Недействующий

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

от 31 декабря 1996 года N 65-ЗС

О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае

Документ утратил силу с 1 января 2006 года на основании закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 127-ЗС "О признании утратившими силу законов (положений законов) Алтайского края о местном самоуправлении".

Принят постановлением краевого Законодательного Собрания от 26 декабря 1996 года N 391.

Опубликован: газета "Алтайская правда" от 22 января 1997 года; Сборник законодательства Алтайского края 1996 год N 8 (28) стр. 88.

Вступил в силу 22 января 1997 года.

{ Изменения:
1. Закон Алтайского края от 25 декабря 2001 года N 102-ЗС (вступление в силу 27 декабря 2001 года);
2. Закон Алтайского края от 7 июня 2004 года N 11-ЗС (вступление в силу 23 июня 2004 года).
}

{ Новая редакция с изменениями от 7 июня 2004 года. }

Настоящий Закон Алтайского края (далее - Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Алтайского края определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления


1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (далее - населенные пункты), микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.

{ Пункт 1 статьи 1 изложен в редакции закона Алтайского края от 25 декабря 2001 года N 102-ЗС (вступление в силу 27 декабря 2001 года). }

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом и нормативными актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе


1. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пределах которых осуществляется местного самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

3. Микрорайон - комплекс жилых домов и системы учреждений культурно-бытового обслуживания, удовлетворяющих каждодневный потребности населения, располагается на территории, примыкающей к транспортным магистралям.

4. Опрос граждан - форма выявления мнения граждан на части территориального муниципального образования по вопросам местного значения с целью принятия решения соответствующим органом территориального общественного самоуправления на основе учета интересов населения.

{ Статья 2 изложена в редакции закона Алтайского края от 25 декабря 2001 года N 102-ЗС (вступление в силу 27 декабря 2001 года). }

Статья 3. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении


1. Граждане осуществляют территориальное общественное самоуправление непосредственно через собрания (сходы), опросы, а также через органы территориального общественного самоуправления.

В случаях, когда созыв собрания (схода) затруднен, могут проводиться конференции граждан.

2. Любой гражданин - житель соответствующей территории имеет право на участие в территориальном общественном самоуправлении, избирать и быть избранным в его органы, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности территориального общественного самоуправления.

3. Возрастной ценз для граждан, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении, а также право быть избранным в его органы, устанавливается уставами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований.

{ Статья 3 изложена в редакции закона Алтайского края от 25 декабря 2001 года N 102-ЗС (вступление в силу 27 декабря 2001 года). }

Статья 4. Система территориального общественного самоуправления


1. Система территориального общественного самоуправления включает в себя:

1) собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

2) органы территориального общественного самоуправления - советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, населенных пунктов;

3) иные органы самоуправления населения по месту жительства - советы (комитеты) улиц, кварталов, домов и т.п.

2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, определяются гражданами данной территории самостоятельно на собрании (сходе) граждан по предложению инициативной группы или отдельных жителей и согласовываются с представительным или иным органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования.

Статья 5. Принципы территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:

1) законности;

2) защиты прав и законных интересов населения;

3) свободного волеизъявления граждан через собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

4) выборности и подконтрольности гражданам органов территориального общественного самоуправления;

5) широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;

6) сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов населения всего муниципального образования;

7) гласности и учета общественного мнения;

8) свободы выбора гражданами форм территориального общественного самоуправления.

Статья 6. Правовая основа территориального общественного самоуправления


1. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют законодательством Российской Федерации и края, настоящий Закон, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также уставы территориального общественного самоуправления соответствующих территорий.

2. Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления обеспечивается судом и арбитражным судом.

Статья 7. Устав территориального общественного самоуправления


1. Территориальное общественное самоуправление имеет устав, в котором указываются:

1) границы территории территориального общественного самоуправления;

2) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

3) структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления;

4) срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

5) наименование и полномочия органов территориального общественного самоуправления;

6) статус органов территориального общественного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов территориального общественного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления;

9) экономическая и финансовая основа территориального общественного самоуправления.

2. В уставе территориального общественного самоуправления могут быть отражены соответствующие обязательства и функции органа территориального общественного самоуправления по сохранению и ремонту жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений и поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, правозащитной деятельности и другим вопросам.

3. Устав территориального общественного самоуправления должен соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, предъявляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан.

4. Устав территориального общественного самоуправления подлежит регистрации в исполнительном органе местного самоуправления в течение месяца со дня представления документов на регистрацию и вступает в силу со дня его обнародования.

5. Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке.

Глава 2. Организационные основы территориального общественного самоуправления

Статья 8. Собрания (сходы), конференции граждан


1. Собрания (сходы), конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления или инициативными группами граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

2. В работе собраний (сходов), конференций граждан принимают участие граждане, имеющие право на участие в территориальном общественном самоуправлении и проживающие на соответствующей территории.

3. Собрания (сходы) граждан правомочны, если в них принимает участие более половины граждан соответствующей территории, а на конференции - не менее двух третей представителей, избранных на нее в соответствии с установленной формой представительства.

Порядок, нормы представительства и сроки проведения конференций устанавливаются уставами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Законом.

4. К компетенции собраний (сходов), конференций граждан соответствующей территории относится решение следующих вопросов:

1) принятие уставов территориального общественного самоуправления и его органов, внесение в них изменений, дополнений и контроль за их соблюдением;

2) избрание органов территориального общественного самоуправления;

3) утверждение программ деятельности территориального общественного самоуправления;

4) оценка деятельности органов территориального общественного самоуправления по их отчетам;

5) досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления;

6) избрание ревизионной комиссии территориального общественного самоуправления;

7) решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

5. Решения собраний (сходов), конференций граждан о принятии уставов территориального общественного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе), или их представителей на конференции граждан.

Решения собраний (сходов), конференций граждан по другим вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе), или их представителей на конференции граждан.

Решения собраний (сходов), конференций граждан оформляются протоколом и в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и жителей соответствующей территории.

Статья 9. Опрос граждан по вопросам местного значения


1. Опрос граждан производится по инициативе органов местного самоуправления, по инициативе органов территориального общественного самоуправления, а также по требованию граждан соответствующей территории по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

2. Опрос граждан производится инициатором самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и имеющие право на участие в территориальном общественном самоуправлении.

3. Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать вопрос, на который гражданин должен ответить и варианты ответа, а также фамилию, имя, отчество опрашиваемого, его возраст, адрес и подпись. Подписной лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места проживания.

Статья 10. Органы территориального общественного самоуправления и порядок их формирования


1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собрания (сходах), конференциях граждан.

Собрание (сход), конференция граждан устанавливает срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»