• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 06.06.97 г.                                                                      N 174
     г. Барнаул

О Программе стабилизации и развития
высшего профессионального образования
в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах

Рассмотрев представленную Советом ректоров высших учебных заведений Алтая Программу стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах краевое Законодательное Собрание постановляет:

1.Утвердить предложенную Советом ректоров высших учебных заведений Алтая Программу стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах (прилагается).

2. Разрешить администрации края поэтапное финансирование научной Программы в части, касающейся исследований по Программе ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне за счет средств выделяемых на эти цели.

3. Просить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия о дополнительной целевой финансовой поддержке вузов края в капитальном строительстве и ремонте учебных корпусов и объектов социальной сферы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по социальной политике (Петренко В.С.).

Председатель краевого
Законодательного Собрания А.Г.Назарчук

Программа стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае на 1997 - 2000 гг.



Утверждена постановлением
краевого Законодательного Собрания
от 06.06.1997 г. N 174

Анализ современного состояния и тенденций развития народного хозяйства и социально-экономической сферы Алтайского края в условиях глубоких социально-экономических преобразований показывает, что к середине 90 - х годов в регионе сложилась кризисная ситуация.

В силу исторически сложившихся обстоятельств Алтайский край относится к негармонично развитым регионам России - общие для государства диспропорции достигли в крае критического уровня:

- многолетняя ориентация народного хозяйства на преимущественно аграрную специализацию не подкреплялась созданием и развитием перерабатывающих производств. В свою очередь сельское хозяйство, характеризуясь низким уровнем наукоемкости, по существу остается низкорентабельной сырьевой базой Сибири;

- резкий дисбаланс производственно-промышленной сферы активное развитие предприятий ВПК не сопровождалось пропорциональным увеличением ассортимента и качества товаров народного потребления, продукцией для развития социальной и культурной сферы. Процесс конверсии вызвал по этой причине многие отрицательные явления: спад промышленного производства и остановку предприятий, массовую безработицу, снижение престижа инженерно-технического труда, разрыв межхозяйственных связей, утрату высокого уровня многих технологий, социальную напряженность в трудовых коллективах, преступность;

- одному из наиболее высоких в России уровню экологической напряженности - последствиям многолетних ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, нет адекватного научного, финансового и ресурсного обеспечения. Это вызывает глубокие деформации демографических показателей в регионе, обостряет социальные проблемы;

- перспективам социально-экономического развития края, задачам стабилизации и подъема промышленного производства не в полной мере соответствует научно-кадровое обеспечение, система формирования рынка трудовых ресурсов, особенно высшей квалификации;

-интенсивный переход к рыночным отношениям недостаточно эффективно подкрепляется высокоподготовленными кадрами в сфере управления, финансово-хозяйственной деятельности , предпринимательства, наукоемкого бизнеса, права и аудита; реализация мер по кооперированию алтайских предприятий с зарубежными фирмами, предприятиями других регионов России заметно сдерживается слабой разработкой и трансфертом новых высоких технологий, неразвитостью современных информационных сетей и необеспеченностью компьютерным оборудованием.

Как следствие - в чрезвычайно сложном положении оказалась система высшего и среднего профессионального образования в крае.

Бедственное социально-экономическое положение вузов, средних специальных учебных заведений, определяемое недостаточным и не в полном объеме госбюджетным финансированием, его задержками, неэффективностью механизма социальной защиты трудовых и учебных коллективов, традиционное отсутствие в краевом бюджете статьи расходов на высшую школу за последние три года, существенно осложнили их образовательную и научную деятельность. Профессиональные учебные заведения края испытывают серьезные затруднения в сохранении своего высокого престижа, их традиционной роли центров культуры и образования, научно-педагогические кадры имеют один из самых низких в крае уровень заработной платы, не получает должного развития материально-техническая база вузов, их социальная инфраструктура, нарастает отток молодых преподавателей из сферы науки и образования. Многие из них вынуждены искать дополнительные средства к существованию в бизнесе, коммерческих структурах, что отрицательно сказывается на педагогическом и научном процессах.

Профессиональное образование, по своей природе должно органически сочетаться с практической деятельностью обучаемых, базирующейся на достижениях науки и производства в сферах современных технологий техники, не иммет в крае адекватного сопровождения.

Экономический спад резко снизил эффективность научно-исследовательской работы. Очевидно недостаточное материально-техническое и ресурсное оснащение вузовских НИИ, центров и лабораторий с современным оборудованием, приборами, особенно вычислительной техникой, специальной литературой.

Интеллектуальный потенциал края слабо востребуется в промышленной сфере, переживающей глубокую конверсию производств, в агротехническом комплексе, находящемся в стадии реформирования, в культуре и народном образовании, по-прежнему финансируемых по остаточному принципу.

Все это требует динамичных и эффективных мер по улучшению существующей системы подготовки и переподготовки кадров, специалистов для всех отраслей народного хозяйства края, изменения отношения местных органов государственного управления к высшей и средней профессиональной школе, подлинно научного подхода к формированию трудовых ресурсов высшей квалификации и рынка образовательных услуг.

Объективно сформировалась широкомасштабная задача выработки региональной концепции и стратегии высшего и среднего профессионального образования и науки в Алтайском крае, механизма адаптаци профессиональной школы к новой социально-экономической и общественно-демографической ситуации, сложившейся в регионе. Т.е. необходима эффективная региональная образовательная политика, проводниками которой и непосредственными участниками в ее осуществлении стали бы местные органы власти, руководители образовательных учреждений, производства и социальной сферы. Важным фактором регионализации профессионально-образовательной политики в рамках субъекта Российской Федерации является сформировавшаяся в последние годы тенденция к самообеспечиванию территории высококвалифицированными и профессиональными кадрами. Экономические барьеры затруднили обмен абитуриентами как между бывшими союзными республиками, так и между соседними областями и краями. Соответственно осложнилось трудоустройство в крае выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений их других регионов Сибири, Дальнего Востока, Центральной России.

Новым немаловажным фактором в деятельности вузов стал процесс интеграции высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, с подразделениями отраслевой науки и производства.

Важным направлением в деятельности высшей школы стало участие вузов в реализации научных и научно-технических программ, направленных на интенсивное развитие России и ее регионов. В вузах края сосредоточена большая часть интеллектуального потенциала, кадров высшей квалификации (до 85% ученых и творческих работников). Вузовские коллективы выполняют более 80% общего объема научных и научно-технических разработок в крае.

Объективно сформировалась задача особой важности - подготовка и повышение квалификации педагогов профессиональных образовательных учреждений, т.е. воспроизводство научно-педагогических кадров, особенно для перифирийных центров региональной системы профессионального образования - Рубцовска, Бийска и Горно-Алтайска.

На основании изложенного очевидно, что в нынешних условиях для Алтайского края приоритетную роль имеет подготовка кадров в полной мере отвечающих задачам реформирования экономики и социальной сферы.

Признавая приоритетную роль образования (и высшего в частности), а также руководствуясь данными о состоянии высшей школы Алтайского края, глобальная цель Программы на заданный плановый период формулируется следующим образом:

- обеспечить сохранение достигнутого потенциала высшей школы края и на этой базе осуществить его динамичное развитие в условиях перехода к многоукладной рыночной экономике и адекватной социальной сфере.

Цель программы:

- определение первоочередных мер, направленных на стабилизацию развитие системы высшего и профессионального образования в Алтайском крае, создание условий качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров; привлечение научного потенциала высших профессиональных учебных заведений к решению задач социально-экономической стабилизации и развития региона; переход на многоуровневую систему подготовки специалистов.

Основные задачи:

1. В соответствии с Законом РФ "О образовании" и Уставом Алтайского края (часть 2, ст. 13) обеспечить реализацию прав граждан Алтайского края на получение бесплатных образовательных услуг, предоставляемых вузами края в рамках госбюджетного и местного финансирования.

2. Оптимизировать систему и структуру учреждений высшего профессионального образования в крае, сохранив номенклатуру направлений, специальностей и специализаций подготовки и доведя численность студентов до среднего уровня по РФ.

3. Обеспечить вхождение системы высших учебных заведений Алтайского края в международное научно-образовательное сообщество, достигнув при этом среднероссийского уровня экспорта и импорта образовательных услуг.

4.Обеспечить развитие кадрового потенциала высших учебных заведений края путем оптимизации их состава по квалификации и возрасту. Достичь роста числа профессоров и докторов наук в вузах Алтайского края до уровня 10 человек на 1000 студентов.

5. Создать условия для сохранения и развития научно-исследовательских подразделений вузов. Повысить уровень и эффективность прикладных научных исследований в вузах, более широко использовать научно-материальную базу и кадровый потенциал для решения экономических и социально-эначимых задач.

6. Обеспечить социальную защиту студентов, преподавателей и сотрудников, создать условия для сохранения их физического и нравственного здоровья.

7. Изыскать возможности дополнительной финансовой поддержки вузов за счет федерального и местного бюджетов. ввести для вузов соответствующие льготы в финансово-хозяйственной деятельности, инновационной практике и международных связях.

8. Сохранить и развивать материальную базу вузов, ее инфраструктуру.

9. Сформировать систему эффективного руководства высшей школой края, основанную на целесообразном сочетании федеральных и местных полномочий управления.

1. Подготовка кадров

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Алтайском крае осуществляет сеть государственных и негосударственных высших учебных заведений. Их перечень и численность студентов по различным формам обучения приведены в табл. 1. Большинство вузов ведут подготовку специалистов по многоуровневой системе (неполное высшее образование, бакалавриат, подготовка дипломированных специалистов, магистратура).

В 21 высшем учебном заведении, включая филиалы, по 30 направлениям и 130 специальностям обучается 48 488 студентов всех форм обучения, что обеспечивает удельный уровень обучающихся 165 человек на 10 000 населения.

По количеству студентов на 10 000 населения и ежегодному выпуску специалистов вузами края (20 человек на 10 000 населения) Алтайский край не соответствует федеральной норме (см. табл. 2).

Подготовку кадров в алтайских вузах осуществляют около 3 000 педагогов, в т.ч. 195 докторов и более 1 700 кандитатов наук, должность профессора занимают 350 человек, т.е. на одного профессора приходится около 140 студентов, что на 40% ниже российского уровня.

Целевые установки по совершенствованию подготовки кадров, показатели этой работы представлены в табл. 3.

Таблица 1

+- ----------------------------------------------------------------------------+
¦   ¦       Наименование вуза, филиала         ¦       ¦Численность обучающихся¦
¦   ¦                                          ¦ Сокр. ¦                       ¦
¦п/п¦                                          ¦наимен.+-----------------------¦
¦   ¦                                          ¦       ¦днев.¦веч. ¦заоч.¦всего¦
¦   ¦                                          ¦       ¦отд. ¦отд. ¦отд. ¦     ¦
+---+--------------------------------------------------------------------------¦
¦   ¦                   Государственные высшие заведения                       ¦
+------------------------------------------------------------------------------+
 1.  Алтайский государственный университет       АГУ    4763   -    2687  7450
 2.  в том числе: Белокурихинский филиал        БФ АГУ   -     -      89   89
 3.               Рубцовский филиал             РФ АГУ   85    119   107   311
 4.  Алтайский государственный технический
     университет                                 АГТУ   6609   713  1217  8539
 5.  Рубцовский индустриальный институт в сос-
     таве АГТУ                                   РИИ    1289   286   237  1812
 6.  Бийский технологический институт в сос-
     таве АГТУ                                   БТИ    1358   309   290  1957
 7.  Алтайский государственный аграрный уни-
     верситет                                    АГАУ   3500    -   1700  5200
 8.  Алтайский государственный институт искус-
     ств и культуры                             АГИИК    991    -    985  1976
 9.  Алтайский государственный медицинский
     университет                                 АГМУ   3230    -     -   3230
 10. Алтайский краевой институт повышения ква-
     лификации работников образования (слуша-
     тели)                                      АКИПКРО  200    -     -    200
 11. Барнаульский государственный педагогичес-
     кий университет                             БГПУ   4680   247  1843  6770
 12. Бийский государственный педагогический
     институт                                   БийГПИ  2727    -   1662  4389
 13. Барнаульское высшее военное авиационное
     училище летчиков                           БВВАУЛ   450    -     -    450
 14. Алтайский филиал Всероссийского заочного     АФ
     финансово-экономического института         ВЗФЭИ    -    1300   600  1900
 15. Барнаульский филиал Российского заочного
     института текстильной и легкой промыш-       БФ
     ленности                                   РЗИТЛП   -      -    765   765
 16. Барнаульский филиал Рязанского института   БФ РИПЭ
     права и экономики МВД РФ                   МВД РФ  1240    -    510  1750
 17. Бийский филиал Алтайского краевого инсти-    БФ
     тута повышения квалификации работников     АКИПКРО  -      -     -     -
     образования
 18. Алтайская академия экономики и права        ААЭиП   300   150   850  1300
 19. Алтайский экономико-юридический институт    АЭЮИ    380    -     20   400
 20. Рубцовский филиал регионального открытого
     университета Российской академии образо-   РФ РОУ
     выния                                        РОА     -    -    -       -
 21. Алтайский филиал Московского психолого-
     социального института                      АФ МПСИ   -    -    -       -

 Всего (без курсантов и слушателей)                     28572  4710 13562 48488


                                                             Таблица 2
+------------------------------------------------------------------+
¦Наименование          ¦      Показатели по годам:                 ¦
¦территорий,           +-------------------------------------------¦
¦регионов              ¦  1970   ¦  1980    ¦  1990    ¦   1996    ¦
+------------------------------------------------------------------+
 Алтайский край           108        148        146        165
 Кемеровская область      115        142        132     нет данных
 Новосибирская область    293        319        282         -
 Омская область           217        259        223         -
 Томская область          569        518        420         -
 Тюменская область        156        142        110         -
 Западная Сибирь          200        221        190         -
 Красноярский край        168        203        189         -
 Российская Федерация     204        219        190         -


                                                             Таблица 3
+------------------------------------------------------------------+
¦Содержание     ¦ Индикаторы     ¦  Сроки     ¦Ответственность за  ¦
¦целевых устано-¦ достижение це- ¦  достижения¦достижение целевых  ¦
¦вок программы  ¦ левых установок¦            ¦установок и индика- ¦
¦               ¦                ¦            ¦торов программы     ¦
+---------------+----------------+------------+--------------------¦
¦       1       ¦       2        ¦     3      ¦         4          ¦
+------------------------------------------------------------------+
 1. Создание                                   Краевой Комитет по
 гибкой и дина-                                занятости населения,
 мичной текущей                                Совет ректоров вузов
 и перспективной
 оценки рынков
 интеллектуаль-
 ного труда об-
 разовательных
 услуг
                 1.1 Службы мар-   1997-1998   Государственные вузы
                 кетинга образо-               края
                 вательной дея-
                 тельности госу-
                 дарственных ву-
                 зов края
                 1.2 Базы данных      1996,    Краевой комитет по
                 о рынке интел-   ежегодная    занятости населения
                 лектуального     актуализация при Администрации
                 труда края по                 Алтайского края,
                 существующим и                службы маркетинга
                 перспективным                 Государственных ву-
                 направлениям и                зов Алтайского края
                 специальностям
                 1.3 Базы данных     1996,     Служба маркетинга
                 о рынке образо-  ежегодная    Государственных ву-
                 вательных услуг  актуализация зов края
                 края в области
                 подготовки кад-
                 ров
                 1.4 Базы данных               Служба маркетинга
                 по выпускникам                Государственных ву-
                 и их карьере                  зов края
 2. Оптимизация                                Министерство общего
 структуры выс-                                и высшего образова-
 шего профессио-                               ния РФ, Администра-
 нального обра-                                ция края, Совет рек-
 зования                                       торов
                 2.1 Преобразова-     1997     Администрация края,
                 ние Барнаульско-              Совет ректоров, ру-
                 го филиала Ря-                ководство БФ РЗИТЛП
                 занского инсти-
                 тута права и
                 экономики МВД РФ
                 2.2 Численность               Совет ректоров ву-
                 студентов на                  зов, ректоры вузов
                 10 000 населения
                 края:
                      170             1997
                      175             1998
                      180             1999
                      185             2000

                 2.3 Оптимальная      1996,    Администрация края,
                 структура много- ежегодная    Совет ректоров вузов
                 уровневой подго- актуализация края
                 товки, адекват-
                 ная рынку труда
                 и образователь-
                 ным услугам
                 2.4. Взаимно                  Комитет Администра-
                 согласованные                 ции Алтайского края
                 программы подго-              по образованию, вузы
                 товки специалис-              края, средние про-
                 тов в средних                 фессиональные учили-
                 профессиональных              ща края
                 (специализиро-
                 ванных) и высших
                 учебных заведе-
                 ний
                      20              1997
                      30              1998
                      50              2000
                 2.5 Филиалы ка-               Вузы края
                 федр вузов на
                 предприятиях
                 края
                      16              1998
                      24              2000
 3. Включение                                  Совет ректоров
 системы высших
 учебных заведе-
 ний Алтайского
 края в междуна-
 родное образо-
 вательное про-
 странство
                 3.1. Численность              Вузы края с распре-
                 студентов вузов               делением показателей
                 края, направлен-              через Совет ректоров
                 ных в дальнее
                 зарубежье по
                 системе включен-
                 ного обучения
                      100             1997
                      150             1998
                      350             2000
                 3.2. Численность                       "-"
                 иностранных
                 граждан, обучаю-
                 щихся в вузах
                 края
                       150            1997
                       200            1998
                       350            2000
 4. Обеспечить                                 Вузы края
 развитие кадро-
 вого потенциала
 высших учебных
 заведений
                 4.1. Число сту-               Вузы края
                 дентов на одного
                 профессора
                       130            1997
                       120            1998
                       100            2000
                 4.2. Уровень ос-              Вузы края
                 тепененности
                 профессорско-
                 преподаватель-
                 ского состава
                 вузов края
                       60%            1998
                       65%            2000
 5. Повышение                                  Совет ректоров ву-
 качества под-                                 зов, вузы края
 готовки специа-
 листов, освое-
 ние и развитие
 новых образова-
 тельных техно-
 логий
                 5.1. Наличие в                Вузы края
                 вузах государ-
                 ственных образо-
                 вательных стан-
                 дартов, включая
                 региональные
                 компоненты
                       40%            1998
                       80%            2000
                 5.2. Количество               Вузы края
                 студентов очного
                 обучения на один
                 терминал компью-
                 терной техники
                       12             1998
                        9             2000
                 5.3. Количество               Вузы края
                 терминалов с ис-
                 пользованием ми-
                 ровых информаци-
                 онных ресурсов
                 в  вузах края
                        6             1997
                       30             2000
                 5.4. Сохранение   Весь период Вузы края
                 и обновление
                 книжного фонда в
                 библиотеках ву-
                 зов края


2. Дополнительное профессиональное образование в Алтайском крае

Осуществляется по специальной программе "Развитие системы дополнительного профессионального образования в Алтайском крае на 1997 - 2000 гг."

Основание для разработки:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1992 года N 931 "О мерах государственной поддержки системы дополнительного образования"; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1300 "О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг".

Государственный заказчик: Администрация Алтайского края.

Исполнители и соисполнители:

Региональный центр повышения квалификации переподготовки кадров, Алтайский государственный технический университет, Алтайский государственный университет, средние учебные заведения края системы повышения квалификации и переподготовки кадров, организации и учреждения, государственные и муниципальные органы управления.

Обоснование необходимости программы:

Осуществляемые в крае реформы требуют повышения квалификации и профессиональной переподготовки около 63 000 специалистов, руководителей и производственного персонала. Необходима координация совместных усилий органов исполнительной власти, производственных предприятий и учреждений профессионального образования.

Цель программы:

Содействие выводу экономики края из кризисного состояния посредством подготовки и переподготовки кадров для проводимых в крае реформ, повышение уровня знаний специалистов и руководителей, подготовка резерва руководящих кадров; социальная устойчивость трудоспособного населения посредством повышения его профессионального уровня.

Сроки реализации программы: 1997 - 2000 гг.

Ожидаемые конечные результаты:

Усовершенствование и развитие системы дополнительного образования, способного выполнять задачи кадрового обеспечения экономики края и подготовки резерва кадров.

Объемы и источники финансирования:

Финансовые затраты на реализацию Программы составят в 1997 году 130 млн. рублей; в 1998 - 2000 годы - 650 млн. рублей. Источниками финансирования являются целевые средства бюджетов всех уровней и средства предприятий и учреждений-заказчиков.

Система контроля:

Контроль за реализацией Программы осуществляют структурные подразделения администрации Алтайского края, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, предприятия и учреждения-заказчики.

Перечень разделов:

Состояние и проблемы системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Основные задачи Программы.

Прогноз рынка образовательных услуг.

Напрвление реализации Программы и ожидаемые результаты.

Перечень основных мероприятий по реализации Программы.

Целевые проекты по приоритетным направлениям развития дополнительного профессионального образования.

Финансовые расходы на реализацию программы.

Состояние и проблемы повышения квалификации
 и переподготовки кадров

В условиях резкого спада производства и снижения экономической эффективности, многие предприятия края свернули свою систему профессионального обучения. Так, в 1992 году в сравнении с 1990 годом в крае число рабочих, повысивших свою квалификацию сократилось в 3-4 раза, руководителей и специалистов - в 2,2 раза, служащих - в 2,9 раза, работников АПК - в 10 раз; тенденция снижения сохранилась и в 1996 г. Сегодня очевидны признаки того, что традиционная форма повышения квалификации и переподготовки кадров нарушена, отсутствует общегосударственный подход в этих проблемах, нет закона о профессиональном дополнительном образовании.

Народное профессиональное образование края по направлениям специальностей представляет собой в значительной мере отображение развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры, связанной с обеспечением жизнедеятельности населения. За предшествующие годы в крае создано (рис. 1 и 2) и успешно функционирует системы профессионального образования, имеющая свои характерные особенности:

- все высшие учебные заведения сосредоточены в городах;

- 9% учебных заведений среднего профессионального образования и 38% профессионального образования находятся в рабочих поселках и селах, остальные - в городах;

- система профессионального образования края способна к саморазвитию и самовоспроизводству.

Региональная схема непрерывного многоуровневого образования
+--------------------------+

               +----¦    Работа по профессии   +------------------------+
¦              ¦    +--------------------------------+                  ¦
¦     +----------+     +----------------+            +---------------+  ¦
¦     ¦          ¦     ¦  Дополнительное+------------¦Послевузовское ¦  ¦
¦     ¦          +-----¦   образование  ¦       +----¦  образование  ¦  ¦
¦     ¦          ¦     +----------------+       ¦    +---------------+  ¦
¦     ¦          +--------------+               ¦                       ¦
¦     ¦          +------+       ¦               ¦                       ¦
¦     ¦          +--+   ¦       ¦               ¦    +---------------+  ¦
¦     +----------+  ¦   ¦       ¦               ¦    ¦ Магистр       ¦  ¦
¦             ¦     ¦   ¦       ¦               ¦   +----------------+  ¦
¦             ¦     ¦   ¦       ¦               ¦   ¦Дипломированный¦   ¦
¦             ¦     ¦   ¦       ¦               ¦   ¦    инженер    ¦   ¦
¦             ¦     ¦   ¦       ¦               ¦  +----------------+   ¦
¦             ¦     ¦   ¦  +------------+       ¦  ¦    Бакалавр   ¦    ¦
¦             ¦     ¦   ¦  ¦Специальное ¦       ¦ +----------------+    ¦
¦             ¦     ¦   ¦  ¦образование +--+    ¦ ¦    Младший    ¦     ¦
¦             ¦     ¦   +----------------+ ¦    ¦ ¦   специалист  ¦     ¦
¦             ¦     ¦   ¦ Начальное проф.¦ ¦    ¦+----------------+     ¦
¦             ¦     ¦   ¦   образование  ¦ ¦    ¦¦    Высшее     +------+
¦ +------------+    ¦  +-----------------+ ¦    +¦   образование ¦
¦ ¦Довузовская ¦    +--¦ Среднее    ¦   ¦  ¦     +---------------+
¦ ¦  подготовка¦       ¦образование +----------------+
¦ +------------+       +------------+
¦
+------------------------------------------

рис.1

Структура региональной системы подготовки и перподготовки кадров

                              +---------------------------------+
                              ¦   Федеральные органы управления ¦
                              ¦ Министерство общего и професси- ¦
+-----------+                 ¦ онального образования РФ,       ¦
¦Глава ад-  ¦                 ¦ Министерство труда РФ и социаль-¦
¦министрации¦                 ¦ ного развития и др.             ¦
¦края       ¦                 +---------------------------------+
+---------------------------------------------¦
+-----------+  +---------------+              ¦
¦Зам.главы  ¦  ¦ Кр.совет по   ¦              ¦
¦администра-+--¦ подготовке и  ¦              ¦
¦ции края   ¦  ¦ перепод.кадров¦              ¦
+-----------+  +---------------+              ¦
+-----------+  +----------------+ +----------+¦ +----------+    +-----------+
¦Комитет по +--¦ Комитет по за- +-¦Комитет п ¦Комитет по¦    ¦Другие     ¦
¦образованию¦  ¦ нятости        ¦ ¦труду     ¦¦ ¦экономике ¦    ¦комитеты   ¦
+-----------+  +----------------+ +----------+¦ +----------+    +-----------+
    +----------------------------------------------------------------¦
             ¦                              ¦           ¦            ¦
+------+     ¦   +--------+     +------------+ +---------------+ +-----------+
¦Школы ¦     +---¦ АлтГТУ ¦     ¦   Совет    ¦ ¦Краевая ассоци-¦ ¦Алт.отделе-¦
+------+     ¦   +--------+     ¦   ректоров ¦ ¦ация развития  ¦ ¦ние РАЗиЛ  ¦
             ¦       ¦          +------------+ ¦персонала      ¦ ¦           ¦
             ¦       ¦                         +---------------+ +-----------+
             ¦       ¦
             ¦       +------------------------------------------------+
             ¦                      ¦          ¦        ¦             ¦
+---------+  ¦+-------------++--------------++----++-----------++------------+
¦ПТУ      ¦  +¦ АГУ         ¦¦Подготов.курсы¦¦РЦПК¦¦АспирантурদДокторантура¦
+---------+  ¦+-------------++--------------++----++-----------++------------+
+---------+  ¦+-------------+ +------------+    ¦  +-----------++------------+
¦Техникумы¦  +¦ АГАУ        ++¦Филиал РЦПК +----+--¦   ОПКЛ    +¦    ИПК     ¦
+---------+  ¦+-------------+¦¦ в Бийске   ¦    ¦  +-----------++------------+
+---------+  ¦+-------------+¦+------------+    ¦
¦Лицеи    ¦  +¦ БГПУ        ¦¦                  ¦
+---------+  ¦+-------------+¦+-------------+   ¦  +------------++-----------+
+---------+  ¦+-------------+¦¦Филиал РЦПК  +---+--¦   ООРиС    +¦ Уч.центры ¦
¦Колледжи ¦  ¦¦ АГАУ        ¦¦¦ в Рубцовске ¦   ¦  ¦            ¦¦   РОСТС   ¦
+---------+  ¦+-------------+¦+-------------+   ¦  +------------++-----------+
             ¦+-------------+¦                  ¦
             +¦ АГИК        ++------------------¦
             ¦+-------------+¦                  ¦
             ¦+-------------+¦+-------------+   ¦    +-----------------+
             +¦ БийГПИ      ¦¦¦ УДИ Мороз-  +---+----¦ Факультет       ¦
             ¦+-------------+¦¦ саского     ¦   ¦    ¦ перподготовки   ¦
             ¦+-------------+¦¦ проекта     ¦   ¦    ¦                 ¦
             +¦БТИ АлтГТУ   ¦¦+-------------+   ¦    +-----------------+
             ¦+-------------+¦                  ¦    +-----------------+
             ¦               ¦ +-------------+  ¦    ¦   Школы         ¦
             ¦+-------------+¦ ¦УКП по нап-  ¦  ¦    +-----------------¦
             ¦¦Рубцовский   ¦¦ ¦равлениям    +--¦    ¦ Юного менеджера ¦
             +¦индустриаль- ¦¦ ¦Минтранс-    ¦  ¦    ¦ Юного предприни-¦
             ¦¦ный ин-т     ¦¦ ¦порта России ¦  ¦    ¦ мателя          ¦
             ¦¦  АлтГТУ     ¦¦ +-------------+  ¦    +-----------------+
             ¦+-------------+¦                  ¦
             ¦+-------------+¦ +-------------+  ¦
             +¦  АФ ВЗФЭИ   ¦¦ ¦ УКП РЦПК в  +--¦
             ¦+-------------+¦ ¦ городах края¦  ¦
             ¦+-------------+¦ +-------------+  ¦
             +¦  БФ ВЗИТЛП  ++                  ¦     +----------------+
             ¦+-------------+  +------------+   ¦     ¦   Курсы        ¦
             ¦+-------------+  ¦ УКК, УЦ    +---------+----------------¦
             +¦ БФ РИПЭ МВД ¦  ¦ предприятий¦         ¦ по направлениям¦
              ¦   России    ¦  +------------+         +----------------+
              +-------------+

рис.2

В настоящее время в крае работает 21 ВУЗ (в том числе филиалы); 43 средних специальных учебных заведения, 84 профессиональных учебных заведения. В системе дополнительного профессионального образования в крае имеются: региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров при АлтГТУ (РЦПК) в составе которого три факультета, высшие экологические курсы, УДЦ Морозовского проекта, филиал в г. Бийске, школа юного менеджера и курсы по направлениям; два отраслевых института повышения квалификации; три факультета повышения квалификации при других университетах; профориентационный центр с тремя филиалами; государственный центр по лицензированию строительной деятельности.

РЦПК при АлтГТУ, созданный по инициативе администрации края и Министерства общего и высшего профессионального образования Российской Федерации, осуществляет мероприятия по развитию государственной системы дополнительного образования в крае; организует взаимодействие с региональной службой занятости по проблемам оценки занятости населения в крае и определения новых направлений повышения квалификации и профессиональной переподготовки; координирует деятельность учебных заведений и подразделений повышения квалификации профессиональной переподготовки в области дополнительного образования.

Во всех профессиональных учебных заведениях обучалось 111 894 человека (около 4,1 % всех жителей края), в том числе:

- в профессионально-технических училищах - 37 200 учащихся;

- в средних специальных учебных заведениях - 30 715 учащихся;

- в высших учебных заведениях - 43 979 студентов

В 1996 году выпущено 6 158 специалистов с высшим образованием; 8 036 специалистов со средним специальным образованием и подготовлено 27 848 специалистов рабочих профессий.

Анализ выпуска специалистов вузов и средних специальных учебных заведений по группам специальностей указывет на некоторое соответствие спроса и предложения по профессиональной подготовке населения края, работающих в отраслях народного хозяйства. Так, например, 21,7 % выпускников вузов и 22,1 % выпускников средних специальных учебных заведений по своей специальности относятся к промышленности, в которой занято 27,8 % работающих. Аналогичное совпадение имеется и по другим отраслям. Это свидетельствует о том, что система высшего и среднего образования сориентирована прежде всего на удовлетворение внутренних потребностей края в специалистах. Профессионально-технические училища края готовят рабочие кадры примерно по 144 профессиям, 35 % которых находят применение в сельскохозяйственном производстве. Вузы края готовят специалистов по 135 специальностям в 40 научных направления, при этом примерно 26 % специалистов используется в промышленности, 15 % в сельскохозяйственном производстве, 7 % в медицине, здравоохранении и спорте, 10 % в управлении и госаппарате по 3 % в транспорте и строительстве, 36 % в просвещении. Анализ показывает, что почти все специалисты, необходимые для экономики края обеспечиваются специалистами в крае. Подготовку кадров высшей квалификации осуществляют 12 академиков, 20 членов РАН и отраслевых членов академии наук, 3 657 преподавателя, в том числе - 234 доктора наук, профессоров и 1 577 кандидатов наук, доцентов.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) призвана способствовать выводу экономики Алтайского края из кризисной ситуации в силу присущих ей свойств:

- ориентация на спрос образовательных услуг;

- гибкость к изменениям;

- ориентация на последние достижения науки и техники;

- индивидуализация обучения;

- использование эффективных методов технологии средств обучения;

- мобильность, позволяющая быстро изменять объемы обучения и количество обучающихся в необходимых направлениях.

Проведенный краткий анализ экономического состояния края показывает, что система дополнительного образования должна быть сориентирована на повышение квалификации и профессиональную переподготовку по следующим основным направлениям:

- сертификация качества продукции и услуг;

- экономические проблемы региона в современных условиях;

- оказание образовательных услуг для незанятого населения;

- повышение квалификации и переподготовка государственных служащих;

- профессиональная подготовка и переподготовка по новым отраслям народного хозяйства края.

По некоторым данным примерно 25 % всего кадрового потенциала требует постоянного обновления знаний. Кроме кадровой поддержки инновационных процессов в экономике края система ДПО поможет решить ряд важнейших социальных проблем:

- социальная защита работающего населения;

- снижение безработицы среди населения;

- профессиональная переподготовка мигрантов и бывших военнослужащих;

- рациональное профессиональное ориентирование молодежи;

- оказание образовательных услуг малоактивным слоям населения из труднодоступных районов края.

ДПО является важным факторов гармонизации личных и общественных интересов.

Целью настоящей программы является дальнейшее развитие имеющейся в крае системы дополнительного профессионального образования, способной удовлетворить образовательными услугами местные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, высвобождаемое и незанятое население.

Основные задачи программы

Выход из критической экономической ситуации связан с широкомасштабным привлечением к этим процессам системы образования и, прежде всего, высшей школы. Американцы, например, считают, что образование обеспечивает до 40 % темпов экономического роста и поэтому оно является основным компонентом инвестиций в развитие производства. Эффективное внедрение передовых технологий невозможно без соответствующего роста уровня образования работников. Срок подготовки специалистов в среднем и высшем учебном заведениях - 4 6 лет, меры по совершенствованию высшей школы дают эффект через 12-20 лет. Сегодняшние условия требуют быстрейшей отдачи от образования, с этой задачей можно справиться, развивая систему дополнительного профессионального образования. Во всем мире ДПО рассматривается как наиболее гибкая и результативная составляющая непрерывного образования специалистов. Срок подготовки специалистов в вузе сопоставим сейчас с периодом старения информации, считается, что за 3 - 4 года информация устаревает на половину. ПОэтому высшая школа в одиночку не в состоянии обеспечить полноценную совершенную подготовку специалистов, только вместе с системой ДПО можно добиться желаемого успеха. Во всем мире система ДПО признана приоритетной в кадровом обеспечении хозяйства страны. Например в США системой ДПО охвачено около 20 млн. человек, каждый человек проводит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы ( около 10-15 % рабочего времени). Для сравнения можно отметить, что у нас в стране этот показатель составляет 30 дней в течение 10 лет работы. Сегодняшнее состояние ДПО соответствует ситуации в стране в целом.

Дальнейшее развитие системы ДПО Алтайского края направлено на решение следующих основных задач:

- обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений администрации края с образовательными учреждениями, обеспечивающими подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

- обеспечение нормативно-правовой базы, гарантирующей получение образовательных услуг высокого качества независимо от организационно-правовых форм образовательных учреждений;

- осуществление целенаправленных мер, ориентированных на увеличение мотивации в повышении квалификации и профессиональной переподготовки кадров как самих специалистов, так и предприятий и организаций;

- организация системы формирования реального спроса на образовательные услуги системы ДПО;

- разработка механизма государственного влияния на рынок образовательных услуг;

- развитие мощности системы ДПО, адекватной спросу на образовательные услуги в крае;

- укрепление информационно-технической и учебно-методической базы системы ДПО, позволяющей оперативно формировать образовательные программы и обеспечить качество обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

- развитие и совершенствование системы ДПО подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров ДПО;

- развитие и совершенствование имеющейся в крае системы профессионального консультирования и ориентации;

- развитие и совершенствование системы управления дополнительным профессиональным образованием в крае;

- организация и проведение научно-исследовательских работ и социологических исследований в области ДПО.

Прогноз рынка образовательных услуг

Общепринято, что 25 % всего кадрового потенциала требуют постоянного обновления знаний. В крае около 360 000 рабочих и сельскохозяйственных работников, 63 000 специалистов и руководителей нуждаются в различной степени повышения квалификации, адаптации их к новым экономическим условиям, обеспечивающим их трудоустройство и способность к активной трудовой деятельности.

Алтайский край располагает необходимыми ресурсами для развития предпринимательства и малого бизнеса. Это развитая сфера агропрома развитая промышленная и строительная инфраструктура; 2,7 млн. жителей края создают достаточно широкий потребительский спрос на рынке общеобразовательных услуг.

Предпосылкой развития предпринимательства является более 70 % приватизированных объектов муниципальной собственности предприятий, связанных с развитием малого и среднего бизнеса. Организованно действует в Барнауле около 30 коммерческих банков и филиалов. Ряд консалтинговых, страховых, аудиторских, юридических фирм, компаний и др.

По данным Комитета по поддержке предпринимательства Алтайского края на начало 1995 г. в крае начситывалось около 15 000 малых предприятий. Доля реализованной ими продукции составила около 25 % от общего объема (данные официальной статистики соответственно - 5,2 тыс. и 9 %).

В условиях перехода нашей экономики к рыночным отношениям резко обострились противоречия в области управления человеческими ресурсами. Происходит явное и скрытое высвобождение персонала. В таких условиях необходимы меры по предупреждению роста безработицы и социальной поддержке малообеспеченных и безработных. Это требует усиления внимания к системе подготовки и переподготовки персонала, новых подходов к постановке профессионального обучения среди населения и на производстве. Необходимо проведение активной политики на рынке труда, использующей обучение персонала и профессиональную подготовку и переподготовку в качестве средств содействия эффективной занятости и предупреждения безработицы.

Основные направления региональной кадровой политики

Создание необходимой правовой базы для реализации региональной политики в сфере ДПО;

формирование резерва руководящих кадров на всех уровнях управления экономикой и социальной сферой;

целевая подготовка кадров специалистов и рабочих профессий для работы на селе;

создание единой системы подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;

повышение эффективности внутрифирменного обучения;

создание системы эффективного государственного контроля за исполнением действующего законодательства в сфере ДПО;

обеспечение профессиональной защиты трудоспособного населения в возрасте до 18 лет.


Таблица 4

Первоочередные мероприятия по формированию региональной
кадровой политики на 1997 - 1998 гг.


+------------------------------------------------------------------+
¦N0 ¦Мероприятия           ¦Срок  ¦ Исполнители  ¦  Стоимость, млн.¦
¦   ¦                      ¦      ¦              ¦  руб.           ¦
+------------------------------------------------------------------+
 I.Формирование и развитие нормативно-правового и организационного
 обеспечения базы

 1.1 Разработка и реализа-  Сен-   Совет ркторов;         6
     ция схемы согласования тябрь  совет директо-
     объемов и профилей     1997 г. ров
     подготовки кадров в
     учебных заведениях
     края.
 1.2 Разработка краевой це- Июнь   Комитеты адми-        14
     левой программы (от-   1997 г. нистрации края
     раслевых программ)            РЦПК
     формирования резерва
     кадров руководителей.
 1.3 Принятие правил согла- Ноябрь Комитет по об-        15
     сования открытия в     1997 г. разованию, ко-
     крае филиалов учебных         митет по труду
     заведений, расположен-        РЦПК
     ных на территории иных
     субъектов РФ.
 1.4 Принятие пакета норма- 2-ой   Комитеты адми-       125
     тивных документов,     квар-  нистрации
     регламентирующих поря- тал    края, Совет
     док формирования и     1998 г. ректоров и ди-
     размещения государст-         ректоров сред-
     венного краевого) за-         них учебных
     каза на подготовку            заведений края
     кадров в рамках феде-         АГУ, АлтГТУ,
     рального и местного           АГАУ, АГИК,
     финансирования:               АГМУ, РЦПК
     - положение об орга-
     нах, определяющих кра-
     евые нужды в подготов-
     ке кадров (кадры для
     села, госуд. и муници-
     пальные служащие);
     - методика определения
     стоимости обучения
     (переподготовки, повы-
     шения квалификации)
     одного человека (груп-
     пы), направленного в
     счет государственного
     (краевого) заказа
     (согласованные норма-
     тивы финансирования
     госзаказа);
     - порядок формирования
     и размещения государ-
     ственного заказа в
     учебных заведениях
     края;
     - положения о конкурс-
     ном отборе учебных за-
     ведений для размещения
     государственного (кра-
     евого) заказа;
     - трехсторонний кон-
     кракт- договор между
     Заказчиком - Исполни-
     телем - Обучающимся;
     - учебно-методические
     пособия для обучения в
     рамках госзаказа;
 1.5 Разработка краевой     1-ый   Совет ректо-          30
     программы поддержки,   квар-  ров, вузы края
     сохранения и развития  тал
     профессорско-препода-  1998 г.
     вательского персонала
     учебных заведений
     края.
 1.6 Принятие нормативных   2-ой   Комитет по об-        40
     документов по лицензи- квар-  разованию, ву-
     рованию внутрифирмен-  тал    зы края, РЦПК
     ного обучения, а так-  1998 г.
     же деятельности по
     подготовке кадров ор-
     ганизаций, не являю-
     щихся образовательны-
     ми учреждениями
 1.7 Проведение разъясни-   Май-   Комитет по             5
     тельной и методической де-    труду, РЦПК,
     работы по статусу до-  кабрь  комитет по об-
     кументов, выдаваемых   1997 г. разованию
     по окончании професси-
     онального обучения,
     переобучения, квалифи-
     кации
 1.8 Создание единого ин-   4-ый   РЦПК, комитеты        70
     формационного про-     квар-  по занятости,
     странства и статисти-  тал    по труду и
     ческих данных в сфере  1998 г. статистике
     дополнительного про-
     фессионального обра-
     зования.
 1.9 Подготовка постанов-   3-ый   АлтГПУ, коми-          4
     ления администрации    квар-  тет по образо-
     края об преобразовании тал    ванию, комитет
     РЦПК при АлтГТУ в Меж- 1997 г. по труду
     РЦПК с функциями по
     координации всей сис-
     темы дополнительного
     профессионального об-
     разования.

 II. Создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения

квалификации государственных и муниципальных служащих края.

 2.1 Проведение анализа     2-ой   Администрация         15
     кадрового потенциала   квар-  края
     краевых и муниципаль-  тал
     ных органов исполни-   1997 г.
     тельной власти.
 2.2 Определение потребно-  Сен-   Администрация         30
     сти в переподготовке   тябрь  края
     и повышении квалифика- 1997 г.
     ции в целом и в разре-
     зе структурных подраз-
     делений администрации
     края, администраций
     городов и районов.
 2.3 Расчет и утверждение   Де-       То же               5
     объемов финансирования кабрь
     на цели переобучения   1997 г.
     и повышения квалифика-
     ции государственных
     служащих за счет всех
     источников.
 2.4 Проведение конкурсного Ноябрь     То же             20
     отбора среди учебных   1997 г.
     заведений края для
     размещения государст-
     венного (краевого) за-
     каза за счет средств
     краевого и местных
     бюджетов.
 2.5 Заключение трехсторон- Пос-      Вузы края
     них контактов-догово-  тоянно
     ров на подготовку и
     переподготовку госу-
     дарственных и муници-
     пальных служащих.
 2.6 Создание информацион-  Январь Администрация         20
     ной системы учета пе-  1998 г. края, РЦПК
     ремещения государст-
     венных служащих и со-
     ответствия их образо-
     вания требованиям по
     занимаемой должности.
 2.7 Внедрение системы не-  Пос-   Руководители
     прерывного повышения   тоянно организаций и
     квалификации на рабо-         учреждений
     чем месте (тематичес-
     кие лекции, групповое
     самообразование и т.п)
 2.8 Заключение договора с  Ок-    Администрация          8
     Российской Академией   тябрь  края, РЦПК
     Государственной Службы 1997 г.
     при президенте Россий-
     ской Федерации на ме-
     тодическое обеспечение
     процесса подготовки,
     переподготовки и повы-
     шения квалификации
     госслужащих.

 III. Подготовка кадров для работы на селе.

 3.1 Анализ состояния и     Август Администрация         15
     перспектив обеспечения 1997 г. края, комитет
     сельских районов про-         по занятости
     фессиональными кадрами        населения
     специалистов по рабо-
     чим профессиям.
 3.2 Определение протреб-   Сен-   Администрация         50
     ности социальной и     тябрь  края, АГАУ
     производственной сферы 1998 г.
     села в кадрах всех
     уровней с учетом демо-
     графической ситуации
     и перспектив развития
     территории (социально-
     демографический пас-
     порт села, района).
 3.3 Формирование и разме-  Июль       АГАУ               8
     щение государственного 1997 г.
     (краевого) заказа на
     подготовку кадров для
     работы на селе в рам-
     ках бюджетного набора
     и за плату из местных
     бюджетов и средств ор-
     ганизаций.
 3.4 Отработка условий и    Ноябрь     АГАУ               7
     взаимных минимальных   1997 г.
     гарантий для закрепле-
     ния кадров молодых
     специалистов на селе.
 3.5 Внедрение новых форм   Пос-       АГАУ              20
     подготовки и повышения тоянно
     квалификации кадров
     для отдельных районов:
     очно-заочная, выездные
     семинары.
 3.6 Разработка унифициро-  1-ый       АГАУ              15
     ванных программ подго- квар-
     товки специалистов с   тал
     учетом специфики рабо- 1998 г.
     ты на селе.

 IV. Внутрифирменное обучение

 4.1 Проведение лицензиро-  2-ой   Комитет по об-        35
     вания учебных центров, квар-  разованию,
     отделов технического   тал    РЦПК
     обучения предприятий,  1998 г.
     осуществляющих подго-
     товку, переподготовку
     и повышение квалифика-
     ции кадров с выдачей
     соответствующих доку-
     ментов государствен-
     ного образца.
 4.2 Внесение в Правитель-  4-ый   Администрация         30
     ство РФ предложений по квар-  края, АГУ,
     разработке правовой    тал,   РЦПК
     основы для функциони-  1998 г.
     рования межотраслевых
     квалификационно-экза-
     менационных комиссий
     с правом выдачи госу-
     дарственных сертифика-
     тов.

 V. Прогнозирование потребности экономики в профессиональных кадрах

 5.1 Определение потребнос- Пос-   Комитет по за-         7
     ти в подготовке, пере- тоянно нятости насе-
     подготовке и повышении        ления, РЦПК
     квалификации кадров на
     основе заявок, посту-
     пающих от работодате-
     лей в службы занятости
     и органы управления
     отраслями.
 5.2 Проведение выборочных  Пос-   Комитет по             8
     обследований предприя- тоянно труду
     тий (отраслей) для
     изучения  уровня обра-
     зования рабочих, спе-
     циалистов, руководите-
     лей, соответствие та-
     рификации рабочих и
     работ.
 5.3 Мониторинг вакансий    Пос-   Комитет по за-        12
     рабочих мест и трудо-  тоянно нятости
     вых ресурсов по воз-
     расту, полу и уровню
     профобразования.

  VI. Координация деятельности государственных и негосударственных
  структур в области профессионального образования. Контроль за
  соблюдением законодательства.

 6.1 Согласование открытия  Июнь   Совет ректоров         9
     новых направлений,     1997 г. совет директо-
     специальностей, про-          ров
     фессий, увеличение
     приема по функциониру-
     ющим.
 6.2 Контроль за соблюде-   Посто- Комитет по об-         25
     нием условий лицензии  янно   разованию
     на ведение образова-
     тельной деятельности в
     области дополнительно-
     го профессионального
     образования.

3. Научные исследования и опытно-конструкторские работы в ВУЗах края


3.1 Концентрация научного потенциала, финансовых средств и ресурсов на главных направлениях научного сопровождения реформирования экономики и социальной сферы края. Осуществлять строго адресную поддержку НИОКР, результаты которых будут наиболее важны, наобходимы и значимы.

3.2 Развитие научно-образовательных комплексов, технополисных и технопарковых зон с целью интеграции образования, науки и производства (ОНП), предусматривающей создание вокруг ведущих вузов университетского типа учебно-научно-производственных и социо-культурных зон непрерывного инновационного цикла, практического использования научно-технических достижений, коммерциализации результатов НИОКР.

3.3 Создание новых и развитие дейсвующих наукоемких малотоннажных производств, в том числе совместных предприяний, с целью осуществления конкурентноспособных научно-технических разработок и выпуска наукоемкой продукции.

3.4 Участие в реализации федеральных и региональных научных программ, в т.ч. "Программа ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском ПОлигоне", "Государственная поддержка интеграции высшей школы России и Российской академии наук", "Сибирь", "Конверсия", "Лен России", "Зерно", "Миграция населения", "Алтай", и "Алтай - Р" по следующим направлениям:

- научно-техническое обеспечение структурной перестройки экономики края;

- научно-техическое обеспечение конверсии предприятий военно-промышленного комплекса;

- научно-техическое обеспечение развития основных отраслей агропромышленного комплекса;

- трансферт и внедрение в производственную сферу высоких технологий;

- разработка и внедрение новых материалов и технологий в строительной отрасли;

- развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др.);

- эффективное использование научно-технического потенциала края;

- обеспечение селекционного процесса и разработка ресурсосберегающих технологий в животноводстве и растениеводстве;

- научное обеспечение решения водных и экологических проблем;

- экология и охрана здоровья;

- и общественно-политические проблемы развития края;

- формирование информационных ресурсов Алтая.

3.5 Реализация концепции информатизации высшей школы Алтайского края, сформированной в научных программах "Алтай-ВУЗ", "Алтай-Наука", "Обь" и других:

- развитие системы информацонных услуг в сфере высшего образования на базе университетских и территориальных компьютерных систем;

- создание распределенной сети электронных публикаций (WWW серверы и т.п.);

- создание высококачественной системы дистанционного обучения с использованием ресурсов сети Internet;

3.6 Разработка и реализация энергетической программы края с целью достижения стабильного тепло- и электроснабжения населения и производственных предприятий:

- уточнение и корректировка энергетической программы края до 2010 года;

- оптимизация схемы теплоэлектроснабжения г. Барнаула по концепции миниТЭЦ и однотрубной системной тепломагистрали;

- определение областей использования миниТЭЦ на базе газовых дизелей заводов Алтайского края в теплоэлектроснабжении сибирского региона;

- мониторинг теплопотерь промышленных и гражданских зданий, разработки и реализация мероприятий по их уменьшению;

- разработка и создание подраздела муниципальной геоинформационной системы "инженерные сети" г. Барнаула;

- совершенствование технологии эксплуатации кабельных систем электроснабжения;

- перспективы использования технического гидроэнергетического потенциала малых рек с помощью бесплотинных микро-ГЭС на территории края и разработка комплекта рабочей документации на промышленные образцы микро-ГЭС и гидроносителей нового поколения;

- нетрадиционная энергетика (тепловые насосы, солнечные батареи и др.) и ее перспективы развития в крае.

3.7 Разработка и реализация программы коммерциализации высших технологий.

3.7.1 Создание гибкой структуры организации научных исследований и разработок, адекватной состоянию общества и государства.

3.7.2 Обеспечение единства учебного и научного процессов и эффективное использование научного потенциала вуза для повышения качества подготовки специалистов.

3.7.3 Развитие новых научных направлений в области естественнонаучных, технических, социально-экономических и гуманитарных наук.

3.7.4 Обеспечение правовой охраны промышленной и интеллектуальной собственности университета, повышение конкурентноспособности прикладных научных исследований и разработок, обеспечение их направленности на насыщение рынка, сертификация продукции университета.

3.7.5 Развитие инновационной деятельности.

3.7.6 Включение вузов края в отечетвенную и мировую систему разделения труда по производству новых знаний.

3.7.7 Создание условий для постоянного развития и свободной реализации творческих возможностей ученых.

3.7.8 Организация своевременных форм пропаганды научно-технических достижений ученых университета, обеспечивающих их коммерческую реализацию.

3.7.9 Создание и развитие новых форм интеграции вузовской, академической и отраслевой науки: интеллектуальных зон, технопарка и технополиса, а также малых структур научно-производственной деятельности.

3.7.10 Использование систем финансирования научной деятельности, базирующихся на программно-целевой и контрактно-конкурсной основе, инновации и кредитования научных исследований, а также венчурном финансировании.

3.7.11 Переход на современный уровень научных исследований, базирующихся на прогрессивной приборной базе и развитой инфраструктуре средств информации, проектировочной и научной деятельности, включении в отечественные и международные информационные структуры.

3.7.12 Ускоренном развитии международного научно-технического сотрудничества с вузами, организациями и фирмами: подключении к реализации международных научно-технических проектов и программ.

3.7.13 Привлечение средств российских и международных фондов для поддержки фундаментальных исследований.

3.7.14 Организационно-экономической перестройки деятельности научных подразделений университета в условиях перехода к рынку.

3.8 Подготовка научных кадров наивысшей квалификации через повышение эффективности НИР, расширение докторантуры и увеличение числа диссертационных советов при ведущих университетах края.

3.9 Межвузовская интеграция научной деятельности:

- Алтайский научно-образовательный комплекс (АНОК).

- Алтайский технополис.

- Программа Президента РФ "Интеграция"

- Алтайский региональный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

- Объединенные диссертационные советы.

4.Формирование информационных ресурсов региона

Развитие новейших средств коммуникации и компьютерных информационных технологий происходит очень быстрыми темпами и в настоящее время наиболее распространенными являются технологии, так или иначе связанные с компьютерными сетями. В регионе созданы все предпосылки для активного использования сети Internet и, прежде всего, в университетах. Опыт, накопленный в учебных заведениях будет полезен и в других структурах региона. Актуальным является создание типовых структур университетских серверов, так как часто серверы университетов выполняют лишь чисто информационную функцию и каждый создатель сервера конструирует его информационное пространство посвоему. Это снижает эффективность использования современных информационных технологий, приводит к распылению интеллектуальных ресурсов, а также затрудняет обобществление информации в сети.

В рамках предлагаемой программы разрабатывается типовая структура серверов для университетов. Основным модулем такой структуры является SQL - сервис и специально организованная база данных, предназначенная для накопления, хранения и преобразования информации, необходимой для создания полноценного информационного пространства университетов. Другие модули выполняются как специализированные серверы, серверы факультетов, библиотеки, других структурных подразделений университетов.

Создание типовой структуры университетских серверов преследует цель организации единого информационного пространства высших учебных заведений региона, кроме того, многие решения, полученные в ходе выполнения проекта могут быть использованы и при проектировании информационных систем в других региональных структурах. Создание типовой тсруктуры серверов позволит значительно сократить время и средства, необходимые для широко масштабного внедрения новых информационных технологий на основе эффективного использования компьютерных сетей.

Выполнение проекта осуществляется временным творческим коллективом исследователей. Все участники имеют опыт создания сложных информационных систем в различных предметных областях применения, в том числе и большой опыт разработки автоматизированных систем управления вузами.

Ответственными за реализацию разделов данной программы являются следующие организации:

Алтайский государственный технический университет;

Алтайский государственный университет;

Алтайский центр новых информационных технологий;

Алтайский региональный центр информатизации высшей школы;

АлтайВУЗТЕЛЕКОМцентр.

В Программе принимают участие всех университетов Алтая.

Финансирование данной Программы комбинированное:

- средства, выделяемые Центром информатизации (МинПОО);

- собственные средства организаций;

- средства региональных программ.

Помимо основной цели - создания сетевого информационного пространства Алтайского региона, преследуется цель типизации разрабатываемых информационных серверов, что обеспечит широкий диапозон внедрения разработок.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ.

Раздел 1. Разработка общей структуры и принципов создания информационных сетевых ресурсов Алтайского региона.

Раздел 2. Разработка информационных компонентов компьютерной сети Алтая и типовых структур серверов.

2.1 Региональный (ключевой) WEB-сервер разработка структуры, технической реализации, наполнения, типизации.

2.2 WEB-серверы университетов разработка структуры, техническая реализация, наполнение, типизация.

2.3 Экономические серверы регионов разработка структур, техническая реализация, наполнение, типизация, разработка поддерживающей системы.

2.4 Открытый WEB-сервер (сервер пользовательских страниц, студенческий сервер) разработка структуры, техническая реализация, разработка поддерживающей системы.

2.5 Файловый сервер региона (fip-, mail-сервер) разработка структуры, техническая реализация, наполнение, разработка поддерживающей системы.

Раздел 3. Разработка первоочередных проектов информационных компонент региональной сети.

3.1 Элементы регионального WEB-сервера, отражающие вопросы управления Алтайским краем (структура, функции, персоналия и т.п.).

3.2 Элементы регионального экономического WEB-сервера (предприятия, инвестиционные проекты, бизнес-планы, ценные бумаги и т.п.).

3.3 Развертывание сервера Открытой точки доступа к Internet.

3.4 Разработка структуры регионального сервера.

3.5 Разработка структуры университетских серверов.

3.6 Разработка элементов университетских серверов, связанных с дистанционным обучением.

Раздел 4. Разработка организационно-технической структуры информационной сети региона (из региональных средств).

Общее управление проектом осуществляет Совет ректоров Алтая.


5. Международное сотрудничество

Стратегической целью международной деятельности системы высшего профессионального образования в Алтайском крае является ее интеграция в мировую систему высшего образования, а также повышение эффективности международной деятельности учреждений, входящих в его структуру.

Продвижение к поставленной цели предусматривает:

-активное и систематическое участие субъектов системы высшего профессионального образования в международных научных и образовательных программах; подготовка специалистов, отвечающих мировому уровню требований; выделение и уточнение приоритетных направлений развития.;

- международного сотрудничества и приоритетных зарубежных стран с учетом геополитического расположения Алтайского края и его потребностей; вовлечение в международное сотрудничество всех субъектов системы высшего профессионального образования;

- активное взаимодействие с другими учреждениями и предприятиями Алтайского края, занимающиеся международной деятельностью.




Таблица 5

              Основные индикаторы достижения целевых установок по разделу
                            международного сотрудничества

+------------------------------------------------------------------------------+
¦                       ¦             Основные вузы Алтайского края            ¦
¦   Наименование        ¦                                                      ¦
¦    индикаторов        +------------------------------------------------------¦
¦                       ¦  АГУ  ¦ АлтГУ ¦ АГАУ  ¦ АГИИК ¦ АГМУ  ¦ БГПУ  ¦БийГПИ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------¦
¦                       ¦19 ¦20 ¦19 ¦20 ¦19 ¦20 ¦19 ¦20 ¦19 ¦20 ¦19 ¦20 ¦19¦20 ¦
¦                       ¦96 ¦00 ¦96 ¦00 ¦96 ¦00 ¦96 ¦00 ¦96 ¦00 ¦96 ¦00 ¦96¦00 ¦
+------------------------------------------------------------------------------+
 1.Процент преподавате-  20   25 15   18  4   7   10  15  7   10 25  30  15  20
 лей и научных сотруд-    %   %   %   %   %   %   %   %   %   %   %   %  %   %
 ников кафедр владеющих
 иностранным языком

 2.Процент участия сот-  0,9  9  1,2  6  1,4  5   -   4  1,1  9   3   6  -   2
 рудников и преподава-    %   %   %   %   %   %       %   %   %   %   %      %
 телей университета в
 совместных международ-
 ных научных программах
 грантах

 3.Процент студентов,    0,8 1,5 0,3 1,5 0,3 0,5  -  1,2  -   1   2   3  -  0,2
 прошедших включенное     %   %   %   %   %   %       %       %   %   %      %
 обучение языку за ру-
 бежом

 4.Процент студентов,    0,8 1,5 0,3 1,5 0,3 0,5 0,1 0,9  -   1   2   3  -  0,5
 прошедших профессио-     %   %   %   %   %   %   %   %       %   %   %      %
 нальные стажировки по
 специальности за рубе-
 жом

 5.Процент студентов,     -   1  0,5 0,7  -  0,5 2,1 4,3  -   2  0,1 0,5 -  0,1
 участвующих в конфе-         %   %   %       %   %   %       %   %   %      %
 ренциях, симпозиумах,
 выставках, подготовив-
 ших доклады за рубежом

 6.Процент аспирантов,   0,5  2  0,6 2,5  -  1,2  -   5   -  2,2 0,5  2  -  0,1
 прошедших зарубежные     %   %   %   %       %       %       %   %   %      %
 стажировки

 7.Количество студен-     -  22   1   10  -   9   -   4   -   20     10  -   5
 тов, прошедших дистан-
 ционное обучение

 8.Количество аспиран-    -   5   -   6   -   3   -   2   -   11  -   8  -   2
 тов, прошедших дистан-
 ционное обучение

 9.Количество препода-    -   10  1   10  -   5   3   9   -   15  -  10  -   3
 вателей, прошедших
 дистанционное обучение

 10.Количество ино-       5   15  70 100  -   20 56  60   75 100  31 70  -  10
 странных студентов в
 университете

 11.Количество ино-       1   3   -   5   -   2   -   1   -   5   -   5  -   1
 странных аспирантов

 12.Количество пригла-    8   15  6   15  -   4   3   5   -   6   8   15 -   2
 шенных иностранных
 преподавателей

 13.Процент кафедр,       7   25  5   20  2   5   5   7   8   15 10   17 1   2
 имеющих зарубежных де-   %   %   %   %   %   %   %   %   %   %   %   %  %   %
 ловых партнеров


Реализация стретегической цели программы международного сотрудничества в соответствии с предложенными выше принципами предполагает достижение следующих целевых установок.

1. Увеличение количества преподвателей, сотрудников, проходящих стажировку за рубежом.

2. Повышение уровня языковой подготовки школьников, студентов и аспирантов.

3. Расширение доступа студентов и аспирантов к включенному обучению за рубежом.

4. Организация и широкое применение дистанционного включенного обучения в зарубежных образовательных центрах.

5. Увеличение числа иностранных студентов, проходящих обучение, в вузах края, иностранных преподавателей, вовлекаемых в образовательные программы.

6. Закрепление наукоемкой продукции субъектов системы высшего профессионального образования на мировом рынке, рост ее конкурентноспособности.

Международное сотрудничество должно быть окупаемым и в целом приносить доход в бюджет Алтайского края и вузов, реализующих это сотрудничество. Однако, в начальной стадии необходимы затраты на реализацию следующих элементов целевой установки международного сотрудничества:

- продвижение на мировой рынок образовательных услуг, наукоемких проектов, продукции и технологии;

- долевое инвестирование международных научно-технических проектов и опытно-конструктивных разработок, результаты которых наиболее важны, и тематика которых соответствует приоритетным направлениям раздела 2 данной Программы;

- маркетинговое и рекламное обеспечение международного сотрудничества вузов края;

- обеспечение соответствующих условий проживания иностранных студентов и преподавателей;

- включенное обучение за рубежом (в т.ч. дистанционное).

Для выполнения настоящего раздела Программы определить Совет Ректоров его координатором, а ее реализацию возложить на межвузовский региональный центр международного сотрудничества при АлтГТУ.

Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в системе высшего профессионального образования характеризуются данными следующей таблицы.

6. Финансирование программы


Программа стабилизации и развития высшего образования в Алтайском крае на 1996-2000 гг. является документом, позволяющим с необходимой полнотой зафиксировать основные направления и стратегию развития вузов, а также определить необходимые ресурсы для достижения намеченных целей, сроки их достижения, организационные и социально-экономические механизмы.

Для реализации устойчивого динамического развития высшей школы в условиях перехода от плановой к многоукладной рыночной экономике необходимо обеспечение многообразия источников финансирования и совершенствование организационной и финансово-экономической деятельности вузов.

В связи с нестабильностью финансирования вузов за счет средств государственного бюджета, в программе стабилизации развития высшей школы края наибольшее значение приобретает решение задач оптимизации государственного финансирования в сочетании с дополнительным финансирование и материальными ресурсами из других источников.

Принятая Правительством федеральная программа "Образование" предусматривает повышение эффективности использования имеющихся финансовых, материальных, интеллектуальных и трудовых ресурсов в системе высшей школы за счет государственного бюджета и может являться одним из источников программы стабилизации и развития высшего образования в Алтайском крае. Исключительное значение в стабилизации и развитии высшей школы приобретает поддержка финансовыми ресурсами краевого бюджета, а также решение вопросов местного управления по предоставлению вузам льготных условий использования коммунальных, транспортных и других услуг, пополнения фондов учебного оборудования, библиотек и др.

Дальнейшее развитие получит система пополнения финансовых ресурсов за счет различных видов предпринимательства, платного образования, хозрасчетной научной деятельности и др. Участие через инвестиционную программу края в конкурсных проектах и грантах.

Необходимо обеспечить привлечение финансовых ресурсов через государственную программу "Ликвидации последствий долгосрочных ядерных испытаний в Семипалатинске" на развитие материальной базы вузов и социальную поддержку студентов и ученых края.

Таблица 6

Сводные показатели объемов финансовых средств по годам
(в ценах декабря 1996 года)
+------------------------------------------------------------------+

¦                              ¦           Годы                    ¦
¦ Показатели                   +-----------------------------------¦
¦                              ¦1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999  ¦ 2000  ¦
+------------------------------------------------------------------+
 Контингент студентов всего     38,1   38,2   39,0   39,6     40,4
 тыс.чел.
 Объем текущих затрат млрд.руб.  107    223   292    327      383
 Объем кап.вложений, млрд.руб.    6     49    73      91      100
 Всего затрат, млрд.руб.         113    272   365    418      483




Объем затрат на реализацию программных меропритятий по социальной поддержке малообеспеченных студентов, аспирантов и сотрудников, на образование региональных фондов развития высшей школы, финансирование приоритетных научных исследований и других мероприятий за счет краевого и местных бюджетов составит на период 1996-2000 гг. (в ценах декабря 1996 г.) - 23036 млн. рублей, в том числе по годам:

1996 г. 150 млн. руб.

1997 г. 4042 млн. руб.

1998 г. 5304 млн. руб.

1999 г. 6281 млн. руб.

2000 г. 7259 млн. руб.


7. Объемы затрат из краевого и местного бюджетов на реализацию мероприятий программы

    

Таблица 7

+------------------------------------------------------------------+
¦                              ¦     Необходимая сумма, млн.руб.   ¦
¦     Наименование мероприятий +-----------------------------------¦
¦                              ¦1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999  ¦ 2000  ¦
+------------------------------------------------------------------+
 Образовать фонд развития выс-    -    2350   3116    3723   4291
 шего образования края

 Образовать фонд финансирования   -     878   1097    1454   1755
 научных ислледований

 Установить премии в виде гран-   -     132   166     189     219
 тов за лучшие НИР года для
 ученых и специалистов вузов
 края

 Установить премии за лучшие      -     59     87     107     134
 кандидатские, докторские рабо-
 ты года

 Учредить именные стипендии ад-  150   244    313     369     400
 министрации Алтайского края
 для студентов и аспирантов

 Материальная помощь студентам
 из малообеспеченных семей:

 - оплата проезда в городском     -     109   120     129     135
 и общественном транспорте

 Образовать фонд на издатель-     -     270   300     310     325
 скую деятельность ученых ву-
 зов

 Всего затраты:                  150   4042   5304   6281    7259

 В % к объему финансирования
 из федерального бюджета          -     1,5    1,5    1,5     1,5



* Приведенные оценки финансовых затрат на реализацию программы ежегодно должны уточняться ввиду нестабильной социально-экономической ситуации.

8. Развитие материально-технической базы высшей школы и ее инфраструктуры

8.1 Завершить капитальное строительство вузовских пусковых объектов 1997-2000 гг. (Приложение).

8.2 Осуществить в 1997 - 2000 гг. капитальный ремонт вузовских объектов на условиях внебюджетного самофинансирования и инвестиций из краевого бюджета.

8.3 Разработать и ввести региональную систему льготных тарифов и порядок расчета учреждений высшего профессионального образования за электроснабжение и коммунальные услуги.

8.4 Продолжить работу по формированию системы многоквартального финансирования высших учебных заведений путем активного привлечения к учебно-научной деятельности финансово-коммерческих структур, наукоемкого бизнеса и спонсоров, а также использования системы льгот, введенной Правительством РФ в этой области.

9. Социальная защита и поддержка трудовых и учебных коллективов высших учебных заведений края

 

9.1 Создать краевой Фонд льготного кредитования вузов с целью своевременных выплат заработной платы, стипендий и пособий.

9.2 Определить порядок формирования и условия использования личного образовательного кредита гражданами, материальное положение которых ниже краевого прожиточного минимума.

9.3 Продолжить адресную материальную поддержку молодых ученых (докторантов и аспирантов), талантливых студентов путем увеличения именных городских, краевых и специальных стипендий, премий и единовременных вознаграждений, повышения размера существующих именных стипендий.

9.4 Выделить ведущим ученым вузов края на льготных условиях земельные участки и денежные кредиты для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, ссуды на приобретение жилья и автотранспорта.

9.5 Разработать меры по приоритетному обеспечению молодых семей преподавателей вузов местами в дошкольных детских учреждениях, специализированных санаториях и домах отдыха.

9.6 Осуществить материально-финансовую поддержку вузовского спорта и физической культуры за счет внебюджетных средств края.

10. Руководство системой высшего образования


10.1 Создать в стуктуре Администрации края подразделение, ведающее вопросами науки и профессионального образования.

10.2 Совершенствовать контроль качества подготовки специалистов, эффективности научных исследований через механизмы аттестации, аккредитации и лицензирования, систему грантов, целевых инвестиций.

10.3 Определить Совет ректоров координатором реализации настоящей Программы и оптимизации структуры научно-педагогического и образовательного потенциала учреждений высшего и среднего профессионального образования края.

Приложение 1 к Программе стабилизации и развития высшего профессионального образования в крае


Таблица 8

Перечень объектов материально-технической базы вузов края и потребные
объемы финансовых средств на их сохранение и развитие


+------------------------------------------------------------------+
¦   ¦       ¦                  Показатели                          ¦
¦п/п¦ ВУЗ,  ¦                                                      ¦
¦   ¦филиал +------------------------------------------------------¦
¦   ¦       ¦Строительные¦ Потребные  ¦  Объекты     ¦  Потребные  ¦
¦   ¦       ¦  объекты   ¦ суммы на   ¦  капремонта  ¦    суммы    ¦
¦   ¦       ¦            ¦ завершение ¦              ¦             ¦
+------------------------------------------------------------------+
 1    АГУ    Уч.кор.,общ.   25,0 млрд.  Уч.корпуса       3,5 млрд.
 2    АГТУ   Уч.кор.,общ.   55,0 млрд.  Уч.кор.,общ.     3,5 млрд.
 3    АГАУ   Уч.кор.,общ.   46,8 млрд.  Уч.кор.,общ.    12,8 млрд.
 4    АГИИК  Уч.кор.,       35,5 млрд.  Уч.кор.,общ.     3,0 млрд.
 5    АГМУ   Уч.кор.,общ.   19,0 млрд.  Уч.корпуса       5,0 млрд.
 6    АКИПК      -             -        Уч.корпус        0,3 млрд.
 7    БГПУ   Столов.,общ.   20,0 мдлр.  Уч.корпус        2,8 млрд.
 8    БГПИ   Уч.кор.,общ.   17,0 млрд.  Уч.корпус        0,8 млрд.
 9    БТИ    Уч.кор.,общ.   20,0 млрд.  Уч.корпус        2,3 млрд.
 10   РИИ        -             -        Уч.корпус        3,3 млрд.
 11   ААЭП       -             -        Уч.корпус        0,5 млрд.
 12   АЭПИ       -             -        Уч.корпус        1,5 млрд.
 13  АФВЗФЭ
 14  БФРИТЛП     -             -        Уч.корпус       0,05 млрд.
 15  РФ АГУ
 16  БФ АГУ
 17  БФАКИПК
 18  АФ МПСИ
 19  РФ РОУ
 20  Всего:      -         238,0 млрд.      -          39,0  млрд.


  Текст документа сверен по:
  Сборник законодательства
  Алтайского края N 14,
  с. 107-142, 1997 г.

О Программе стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах

Название документа: О Программе стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах

Номер документа: 174

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: Сборник законодательства Алтайского края N 14, с. 107-142, 1997 г.
Дата принятия: 06 июня 1997

Дата начала действия: 06 июня 1997