РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 24.04.95                                                    N 85
 г.Барнаул

Об итогах депутатских
слушаний "О состоянии
охраны здоровья
населения края"

Краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Согласиться с оценкой, выводами и рекомендациями, содержащимися в прилагаемом Заключении по итогам депутатских слушаний "О состоянии охраны здоровья населения края".

2. Утвердить План работы краевого Законодательного Собрания по реализации предложений, высказанных в процессе депутатских слушаний /прилагается/.

3. Текст Заключения по итогам депутатских слушаний опубликовать в газете "Алтайская правда".

 Председатель краевого                                  А.А.Суриков
 Законодательного Собрания


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению  краевого
Законодательного Собрания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам депутатских слушаний в краевом
Законодательном Собрании "О состоянии охраны
здоровья населения края"

Здравоохранение Алтайского края в последние годы функционирует в сложных социально-экономических условиях, реформирования правовой и нормативной базы в государстве и здравоохранении.

Выполняя задачу сохранения государственного здравоохранения в соответствии с Конституцией и Программой, край живет в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств как бюджетных, так и фонда обязательного медицинского страхования.

Так, потребность здравоохранения в 1994 году в финансовых средствах оценивалась 441482,2 млн.рублей. Фактически выделено из бюджета 239580,2 млн.рублей или 52 процента от необходимого уровня. Всего фактические расходы на здравоохранение составили 66 процентов от потребного.

Структура расходов на здравоохранение выглядит следующим образом: 82 процента - бюджетные средства, 16 процентов - ТФОМС, 2 процента - платные медицинские услуги. Вследствие дефицита финансовых средств в 1994 году закрыто 675 больничных коек. Закрываются сельские фельдшерские пункты, ликвидируются заводские медсанчасти и профилактории, во всем ощущается острейший дефицит - в донорской крови, лекарствах, инструментарии, перевязочных материалах.

Социальная защита населения в плане обеспечения лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, в том числе и на льготных условиях отдельным категориям населения, приобрела критическое состояние. Ситуация с обеспечением лекарственными препаратами ЛПУ и населения края продолжает усугубляться, вызывает крайнюю тревогу по поводу охраны здоровья и лекарственной помощи населению края, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и постановление краевого Законодательного Собрания от 6 октября 1994 года N 120 "О состоянии лекарственного обслуживания населения и лечебно-профилактических учреждений края и мерах по его улучшению" хронически не выполняются. Сумма расходов на медикаменты составила 55 процентов от необходимого.

Недостаточность финансирования здравоохранения привела к ухудшению демографической ситуации в крае. В 1994 году в крае умерло 40634 человека, что на 3107 человек больше, чем в предыдущем году. В 38 районах из шестидесяти и в десяти из одиннадцати городов показатели смертности увеличились. Особенно они велики в Троицком, Тальменском, Егорьевском, Зональном, Калманском районах. В целом показатель смертности в крае по сравнению с 1993 годом увеличился на 8 процентов.

В структуре смертности на первом месте стоят болезни системы кровообращения, в то же время второй год подряд устойчиво увеличивается смертность в результате травм и отравлений. Самоубийства выросли в 2 раза, алкогольные психозы в 2,5 раза.

Произошло значительное снижение числа родившихся. За период с 1989 года продолжительность жизни снизилась в крае на 4,4 года. В 1994 году она составила для всего населения 64,0 года, для мужчин 57,7, для женщин - 70. Значительно вырос показатель общей заболеваемости в минувшем году, особо отмечается рост заболеваемости у подростков.

Сложная экологическая обстановка и эпидемиологическая обстановка в крае определила уровень заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями. В крае стали регистрироваться очаги сибирской язвы, завозные случаи холеры, полиомиелита, вирусного энцефалита. Возникла угроза завоза чумы. Отмечается рост социально опасных заболеваний - туберкулеза на 20 процентов, сифилиса в 12 раз.

На фоне снижения профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий увеличилась заболеваемость дифтерией в целом в ряде районов. При высоких темпах роста заболеваемости и смертности от социальных заболеваний во всех территориях наблюдается невыполнение прививок от туберкулеза и дифтерии. Одной из причин невыполнения условий программы "Вакцинопрофилактика" является недостаточное ее финансирование.

Вследствие образования на всех уровнях многочисленных организационно разобщенных структур, занимающихся вопросами охраны здоровья, распалась единая система здравоохранения, значительно ухудшилась ее управляемость, возникла необходимость дополнительного финансирования увеличившегося управленческого аппарата в условиях острого дефицита финансовых средств.

Ухудшение показателей здоровья, рост потребности населения в медицинской помощи вступили в противоречие с уровнем его финансирования, состоянием материально-технической базы здравоохранения.

Объем бюджетного финансирования в 1994 году в сравнении с расчетным уровнем снизился на 40 процентов. Средства фонда обязательного медицинского страхования не стали дополнительным источником финансирования, т.к. покрыли менее половины финансовых средств, уменьшенных в бюджете.

Учитывая, что в крае создалась ситуация, при которой не гарантируется надлежащий объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению края, рекомендовать администрации края в бюджетное послание главы администрации края при определении подходов финансирования охраны здоровья населения ввести понятие средства, необходимые для оказания минимально допустимого объема медицинской помощи. Выделить на охрану здоровья из краевого консолидированного бюджета 498,3 млрд.руб., из краевого бюджета 111,28 млрд.рублей с обеспечением средств на льготное лекарственное обеспечение, зубопротезирование, слухопротезирование.

Определить уровень финансирования охраны здоровья населения края не менее 22,9 процента от консолидированного бюджета.

Администрации края обеспечить финансирование целевых программ: "Охрана материнство и детства", "Кровь", "Вакцинопрофилактика".

В целях устранения разобщенности структур, занимающихся вопросами охраны здоровья, что привело к распаду единой системы здравоохранения, значительному ухудшению ее управляемости, увеличению финансирования дополнительного управленческого аппарата, предложить администрации края осуществить организационные и управленческие преобразования в сфере охраны здоровья. Участники депутатских слушаний считают необходимым функционально объединить орган управления здравоохранением края, Центр санэпиднадзора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, комитет по управлению аптечной сетью, контролю и промышленному производству фармацевтической продукции с возложением ответственности за координацию деятельности указанных структур и рациональное использование финансовых средств на руководителя органа здравоохранения, придав ему для выполнения этой функции статус заместителя главы администрации.

В целях охраны здоровья подрастающего поколения обратить особое внимание на содержание детских лечебных и оздоровительных учреждений, проблемы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании анализа выступлений и поданных в ходе депутатских слушаний предложений комитет краевого Законодательного Собрания по социальной политике считает необходимым утвердить план работы краевого Законодательного Собрания по их реализации.

 Заместитель председателя                              В.А.Сафронов.
 краевого Законодательного
 Собрания

УТВЕРЖДЕНО
постановлением краевого
Законодательного Собрания
от 25.04.95 N 85

ПЛАН

работы Законодательного Собрания и его органов по реализации
предложений, высказанных в ходе депутатских слушаний
"О состоянии охраны здоровья населения края"

----------------------------------------------------------------------+
NN¦                                 ¦             ¦Сроки рассмотрения ¦
пп¦ Планируемые мероприятия         ¦Ответственный+-------------------¦
  ¦                                 ¦комитет      ¦на коми-¦на Законо-¦
  ¦                                 ¦             ¦тетах   ¦дательном ¦
  ¦                                 ¦             ¦        ¦Собрании  ¦
--+---------------------------------+-------------+--------+----------¦
1 ¦            2                    ¦      3      ¦   4    ¦     5    ¦
----------------------------------------------------------------------+
1. Подготовить и утвердить заключения  комитет по    апрель      апрель
   по итогам депутатских слушаний      социальной     1995 г.      1995 г.
                                       политике

2. Обобщить предложения, высказанные   комитет по     20-25
   в ходе депутатских слушаний         социальной     марта
                                       политике       1995 г.

3. При  формировании  и  утверждении   комитет по     апрель     апрель
   краевого  бюджета   предусмотреть   бюджету, на-    1995 г.     1995 г.
   финансирование  охраны здоровья в   логовой и
   размерах  минимально  допустимого   кредитной
   объема медицинской помощи с  соб-   политике
   людением  социальных гарантий от-
   дельным  группам населения. Выде-
   лить  из краевого консолидирован-
   ного бюджета  498,3 млрд.руб., из
   краевого  бюджета -  111,28  млрд.
   рублей

4. В целях деятельности служб, заня-   комитет по      апрель    июнь
   тых охраной здоровья и на период    социальной       1995 г.   1995 г.
   выхода  из  кризиса сконцентриро-   политике
   вать ресурсы, права и ответствен-
   ность  за  здоровье  населения  в
   единой органе управления  здраво-
   охранением

5. Исходя из  обеспечения минимально  комитет по   постоянно  постоянно
   допустимого   объема  медицинской  бюджету,
   помощи,  выделять  субвенции  на   налоговой
   межрайонные  учреждения здравоох-  и кредитной
   ранения  с целевым направлением в  политике
   бюджеты  районов  края на  охрану
   здоровья на  основе  комплексного
   анализа показателей здравоохране-
   ния в каждом районе

6. Считать   целесообразным  усилить   комитет по   апрель-   июль
   управляемость системой  здравоох-   социальной   июнь     1995 г.
   ранения, в связи с чем:             политике     1995 г.
 - открытие,  закрытие, перепрофили-
   рование  лечебно-профилактических
   учреждений производить по решению
   комитета  администрации  края  по
   здравоохранению;
 - назначение и освобождение руково-
   дителей  центральных  городских и
   районных больниц  осуществлять по
   представлению главы администрации
   города, района комитетом админис-
   трации края по здравоохранению;
 - проекты развития, строительства и
   оснащения  лечебно-профилактичес-
   ких учреждений районов согласовы-
   вать  с  комитетом  администрации
   края по здравоохранению;
 - преобразовать комитет в админист-
   рации края по  здравоохранению  в
   комитет администрации края по де-
   лам здравоохранения и медицинской
   промышленности;
 - создать государственную структуру
   при  администрации края по управ-
   лению аптечной  сетью, контролю и
   промышленному производству фарма-
   цевтической продукции.

7. Считать  целесообразным  функцио-   комитет по    -"-      -"-
   нально объединить в  единую крае-   социальной
   вую систему охраны здоровья насе-   политике
   ления  следующие комитеты и служ-
   бы: комитеты  по здравоохранению,
   фармацевтической деятельности ад-
   министрации края, территориальный
   фонд   медицинского  страхования,
   фонд социального страхования,
   краевой  центр  государственного
   санэпиднадзора.

8. Правлению территориального  фонда   комитет по  апрель    апрель
   обязательного медицинского  стра-   социальной   1995 г.    1995 г.
   хования ускорить выполнение пору-   политике
   чения 9 сессии краевого Законода-
   тельного Собрания от 2 марта 1995
   года о  возможности перераспреде-
   ления  средств страхования  между
   краевым фондом и его филиалами.

9. Ускорить  работу  над  проектами     -"-          -"-       -"-
   краевых  законов "Об охране здо-
   ровья населения Алтайского края",
   "О дополнительной социальной за-
   щите населения Алтайского края"

10.В области охраны здоровья детей:    комитет по   постоянно
 - рассмотреть  возможность выделе-    бюджету,
   ния  дополнительных  средств  на    налоговой
   детское  питание в  дошкольных и    и финансо-
   школьных учреждениях;               вой поли-
 - обеспечить приоритетное финанси-    тике
   рование разделов охраны здоровья
   детей краевой целевой  программы
   "Дети Алтая", уделив особое вни-
   мание  разделу "Здоровье и обра-
   зование";
 - учитывая, что  во  многих много-
   детных семьях и у одиноких мате-
   рей  единственным источником су-
   ществования является детское по-
   собие, обеспечить  своевременное
   и стабильное финансирование еди-
   ного детского пособия.

11.В связи с 50-летием Победы в Ве-    комитет по   в течение    1995 г.
   ликой  Отечественной  войне  ис-    бюджету,     1995 г.
   пользовать все финансовые резер-    налоговой и
   вы и возможности для обеспечения    кредитной
   инвалидов войны автотранспортны-    политике
   ми  средствами в  соответствии с
   медицинскими показателями.

12.В целях  социальной защиты и ох-      -"-        апрель       1995 г.
   раны здоровья одиноких престаре-                  1995 г.
   лых граждан и  инвалидов, прожи-
   вающих в  домах-интернатах, про-
   анализировать ситуацию о необхо-
   димом и достаточном  их финанси-
   ровании.

13.Рассмотреть  возможность  предо-    комитет по    май        июнь
   ставления  налоговых льгот муни-    бюджету,      1995 г.     1995 г.
   ципальным и  государственным уч-    налоговой и
   реждениям здравоохранения.          кредитной
                                       политике

14.Проанализировать  финансирование    комитет по    июнь       июль-
   медицинской   помощи   населению    социальной    1995 г.     август
   края федеральными органами влас-    политике                 1995 г.
   ти  в  сопоставлении  с  другими
   территориями Западной Сибири, по
   результатам  принять обращение к
   Правительству Российской Федера-
   ции.

 Заместитель председателя                               В.А.Сафронов
 краевого Законодательного
 Собрания

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»