Действующий

О законодательной инициативе по принятию Федерального закона "Об ответственности за несвоевременный возврат кредитов"

к проекту Федерального закона "Об ответственности
за несвоевременный возврат кредитов"

В настоящее время с просроченной задолженности по кредиту и просроченных процентов по кредиту взимаются проценты, повышенные относительно действующей учетной ставки Банка России в 1,3 раза.

Списание средств со счета кредитной организации и погашение просроченной задолженности производится по мере их поступления на этот счет в бесспорном порядке. При этом в первую очередь погашаются проценты, затем просроченная задолженность, а оставшаяся сумма обращается в погашение срочного платежа.

Аналогично происходит погашение задолженности клиентам кредитной организации.

В результате у должников, не имеющих достаточно средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, сумма долга, на которую начисляются повышенные проценты, непрерывно растет, задолженность становится хронической. И, если должник является юридическим лицом, дело неумолимо движется к банкротству. На определенной стадии этого процесса складывается ситуация, когда должник уже выплатил кредитору сумму, многократно превышающую сумму долга, и фактически вместо того, чтобы развивать производство, производить полезную продукцию, платить налоги и заработную плату своим рабочим, начинает содержать кредитора.

Аналогичная ситуация складывается и во многих территориях, которые вынуждены брать кредиты на неотложные нужды, причем иногда в буквальном смысле для спасения жизни населения, и попадают в результате в зависимость к своим кредиторам.

Серьезные проблемы возникают при этом и у многих кредитных организаций, кредитующих товаропроизводителей, что не способствует возрождений отечественной экономики.

Учитывая недопустимость такого положения, предлагается на просроченную задолженность по кредиту и просроченные проценты по кредиту начислять за каждый день просрочки пеню, устанавливаемую исходя из учетной ставки банковского процента, увеличенной в 1,3 раза. При этом в первую очередь погашаются проценты, затем основная сумма долга, а оставшаяся сумма идет на выплату пени.

При такой очередности по мере перечисления платежей сумма долга, на которую начисляется пеня, уменьшается. И должник, приложив определенные усилия, получает возможность рассчитаться с кредитором.

Гарантии по уплате пени предлагается сохранить те же, что в настоящее время существуют для обеспечения уплаты повышенных процентов.

В соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, уплаченные проценты по просроченным межбанковским кредитам не относятся к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг. Кредитные организации допускают просрочки по межбансковским кредитам, как правило, не по своей вине. Поэтому, чтобы не страдать самим, кредитные организации на соответствующую величину увеличивают процент, взыскиваемый со своих должников, что усугубляет и без того тяжелое положение этих должников. Поэтому предлагается установить, что уплаченные и взысканные (полученные) пени, начисленные на просроченную задолженность по кредиту и просроченные проценты по кредиту, учитываются соответственно в состав расходов и доходов при расчете налооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.

Учитывая, что в каждой конкретной ситуации может появиться огромное количество обстоятельств, которые (полностью или частично) освобождают должника от ответственности, предлагается взыскивать просроченную задолженность в судебном порядке, т.к. только суд может выяснить все эти обстоятельства.

     Председатель краевого
     Законодательного Собрания                      А.А.Суриков


Текст документа сверен по:

"Сборнику законодательства

Алтайского края", 1995 г.,     N 15, стр. 140.