РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 1996 года                                           N 221
г. Барнаул

Об обращении в Министерство труда
Российской Федерации по структуре
прожиточного минимума для жителей
Алтайского края

Краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Информацию комитета администрации края по труду о разработке Методических положений и результатов расчетов прожиточного минимума и его структуры для жителей Алтайского края принять к сведению.

2. В соответствии со статьей 72 пунктом "ж" Конституции Российской Федерации и статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края предложить Министерству труда Российской Федерации поручить Комиссии по экспертизе минимальных потребительских бюджетов населения провести экспертизу Методических положений и результатов расчетов прожиточного минимума и его структуры для жителей Алтайского края с учетом особенностей региона и по результатам экспертного заключения согласовать названные положения (прилагается).

3. Администрации края на основании согласованного положения представить на утверждение краевого Законодательного Собрания минимальный состав и структуру потребления материальных благ и услуг в крае на 1997 год.

4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по социальной политике (Я. Н. Шойхет).

Председатель краевого
Законодательного Собрания                              А. А. Суриков



Приложение к постановлению
краевого Законодательного Собрания
от 10 июля 1996 года N 221

Методические положения и результаты расчетов
прожиточного минимума и его структуры для
жителей Алтайского края на 1996 год*

------
* Прожиточный  минимум  представляет  собой показатель объема и
структуры   потребления  важнейших  материальных  благ  и  услуг  на
минимально  допустимом  уровне,  обеспечивающем  условия  подержания
активного  физического состояния взрослых, социального и физического
развития детей и подростков.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.


Уровень прожиточного минимума и его структура, с одной стороны, должны учитывать особенности потребления населения и ресурсные возможности региона, а с другой стороны, должны быть увязаны с соответствующими общереспубликанскими показателями. Для решения поставленных задач разработаны настоящие методические положения и проведены многовариантные расчеты для жителей Алтайского края на 1996 год.

В качестве методической основы для определения состава и структуры прожиточного минимума жителей края использованы методические рекомендации Министерства труда Российской Федерации от 11.11.1992 года. Информационной базой проведения расчетов послужили:

1) минимальные нормы и состав потребления, приведенные в методических рекомендациях Минтруда России для шестой территориальной зоны страны, к которой отнесен Алтайский край;

2) статистические данные по практически сложившемуся потреблению продуктов питания жителями края за последние несколько лет;

3) статистические данные бюджетов семей региона за 1995 год. Основными методами расчета минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг жителями Алтайского края являются метод статистического анализа и метод экспертных оценок.

Основу структуры бюджета прожиточного минимума составляют продукты питания. Набор продуктов питания прожиточного минимума рассчитан на основе минимальных размеров их потребления Институтом питания Академии медицинских наук РФ, Институтом социальноэкономических проблем народонаселения РАН и Министерством труда Российской Федерации. Набор включает продовольственные товары, объединенные в 11 агрегированных групп (хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; сахар и кондитерские изделия; мясопродукты; молочные продукты; рыбопродукты; яйца; масло растительное и другие жиры; прочие продукты питания).

Расчет минимального состава и структуры потребления продуктов питания проводился в несколько этапов. На первом этапе сформирована база данных индивидуальных бюджетов семей края по составу и структуре расходов и произведено распределение семей по децильным группам (10%-ным группам, различающимся уровнями доходов) - таблицы ПР- 1 и ПР-2. На втором этапе выполнен расчет и анализ фактического потребления продуктов питания в 1995 году по децильным группам семей - таблицы ПР-3, ПР-4, ПР-5.

И, наконец, на третьем этапе с использованием методики Минтруда России и учитывая сложившиеся особенности в потреблении продуктов питания проведены многовариантные расчеты необходимого потребления в низшей децильной группе в целом (таблицы ПР-6; ПР-7) и по отдельным социально-демографическим группам (таблицы ПР-6.1 - 6.2; ПР-7.1 7.2). На основе анализа полученных вариантов произведен отбор тех из них, которые в наибольшей степени соответствуют поставленным целям.

Сравнительный анализ потребления отдельных продуктов питания (в 10% семей с самыми низкими доходами) в нашем крае и в промышленных регионах Урала и Сибири позволил выявить существенные различия по этой характеристике между ними - таблица ПР - 8.

Так, наименее обеспеченные жители края потребляют в 1.5-2 раза больше картофеля, чем в исследуемых промышленных регионах, при этом в 1.2 - 1.6 раза меньше рыбопродуктов, на 10-40% - масла растительного.

Такие отличия в потреблении жителей края носят, с одной стороны, традиционный характер и обусловлены, в частности, сельскохозяйственной специализацией экономики региона и значительной долей сельского населения. С другой стороны, особенности потребительского поведения населения региона являются отражением наиболее неблагоприятной динамики уровня их жизни в период экономических реформ по сравнению с соседними сибирскими регионами и особенно так называемыми сырьевыми регионами.

В крае сложился, и особенно заметно в последние годы, значительно более высокий уровень среднедушевого потребления картофеля - табл. ПР - 9. Уже в 1992 году он превысил рекомендованный Минтрудом норматив на 11 %, а в 1995 году (по предварительным расчетам) этот уровень достиг 177 кг, что почти на 1/3 выше норматива.

В то же время к региональным особенностям потребительского поведения можно отнести сравнительно низкие уровни потребления рыбопродуктов (в 1,36 раза ниже норматива Минтруда РФ), а также масла растительного и маргарина (в 1,74 раза ниже рекомендованного норматива), отличающиеся устойчивостью, в т.ч. за последние несколько лет.

Рекомендованные же Минтрудом России минимальные нормы потребления разработаны по отношению ко всей зоне Западной Сибири и не учитывают данной специфики Алтайского края.

С учетом трех аспектов разработки уровня прожиточного минимума и его структуры, а именно:

- особенностей потребления продуктов питания жителями Алтайского края;

- минимальных норм потребления Минтруда России;

- бюджетных возможностей региона

из множества вариантов выбраны два, в наибольшей степени учитывающие данные аспекты.

В основу разработки 1 варианта легли фактически сложившиеся уровни потребления продовольственных продуктов в первом (нижнем) дециле хлебопродуктов (104,5 кг) и мясопродуктов (37,1 кг).

Что касается нормативов потребления картофеля, рыбопродуктов и масла растительного, то предлагается в качестве такового использовать фактический среднедушевой уровень потребления этих продуктов в крае, а не аналогичный уровень по нижней децильной группе.

Целесообразность такого подхода заключается в том, что именно по этим продуктам в группе семей с наименьшими доходами наблюдаются наиболее значительные отклонения от сбалансированного рациона питания, разработанного Институтом питания АМН РФ и принимать сложившиеся уровни за нормативы нельзя ( таблица ПР- 10). Среднедушевой уровень потребления указанных продуктов в данном случае выступает в виде некоего компромиссного варианта (таблица И 1).

Во II варианте в основе расчетов нормативов принят уровень потребления в пятом дециле, т.е. практически близкий к среднему уровню по краю (таблица И - 2). Особое внимание во втором варианте уделено расчетам нормативов по тем группам продуктов, отставание по которым от рекомендованных нормативов значительно выше 1/3. К ним относится в первую очередь масло растительное (отставание 60%). С целью ликвидации значительного отставания от рациональных норм потребления во втором варианте за норматив потребления по маслу растительному принят уровень 7,5 кг в год, т.е. фактический среднедушевой уровень потребления (5,8 кг) с коэффициентом 1,3. При этом разница между предлагаемым нормативом и рекомендованным сокращается до 1/3.

За норматив по мясопродуктам в этом варианте необходимо принять рекомендованный Минтрудом (27,1 кг).

По отдельным социально-демографическим группам и видам продуктов расчеты произведены с использованием коэффициентов, полученных по методике Минтруда РФ (таблицы И-1.1-1.2; и 2.1-2.2).

В качестве основы для определения состава и структуры прожиточного минимума для одного жителя края использовались сложившиеся в 1995 году удельные веса расходов на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, на услуги и налоги (таблицы ПР - 1, ПР - 2 ). Анализ таблиц показывает: чем выше доход семьи, тем ниже удельный вес расходов на питание и выше - на непродовольственные товары (таблица ПР - 11).

В условиях жесткой ограниченности бюджетных средств в основу расчета прожиточного минимума положим структуру расходов 10% семей с наименьшими доходами. Она значительно отличается от соответствующей структуры, рекомендованной Минтрудом РФ (таблица ПР - 1). Так, доля расходов на питание в такой группе семей является самой высокой среди всех семей края (49.2%) и при этом она почти в 1.4 раза меньше рекомендованных Минтрудом России. Существенные отличия наблюдаются и по другим статьям расходов: в 1.5 раза выше по непродовольственным товарам, в 1.9 раза - по услугам и в 1.3 раза - по налогам.

Таблица 1

Структура расходов населения Алтайского края (%)

+------------------------------------------------------------------+
|                        |               Доля расходов             |
|                        |-----------------------------------------|
|                        |     в 10% семей с    | по рекомендации  |
|                        | наименьшими доходами |   Минтруда РФ    |
|                        |         1995 г.      |                  |
+------------------------------------------------------------------+

 Весь расход                               100.0              100.0

 в том числе

 на питание                                 49.2               67.4

 на непродовольственные
 товары                                     29.7               19.7

 на услуги                                  14.2                7.5

 на налоги                                   6.9                5.4

В зависимости от величины бюджетных расходов на реализацию Закона о прожиточном минимуме предлагается два варианта структуры расходов населения.

В первом варианте бюджет прожиточного минимума включает величину расходов на питание в денежном выражении равную соответствующей величине для первой децильной группы семей.

Что касается расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и взносы, то из состава бюджета прожиточного минимума исключены расходы, связанные с приобретением дорогостоящих товаров далеко не первой необходимости: теле- и радиоаппаратуры, предметов для отдыха и развлечений, транспортных средств. Состав услуг ограничивается лишь теми, что непосредственно связаны с воспроизводством жизни человека. К ним относятся:

- жилищно-коммунальные услуги;

- услуги по ремонту одежды и обуви;

- услуги по ремонту мебели, предметов домашнего обихода;

-ритуальные услуги;

- услуги учреждений культуры;

- услуги в системе дошкольного воспитания;

-медицинские услуги;

-санаторно-оздоровительные услуги;

- услуги пассажирского транспорта;

- услуги связи.

Из средств, израсходованных на налоги и взносы, исключены взносы по всем видам добровольного страхования. Состав и структура денежных расходов приведены в таблице ПР-12.

По первому варианту структура прожиточного минимума выглядит следующим образом:

Таблица 2

+------------------------------------------------------------------+
|                                             |          %         |
+------------------------------------------------------------------+

 Расходы на

 питание                                                       54.6

 непродовольственные товары                                    25.6

 услуги                                                        14.2

 налоги                                                         5.6

Во втором варианте еще более сужен состав непродовольственных товаров и услуг. Из расходов на непродовольственные товары исключены расходы на строительные материалы, табачные изделия.

В связи с тем, что значительную часть людей, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума составляют пенсионеры, в составе услуг уменьшены расходы на пассажирский транспорт на 50 %. Исключены платные медицинские услуги (эта категория лиц пользуется, в основном, услугами медицины на бесплатной основе). Состав и структура расходов по второму варианту приведены в таблице ПР-13.

Во втором варианте структура выглядит следующим образом:

Таблица 3

+------------------------------------------------------------------+
|                                             |          %         |
+------------------------------------------------------------------+

 Расходы на

 питание                                                      57.3

 непродовольственные товары                                   24.1

 услуги                                                       12.7

 налоги                                                        5.9

Для расчета структуры бюджета прожиточного минимума по социально-демографическим группам используются коэффициенты пересчета, полученные на основе предложений Минтруда РФ (таблица ПР14).

В таблицах ПР-15.1-15.4 и ПР-16.1-16.4 представлены два варианта расчетов структуры бюджета прожиточного минимума по отдельным социально-демографическим группам.

Итоговые данные по структуре расходов бюджета прожиточного минимума в разрезе социально-демографических групп приведены в таблицах И-3. И-4.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»