• Текст документа
  • Статус
Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации Алтайского края от 19.10.1999 N 728.
____________________________________________________________________

     от 14.08.96 г.                             N 485
     г.Барнаул

О реализации государственной
целевой программы жилищного
строительства в Алтайском крае
в 1996-1997 гг. и до 2000 года

В соовтетствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 г. N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище" и Указом Президента РФ от 23.03.96 г. N 420 "О разработке федеральной программы "Свой дом", а также необходимости повышения эффективности осуществления целенаправленных мер по активизации жилищного строительства в крае, активного привлечения внебюджетных инвестиций, совершенствования структуры управления строительным комплексом и взаимодействия на всех этапах строительства,

                            ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить основные направления реализации государственной целевой программы жилищного строительства в крае согласно приложению 1.

2. Возложить ответственность за разработку норматьивно-правовых актов, касающихся реализации целевой Программы жилищного строительства на начальника отдела строительства администрации края Напалкова В.В. и заместителя председателя комитета администрации края по экономике Часовских Л.И.

Утвердить график подготовки этих документов в соответствии с приложением 2.

Разрешить привлекать специалистов для разработки законопроектов на договорной (платной) основе.

Для этих целей комитету по финансам, налоговой и кредитной политике выделить управлению Делами администрации края в 1996 году 20 млн.рублей.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять:

- необходимые нормативно-правовые документы для реализации государственной целевой программы жилищного строительства в 1996- 1997 годах и до 2000 года согласно приложению 3;

- программы по защите малоимущих граждан, созданию условий и возможностей для решения их жилищной проблемы, в том числе приобретения готового жилья на условиях возвратных долгосрочных ссуд.

4. Комитетам администрации края по экономике и управлению государственным имуществом, отделу строительства в месячный срок создать краевой фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.

5. Утвердить в составе государственной целевой программы жилищного строительства в крае программу "Свой дом" (прилагается).

6. Одобрить опыт комплексной застройки пос. Солнечный АО "Алтайкровля" и "Лесные Озера" г.Барнаула; Бийского ЭКПД, осваивающего производство новых прогрессивных материалов на действующих производственных площадях; АО "Астор" г.Рубцовск, АО "Стройгаз" г.Барнаул по перестройке производственной базы под выпуск прогрессивных изделий и освоение новых технологий для малоэтажного жилищного строительства.

Пресс-центру обобщить указанный опыт и в месячный срок издать информационный листок о его внедрении.

7. Отделу материально-технического снабжения и межрегиональных связей администрации края (Чапланова) совместно с управлением лесами края (Менжулин) в месячный срок определить в разрезе лесхозов объемы заготовок древесины на корню для бесплатной передачи их населению края для индивидуального жилищного строительства.

Рекомендовать администрациям городов и районов края определить норму отпуска древесины на одного индивидуального застройщика,размер лесной подати и порядок ее оплаты.

8. Установить задание на 1996-2000 гг. по вводу в эксплуатацию жилых домов в разрезе городов и районов согласно приложению 4.

9. Комитету по экономике и отделу строительства войти с предложением в Правительство Российской Федерации об открытии, в порядке исключения, кредитной линии для финансирования индивидуального жилищного строительства на основе ипотеки.

10. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации края В.С.Германенко.

     Глава администрации края                   Л.А.Коршунов

Основные направления реализации государственной целевой программы жилищного строительства в крае


Приложение 1
к постановлению администрации
края от 14.08.96 г. N 485

Основные направления реализации государственной целевой программы "Жилище" крае (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с материалами, принятыми Всероссийским совещанием, проведенным в марте 1996 года в Москве, Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации о совершенствовании системы государственной поддержки строительства и приобретения гражданами жилья на рынке недвижимости.

1. Введение

1. Осуществляемая в течение последних трех лет в 1993-1995 годах жилищная реформа предотвратила падение объемов жилищного строительства. Ввод жилья в 1995 году в крае превысил соответствующие показатели 1992-1994 годов.

2. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Приватизировано 49 процентов жилого фонда. Начал функционировать рынок жилья.

3. Совершенствовалась правовая база в области жилищной политики, адресной поддержки населения с помощью льготных кредитов безвозмездных субсидий, земельных аукционов, эмиссии жилищных заемов, теоретического и практического освоения технологии заимствований у международных банков, вовлечения в сферу долгосрочных инвестиций для развития рынка недвижимости.

4. Вместе с тем, в реализации программы строительства жилья в 1993-1995 годах ряд прогнозов не подтвердился. В 1995 году - начале 1996 года снизилась инвестиционная активность. Сохраняется проблема обеспечения жильем граждан, желающих улучшить свои жилищные условия. Насущно необходимым стало повышение социальной направленности мер поддержки определенных групп населения: малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий. Серьезное положение сложилось в сфере эксплуатации жилищного фонда. По прогнозу Департамента ЖКХ Минстроя России общий износ его к 2000 году, при существующих объемах капитального и текущего ремонта, может составить 60 процентов, т.е. жилищный фонд переходит в разряд ветхого.

5. Целью реализации "Основных направлений" краевой целевой программы жилищного строительства в 1995-1997 годах и до 2000 года является - сделать жилье доступным для большинства нуждающихся семей путем стимулирования развития доступных для населения систем долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья и других форм внебюджетного финансирования.

2. Планирование жилищного строительства
и реконструкции в крае

1. Реализация программы жилищного строительства в крае зависит от эффективной работы строительного комплекса, которому в период до 2000 года необходимо довести объемы нового жилищного строительства, реконструкции и капитального ремонта до следующего уровня:

Ввод общей жилой площади в год 1170 тыс.кв.м. в том числе:

     - реконструкция домов              15 тыс.кв.м.

     - реконструкция панельных пяти-
       этажных домов постройки 50-60-х
       годов                            45 тыс.кв.м.

     - строительство малоэтажных частных
       домов                            560 тыс.кв.м.

     - новое жилищное строительство
       (панельное, кирпичное, монолит-
       ное и др.)                       550 тыс.кв.м.

     - кроме того капитальный ремонт
       домов                            850 тыс.кв.м.

2. В целях обеспечения комплексного решения вопросов жилищного строительства, инженерной подготовки территории, строительства социальных объектов обслуживания, решения транспортных вопросов предусматривается, начиная с 1997 года, разрабатывать и утверждать ежегодные пятилетние адресные программы капитальногостроительства объектов в крае с учетом всех источников финансирования и в соответствии с Генеральными схемами инженерного обеспечения городов и районов.

3. В целях повышения эффективности планирования капитальных вложений предусматривается сокращение объемов незавершенного строительства в городах: Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби, Рубцовске и других городах и районах. По предварительным данным объем незавершенного строительства составляет на 1.01.96 г. около 800 тыс.кв.м. за счет всех источников финансирования. В 1996 году предусматривается закончить инвентаризацию незавершенного строительства с определением ее дальнейшего использования: продажа на конкурсной основе, завершение строительства с определением источника финансирования, комиссионное определение возможности дальнейшего использования некоторых объектов незавершенного строительства.

4. В целях определения эффективности использования земельных ресурсов для жилищного строительства предусматривается проводить ежегодные проверки использования ранее отведенных земельных участков под строительство и ранее предоставленных объектов городской и районной недвижимости для достройки и реконструкции. В случае неэффективного и неправильного использования принимать решение об их изъятии в соответствии с действующим законодательством и передаче на конкурсных условиях другим заказчикам.

5. Для удешевления стоимости жилья организовать участие предприятий и организаций в строительстве по совместной деятельности на основе договора.

3. Финансово-экономические вопросы
жилищного строительства в алтайском крае

1. Финансово-экономические аспекты нового этапа жилищной реформы, учитывающие реальные возможности краевого, местных федерального бюджетов, их влияние на инвестиционный климат, предусматривают к 2000 году следующую структуру финансирования жилищного строительства в год прогнозно:

     - краевой бюджет- всего            60 тыс.кв.м.

в том числе:

     льготные инвестиционные кредиты,
     безвозмездные субсидии             30 тыс.кв.м.

     социальное жилье                   30 тыс.кв.м.

     - городской, районный бюджеты -
       всего                            230 тыс.кв.м.

в том числе:

     льготные инвестированные кредиты,
     безвозмездные субсидии             130 тыс.кв.м.

     социальное жилье                   100 тыс.кв.м.

     - федеральный бюджет - всего       45 тыс.кв.м.

в том числе:

     льготные инвестиционные кредиты,
     безвозмездные субсидии             45 тыс.кв.м.

     - привлеченные инвестиционные
       средства                         835 тыс.кв.м.

в том числе:

     муниципальный жилищный займ        25 тыс.кв.м.

     кредит Всемирного банка            45 тыс.кв.м.

     ипотечное кредитование             55 тыс.кв.м.

     средства индивидуальных
     застройщиков                       310 тыс.кв.м.

     фонды внебюджетного развития
     жилищного строительства            100 тыс.кв.м.

     средства предприятий               300 тыс.кв.м.

2. На основе имеющихся нормативных актов Российской Федерации и разработанных в Алтайском крае в 1996 году планируется предоставить жителям края безвозмездные субсидии и льготные кредиты в объеме 25 млрд.рублей за счет местных краевого и федерального бюджетов. Необходимо разработать в 1996 году программу привлечения внебюджетных источников за счет продажи недвижимости и других источников для увеличения в 1997 году объемов безвозмездных субсидий и кредитов до 45 млрд.рублей в год, в 2000 году - до 130 млрд.рублей.

3. Важным направлением изыскания дополнительных внебюджетных инвестиционных ресурсов будет выпуск в крае и городах жилищных сертификатов, создание эффективного рынка ценных бумаг, привлечение средств граждан в жилищное строительство.

В 1997-2000 годах планируется выпуск жилищных сертификатов в объеме до 50 млрд.рублей.

4. Осуществляет строительство жилья за счет заемных средств Европейского банка реконструкции и развития, банков Российской Федерации и долгосрочных кредитов, объемы которых к 2000 года существенно возрастут.

5. Одним из ключевых вопросов проблемы финансирования жилищной сферы является определение экономически обоснованной стоимости строительства жилья с учетом нормативной прибыли строительных организаций, обеспечивающей необходимый уровень развития производства, обновления основных фондов. Средняя стоимость строительства жилья в Алтайском крае в 1995 году была выше, чем в средней по Российской Федерации.

В целях экономического обоснования ценообразования строительства и снижения стоимости 1 кв.м. жилья в крае будут разработаны необходимые нормативные документы.

6. Совершенствование налоговой политики в жилищном строительстве является важнейшим вопросом реализации программы "Жилище". В крае сегодня используется практика налоговых взаимозачетов строительным организациям при строительстве объектов по краевому заказу. В 1996-1997 гг. предусматривается разработать нормативные документы, обеспечивающие совершенствование налогообложения в жилищном строительстве.

7. В настоящее время финансирование капитальных вложений в инфраструктуру происходит в основном, за счет краевого и местных бюджетов. В целях снижения стоимости жилищного строительства необходимо пересмотреть объем выплат инвесторами средств долевого участия за строительство инфраструктуры в сторону резкого уменьшения (в 1,5-2 раза).

8. Важным аспектом реализации социально-экономического развития городов и районов края является строительство социального жилья для малообеспеченных граждан, а также приобретение готового жилья на условиях возвратных долгосрочных ссуд, достройки незавершенных строительством жилых домов на основе безвозмездный субсидий, а также продажа жилья в кредит с рассрочкой платежа в течение 10-15 лет.

4. Размещение жилищного строительства

1. В условиях строительства жилья за счет внебюджетных источников требования к качеству жилых домов в большой степени определяются его потребителями и инвесторами. В связи с этим появилась необходимость разработки новой концепции размещения, проектирования и строительства жилья в городах и районах края, с учетом рыночных условий, обновления типорлогии жилища, в том числе на основе экспериментального проектирования и строительства.

2. В период 1996-1997 года комитетами администрации края: по экономике, по градостроительству и архитектуре, отделом строительства, совместно с проектными институтами будет разработана программы размещения жилищного строительства до 2000 года с перспективой до 2005 года.

Программой размещения предусматривается новое строительство и реконструкция в объеме 1170 млн.кв.м. в год к 2000 году.

3. В целях снижения затрат на строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения запланированного объема жилищного строительства будет разработана специальная система мер,

4. В составе таких мероприятий предусматривается:

4.1. Разработка новых местных норм проектирования потребления инженерных ресурсов.

4.2. Корректировка генеральных планов городов и районов, разработка проектов реконструкции и застройки исторически сложившихся районов в городах: Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби".

4.3. Обеспечение обязательной установки во вновь построенных и реконструируемых жилищах, начиная с 1997 года, контрольно-измерительных и регулирующих приборов учета, позволяющих экономить энергоресурсы.

5. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом" с 1997 года в крае организовать ежегодный выпуск каталога наиболее эффективных проектов жилищного строительства, учитывающих строительство качественного жилья по доступной для граждан цене с эффективным экономическим потреблением ресурсов.

6. Важной частью реализации программы "Жилище" должен стать переход на строительство жилых домов по новым технологиям, обеспечивающим снижение удельных затрат на строительство и экономию ресурсов, а также повышение потребительских качеств жилья. Это позволит получить значительный градостроительный эффект качественного обновления самого жилья, удовлетворяющего условиям рынка.

7. Для перехода на строительство жилых домов по новым технологиям и с применением новых прогрессивных материалов, конструкций, ресурсосберегающих решений оказать строительным организациям государственную поддержку, в том числе подготовить необходимую нормативно-правовую базу;

- по снижению налогов предприятиям, выпускающим новые строительные материалы, изделия и конструкции, обеспечивающие снижение удельной стоимости строительства жилья и обеспечивающие экономию инженерных ресурсов;

- предложение по снижению таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование для производства эффективных строительных материалов, изделий и конструкций;

- предусмотреть снижение размера отчислений на инфраструктуру на строительство зданий с применением энергосберегающих методов, на сумму дополнительных затрат, необходимых для реализации при строительстве;

- рекомендации по развитию до 2005 года архитектурно-строительных систем жилищного строительства в крае с учетом применения эффективных строительных конструкций и изделий в рыночных условиях строительства в зависимости от этажности строительства, от эффективного использования инженерно-подготовленной территории строительства и покупательной способности граждан.

5. Организационное обеспечение
развития строительного комплекса

1. В целях повышения уровня координации и регулирования инвестиционно-строительной деятельности предусмотреть изменения организационной структуры управления вопросами строительства в крае.

2. В целях усиления контроля за эффективным использованием бюджетных средств на строительство, организацией исполнения бюджетных заказов на строительство на конкурсной основе планируется функции государственного заказчика по строительству объектов за счет бюджетных средств сосредоточить в одной организации субъекта территории края.

3. Учитывая важность вопросов строительства для социально-экономического развития края краевому Межведомственному Совету по строительству и архитектуре поручить рассматривать необходимость реализации крупных инвестиционных проектов в строительстве, а также вопросы реализации адресной программы, инвестиционной политики в строительстве.

4. В связи с необходимостью упорядочения вопросов выдачи технических условий на инженерное обеспечение при строительстве, а также вопросов владения построенными сетями и сооружениями организовать с 1996 года в городах и районах экспертно-контрольные органы по экспертизе выдаваемых службами города технических условий на строительство.

5. Упорядочить процесс выдачи технических условий и выдачу разрешений на присоединение построенных зданий к сетям и источникам.

6. Разработать нормативно-правовые акты по созданию контрольной службы за выполнением мероприятий по ресурсосбережению при строительстве зданий и нормативно-правовые документы, запрещающие приемку зданий без выполнения заказчиками строительства нормативных условий ресурсосбережения.

7. В связи с необходимостью развития новых систем управления и эксплуатации жилищной недвижимости предусмотреть в 1996 году дальнейшую разработку нормативных документов по созданию кондоминиумов и по упорядочению передачи прав на владение, пользование и распоряжение землей в отведенных границах, а также по владению и эксплуатации жилищной недвижимости на этой территории.

8. В целях обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда создать краевую государственную жилищную инспекцию.

     Начальник общего отдела
     администрации края                         В.Н.Кутищев


График подготовки нормативно-правовых документов, необходимых для выполнения государственной целевой программы жилищного строительства

Приложение 2
к постановлению администрации
края от 14.08.96 N 485

+---------------------------------------------------------------------+
¦    ¦                         ¦                         ¦            ¦
¦ N  ¦  Наименование           ¦          Исполнитель    ¦  Сроки     ¦
¦ пп ¦                         ¦                         ¦            ¦
¦    ¦                         ¦                         ¦            ¦
+---------------------------------------------------------------------+

1. Законодательные     инициативы краевой администрации
по строительству

1.1. Проект   Закона  края  "О  Отдел строительства  ад-  август
фонде внебюджетного   развития  министрации края,  коми-  1996 г.
жилищного строительства на се-  теты по  экономике,  фи-
ле"                             нансам, налоговой и кре-
                                дитной политике  главное
                                управление сельского хо-
                                зяйства

1.2. Проект   закона  края  "О  Комитет    администрации  октябрь
программе жилищного строитель-  края по экономике, отдел  1996 г.
ства в  крае  в 1996-1997 и до  строительства
2000 года".


1.3. Проект   закона  края  "О  Комитеты   администрации  октябрь
ежегодном выделении 5% средств  края по финансам,  нало-  1996 г.
от консолидированного  бюджета  говой и кредитной  поли-
края на жилищное строительство" тике, по экономике

1.4. Проект  Закона  края   "О  Комитет по финансам, на-  ноябрь
ежегодном выделении    5%   от  логовой и кредитной  по-  1996 г.
средств, выделяемых в  краевой  литике
бюджет на    инвестиции    для
структурной перестройки   базы
стройиндустрии и   предприятий
промышленности    строительных
материалоы" на  возвратной ос-
нове.

1.5. Проект  Закона  края   "о  Комитет    администрации  декабрь
ежегодном отчислении   25%  от  края по  архитектуре   и  1996 г.
налога (аренды) на  землю,  на  градостроительству
финансирование работ по созда-
нию краевого,  городских и ра-
йонных кадастров"


1.6. Проект  Закона  "О  сборе  Комитет по финансам, на-  февраль
0,3% от  реализации  продукции  логовой и кредитной  по-  1997 г.
на снос ветхого  и  аварийного  литике
жилья с  предприятий всех форм
собственности"

1.7. Проект Закона  "Об  осво-  Комитет по финансам, на-  июнь
бождении банков  и  фондов жи-  логовой и кредитной  по-  1997 г.
лищного строительства от нало-  литике
га с  операциями по ценным бу-
магам"

1.8. Проект Закона края "О на-  Комитеты   администрации  1997 г.
логовых льготах при выполнении  края по  экономике,  фи-
бюджетного заказа на  жилищное  нансам, налоговой и кре-
строительство"                  дитной политике

1.9. Проект  Закона  края  "Об  Комитеты по    финансам,
освобождении физических и юри-  налоговой и    кредитной  1997 г.
дических лиц, занятых жилищным  политике, по  экономике,
строительством от всех налогов" отдел строительства  ад-
                                министрации края

1.10. Проект  закона  края "Об  Комитеты   администрации  1997 г.
освобождении от уплаты  налога  края по финансам,  нало-
на имущество лиц,  занятых ин-  говой и кредитной  поли-
дивидуальным жилищным   строи-  тике, по экономике
тельством, на  период  выплаты
кредитов, полученных на строи-
тельство жилья"

2. Проекты постановлений администрации края

2.1. О  выделении  управлением  Управление Лесами,  ОМТ-
лесами Алтайского края  древе-  СиМС администрации края   октябрь
сины на  корню для безвозмезд-                            1996 г.
ной передачи ее населению края
для индивидуального  жилищного
строительства

2.2. О  совершенствовании  по-  Комитеты по   экономике,
рядка обеспечения жильем соци-  ЖКХ, финансам, ГПУ,ГУСХ   март
ально незащищенных слоев насе-                            1997 г.
ления

2.3. О  создании и порядке ве-  Комитеты по  статистике,  июнь
дения регистра  жилых   домов,  по экономике,  финансам,  1997 г.
строящихся на территории края   архитектуре, ГПУ

2.4. О ведении государственно-  Комитеты   администрации
го градостроительного кадастра  края по   архитектуре  и  декабрь
Алтайского края                 градостроительству,  го-  1997 г.
                                симуществу, по земельным
                                ресурсам и землеустройс-
                                тву

3. Нормативные акты по  проектированию и строительству


3.1. Создание  градостроитель-  Администрации городов     июнь
ных Советов городов                                       1996 г.

3.2. Положение о порядке полу-  Администрации городов
чения и выдаче технических ус-                            1996 г.
ловий на подключение  объектов
к инженерным  коммуникациям  и
решению спорных  вопросов   по
проектированию с освобождением
заказчика от уплаты на  разви-
тие энерго,  темло и водоснаб-
жение


3.3. Проведение работ по выяв-  Администрации городов     1996 г.
лению подготовленных  в  инже-
нерном отношении    территорий
для достройки (уплотнения) су-
ществующих районов  и микрора-
йонов, а также надстройки  су-
ществующего фонда.

3.4. Проведение  работ по фор-  Комитет    администрации  1997 г.
мированию краевого градострои-  края по  архитектуре   и
тельного кадастра, а также ка-  градостроительству
дастров городов и районов края


3.5. Положение  о порядке раз-  Комитеты   администрации  август
работки и корректировке  гене-  края по  архитектуре   и  1997 г.
ральных схем   и   инженерного  градостроительству,  жи-
обеспечения городов и районов   лищно-коммунальному    и
                                газовому хозяйству

3.6. Программа по энергосбере-  Комитет    администрации  май
жению и установке приборов ре-  края по   жилищно-комму-  1997 г.
гулирования и учета инженерных  нальному и  газовому хо-
ресурсов в существующем фонде   зяйству

                                Комитет    администрации
3.7. Положение  о  создании  и  края по   жилищно-комму-  декабрь
работе товариществ собственни-  нальному и газовому  хо-  1996 г.
ков жилья (кондоминиумов)       зяйству


   Начальник общего отдела
   администрации края                           В.Н.Кутищев

Перечень нормативно-правовых документов, рекомендуемых для принятия органами местного сумоуправления

Приложение 3
к постановлению администрации
края от 14.08.96 N 485

+---------------------------------------------------------------------+
¦    ¦                         ¦                         ¦            ¦
¦ N  ¦  Наименование           ¦          Исполнитель    ¦  Сроки     ¦
¦ пп ¦                         ¦                         ¦            ¦
¦    ¦                         ¦                         ¦            ¦
+---------------------------------------------------------------------+

   Законодательная инициатива муниципальных администраций по
строительству


1. Положение  о  подготовке  и   Комитет по    управлению
реализации инвестиционных про-   городским имуществом
ектов в сфере недвижимости.

2. Положение о порядке переда-    - " -
чи на баланс вновь построенных
объектов жилищного, социально-
го и инженерного назначения

3. Положение о градостроитель-   Администрации городов
ных Советах городов                                       июнь
                                                          1996 г.
4. Положение о порядке получе-   - " -
ния и выдачи технических усло-
вий на подключение объектов  к
инженерным коммуникациям и ре-
шению спорных вопросов по про-
ектированию с    освобождением
заказчика от уплаты на  разви-
тие энерго,  тепло и водоснаб-
жение.

5. Положение о проведении  ра-   - " -                    1996 г.
бот по    выявлению   инженер-
но-подготовленных   территорий
для достройки (уплотнения) су-
ществующих районов и  микрора-
йонов, а  также надстройки су-
ществующего фонда


6. Положение  о порядке разра-   Комитеты   администрации август
ботки и  корректировке   гене-   края по  архитектуре   и 1996 г.
ральных схем инженерного обес-   градостроительству,   по
печения городов и районов        жилищно-коммунальному  и
                                 газовому хозяйству

7. Положение по энергосбереже-
нию и установке приборов регу-   Комитет    администрации  сентябрь
лирования и  учета  инженерных   края по   жилищно-комму-  1996 г.
ресурсов в существующем  жилом   нальному и газовому  хо-
фонде.                           зяйству



    Начальник общего отдела
    администрации края                          В.Н.Кутищев


Задание по вводу жилья в 1993-2000 годах по Алтайскому краю

Приложение 4
к постановлению администрации
края от 14.08.96 N 485

---------------------------------------------------------------------
Наименование районов ¦1993 ¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1990 ¦2000
городов              ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
----------------------------------------------------------------------

Всего по краю       769,7   555,3 622,8 640,0 700,0 780,0 860,0 1170,0

 в том числе:

1. Алейский           3,9   5,1   4,0   5,3   6,3   6,5   7,0   7,1

2. Алтайский          4,0   5,5   6,8   7,0   7,8   8,0   8,5   9,0

3. Баевский           2,1   2,0   3,5   3,5   4,3   4,5   4,5   5,0

4. Бийский            8,3   4,0   3,4   4,7   5,5   5,5   6,0   8,8

5. Благовещенский     6,6   4,3   5,2   5,7   6,3   6,5   7,0   7,1

6. Буринский          2,3   1,3   1,1   1,5   2,0   2,0   2,5   3,0

7. Быстроистокский    3,2   3,1   2,2   3,0   3,3   3,5   4,0   4,0

8. Волчихинский       5,4   3,0   1,3   2,0   4,5   3,0   3,5   6,0

9. Егорьевский        2,3   2,2   6,5   5,0   6,0   6,0   6,5   7,5

10. Ельцовский        2,6   2,6   1,5   2,0   2,5   2,8   3,0   3,1

11. Завьяловский      4,7   4,6   5,1   5,5   6,1   6,2   6,5   6,5

12. Залесовский       3,8   2,4   2,3   2,5   4,0   4,0   4,5   4,3

13. Заринский         4,7   3,5   1,7   3,5   4,3   4,5   5,0   5,0

14. Змеиногорский     10,6  2,7   3,2   3,6   6,0   6,0   6,0   6,1

15. Зональный         6,2   3,8   1,3   2,7   4,1   4,5   5,0   5,6

16. Калманский        7,9   2,4   1,8   2,2   3,6   4,0   5,3   5,3

17. Каменский         5,7   4,2   2,4   3,5   4,6   5,0   5,0   5,2

18. Ключевской        1,9   3,5   5,6   5,6   6,5   7,0   8,0   8,1

19. Косихинский       3,7   2,6   1,8   2,5   3,6   4,0   5,0   5,2

20. Красногорский     3,9   1,8   2,6   2,8   3,6   4,0   4,5   4,5

21. Краснощековский   4,4   2,1   5,0   5,0   6,2   6,5   7,0   7,0

22. Крутихинский      3,3   2,9   1,7   1,8   2,2   2,5   3,0   3,5

23. Кулундинский      4,3   2,6   4,2   4,2   5,1   5,5   6,0   6,0

24. Курьинский        2,3   1,3   1,8   2,3   3,0   3,1   3,5   3,5

25. Кытмановский      5,9   3,8   2,9   3,0   3,7   4,0   4,5   5,0

26. Локтевский        0,7   0,8   0,7   1,5   2,0   2,0   2,5   2,5

27. Мамонтовский      7,0   7,0   7,1   7,5   8,3   8,5   9,0   10,0

28. Михайловский      6,9   4,2   4,7   5,0   5,7   6,0   6,5   7,0

29. Немецкий          0,6   3,8   3,0   3,7   4,2   4,5   5,0   6,0

30. Новичихинский     2,6   0,4   2,5   2,8   3,2   3,5   3,9   3,0

31. Павловский        7,1   9,7   7,8   8,5   9,5   10,5  10,5  10,7

32. Панкрушихинский   3,6   6,0   2,7   4,0   4,6   5,0   5,5   7,0

33. Первомайский      21,4  15,1  17,6  18,0  22,0  21,5  24,0  22,4

34. Петропавловский   3,7   3,8   3,9   4,0   5,0   5,0   5,5   5,6

35. Поспелихинский    6,7   5,3   2,5   3,0   3,9   3,5   4,0   7,7

36. Ребрихинский      2,3   2,1   4,8   5,0   5,3   5,5   6,0   6,0

37. Родинский         9,9   5,5   5,6   6,0   6,5   6,8   7,0   10,9

38. Романовский       2,4   1,6   1,5   2,5   2,8   3,0   3,5   3,5

39. Рубцовский        6,2   3,4   9,7   10,0  10,2  10,5  11,0  11,0

40. Славгородский     2,4   2,6   1,2   2,0   2,3   2,5   3,0   3,2

41. Смоленский        5,0   5,0   4,6   5,0   5,5   5,8   6,0   6,8

42. Советский         5,7   5,1   2,1   3,0   5,8   3,5   4,0   6,0

43. Солонешенский     3,7   3,1   2,8   3,2   3,5   3,8   4,0   4,5

44. Солтонский        2,9   3,5   2,8   3,4   3,8   4,0   4,2   4,5

45. Суетский          2,4   0,3   1,0   1,0   1,2   1,5   1,8   3,4

46. Табунский         1,1   0,3   0,9   1,2   1,3   1,5   1,8   2,1

47. Тальменский       8,2   9,0   7,2   8,5   8,7   9,0   9,5   10,0

48. Тогульский        4,2   3,0   2,0   2,6   3,0   3,1   3,5   5,2

49. Топчихинский      7,1   2,9   4,8   5,0   5,2   5,5   6,0   8,0

50. Третьяковский     4,8   3,2   2,2   2,6   3,2   3,5   3,5   5,0

51. Троицкий          4,7   2,2   2,1   2,2   2,6   3,0   3,5   4,5

52. Тюменцевский      2,3   2,9   2,5   3,0   3,3   3,5   4,0   4,8

53. Угловский         2,8   2,1   1,8   2,0   2,3   2,5   3,0   3,5

54. Усть-Калманский   4,5   4,0   3,3   4,0   4,2   4,5   5,0   6,0

55. Усть-Принстанский 4,6   1,2   2,3   2,7   3,0   3,2   3,5   5,6

56. Хабарский         4,7   3,3   1,5   2,2   2,5   2,7   3,0   5,7

57. Целинный          4,2   4,5   0,9   2,5   3,0   3,3   3,5   5,5

58. Чарышский         3,3   3,3   1,4   2,0   2,3   2,5   3,0   5,2

59. Шелаболихинский   1,0   0,8   1,8   2,0   2,2   2,5   2,7   3,3

60. Шипуновский             6,3   9,9   4,5   5,0   5,2   5,5   12,0

Итого по районам     334,9  268,4 255,9 236,0 260,0 290,0 320,0 370,0

1. г.Алейск           6,8   7,9   8,0   8,8   10,0  11,0  14,0  25,0

2. г.Барнаул          210,8 124,2 153,2 173,0 187,0 205,0 220,0 310,0

3. г.Бийск            89,7  61,6  86,6  86,1  95,0  109,0 115,0 170,0

4. г.Белокуриха       3,2   2,6   9,7   10,0  11,0  12,0  14,0  20,0

5. г.Горняк           1,9   3,2   2,3   3,0   3,5   4,0   5,0   12,0

6. г.Заринск          28,4  11,2  27,7  22,0  24,0  27,0  30,0  50,0

7. г.Змеиногорск      5,4   5,4  5,0    6,0   7,0   8,0   10,0  20,0

8. г.Камень-на-Оби    12,7  14,2  7,3   16,0  18,0  20,0  22,0  30,0

9. г.Новоалтайск      22,5  23,0  18,2  21,0  23,0  29,0  32,0  50,0

10. г.Рубцовск        30,7  18,3  33,2  36,5  40,0  44,0  50,0  70,0

11. г.Славгород       22,7  7,4   8,1   11,6  13,0  15,0  18,0  22,0

12. Яровое                  7,9   7,6   8,0   9,0   10,0  10,0  21,0

Итого по городам     434,8  296,9 366,9 404,0 440,0 400,0 540,0 800,0



     Начальник общего отдела
     администрации края                                  В.Н.Кутищев   

Краевая целевая программа "Свой дом"



Утверждена постановлением
администрации края
от 14.08.96 N 485


I. Паспорт краевой целевой программы "Свой дом"

II Краевая целевая программа "Свой дом"

     

1. Современное состояние и проблемы жилищного
строительства в крае

2. Основные цели и задачи

3. Сроки и этапы реализации программы

4. Ресурсное обеспечение программы

5. Механизм реализации программы

6. Перспективные виды жилья

7. Программные мероприятия и архитектурно-строительные системы малоэтажного индивидуального строительства.

8. Инженерные системы и оборудование

9. Градостроительные аспекты

10. Законодательная, организационно-правовая нормативная база

11. Контроль за ходом реализации программы

12. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы

Паспорт краевой целевой программы "Свой дом" на 1996-97 гг. и на период до 2000 года

Наименование Программы        - краевая целевая программа "Свой дом"


Дата принятия решения о       - Указ Президента РФ от 23.03.96 г.  N
разработке Программы, дата    420 "О разработке федеральной  целевой
ее утверждения                программы "Свой   дом",   распоряжение
                              Главы администрации края  от  22.04.96
                              г. N 435-р и N 436-р от 29.04.96 г.  N
                              459-р

Государственный заказчик      - Администрация   края,  администрации
Программы                     городов и районов


Основные разработчики         Комитеты администрации     края     по
Программы                     экономике, архитектуре               и
                              градостроительству,                 по
                              жилищно-коммунальному и       газовому
                              хозяйству, отдел         строительства
                              администрации края

Цели и задачи Программы       Дальнейшее развитие жилищной реформы в
                              крае:

важнейшие целевые показатели  создание организационных, финансовых и
                              правовых предпосылок  для  обеспечения
                              доступным жильем       граждан       с
                              привлечением их средств и долгосрочных
                              банковских кредитов;

                              повышение доли         индивидуального
                              жилищного строительства

                              стоимость 1 кв.м. жилья не должна пре-
                              вышать среднего 2-х месячного денежного
                              дохода на душу населения;

Сроки и этапы реализации
Программы                     - 1996-1997 гг.  и на период  до  2000
                              года
                              1 этап  (1996-97   гг.)   -   создание
                              нормативно-правовой              базы,
                              финансово-кредитного        механизма,
                              организационных структур,    внедрение
                              прогрессивных
                              архитектурно-строительных систем, ввод
                              в эксплуатацию не менее  40  процентов
                              доступного жилья  от общего объема ин-
                              дивидуального строительства.
                              
                              II этап (1998-1999 гг.) - ввод в  экс-
                              плуатацию массового доступного жилья;
                              в 1998 г. - 60%, в 1999 г. - 70%,

                              III этап  (1999-2000  гг.)  - массовое
                              строительство индивидуальных малоэтаж-
                              ных доступных по цене домов



Объемы и источники финанси-   - 2050 млрд.рублей
рования                       в том числе:

                              федеральный бюджет - 520 млрд.руб.
                              краевой и  местный   бюджеты   -   300
                              млрд.руб.;
                              внебюджетные источники - 950 млрд. руб.
                              собственные средства предприятий - 290
                              млрд.рублей

Ожидаемые конечные резуль-    -Повышение доли малоэтажного индивиду-
таты                          ального жилищного  строительства  еже-
                              годно при стоимости 1  кв.метра  общей
                              площади не  превышающей среднего 2-ме-
                              сячного денежного дохода на душу насе-
                              ления в крае;
                              развитие и совершенствование  рыночных
                              механизмов стимулирования    жилищного
                              строительства в крае;
                              создание экологически чистого семейно-
                              го дома,  сочетающего современный ком-
                              форт, качество жилья,  автономное жиз-
                              необеспечение, развитие  и  совершенс-
                              твование рыночных механизмов  стимули-
                              рования жилищного строительства в крае;
                              создание законодательной  и   правовой
                              базы развития  малоэтажного  индивиду-
                              ального жилищного строительства
                              Ввод жилья по доступной цене:
                              1997 год - 125 тыс.кв.м.

                              1998 год - 190 тыс.кв.м.

                              1999 год - 260 тыс.кв.м.

                              2000 год - 425 тыс.кв.ме.
Системы организации контроля
за исполнением программы      1. Совет администрации края

                              2. Межведомственный краевой  Совет  по
                              вопросам строительства  и жилищно-ком-
                              мунального хозяйства

                              3. Отчет администраций городов и райо-
                              нов

                              4. Краевой градостроительный Совет

II Краевая целевая программа "Свой дом"

Краевая целевая программа "Свой дом" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 420 "О разработке Федеральной целевой программы "Свой дом".

Прошедший период (1992-1995 г.) подтвердил эффективность предусмотренных администрацией края направлений жилищной реформы, позволил частично решить ряд поставленных задач.

На основе Конституции Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений и решений Минстроя РФ, краевым Законодательным Собранием и администрацией края принят ряд основополагающих законов и иных правовых актов, обеспечивающих проведение жилищной реформы в крае.

Преодолено сокращение объемов жилищного строительства. Ввод жилья составил в 1992 году 858 тыс.кв.м., 1993 году - 770 тыс.кв.м., в 1994 году - 555 тыс.кв.м., в 1995 году - 623 тыс.кв.м.

В 1995 в эксплуатацию введено 8503 квартиры общей площадью 522,8 тыс.кв.м. По сравнению с 1994 годом жители края получили в истекшем году на 629 квартир больше или на 8%.

Средний размер квартиры за 1995 год составил 73,2 кв.метра, по индивидуальному жилищному строительству 96,3 кв.м. по жилищно-строительным кооперативам 67,2 кв.м.

В сельской местности, в основном строятся одноэтажные жилые дома - 77%, 10% - двухэтажные и 13% трехи четырехэтажные дома.

12% жилья оборудовано всеми видами благоустройства, (70% всего жилья оборудовано водопроводом, 30% - центральным отоплением, 12% горячим водоснабжением), 27% всего введенного жилья не оборудовано ни одним из перечисленных видов благоустройства.

Общая площадь жилищного фонда на конец 1995 года составила 46,7 млн.кв.метров, в том числе в городских песелениях 21,9 млн. кв.метров (47%) и 24,8 млн.кв.метров (53%) в сельской местности.

Доля частного жилищного фонда составляет 63% от всего фонда. Приватизировано 49% квартир государственного, в том числе муниципального жилищного фонда (12,5 млн. - 26,7%).

650 тыс.кв.м. общей площади составляет ветхое и аварийное жилье (14% от всего жилфонда).

Уменьшилось число семей состоящих на очереди на улучшение жилищных условий.

Состоит на учете 107,8 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе: проживает в коммунальных квартирах 6,3 тыс.семей; в общежитиях - 7,9 тыс.семей, в ветхом и аварийном жилье - 2,9 тыс.семей, состоят на учете 10 лет и более 21,9 тыс.семей.

Повысилась средняя норма обеспеченности жильем до 17,2 кв.м. на человека.

Вместе с тем к существенным недостаткам жилищного строительства относятся: высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, отсутствие финансово-кредитного механизма и архитектурно-строительных систем малоэтажного домостроения.

Дальнейшее улучшение дел с вводом жилья наметится лишь при существенном увеличении объемов малоэтажного индивидуального жилищного строительства достигнутого по цене широким слоям населения и организации долгосрочного кредитования.

Рациональная застройка выделенных участков малоэтажными домами, рассчитанными на широкие слои населения, должна состоять преимущественно из блокированных домов в сочетании с домами других типов. При этом существенное внимание должно уделяться применению автономных систем инженерного обеспечения, позволяющих не только снизить дорогостоящие затраты на строительство коммуникаций, но и сократить эксплуатационные расходы.

Строительство доступного жилья целесообразно ориентировать на размер жилой площади в пределах 50-60 кв.метров (90-120 кв.метров общей площади).

Комплексное решение проблемы развития малоэтажного домостроения направлено на преодоление кризиса в жилищной сфере, рассчитано на долгосрочную перспективу и использование действующего рыночного механизма при государственной поддержке и координации межотраслевых связей.

2. Основные цели и задачи программы

Главной целью Программы является создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечения всех категорий граждан доступным жильем, стоимость 1 кв.метра которого не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения.

Для достижения главной цели настоящей Программы предстоит решить следующие задачи:

- разработки и применение механизма долгосрочного кредитования застройщиков на срок от 10 до 25 лет;

- развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно-строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;

-- повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования;

- реконструкцию существующих технологий и развитие производств прогрессивных конструкций и материалов из дерева, камня, кирпича, мелких блоков, монолитных конструкций, многослойных панелей с эффективным утеплителем;

- максимальное использование местных строительных материалов и современных технологий, позволяющих снизить стоимость строительства жилья;

- обеспечение на конкурсной основе отбора эффективных проектов жилищного малоэтажного индивидуального строительства;

- совершенствование систем эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

- переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

- разработка нормативно-правовых документов, предусматривающих расширение прав субъектов края в вопросах развития малоэтажного строительства и льгот юридическим и физическим лицам по кредитованию и уплате налогов на имущество.

3. Сроки  и этапы реализации программы

Учитывая актуальность проблемы развития массового малоэтажного строительства индивидуальных домов необходимо разработать систему мероприятий, обеспечивающих четкую координацию конкретных решений финансовых, социальных,сроки реализации Программы разделить на три этапа:

I этап (1996-1997 гг.) - создание нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, организационных структур, внедрение прогрессивных архитектурно-строительных систем, ввод в эксплуатацию не менее 40 процентов доступного жилья от общего объема индивидуального жилищного строительства;

II этап (1998-1999 гг.) - совершенствование правового и финансово-кредитного механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, ввод в эксплуатацию массового доступного жилья в 1998 году - 60%, 1999 году - 70% общего объема индивидуального жилищного строительства;

III этап (1999-2000 гг.) - массовое строительство индивидуальных малоэтажных доступных по цене домов с вводом в эксплутаацию в 2000 году не менее 80 процентов общего объемы индивидуального жилищного строительства.

В результате реализации мероприятий Программы на рынок жилья должна поступить конкурентоспособная продукция, отличающаяся низкой себестоимостью и доступной ценой.

4. Ресурсное обеспечение программы

При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита бюджетов всех уровней, в связи с этим объемы федерального и краевого бюджетов предусмотрен в границах необходимого минимума на кредитование застройщиков и разработку нормативных документов краевого уровня и предоставления наиболее эффективным инвестиционным проектам льготного кредита на конкурсной основе.

Распределение средств по объемам и источникам финансирования представлено в приложении N 1.

Реализация краевой программы предопределяет необходимость дальнейшей структурной перестройки производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов и конструкций для жилищного строительства постоянного снижения веса конструкций, переход к открытой системе домостроения, позволяющей возводить жилые дома различной этажности и потребительских качеств; организацию производства прогрессивных конструкций на основе эффективных теплоизоляционных материалов, переориентацию части домостроительных комбинатов на производство эффективных мелкоштучных материалов, производство мелких и крупных блоков с широким использованием местных материалов, включая отходы производства (золы ТЭЦ, деревообработки и т.д.)

Особое внимание будет уделено организации производства деревянных конструкций, производству штучных стеновых материалов с увеличением выпуска эффективных видов изделий с повышенной пустностью, увеличением производства стеновых мелких блоков из ячеистого бетона, которые являются высокоэффективным материалом, использование которых позволит сократить стоимость строительства на 15-30 процентов, а сроки строительства в 2-3. раза Производственные мощности по производству стеновых ячеистых блоков составляют 120 млн.шт. усл.кирпича в год.ю

Общая мощность предприятий края по производству: штучных стеновых материалов - 739,4 млн.шт.усл.кирпича, полносборного домостроения - 842 тыс.кв.м.; линолеума - 8000 кв.м.; материалов нерудных - 8655 тыс.куб.ме., в том числе: песок строительный 3267 тыс.куб.м., щебень и гравий - 5388 тыс.куб.м.; пиломатериалов 682,6 тыс.куб.м.; столярных изделий - 832,8 тыс.кв.м.; деревянных домов - 119 тыс.кв.м.; древесностружечных изделий - 10 тыс.куб.м.; пористых заполнителей - 423 тыс.куб.м.; плитки облицовочной - 250 тыс.кв.м.; цемента - 300 тыс.тонн,; кровельных материалов - 134000 тыс.кв.м.; известковых вяжущих - 154,4 тыс.тонн.

Сырьевая база промышленности нерудных строительных материалов края в целом развита достаточно хорошо. Запасы сырья практические имеются во всех районах. В крае имеется 430 сезонных кирпичных заводов, половина которых имеют стопроцентный износ, используемая технология несовершенна.

В этот же период предстоит:

- закончить строительство Заринского завода стеновых керамических материалов, производительностью 75 млн.шт.усл.кирпича;

- освоить мощности цементного завода;

- осуществить реконструкцию завода КПД-1 АО "Барнаулстрой" под производство крупных стеновых блоков на оборудовании фирмы "Бессер";

- освоить мощности на Бийском ЗКПД по производству керамического кирпича методом полусухого прессования;

- освоить производство высокоэффективных теплоизоляционных материалов на Рубцовском заводе АО "Алтайсельмаш";

- освоить производство стеновых блоков из неавтоклавного газобетона АО "Астор" в г.Рубцовске;

- осуществить реконструкцию заводов панельного домостроения АО "Алтайагрожилстрой" в гг. Барнауле, Новоалтайске: мощность 22 тыс.кв.м. домов, 50 тыс.кб.м. пиломатериалов, 60 тыс.кб.м. утеплителя;

- освоить мощности по производству кровельных материалов на Новоалтайском КРЗ, плитки "Шинглс" - 6 млн.кв.м. в год;

- освоить производство на местном сырье крупноблочных стеновых материалов на установках типа "Рифлен-универсал";

- осуществить реконструкцию сезонного кирпичного завода ТОО "Монолит-2" в с.Бешенцево, Первомайского района на производство кирпича полусухого формования с доведением его мощности до 6 млн.шт.усл.кирпича в год.

На развитие производственной базы на период реализации Программы предусматривается 560 млрд.руб.

Организация производства местных строительных материалов будет осуществляться за счет бюджетов субъектов края, а также внебюджетных источников финансирования; средств предприятий, вложений частного капитала, кредитов финансово-банковских структур.

5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы включает финансово-кредитную и организационную базы решения проблемы.

Финансово-кредитная база предусматривает комплексное использование собственных сбережений граждан, бюджетных средств и банковских кредитных ресурсов.

Организационная база предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей всех субъектов процесса производства и строительства индивидуальных домов с учетом интересов участников.

В условиях резкого сокращения федеральных бюджетных средств необходимо создание краевой системы финансирования строительства жилья, которая позволит поддержать необходимые объемы строительства жилья. В ней должны быть предусмотрены:

субсидии; льготные кредиты работникам бюджетной сферы, ипотечные кредиты, кредиты коммерческих банков, долевое участие предприятий в строительстве и реконструкции инженерных сетей в районах индивидуальной застройки;

предоставление предприятиями беспроцентных ссуд для работников на приобретение или строительство жилья; продажа жилья для работников предприятий по себестоимости

освобождение физических лиц от налогов на имущество до полного погашения кредитов;

понижение транспортных тарифов на перевозку местных строительных материалов, предназначенных для строительства жилья;

снижение налогов на прибыль банков от предоставления жилищных кредитов и других сделок в жилищной сфере.

Одним из основных вопросов решения жилищной проблемы является переориентация использования бюджетных инвестиций с финансирования деятельности строительных организаций на поддержку непосредственно граждан в строительстве и приобретении жилья, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" от 2 марта 1996 года N 430. Базовая схема программы предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в зависимости от дохода и времени ожидания в очереди уже разработана Правительством Российской Федерации (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездный субсидий на строительство или приобретение жилья" от 10 декабря 1993 года N 1278) и подлежит лишь уточнению в соответствии с вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации. Безвозмездная субсидия в размере от 5 до 70% стоимости жилья по социальной норме позволит семье по собственному выбору использовать ее либо на покупку уже готового жилья, либо на строительство нового, в том числе индивидуального дома.

Определенным категориям граждан (военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, лицам уволенным в запас или в отставку, лицам, проработавшим длительное время в районах крайнего Севера или пострадавшим от Чернобыльской аварии и некоторым другим) безвозмездные субсидии на строительство или приобретение индивидуального дома в порядке очередности и по мере наличия финансовых возможностей должны предоставляться за счет средств Федерального бюджета.

С 1997 года предусмотреть часть средств в краевом и местных бюджетах (в размере 5% консолидированного) для выделения безвозмездных субсидий индивидуальным застройщикам, а для поощрения индивидуального жилищного строительства за счет средств предприятий и организаций своим работникам выделять субсидии в объеме 30% от затрат, на строительство индивидуального жилья.

Частично субсидия из средств краевого и местных бюджетов может покрываться за счет бесплатного предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и бесплатного согласования технических условий на энергообеспечение, финансирования строительства инфраструктуры и полного освобождения от уплаты НДС всех участников индивидуального жилищного строительства. С целью заинтересованности коммерческих банков на выдачу кредитов для финансрования строительства инженерной и коммунальной инфраструктуры, решить вопрос об их освобождении от налогов в объемах равных выделяемого кредита.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" программа безвозмездных субсидий должна реализовываться через банки, выбранные на конкурсной основе в соответствии с критериями наилучшей защиты средств субсидий от инфляции и условий предоставления кредитов на жилье.

Предлагаемый механизм предусматривает финансирование части стоимости жилья (сверх безвозмездной субсидии) за счет собственных средств граждан и долгосрочных банковских кредитов.

В настоящее время значительная часть населения имеет некоторое недвижимое имущество (квартиры, земельные участки, дачи), в том числе полученное бесплатно в ходе приватизации, стоимость которого может быть использована как начальный капитал при приобретении нового жилья. Для облегчения этого процесса банками уже разработаны и используются схемы предоставления краткосрочных (3-4- мес.) промежуточных кредитов под залог, например, старого жилья. Этот кредит предоставляется на период, пока не куплено новое и не продано старое жилье.

Для накопления гражданами недостающих собственных средств необходимо использовать уже предлагаемые сегодня банками системы жилищных накопительных счетов с обязательствами последующего предоставления жилищных кредитов, а также предусмотреть эффективное сочетание возможности приобретения гражданами жилищных сертификатов (облигаций, займов на жилищное строительство) на часть стоимости жилья и получения кредита на недостающую часть.

Ключевая роль в новом финансово-кредитном механизме обеспечения доступности жилья отводится кредитно-финансовой системе.

Предоставление банками среднесрочных кредитов (1-1,5 года) на строительство жилья застройщикам (в первую очередь, строительным организациям, возможно индивидуальным застройщикам) с выплатой в период строительства лишь процентов по кредиту и возвратом суммы основного долга по окончании строительства (в случае когда заемщиком является строительная организация0 или переоформлением в долгосрочный (1-25 лет) ипотечный кредит (в случае когда заемщиком является индивидуальный застройщик).

Кроме предоставления безвозмездных субсидий огромное значение для повышения доступности жилья для населения имеет предоставление долгосрочных кредитов на его приобретение. При этом, чем длиннее срок выплаты кредита и ниже первоначальный процент по нему, тем выше доступность приобретаемого с его помощью жилья.

В настоящий момент наиболее рациональной схемой является предоставление банками долгосрочных ипотечных кредитов ( на 10-15 лет, возможно до 25 лет) на приобретение индивидуальных домов гражданами под залог этих домов и прилегающих земельных участков. Размер кредита не должен превышать 70% стоимости приобретаемого дома.

В целях налогового поощрения привлечения средств населения в жилищное строительство и повышения доступности жилья предлагается с 1997 года освободить физические лица от уплаты подоходного налога со средств, используемых на оплату государственной пошлины за регистрацию договора залога жилья, приобретаемого с помощью кредита.

Огромную роль в развитии жилищного ипотечного кредитования в крае должно сыграть государство путем создания вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов, выданных кредитными организациями, обеспечивая, таким образом, рефинансирование их кредитной деятельности, а также доступность и эффективное распределение инвестиционных ресурсов в жилищной сфере. На первичном рынке ипотечных кредитов банки будут выдавать ипотечные кредиты. Для обеспечения быстрой возвратности кредитных ресурсов и решения таким образом проблемы ликвидности кредиторы должны иметь возможность продать выданные ими ипотечные кредиты инвесторам на вторичном рынке. В этом случае первичные кредиторы выдают кредиты и обслуживают их. Но, выдав заем, банк продает его третьему лицу инвестору. Вырученные средства банк снова пускает в оборот, выдавая новые займы. развитие данной модели организации жилищного финансирования предполагает наличие вторичного ипотечного рынка, то есть рынка, на котором продаются уже выданные ипотечные кредиты. До революции 1917 года в России существовал развитый вторичный рынок закладных.

Указом Президента Российской Федерации "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" N 2281 от 24 декабря 1993 года было предусмотрено создание федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Это федеральное агентство будет покупать у банков ипотечные кредиты, при этом стандарты и процедуры, используемые банками, должны четко соответствовать стандартам федерального агентства. Для мобилизации средств на покупку кредитов федеральное агентство сможет выпускать ценные бумаги для размещения среди инвесторов, прежде всего долгосрочных. Эти ценные бумаги будут обеспечены приобретенными федеральным агентством у банков ипотечными кредитами. При наличии гарантии со стороны государства такие ценные бумаги смогут стать весьма привлекательными инструментами инвестирования как, для институцианальных инвесторов, так и для частных лиц, тем более что средства, вложенные в них будут в конечном итоге обеспечены реальной недвижимостью.

6. Перспективные виды жилища

Производство новых эффективных материалов должно дать толчок к развитию новых строительных систем: монолитных с оставляемой опалубкой из эффективного утеплителя, каркасных из различных материалов, включающих древесину, металл и бетон. Эти архитектурно-строительные системы должны отличаться технологической гибкостью, многовариантностью возможных архитектурно-планировочных и конструктивных решений, доступностью исполнения, что сделает их конкурентноспособными на современном рынке домостроительной продукции. Выбор оптимальных объемно-планировочных решений малоэтажной застройки дает возможность в среднем снизить относительные расходы на строительство в процентах: по этажности 2-3-, по изменениям средней площади - до 15, по инженерно-геологическим условиям - 10-20, по инженерным сетям - до 4, по улучшению окружающей среды - 2.

С учетом градостроительных требований энергоресурсов в индивидуальном строительстве прогнозируется строительство наиболее перспективных типов малоэтажных зданий: однодвухэтажные с мансардами и трехэтажные дома на одну семью блокированного типа.

Жилище должно иметь гибкое архитектурно-планировочное решение, рассчитанное на изменение состава семьи и, в первую очередь, на ее увеличение и в дальнейшем создание "растущего дома".

Индивидуальным застройщикам должны быть создана возможность выбора различных по величине частных дилых домов.

Особое внимание должно быть обращено на решение вопросов переработки и утилизации стоков и органических отходов экологически эффективными методами (экодом), сочетающими современный комфорт с автономными системами жизнеобеспечения, которые максимально используют естественно возобновляемые ресурсы и процессы, такие как переработка органических отходов дома биологическими методами.

Предлагается в рамках краевой программы "Свой дом" создать показательные площадки экспериментальных индивидуальных домов в нескольких городах, районах с учетом местных особенностей.

7. Программные мероприятия и архитектурно-строительные
системы малоэтажного индивидуального строительства

В настоящее время в малоэтажном строительстве края нашли применение следующие конструктивные системы: крупнопанельные из железобетона, крупно и мелкоблочные из керамзитобетона и шлакоблочные, кирпичные, деревянные (брусчатые, каркасные, панельные) и комбинированные, а также из стенового ячеситого блока.

Из общего объема краевого жилищного фонда дома из камня и кирпича составляют 29%, из изделий КПД - 49,7%, крупноблочные - 4%, из дерева - 12,4% и из прочих материалов - 4,9%.

Эти соотношения в известной мере отражают структуру сложившейся базы малоэтажного строительства в крае и могут быть использованы для прогнозирования направлений ее развития. Перспективность тех или иных архитектурно-строительных систем в решении задач краевой программы "Свой дом" и определяется не только современным состоянием индустриальной базы, но и возможностью ее использования для строительства домов силами индивидуального застройщика.

Перспективными являются конструктивные системы на основе:

- древесины;

- с использованием мелкоштучных стеновых материалов;

- полносборных железобетонных конструкций с применением: фундаментов и стен подвалов из монолитного бетона; легких трехслойных панелей на основе эффективных утеплителей; каркасных перегородок с обшивкой сухой штукатуркой типа "Кнауф", каркаса с использованием местных строительных материалов, комбинированных эффективных кладок из кирпича и каменных материалов, мелких стеновых блоков ячеистого бетона, легких панелей на основе древесины или металлического каркаса из холодногнутого профиля с обшивкой облицовочными материалами в сочетании с прогрессивными утеплителями;

- монолитного и сборно-монолитного бетона.

8. Инженерные системы и оборудование

Развитие архитектурно-строительных систем жилых зданий нельзя рассматривать в отрыве от конкретных систем инженерного оборудования.

Наиболее перспективными домами для сельской местности и пригородных зон, а также для малых городов являются малоэтажные усадебные дома с автономными системами инженерного оборудования. Внедрение таких систем в ряде случаев позволяет экономить до 30% топлива, сократить капитальные затраты, сроки строительства и ввода жилья в эксплуатацию, что дает возможность более широкого привлечения на эти цели средств конкретных застройщиков.

Основные показатели реформы инженерной инфраструктуры в условиях нового этапа жилищного строительства сводятся к следующим: газификации районов края, соврешшенствование технического урочня источников теплоты малой производительности; разработка и внедрение новых видов энергосберегающего и электротехнического оборудования; решение задач по обеспечению населения качественной водой; решение вопросов очистки сточных вод.

Развитие инженерной инфраструктуры по этапам позволит решить в ходе жилищной реформы следующие основные задачи: обеспечение инженерной инфраструктурой всего жилищного фонда края; устранение диспропорций в развитии жилищного фонда и оснащение его инженерным оборудованием; обеспечение экономии воды, теплоты, электроэнергии путем осуществления ряда практических мер; повышение технического уровня инженерного оборудования; совершенствование инженерных сетей и уменьшение их относительной протяженности.

9. Градостроительные аспекты

Градостроительные аспекты жилищной сферы и стимулы индивидуального строительства будут реализовываться на трех уровнях: федеральном, краевой и местного самоуправления.

На федеральном уровне должно обеспечиваться правовое регулирование градостроительства. Предполагается завершить создание целостной системы законодательных и нормативных документов, связанных с землями городов и других населенных мест, а также с осуществлением сделок с землей и другой недвижимостью. В этих правовых актах будут установлены сферы компетенции федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в градостроительтсве, принципы функционального зонирования территории. На общегосударственном уровне будет стимулироваться в регионах, рекомендуемых генеральной схемой расселения, обустройство мигрантов, а также северян, лиц, пострадавших от аварий, стихийных бедствий и вынужденных переселенцев.

Конкретными мерами государственной политики в течение 1996-1997 гг. должны стать на федеральном уровне:

- подготовка и введение в действие правовых актов по установлению в соответствии с градостроительными нормами границ земельных участков, на которых находятся строения с жилыми и нежилыми помещениями;

- введение положений по упорядочению прав на владение, пользование и распоряжение землей в установленных границах и иной недвижимостью в жилищной сфере в существующей застройке городов и иных населенных мест;

- правовое обеспечение возможности для физических и юридических лиц беспрепятственного получения (по нормативам) или приобретения, в том числе сверх нормативов по конкурсу и на аукционах, земельных участков в собственность для реконструкции или строительства строений с жилыми и нежилыми помещениями;

- проведение принципов энергосбережения, максимальное использование местных энергоносителей, модернизация и развитие систем инженерного оборудования и обеспечение населенных мест широкой номенклатурой инженерных систем разной мощности, адекватных градостроитеьным условиям и инвестиционным возможностям;

На краевой уровне предусматриваются применение федерального законодательства и нормирования в градостроительстве, создание законов уставов, региональных норм социального жилища, объектов социального назначения и их сетей, а также плотности застройки и требования к ее комплектности; детализируются права органов местного самоуправления по градостроительному регулированию.

На уровне органов местного самоуправления должны быть разработаны и введены в действие правоустанавливающие документы для жилищного строительства или реконструкции.

Должна быть активизирована корректировка градостроительной документации с учетом преимущественного развития малоэтажного, в том числе индивидуального жилищного строительства с сохранением многоэтажной застройки только для оборудованных инженерной инфраструктурой зон крупных городов. При этом должны быть приняты меры по улучшению архитектурного качества проектов усадебных жилых домов.

Дальнейшее стимулирование широкого развития индивидуальной и коллективной жилой застройки с приусадебными участками позволит в ближайшие годы увеличить долю малоэтажного жилья в малых городах до 90-100% общего объема строительтсва, в средних и больших - до 50-75 в крупных - до 20-25%.

10. Законодательная, организационно-правовая
и нормативная база

Законодательные и правовые документы, регламентирующие финансирование и стимулирующие индивидуальное жилищное строительство, являются неотъемлемой частью системы программных документов по жилищной реформе. В составе краевой целевой Программы в 1996-1998 гг. предполагается создать правовую основу для развития доступных видов долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья и других форм внебюджетного финансирования в жилищной сфере эффективных систем целевой поддержки граждан со средними доходами.

Развитие индивидуального малоэтажного строительства признано коренным образом улучшить организацию и осуществление строительства и выдвигает ряд неотложных требований к выбору наиболее оптимальных площадок для нового строительства, качеству и полноте разработки проектной документации, полностью отвечающей современному уровню развития жилищно-гражданского строительтсва, поставке деталей, элементов и конструкций полной заводской готовности, выбору крупных строительных фирм и малых предприятий для осуществления строительныхработ на объектах, организации и проведению подрядных торгов и разработке тендерной документации.

Практика осуществления индивидуальных проектов в условиях рыночной экономики должна основываться на проведении подрядных торгов для конкурсного отбора участников реализации проектов, что позволит достичь оптимальных цен и других наилучших условий строительтсва, чем создаются условия для конкуренции при размещении заказов, а также возможности привлечения нескольких поставщиков при их совместной ответственности за весь комплекс строительных работ.

Система нормативных документов в области индивидуального жилищного строительства должна способствовать формированию качества строительной продукции на всех этапах ее создания в условиях рыночных отношений в связи с чем в рамках разрабатываемой краевой программы представляется целесообразным усовершенствовать действующие и разработать новые нормативные документы.

11. Контроль за ходом реализации программы

Формы и методы организации управления Программой определяются администрацией края.

Администрация края с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Программы.

Органам исполнительной власти субъектов края рекомендуется по итогам каждого года информировать администрацию края о реализации Программы по следующим показателям:

- использование безвозмездных субсидий, краткосрочных и долгосрочных кредитов коммерческих банков, собственных средств граждан на строительство или приобретение жилья;

- освоение средств, выделенных из местных бюджетов на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилых поселений;

- отвод земельных участков, предоставляемых заемщикам кредитов, в бесплатное пользование для жилищного строительства доступного жилья;

- введение в действие новых энерго- и ресурсосберегающих технологических линий по производству материалов и изделий для доступного жилья;

- количество жилья, построенного в рамках Программы, а также фактически сложившуюся стоимость квадратного метра.

Администрация края обобщает поступающие с мест материалы и информирует Министерство строительства Российской Федерации по итогам года с внесением предложений по совершенствованию проводимой работы.

12. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации программы

В результате реализации Программы доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья будет повышаться и достигнет к 2000 году 45% от общего объема ввода жилья.

Ввод в эксплуатацию доступного по цене малоэтажного индивидуального жилья в 2000 году составит не менее 80 процентов общего объема индивидуального жилищного строительства.

Получат дальнейшее развитие и будут совершенствоваться рыночные механизмы стимулирования жилищного строительства в крае.

Укрепится правовая и нормативная база малоэтажного индивидуального жилищного строительства.


Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

О реализации государственной целевой программы жилищного строительства в Алтайском крае в 1996-1997 гг. и до 2000 года. Краевая целевая Программа "Свой дом"

Название документа: О реализации государственной целевой программы жилищного строительства в Алтайском крае в 1996-1997 гг. и до 2000 года. Краевая целевая Программа "Свой дом"

Номер документа: 485

Вид документа: Постановление Администрации Алтайского края

Принявший орган: Администрация Алтайского края

Статус: Недействующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 14 августа 1996

Дата начала действия: 14 августа 1996