• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

     от 15.09.93                                         N 292-р
     г.Барнаул

Довести до сведения, что 16 июля 1993 года был принят Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" и Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". (Прилагаются).

За исключением пункта 7 раздела II (О дополнении уголовно-процессуального Кодекса РСФСР разделом десятым "Производство в суде присяжных"), закон введен в действие с момента опубликования, то есть с 25 августа 1993 года.

Пункт 7 раздела II указанного Закона на территории Алтайского края вступает в силу с 1 января 1994 года.

     Председатель краевого
     Совета народных депутатов                           А.А.Суриков

Приложение. ЗАКОН

Приложение
к распоряжению Алтайского
краевого Совета Народных
депутатов N 292-р

Российской Федерации

О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

В целях обеспечения гражданам закрепленной в Конституции (Основном Законе) Российской Федерации - России возможности рассмотрения их дел судом присяжных и реализации положений Концепции судебной реформы в РСФСР Верховный Совет Российской Федерации постановляет

I. Внести в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1560; N 30, ст. 1794) следующие изменения и дополнения:

1. Части первую и вторую статьи 10 изложить в следующей редакции:

"Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.

Рассмотрение дел в судебных коллегиях соответствующих судов в кассационном и надзорном порядке осуществляется в составе трех судей.".

2. В статье 12 слова "Судьи и народные заседатели" заменить словами "Судьи, присяжные заседатели и народные заседатели".

3. Пункт 1 части второй статьи 19 после слова "заседателей" дополнить словами ", составления списков присяжных заседателей;".

4. Пункт 2 статьи 67 после слов "составы суда" дополнить словом "(палаты)".

5. Дополнить Закон разделом V следующего содержания:

     "Раздел V
                      ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ

Статья 80. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

В списки присяжных заседателей не включаются лица:

1) не внесенные на предшествовавших составлению списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

2) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;

3) имеющие не снятую или не погашенную судимость;

4) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.

Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:

1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;

2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;

3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;

4) престарелые, которые достигли возраста 70 лет;

5) руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти;

6) военнослужащие;

7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности;

8) священнослужители.

Председателем суда или председательствующим судьей освобождаются от исполнения обязанностей присяжных заседателей:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

2) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, - при необеспеченности в суде синхронного перевода;

3) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами, - при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании;

4) лица, указанные в части четвертой настоящей статьи,- по их просьбе, заявленной до окончания их отбора для исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу.

Председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению:

1) лица старше 60 лет;

2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

4) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и другие);

5) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

Статья 81. Составление списков присяжных заседателей

Краевая, областная, районная, городская администрация ежегодно составляет общие и запасной списки присяжных заседателей, включая в них необходимое для нормальной работы краевого, областного суда число граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области.

Число включаемых в общие списки присяжных заседателей края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области. Число граждан, включаемых в запасной список присяжных заседателей, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной четвертой всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки.

Сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяются главой краевой, областной администрации.

Статья 82. Общие и запасной списки присяжных заседателей

Председатель краевого, областного суда заблаговременно вносит главе краевой, областной администрации представление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы краевого, областного суда.

Краевая, областная администрация в соответствии с представлением председателя краевого, областного суда, руководствуясь требованиями части второй статьи 81 настоящего Закона, устанавливает и сообщает главе районной, городской администрации число граждан, которых необходимо включить в списки присяжных заседателей от соответствующего района или города. Это число может быть превышено при составлении списков присяжных заседателей не более чем на 10 процентов.

Общие списки присяжных заседателей составляются районной, городской администрацией отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей путем случайной выборки установленного числа граждан. Затем из числа отобранных граждан исключаются подлежащие исключению из списков присяжных заседателей в соответствии с частями второй и четвертой статьи 80 настоящего Закона.

О составлении общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация извещает население и в течение двух недель после этого допускает всех желающих к ознакомлению с ними, рассматривает поступающие заявления.

Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации, представляются главе краевой, областной администрации. Краевая, областная администрация составляет на основании поступивших общих списков присяжных заседателей района и города единые общие списки присяжных заседателей края, области, которые подписываются главой краевой, областной администрации и скрепляются печатью.

Одновременно с составлением общих списков присяжных заседателей краевая, областная администрация составляет запасной список присяжных заседателей, в который включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда. Запасной список присяжных заседателей подписывается главой краевой, областной администрации и скрепляется печатью.

Общие и запасной списки публикуются в местной печати для сведения населения.

Граждане, представители предприятий, учреждений и организаций имеют право обращаться к краевой, областной администрации с заявлениями о незаконном включении или невключении конкретных лиц в список либо исключении их из списка, других неправильностях в списке.

Краевая, областная администрация в пятидневный срок рассматривает поступившие заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Районная, городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости изменять списки присяжных заседателей, исключая из списков лиц, утративших право быть присяжными заседателями, и включая тех, кто был отобран по представлению председателя краевого, областного суда дополнительно.

Статья 83. Обязанности граждан и должностных лиц по представлению информации для составления списков присяжных заседателей

Граждане, должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций обязаны представить районной, городской, краевой, областной администрации по ее запросу информацию, необходимую для составления списков присяжных заседателей.

За непредставление информации, необходимой для составления списков присяжных заседателей, а также за представление неверной информации граждане, должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях.

Статья 84. Направление списков присяжных заседателей в суд

Составленные краевой, областной администрацией общие и запасной списки присяжных заседателей направляются в краевой, областной суд. Все внесенные в списки присяжных заседателей изменения должны направляться не позднее чем в недельный срок в соответствующий суд.

По представлению председателя краевого, областного суда краевая, областная администрация обязана в целях обеспечения нормальной деятельности краевого, областного суда представить новые либо дополнительные списки присяжных заседателей.

Статья 85. Порядок и срок, на который граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде

Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется аппаратом суда в соответствии с распоряжениями судей, рассматривающих дела с участием коллегии присяжных заседателей.

В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка присяжных заседателей, суд сообщает об этом краевой, областной администрации.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.

Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Статья 86. Оплата труда присяжного заседателя

Присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.

Командировочные расходы возмещаются присяжному заседателю в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также ему возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников данных предприятия, учреждения или организации.

Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации и работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются.

Статья 87. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные статьей 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Статья 88. Ответственность лиц, препятствующих присяжному заседателю в исполнении его обязанностей

Руководители предприятий, учреждений и организаций, другие должностные лица и граждане, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности, несут ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях.".


II. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592; 1966, N 36, ст. 1018; 1972, N 26, ст. 663; 1983, N 32, ст. 1153; 1985, N 5, ст. 163; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 25, ст. 1389; N 27, ст. 1560) следующие изменения и дополнения:

1. Часть первую статьи 15 дополнить новым предложением:

"Рассмотрение дел во всех судах, кроме районного (городского) народного суда, может по решению соответствующего суда с согласия обвиняемого осуществляться судом в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим (коллегией судей).".

2. Часть третью статьи 35 изложить в следующей редакции:

"С согласия обвиняемого судья единолично рассматривает также дела о преступлениях, за которые не может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет.".

3. Дополнить статью 69 частью третьей следующего содержания:

"Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в статье 68 настоящего Кодекса.".

4. Дополнить статью 201 частью восьмой следующего содержания:

"Если обвиняемый знакомится с делом о преступлении, которое в соответствии с настоящим Кодексом может рассматриваться коллегией судей, то следователь обязан выяснить, согласен ли обвиняемый на рассмотрение его дела в таком составе суда.".

5. Статью 203 после слов "на рассмотрение его дела судьей единолично" дополнить словами ", а в соответствующих случаях согласен ли он на рассмотрение его дела коллегией судей".

6. Дополнить статью 267 частями третьей и четвертой следующего содержания:

"В случае, если обвиняемый согласился на рассмотрение его дела коллегией судей, суд начинает разбирательство дела в составе судьи и двух народных заседателей либо трех профессиональных судей.

Если разбирательство дела было начато судом в составе судьи и двух народных заседателей, председательствующий, когда настоящий Кодекс позволяет рассматривать это дело судье единолично либо коллегии судей, может выяснить у подсудимых, согласны ли они на соответствующее изменение состава суда. В случае, если все подсудимые согласились на изменение состава суда, председательствующий продолжает судебное заседание единолично без участия народных заседателей либо объявляет перерыв или откладывает дело принимает меры к замене народных заседателей профессиональными судьями.".

7. Дополнить Кодекс разделом десятым следующего содержания:

"Раздел десятый ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Глава тридцать пятая Общие положения

Статья 420. Порядок производства по делам, рассматриваемым судом присяжных

Рассмотрение дел с участием коллегии присяжных заседателей в судах, а также на территориях, определяемых Верховным Советом Российской Федерации, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим разделом и общими правилами уголовного судопроизводства в Российской Федерации, которые не противоречат положениям настоящего раздела.

Статья 421. Подсудность дел суду присяжных в краевом, областном, городском суде

По ходатайству обвиняемого суд присяжных в краевом, областном, городском суде рассматривает дела о преступлениях, перечисленных в статье 36 настоящего Кодекса.

Суд присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.

Статья 422. Определение порядка производства по делу при обвинении по нескольким статьям Уголовного кодекса РСФСР

Если лицо обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных несколькими статьями Уголовного кодекса РСФСР, обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных, если это возможно хотя бы по одному из преступлений данной совокупности.

Статья 423. Ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных

Осуществление уголовного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим разделом, производится не иначе как по ходатайству обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных. Обвиняемый имеет право заявлять указанное ходатайство при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела.

В дальнейшем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных не принимается. Отказ обвиняемого от указанного ходатайства не принимается, если оно было подтверждено в ходе предварительного слушания.

Статья 424. Порядок рассмотрения на предварительном следствии ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных

При ознакомлении обвиняемого со всеми материалами дела следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридические последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности обжалования и рассмотрения жалоб на приговоры суда присяжных.

Ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных либо его отказ от использования права на рассмотрение его дела судом присяжных, а также другую позицию обвиняемого по данному поводу следователь обязан зафиксировать в отдельном протоколе, который подписывается следователем и обвиняемым.

Статья 425. Определение порядка производства при участии в деле нескольких обвиняемых

Если по делу обвиняется несколько лиц, рассмотрение его по правилам, предусмотренным настоящим разделом, производится лишь при ходатайстве об этом каждого из обвиняемых либо отсутствии возражений других обвиняемых по заявленному ходатайству. При наличии такого возражения против рассмотрения дела судом присяжных следователь и прокурор обязаны решить вопрос о выделении дела, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности его исследования и разрешения.

Обвиняемый, не заявлявший ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных, должен быть своевременно уведомлен о заявлении такого ходатайства другим обвиняемым. При этом ему разъясняется право заявить возражение против рассмотрения дела по правилам, установленным настоящим разделом.

Обвиняемый, не заявлявший ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных, пользуется всеми правами, предоставленными настоящим разделом обвиняемому, заявившему указанное ходатайство, включая право участвовать в предварительном слушании.

Статья 426. Обязательность участия защитника в рассмотрении дела судом присяжных

Наряду со случаями, предусмотренными статьей 49 настоящего Кодекса, участие защитника обязательно по всем делам, которые могут быть рассмотрены судом присяжных, при объявлении обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления всех материалов дела, на предварительном слушании дела судьей, при разбирательстве дела судом присяжных.

Следователь, прокурор, судья и суд обязаны обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению.

Статья 427. Оплата труда адвоката, участвовавшего в деле по назначению

В случае, когда адвокат участвовал в деле по назначению на основании статьи 426 настоящего Кодекса, оплата его труда производится за счет республиканского бюджета Российской Федерации. При этом следователь, прокурор, судья в течение суток по окончании участия адвоката на соответствующем этапе рассмотрения дела выносят постановление о размере вознаграждения.

Председательствующий судья одновременно с постановлением судом присяжных приговора или решений о прекращении дела, о прекращении его рассмотрения с участием присяжных заседателей, о направлении дела для производства дополнительного расследования выносит постановление о размере вознаграждения. Размер вознаграждения за один день участия адвоката в рассмотрении дела не может быть определен менее одной четверти минимального размера оплаты труда. Возмещение расходов государству в этом случае может быть возложено на осужденного только приговором суда.

Статья 428. Обязательность участия государственного обвинителя в рассмотрении дела судом присяжных

По делам, рассматриваемым судом присяжных, обязательно участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя. Участие государственного обвинителя обязательно также и на предварительном слушании судьей дела, подсудного суду присяжных.

Статья 429. Состязательность в суде присяжных

Предварительное слушание и производство в суде присяжных основываются на принципе состязательности. При этом обеспечивается равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастие, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

Суд присяжных не может возбудить дело по новому обвинению или в отношении нового лица.

Дело может быть направлено для производства дополнительного расследования судом присяжных лишь по ходатайству прокурора, потерпевшего, подсудимого, его защитника в случае, когда в ходе судебного разбирательства были выявлены новые, имеющие существенное значение для дела, обстоятельства, исследование которых в судебном заседании невозможно без проведения дополнительного расследования.

Статья 430. Последствия отказа прокурора от обвинения и изменения обвинения в суде присяжных

Отказ от обвинения может быть заявлен прокурором на любом этапе предварительного слушания или разбирательства дела судом присяжных.

В случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения на предварительном слушании судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего влечет прекращение дела полностью или в соответствующей части за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления либо, если это деяние не содержит состава преступления, за отсутствием в деянии состава преступления.

Государственный обвинитель может на любом этапе разбирательства дела судом присяжных вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса РСФСР, если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой Уголовного кодекса РСФСР, нарушение которой также вменялось в обвинительном заключении;

3) переквалификации деяния по норме Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей более мягкое наказание.

Государственный обвинитель, изменяя обвинение в сторону смягчения согласно части третьей настоящей статьи на предварительном слушании, должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное прокурором в пределах его компетенции.

Прекращение дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Глава тридцать шестая Особенности назначения судебного заседания

Статья 431. Назначение судебного заседания при наличии ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных

При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных дело назначается к судебному разбирательству в порядке предварительного слушания, которое производится по правилам статьи 432 настоящего Кодекса.

Вопрос о назначении судебного заседания разрешается в сроки, предусмотренные статьей 223-1 настоящего Кодекса.

Статья 432. Порядок предварительного слушания

Предварительное слушание производится судьей единолично в закрытом заседании с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, его защитника. Если по делу обвиняется несколько лиц и имеется ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных одного из обвиняемых при отсутствии возражений со стороны других обвиняемых против такого порядка рассмотрения, предварительное слушание производится с участием всех обвиняемых по делу.

В отсутствие обвиняемого предварительное слушание может производиться в случаях, когда он ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании. В случае неявки в заседание защитника по неуважительным причинам, а также в случае, когда участие защитника в предварительном слушании невозможно на протяжении длительного срока, судья принимает меры к обеспечению участия в заседании назначенного им адвоката.

В предварительном слушании вправе участвовать потерпевший, который извещается судом о дне слушания дела. Неявка потерпевшего не препятствует слушанию дела.

В начале заседания судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, представляется явившимся в заседание лицам, сообщает, кто является государственным обвинителем, защитником, секретарем, выясняет личность обвиняемого, разрешает заявленные отводы. Затем государственный обвинитель оглашает резолютивную часть обвинительного заключения. Судья выясняет, понятно ли обвиняемому обвинение, в необходимых случаях разъясняет ему сущность обвинения и спрашивает, подтверждает ли он свое ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных. Обвиняемый, не заявлявший такого ходатайства, должен быть спрошен о том, имеет ли он возражения против рассмотрения дела судом присяжных.

Если обвиняемый подтвердил свое ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных и никто из других обвиняемых не заявил возражений, судья объявляет об удовлетворении данного ходатайства и переходит к рассмотрению ходатайств государственного обвинителя, потерпевшего, обвиняемого и его защитника, а также имеющихся по делу иных заявленных ходатайств. Судья разрешает ходатайства, выслушав мнения сторон.

В случае необходимости в предварительном слушании могут быть оглашены документы, приобщенные к делу, для проверки допустимости имеющихся в деле доказательств.

Установив, что ходатайства исчерпаны, и выслушав мнения сторон по состоявшемуся предварительному слушанию, судья удаляется для вынесения одного из решений, предусмотренных статьей 221 настоящего Кодекса, которое объявляется в том же заседании.

Если обвиняемый не подтвердил свое ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных или кем-либо из других обвиняемых было заявлено возражение, судья выясняет, согласен ли каждый обвиняемый на рассмотрение его дела коллегией из трех профессиональных судей и не имеет ли кто-либо из них возражений против этого. Выяснив мнение каждого обвиняемого, судья объявляет предварительное слушание оконченным и в дальнейшем осуществляет производство по правилам, предусмотренным главой двадцатой настоящего Кодекса.

Постановление судьи о рассмотрении дела судом присяжных является окончательным и в дальнейшем не может быть пересмотрено по мотиву отказа обвиняемого от рассмотрения дела таким судом.

При предварительном слушании обязательно ведение протокола с соблюдением требований статьи 102 настоящего Кодекса. Замечания по протоколу предварительного слушания подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 265 и 266 настоящего Кодекса.

Статья 433. Особенности решений, выносимых при назначении судебного заседания в порядке предварительного слушания

По итогам предварительного слушания судья принимает одно из решений, предусмотренных статьей 221 настоящего Кодекса.

В постановлении о назначении судебного заседания судья указывает, что дело будет рассмотрено судом присяжных, и определяет число присяжных заседателей, подлежащих вызову в данное судебное заседание.

Судья по результатам предварительного слушания исключает из разбирательства дела в суде присяжных доказательства, полученные с нарушением закона либо недопустимые по иным основаниям.

Судья может вынести постановление о направлении дела для производства дополнительного расследования лишь в тех случаях, когда установит, что обвинительное заключение составлено с нарушением требований настоящего Кодекса или что при производстве по делу допущены другие существенные нарушения уголовно-процессуального закона, а также когда о возвращении дела для производства дополнительного расследования, в том числе по мотиву необходимости изменения обвинения, ходатайствует государственный обвинитель либо другая сторона.

Судья выносит постановление о прекращении дела в случае отказа государственного обвинителя от обвинения. При отсутствии такого отказа судья прекращает дело только при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 5, 8 - 10 части первой статьи 5 настоящего Кодекса.

Статья 434. Особенности подготовки к рассмотрению дела судом присяжных

После вынесения постановления о назначении дела к рассмотрению судом присяжных судья дает распоряжение аппарату суда об обеспечении явки в данное судебное заседание не менее двадцати присяжных заседателей.

Суд обязан не менее чем за семь суток уведомить гражданина о времени, когда он должен явиться в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя.

В день, назначенный для открытия судебного разбирательства, аппарат суда отбирает путем случайной выборки из явившихся в суд присяжных заседателей определенное постановлением судьи их число.

Глава тридцать седьмая Особенности разбирательства дела судом присяжных

Статья 435. Компетенция профессионального судьи и присяжных заседателей

При разбирательстве дела судом присяжных присяжные заседатели разрешают в формулировке вопросного листа только вопросы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части первой статьи 303 настоящего Кодекса, а также указывают, заслуживает ли снисхождения либо особого снисхождения подсудимый, которого они признали виновным.

Все вопросы, не указанные в части первой настоящей статьи, разрешаются без участия присяжных заседателей единолично председательствующим судьей.

Председательствующий судья обязан решить вопрос об исключении из разбирательства дела в суде присяжных всякого доказательства, полученного с нарушением закона, а в случае, если состоялось исследование доказательств, признать такое доказательство не имеющим юридической силы, а состоявшееся его исследование недействительным.

Стороны не вправе без разрешения председательствующего упоминать в суде присяжных о существовании исключенных из разбирательства доказательств, ссылаться на них для обоснования своей позиции. Судья не должен знакомить присяжных заседателей с недопустимыми доказательствами.

Статья 436. Прекращение дела в суде присяжных

Председательствующий судья вправе прекратить дело на любом этапе его разбирательства судом присяжных, если во время судебного разбирательства будут выяснены обстоятельства, предусмотренные пунктами 5, 8-10 части первой статьи 5 настоящего Кодекса. Дело также прекращается в случае, предусмотренном частью второй статьи 430 настоящего Кодекса.

Статья 437. Права и обязанности присяжного заседателя

Присяжный заседатель обязан правдиво ответить на вопросы председательствующего, задаваемые при отборе для участия в рассмотрении дела, а также представить по его требованию иную необходимую информацию о себе и об отношениях с другими лицами, участвующими в деле. Присяжный заседатель обязан соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего. В случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается, присяжный заседатель, участвующий в рассмотрении данного дела, обязан явиться в указанное судом время для продолжения судебного разбирательства.

Присяжный заседатель имеет право:

1) участвовать в исследовании всех рассматриваемых в суде доказательств, с тем чтобы получить возможность самостоятельно, по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей;

2) задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам;

3) участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других производимых в суде следственных действиях;

4) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов, признаки преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, и не ясные для него понятия;

5) делать письменные заметки во время судебного заседания.

Присяжный заседатель не должен:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела;

2) общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего;

3) собирать сведения по делу вне судебного заседания.

При нарушении обязанностей, указанных в настоящей статье, присяжные заседатели могут быть отстранены председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

За уклонение без уважительной причины от исполнения обязанностей присяжного заседателя в суде, а также за нарушение обязанностей, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, на присяжного заседателя судом (председательствующим судьей) может быть наложено денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда. Председательствующий судья выносит решение о наложении денежного взыскания в том же судебном заседании, о чем делается запись в протоколе судебного заседания. Решение суда (председательствующего судьи) о наложении денежного взыскания является окончательным и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Статья 438. Отбор присяжных заседателей в суде

Отбор присяжных заседателей осуществляется после выполнения требований статей 267 - 277 настоящего Кодекса путем освобождения судьей присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела, разрешения вопросов об их отводах и самоотводах, а также путем жеребьевки.

О явке в судебное заседание присяжных заседателей, отобранных аппаратом суда путем случайной выборки для участия в рассмотрении дела, докладывает секретарь судебного заседания или работник суда, обеспечивающий отбор присяжных заседателей.

Председательствующий произносит перед присяжными заседателями краткое вступительное слово, в котором сообщает о том, какое дело подлежит рассмотрению, а также о задачах присяжных заседателей и условиях их участия в рассмотрении этого дела в соответствии с законом. Затем председательствующий разъясняет присяжным заседателям их предусмотренные частью первой статьи 437 настоящего Кодекса обязанности правдиво ответить на задаваемые им вопросы, а также представить по его требованию иную необходимую информацию о себе и об отношениях с другими лицами, участвующими в деле. При этом он сообщает присяжным заседателям об ответственности, предусмотренной процессуальным законом, за нарушение указанных обязанностей.

Председательствующий выясняет у присяжных заседателей их информированность об обстоятельствах дела, рассмотрение которого предстоит в суде, и в случае получения сведений об осведомленности кого-либо из присяжных заседателей об этом деле решает вопрос об освобождении присяжного заседателя от участия в рассмотрении дела.

Председательствующий также спрашивает о наличии предусмотренных законом причин для освобождения кого-либо из присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела. Каждый из явившихся присяжных заседателей имеет право указать на уважительные причины, препятствующие ему исполнить обязанности присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

В целях объективного решения вопроса об освобождении присяжного заседателя от участия в рассмотрении дела председательствующий может при отборе присяжных заседателей задать им вопросы, предложенные в письменной форме прокурором, потерпевшим, обвиняемым и его защитником, а также другие вопросы по своему усмотрению.

Каждому из явившихся присяжных заседателей прокурором, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителям, подсудимым и его защитником может быть заявлен отвод по основаниям, предусмотренным статьями 59 и 60 настоящего Кодекса.

Все вопросы, связанные с освобождением присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела, а также самоотводы и отводы, заявленные присяжным заседателям, разрешаются председательствующим судьей единолично без удаления в совещательную комнату.

В том случае, когда в суд явилось менее двадцати вызванных присяжных заседателей либо когда их осталось менее восемнадцати после освобождения некоторых из них от участия в судебном разбирательстве, а также после удовлетворения судьей самоотводов и отводов, председательствующий дает распоряжение аппарату суда о дополнении состава присяжных заседателей необходимым числом присяжных заседателей из запасного списка. После этого в судебном заседании объявляется перерыв для вызова запасных присяжных заседателей.

В случае, если в результате выполнения требований настоящей статьи для участия в судебном заседании осталось более восемнадцати присяжных заседателей, председательствующий объявляет число оставшихся присяжных заседателей, после чего опускает в урну билеты с указанием их фамилий, перемешивает билеты и извлекает из нее столько билетов, сколько необходимо, чтобы в урне их осталось восемнадцать.

Статья 439. Безмотивный отвод присяжных заседателей в суде

Присяжные заседатели отводятся государственным обвинителем, подсудимым или его защитником без указания мотивов отвода путем написания на билетах с указанием фамилий присяжных заседателей слова "отведен", скрепляемого подписью. Подсудимый вправе поручить своему защитнику осуществление права на отвод присяжных заседателей. Если подсудимый отказывается от своего права на отвод присяжных заседателей, то защитник без его согласия не вправе самостоятельно участвовать в отводе присяжных заседателей.

После выполнения требований статьи 438 настоящего Кодекса председательствующий передает оставшиеся восемнадцать билетов с указанием фамилий присяжных заседателей государственному обвинителю, а затем передает подсудимому и его защитнику билеты, оставшееся после осуществления государственным обвинителем права безмотивного отвода присяжных заседателей. Государственный обвинитель, подсудимый и его защитник могут через председательствующего просить, чтобы кто-либо из присяжных заседателей представился.

Государственный обвинитель отводит присяжных заседателей первым, причем имеет право отвести не более двух присяжных заседателей.

Подсудимый или его защитник отводит присяжных заседателей после государственного обвинителя и имеет право отвести столько присяжных заседателей, чтобы их осталось не менее четырнадцати. Если в деле участвуют несколько подсудимых, то отвод ими присяжных заседателей производится по их взаимному согласию, а в случае отсутствия такого согласия - путем разделения между ними числа отводимых присяжных заседателей поровну, когда это возможно. Во всех остальных случаях отвод присяжных заседателей несколькими подсудимыми должен производиться путем жеребьевки, в ходе которой председательствующим либо секретарем судебного заседания из урны вынимается столько билетов с указанием фамилий неотведенных присяжных заседателей, сколько их еще может быть отведен подсудимыми.

Отказ кого-либо из подсудимых от своего права на отвод присяжных заседателей не влечет никаких ограничений права других подсудимых отвести столько присяжных заседателей, чтобы их осталось не менее четырнадцати.

Статья 440. Образование коллегии присяжных заседателей в суде

Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух запасных.

Для образования коллегии присяжных заседателей председательствующий опускает в урну билеты с указанием фамилий неотведенных присяжных заседателей, перемешивает их и по одному вынимает четырнадцать билетов, оглашая каждый раз указанную в билете фамилию присяжного заседателя. Если вынутые и оставшиеся в урне билеты образуют общее число неотведенных присяжных заседателей, а также если не допущено какого-либо нарушения, повлиявшего на правильность образования коллегии присяжных заседателей, то образование коллегии присяжных заседателей признается состоявшимся. При этом первые двенадцать отобранных путем жеребьевки присяжных заседателей считаются комплектными, а два последних - запасными.

В том случае, когда при решении вопроса об отводах или при образовании коллегии присяжных заседателей были допущены какие-либо нарушения, повлиявшие на правильность образования коллегии присяжных заседателей, председательствующий объявляет недействительным образование коллегии присяжных заседателей и проводит его заново в полном объеме либо частично.

Фамилии отобранных путем жеребьевки четырнадцати присяжных заседателей вносятся секретарем судебного заседания в протокол судебного заседания в том порядке, в каком билеты были вынуты из урны. Билеты с указанием фамилий безмотивно отведенных сторонами и отобранных путем жеребьевки присяжных заседателей приобщаются к материалам дела.

По завершении образования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати комплектным присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.

Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют при судебном разбирательстве в зале судебного заседания. Запасные присяжные заседатели могут быть до вынесения вердикта включены в состав комплектных присяжных заседателей в случае невозможности кого-либо из комплектных присяжных заседателей участвовать в судебном заседании. Замещение выбывших комплектных присяжных заседателей запасными производится в том порядке, в каком билеты с указанием фамилий запасных присяжных заседателей были вынуты из урны. В случае, если возможности замены выбывших комплектных присяжных заседателей запасными исчерпаны, председательствующий объявляет состоявшееся судебное разбирательство недействительным и возвращает судебное разбирательство к этапу отбора присяжных заседателей в соответствии со статьей 438 настоящего Кодекса.

Статья 441. Тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей

Государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый и его защитник вправе до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться не способным вынести объективный вердикт.

Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания мнений сторон, о чем в совещательной комнате им выносится мотивированное постановление, излагаемое в виде отдельного документа. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным, председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению дела судом присяжных в соответствии со статьей 434 настоящего Кодекса.

Статья 442. Старшина присяжных заседателей

Присяжные заседатели избирают из числа комплектных присяжных заседателей старшину. Выборы старшины производятся в совещательной комнате путем голосования в условиях, исключающих присутствие посторонних лиц и какое-либо воздействие на принятие решения присяжными заседателями. Избранным старшиной считается присяжный заседатель, получивший большинство голосов присяжных заседателей.

Старшина присяжных заседателей пользуется в судебном заседании равными с другими присяжными заседателями правами в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и вынесении вердикта присяжных заседателей.

Помимо общих с другими присяжными заседателями обязанностей старшина присяжных заседателей руководит ходом совещаний присяжных заседателей, по поручению присяжных заседателей обращается к председательствующему с просьбами, оглашает присяжным заседателям в совещательной комнате вопросы судьи, записывает их ответы, с учетом результатов голосования заполняет вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей и провозглашает его в судебном заседании.

Статья 443. Принятие присяжными заседателями присяги

После того как старшина присяжных заседателей будет назван, председательствующий или секретарь судебного заседания предлагает всем присутствующим в зале судебного заседания встать. Председательствующий обращается к отобранным путем жеребьевки присяжным заседателям с предложением принять присягу следующего содержания: "Клянусь исполнять свои обязанности честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела и ничего, кроме них, разрешат дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку". Затем председательствующий называет фамилию каждого из присяжных заседателей, которые отвечают: "Я клянусь".

О принятии присяжными заседателями присяги делается запись в протоколе судебного заседания.

Статья 444. Разъяснение присяжным заседателям их прав и обязанностей

Председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности, предусмотренные статьей 437 настоящего Кодекса, и предупреждает о последствиях нарушения этих обязанностей.

Статья 445. Недопустимость незаконного воздействия на присяжного заседателя

Государственному обвинителю, потерпевшему, подсудимому и его защитнику, другим участникам процесса, а также свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам запрещается на протяжении всего разбирательства судом присяжных соответствующего дела общаться помимо установленного порядка с присяжными заседателями, участвующими в рассмотрении этого дела.

Любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на него незаконного воздействия.

Статья 446. Особенности судебного следствия в суде присяжных

Судебное следствие в суде присяжных начинается с оглашения государственным обвинителем резолютивной части обвинительного заключения, но без упоминания о фактах судимости подсудимого и признания его особо опасным рецидивистом.

Если все подсудимые полностью признали себя виновными, председательствующий сразу же предлагает каждому из них дать показания по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств дела. В случае, когда сделанные признания не оспариваются какой-либо из сторон и не вызывают у судьи сомнений, председательствующий вправе, если с этим согласны все участники процесса, ограничиться исследованием лишь тех доказательств, на которые они укажут, либо объявить судебное следствие оконченным и перейти к выслушиванию прений сторон.

Перед допросом подсудимого в суде присяжных председательствующий разъясняет ему право давать или не давать показания по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств дела. После показаний подсудимого его допрашивают государственный обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, защитник.

Судья, а также присяжные заседатели через председательствующего задают вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям и экспертам после того, как они будут допрошены сторонами. Вопросы присяжных заседателей, не имеющие отношения к делу, а также наводящие или оскорбительные вопросы председательствующим не задаются.

Стороны могут ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства, не излагая при этом их существа. Выслушивание мнений участников судебного разбирательства в связи с таким ходатайством производится председательствующим судьей без участия коллегии присяжных заседателей.

С участием присяжных заседателей не исследуются обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого.

Статья 447. Прения сторон в суде присяжных

После окончания судебного следствия суд присяжных переходит к выслушиванию прений сторон. Прения сторон в суде присяжных состоят из речей государственного обвинителя, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, защитника и подсудимого, если он отказался от защитника.

Стороны не могут упоминать обстоятельства, не подлежащие рассмотрению с участием присяжных заседателей. Председательствующий останавливает участников прений сторон, когда они затрагивают такие обстоятельства, ссылаются на исключенные из разбирательства доказательства.

Статья 448. Реплики и последнее слово подсудимого в суде присяжных

После произнесения речей все участники прений сторон в суде присяжных имеют право на реплику по поводу сказанного в речах.

Подсудимому в соответствии со статьей 297 настоящего Кодекса предоставляется последнее слово.

Статья 449. Вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей

По каждому деянию, в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем, ставятся с учетом требований статьи 254 настоящего Кодекса три основных вопроса:

1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением всех трех основных вопросов, указанных в части первой настоящей статьи.

После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности. В необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления.

На случай признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения либо особого снисхождения.

Не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости, о факте признания его особо опасным рецидивистом, об ответственности его должностного положения), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта. Формулировки вопросов не могут допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, обвинение в совершении которого не предъявлялось ему государственным обвинителем либо не поддерживается им к моменту постановки вопросов. Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, ставятся в отношении каждого подсудимого отдельно.

Вопросы ставятся в понятных присяжным заседателям формулировках.

Статья 450. Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей

После окончания прений сторон председательствующий судья на основании поддерживаемого государственного обвинения, результатов судебного следствия и прений сторон формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей. Эти вопросы излагаются письменно, зачитываются и ставятся на обсуждение сторон. Государственный обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, подсудимый и защитник могут предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам и просить о постановке других вопросов. Председательствующий судья не может отказать в постановке вопроса о наличии причины, по которой содеянное не вменяется в вину подсудимому или влечет для него менее строгое наказание.

Затем председательствующий судья окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей, и излагает их в вопросном листе, который утверждается его постановлением, подлежащим внесению в протокол судебного заседания. Вопросный лист подписывается председательствующим судьей, оглашается им в судебном заседании и передается старшине присяжных заседателей.

Статья 451. Напутственное слово председательствующего

Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.

При произнесении напутственного слова председательствующему запрещается в какой-либо форме выражать свое мнение по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.

В напутственном слове председательствующий:

приводит содержание обвинения;

сообщает содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение деяния, в котором обвиняется подсудимый;

напоминает исследованные в суде доказательства, как уличающие, так и оправдывающие подсудимого;

излагает позиции государственного обвинителя и защиты;

разъясняет основные правила оценки доказательств в их совокупности, сущность принципа презумпции невиновности, положение о толковании неустраненных сомнений в пользу подсудимого.

В случае отказа подсудимого от дачи показаний или его молчания в суде председательствующий обращает внимание коллегии присяжных заседателей на то, что данный факт не имеет юридического значения и не может быть истолкован как свидетельство виновности подсудимого.

Присяжным заседателям должно быть разъяснено, что их вердикт может быть основан лишь на тех доказательствах, которые непосредственно исследованы в судебном заседании, никакие доказательства для них не имеют заранее установленной силы, их выводы не могут основываться на предположениях, а также на исключенных из разбирательства доказательствах.

Председательствующий также разъясняет присяжным заседателям порядок их совещания, подготовки ответов на поставленные вопросы, голосования по ответам и вынесения вердикта.

Председательствующий завершает свое напутственное слово напоминанием присяжным заседателям содержания данной ими присяги и обращает их внимание на то, что в случае вынесения обвинительного вердикта они могут признать подсудимого заслуживающим снисхождения или особого снисхождения.

Присяжные заседатели, выслушав напутственное слово председательствующего и ознакомившись с поставленными перед коллегией присяжных заседателей вопросами, вправе получить от него дополнительные разъяснения.

Государственный обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, подсудимый и его защитник вправе заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности. Если такие возражения не были своевременно заявлены сторонами в суде, они не вправе ссылаться в дальнейшем на содержание напутственного слова председательствующего как на основание для пересмотра этого дела вышестоящим судом.

Статья 452. Тайна совещания присяжных заседателей

После напутственного слова председательствующего комплектные присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Присутствие иных лиц, кроме комплектных присяжных заседателей, в совещательной комнате не допускается. С наступлением ночного времени, а с разрешения председательствующего также по окончании рабочего времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха. Присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

Статья 453. Порядок совещания и голосования присяжных заседателей

Совещанием присяжных заседателей руководит старшина, который последовательно ставит на обсуждение подлежащие разрешению вопросы, проводит голосование по ответам и ведет подсчет голосов.

Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единодушных решений. В тех случаях, когда коллегия присяжных заседателей в течение трех часов после удаления в совещательную комнату не пришла к единодушному решению по поставленным перед ней вопросам, присяжные заседатели могут приступить к формулированию в вопросном листе ответов, принятых большинством голосов в результате проведенного голосования.

Голосование проводится открыто. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Старшина подает свой голос последним.

Статья 454. Вынесение вердикта

Вердиктом именуется решение коллегии присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого.

Если коллегии присяжных заседателей при обсуждении не удалось достигнуть единодушного решения в установленный срок, то обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей. Ответы на прочие вопросы определяются простым большинством голосов присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для обвиняемого ответ.

Ответ на каждый вопрос, поставленный в вопросном листе и подлежащий разрешению, должен представлять собой утвердительное "да" или отрицательное "нет" с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим сущность ответа ("да, виновен" "нет, не виновен"; "да, виновен, но без намерения лишить жизни", "нет, не доказано"; "да, заслуживает снисхождения" и тому подобные).

Ответы на вопросы вносятся старшиной присяжных заседателей в вопросный лист непосредственно после каждого из соответствующих вопросов. В случае, если ответ на предыдущий вопрос исключает необходимость отвечать на последующий вопрос, старшина с согласия большинства присяжных заседателей вписывает после него слова "без ответа".

В случае, если ответ на вопрос принимался голосованием, старшина присяжных заседателей указывает после ответа результат подсчета голосов.

Вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей подписывается старшиной присяжных заседателей.

Статья 455. Возобновление судебного следствия, уточнение формулировок вопросного листа и дополнительные разъяснения по просьбе коллегии присяжных заседателей

Если во время совещания у коллегии присяжных заседателей возникла необходимость в дополнительном исследовании каких-либо обстоятельств, имеющих существенное значение для ответа на поставленные вопросы, присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей обращается к председательствующему с соответствующей просьбой. В том случае, если исполнение просьбы коллегии присяжных заседателей необходимо и возможно, председательствующий возобновляет судебное следствие, после окончания которого с учетом мнения сторон могут быть внесены уточнения в поставленные перед коллегией присяжных заседателей вопросы или сформулированы новые. Выслушав речи и реплики сторон по вновь исследованным обстоятельствам, последнее слово подсудимого и напутственное слово председательствующего, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.

В случае, когда во время совещания у коллегии присяжных заседателей возникла необходимость в уточнении формулировки поставленных перед ней вопросов, присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей обращает я к председательствующему с соответствующей просьбой. Если председательствующий с учетом мнения участников процесса считает это необходимым, им могут быть внесены уточнения в поставленные перед коллегией присяжных заседателей вопросы или сформулированы новые. Выслушав краткое напутственное слово председательствующего по поводу изменений в вопросном листе, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Если во время совещания у коллегии присяжных заседателей возникла необходимость в получении от председательствующего дополнительных разъяснений, присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей обращается к председательствующему с соответствующей просьбой. Получив необходимые разъяснения, данные председательствующим с соблюдением требований объективности и беспристрастия, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Статья 456. Провозглашение вердикта коллегией присяжных заседателей

После составления и подписания вопросного листа присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина присяжных заседателей передает председательствующему вопросный лист с внесенными в него ответами.

Найдя вердикт неясным или противоречивым, председательствующий указывает на его неясность или противоречивость коллегии присяжных заседателей и предлагает в совещательной комнате внести в него уточнения. Председательствующий может также после выслушивания мнений сторон внести в вопросный лист необходимые изменения. Выслушав краткое напутственное слово председательствующего по поводу изменений в вопросном листе, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.

При отсутствии замечаний председательствующий возвращает вопросный лист с внесенными в него ответами коллегии присяжных заседателей старшине присяжных заседателей для провозглашения.

Старшина присяжных заседателей провозглашает вердикт, зачитывая вопросы, поставленные перед коллегией присяжных заседателей, и ответы на них.

Все находящиеся в зале судебного заседания выслушивают вердикт коллегии присяжных заседателей стоя.

Провозглашенный вердикт коллегии присяжных заседателей передается секретарю судебного заседания для приобщения к материалам дела.

Статья 457. Действия председательствующего после провозглашения вердикта коллегии присяжных заседателей

При вынесении коллегией присяжных заседателей вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего.

После провозглашения вердикта коллегии присяжных заседателей председательствующий благодарит присяжных заседателей и объявляет об окончании их участия в судебном заседании.

Последствия вердикта обсуждаются без участия в судебном разбирательстве коллегии присяжных заседателей. Присяжные заседатели вправе остаться до конца рассмотрения дела в зале судебного заседания на местах, отведенных для публики.

Статья 458. Обсуждение последствий вердикта коллегии присяжных заседателей

Председательствующий предоставляет государственному обвинителю, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, подсудимому и его защитнику возможность исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, и выступить по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска. Защитник подсудимого и подсудимый всегда выступают последними.

Стороны могут затрагивать любые вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении судом приговора, а также ссылаться на доказательства прежней судимости подсудимого.

Сторонам запрещается ставить в своих выступлениях под сомнение правильность вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта.

Председательствующий останавливает сторону, если она затрагивает вопросы, не связанные с юридическими последствиями вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта или с другими вопросами, подлежащими разрешению при постановлении судом приговора.

Статья 459. Обязательность вердикта коллегии присяжных заседателей

Вердикт коллегии присяжных заседателей о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего судьи и влечет постановление им оправдательного приговора. Обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Председательствующий судья квалифицирует содеянное в соответствии с обвинительным вердиктом и установленными им обстоятельствами, не подлежащими установлению коллегией присяжных заседателей (предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекс РСФСР в качестве квалифицирующих признаков - прежняя судимость обвиняемого, его должностное положение - и другие обстоятельства, требующие собственно юридической оценки).

Если коллегией присяжных заседателей вынесен обвинительный вердикт, а председательствующий судья признал, что по делу имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора, ввиду того что не установлено событие преступления либо н доказано участие подсудимого в совершении преступления, выносится постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей, вынесшей обвинительный вердикт, и о направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда со стадии предварительного слушания, которое проводится по правилам, предусмотренным статьями 432 и 433 настоящего Кодекса. Это постановление окончательно, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признал отсутствие в деянии состава преступления.

Статья 460. Последствия признания подсудимого заслуживающим снисхождения или особого снисхождения

Признание подсудимого заслуживающим снисхождения не позволяет председательствующему судье назначить ему исчислимое наказание, превышающее по своему размеру среднюю величину, полученную в результате деления пополам суммы значений нижнего и верхнего пределов лишения свободы или иного вида наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Уголовного кодекса РСФСР для данного наказания.

По делам о преступлениях, за которые закон предусматривает применение исключительной меры наказания - смертной казни, признание подсудимого заслуживающим снисхождения не позволяет председательствующему судье назначить ему наказание в виде смертной казни, но не препятствует назначению подсудимому наказания в виде лишения свободы в пределах санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса РСФСР.

Признание подсудимого заслуживающим особого снисхождения обязывает председательствующего судью назначить ему наказание ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, или перейти к другому, более мягкому виду наказания в соответствии с положениями статьи 43 Уголовного кодекса РСФСР.

Если коллегией присяжных заседателей подсудимый не был признан заслуживающим снисхождения или особого снисхождения, председательствующий судья с учетом обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность, и личности виновного вправе назначить подсудимому наказание не только в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РСФСР, но и с применением положений статьи 43 Уголовного кодекса РСФСР.

Статья 461. Виды решений, принимаемых судьей

Разбирательство дела в суде присяжных председательствующий судья заканчивает одним из судебных решений, вынесенных соответственно по правилам, предусмотренным статьей 261 или главой двадцать пятой настоящего Кодекса, а именно:

1) постановлением о прекращении дела - в случаях, предусмотренных статьей 436 настоящего Кодекса;

2) оправдательным приговором - в случаях, когда коллегия присяжных заседателей дала отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов, указанных в части первой статьи 449 настоящего Кодекса, либо когда председательствующий судья признал отсутствие в деянии состава преступления;

3) обвинительным приговором без назначения наказания - в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой статьи 5 и статьей 6 настоящего Кодекса;

4) обвинительным приговором с назначением наказания - в случаях, когда подсудимый признан виновным в совершении преступления вердиктом коллегии присяжных заседателей и отсутствуют основания для постановления других решений;

5) постановлением о роспуске коллегии присяжных заседателей и о направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда - в случае, когда, по мнению председательствующего судьи, имеются предусмотренные законом основания для вынесения оправдательного приговора, несмотря на обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей.

В случае, когда в процессе разбирательства дела судом присяжных выявлены обстоятельства, дающие основания считать, что подсудимый по своему психическому состоянию не мог быть привлечен к уголовной ответственности либо заболел душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, что подтверждается соответствующим заключением судебно-психиатрической экспертизы, председательствующий судья выносит постановление о прекращении рассмотрения дела с участие коллегии присяжных заседателей и рассмотрении его в порядке, предусмотренном разделом восьмым настоящего Кодекса.

Постановление председательствующего судьи о прекращении рассмотрения дела с участием коллегии присяжных заседателей и направлении его для рассмотрения в общем порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, окончательно, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Статья 462. Особенности изложения приговора, постановленного судом присяжных

Порядок составления и провозглашения обвинительных и оправдательных приговоров суда присяжных должен отвечать требованиям статей 312 - 318 настоящего Кодекса со следующими особенностями:

во вводной части приговора, постановленного судом присяжных, председательствующий судья не указывает фамилии присяжных заседателей;

приговор в описательной части мотивируется председательствующим судьей ссылками на вердикт коллегии присяжных заседателей либо отказ государственного обвинителя от обвинения и требует приведения доказательств в свое подтверждение лишь в части, не вытекающей из вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта. В описательной части обвинительного приговора должны содержаться описание преступного деяния, которое коллегия присяжных заседателей признала совершенным, квалификация содеянного, мотивы назначения наказания и обоснование решения суда в отношении гражданского иска или возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. В описательной части оправдательного приговора излагается сущность обвинения, по поводу которого коллегией присяжных заседателей был вынесен оправдательный вердикт;

в резолютивной части приговора, постановленного судом присяжных, должно содержаться указание на порядок и срок обжалования и опротестования приговора в кассационную палату вышестоящего суда.

Глава тридцать восьмая Особенности производства в суде второй инстанции

Статья 463. Порядок обжалования, опротестования и проверки не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных

Порядок обжалования, опротестования и проверки не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных определяется правилами, предусмотренными разделом четвертым настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой.

Статья 464. Обжалование и опротестование не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных

Приговоры суда присяжных, постановления председательствующего в суде присяжных судьи о прекращении дела, а также постановления председательствующего судьи, указанные в пунктах 2 и 5 статьи 221 настоящего Кодекса, вынесенные по результатам предварительного слушания, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке. Другие постановления, вынесенные председательствующим в суде присяжных судьей, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном, городском суде, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 465. Особенности производства в кассационной палате

Основаниями для отмены или изменения судебных решений кассационной палатой являются только:

1) односторонность или неполнота судебного следствия, возникшая ввиду:

ошибочного исключения из разбирательства допустимых доказательств, которые могут иметь существенное значение для исхода дела;

необоснованного отказа стороне в исследовании доказательств, которые могут иметь существенное значение для исхода дела;

неисследования существенных для исхода дела доказательств, подлежащих обязательному исследованию в силу статьи 79, части второй статьи 232, статьи 258, части второй статьи 308, пункта 2 части второй статьи 343, части четвертой статьи 351 и части первой статьи 352 настоящего Кодекса;

исследования в судебном заседании недопустимых доказательств, если это могло иметь существенное значение для исхода дела;

2) существенное нарушение уголовно-процессуального закона;

3) неправильное применение закона к обстоятельствам дела, как они были установлены судом присяжных;

4) назначение несправедливого наказания.

Кассационная палата вправе изменить соответствующее судебное решение, если при этом оно не изменяется в худшую для обвиняемого (осужденного или оправданного) сторону.

Кассационная палата не может отменить оправдательный приговор, определение о прекращении дела или иное решение, вынесенное в пользу подсудимого, по мотивам существенного нарушения его прав.

Кассационная палата не вправе пересматривать приговор по мотиву нарушения председательствующим принципа объективности в его напутственном слове, если сторонами не были заявлены возражения непосредственно после произнесения напутственного слова в судебном заседании.

Кассационная палата не может направить дело на новое расследование.

Глава тридцать девятая Особенности пересмотра вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных

Статья 466. Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных

Производство по делам со вступившими в законную силу приговорами и постановлениями суда присяжных в надзорной инстанции по правилам, установленным главой тридцатой настоящего Кодекса, возможно лишь по основаниям, предусмотренным статьей 465 настоящего Кодекса.".

III. В статьях 176-1, 176-2 и 176-3 Уголовного кодекса РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 591; 1989, N 50, ст. 1477; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 47, ст. 2664) слова "судей или народных заседателей", "судье или народному заседателю", "судьей или народным заседателем", "судьи или народного заседателя" заменить соответственно словами "судей, народных или присяжных заседателей", "судье, народному или присяжному заседателю", "судьей, народным или присяжным заседателем", "судьи, народного или присяжного заседателя".

IV. Внести в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909; 1985, N 40, ст. 1398; 1986, N 6, ст. 176; N 23, ст. 638; 1987, N 27, ст. 961; 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст. 232; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 3, ст. 86; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 894) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить Кодекс статьями 165-6, 165-7, 201-3, 202-1 следующего содержания:

     "Статья 165-6.  Неявка для исполнения  обязанностей  присяжного
                    заседателя

Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя -

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.

Статья 165-7. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей

Непредставление информации, необходимой районной, городской, краевой, областной администрации для составления списков присяжных заседателей, а равно представление неверной информации -

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до одной трети минимального размера оплаты труда и на должностных лиц - до одного минимального размера оплаты труда.";

     "Статья 201-3.  Главы районной,  городской,  краевой, областной
                    администрации

Главы районной, городской, областной, краевой администрации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 165-7 настоящего Кодекса, на основании протокола, составленного должностным лицом, уполномоченным на то главой соответствующей администрации.";

"Статья 202-1. Судьи общих и военных судов

Судьи соответствующих общих и военных судов рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 165-6 настоящего Кодекса.".

2. Статью 165-2 в названии и тексте после слова "народного" дополнить словами "или присяжного".

3. В статье 202 и части первой статьи 274 цифру "165-5" заменить цифрой "165-6".

4. Часть вторую статьи 257 дополнить после цифр "93 - 95" цифрой ", 165-6".

5. В части второй статьи 266 слова "(народного судьи)" заменить словами "или судьи".

6. Дополнить статью 274 частью второй следующего содержания:
"Постановление судьи вышестоящего общего либо военного суда может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем соответствующего суда.";
часть вторую статьи считать соответственно частью третьей.

V. Установить, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 165-6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, составляется секретарем суда, уполномоченного рассматривать дела с участием коллегии присяжных заседателей.

           Президент
     Российской Федерации                         Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России
16 июля 1993 года N 5451-1



О Законе Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и ...

Название документа: О Законе Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и ...

Номер документа: 292-р

Вид документа: Распоряжение Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 15 сентября 1993