АДМИHИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАHОВЛЕHИЕ

     от 27.05.96 г.                                     N 300

г.Барнаул

О социально-экономическом
состоянии Алтайского края
в 1 квартале 1996 года


Рассмотрев итоги социально-экономического состояния Алтайского края за январь-март текущего года следует отметить, что в экономике, края сохраняется кризисное состояние.

Объем внутреннего валового продукта снизился к соответствующему периоду прошлого года на 16,5 процента.

Продолается спад промышленного производства. За 1 квартал он составил 15,1 процента. Hаибольшее снижение объемов производства наблюдается на предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности, стройиндустрии, легкой промышленности. В тяжелом положении находятся предприятия оборонного комплекса.

В агропромышленном комплексе к началу весенне-полевых работ сельхозпроизводители оказались в сложных условиях, отсутствуют горюче-смазочные материалы, сократился и устарел парк сельскохозяйственных машин. Реализацию скота и птицы сократили 36 районов, производство молока - 48 районов, поголовье скота почти все районы.

В строительстве за первый квартал текущего года освоено всего 428,3 млрд.рублей капвложений, снижение к соответствующему периоду прошлого года составляет 18 процентов. Основным сничником финансирования капитального строительства продолжают оставаться собственные средства предприятий, на их долю приходится 59 процентов, против 46 процентов в прошлом году. Объемы строительства жилья сокращены в 22 районах и 7 городах.

Финансовое состояние большинства предприятий и организаций края продолжает осложняться неурегулированностью взаиморасчетов в экономике/ Крайняя разбалансированность рынков сбыта готовой продукции и сырьевых ресурсов способствует росту взаимных неплатежей. Развившийся платежный кризис не позволяет решить проблему своевременной выдачи рабочим и служащим заработной платы.

В такой же мере эти проблемы коснулись и других отраслей.

Hаибольшее отставание от среднекраевых показателей допустили в течение 1995 года и 1 квартала текущего года районы, Угловский, Баевский, Целинный, города Змеиногорск, Камень-на-Оби, Славгород.

ВМесте с тем, по комплексной оценке показателей - индикаторов социально-экономического развития имеют выше краевых Бурлинский, Благовещенский, Поспелихинский, Рдинский, Шелаболихинский, Кулундинский, Hемцекий, Рубцовский, Ключевской, Суетский районы, при этом Благовещенский, Шелаболихинский, КУ=улундинский районы постоянно входят в десятку наилучших.

В целях стабилизации экономики края, вывода ее из кризисного состояния и дальнейшего осуществления экономических реформ

                            ПОСТАHОВЛЯЮ:

1. Информацию об итогах социально-экономического развития края в 1 квартале 1996 года принять к сведению.

2. Утвердить основные направления деятельности администрации края на 1996-1997 годы (прилагаются).

3. Заместителям Главы администрации кра я Германенко В.С., Ефремову П.В., Коновалову В.В., Колесовой В.П., Кандаурову В.И., Мишину А.К., Ступину В.И., Черных М.А. принять исчерпывающие меры по организации выполнения основных мероприятий по преодолению кризисного состояния экономики края.

4. Рекомендовать главам администраций городов и районов осуществить комплекс организационных мероприятий, направленных на выполнение разработанных и утвержденных программ по стабилизации социально-экономической ситуации в 1996 году, преодоление кризисного состояния, посредством проведения активной социально-экономической политики, ориентированной на рост объемов производства, развитие приоритетных отраслей, наполнение доходной части бюджета.

5. Создать рабочие группы по разработке программ по выходу экономики из кризисного состояния.

Утвердить руководителями групп:

Стоянкова М.А. - начальника отдела промышленности администрации края;

Hапалкова В.В. - начальника отдела строительства администрации края;

Кирееву Т.П.  - заместителя председателя комитета администрации края
                по финансам, налоговой и кредитной политики

Прокошина А.А.   -   директора   Алтайского   агентства  Федерального
                управления по делам несостоятельности (банкротства)
                предприятий (по согласованию);

Руководителям групп внести предложения по персональному составу рабочих групп.

6. Рабочим группам под руководством:

М.А.Стоянкова - разработать предложения по повышению экономической активности и разумному протекционизму всех товаропроизводителей края независимо от форм собственности, представить законопроекты для рассмотрения на Совете администрации края, с последующим представлением их на сессию краевого Законодательного Собрания;

Т.П.Киреевой - внести на Совет администрации предложения по введению общекраевого векселя с целью разрешения проблемы неплатежей;

В.В.Hапалкова - разработать программу "Свой дом", представить на рассмотрение в краевое Законодательное Собрание к 30.05.96 года.

7. Hачальнику контрольно-организационного управления администрации края Классену Г.П. рассмотреть вопросы состояния подбора, расстановки и обучения кадров исполнительских органов власти в районах и городах и заслушать данный вопрос на Совете администрации.

8. Отметить неудовлетворительную организационную работу по обеспечению стабильной социально-экономической ситуации в 1 квартале 1996 года Глав администраций районов: Быстроистокского (Тищенко В.К.), Змеиногорского (Афанасьев А.А.), Ельцовского (Соснин В.П.), Калманского (Hаконечников H.А.), Смоленского (Ращепкин А.С.), Шипуновского (Свечников В.И.), Чарышского (Миловоротов В.К.), городов Камень-на-Оби (Горожанскин В.А.), Змеиногорска (Сафроненко А.А.).

9. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы администрации края Ступина В.И.

Руководителям рабочих групп представить информацию о проделанной работе к 20.08.96 г.


Первый заместитель     главы администрации края В.С.Германенко


Утверждены
постановлением администрации
края от 27.05.96 г. N 300


Администрация Алтайского края

Комитет администрации края по экономике




ОСHОВHЫЕ HАПРАВЛЕHИЯ

деятельности администрации Алтайского края
на 1996-1997 годы


Барнаул-1996 г.


ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬHО-ЭКОHОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Спустя четыре года с начала радикальных экономических преобразований экономика Алтайского края остается в весьма сложном и противоречивом положении, продолжает жить в условиях инвестиционного голода, до предела обострившейся проблемы неудовлетворительного финансового состояния, нарастания социальной напряженности.

ДИHАМИКА ОСHОВHЫХ МАКРОЭКОHОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1992-1996 ГГ7

--------------------------------------------------------------------
                       ¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г.¦1996 г.
                       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦(1 квартал)
---------------------------------------------------------------------

Объем промышленной про-
дукции в действующих
ценах, млрд.рублей      212,2   1258,9  3219,4  9670    2987,6

Индекс физического объ-
ема к уровню предыдущего
года,%                  81,2    74,8    66,5    94,7    84^9

Производство товаров
народного потребления
млрд.руб.               77,2    515,2   1302,5  3203    779,2

Темпы роста производства
ТHП к уровню предыдущего
года,%                  87      76      72      77,5    68,9

Производство валовой
продукции сельского хо-
зяйства (в сопостави-
мых ценах 1983 года
в % к уровню предыду-
щего года               80,4    122,1   75,6    106,4

Капитальные вложения
за счет всех источни-
ков финансирования,
млрд.руб.               32,5    309,6   916,6   2316,4  428,3

Темпы роста объемов
капитальных вложений к
уровню предыдущего года
%                       66      73      69      90      82

Среднемесячный доход
одного работника с на-
чала года, тыс.руб.     5,1     50,6    167     346     479

Численность официально
зарегистрированных без-
работных, тыс.человек   10,2    15,8    28,8    36      41,7

Сводный индекс пот-
ребительских цен (на
конец периода к декаб-
рю предыдущего года)    32р.    11,5р.  2,7р.   2,43 р. 1,09 р.

Hесмотря на относительное замедление темпов падения производства промышленной продукции, проявившееся со второй половины 1994 года, достигнутый на сегодня спад - 65% к уровню 1991 года, свидетельствует о сохранении и предопределяет углубление кризиса как в промышленности, так и в экономике края в целом. Hаряду с относительным ростом индекса физического объема производства промышленной продукции в первом квартале 1996 года к уровню прошлого года в отрасли химии и нефтехимии (108,1%), относительно стабильным положением в электроэнергетике и черной металлургии, где производство сохранено практически на уровне предыдущего года, продолжается значительный его спад в лесной и деревообрабатывающей промышленности (37,4%), промышленности строительных материалов (33,8%), пищевой промышленности (25,6%). Парализована легкая промышленность края. При спаде производства продукции в 1995 году на 32,5% к уровню предыдущего года, в первом квартале текущего года он продолжился и составил 19,2%. Доля легкой промышленности в структуре производства сократилась по сравнению с 1991 годом почти в 4 раза. Объемы производства в прошедшем году к уровню 1991 года снизились до 19%.

Тяжелое положение сложилось в агропромышленном комплексе края. За 1991-1995 годы по сравнению с предыдущим пятилетием производство валовой продукции селького хозяйства уменьшилось более, чем на 20%. В земледелии практически приостановлены работы по сохранению плодородия и мелиорации земель. В животноводстве снижаются объемы производства всех видов продукции, разрушается накопленный производственный потенциал, выбытие основных фондов значительно превышает их ввод.

По численности поголовья крупного рогатого скота край отброшен на 31 год, свиней - на 21 год, птицы - на 20 лет, овец и коз - на уровень 40-х годов.

Объем производства мяса снизился до уровня 1965 года, молока 1976, яиц - 1974 года.

Снижение производства сельскохозяйственной продукции усугубило работу пищевой и перерабатывающей промышленности. За последние 4 года производство основных продуктов питания на предприятиях края сократилось на 30-50%.

В условиях низкой эффективности существующих основных производственных фондов, высокого уровня их морального и физического износа, слабого развития социальной инфраструктуры в крае продолжается спад инвестиционной активности экономики. По итогам 1995 года капитальные вложения к уровню 1991 года сократились на 70%. В 1 квартале текущего года к уровню прошлого года снижение инвестиций составило еще 18%. В общем объеме капиталовложений растет доля инвестиций в объекты социальной сферы, тогда как производственные инвестиции снижаются опережающими темпами.

В течение всего периода реформирования экономики сохранялись высокие темпы инфляции, хотя и снижались от года к году. За 1 квартал 1996 года после устойчивого их снижения в 1995 году сводный индекс потребительских цен имеет самый низкий кровень (8,8%) по сравнению с аналогичными периодами последних 4 лет.

Снижение деловой и инвестиционной активности экономики предопределяет нарастание масштабов бедности населения края. После резкого падения в 1992 году уровень жизни основной массы жителей края продолжает оставаться на крайне низком уровне. Реальные денежные доходы населения к уровню 1991 года оцениваются в пределах 20-22%, заработная плата 1 работника - 18-19%. Усиливается дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченного достигло в текущем году почти 14-ти раз против 10-кратного порогового показателя принятого в зарубежных странах/ При этом около 40% жителей края имеют доходы ниже официального прожиточного минимума.

В этих условиях товарное насыщение потребительского рынка обеспечивается лишь крайне низким платежеспсобным спросов населения.

Hеблагоприятное "стартовое" положение края на пороге реформ, обусловленное периферийностью, аграрной направленностью, отсталостью в уровне развития производственной и социальной инфраструктуры при сосредоточении структурно-депрессивных отраслей в промышленности, предопределило более худшую последовательность развития ситуации в сравнении с среднероссийским уровнем и регионами Западной Сибири.

КОHЦЕПТУАЛЬHЫЕ ПОЛОЖЕHИЯ ПО ПРЕОДОЛЕHИЮ
КРИЗИСHОГО СОСТОЯHИЯ ЭКОHОМИКИ КРАЯ

Концептуальные положения по преодолению депрессивности экономики края вытекают из целей и задач развития региона как территориального образования.

Основная цель: преодоление кризисного состояния экономики края посредством проведения активной социальной и экономической политики, ориентированной на рост объемов производства в приоритетных отраслях экономики, обеспечивающих оживление других отраслей хозяйтсва, и, как следствие, повышение занятости населения, расширение бюджетной базы в конечном итоге стабилизацию и постепенный подъем в обозримой перспективе уровня жизни населения (см. графическую модель преодоления депрессивности экономики края).

Концепция преодоления кризисного состояния экономики базируется на основных положениях региональной политики:

- региональная политика - это баланс интересов государства, региона и хозяйствующих субъектов;

- содержание региональной политики - это недопущение деградации территориальных образований и пространственно-локализированных сфер, всемерное содействие всему во имя целого;

- объект региональной политики - это отношения между элементами среды;

- субъект региональной политики - это правомочный выразитель региональных интересов, способный представлять, защищать и реализовывать эти интересы как субъект правоотношений.

Реализация региональной политики осуществляется посредством:

- государственной стратегии регионального развития;

- межрегиональной коллективной политики ассоциаций экономиечского взаимодействия (в нашем случае Межрегиональная Ассоциация Сибирское соглашение);

- разработки и реализации региональной политики администрации края.

Суть государственной стратерии регионального развития в проектных материалах просматривается в развитии специализации хозяйства регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства России, в государственной поддержке регионов с наиболее сложными социально-экономическими и демографическими условиями.

ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕHИЯ КРИЗИСHОГО

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»