АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 2 июля 2003 г.                                       № 227

г.Барнаул

Об обращении Алтайского краевого Совета народных депутатов к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в связи с неурегулированностью статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации


В соответствии со статьёй 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края Алтайский краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в связи с неурегулированностью статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (прилагается).

2. Направить настоящее постановление и указанное Обращение председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнёву.

3. Просить законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддержать Обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Алтайского краевого

Совета народных депутатов                         А.Г.Назарчук




Приложение
к постановлению
Алтайского краевого Совета
народных депутатов
от 02.07.2003 № 227

     

Обращение
Алтайского краевого Совета народных депутатов к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в связи с неурегулированностью статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации


Алтайский краевой Совет народных депутатов крайне обеспокоен неурегулированностью статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ранее в систему местных Советов народных депутатов входили Советы всех уровней: сельских, поселковых, городских, областных и краевых Советов. Статус депутата местного Совета регулировался Законом РСФСР от 30 октября 1990 года «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР». Однако этот Закон свою юридическую силу давно утратил.

В настоящее время отдельные нормы, регулирующие статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статьи 11-16). Однако вопреки положениям статьи 10 этого Федерального закона и статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации самостоятельного федерального закона о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти до сих пор нет. До настоящего времени не приняты также федеральные законы о статусе депутатов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также о статусе высших должностных лиц, руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации уже не раз поднимали вопрос о скорейшем принятии федерального закона о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти. Алтайский краевой Совет народных депутатов, в частности, на протяжении ряда лет при формировании проекта Примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на период весенней или осенней сессии вносил предложение об отнесении соответствующего законопроекта к группе первоочередных. Но эти предложения остаются в Государственной Думе не реализованными.

Отсутствие федерального закона порождает неопределённость и шаткость правового положения депутатов при осуществлении ими своих полномочий во взаимоотношениях с территориальными органами, учреждениями и структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, средствами массовой информации и крайне отрицательно отражается на деятельности депутатов как представителей публичной власти.

Учитывая отсутствие соответствующего федерального закона, надзорные и контролирующие органы считают противоречащими федеральному законодательству многие нормы региональных законов о статусе депутатов.

По их мнению:

законом субъекта нельзя предусмотреть норму, обязывающую должностных лиц территориальных органов федеральных органов государственной власти обеспечивать в пределах своей компетенции условия для осуществления депутатом его полномочий;

полномочия депутата не могут быть досрочно прекращены в случае ограничения его в дееспособности (согласно статье 30 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть ограничен судом в дееспособности, если он злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и вследствие этого ставит свою семью в тяжёлое материальное положение; между тем полномочия депутата Государственной Думы, ограниченного в дееспособности, досрочно прекращаются в обязательном порядке);

полномочия депутата не могут быть досрочно прекращены, если обвинительный приговор, постановленный в отношении депутата за совершение им преступления, не связан с лишением свободы (на депутата наложен штраф, он приговорён к исправительным работам и т.п.); тем самым гражданину, признанному преступником в установленном порядке, гарантируется право и далее принимать участие в работе законодательного органа, а также осуществлять иные полномочия депутата (полномочия депутата Государственной Думы досрочно прекращаются независимо от вида уголовного наказания);

субъект Российской Федерации не вправе возложить на территориальные органы федеральных органов государственной власти обязанность давать ответы на депутатские, то есть парламентские, запросы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, а также на обращения депутата;

законом субъекта нельзя обязать органы местного самоуправления выделять помещения депутатам на период приёма избирателей, для проведения отчётов перед ними в соответствующих избирательных округах;

депутат не может пользоваться правом безотлагательного приёма руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий;

депутат не может претендовать на беспрепятственное опубликование своего материала, связанного с осуществлением депутатских полномочий, в государственных средствах массовой информации, в том числе тех, где законодательный (представительный) орган государственной власти является учредителем (соучредителем).

И так далее: депутат не может, не вправе.

Представляется, что отсутствие федерального закона о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, затягивание его принятия не случайны. Они представляют собой логически последовательное ущемление прав этих органов, имевшее место на протяжении весьма длительного периода времени и развернувшееся под благовидным предлогом укрепления федерализма и государственности.

Это касается, в частности, процедуры назначения руководителей органов внутренних дел субъектов, а также судей федеральных судов. Несмотря на то, что согласно статье 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов составляют предмет совместного ведения, органы государственной власти субъектов последовательно выдавливались из процедуры их назначения: вначале руководители органов внутренних дел назначались и освобождались от должностей по согласованию с органами государственной власти субъектов, затем - только назначались. В настоящее время в силу новых изменений, внесённых в федеральное законодательство, руководство милицией в субъектах осуществляют руководители органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел России. При этом по предложенной кандидатуре лишь выясняется мнение высшего должностного лица, руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта, которое министра, естественно, никак не связывает. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов из процедуры назначения руководителей органов внутренних дел вообще исключены.

То же самое произошло и с судьями федеральных судов. На долю субъектов осталось лишь назначение (избрание) мировых судей. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, в отличие от ранее существовавшего порядка, в назначении судей федеральных судов более не участвуют.

Перечень примеров активного наступления на права законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации этим не исчерпывается.

С этим согласиться нельзя.

В этой связи Алтайский краевой Совет народных депутатов:

1. Выражает свою обеспокоенность процессом последовательного и неоправданного наступления на права законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Высказывает решительное несогласие с положением, сложившимся с неурегулированностью статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации во взаимоотношениях с территориальными органами, учреждениями и структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, средствами массовой информации.

3. Считает недопустимым далее отсутствие федерального закона, регулирующего статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и требует ускорения принятия этого закона, отнеся указанный нормативный правовой акт к первоочередным.

Алтайский краевой Совет

народных депутатов


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»