• Текст документа
  • Статус
Действующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 1996 года                                            N 207
г. Барнаул

О создании общественно-государственной
системы  демократического гражданского
образования в Алтайском крае.

Учитывая острую необходимость в информационно-просветительском обеспечении населения края в условиях становления новых социальных отношений в российском обществе, пропаганде федеральной и региональной политики, совершенствования государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания и формирования политической культуры населения, руководствуясь Распоряжением Президента Российской Федерации от 09.09.1994 г. N 464-рп "О поддержке деятельности общества "Знание" России", законом Алтайского края "О народном образовании в Алтайском крае" краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Поддержать предложение краевой организации общества "Знание" по формированию общественно-государственной системы гражданского образования и организации государственно-общественного учреждения "Центр гражданского образования Алтайского края".

Одобрить концепцию эксперимента по созданию и реализации общественно-государственной системы демократического гражданского образования /СДГО/ в Алтайском крае согласно приложению. Предложить администрации края /Л. А. Коршунов/ совместно с комитетом краевого Законодательного Собрания по социальной политике /Шойхет Я. Н./ и правлением краевой организацию общества "Знание" /Кондыков А. С., Сапрыкина К. А./ подписать договор о совместной деятельности в целях создания в крае системы демократического гражданского образования и устной информации населения.

2. Рекомендовать органам, уполномоченным законом края "О порядке управления объектами права собственности Алтайского края" создавать государственные краевые учреждения, совместно с правлением общества "Знание" создать государственно-общественное учреждение "Центр гражданского образования Алтайского края".

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Алтайского края рассмотреть вопрос об учреждении муниципально-общественных учреждений аналогичной направленности в муниципальных образованиях, а также рассмотреть возможные формы участия органов местного самоуправления в реализации краевой программы формирования системы гражданского образования, возможности льготного налогообложения для Центров гражданского образования по местным налогам и сборам.

4. Возложить обязанности координации работы по созданию системы демократического гражданского образования в крае и контроль за выполнением настоящего постановления на комитет краевого Законодательного Собрания по социальной политике /Шойхет Я. Н./.

Председатель краевого
Законодательного Собрания                              А. А. Суриков



ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА по созданию и реализации общественно- государственной системы демократического гражданского образования /СДГО/ в Алтайском крае

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению краевого
Законодательного Собрания
от 9 июля 1996 года N 207

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СДГО В КРАЕ

В связи с кардинальными переменами в государственнополитическом устройстве, экономической и социальной жизни россиян происходят большие изменения в становлении гражданского общества. Духовное возрождение народа - это масштабная задача, которая требует своего научного обеспечения.

Воспитание в этих условиях требует выработки идеалов, опирающихся на национальные нравственные ценности и институты /в том числе учитывая опыт прошлого/, на патриотизм и гуманизм, на осознанную дисциплину, на гражданское образование и просвещение различных категорий населения.

Прежняя система политического, экономического просвещения масс прекратила свое существование, новая демократическая система гражданского образования и просвещения не создана, отсутствуют и какие-либо попытки государственных органов к ее созданию.

Стройная система гражданского образования, опекаемая государством, давно присуща практически всем странам ЕЭС и носит международный характер.

Наиболее организованно и системно осуществляется такая работа в ФРГ. Эту страну роднит с Россией тяжелое тоталитарное прошлое, которое достаточно успешно преодолено Германией в значительной мере благодаря весьма эффективной системе политического образования. Сегодня в этой стране существует разветвленная система политического образования во главе с Федеральным комитетом, который выполняет функции координирующего и методического центра. В каждой из земель имеется свой комитет политического образования, который организационно независим от центра и подчиняется лишь земельному правительству и парламенту. Финансирование системы политического образования осуществляется из федерального и земельного бюджетов.

Подобная систем гражданского образования успешно внедряется в ряде территорий Российской Федерации /Красноярский край, Омская область, Курская область, Санкт-Петербург и другие/.

Актуальное значение гражданского образования для края определяется действием следующих факторов:

- переходом на принципиально новые экономические отношения, развитием различных форм собственности, созданием новой системы трудовых отношений и механизма их регулирования;

- усиливающейся концентрацией таких социальных ресурсов, как власть, богатство, образование и престиж у определенных групп населения, растущей имущественной поляризацией населения по уровню дохода и потребления.

Это обуславливает повышенную конфликтность общества, высокую восприимчивость населения к радикалистским идеологиям;

- полиэтническим составом населения, требующим активного противодействия национализму, сепаратизму и другим проявлениям группового эгоизма;

- неразвитостью партийной системы, недостаточной ролью общественных организаций и других механизмов выражения интересов, не позволяющим в достаточной мере направлять политическую активность населения в русло цивилизованных, регулируемых законом взаимоотношений.

Перечисленный ряд факторов далеко не исчерпывает потребности в формировании демократической политической культуры населения края, в развитии гражданского общества.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СДГО

Главная цель гражданского образования - помочь личности в преодолении проблем переходного периода, адаптироваться к новым общественным отношениям, научить адекватно ориентироваться в новой политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Оно направлено на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной.

Проясненность политического и гражданского мышления человека снимает определенную политическую напряженность, стимулирует политическую активность и ее введение в правовые формы, а, следовательно, повышает управляемость политическим процессом, нейтрализует повышенную восприимчивость населения к политическому авантюризму и национализму. Систематическое гражданское образование населения создает дополнительные предпосылки повышения эффективности государственных и иных структур и стабильности общества.

3. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержательной основой СДГО, вытекающей из его целей, является обучение демократии. В этой связи центральными вопросами системы становятся проблемы политологии и социологии, истории Отечества, основы и структуры современной государственной власти, роли и формы деятельности местных органов самоуправления.

Особое место в содержательной базе СДГО должны занять вопросы культуры: правовой, экономической, экологической, художественной, нравственной; профессиональной подготовки; функционирования социального рыночного хозяйства, нового законодательства, психологии, риторики, международной проблематики и ряд др.

Вполне очевидно, что начало формирования СДГО должно быть связано с разъяснением содержания новой российской Конституции, задачами гражданского согласия в России.

В систему непрерывного гражданского образования входят следующие направления:

- организация объективной информации населения с учетом различных категорий;

- подсистема первичных гражданских знаний в семье, дошкольных детских учреждениях;

- гражданское образование в школе, других средних специальных учебных заведений;

- гражданское образование студентов в вузах;

- подсистема гражданского самообразования;

- государственно-общественная подсистема дополнительного образования взрослых: руководители и политики различных уровней, преподаватели учебных заведений и работники СМИ, рабочие и служащие предприятий, женщины, пенсионеры, безработные, инвалиды.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование СДГО требует принципиально новых и вместе с тем естественных подходов. Прежде всего необходимо преодолеть сложившиеся в предыдущие годы негативные стереотипы населения к старой предельно идеологизированной системе политпросвета.

В этой связи новая система, на наш взгляд должна иметь следующую принципиальную базу:

- идейно-теоретический плюрализм.

Дистанциируясь от массовых и иных узкогрупповых идеологий, гражданское образование должно базироваться на общечеловеческих ценностях, саморазвитии личности на гуманистической основе, а также национальных интересах России.

- объективность и демократический консенсус;

- добровольность гарантирует демократический характер гражданского образования, его направленность на обеспечение духовной свободы личности. Этот принцип не исключает обязанность усвоения политических знаний /при сохранении идейного выбора/ молодежью, а также теми категориями работников, для которых политическая образованность выступает необходимым элементом профессиональной компетентности и которые выполняют важные общественные функции: учителя, работники СМИ, руководители государственных служб и учреждений и т.п.

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СДГО

С учетом особенностей края, а также зарубежной практики представляется реальной следующая схема организационно-методического обеспечения СДГО.

Система должна иметь общественно-государственный статус и создаваться на основе договора о совместной деятельности между администрацией края и другими организациями и учреждениями, заинтересованными в просветительской работе среди населения края.

Для ее координации при краевой организации общества "Знание" создается единый орган - краевой центр гражданского образования /со штатным аппаратом для решения организационно-исполнительных задач СДГО /.

Основные задачи краевого центра - координация действий районных, городских центров гражданского образования, служб образовательных и просветительских учреждений, обществ, ассоциаций независимо от их ведомственной принадлежности, обобщение и распространение опыта, выпуск методических пособий, государственная защита прав образовательных учреждений и объединений СДГО, их частичное бюджетное финансирование, взаимодействие со средствами массовой информации и др.

При Центре создается научный совет из числа наиболее авторитетных ученых краевого общества "Знание", вузов.

Научный совет анализирует состояние и тенденций в содержании учебного процесса, высказывает рекомендации, в том числе по издаваемой и готовящейся к изданию литературе.

Положение о Центре, научном совете, их персональный состав разрабатывается Правлением краевого общества "Знание" и после согласования с участниками договора о совместной деятельности утверждается. Аналогичные центры создаются по согласованию с администрациями при районных, городских комитетах культуры.

Организационную основу СДГО составляют:

- краевое общество "Знание" /его краевой центр гражданского образования/;

- ЦГО в городах и районах;

- образовательные учреждения всех организационно-правовых форм /в рамках общественно-политических дисциплин/;

- общественные объединения лекторов, политологов, социологов, создаваемые ими центры, курсы, семинары;

- независимые лекторы, политики, ученые, писатели и т.д., занимающиеся просветительской деятельностью;

- специализированные учебные заведения;

- издательства, средства массовой информации.

Предлагаемая структура не требует огромных материальных и организационных усилий.

В этих целях, например, наиболее реально использовать часть интеллектуального и материального потенциала краевого общества "Знание".

К сожалению, структура общества, образовательные центры, лектории сегодня сохранились только в краевом центре и г. Рубцовске. При поддержке органов власти есть возможность создать отделения и ЦГО в районах, городах и через них обеспечивать участие ведущих специалистов в информационно-образовательном процессе в любом уголке края.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ СДГО

1. На краевом уровне:

- расходы из краевого бюджета на организационно-методическую работу краевого центра гражданского образования при краевом обществе "Знание" /учитываются на лицевом счете краевого общества "Знание"/;

- частичное или полное финансирование выпускаемых на месте или приобретаемых Центром учебных пособий, технических средств;

- финансовое обеспечение краевых семинаров, покрытие расходов, связанных с командировками лекторов в районные центры, методической работой научного совета, приглашением консультантов и преподавателей из других регионов России и из-за рубежа.

2. На уровне городов и районов края применяется гибкая система ассигнований и самофинансирования. Соответствующие администрации, исходя из анализа планов и практики деятельности Центров гражданского образования, определяют квоту бюджетного финансирования.

Например, бюджет районного или городского центра гражданского образования может складываться по такой схеме:

а/ 50% из дотаций государственных органов;

б/ 20% от спонсорских поступлений;

в/ 30% от реализации платных услуг.

Отдельные Центры могут не только быть полностью самоокупаемыми, но и приносить прибыль.

                           ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Обязательное условие развития образовательных структур СДГО - льготная арендная плата, коммунальные платежи, телефонная связь, не превышающая уровень бюджетных организаций; освобождение от всех видов налогов в соответствии с Законом РФ "Об образовании" применительно к учреждениям дополнительного образования.

2. Необходимы льготы предприятиям, фондам, ассоциациям, выделяющим часть своих прибылей на развитие СДГО.



Текст документа сверен по:
"Сборник Законодательства
Алтайского края"
N 3(23), июнь, июль 1996 года,
стр. 139

О создании общественно-государственной системы демократического гражданского образования в Алтайском крае

Название документа: О создании общественно-государственной системы демократического гражданского образования в Алтайском крае

Номер документа: 207

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: Сборник законодательства Алтайского края N 3(23), стр.139
Дата принятия: 09 июля 1996

Дата начала действия: 09 июля 1996