• Текст документа
  • Статус
Действующий




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 30.09.96 г.                                     N 281

г.Барнаул

Об обращении в Конституционный
Суд Российской Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 3 Федерального закона "О Конституционном Суде" и частью 2 статьи 76 Устава (Основного Закона Алтайского края краевое Законодательное Собрание

                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями от 16 июля и от 22 декабря 1992 года, от 21 мая 1993 года и от 24 июня 1994 года) (прилагается).

     Председатель краевого
     Законодательного Собрания                          А.А.Суриков


ЗАПРОС

о проверке Конституционности закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями от 16 июля и от 22 декабря 1992 года, от 21 мая 1993 года и от 24 июня 1994 года)

27 декабря 1991 года Верховым Советом Российской Федерации принят закон Российской Федерации принят закон Российской Федерации N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Названный закон опубликован в Ведомостях Верховного Совета РФ N 11 за 1992 год и постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2119-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введен в действие с 1 января 1992 года. В последующем 16 июля и 22 декабря 1992 года, 21 мая 1993 года и 24 июня 1994 года в закон вносились изменения, вступившие в силу соответственно с 1 июля 1992 года, 1 января 1993 года, 1 июля 1993 года и 6 июля 1994 года.

Согласно преамбуле закона он определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В силу статьи первой закона установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховым Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти. Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с названным законом и другими законодательными актами (часть вторая, ст. 18).

В то же время статьей 20 закона установлен исчерпывающий перечень налогов республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов. К ним отнесены: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. А в абзаце втором части второй статьи 18 закона указано, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Установление исчерпывающего перечня налогов республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов (ст. 20) а также лишение их органов государственной власти права вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации (абзац второй части второй ст. 18), по нашему мнению, не соответствует Конституции Российской Федерации, противоречит принципам построения Основ законодательства РФ и ущемляет права края как субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью третьей статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно пункту "и" статьи 72 и части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом в соответствии с которым принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" принят 27 декабря 1991 года, т.е. до подписания Федеративного Договора (31 марта 1992 года) и принятия Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года) определяет только общие принципы построения налоговой системы в РФ и согласно пункту "и" статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации его нормы не имеют прямого действия, перечень налогов и сборов, взимаемых в субъектах РФ, не может быть исчерпывающим, и они могут вводиться законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Подтверждается это целой системой Указов Президента Российской Федерации, регулирующих вопросы налогообложения в пользу субъекта Федерации и дающих возможность субъектам РФ увеличить регулирующие доходы соответствующих бюджетов в сторону их сбалансированности при крайне скудном Федеральном финансировании. таковыми указами являются Указы Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" и Указ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации", Пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2268 установлено, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Федерации, Федерального закона, регулирующего вопросы введения дополнительных налогов и сборов нет, поэтому в силу статьи 5 Протокола к Федеративному Договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации), являющегося неотъемлемой частью Федеративного договора, до принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Федеративным договором к совместному ведению согласно его статье II, органы государственной власти краев, областей вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. Это положение также вытекает из части третьей статьи 11 Конституции Российской Федерации и подтверждает полномочия органов государственной власти краев, областей устанавливать дополнительные налоги и сборы, в связи с чем перечень налогов и сборов, взимаемых в субъектах РФ, не может быть исчерпывающим.

С учетом изложенного в связи с обнаружившейся неопределенностью в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации названные нормы закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", руководствуясь пунктом "и" статьи 72, частью 3 статьи 75, частью 2 статьи 76, статьей 125 Конституции Российской Федерации, пунктом "а" части первой статьи 3 и статьей 36 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации",

                              ПРОСИМ:

1. Проверить конституционность закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями от 16 июня 1994 года) и принять постановление о несоответствии Конституции Российской Федерации его статьи 20 и абзаца второго части второй статьи восемнадцатой.

2. На основании части третьей статьи 42 Федерального конституционного закона "О КОнституционном Суде Российской Федерации" обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о приостановлении действия статьи 20 и абзаца второго части второй статьи 18 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" до завершения рассмотрения настоящего дела в Конституционном Суде Российской Федерации.

К настоящему запросу прилагаются:

1. Официальный текст закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", опубликованный в Ведомостях Верховного Совета РФ N 11 за 1992 год - 31 экземпляр.

2. Официальный текст постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2119-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", - 31 экземпляр.

3. Копия постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания об избрании А.А.Сурикова председателем Алтайского краевого Законодательного Собрания - 31 экземпляр.

4. Копия документа, удостоверяющего ученую степень Невинского Валерия Валентиновича - 31 экземпляр.

5. Доверенность, выданная Невинскому Валерию Валентиновичу (1 экземпляр подлинный, 31 экземпляр копии).

6. Квитанция об уплате госпошлины (1 экземпляр подлинный, 31 экземпляр - копии).



"Текст документа сверен по:
Сборнику законодательства
Алтайского края, 1996 г., N 5(25), стр.52


Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации

Название документа: Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации

Номер документа: 281

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: Сборник законодательства Алтайского края N 5(25), стр.52
Дата принятия: 30 сентября 1996

Дата начала действия: 30 сентября 1996