Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 16 октября 1995 г.                                   № 412
     г. Барнаул

Об основных мероприятиях по стабилизации экономики
Алтайского края на 1995-1997 годы

(утратил силу на основании постановления от 08.05.02 г. № 250)

В целях ускорения реализации Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие экономики в 1995-1997 годах"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить "Основные мероприятия по стабилизации экономики Алтайского края на 1995-1997 годы" (Приложение).

2. Комитету администрации края по экономике (Ступин В.И.) в десятидневный срок доработать мероприятия с учетом замечаний и дополнений комитетов, отделов и управлений администрации края.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации края В.И.Ступина.

     Глава администрации края                          Л.А.Коршунов



Приложение

Необходимость принятия настоящей программы обуславливается двумя обстоятельствами:

- наличием Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие экономики в 1995-1997 годах";

- постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по стабилизации экономики в Алтайском крае".

Таким образом задача программы: адаптировать на региональном уровне цели правительственной программы, с одной стороны, а также определить приоритеты и первоочередные меры по реализации Постановления Правительства - с другой, конкретизируемых до уровня отдельных хозяйственных комплексов, субъектов хозяйствования и территориальных образований.

В программу включены главным образом социально значимые межведомственные проблемы, в то время как отраслевые и территориальные (городов и районов) предполагается свести в программы структурных подразделений администрации и территориальных образований последующих низовых уровней.

Характеристика социально-экономической ситуации

Спустя три с половиной года с начала радикальных экономических преобразований экономика Алтайского края остается в весьма сложном и противоречивом положении, продолжает жить в условиях инвестиционного голода, до предела обострившейся проблемы неудовлетворительного финансового состояния, нарастания социальной напряженности.

Динамика основных макроэкономических показателей
Алтайского края в 1992-1995 гг.

+-------------------------------------------------------------------+
¦                            ¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г.       ¦
¦                            ¦       ¦       ¦       ¦(1 полугодие) ¦
¦                            ¦       ¦       ¦       ¦              ¦
+-------------------------------------------------------------------+

Объем промышленной продук-
ции в действующих ценах,
млрд.руб.                       212,2   1258,9  3219,4  3553,0

Индекс физического объема к
уровню предыдущего года, %       81,2    74,8    66,5    102,3

Производство товаров народ-
ного потребления, млрд.руб.      77,2    515,2  1302,5  1274,0

Темпы роста производства
ТНП к уровню предыдущего
года, %                          87      76      72      81,3

Производство валовой про-
дукции сельского хозяйства (в
сопоставимых ценах 1983
года), в % к уровню преды-
дущего года                     80,4     122,1   77,5

Капитальные вложения за
счет всех источников
финансирования млрд.руб.         32,5    309,6   916,6   624,0

Тепмы роста объемов капиталь-
ных вложений к уровню пре-
дыдущего года, %                 66      73      69      83

Среднемесячный доход одного
работника, тыс.руб.               5,1    50,6    167     358*

Численность официально заре-
гистрированных безработных,
тыс.человек                      10,2    15,8    28,8    33,7

Сводный индекс потреби-
тельских цен (на конец периода
к декабрю предыдущего года)     32р.    11,5р.  2,7р.   1,77р.

Несмотря на относительное замедление темпов падения производства промышленной продукции, появившееся со второй половины 1994 года, достигнутый спад - 60% к уровню 1991 года, свидетельствует о сохранении и предопределяет углубление кризиса как в промышленности, так и в экономике края в целом. Наряду с относительным ростом индекса физического объема производства промышленной продукции в первом полугодии текущего года к уровню прошлого года в отраслях: химия и нефтехимия (127%), машиностроение и металлообработка (126%), черная металлургия (106%), продолжается спад производства в промышленности (16,6%), лесной и деревообрабатывающей (10,5%). Практически парализована легкая промышленность края. При спаде производства продукции в текущем году на 42,5% к уровню прошлого года, доля ее в структуре производства сократилась с 13,8% в 1991 году до 3,6% в текущем, или почти в 4 раза. Объемы производства к уровню 1991 года снизились до 16%.

Тяжелое положение сложилось в агропромышленном комплексе края. За 1991-1994 годы по сравнению с предыдущим пятилетием производство валовой продукции сельского хозяйства уменьшилось на 20%. В земледелии практически приостановлены работы по сохранению плодородия и мелиорации земель. В животноводстве снижаются объемы производства всех видов продукции, разрушается накопленный производственный потенциал, выбытие основных фондов значительно превышает их ввод.

По численности поголовья крупного рогатого скота край отброшен на 24 года, свиней - на 19 лет, птицы - на 14 лет, овец и коз - на уровень 50-х годов.

Объем производства мяса снизился до уровня 1977 года, молока 1980, яиц - 1975 года.

Снижение производства сельскохозяйственной продукции усугубило работу пищевой и перерабатывающей промышленности. За последние 4 года производство основных продуктов питания на предприятиях края сократилось на 30-50%.

В условиях низкой эффективности существующих основных производственных фондов, высокого уровня их морального и физического износа, слабого развития социальной инфраструктуры в крае продолжается спад инвестиционной активности экономики. По итогам 1994 года капитальные вложения к уровню 1991 года сократились на 67%. В 1 полугодии текущего года к уровню прошлого года снижение инвестиций составило еще 17%. В общем объеме капиталовложений растет доля инвестиций в объекты социальной сферы, тогда как производственные инвестиции снижаются опережающими темпами.

В течение всего периода реформирования экономики сохраняются высокие темпы инфляции, хотя они и снижаются от года к году.

Снижение деловой и инвестиционной активности экономики предопределяет нарастание масштабов бедности населения края. После резкого падения в 1992 году уровень жизни основной массы жителей края продолжает оставаться на крайне низком уровне. Реальные денежные доходы населения к уровню 1991 года оцениваются в пределах 23-25%. Усиливается дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченного достигло в текущем году почти 14-ти раз против 10-кратного порогового показателя принятого в зарубежных странах. При этом 42% жителей края имеют доходы ниже официального прожиточного минимума. В среднем денежные доходы работающего члена семьи лишь на 40% превышают минимальную потребительскую корзину.

В этих условиях товарное насыщение потребительского рынка обеспечивается лишь крайне низким платежеспособным спросом населения.

Неблагоприятное "стартовое" положение края на пороге реформ, обусловленное периферийностью, аграрной направленностью, отсталостью в уровне развития производственной и социальной инфраструктуры при сосредоточении структурно-депрессивных отраслей в промышленности, предопределило более худшую последовательность развития ситуации в сравнении с среднероссийским уровнем и регионами Западной Сибири.

Концептуальные положения по преодолению
депрессивности экономики края

Концептуальные положения по преодолению депрессивности экономики края вытекают из целей и задач развития региона как территориального образования.

Цель программы: преодоление депрессивности экономики края посредством проведения активной социальной и экономической политики, ориентированной на рост объемов производства в приоритетных отраслях экономики, обеспечивающих оживление других отраслей хозяйства, и, как следствие, повышение занятости населения, расширение бюджетной базы в конечном итоге стабилизацию и постепенный подъем в обозримой перспективе уровня жизни населения (см.графическую модель преодоления депрессивности экономики края).

Графическая модель преодоления депрессивности
экономики края

                   +--------------------------+
+------------------¦  Уровень жизни населения ¦--------------------+
¦                  +---------------_----------+                    ¦
¦                                  ¦                               ¦
¦    +---------------------------+ ¦   +-------------------+       ¦
¦+---¦  Торговля                 +-+---¦Рынок жилья        ¦       ¦
¦¦+------------------------------+ ¦   +-------------------+       ¦
¦¦¦  +---------------------------+ ¦  +--------------------+       ¦
¦¦¦+-¦  Легкая и текстильная     +-+--¦ Строительство      ¦---+   ¦
¦¦¦¦ ¦  промышленность           ¦ ¦  ¦   жилья            ¦   ¦   ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦++-¦  Первичная переработка    ¦ ¦  ¦ Проектные          ¦   ¦   ¦
¦¦¦+-¦       шерсти              +-+--¦ организации        +---¦   ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦+-¦  Первичная переработка    +-+--¦ Стройматериалы     +---¦   ¦
¦¦+--¦     льна                  ¦ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦  +---------------------------+ ¦                           ¦   ¦
¦¦¦  +---------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦  ¦  Переработка (пищевая     +-+--¦ Стройидустрия      +---¦   ¦
¦¦+--¦      промышленность)      ¦ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦  +---------------------------+ ¦                           ¦   ¦
¦¦¦  +---------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦+--¦  Сельское хозяйство       ¦-+--¦ Деревообработка    +---¦   ¦
¦¦+--+-----------_---------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦ +----------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦ ¦   Содержание социальной    +-+--¦ Строймеханизация   +---¦   ¦
¦¦¦ ¦      инфраструктуры        ¦ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦¦ +----------------------------+ ¦                           ¦   ¦
¦¦¦ +----------------------------+ ¦  +--------------------+   ¦   ¦
¦¦+-¦   Сельхозмашинстроение     ¦-+--¦ Машиностроение и   ¦   ¦   ¦
¦¦  +----------------------------+ ¦  ¦  металлобработка   +---+   ¦
¦¦                                 ¦  +--------------------+       ¦
¦¦  +----------------------------+ ¦                               ¦
¦+--¦   Конверсия                ¦-¦                               ¦
¦   +----------------------------+ ¦                               ¦
¦   +----------------------------+ ¦                               ¦
¦   ¦   Структурная перестройка: ¦ ¦                               ¦
¦   ¦   развитие энергетики, до- ¦-¦                               ¦
¦   ¦   бычи драгметаллов, куро- ¦ ¦                               ¦
¦   ¦   рта Белокурихи, организа-¦ ¦                               ¦
¦   ¦   ция угледобычи           ¦ ¦                               ¦
¦   +----------------------------+ ¦                               ¦
¦              +-------------------+--------------+                ¦
+--------------¦        Занятость населения       ¦----------------¦
¦              +-------------------_--------------+                ¦
¦                                  ¦                               ¦
¦              +-------------------+--------------+                ¦
+--------------+       Объем заработной платы     ¦----------------¦
¦              +-------------------_--------------+                ¦
¦                                  ¦                               ¦
¦              +-------------------+--------------+                ¦
+--------------¦         Бюджет территории        ¦----------------+
               +----------------------------------+

Концепция преодоления депрессивности экономики базируется на основных положениях региональной политики:

- региональная политика - это баланс интересов государства, региона и хозяйствующих субъектов;

- содержание региональной политики - это недопущение деградации территориальных образований и пространственно-локализованных сфер, всемерное содействие всему во имя целого;

- объект региональной политики - это отношения между элементами среды;

- субъект региональной политики - это правомочный выразитель региональных интересов, способный представлять, защищать и реализовывать эти интересы как субъект правоотношений.

Реализация региональной политики осуществляется посредством:

- государственной стратегии регионального развития;

- межрегиональной коллективной политики ассоциаций экономического взаимодействия (в нашем случае Межрегиональная Ассоциация Сибирское соглашение);

- разработки и реализации региональной политики администрации края.

Суть государственной стратегии регионального развития в проектных материалах просматривается в развитии специализации хозяйства регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства России, в государственной поддержке регионов с наиболее сложным социально-экономическими и демографическими условиями.

Концепция учитывает и то, что депрессивность экономики края явилась следствием проведения в прошлом союзными органами управления политики оптимизации территориального разделения труда ради интересов страны в целом, не учитывая при этом интересы нашей территории. Вследствие чего другие регионы получили мощный импульс развития посредством скрытого перетока ресурсов.

В итоге экономика края может идолжна рассчитывать на компенсацию вынужденных потерь.

Главный региональный интерес обусловлен целью и задачами развития территории и состоит в формирование бездефицитного бюджета, обеспечивающего региональный воспроизводственный процесс, включающий воспроизводство населения, посредством реализации системы правил (механизмов), согласованных действий всех заинтересованных сторон (субъектов) в развитии территории, зафиксированных специальными соглашениями (в том числе между регионом и центром).

Интересы региона реализуются через осуществление определенной политики в той или иной сфере деятельности.

Возможные варианты санации

         I. Временная консервация депрессивного состояния:

а) поддержка сельскохозяйственного производства, исключающая массовую безработицу на селе и предотвращающая вынужденное переселение, в форме государственного заказа;

б) сглаживание социально-экономической ситуации, обуславливаемой привлекательностью прородно-климатических условий для беженцев и переселенцев из ближнего зарубежья, требующее ежегодно для этих целей 1,2 млрд. рублей;

в) придание определенного импульса комплексу сельскохозяйственного машиностроения и производителям сельскохозяйственной продукции посредством.

II. Реструктуризация   экономики  и  модернизация  промышленной

                             продукции:

а) создание мощностей для производства конкурентноспособных тракторов;

б) конверсия предприятий ВПК;

в) развитие энергетического комплекса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»