Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 10.05.95                                                  N 168
 г.Барнаул

О    региональной    программе
развития энергетики Алтайского
края на период до 2010 года

(Отменено постановлением администрации края от 04.11.97 г. № 647)

В целях стабилизации ситуации в топливно-энергетическом комплексе края и в соответствии с "Энергетической стратегией России", одобренной комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам 07.12.94 г. постановляю:

1. Утвердить региональную программу развития энергетики Алтайского края на период до 2010 года и первоочередные мероприятия (прилагаются).

2. Научно-исследовательскому институту горного природопользования (Федянин) совместно с топливно-энергетическим отделением администрации края (Петериников) в срок до 15.05.95 г. разработать учредительные документы и зарегистрировать устав государственного унитарного предприятия по исследованию проблем малой и нетрадиционной энергетики.

3. Комитету администрации края по жилищно-коммунальному и газовому строительству (Санников) в срок до 01.06.95 г. проработать вопрос о возможности строительства на территории края емкости для хранения аварийного запаса природного газа и представить предложения в администрацию края.

4. Топливно-энергетическому отделу администрации края (Петериников) совместно с АО "Алтайэнерго" (Полонский), комитетом по экономике администрации края (Сидоров), научно-исследовательским институтом горного природопользования (Федянин) в срок до 01.06.95 г. дополнить программу мероприятиями по перспективе развития большой энергетики в части ликвидации дефицита электрической и тепловой мощности в крае с указанием источников финансирования и механизмов их использования.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации края В.В.Коновалова.

 Глава администрации края                               Л.А.Коршунов

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Администрации
края от 10.05.95 N 168

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
развития энергетики Алтайского края
на период до 2010 года


1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Алтайский край является энергодефицитным регионом, получающим практически 100% используемых первичных энергетических ресурсов из источников, находящихся в ведении других субъектов Российской Федерации и Казахстана.

Главной целью Программы развития энергетики Алтайского края на период до 2010 года является определение путей и условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса для подъема благосостояния населения и повышения эффективности труда.

Программа определяет основные направления Алтайской региональной политики направленной, на:

- согласование интересов федеральных и региональных органов власти, предприятий топливно-энергетического комплекса и потребителей энергоресурсов в отношении путей и темпов развития триады: экономика-энергетика-среда обитания;

- проведение активной энергосберегающей политики, обеспечивающей повышение эффективности отраслей и предприятий народного хозяйства и, как следствие этого, подъем жизненного уровня населения;

- сочетание рационального использования местных энергоресурсов с участием вместе с другими субъектами федерации и федеральными структурами в создании межрегиональных топливно-энергетических баз и систем транспорта энергоносителей на долевых началах.

Организационный механизм управления развитием энергетики Алтайского края будет опираться на экономические методы управления, формирование регионального рынка энергоресурсов, правовые и нормативные акты государственного регулирования. В соответствии с "Энергетической стратегией России (Основные положения)", одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам 07.12.94, Программа включает два комплекса мероприятий:

- экстренные кризисные меры, позволяющие повысить управляемость объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить устойчивое энергоснабжение, в том числе и в отопительном сезоне, создать экономические и организационные основы энергосбережения;

- мероприятия, реализующие энергетическую стратегию переходного периода и долгосрочную энергетическую политику.

Программа не является планово-директивным документом. Это совокупность механизмов и приоритетов развития энергетики Алтайского края в новых экономических условиях. В процессе своей реализации Программа будет адаптироваться к текущей экономической ситуации. В то же время перспективы развития ТЭК Алтайского края будут во многом определять направление экономического развития края.

2. ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ

Централизованное энергообеспечение потребителей Алтайского края осуществляют 8 ТЭЦ и блокстанций и около 5480 котельных. Установленная мощность ТЭЦ и блокстанций 1670,7 Мвт (электрическая) и 4774,5 Гкал/ч (тепловая), суммарная тепловая мощность котельных около 11351 Гкал/ч.

ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ                1990   1991   1992    1993    1994

Первичные энергоресурсы,
тыс.т.у.т.

уголь                           10164   8439   7854    8424    9038

мазут топочный                   1660   1647   1596    1301     808

дрова                             247    109    110      75      47

бензин автомобильный,тыс.т.       736    698    503     443     351

дизельное топливо,тыс.т.          949    882    902     775     594

Электроэнергия,млн.кВт.ч        13652  13742  13123   12371   11203

в т.ч.произведено ТЭЦ,
блокстанц.                       7545   6057   6037    6374

Централизованное тепло,
тыс.Гкал                        19710  19946  19476   18850


ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ
  ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ                 1990   1991   1992    1993    1994
  (млн.кВт.час)

Потребление энергосистемы
всего                           13652  13742  13123   12371   11203

в т.ч. полезный отпуск          10691  10729  10131    9229    8044

душевое энергопотребление
тыс.кВт.ч/чел                    4,04   4,04   3,80    3,44    2,99

За 1994 год населению края продано около 792 тыс.т. угля и 105 тыс.куб.м. дров для отопления.

Топливной базой теплоэнергетики являются угли Кузнецкого, Канско-Ачинского бассейнов, ряда других местных месторождений. ТЭЦ АКХЗ в качестве топлива использует коксовый газ.

Структура энергопотребления за 1990-1994 г.г. существенно изменилась.

Если в 1990 году основным потребителем электроэнергии являлась промышленность, то в 1994 году в связи с резким сокращением объемов производства возросла доля электроэнергии, обеспечивающая быт и обслуживание жизнедеятельности населения края.

СТРУКТУРА
ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ         1991      1992       1993      1994

Промышленные и
приравненные              42,34%     40,55%     37,27%    30,87%
к ним потребители          6,52%      5,60%      5,27%     4,29%

Электрифицированный ж.д.
транспорт                  0,72%      0,78%      0,77%     0,75%

Непромышленные
потребители                4,66%      4,94%      5,31%     5,62%

Производственные с/х
потребители               18,99%     19,88%     21,05%    23,23%

Перепродавцы              25,54%     25,57%     27,10%    31,21%

Населенные пункты          1,16%      2,68%      3,23%     4,02%

Переориентации энергопотребления с производственных нужд на жизнеобеспечение населения способствовало введение льготных тарифов на энергоносители для бытовых нужд, части предприятий сферы услуг и т.д. По мере роста благосостояния населения приоритетность его энергоснабжения должна обеспечиваться не льготными тарифами, а созданием возможностей для обеспечения оплачиваемых потребностей людей в комфорте и росте качества жизни в целом. Исходя из концепции государственной энергетической политики необходимо обеспечить долю электроэнергии, идущей на жизнеобеспечение людей до 43-44%.

В ряде городов темпы ввода теплоисточников отстают от темпов прироста теплопотребления. Дефицит тепловых мощностей составляет:

                            гор.вода             пар

     Барнаул               1000 Гкал/ч          500 т/ч

     Бийск                    -                 260 т/ч

     Рубцовск               300 Гкал/ч           90 т/ч

3. ВВОД МОЩНОСТЕЙ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ, ТЕПЛО- И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ


Оборудование действующих Барнаульских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Бийской ТЭЦ-1 отработало нормативные сроки и требует либо капитальных восстановительных ремонтов, либо замены. Необходимо ввести следующее энергетическое оборудование:

для покрытия дефицита тепла необходимо форсировать строительство второй очереди Барнаульской ТЭЦ-3, расширение районной водогрейной котельной на два котла, Рубцовской ТЭЦ и Бийской ТЭЦ-2. Реконструировать существующие теплоисточники Барнаульских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Бийской ТЭЦ-1 с окончанием работ в 1996-2000 годах.

Развитие тепловых сетей в г. Барнауле должно быть сосредоточено на строительстве второй очереди тепломагистрали "ТЭЦ-3 - центр". В г.Бийске объем перекладки тепломагистрали составит до 1 км. в год. В г.Рубцовске должно начаться строительство тепломагистрали "ТЭЦ-город".

Надежность энергоснабжения края, особенно в период прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок, связана с вводом в эксплуатацию (первоначально на напряжение 500кВ) ВЛ 1150кВ "Итат-Барнаул".

Для передачи "запертой" мощности Березовской ГРЭС и Саяно-Шушенской ГЭС (около 3,5 тыс. МВт.) необходимо реконструировать подстанции "Барнаульская" и "Рубцовская" с заменой трансформаторов на более мощные и построить линию электропередачи ВЛ 220 кВ "Рубцовск - Кулунда".

Энергосистемам Алтайского края и соседних областей (Новосибирская, Омская) требуется дополнительная базовая электрическая мощность 2400-4000 МВт. Необходима проектная проработка возможности создания этого межобластного источника.

Развитие коммунальной энергетики

                                  1995       1996-2000     2000-2010

Обновление электрических
сетей 0,4-20 кВ,км                 342         1500         3000

Кап. ремонт электрических
сетей 0,4-20 кВ,км                 700         3500         7000

Кап. ремонт электрических
подстанций,шт                      220         1100         2200

Развитие сетей наружного
освещения,км                        50          250          500

Приемка на баланс бесхозных
эл.сетей и сетей др.ведомств,км    150          750         1500

Оснащение межрайонных
эл.сетей спей.техникой,шт           30          150          300

4. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Дефицит электрической и тепловой мощности, топливных ресурсов может быть смягчен за счет эффективного энергосбережения. В Алтайском крае, как и в целом по стране, энергосбережение до настоящего времени организовано неудовлетворительно. Энергоемкость внутреннего валового продукта в Российской Федерации в 1990 г. была примерно в 1.2 раза больше, чем в США, в 1.9 раза больше чем в странах Западной Европы и в 2.4 раза больше чем в Японии. Существуют общие для всей страны факторы, сдерживающие проведение энергосберегающей политики:

- отсутствие экономического механизма стимулирования энергосбережения;

- крайне низкая оснащенность энергопотребителей техническими средствами учета и контроля за расходованием энергоресурсов;

- энергозатратность производственных процессов из-за большой доли физически и морально устаревших основных производственных фондов;

недостаточная квалификация в области энергосбережения управленческого и инженерного персонала;

- недостаточная энергосберегающая грамотность населения.

Задачи и возможности энергосбережения в отраслях - потребителях энергии и в электроэнергетике неодинаковы вследствие разного уровня концентрации мощностей на крупных электростанциях и у потребителей. Большую роль играют различия в структуре и стоимости используемых энергоносителей. У конечных потребителей, использующих энергию в виде дорогих преобразованных форм (электричество, пар, горячая вода), находится около 70% резервов энергосбережения.

Проведение энергосберегающей политики требует изменения механизма управления вопросами потребления энергии. Для финансово-экономического обеспечения этого процесса необходимо разработать экономический механизм использования части инвестиционной составляющей в составе тарифов на электрическую и тепловую энергию для финансового регулирования энергосбережения. Этот финансовый источник станет важнейшим источником инвестирования процессов энергосбережения и производителей и потребителей энергии.

В зависимости от полноты реализации энергосберегающих мероприятий рассматриваются два варианта - оптимистический и вероятный. В оптимистическом варианте предусмотрена реализация к 2010 году всего экономически оправданного потенциала энергосбережения, в вероятном - только безусловно эффективной его части, осуществление которой будет выгодно предприятиям.

Варианты энергосбережения
(тыс.ту.т. в год)

                        1996              2000            2010
                     оптим. вероят.  оптим. вероят.  оптим. вероят.
                     562,31 160,66  1927,92  803,3  5783,76 3454,19
Экономия
энергетических
ресурсов, в т.ч.
оргтехмероприятий    321,32 160,66  642,64  401,65  883,63  642,62

энергосберегающих
технологий            80,33   0     803,3   240,99 2891,88 1767,25

совершенствования
структуры            160,66   0     481,98  160,66 2008,25 1044,29
экономики

Интенсивность энергосбережения существенным образом отразится на показателях сценариев энергопотребления. Если в качестве вероятного сценария развития социально-экономической ситуации в соответствие с "Энергетической стратегией России" исходить из возможности удачного компромисса между проблемой преодоления спада производства путем селективной поддержки предприятий и преодолением инфляции с восстановлением интегральных показателей экономики с 1997 до 2010 года, то сценарий энергопотребления народного хозяйства Алтайского края выглядит следующим образом:

ДИАПАЗОНЫ ПОТРЕБНОСТИ В           1996         2000         2010
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ                 min.  max.    min.  max.   min.  max.

Электроэнергия - всего,
млрд.кВт.ч.                    7,8  8,6      8,2  9,3    10,1  11,6

Душевое потребление            2,9  3,2      3,1  3,5     3,8   4,4
тыс.кВт.ч./чел

Примечание: max. - вариант при отсутствии энергосбережения

5. МАЛАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Средняя плотность населения, проживающего на территории Алтайского края- 15,8 чел. на кв.км. Для ряда сельских районов этот показатель снижается в 6,5-7 раз (Чарышский, Солтонский, Угловский и др.районы). Низкая плотность населения и производственных объектов делает экономически невыгодным создание в этих районах разветвленных систем централизованного электро- и теплоснабжения, значительно повышаются затраты на транспортировку топлива.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»