РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 От 29.12.94                                                  N 172
 г.Барнаул

О Программе поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 год и последующие годы

Рассмотрев внесенный администрацией края проект "Программы поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы", краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Предложить Правительству РФ изменить политику к отечественному сельскому товаропроизводителю в сторону его защиты.

2. Программу поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы принять за основу (прилагается).

3. Комиссии по разработке Программы поддержки агропромышленного комплекса края, утвержденной постановлением краевого Законодательного Собрания от 31.08.94 г. N 88 "О ходе осуществления аграрной реформы в крае", в двухнедельный срок доработать Программу с учетом замечаний и предложений, высказанных на Совете администрации края, публичных слушаниях и седьмой сессии краевого Законодательного Собрания, и внести на рассмотрение краевого Законодательного Собрания.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по экономической политике, собственности, природопользованию и земельным отношениям (Апарин).

Председатель краевого
Законодательного Собрания                              А.А.Суриков

Принята за основу
постановлением краевого
Законодательного Собрания
от 29.12.94 N 172

ПРОГРАММА
поддержки агропромышленного комплекса края
на 1995 и последующие годы

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая программа стабилизации агропромышленного комплекса Алтайского края на 1995 года и последующие годы разработана в соответствии с Программой аграрной реформы в РФ на 1994-1995 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791.

В Программе дана оценка социально-экономической ситуации, основные черты и причины кризисного состояния АПК, учтены особенности развития отраслей АПК края, их приоритет, определена стратегия аграрных преобразований. На 1995 год разработаны мероприятия по выполнению основных положений настоящей Программы.

Используя экономические рычаги воздействия, проводя необходимую работу по мобилизации трудовых коллективов предприятий и организаций всех форм собственности АПК на безусловное выполнение принятых мероприятий, позволит приостановить негативные явления.

Решение многих первоочередных задач по стабилизации аграрного сектора края будет зависеть от координации усилий краевых структур, ведомств, органов власти и управления по созданию более благоприятных экономических, правовых, хозяйственных условий, принятию мер по упорядочению ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, финансовой поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Выполнение всех поставленных задач данной Программы позволит создать основу для стабилизации и последующего развития агропромышленного комплекса Алтая.

II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ,
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСНОГО
СОСТОЯНИЯ АПК

Социально-экономическая ситуация в агропромышленном комплексе края обусловлена общими тенденциями, определившимися в результате реформирования РФ, происшедшим при этом разрушении государственного планового регулирования экономики, сложившихся производственно-хозяйственных связей предприятий, деградацией финансовой системы, переходом на рыночные отношения без создания соответствующей инфраструктуры, подготовки кадров и учета специфики российских условий. Все это привело к снижению покупательского спроса предприятий и населения, затянувшемуся периоду неплатежей и, как следствие, к резкому падению объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Производство валовой продукции сельского хозяйства края за 1991-1993 гг. по сравнению с 1986-1990 гг. уменьшилось на 26%. По основным видам продовольствия и сырья среднегодовое производство сократилось на 21-25%, а картофеля - на 57%, сахарной свеклы на 50%.

Основная группа факторов, определивших резкий спад производства сельскохозяйственной продукции в крае, бесспорно является потеря традиционных рынков реализации продовольствия, значительное снижение покупательского спроса населения, обусловленного уровнем доходов и вытеснение отечественного продовольствия импортным.

За три последующих года объем вывоза молочной продукции сократился на 41, мясной - на 63%. Значительно сокращены поставка продовольствия по сложившимся прежде связям на Дальний Восток и Северные регионы страны. Реализация продовольствия все больше замыкается внутри Сибирского региона, рынок которого по многим видам продовольствия ограничен, и здесь все в больших масштабах составляет конкуренцию импортное продовольствие. Кроме того, вывоз продовольствия в большей мере осуществляется по неорганизованным каналам через длинную цепь посредников.

Сокращается потребление продовольствия внутри страны края. Меньше чем в 1990 году реализовано молочных изделий на 59, мясных на 50%. Уровень реальных доходов населения в этот период снизился вдвое.

Отдельные виды сырья и продовольствия не находят реализации вследствие отсутствия перерабатывающих мощностей.

В этот ряд попали пшеницы твердых сортов - гордость Алтая в прежние годы, рожь, крупяные культуры, шерсть и некоторые другие виды продукции.

Вторую группу объективных факторов, значительно снизивших доходность сельскохозяйственного производства края и, как следствие, спад производства составляют диспаритетные отношения с предприятиями других отраслей народного хозяйства и с обслуживающей сферой.

Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию настолько велик, что исключает возможность обновления ресурсного потенциала отрасли, приводит к все большему увеличению затрат на содержание материально-технической базы сельского хозяйства края, вынуждает сельских товаропроизводителей отказаться от интенсивных технологий в производстве.

Расчеты показывают, что в 1994 году закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, по сравнению с 1986 годом, увеличились от 500 до 750 раз, в то же время на промышленную продукцию и услуги - в 4000-6000 раз, на автомобили - в 7000 раз, тракторы - 5700, уголь - 2500, дизельное топливо - 3950, минеральные удобрения в 1780, на электроэнергию - в 2500.

Стареет машинно-тракторный парк. Вследствие этого за последние 2 года зябь не пашется на площади около 2 миллионов гектаров, затягиваются сроки уборки урожая.

Сократилось внесение в почву органических и минеральных удобрений. В текущем году, например, минеральных удобрений внесено всего 7,0 тыс.тн действующего вещества, против 136,0 тыс.тн в 1990 году, т.е. сокращено в 19 раз.

Практически полностью прекращено использование гербицидов для борьбы с сорняками, болезнями и вредителями растений.

Все это в значительной мере повлияло на значительное сокращение производство товарного и фуражного зерна, крупяных культур.

Многократные повышения цен на энергоносители, комбикорма и технические средства особенно тяжело отражаются на хозяйственной деятельности птицефабрик, свиноводческих и других комплексов.

Третья группа факторов: усложнившиеся финансово-экономические отношения в цепи производства и реализации сельскохозяйственной продукции, недостаточно протекционистские меры государственной поддержки сельских товаропроизводителей, грабительская кредитная и отсутствие инвестиционной политики Правительства РФ - привели отрасль на грань банкротства.

Хронические неплатежи, иждивенческая позиция перерабатывающих предприятий и торговых организаций, стремление выжить в трудный период за счет другого, инертность банков и их неспособность наладить денежное обращение, в условиях продолжающейся инфляции обесценивают труд сельских товаропроизводителей. На расчетных счетах хозяйств полностью отсутствуют денежные средства. Процветает товарный обмен. Сложное финансовое состояние предприятий перерабатывающей промышленности парализовало финансовую активность товаропроизводителей. Задолженность перед ними за поставляемое сырье только по предприятиям мясной и молочной промышленности составляет 31 млрд.рублей.

Сложение всех факторов составляет отрицательный баланс в главном звене.

За последние три года затраты на производство сельскохозяйственной продукции возросли в 357 раз, а цены увеличились в 222 раза. Производство целого ряда основных сельскохозяйственных продуктов стало невыгодным для производителя.

Меры государственной поддержки недостаточны, а ставки централизованных кредитных ресурсов настолько высоки, что их возвратность проблематична.

В настоящее время закредитованность хозяйств и предприятий крайне высокая. По состоянию на 1 ноября т.г. они имели 537 млрд. рублей краткосрочных и долгосрочных ссуд, что в 4,2 раза больше, чем на начало года. Вместе с процентами сумма возврата составляет 1058 млрд.рублей. Существующая кредитная политика разорительна для сельских товаропроизводителей, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Финансово-экономические отношения, сложившиеся в цепи производства и реализации сельскохозяйственной продукции, несовершенство рыночных отношений наиболее негативно сказались в животноводческой отрасли края.

Произошло обвальное сокращение поголовья и резкое сокращение объемов производимой продукции животноводства в коллективных хозяйствах, составляющих основу товарного производства.

На грани исчезновения оказалось тонкорунное овцеводство.

Племенная база стремительно теряет свой потенциал.

Перераспределение объемов производства в мелкотоварный сектор существенно, однако его развитие сдерживается трудностями в реализации производимой продукции.

Пассивные позиции пока занимает потребительская кооперация края.

Стремительный спад производства, инфляционные процессы в экономике повлекли за собой резкое снижение объема инвестиций в производственное и социальное строительство агропромышленного комплекса, составили сельские строительные организации без объемов строительно-монтажных работ.

В таком же положении находятся снабженческие, обслуживающие ремонтные и транспортные предприятия.

В ходе осуществления земельной реформы почти в 2 раза увеличилось число садовых участков, личные подсобные хозяйства расширились на 50,8 тыс.гектаров, ежегодно под коллективные огороды выделяется около 16 тыс.гектаров земли. Это сняло напряжение по обеспечению населения края овощами и картофелем.

Одним из принципиальных направлений аграрных преобразований является образование крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в крае имеется 6972 фермерских хозяйства, за ними закреплено 685,2 тыс.гектаров сельхозугодий. В силу сложившихся объективных причин подавляющее большинство их специализируется пока на производстве растениеводческой продукции.

Анализ развития фермеров на Алтае свидетельствует, что процесс объединения и разорения фермеров в 1993-1994 гг. из закономерного переходит в кризисный.

Аграрные преобразования создали реальные предпосылки для формирования многоукладной экономики. Все сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определили форму хозяйствования и отношение к собственности.

Однако, основная масса хозяйств, предприятий пищевых, перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК провела реформирование формально. Освоение новых форм хозяйствования не сопровождается глубинными преобразованиями производственных отношений, повышением эффективности экономики.

Сказывается субъективный фактор, равный по влиянию предшествующим.

Запущенность экономической работы в хозяйствах и предприятиях АПК, ненацеленность коллективов на совершенствование организации труда и производства, повышении изменений, а главное, на существенное снижение издержек производства ведет к росту себестоимости продукции и услуг, росту цен, снижению покупательского спроса и, как результат, к сокращению объемов производства.

Кризисное состояние агропромышленного комплекса Алтайского края выражается в прогрессирующем спаде производства основных видов продовольствия и резком сокращении их потребления населением, катастрофическом ухудшении экономического положения сельских товаропроизводителей, в обесценивании их труда и снижении уровня сельского населения, в свертывании инвестиционных вложений, разрушении материально-технической базы и снижении научно-технического уровня сельского хозяйства.

Задача данной программы состоит в том, чтобы на основе анализа причин, вызвавших критическую ситуацию в агропромышленном комплексе края, наметить и осуществить меры по устранению кризисного состояния, созданию условий стабилизации производства сельскохозяйственной продукции - важнейшей составной части устойчивости экономики края.

III. СТРАТЕГИЯ И ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕР
ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И
ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В
АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КРАЯ

Развитие аграрной реформы и целевая направленность мер по стабилизации сельскохозяйственного производства в АПК края в 1995 году предусматривает комплексный подход к решению сложных проблем, возникающих в агропромышленном секторе экономики края при переходе на рыночные отношения.

Основными направлениями действий администрации края и органов управления агропромышленным комплексом являются:

- комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов и регулирование земельных отношений;

- создание условий для развития продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей и потребителей, удовлетворение потребительского спроса в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, государственное регулирование продовольственного рынка;

- государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономическое регулирование развития агропромышленного комплекса;

- формирование взаимовыгодных отношений в цепи производства и реализации продовольствия и сельскохозяйственного сырья, устранение искажений, допущенных при приватизации перерабатывающих предприятий и обслуживающей сферы агропромышленного комплекса;

- технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых Программ, усиление инвестиционной деятельности, приоритетное развитие аграрной науки;

- реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;

- социальное развитие села, подготовка кадров.

Предлагаемые направления деятельности, подкрепление конкретными мероприятиями по их осуществлению позволят добиться стабилизации сельскохозяйственного производства в 1995 году, а затем - устойчивой работы предприятий и хозяйств всех секторов аграрной экономики края.

3.1. Аграрная реформа и земельные отношения.

В соответствии с основными направлениями реализации аграрной реформы в крае все сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определили форму хозяйствования и отношения к собственности. Большинство колхозов и совхозов преобразовались в акционерные общества, товарищества, ассоциации крестьянских хозяйств, многие хозяйства сохранили свой статус, все эти формы хозяйствования являются основой формирования многоукладной сельской экономики.

За 1992-1994 гг. прошло перерегистрацию 631 хозяйство (88% от их общего числа). Сохранило свой статус 151 хозяйство, 480 реорганизованы. Создано 133 акционерных общества, 260 товариществ с ограниченной ответственностью, 45 ассоциаций и свыше 7000 самостоятельных крестьянских хозяйств.

Целью реформирования ставилось на основе закрепления собственности за каждым работающим на селе и добровольного избрания новых форм хозяйствования повысить эффективность использования основных фондов и отдачу продукцией.

Однако, этого не произошло в силу нарушений со стороны государства условий функционирования нового экономического механизма хозяйствования и инертности хозяйствующих субъектов и органов управления в формировании институтов рыночной экономики и структурных преобразований в отрасли.

В результате значительный спад производство в коллективных хозяйствах (22-25%) не компенсировался другими секторами товарного производства сельскохозяйственной продукции. Например, фермерские хозяйства, имея в пользовании 550 тысяч га земли, 8% от общего объема пашни, занимают в общем валовом производстве всего 5,5%. Медленно наращивает темпы мелкотоварный сектор.

Ослаблено руководство базовыми звеньями аграрной экономики края. В то же время следует отметить, что в результате проведенных преобразований найдены реальные направления дальнейшего развития многоукладной экономики, форм хозяйствования и реформирования внутрихозяйственных отношений, которые позволят при их совершенствовании в сочетании с созданием необходимых экономических условий функционирования добиться стабилизации в сельском хозяйстве края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»