АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 1995 года N 182

г.Барнаул

Об утверждении программы содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год


Отметить, что органы местного самоуправления районов и городов края, комитет администрации края по занятости населения, его службы на местах проводят определенную работу по стабилизации и нормализации положения на рынке труда. Во исполнение решения малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 13.10.93 № 292 "Об утверждении программы содействия занятости населения Алтайского края на 1993-1994 годы" осуществились меры по поддержке работодателей в сохранении и создании рабочих мест, развитию системы профобучения безработных, содействию их трудоустройства и материальной поддержке.Дальнейшее развитие получили оплачиваемые общественные работы и временная занятость. Особое внимание уделялось слабозащищенным слоям населения. В результате основная часть мероприятий программы содействия занятости населения на 1993-1994 годы выполнена и в целом по краю удалось избежать кризисной ситуации на рынке труда.

Вместе с тем ситуация на рынке труда продолжает усложняться и в ряде территорий приближается к критической.

В большинстве районов и городов не прогнозируется улучшение положения с занятостью населения. Крайне неблагоприятное финансовое положение в сельском хозяйстве и ряде предприятий создает серьезные предпосылки к увеличению численности безработных на селе. Это явно недооценивается органами местного самоуправления.

В течение 1994 года, несмотря на неблагоприятную ситуацию на рынке труда, в ряде территорий (Благовещенском,Завьяловском,Михайловском, Новичихинском,Павловском, Ребрихинском, Родинском, Советском,Усть-Пристанском районах) ход выполнения программ содействия занятости населения на 1993-1994 годы органами местного самоуправления не контролируется.

Во многих районах и городах принижена роль координационных комитетов содействия занятости населения.

В ряде районов и городов (Баевском,Бурлинском,Косихинском, Петропавловском, Ребрихинском, Табунском, Усть-Калманском, Хабарском, гг. Алейске,Белокурихе, Яровом), разработанные программы содействия занятости населения на 1995 год не содержат конкретные меры по улучшению занятости населения.

До сего времени не утверждены органами местного самоуправления программы содействия занятости населения на 1995 год в гг.Змеиногорске, Рубцовске.

П о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить Программу содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год.

2. Комитету администрации края по занятости населения (Мельник) совместно с другими комитетами администрации края, краевыми службами, администрациями районов и городов обеспечить реализацию основных направлений работы по занятости населения, определенных указанной программой.

3. Рекомендовать администрациям районов и городов края обеспечить реализацию территориальных программ содействия занятости населения на 1995 год, предусматривая в первую очередь развитие активных форм занятости населения - сохранение и созданение рабочих мест, организация общественных работ и временной занятости,профессиональное обучение незанятого населения и др.

4. Войти с предложениями в краевое Законодательное Собранение о снятии с контроля решения малого Совета народных депутатов от 13.10.93 № 292 "Об утверждении программы содействия занятости населения Алтайского края на 1993-1994 годы".

5. Комитету администрации края по занятости населения (Мельник) о ходе реализации программы проинформировать администрацию края к 15 октября т.г. и 15 февраля 1996 года.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Сидорова А.Г.

Глава администрации края
Л.А.Коршунов

Приложение
к постановлению
администрации края от
16.05.95    N 182

Программа содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год

г.Барнаул 1995 год


I. Цели и задачи программы

Программа содействия занятости населения края разработана во исполнения распоряжения администрации края от 18.08.94 г. n 716-Р в соответствии с Законом ЯРоссийской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", нормативными документами Федеральной службы занятости России.

В программе учтены Положения краевого (территориального) Соглашения между объединениями предпринимателей (работодателями), краевыми объединениями профсоюзов и администрацией края на 1995 год, районных и городских программ содействия занятости населения, предложения краевых управлений и объединений, комитетов администрации края и других органов.

Программа направлена на решение следующих задач:

сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;

недопущение критической ситуации на городских и районных рынках труда;

создание условий для развития занятости населения в альтернативных, негосударственных секторах экономики;

обеспечение поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;

дополнительное содействие занятости категорий населения, испытывающих особые трудности в трудоустройстве;

смягчение последствий долговременной безработицы.

Программа будет реализована прежде всего за счет осуществления мероприятий в области активной политики занятости населения:

- государственная поддержка рабочих мест и работников находящихся под риском увольнения;

- содействия трудоустройству, организации временной занятости и общественных работ;

- профессиональная ориентация и профессиональное обучение.

В основе политики дальнейшего развития активных форм работы по содействию занятости населения заложена оценка ситуации на рынке труда на конец прошлого года и прогноза социально-экономического развития и рынка труда края на 1995 год по среднему варианту, т.е. при уровне безработицы 3,2 процента.

Углубление социально-экономического кризиса, нарастание уровня безработицы, конкуренции за рабочее место, количества и удельного веса работников, находящихся под риском увольнения, могут изменить в той или иной мере приоритетность действий на рынке труда в пользу первоочередности пассивных форм работы, и прежде всего, своевременной и в полном оъеме выплаты пособий по безработице, досрочной пенсии всем гражданам, имеющих на это право.

Соотношение активных и пассивных форм деятельности определяется вариантностью развития и прогноза рынка труда.

Условия реализации Программы:

- ее стабильное финансирование;

- правовое и информационное обеспечение;

- контроль за ходом выполнения ее положений и мероприятий.

Разделы программы сгруппированы по характеру действий на рынке труда: активные и пассивные формы действий.

Программа, ее положение и мероприятия, основанные на среднем варианте прогноза рынка труда, будут своевременно корректироваться, если социально-экономическое развитие,прогноз рынка труда края будут развиваться по другим вариантам.

II. Положение на рынке труда края
Итоги 1994 года

Нестабильное социально-экономическое положение в крае оказало негативное влияние на ситуацию на рынке труда, которая в целом характеризуется следующим:

Активизацией процессов высвобождения работников. За 1994 год численнность высвобожденных работников составила 26,3 тыс. человек или 2,7 процента от среднесписочной численности работающих, тем самым превысив данный показатель за 1993 год в 1,6 раза. 38 процентов высвобожденных - работники промышденных предприятий. Наибольшее высвобождение произошло с предприятий и организаций торговли и общепита ( 7,8% от численности работающих), материально-технического снабжения и сбыта (7,4%), промышленности (4,5%), культуры и искусства (5,9%), строительства (3,4%). При этом темпы падения производства опережали темпы сокращения численности работающтх;

Продолжающимся переливом рабочей силы между секторами экономики и отраслями народного хозяйства. Доля занятых в государственном секторе составила около 52% от всей численности занятых в народном хозяйстве края и за последний год она сократилась на 4 процентных пункта.

Сокращение численности наблюдалось прежде всего в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, торговле и общепите, жилищно-коммунальном хозяйстве. Вместе с тем увеличение занятых отмечалось на предприятиях и организациях связи, здравоохранения и социального обеспечения, народного образования, кредитования, финансов и страхования;

Усилением напряженности на официально контролируемом рынке труда. В конце года только каждый восьмой из числа незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости, мог рассчитывать на свободное рабочее место или вакансию. При этом, если в городской местности на рабочее место претендовали 3 человека, то в сельской 51 человек. В течение года напряженность на городском рынке труда снизилась с 7 до 3,5 чел. на место, на селе возрасла с 26 до 51 человека;

Преобладанием численности выбывших работников над численностью принятых на работу. За 1994 год с предприятий выбыло 281,2 тыс.чел. или 28,6 процента их среднесписочной численности. Объемы выбытия лишь на три четверти (78,7 процента) компенсировались приемом новых работников на эти предприятия. Отрицательное сальдо движения рабочей силы составило 60,0 тыс. человек;

Значительными масштабами неполной занятости, являющейся потенциалом безработицы. В течение года вынужденно отправлялись в отпуска в промышленности - кажды второй, в строительстве - каждый третий, на транспорте, в науке и научном обслуживании - каждый шестой работающтй. В конце года размеры неполной занятости оценивались в 143,3 тыс. человек или 12,4 процента от экономически активного населения, тогда как в 1993 году 115,3 тыс. человек и 9,8 процента соответственно;

Увеличением числа территорий, в которых отмечается кризисная ситуация на рынке труда. Это прежде всего, города и поселки с градообразующими предприятиями (гг.Славгород, Яровое, Заринск, Благовещенский, Локтевский, Михайловсктй, Табунский районы ) и лесные поселки;

Превышением темпов прироста численности безработных, проживающих в сельской местности, над темпами прироста численности безработных, проживающих в городской местности. За 1994 год их численность возросла в 1,6 раза, в то время как численность безработных в городской местности возросла в 1,1 раза.

К началу 1995 года численность безработных, проживающих в сельской местности, достигла 18,4 тыс.чел. или 63,7 процента от от численности всех безработных;

Изменением половозрастной структуры безработных, проявившейся в уменьшении удельного веса женщин с 78 до 70 процентов и молодежи в возрасте 16-29 лет с 36 до 33 процентов;

Увеличение роли долговременных безработных. Доля безработных, имеющих этот статус свыше 4-х месяцев, возросла с 43,0 до 53,5 процента, в том числе свыше 8 месяцев с 21,6 до 27,6 процента;

Продолжающимся ростом численности безработных. За истекший год безработными были признаны 47,0 тыс.человек, что в 1,3 раза больше, чем в 1993 году.

Уровень социальной безработицы, рассчитанный по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте увеличился с 1,1 процента на начало 1994 года до 1,9 процента на конец года. Причем уровень безработиуы в городской местности возрос с 9,7 до 1,3%, а в сельской - с 1,5 до 2,6%.

С учетом лиц, неполностью занятых на производстве, а также лиц, не имеющих занятия, но активно их ищущих и в соответствии с методологией МОТ классифицирующихся как безработные, общий потенциал безработицы в крае составил 190,3 тыс.человек или 12,6 процента трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, что в 6,3 раза превышает официальный уровень безработицы.

По степени напряженности на рынке труда выделяются Благовещенский, Завьяловский, Кулундинский, Локтевский, Михайловский, Новичихинский, Поспелихинский районы, города Заринск, Славгород, Яровое, в которых уровень официально зарегистрированной безработицы превышает среднекраевой показатель в 2,5-4,0 раза и составляет от 4 до 7,6 процента.

В рамках выполнения Программы содействия занятости наседения Алтайского края на 1993-1994 годы в отчетном году из 65 тысяч граждан, обратившихся к услугам службы занятости, 23,0 тыс. или около 37% были трудоустроены на предприятия и в организации различных форм собственности, что на 16% больше, чем в 1993 году, 2,3 тыс. человек прошли профессиональное обучение, что в 2,2 раза больше, чем в 1993 году, 2,1 тыс.чел. были заняты на общественных работах (в 1993 году - 0,9 тыс. чел.). В течение года с участием средств фонда занятости в виде субсидий и льготных возвратных кредитов удалось сохранить 23,3 тыс. рабочих мест и создать 3,7 тыс. дополнительных для граждан, нуждающихся в государственной поддержке, а также обеспечить работой в свободное от учебы время 12 тыс. подростков - учащихся школ. Кроме того 52 безработным была оказана финансовая и методическая помощь в организации собственного дела, а 567 чел. - в обеспечении самозанятости.

Правом досрочного выхода на пенсию воспользовались 1,2 тыс. безработных, пособие по безработице было назначено 41,1 тыс. безработных. Услуги по профориентации получили 26,3 тыс.человек.

Перспективы на 1995 год

По прогнозным расчетам численность трудовых ресурсов в крае сохранится на уровне 1994 года и составит 1487,0 тыс.человек. Численность же занятых в народном хозяйстве сократится на 5 тыс. человек (0,5%), в основном за счет промышленности, и составит в среднегодовом исчислении 1104,0 тыс. человек. При этом численность работающих на государственных предприятиях уменьшится на 46,2 тыс. человек или на 12,2%, на 38,0 тыс.чел. увеличится число занятых в сфере частного и индивидуального предпринимательства и на 15,0 тыс.на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности. Доля занятых на государственных предприятиях снизится с 52,4 в 1994 году до 46,2% в 1995, возрастет в сфере частного и индивидуального предпринимательства - с 34,3 до 38,0 и на предприятиях и организациях со смешанной формой собственности - с 12,6 до 14,9%.

Наибольшее обострение социальной напряженности, связанной с высоким уровнем безработицы в 1995 году, произойдет в промышленности, в следующих ее отраслях: сельхозмашиностроении, предприятия которые ориентированы на азиатские республики, текстильной и легкой - потерявшей сырьевую базу, химической и нефтехимической промышленности.

Усложнится ситуация в ряде городов, где предприятия этих отраслей являются градообразующими. Так с основных предприятий г. Рубцовска ( АООТ "Алтайский трактор", АО "Алтайсельмашхолдинг", "Алтайский завод тракторного электрооборудования") в результате спада производства в 1994 году высвобождено 3,7 тыс. человек, в 1995 году - может быть высвобождено 4,5 тыс. Уровень безработицы в городе достигнет при этом 5,0 процентов.

В г. Заринске с АО " Алтай - кокс" высвободится 200 чел., в том числе 100 женщин при сложившемся по состоянию на 01.01.1995 г. уровне безработицы 7,3% ( по краю 1,9%).

В г. Яровое, где уровень безработицы на начало 1995 года уже составляет 5,7%, с градообразующего предприятия "Алтайхимпром" ожидается высвобождение порядка 0,2 тыс. человек, что увеличит уровень безработицы до 7,5%. В г. Горняке Локтевского района практически прекратил свою деятельность Золотушинский рудник, на грани остановки обоготительная фабрика. Высвобождение работников этих предприятий ( 1,5 тыс. человек) поднимает уровень безработицы района с 5,0 до 13,3 процента.

Ситуация на рынке труда будет обострятся миграционными процессами. В 1994 году миграционный прирост возрос в 1,5 раза и составил 26,8 тыс. человек. Прогнозные оценки дают основание предполагать, что миграционные потоки на Алтай будут возрастать и окажут более сильное давление на рынок труда края.

Рынок труда в крае может составить от 240,7 до 333,2 тыс. человек в зависимости от социально-экономической ситуации, однако наиболее оптимален средний вариант, когда спад производства будет продолжаться, но темпы его замедлятся.

Из числа граждан, вышедших на рынок труда 32,3 тыс. человек составят высвобожденные, 27,8 - молодежь, окончившая учебные заведения, 10,5 - уволенные из Вооруженных Сил. Более 55 процентов из числа вышедших на рынок - уволившиеся по собственному желанию. При этом большая часть из них будет вынуждена покинуть прежнее место работы из-за нестабильной социально - экономической ситуации на предприятиях, отсутствия гарантированного заработка или длительной задержки его выплаты.

В 1995 году возрастет доля граждан, нуждающихся в помощи службы занятости. Их число может составить 124,3 тыс. человек. К концу года численность официально зарегистрированных безработных достигнет 47,8 тыс. человек, а уровень безработицы 3,2% от числа трудоспособного населения. Неофициальная же безработица может достигнуть 8 процентов.

Приложение N 1

Прогноз занятости населения края на 1995 год
(в среднегодовом исчислении)

(тыс.руб.)

1993 г. 1994 г. 1995 г.
отчет   оценка  прогноз

Численность постоянного населения           2684,8  2689,5  2682,0

Трудовые ресурсы                            1489,9  1488,0  1487,0

Численность занятых                         1175,9  1109,0  1104,0

в том числе
В материальном производстве                  870,6   820,8   816,0

в том числе
Промышленность                               318,9   275,4   269,6

Сельское хозяйство                           292,2   264,1   263,0

Строительство                                 76,6    74,2    75,0

Транспорт и связь (в части обслуживания
производства)                                 77,9    73,0    72,0

Лесное хозяйство                               5,7     5,8     5,7

Торговля, общественное питание,
материально-техническое снабжение,
сбыт и заготовки                              84,6    67,7    68,0

Прочие отрасли материального производства     14,7    69,6    62,7

В непроизводственной сфере                   305,3   288,2   288,0

в том числе
Жилищно-коммунальное хозяйство
и непроизводственные виды
бытового обслуживания                        49,3     40,4    40,0

Здравоохранение, физкультура,
социальное обеспечение                       70,6     67,9    68,0

Народное образование, культура,
искусство                                   134,1    123,1   123,5

Наука и научное обслуживание                  7,3      6,7     6,5

Финансы, кредитование, страхование,
пенсионное обеспечение                       11,3     12,1    12,0

Аппарат органов гогсударственного
управления, органы управления
кооперативных и общественных
организаций, межотраслевых органов
управления, судебных и юридических
учреждений, охраны общественной
безопасности                                 32,7     38,0    38,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»