____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 13.08.2013 N 437.
____________________________________________________________________
от 15.03.99 г. N 150
г. Барнаул
Об утверждении комплексной программы
становления и развития дистанционного
образования в Алтайском крае
на 1998-2003 гг.
В целях обеспечения становления новой системы предоставления образовательных услуг, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, и осуществления на ее базе повышения образовательного, профессионального и культурного уровней широких слоев населения
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу становления и развития дистанционного образования в Алтайском крае на 1998-2003 гг.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Вислогузова Ю.А.
Глава администрации края А.А.Суриков
Утверждена
постановлением администрации
края от 15.03.1999 г. N 150
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
становления развития дистанционного образования
в Алтайском крае на 1998-2003 гг.
Паспорт Программы
Программа становления и развития дистанционного образования в Алтайском крае разработана в соответствии с Постановлением администрации края N 129 от 11.03.98.
При ее разработке учтены: "Концепция создания и развитие единой системы дистанционного образования в России", утвержденная постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию N 6 от 31.05.95 и "Концепция становления дистанционного образования в Алтайском крае", разработанная временным творческим коллективом, созданным при комитете по образованию администрации Алтайского края, тенденции развития дистанционных технологий обучения в крае, Западно-Сибирском регионе, России и мире.
Сферой действия настоящей Программы является система образования Алтайского края.
Реализация Программы предусматривает меры со стороны органов власти (государственных и местных), а также учебных заведений, предприятий и организаций края, направленные на консолидацию действий, указанных субъектов в части становления и развития в крае новой формы и новых технологий предоставления образовательных услуг. Такие консолидированные действия обеспечат минимизацию затрат, максимальные социальный и экономический эффекты.
Разработчики Программы: Администрация Алтайского края, Совет ректоров вузов Алтайского края, совет директоров ссузов Алтайского края, временный творческий коллектив, созданный в соответствии с Приказом N 185 от 19.03.98 г. комитета администрации края по образованию.
Выполнение Программы становления и развития дистанционного образования в крае позволит:
- сократить затраты населения на обучение, в части содержания обучаемых вне семьи и затраты организаций на обучение специалистов с выездом к месту предоставления образовательных услуг;
- расширить объем образовательных услуг, в том числе в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров за счет увеличения количества обучаемых свыше числа мест, на которые рассчитаны учебные заведения края, вовлечения в сферу образования социальных слоев не имеющих возможности получить образование в традиционных формах и расширения номенклатуры образовательных услуг, ранее не предоставляемых в крае;
- создать дополнительные рабочие места для преподавателей и обеспечивающего персонала системы дистанционного образования, повысить их профессиональный уровень в области современных технологий преподавания;
- сократить затраты и повысить качество обучения в традиционных формах ха счет интеграции в них учебных материалов и технологии дистанционного образования;
- вовлечь во все формы образования в крае через систему дистанционного обучения огромный информационный массив обучающих материалов мирового образовательного пространства (через систему кейсов, глобальные компьютерные сети) и обеспечить повышение качества подготовки и переподготовки специалистов по широкому спектру направлений, специальностей, специализаций и отдельных учебных курсов;
- улучшить социальную обстановку, сократить число правонарушений в крае;
- обеспечить образовательными услугами широкие слои русскоязычного населения в Казахстане и других государствах Средней Азии.
Алтайский край как субъект Российской Федерации имеет разветвленную сеть образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в рамках различных уровней, форм и технологий образования. Эта сеть, в основном, решает задачи общего и профессионального образования населения.
Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации (и края, в частности), формирующая новые образовательные потребности населения, с одной стороны, а также радикальные изменения в стратегии мирового образования на пороге XXI века, с другой стороны, требуют глубокого анализа и разработки мер по совершенствованию краевой образовательной системы, направленных на более полное и всестороннее удовлетворение образовательных потребностей населения.
Одной из важнейших мер по реформированию образования является становление в крае системы дистанционного образования (СДО), получившей в последние годы динамичное развитие во всем мире. В 1995 году была разработана и принята концепция создания и развития СДО в России, созданы головной совет по ДО и региональные рабочие группы. Сформированы отдельные структуры (например, Открытый университет Западной Сибири, Центр ДО АГУ, Центр Дистанционного и Интенсивного образования АлтГТУ и др.), осуществляющие ДО в Западной Сибири и Алтайском крае.
Дистанционное образование способствует реализации прав человека на обучение и получение информации. Являясь одной из форм системы непрерывного образования, оно позволяет предоставить равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах края и территориях его приоритетного влияния за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих учебных заведений края и РФ. ДО позволяет получить общее, профессиональное и дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. Это обеспечит реализацию следующих социально значимых функций:
- повышение уровня образованности населения;
- удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах;
- удовлетворение потребностей края в широком спектре качественно подготовленных специалистов;
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;
- развитие единого образовательного пространства края;
- обеспечение непрерывности образования всех групп населения.
Рынок образовательных услуг ДО в Алтайском крае весьма обширен. Он формируется из числа лиц, не прошедших по конкурсу в вузы ( 40000 человек), в средние профессиональные учебные заведения ( 6000 человек), из числа школьников, обучающихся в неполных и некомплектных средних общеобразовательных школах, незанятого населения: военнослужащих, лиц имеющих медицинские ограничения и многих других.
Представляется целесообразным ориентировать развитие системы ДО в крае, прежде всего на следующие группы населения:
1. Молодежь, не имеющую возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования на уровнях: среднего общего образования (школьники малокомплектных и неполных школ, старшеклассники на стадии подготовки в средние и высшие профессиональные учебные заведения); среднего профессионального образования (лица, нуждающиеся в повышении квалификации, переподготовке, получении дополнительного образования); высшего образования (молодые люди, не прошедшие по конкурсу в высшие учебные заведения, не имеющие возможности получить высшее образование в других формах).
В период становления дистанционного образования на Алтае выделить в качестве приоритетного направления развитие дистанционного образования школьников, прежде всего, проживающих в сельских районах края.
2. Специалисты разного профиля, имеющие потребность в повышении образовательного уровня для соответствия должности либо профессионального роста (государственные служащие, другие категории служащих), офицеры, проходящие действительную службу и уволившиеся в запас, специалисты сельскохозяйственного производства, работники конверсионных предприятий.
3. Специалисты, желающие:
- получить сертификаты, лицензии о повышении их профессионального уровня (учителя школ, преподаватели средних специальных учебных заведений и вузов, менеджеры служб, организаций, предприятий, учреждений, госслужащие управленческого аппарата и корпоративных организаций (например, краевых служб СЭС, ГО и т.п.);
- пройти переподготовку и дополнительную подготовку с переориентацией профессиональной деятельности (например, безработные, желающие получить второе профессиональное образование, в том числе по профилю, отсутствующему в учебных заведениях края).
4. Лица, специфика жизни и работы которых, практически, исключает другие формы образования (инвалиды, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, и др.).
Придавая большое значение качеству образовательных услуг, представляется целесообразным в качестве субъектов, осуществляющих контроль и сертификацию услуг по ДО в крае, выделить:
1. Лицензированные, аттестованные, аккредитованные образовательные учреждения края, в том числе специально организованные для дистанционного образования (например, открытые университеты).
2. Ведущие вузы России, работающие через аттестованные образовательные учреждения края (на правах совместного образовательного пространства, провайдерства, филиала и др. форм).
3. Лицензированные учебные центры фирм, других организаций края, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
С учетом объектов и субъектов ДО, а также, принимая во внимание достаточно разветвленную структуру телефонных и телекоммуникационных сетей края, перспективными в регионах края являются следующие модели ДО:
- обучение по учебно-методическим комплектам и заданиям (кейс-технология), в том числе на базе существующей системы заочного образования (с использованием печатных материалов и электронных носителей);
- кейсо-тьюторская классическая модель ДО с участием профессионально подготовленных преподавателей (тьюторов) в периферийных центрах;
- телекоммуникационная модель в режиме off-line (в том числе с параллельным использованием кейс-технологии), основанной на почтовых e-mail протоколах (РОРЗ и IMAP4) с поддержкой ведущих образовательных учреждений края через телекоммуникационные узлы. Данная модель предполагает ведение архива, тестирующей системы, базы данных, библиотеки и диспетчеризации почты;
- телекоммуникационная модель в режиме on-line (с параллельным использованием кейс-технологии), основанная на протоколах http, ftp, gopher и др., позволяющих организовать интерактивные технологии обучения.
По мере развития ДО вышеуказанные модели обучения целесообразно дополнить системой краевого образовательного телевизионного и радиовещания.
Для эффективной реализации приведенных моделей обучения следует ориентироваться на создание опорных пунктов (терминальных классов, учебно-консультационных пунктов, периферийных центров ДО в городах и крупных населенных пунктах края). Это позволит объединить обучаемых, использовать специальную виртуальную инфраструктуру (библиотеки, лаборатории и т.п.), применять специальные образовательные средства (телеконференции, образовательные архивы, видеоконференции и т.п.), использовать при обучении реальные профессиональные информационные системы, включая телекоммуникации на основе компьютерных сетей (internet).
Успешное развитие СДО в Алтайском крае требует кооперации краевых органов власти и субъектов ДО. Краевые органы власти обеспечивают законодательную финансовую, организационную поддержку ДО в крае, осуществляют координацию деятельности субъектов ДО и контроль за качеством реализации профессиональных образовательных программ.
Представляется эффективным создание краевых и координирующих органов (ассоциаций субъектов ДО под патронажем краевой администрации, краевого методологического совета по ДО, технических и технологических объединений, типографий, мультимедиа-лабораторий, краевого центра тестирования и др.).
Проблемы ДО в Алтайском крае требуют разработки комплексной программы его становления и развития, учитывающей интересы всех объектов и субъектов.
Глобальная цель комплексной Программы становления и развития ДО в Алтайском крае может быть сформулирована следующим образом:
Обеспечить становление в крае в условиях формирования рыночной многоукладной экономики новой системы предоставления образовательных услуг, базирующейся на средствах обмена учебной информации на расстоянии, и на ее базе совершить кардинальный шаг в повышении образовательного, профессионального и культурного уровней широких слоев и групп населения края и соседних территорий его влияния.
Основные целевые установки, обеспечивающие достижение глобальной цели:
1. Обеспечение оптимальной образовательной структуры уровней, объемов, форм, направлений дистанционного обучения в динамическом режиме, отслеживающем потребности края в специалистах различного профиля и рынок образовательных услуг.
2. Формирование контингента обучающихся в системе дистанционного образования в Алтайском крае.
3. Становление структуры, содержания и технологии реализации образовательных программ ДО, ориентированных на удовлетворение потребностей личности, профессионально и социально ориентированных групп и соответствующих материальным ресурсам заведений края, Западной Сибири и России, а также их различных объединений.
4. Формирование и совершенствование методов управления и контроля системы ДО в крае, стимулирование высокого качества ее результатов.
5. Создание и развитие материальной базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса для ДО всех форм и уровней.
6. Обеспечение вхождения дистанционного образования в крае в образовательное пространство России и мира.
7. Подготовка специалистов для обеспечения функционирования системы дистанционного образования в крае.
Таблица 1
-----------------------------------------------------------------------------------------+
Содержание целевых ¦Индикаторы достижения целевых ¦Сроки ¦Ответственный ¦
установок Программы ¦установок Программы ¦достижения ¦ ¦
--------------------------+-------------------------------+--------------+---------------¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
-----------------------------------------------------------------------------------------+
1. Обеспечение оптимальной Центры дистанционного 1998 Узы края
образовательной структуры образования
уровней, объемов, форм,
направлений дистанционного Терминальные классы в 1998 и далее Узы края
обучения в динамическом населенных пунктах края
режиме, отслеживающем
потребности края в Профессиональные 1998 Вузы, ссузы и
специалистах различного образовательные программы (ежегодная др.учебные
профиля и рынок с использованием ДО актуализация) заведения края,
образовательных услуг. "Открытый
Отделения учебных заведений 1998 и далее университет
по ДО в населенных пунктах Западной
края (Новоалтайск,Белокуриха, Сибири"
Славгород, Рубцовск, Заринск, АлтГТУ, АГУ...
Камень-на-Оби...)
Научно-методический центр 2000 АКИПКРО, БГПУ
психолого-педагогических
проблем дистанционного
образования
Базы данных о рынке 1998 КСДО
образовательных услуг в крае (ежегодная
в сфере ДО актуализация)