигнув при этом среднероссийского уровня экспорта и импорта образовательных услуг.
4.Обеспечить развитие кадрового потенциала высших учебных заведений края путем оптимизации их состава по квалификации и возрасту. Достичь роста числа профессоров и докторов наук в вузах Алтайского края до уровня 10 человек на 1000 студентов.
5. Создать условия для сохранения и развития научно-исследовательских подразделений вузов. Повысить уровень и эффективность прикладных научных исследований в вузах, более широко использовать научно-материальную базу и кадровый потенциал для решения экономических и социально-эначимых задач.
6. Обеспечить социальную защиту студентов, преподавателей и сотрудников, создать условия для сохранения их физического и нравственного здоровья.
7. Изыскать возможности дополнительной финансовой поддержки вузов за счет федерального и местного бюджетов. ввести для вузов соответствующие льготы в финансово-хозяйственной деятельности, инновационной практике и международных связях.
8. Сохранить и развивать материальную базу вузов, ее инфраструктуру.
9. Сформировать систему эффективного руководства высшей школой края, основанную на целесообразном сочетании федеральных и местных полномочий управления.
Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Алтайском крае осуществляет сеть государственных и негосударственных высших учебных заведений. Их перечень и численность студентов по различным формам обучения приведены в табл. 1. Большинство вузов ведут подготовку специалистов по многоуровневой системе (неполное высшее образование, бакалавриат, подготовка дипломированных специалистов, магистратура).
В 21 высшем учебном заведении, включая филиалы, по 30 направлениям и 130 специальностям обучается 48 488 студентов всех форм обучения, что обеспечивает удельный уровень обучающихся 165 человек на 10 000 населения.
По количеству студентов на 10 000 населения и ежегодному выпуску специалистов вузами края (20 человек на 10 000 населения) Алтайский край не соответствует федеральной норме (см. табл. 2).
Подготовку кадров в алтайских вузах осуществляют около 3 000 педагогов, в т.ч. 195 докторов и более 1 700 кандитатов наук, должность профессора занимают 350 человек, т.е. на одного профессора приходится около 140 студентов, что на 40% ниже российского уровня.
Целевые установки по совершенствованию подготовки кадров, показатели этой работы представлены в табл. 3.
Таблица 1
+- ----------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ Наименование вуза, филиала ¦ ¦Численность обучающихся¦
¦ ¦ ¦ Сокр. ¦ ¦
¦п/п¦ ¦наимен.+-----------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦днев.¦веч. ¦заоч.¦всего¦
¦ ¦ ¦ ¦отд. ¦отд. ¦отд. ¦ ¦
+---+--------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦ Государственные высшие заведения ¦
+------------------------------------------------------------------------------+
1. Алтайский государственный университет АГУ 4763 - 2687 7450
2. в том числе: Белокурихинский филиал БФ АГУ - - 89 89
3. Рубцовский филиал РФ АГУ 85 119 107 311
4. Алтайский государственный технический
университет АГТУ 6609 713 1217 8539
5. Рубцовский индустриальный институт в сос-
таве АГТУ РИИ 1289 286 237 1812
6. Бийский технологический институт в сос-
таве АГТУ БТИ 1358 309 290 1957
7. Алтайский государственный аграрный уни-
верситет АГАУ 3500 - 1700 5200
8. Алтайский государственный институт искус-
ств и культуры АГИИК 991 - 985 1976
9. Алтайский государственный медицинский
университет АГМУ 3230 - - 3230
10. Алтайский краевой институт повышения ква-
лификации работников образования (слуша-
тели) АКИПКРО 200 - - 200
11. Барнаульский государственный педагогичес-
кий университет БГПУ 4680 247 1843 6770
12. Бийский государственный педагогический
институт БийГПИ 2727 - 1662 4389
13. Барнаульское высшее военное авиационное
училище летчиков БВВАУЛ 450 - - 450
14. Алтайский филиал Всероссийского заочного АФ
финансово-экономического института ВЗФЭИ - 1300 600 1900
15. Барнаульский филиал Российского заочного
института текстильной и легкой промыш- БФ
ленности РЗИТЛП - - 765 765
16. Барнаульский филиал Рязанского института БФ РИПЭ
права и экономики МВД РФ МВД РФ 1240 - 510 1750
17. Бийский филиал Алтайского краевого инсти- БФ
тута повышения квалификации работников АКИПКРО - - - -
образования
18. Алтайская академия экономики и права ААЭиП 300 150 850 1300
19. Алтайский экономико-юридический институт АЭЮИ 380 - 20 400
20. Рубцовский филиал регионального открытого
университета Российской академии образо- РФ РОУ
выния РОА - - - -
21. Алтайский филиал Московского психолого-
социального института АФ МПСИ - - - -
Всего (без курсантов и слушателей) 28572 4710 13562 48488
Таблица 2
+------------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦ Показатели по годам: ¦
¦территорий, +-------------------------------------------¦
¦регионов ¦ 1970 ¦ 1980 ¦ 1990 ¦ 1996 ¦
+------------------------------------------------------------------+
Алтайский край 108 148 146 165
Кемеровская область 115 142 132 нет данных
Новосибирская область 293 319 282 -
Омская область 217 259 223 -
Томская область 569 518 420 -
Тюменская область 156 142 110 -
Западная Сибирь 200 221 190 -
Красноярский край 168 203 189 -
Российская Федерация 204 219 190 -
Таблица 3
+------------------------------------------------------------------+
¦Содержание ¦ Индикаторы ¦ Сроки ¦Ответственность за ¦
¦целевых устано-¦ достижение це- ¦ достижения¦достижение целевых ¦
¦вок программы ¦ левых установок¦ ¦установок и индика- ¦
¦ ¦ ¦ ¦торов программы ¦
+---------------+----------------+------------+--------------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------------------------------+
1. Создание Краевой Комитет по
гибкой и дина- занятости населения,
мичной текущей Совет ректоров вузов
и перспективной
оценки рынков
интеллектуаль-
ного труда об-
разовательных
услуг
1.1 Службы мар- 1997-1998 Государственные вузы
кетинга образо- края
вательной дея-
тельности госу-
дарственных ву-
зов края
1.2 Базы данных 1996, Краевой комитет по
о рынке интел- ежегодная занятости населения
лектуального актуализация при Администрации
труда края по Алтайского края,
существующим и службы маркетинга
перспективным Государственных ву-
направлениям и зов Алтайского края
специальностям
1.3 Базы данных 1996, Служба маркетинга
о рынке образо- ежегодная Государственных ву-
вательных услуг актуализация зов края
края в области
подготовки кад-
ров
1.4 Базы данных Служба маркетинга
по выпускникам Государственных ву-
и их карьере зов края
2. Оптимизация Министерство общего
структуры выс- и высшего образова-
шего профессио- ния РФ, Администра-
нального обра- ция края, Совет рек-
зования торов
2.1 Преобразова- 1997 Администрация края,
ние Барнаульско- Совет ректоров, ру-
го филиала Ря- ководство БФ РЗИТЛП
занского инсти-
тута права и
экономики МВД РФ
2.2 Численность Совет ректоров ву-
студентов на зов, ректоры вузов
10 000 населения
края:
170 1997
175 1998
180 1999
185 2000