от 30 августа 1999 года № 225
г. Барнаул
О проекте закона Алтайского края
"О научной деятельности и региональной
научно-технической политике Алтайского
края"
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять в первом чтении проект закона Алтайского края "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края.
2. Направить указанный законопроект главе администрации края. в прокуратуру края. краевой суд. управление юстиции края. Совету ректоров вузов Алтайского края. Совету учредителей Алтайского научно-образовательного комплекса для внесения замечаний и предложений.
Установить, что поправки к проекту закона направляются в администрацию края до 20 сентября 1999 года.
3. Предложить администрации края совместно с комитетом краевого Законодательного Собрания по социальной политике доработать законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение краевого Законодательного Собрания во втором чтении.
Председатель краевого
Законодательного Собрания А.Г. Назарчук
Проект
ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
О научной деятельности и региональной
научно-технической политике Алтайского края
Настоящий Закон является правовой базой формирования и реализации региональной научно-технической политики и научной деятельности. регламентирует государственную поддержку и отношения между субъектами научной деятельности и (или) научно-технической деятельности на территории Алтайского края.
Основные цели настоящего Закона:
закрепление существующих и создание дополнительных правовых гарантий для обеспечения эффективной научной деятельности и использования ее результатов в экономике и социальной жизни Алтайского края:
определение основных положений региональной научно-технической политики:
создание организационных форм. механизмов управления и финансирования научной деятельности:
определение дополнительных прав. обязанностей и ответственности субъектов научной и научно-технической деятельности.
Статья 2. Законодательство Алтайского края о научной
деятельности и научно-технической политике
Законодательство Алтайского края о научной деятельности и научно-технической политике состоит из Конституции Российской Федерации. Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Устава (основного Закона Алтайского края), настоящего Закона и других нормативных правовых актов края.
Статья 3. Субъекты научной и научно-технической деятельности
1. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в порядке. установленном настоящим Законом, физическими лицами гражданами Российской Федерации, я также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав. установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края, и юридическими лицами при условии, если научная и научно-техническая деятельность предусмотрена и.х учредительными документами.
2. Органы государственной власти Алтайского края в соответствии с настоящим Законом:
гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок:
гарантирует субъектам научной и научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции:
признают право на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности:
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны:
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций:
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
Статья 4. Организация и принципы регулирования научной и
научно-технической деятельности
1. Управление научной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Алтайского края, научные организации и организации научного обслуживания в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления науки и техники, обеспечивают осуществление межотраслевой координации научной деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
3. Управление научной деятельностью осуществляется в пределах не нарушающих свободу научного творчества. Органы государственной власти Алтайского края, учреждающие государственные научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций:
осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным организациям имущества:
осуществляют другие функции в пределах их полномочий. Руководители государственных и негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
5. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.
Статья 5. Договоры (контракты) на создание, передачу и (или)
использование научно-технической продукции
1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научно-технической продукции, расположенными на территории Алтайского края, в том числе органами исполнительной власти края являются договоры (контракты) на создание, передачу и (или) использование научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и других услуг, а также другие договоры, в том числе о совместной научно-технической деятельности и распределении прибыли.
2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд Алтайского края. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
3. Администрация Алтайского края вправе устанавливать для учрежденных ею государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
1. Основными целями региональной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики региона, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов, укрепление связи науки и образования.
2. Региональная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих принципов:
признание науки социально-значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил региона:
гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантии приоритетного развития научных исследований в области экологии и рационального природопользования, новых технологий для агропромышленного комплекса и промышленности, сохранения научно-технического потенциала региона, здравоохранения, социологии, информатизации образования, промышленности и агропромышленного комплекса:
интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники:
стимулирование научной, научно-технической деятельности через систему экономических и других льгот:
стимулирование научной и научно-технической деятельности в области межрегиональных связей с другими субъектами Российской Федерации:
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Алтайского края.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти Алтайского
края в области формирования и реализации государственной
и региональной научно-технической политики
1. К ведению органов государственной власти Алтайского края относятся:
участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики:
определение приоритетных направлений развития науки и техники в Алтайском крае:
формирование научных и научно-технических программ и проектов Алтайского края:
финансирование научной и научно-технической деятельности за счет бюджета Алтайского края и межрегиональных органов;
формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности, в том числе, их создание, реорганизация и ликвидация;
контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти Алтайского края;
создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
формирование межрегиональных и региональных фондов научного. научно-технического и технологического развития;
осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Алтайского края ведают совместно с органами государственной власти Российской Федерации вопросами:
формирования экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики:
организации научно-технического прогнозирования:
размещения объектов научно-технического потенциала и создания инфраструктуры научно-технической деятельности:
формирования рынка научной и научно-технической продукции края;
разработки и реализации мер по социальной защите научных и научно-технических работников;
формирования совместных фондов научного, научно-технического и технического развития;
международных научных связей.
3. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Алтайского края при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации в форме, предусмотренной федеральными Законами.
Статья 8. Полномочия и функции Алтайского
научно-образовательного комплекса
1. Органом, осуществляющим координацию работ по научной и научно-технической деятельности, формированию и реализации научно-технической политики в Алтайском крае на основе соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края является Алтайский научно-образовательный комплекс.
2. Алтайский научно-образовательный комплекс по поручению администрации Алтайского края:
выполняет роль головного исполнителя работ по координации, экспертизе, научно-организационному сопровождению и контролю выполнения научных и научно-технических программ и проектов, выполняемых в интересах Алтайского края;
осуществляет аналитическую работу по выявлению и прогнозированию возникновения проблем Алтайского края:
представляет в администрацию Алтайского края предложения о приоритетности выявленных проблем и объемов необходимых ресурсов для их решения;
формирует краевые программы и проекты по решению выявленных проблем, с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов:
содействует администрации Алтайского края в реализации конкурсного отбора исполнителей научных и научно-технических программ и проектов;
осуществляет координацию краевых научных и научно-технических программ и проектов с аналогичными работами федерального и муниципального уровня:
содействует развитию инфраструктуры, обеспечивающей научную и научно-техническую деятельность, продвижению научной и научно-технической продукции на рынок;
содействует развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе;
содействует созданию благоприятных условий для интеграции научной и образовательной деятельности: