Об утверждении Программы содействия занятости населения Алтайского края на 1996-1997 годы
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 570 "О Федеральной программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы" и в целях реализации государственной политики занятости населения на территории края
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Алтайского края на 1996-1997 годы.
2. Комитету по занятости населения края совместно с комитетами администрации края по экономике, по труду, администрациями городов и районов края и другими заинтересованными органами внести в администрацию края по итогам 1996 года предложения о необходимых изменениях и дополнениях Программы содействия занятости населения Алтайского края на 1996-1997 годы и в первом квартале 1998 года представить проект Программы содействия занятости населения края на 1998-2000 годы.
3. Отделам и комитетам администрации края обеспечить реализацию Программы содействия занятости населения на 1996-1997 годы по вопросам, относящимся к их компетенции. Рекомендовать краевым управлениям, объединениям и ведомствам оказать содействие в реализации Программы.
4. Заместителю главы администрации края Ступину В.И., комитету по занятости населения края (Сидорову А.Г.) рассмотреть и внести в Краевое Законодательное Собрание вопрос о порядке формирования Государственного фонда занятости населения в крае.
5. Войти в Правительство РФ с предложениями о повышении тарифа страховых взносов в Государственный фонд занятости Российской Федерации от работодателей до двух процентов.
6. Комитету по занятости населения края представить в администрацию края в феврале 1997 года и в феврале 1998 года отчеты о реализации Программы содействия занятости населения края на 1996-1997 годы.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Ступина В.И.
Глава администрации края Л.А.Коршунов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
края от 04.07.96 г. N 392
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
на 1996-1997 годы
Введение
Программа содействия занятости населения Алтайского края на 1996-1997 годы (в дальнейшем Программа) разработана комитетом по занятости населения Алтайского края с участием комитетов и управлений администрации края и с привлечением ученых Алтайского отдела ИЭ ОПП СО РАН, ВУЗов в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением администрации края N 425 от 24.10.95 "О состоянии и мерах по улучшению работы краевой службы занятости населения".
Основой для разработки Программы являются действующие правовые акты по вопросам труда и занятости, краевая программа "Основные мероприятия по стабилизации экономики Алтайского края на 1995-1997 годы", утвержденная постановлением администрации края от 16.10.95 г. N 412, краевое (региональное) Соглашение между объединениями предпринимателей (работодателей), краевым Советом профсоюзов и администрацией края на 1996-1997 годы, материалы прогноза социально-экономического развития края, разработанного комитетом по экономике края.
Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости.
Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития края, анализа и прогноза ситуации на рынке труда края в целом, а также его городов и районов.
Программа предусматривает оперативные и перспективные меры содействия занятости населения, в том числе создание дополнительных рабочих мест, трудоустройство и социальную поддержку безработных, развитие системы профессионального обучения и повышения квалификации, организацию общественных оплачиваемых работ, содействие самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив, защиту трудовых прав и социальных гарантий высвобождаемых работников, а также работников, находящихся в вынужденных отпусках, развитие службы занятости.
I. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
1. Трудовая активность населения и потенциальное
предложение рабочей силы
Состояние рынка труда определяется прежде всего социально-экономическими и демографическими факторами.
Демографическая ситуация в крае продолжает оставаться сложной. На протяжении последних лет наблюдается снижение рождаемости, коэффициент рождаемости в 1995 году составил лишь 8,7 (в 1994 году 9,2), коэффициент смертности - 14,6 (в 1994 году - 15,1). Никогда прежде в мирное время ухудшение демографической ситуации не было столь ощутимым, как за последние годы. В крае продолжается депопуляция населения. В 1995 году естественная убыль населения составила 16 тыс.человек, и за 4 года, начиная с 1992 года, достигла 48,7 тыс.человек.
Только за счет миграционного прироста в последние годы численность населения оставалась на одном уровне. Однако в 1995 году впервые за последние 20 лет в крае отмечено сокращение численности населения на 7,1 тыс.человек, или 0,3 процента. Это обусловлено не только естественной убылью населения, но и сокращением по сравнению с 1994 г. в 3 раза величины миграционного прироста.
Естественная убыль населения отмечена в 56 районах и в 11 городах края. Только в Немецком, Славгородском, Суетском, Табунском районах и г.Яровое сохранился естественный прирост населения.
Уменьшение численности населения затронуло 42 района и 5 городов (Барнаул, Бийск, Рубцовск, Славгород и Яровое). В 1994 году таких территорий было всего 16.
Численность населения Алтайского края на начало 1996 года составила 2690,1 тыс.человек, из них 1412 тыс.человек (52,5 процента) - горожане и 1278,1 тыс.человек (47,5 процента) проживают на селе, численность экономически активного населения составила 1301,1 тыс.чел. (48,3 процента от численности населения), из них 87 процентов заняты в народном хозяйстве.
Отмечается снижение экономической активности женщин, молодежи. Если в 1994 году экономическая активность женщин составляла около 63 процентов, то в 1995 году 58,5 процента; молодежи в возрасте 15-29 лет - 36 процентов и 23 процента соответственно. Снижается экономическая активность граждан пенсионного возраста.
Численность уволенных из Вооруженных сил за последние два года остается на одном уровне.
В последующие два года ожидается снижение численности населения в трудоспособном возрасте на 0,2-0,3 процента. Соответственно снизится численность экономически активного населения.
Существенных изменений на рынке труда в 1996-1997 годах не ожидается.
Ежегодно на рынок труда будет выходить 33,0-34,5 тыс.молодых людей в возрасте до 29 лет после окончания учебных заведений или прекративших обучение.
В связи с сокращением Вооруженных Сил будут нуждаться в занятости 10-12,5 тыс.чел. из числа военнослужащих.
Численность прибывающих мигрантов в трудоспособном возрасте будет составлять ежегодно 45-46 тыс.человек.
По-прежнему предложение рабочей силы на рынке труда будет превышать спрос на рабочую силу. Для полного удовлетворения потребности населения в работе потребуется 1226,0-1228,0 тыс.рабочих мест, реально же удовлетворенный спрос может составить 1095,0-1100,0 тыс. Несоответствие спроса и предложения снижает потенциальные возможности трудоустройства и ведет к дополнительному давлению на рынок труда.
Таблица 1
Прогноз предложения рабочей силы в 1995-97 гг.
(в среднем за год, тыс.человек)
+-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ 1995 г.¦1996 г.¦1997 г. ¦
¦ ¦ отчет ¦оценка ¦прогноз ¦
+-------------------------------------------------------------------+
Трудовые ресурсы из них: 1505,5 1500,0 1495,0
Экономически активное население 1228,8 1228,0 1226,0
Спрос на рабочие места
удовлетворенный спрос
(работающее население) 1103,9 1100,0 1095,0
неудовлетворенный спрос
(безработные) 124,9 128,0 131,0
Экономически неактивное население
(обучающиеся с отрывом от произв.,
занятые в домашнем хозяйстве и др.) 276,7 272,0 269,0
2. Рынок труда в переходной экономике
2.1. Движение кадров на рынке труда
В отчетном периоде наблюдается, как и раньше, изменение численности занятых по отраслям экономики: в одних отраслях устойчивое снижение занятых (строительство - на 13,0 процентов, промышленность - на 10,2, сельское хозяйство - на 4,9, ЖКХ и бытовое обслуживание населения - на 2,3 процента), в других - рост (лесное хозяйство - на 10,3 процента, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки - на 3 процента).
Ежегодно меняет место работы каждый третий работник. В 1995 году вновь принято на работу 216 тыс.человек.
Сохраняется превышение числа выбывших над принятыми. Однако, отрицательное сальдо движения рабочей силы уменьшается и составило в 1995 году 27 тыс.человек, что в 2 раза меньше, чем в 1994 году. Показатель замещения выбывающих с предприятий работников новыми кадрами в 1995 году возрос до 88,9 процента против 78,9 в 1994 году.
Основная часть выбывших с предприятий (72,3 процента), как и в 1994 году, увольняется по собственному желанию.
Количество высвобожденных работников в отчетном году сократилось почти в 2 раза (с 26,3 тыс.чел. до 15,1 тыс.чел.), что свидетельствует о желании руководителей предприятий сохранить квалифицированные кадры, а также этому способствует кредитно-финансовая политика, проводимая в крае, и существующая система налогообложения, которая не стимулирует сокращение излишней численности.
2.2. Оплата и условия труда
В крае продолжаются кризисные явления в сфере экономики, занятости населения. Спад производства привел к снижению уровня использования производственных мощностей. Ухудшается финансовое положение предприятий. В результате, в промышленности каждое третье предприятие убыточное. А в целом по краю в 1995 году сработало с убытком 40 процентов предприятий. Растут объемы просроченной задолженности предприятий, в том числе по выплате средств на потребление. Так, на 1 января 1996 года 65 процентов предприятий края имели просроченную задолженность по выплате средств на потребление, при этом каждая вторая из них приходилась на сельское хозяйство, каждая третья - на промышленность. По оценкам экспертов невыплата заработной платы спровоцировала дополнительный рост безработицы в 1995 году не менее, чем на 10-15 процентов.
Снижается уровень реальной заработной платы. На многих предприятиях гарантируется лишь ее минимальный размер. Высока дифференциация оплаты труда между отраслями и регионами. Так, если в целом по краю к концу 1995 года средняя заработная плата сложилась 520 тыс.рублей, то в учреждениях кредитования, финансов, страхования она достигла 908 тыс., связи - 821 тыс., транспорта 715 тыс., а в сельскохозяйственном производстве составила 355 тыс., учреждениях культуры - 371 тыс.рублей; в г. Алейске - 736 тыс., г.Заринске - 656 тыс., в Кулундинском районе - 593 тыс., а в г.Рубцовске - 380 тыс.рублей, в Славгородском районе - 287 тыс.рублей.
Низка дифференцирующая роль заработной платы в зависимости от уровня квалификации работников.
Условия труда становятся существенным фактором, влияющим на занятость населения. Ежемесячно службы занятости края располагают сведения о 3,5-6,0 тыс.свободных мест. При этом более 70 процентов из них - на рабочие места. Из них более 10 процентов не могут быть заполнены из-за неудовлетворительного состояния рабочей среды, непрестижного характера работы. Кроме того, среди безработных 38 процентов имеют высшее или среднее специальное образование и претендуют на высококвалифицированную работу.
Неудовлетворительное состояние рабочей среды снижает потенциальные возможности трудоустройства, а наличие непрестижных рабочих мест ограничивает выбор работы для молодежи и специалистов с высоким уровнем квалификации.
2.3. Виды занятости и использование рабочего времени
Экономическая нестабильность, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения края привели к изменениям в сфере занятости.
Следствием перемен на рынке труда, проведения приватизации, снижения уровня рентабельности предприятий, роста объемов просроченной задолженности предприятий и организаций края по выдаче заработной платы и другим денежным выплатам стала существенная диверсификация видов занятости.
Характерной особенностью современной ситуации в сфере труда является сокращение числа занятых всеми видами экономической деятельности по основному месту работы, одновременно растет вторичная занятость населения. Ее размеры оцениваются примерно в 150 тыс.среднегодовых работников, из них около 25 тысяч занято торгово-посреднической деятельностью.
Затруднения в трудоустройстве на постоянное место работы вынуждают часть населения искать временную или разовую работу. В 1995 году через органы занятости трудоустроено 31,3 тысячи граждан, ищущих работу, в т.ч. 2,5 тыс. или 7,9 процента - на временные работы.
Если расширение возможностей для занятости за счет разнообразия форм использования рабочего дня, недели признается позитивным моментом, то сохранение значительных объемов административных отпусков и вынужденно неполной отработки рабочего времени существенный фактор увеличения численности безработных, в том числе и скрытых на производстве.
В экономике края сохраняется явление неполной вынужденной занятости.
Ежемесячно в крае в режиме неполного рабочего времени работало 35,8 тыс.человек (3,8 процента среднесписочной численности работающих), в вынужденных отпусках находилось 52,5 тыс.человек (5,7 процента). В целом по краю около 23 тыс. человек, или каждый второй, имевший в декабре вынужденный отпуск, не получал никакой денежной компенсации, в частности, на автомобильном и водном транспорте, в торговле и общественном питании, заготовках, геологии и гидрометеорологических службах.
Наибольший удельный вес предприятий, которые останавливали производства, составляют предприятияпромышленности, в частности машиностроения, металлообработки - 37 процентов.
2.4. Отраслевая структура занятости
Отсутствие реальных финансовых ресурсов у большинства предприятий, высокие ставки банковского процента, продолжающийся рост цен, недостаток средств в бюджете снижают инвестиционные возможности предприятий. Уменьшаются объемы средств на развитие производства, его модернизацию и техническое перевооружение. Идет процесс высвобождения рабочих массовых индустриальных профессий, при этом сохраняет остроту проблема использования трудового потенциала специалистов.
Численность принятых работников в 1995 году снизилась по сравнению с 1994 годом на 5,1 тыс.человек.
Доминирующими отраслями в промышленности края остаются машиностроение и металлобоработка. В отраслевой структуре возросла доля занятых в энергетике, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. Однако спрос на рабочую силу в этих отраслях не возрос.
За 1995 год значительно уменьшился прием на работу в отраслях связи, образования, культуры, искусства, науки и научного обслуживания, органов управления, кредитования, финансов, страхования и пенсионного обеспечения. Проблема с трудоустройством работников в этих отраслях сохранит свою остроту.
Не ожидается снижения уровня безработицы среди инеженерно-технических работников. На начало 1996 года, среди безработных 7,3 процента имели высшие образование, 30,6 - среднее специальное.
Предполагается, что в последующие годы сохранится устойчивый спрос на работников сферы бытового обслуживания населения, ЖКХ, строительства, транспорта, здравоохранения.
Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обуславливают необходимость серьезных перемен как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников.
2.5. Безработица
2.5.1. Общая динамика
Сокращение спроса на рабочую силу при постоянном росте предложений приводит к ощутимому дефициту вакансий.
В течение 1995 года безработными признано 50,2 тыс.человек, или каждый второй от обратившихся в службу занятости. К концу 1995 года число безработных, зарегистрированных в службе занятости, составило 36 тыс.человек, что в 1,3 раза выше, чем в 1994 году (по России рост составил 1,4 раза).