РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 03.02.98 г.                                             N 21

О работе Счетной палаты
Алтайского края за 1997 год

Заслушав информацию о работе Счетной палаты Алтайского края за 1997 год, краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 1997 год принять к сведению (прилагается).

     Председатель краевого
     Законодательного Собрания                          А.Г.Назарчук

Приложение
к постановлению краевого
Законодательного Собрания
от 03.02.98 г. N 21

ОТЧЕТ
о работе Счетной палаты Алтайского края
за 1997 год

Обеспечивая контроль за исполнением краевого бюджета по доходам и расходам, краевых внебюджетных фондов, а также использованием государственной собственности края, в соответствии с утвержденным планом работы и поручениями краевого Законодательного Собрания и главы администрации Алтайского края в 1997 году контрольно-ревизионными мероприятиями охвачены 85 объектов. Общая сумма нарушений, вскрытых Счетной палатой Алтайского края, оценивается в размере 36917,6 млн. руб. Незаконных расходов 34642,3 млн. руб., из них: нецелевое использование - 19927,8 млн. руб., необоснованно произведенные расходы из средств краевого бюджета - 6139,7 млн. руб., других незаконных расходов - 8574,8 млн. руб., недостачи, хищения составили - 11,2 млн. руб. Упущенная выгода от проводимых мероприятий с использованием бюджетных ассигнований и государственного имущества составили - 2264,1 млн. руб.

За отчетный период был проведен анализ использования основных статей краевого бюджета за 1996 год, поквартального исполнения краевого бюджета в 1997 году, проекта бюджета на 1998 год. Рассмотрены и на основе анализа даны предложения обоснованности их доходных и расходных статей, а также дефицита краевого бюджета, по проблемам финансово-бюджетной политики и усовершенствования бюджетного процесса в Алтайском крае, проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение краевого Законодательного Собрания, проектам программ, на финансирование которых используются средства краевого бюджета и другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты.

Произведенной документальной проверкой деятельности администрации края по выполнению законов Алтайского края "О краевом бюджете на 1995 год" и "О краевом бюджете на 1996 год" установлены отдельные нарушения в их исполнении, неполное выполнение Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства финансов Российской Федерации, инструкций и писем Госналогслужбы Российской Федерации, а также законов, постановлений и распоряжений органов законодательной и исполнительной власти края.

Комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике недостаточно осуществлялся контроль за поступлением доходов в краевой бюджет, в частности, не производилась сверка поступивших доходов с управлением федерального казначейства и отчетными данными госналогинспекции по краю, а также госналогинспекциями по городам и районам края.

Проверками, проведенными в бюджетных организациях и предприятиях, по проблемам полноты и своевременности проведения соглашений на взаимозачет установлено, что отдельные предприятия оформляли соглашения на взаимозачет при отсутствии недоимки по платежами в краевой бюджет или искусственно создавали ее путем представления в налоговые инспекции заведомо неверных расчетов для получения предоплаты, проводились взаимозачеты в счет будущих поставок продукции, а также поставок этой продукции для бюджетных организаций через посредников.

Имели место случаи, когда в счет погашения недоимки краевому бюджету проводились взаимозачеты, в результате которых бюджетным организациям отпускались товарно-материальные ценности по завышенным ценам. Анализ показал, что в среднем цены на товары, полученные бюджетными организациями по взаимозачетам, выше закупочных оптовых цен на 17-23%. В результате этого, бюджеты территорий потеряли около 300 млрд. руб.

По многим соглашениям налоговыми инспекциями были погашены недоимки предприятиям, а товарно-материальные ценности бюджетным организациям, с которыми проводился взаимозачет, на день проверки не были поставлены. Так, комитет администрации края по социальной защите населения в июле 1997 года подписал соглашения на 9,9 млрд. руб. при отсутствии кредиторской задолженности коммерческим организациям (т.е. в счет будущих поставок продукции). В результате проведения такого взаимозачета предприятиям ликеро-водочной промышленности и другим предприятиям проведен зачет платежей в бюджет на указанную сумму, однако, по состоянию на 01.11.97. комитетом по социальной защите населения получено продукции на 7,8 млрд. руб., т.е. комитет недополучил продукции на 2,1 млрд. руб. Комитетом администрации края по народному образованию в декабре 1996 года было подписано соглашение на 4,0 млрд. руб. по состоянию на 01.12.97 г., задолженность за ЗАО "День" составляет 2664,7 млн. руб. Аналогичное соглашение заключила администрация Тальменского района, в результате не дополучено на момент проверки продукции от коммерческих организаций на 184,4 млн. руб. В результате таких "взаимозачетов" авансом на 3-4 месяца из оборота бюджета края выводилось не менее 7-10% средств, что составляет, по нашему расчету, около 150 млрд. руб.

В июле 1997 года в бухгалтерском учете администрации края была восстановлена дебиторская задолженность за ЗАО "САН-ЛТД" в размере 4,5 млрд. руб. по проведенным взаимозачетам в октябре 1996 года. В июле 1996 года при отсутствии недоимки по налогу на добавленную стоимость по ОАО "Алттранс" проведено соглашение с главным управлением сельского хозяйства и продовольствия в счет погашения недоимки по НДС на сумму 1770,6 млн. руб. Фактически от ОАО "Алттранс" поступило налога на добавленную стоимость в краевой бюджет за 1996 год 536,6 млн. руб., и переплата погашена в октябре 1997 года.

В марте 1997 года налоговые инспекции по г.Змеиногорску, г.Камню-на-Оби и по Зональному району сообщили комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, что ряд подписанных ими соглашений на сумму 9,6 млрд. руб. не проведены в 1996 году и будут проведены в 1997 году. В связи с этим отчет комитета по финансам, налоговой и кредитной политике об исполнении консолидированного бюджета края за 1996 год по акцизному сбору не соответствует данным отчета ф.N 1-Н госналогинспекции по краю на эту сумму.

Как показала проверка, в 1996 году было проведено взаимозачетов на 1749370 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет 203318 млн. руб. (11,6%) в бюджеты территории 1546052 млн. руб. (88,4%). Из поступивших в краевой бюджет 754711 млн. руб. собственных доходов 53,8% проведено зачетами.

В соответствии с планом работы на 1997 год была проведена проверка эффективного и целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных ГП "Алтайстройзаказчик" на капитальные вложения, а также на проведение краевого жилищного займа в 1994-1996 гг.

Установлены нарушения в использовании этих средств. Так, на строительство ЖСК "Эврика" было израсходовано 600 млн. руб. бюджетных средств, предназначенных для проведения займа. При наличии долга подрядчикам руководством государственного предприятия "Алтайстройзаказчик" приобретались векселя коммерческих банков. Доходы по векселям, а также доходы, полученные в результате реализации излишнего и неиспользуемого оборудования, которое было приобретено ранее за счет средств краевого бюджета, незаконно зачислялись в прибыль предприятия.

За 1996 год этих средств ГП "Алтайстройзаказчик" было зачислено в доход и использовано на свои нужды 604,6 млн. руб.

Анализ проведения жилищного займа показал, что намеченный эффект не достигнут, нарушены сроки проведения займа. В счет выполнения обязательств по краевому жилищному займу администрация края (как гарант) выделила 36 млрд. руб., которые были переоформлены договорами как долевое участие в строительстве жилья для работников бюджетной сферы. В итоге за счет завышения ГП "Алтайстройзаказчик" стоимости 1 кв.м жилой площади администрация края получила на 2447 кв.м жилья меньше, чем следовало.

В отчетном периоде проведена также выборочная проверка порядка выдачи, целевого и эффективного использования льготных инвестиционных кредитов, выданных за счет средств краевого бюджета.

Выявлены нарушения порядка распределения инвестиционных ресурсов, допущенных комиссией по конкурсному отбору инвестиционных кредитов.

В нарушение "Временного положения о порядке организации и проведения конкурсного отбора по размещению централизованных инвестиционных ресурсов" выданы кредиты предприятиям, имеющим задолженность по предыдущему (АО "Астор"), имеющим задолженность по предыдущему кредиту (АНИТИМ). Основной целью выдачи кредитов является поддержка высокоэффективных, рентабельных и быстроокупаемых производств. Не все профинансированные из краевого бюджета инвестиционные проекты отвечают этой цели.

Смонтированная линия стоимостью 451,4 млн. руб. по производству газосиликатных блоков в АО "Астор" (г.Рубцовск) простаивает из-за отсутствия рынка сбыта. Отдачи в виде увеличения платежей в бюджет от вложения средств в указанный проект нет. В нарушение утвержденного норматива затрат на реализацию проекта (40% за счет краевого бюджета, 60% - за счет собственных средств) за счет средств краевого бюджета покрыто 99,7% затрат на монтаж линии.

Проведенной проверкой финансирования АО "Алкерм" установлено, что до настоящего времени не определена доля края в уставном капитале АО "Алкерм". В период 1995-1997 гг. комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике в счет финансирования строительства перечислено АО "Алкерм" 38,3 млрд. руб. Проверкой отмечено, что финансирование АО "Алкерм" не предусматривалось инвестиционной программой администрации края на 1997 год, однако, по состоянию на 01.11.97 г., АО "Алкерм" на основании распоряжений администрации края профинансировано в объеме 21,2 млрд. руб.

Установлены отдельные факты неисполнения обязательств предприятиями по уплате процентов за пользование этим кредитом и сроков его погашения.

На момент проверки АО "Алтаймрамор-АП" имеет просроченную задолженность по кредиту, процентам за пользование кредитом и штрафных санкций за несвоевременное гашение более 2 млрд. руб.

При проведении краевых облигационных займов не соблюдались сроки гашения выданных кредитов районам и городам за счет средств займов. Так, датой окончания 1-го займа являлось 19.07.95 г., однако непогашенная задолженность на начало сентября по выданным кредитам районов и городов составляла 3 млрд. руб. Аналогично дата окончания 2-го займа была установлена 18.02.96 г., тогда как кредит и проценты, выданные за счет займа г.Бийску в сумме 1,45 млрд. руб., были погашены в июне 750 млн. руб. и в ноябре 700 млн. руб.

Проверки исполнения краевого бюджета по расходам показали, что имеются случаи, когда статьи или мероприятия, финансируемые из краевого бюджета, исполняются сверх утвержденного уровня, финансируются расходы, не предусмотренные законом о бюджете, допускаются нарушения в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.

Комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике необоснованно произведено расходов на 400 млн. руб. За счет средств краевого бюджета профинансированы в октябре 1996 года Родинское СПТУ-50 в размере 200 млн. руб. и в декабре 1996 года Российско-Американская экспериментальная школа - 200,0 млн. руб. Данные учреждения финансируются соответственно из федерального и городского бюджетов. (В краевой бюджет средства в сумме 400 млн. руб. восстановлены в 1997 году). Аналогично комитетом администрации края по образованию израсходовано 2,3 млрд. руб. на приобретение угля профтехучилищам. Кроме этого, этим же комитетом допущено отвлечение бюджетных средств, выделенных по целевой программе "Приобретение учебников", на общую сумму 738,5 млн. руб. Государственной противопожарной службой УВД Алтайского края произведено расходов, которые следовало производить за счет федерального бюджета и других источников, на сумму 149,1 млн. руб. По результатам проверки восстановлено расходов 149,1 млрн. руб. За счет средств, выделенных из краевого бюджета, центральной спасательной станцией произведено выплат социальных пособий на 11,8 млн. руб., которые следовало выплачивать за счет федерального и районного бюджетов. Краевой избирательной комиссией использовано не по назначению 20,6 млн. рублей, которые в ходе проверки восстановлены в бюджет.

В госпитале для инвалидов войн установлена недостача медикаментов на 2,7 млн. руб., которая взыскана с виновных лиц. Кроме этого, госпиталем получено медикаментов от комитета администрации края по здравоохранению с незначительным сроком годности, в результате чего на момент проверки списано медикаментов с истекшим сроком годности на 14,6 млн. руб., и на 42,0 млн. руб. имелось в наличии, у которых истек срок годности.

Проверка статьи расходов краевого бюджета по содержанию межрайонных учреждений выявила, что управление по финансам, налоговой и кредитной политике г.Барнаула в 1996 году допустило нецелевое их использование в размере 3079,3 млн. руб.

Проверкой использования средств краевого бюджета, выделенных главному управлению сельского хозяйства и продовольствия за 1996 год и 1 полугодие 1997 года, выявлено нецелевое использование фонда поддержки АПК в размере 6903,3 млн. руб., необоснованное использование бюджетных средств (дотаций) 1744,9 млн. руб., расходование средств фонда поддержки АПК и других средств, предназначенных на развитие сельского хозяйства, на содержание аппарата управления в сумме 1646,3 млн. руб., необоснованное предоставление жилищно-строительного кредита работника ГУСХиП в размере 395 млн. руб. Проверкой установлены серьезные нарушения в ведении бухгалтерского учета в ГУСХиП. Обнаружено, что не ведется учет и не отражается в балансе задолженность по ссудам, выданным хозяйствам и организациям за счет фонда поддержки АПК, которая составляет 96724,5 млн. руб. Установлено, что за счет использования служебных кабинетов, значительно превышающих санитарные нормы, ГУСХиП излишне расходуется на коммунальные услуги более 700 млн. руб. в год.

В управлении ветеринарии администрации края выявлено расходование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов, в сумме 5,6 млн. руб., необосновано выдан жилищный кредит в сумме 100 млн. руб., установлена недостача в кассе 4,9 млн. руб. Практически не осуществляется контроль за расходованием биопрепаратов райветобъединениями.

В настоящее время жилищный кредит в размере 70 млн. рублей и проценты за его использование в сумме 10 млн. рублей погашены. Недостача 4,9 млн. руб. внесена в кассу.

В текущем году проверками Счетной палаты были охвачены вопросы выдачи, использования и возврата различного рода ссуд, выдаваемых за счет средств краевого бюджета.

В марте 1995 года комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Барнаульскому экспериментальному заводу крупнопанельного домостроения была перечислена ссуда в размере 200 млн. руб. под 30% годовых со сроком гашения в марте 1996 года. Распоряжений администрации края на выдачу данной ссуды нет, кредитный договор не заверен печатью администрации края. До настоящего времени ссуда и проценты за ее использование не погашены.

Не обеспечен своевременный возврат бюджетной ссуды 1995 года, выданной администрациям районов и городов на срок до 01.01.96 г. в сумме 4,8 млрд. рублей, в т.ч.: г.Барнаулу - 1,8 млрд. руб., г.Бийску - 3 млрд. руб., которые возвращены в феврале - мае 1996 года.

В результате проведенной работы работниками Счетной палаты, восстановлено в доход бюджета 438 млн. рублей процентов за пользование ссудой, полученной районами и городами в коммерческих банках, и которые были списаны на расходы краевого бюджета.

Счетной палатой Алтайского края проверками целевого и эффективного использования средств были охвачены и внебюджетные фонды.

Так, проверка экологического фонда показала, что должный контроль за поступлением и расходованием средств фонда государственным комитетом по охране окружающей среды Алтайского края не налажен.

Установлено, что в 1996 году из 6140,3 млн. руб. поступивших в этот фонд - 1615,2 млн. руб. (26,4%) израсходовано на содержание комитета экологии и природных ресурсов, что Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" не предусмотрено. За счет этих средств оказывалась финансовая помощь различным организациям - 20,3 млн. руб., 12 млн. руб. было израсходовано на обучение сотрудников. По результатам проверки восстановлено 5,3 млн. руб.

Проверкой использования средств, выделенных из краевого бюджета Алтайскому краевому фонду защиты прав вкладчиков и инвесторов, установлено, что работникам аппарата управления фонда защиты прав вкладчиков, краевого совета ветеранов войны и труда не обоснованно выплачено 602,7 млн. руб., излишне выплачено заработной платы и премии за время работы в этих организациях 24,2 млн. рублей. По данным фактам злоупотреблений прокуратурой Алтайского края возбуждено уголовное дело.

В течение года работниками Счетной палаты по просьбам депутатов, поручениям краевого Законодательного Собрания и главы администрации Алтайского края проводились проверки отдельных организаций по вопросам использования бюджетных средств и краевой государственной собственности, проводились проверки по письмам и жалобам жителей края.

По постановлению прокуратуры Алтайского края Счетной палатой проведены проверки законности выделения и использования средств краевого бюджета в штабе по делам ГО и ЧС. Проверкой установлено, что в штабе необоснованно списано на расходы 354,5 млн. руб. и выдан главному бухгалтеру штаба кредит 50 млн. рублей. На момент проверки кредит возвращен полностью, в счет необоснованно списанных средств штабу передана 2-х комнатная квартира стоимостью 22,6 млн. рублей.

По письму военного прокурора Барнаульского гарнизона проведена проверка в военном комиссариате Алтайского края, в ходе которой установлено необоснованное перечисление 535,0 млн. рублей в коммерческие структуры.

По просьбе комитета по социальной политике краевого Законодательного Собрания проводился анализ работы территориального фонда обязательного медицинского страхования за 1996 год. Анализ данных о расходовании денежных средств территориального фонда показывает, что оплата по реестрам лечебным учреждениям составляет 59,2% от всех поступивших средств в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (поступило средств 161912,6 млн. руб.), авансовые выплаты - 3,4%, средства, направленные на выравнивание, - 30,5%. Обоснованность авансовых выплат и выравнивания финансовых ресурсов по




Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»