Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 13.08.2013 N 437.
____________________________________________________________________

     от 15.03.99 г.                                            N 150
     г. Барнаул

Об утверждении комплексной программы
становления и развития дистанционного
образования в Алтайском крае
на 1998-2003 гг.

В целях обеспечения становления новой системы предоставления образовательных услуг, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, и осуществления на ее базе повышения образовательного, профессионального и культурного уровней широких слоев населения

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу становления и развития дистанционного образования в Алтайском крае на 1998-2003 гг.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Вислогузова Ю.А.

     Глава администрации края                            А.А.Суриков


Утверждена
постановлением администрации
края от 15.03.1999 г. N 150


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
становления развития дистанционного образования
в Алтайском крае на 1998-2003 гг.

Паспорт Программы

        

Программа становления и развития дистанционного  образования в Алтайском   крае   разработана  в  соответствии  с  Постановлением администрации края N 129 от 11.03.98.

При ее разработке учтены: "Концепция создания и развитие единой системы дистанционного образования в России", утвержденная постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию N 6 от 31.05.95 и "Концепция становления дистанционного образования в Алтайском крае", разработанная временным творческим коллективом, созданным при комитете по образованию администрации Алтайского края, тенденции развития дистанционных технологий обучения в крае, Западно-Сибирском регионе, России и мире.

Сферой действия настоящей Программы является система образования Алтайского края.

Реализация Программы предусматривает меры со стороны органов власти (государственных и местных), а также учебных заведений, предприятий и организаций края, направленные на консолидацию действий, указанных субъектов в части становления и развития в крае новой формы и новых технологий предоставления образовательных услуг. Такие консолидированные действия обеспечат минимизацию затрат, максимальные социальный и экономический эффекты.

Разработчики Программы: Администрация Алтайского края, Совет ректоров вузов Алтайского края, совет директоров ссузов Алтайского края, временный творческий коллектив, созданный в соответствии с Приказом N 185 от 19.03.98 г. комитета администрации края по образованию.

Социальная значимость программы

Выполнение Программы становления и развития дистанционного образования в крае позволит:

- сократить затраты населения на обучение, в части содержания обучаемых вне семьи и затраты организаций на обучение специалистов с выездом к месту предоставления образовательных услуг;

- расширить объем образовательных услуг, в том числе в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров за счет увеличения количества обучаемых свыше числа мест, на которые рассчитаны учебные заведения края, вовлечения в сферу образования социальных слоев не имеющих возможности получить образование в традиционных формах и расширения номенклатуры образовательных услуг, ранее не предоставляемых в крае;

- создать дополнительные рабочие места для преподавателей и обеспечивающего персонала системы дистанционного образования, повысить их профессиональный уровень в области современных технологий преподавания;

- сократить затраты и повысить качество обучения в традиционных формах ха счет интеграции в них учебных материалов и технологии дистанционного образования;

- вовлечь во все формы образования в крае через систему дистанционного обучения огромный информационный массив обучающих материалов мирового образовательного пространства (через систему кейсов, глобальные компьютерные сети) и обеспечить повышение качества подготовки и переподготовки специалистов по широкому спектру направлений, специальностей, специализаций и отдельных учебных курсов;

- улучшить социальную обстановку, сократить число правонарушений в крае;

- обеспечить образовательными услугами широкие слои русскоязычного населения в Казахстане и других государствах Средней Азии.

Основные концептуальные положения становления
 и развития дистанционного образования в
Алтайском крае

Алтайский край как субъект Российской Федерации имеет разветвленную сеть образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в рамках различных уровней, форм и технологий образования. Эта сеть, в основном, решает задачи общего и профессионального образования населения.

Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации (и края, в частности), формирующая новые образовательные потребности населения, с одной стороны, а также радикальные изменения в стратегии мирового образования на пороге XXI века, с другой стороны, требуют глубокого анализа и разработки мер по совершенствованию краевой образовательной системы, направленных на более полное и всестороннее удовлетворение образовательных потребностей населения.

Одной из важнейших мер по реформированию образования является становление в крае системы дистанционного образования (СДО), получившей в последние годы динамичное развитие во всем мире. В 1995 году была разработана и принята концепция создания и развития СДО в России, созданы головной совет по ДО и региональные рабочие группы. Сформированы отдельные структуры (например, Открытый университет Западной Сибири, Центр ДО АГУ, Центр Дистанционного и Интенсивного образования АлтГТУ и др.), осуществляющие ДО в Западной Сибири и Алтайском крае.

Дистанционное образование способствует реализации прав человека на обучение и получение информации. Являясь одной из форм системы непрерывного образования, оно позволяет предоставить равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах края и территориях его приоритетного влияния за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих учебных заведений края и РФ. ДО позволяет получить общее, профессиональное и дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. Это обеспечит реализацию следующих социально значимых функций:

- повышение уровня образованности населения;

- удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах;

- удовлетворение потребностей края в широком спектре качественно подготовленных специалистов;

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;

- развитие единого образовательного пространства края;

- обеспечение непрерывности образования всех групп населения.

Рынок образовательных услуг ДО в Алтайском крае весьма обширен. Он формируется из числа лиц, не прошедших по конкурсу в вузы ( 40000 человек), в средние профессиональные учебные заведения ( 6000 человек), из числа школьников, обучающихся в неполных и некомплектных средних общеобразовательных школах, незанятого населения: военнослужащих, лиц имеющих медицинские ограничения и многих других.

Представляется целесообразным ориентировать развитие системы ДО в крае, прежде всего на следующие группы населения:

1. Молодежь, не имеющую возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования на уровнях: среднего общего образования (школьники малокомплектных и неполных школ, старшеклассники на стадии подготовки в средние и высшие профессиональные учебные заведения); среднего профессионального образования (лица, нуждающиеся в повышении квалификации, переподготовке, получении дополнительного образования); высшего образования (молодые люди, не прошедшие по конкурсу в высшие учебные заведения, не имеющие возможности получить высшее образование в других формах).

В период становления дистанционного образования на Алтае выделить в качестве приоритетного направления развитие дистанционного образования школьников, прежде всего, проживающих в сельских районах края.

2. Специалисты разного профиля, имеющие потребность в повышении образовательного уровня для соответствия должности либо профессионального роста (государственные служащие, другие категории служащих), офицеры, проходящие действительную службу и уволившиеся в запас, специалисты сельскохозяйственного производства, работники конверсионных предприятий.

3. Специалисты, желающие:

- получить сертификаты, лицензии о повышении их профессионального уровня (учителя школ, преподаватели средних специальных учебных заведений и вузов, менеджеры служб, организаций, предприятий, учреждений, госслужащие управленческого аппарата и корпоративных организаций (например, краевых служб СЭС, ГО и т.п.);

- пройти переподготовку и дополнительную подготовку с переориентацией профессиональной деятельности (например, безработные, желающие получить второе профессиональное образование, в том числе по профилю, отсутствующему в учебных заведениях края).

4. Лица, специфика жизни и работы которых, практически, исключает другие формы образования (инвалиды, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, и др.).

Придавая большое значение качеству образовательных услуг, представляется целесообразным в качестве субъектов, осуществляющих контроль и сертификацию услуг по ДО в крае, выделить:

1. Лицензированные, аттестованные, аккредитованные образовательные учреждения края, в том числе специально организованные для дистанционного образования (например, открытые университеты).

2. Ведущие вузы России, работающие через аттестованные образовательные учреждения края (на правах совместного образовательного пространства, провайдерства, филиала и др. форм).

3. Лицензированные учебные центры фирм, других организаций края, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

С учетом объектов и субъектов ДО, а также, принимая во внимание достаточно разветвленную структуру телефонных и телекоммуникационных сетей края, перспективными в регионах края являются следующие модели ДО:

- обучение по учебно-методическим комплектам и заданиям (кейс-технология), в том числе на базе существующей системы заочного образования (с использованием печатных материалов и электронных носителей);

- кейсо-тьюторская классическая модель ДО с участием профессионально подготовленных преподавателей (тьюторов) в периферийных центрах;

- телекоммуникационная модель в режиме off-line (в том числе с параллельным использованием кейс-технологии), основанной на почтовых e-mail протоколах (РОРЗ и IMAP4) с поддержкой ведущих образовательных учреждений края через телекоммуникационные узлы. Данная модель предполагает ведение архива, тестирующей системы, базы данных, библиотеки и диспетчеризации почты;

- телекоммуникационная модель в режиме on-line (с параллельным использованием кейс-технологии), основанная на протоколах http, ftp, gopher и др., позволяющих организовать интерактивные технологии обучения.

По мере развития ДО вышеуказанные модели обучения целесообразно дополнить системой краевого образовательного телевизионного и радиовещания.

Для эффективной реализации приведенных моделей обучения следует ориентироваться на создание опорных пунктов (терминальных классов, учебно-консультационных пунктов, периферийных центров ДО в городах и крупных населенных пунктах края). Это позволит объединить обучаемых, использовать специальную виртуальную инфраструктуру (библиотеки, лаборатории и т.п.), применять специальные образовательные средства (телеконференции, образовательные архивы, видеоконференции и т.п.), использовать при обучении реальные профессиональные информационные системы, включая телекоммуникации на основе компьютерных сетей (internet).

Успешное развитие СДО в Алтайском крае требует кооперации краевых органов власти и субъектов ДО. Краевые органы власти обеспечивают законодательную финансовую, организационную поддержку ДО в крае, осуществляют координацию деятельности субъектов ДО и контроль за качеством реализации профессиональных образовательных программ.

Представляется эффективным создание краевых и координирующих органов (ассоциаций субъектов ДО под патронажем краевой администрации, краевого методологического совета по ДО, технических и технологических объединений, типографий, мультимедиа-лабораторий, краевого центра тестирования и др.).

Проблемы ДО в Алтайском крае требуют разработки комплексной программы его становления и развития, учитывающей интересы всех объектов и субъектов.

Глобальная цель и основные целевые установки
комплексной программы становления и развития
дистанционного образования в Алтайском крае

Глобальная цель комплексной Программы становления и развития ДО в Алтайском крае может быть сформулирована следующим образом:

Обеспечить становление в крае в условиях формирования рыночной многоукладной экономики новой системы предоставления образовательных услуг, базирующейся на средствах обмена учебной информации на расстоянии, и на ее базе совершить кардинальный шаг в повышении образовательного, профессионального и культурного уровней широких слоев и групп населения края и соседних территорий его влияния.

Основные целевые установки, обеспечивающие достижение глобальной цели:

1. Обеспечение оптимальной образовательной структуры уровней, объемов, форм, направлений дистанционного обучения в динамическом режиме, отслеживающем потребности края в специалистах различного профиля и рынок образовательных услуг.

2. Формирование контингента обучающихся в системе дистанционного образования в Алтайском крае.

3. Становление структуры, содержания и технологии реализации образовательных программ ДО, ориентированных на удовлетворение потребностей личности, профессионально и социально ориентированных групп и соответствующих материальным ресурсам заведений края, Западной Сибири и России, а также их различных объединений.

4. Формирование и совершенствование методов управления и контроля системы ДО в крае, стимулирование высокого качества ее результатов.

5. Создание и развитие материальной базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса для ДО всех форм и уровней.

6. Обеспечение вхождения дистанционного образования в крае в образовательное пространство России и мира.

7. Подготовка специалистов для обеспечения функционирования системы дистанционного образования в крае.

             

Индикаторы достижения целевых установок комплексной
Программы становления и развития дистанционного
образования в Алтайском крае

Таблица 1

-----------------------------------------------------------------------------------------+
Содержание целевых        ¦Индикаторы достижения целевых  ¦Сроки         ¦Ответственный  ¦
установок Программы       ¦установок Программы            ¦достижения    ¦               ¦
--------------------------+-------------------------------+--------------+---------------¦
        1                 ¦          2                    ¦    3         ¦      4        ¦
-----------------------------------------------------------------------------------------+
1. Обеспечение оптимальной  Центры дистанционного             1998         Узы края
образовательной структуры   образования
уровней, объемов, форм,
направлений дистанционного  Терминальные классы в          1998 и далее    Узы края
обучения в динамическом     населенных пунктах края
режиме, отслеживающем
потребности края в          Профессиональные                  1998         Вузы, ссузы и
специалистах различного     образовательные программы      (ежегодная      др.учебные
профиля и рынок             с использованием ДО            актуализация)   заведения края,
образовательных услуг.                                                             "Открытый
                            Отделения учебных заведений    1998 и далее    университет
                            по ДО в населенных пунктах                     Западной
                            края (Новоалтайск,Белокуриха,                  Сибири"
                            Славгород, Рубцовск, Заринск,                  АлтГТУ, АГУ...
                            Камень-на-Оби...)

                            Научно-методический центр           2000        АКИПКРО, БГПУ
                            психолого-педагогических
                            проблем дистанционного
                            образования

                            Базы данных о рынке                1998        КСДО
                            образовательных услуг в крае   (ежегодная
                            в сфере ДО                     актуализация)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»