АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2003 г.                                       № 171

г.Барнаул

     
Об отчете комитета краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию о работе за 2002 год


Заслушав информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию Н.Г.Золотухина, краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отчет Комитета о работе за 2002 год принять к сведению (прилагается), отметив, что Комитет осуществляет меры по совершенствованию своей деятельности.

2. Предложить Комитету:

1) продолжить работу над формированием правовой базы, позволяющей улучшить функционирование агропромышленного комплекса Алтайского края;

2) активнее использовать право законодательной инициативы краевого Совета народных депутатов по совершенствованию федерального законодательства регулирующего общественные отношения в агропромышленном комплексе;

3) совместно с администрацией края, отраслевыми службами постоянно анализировать состояние дел в агропромышленном комплексе;

4) усилить контроль за выполнением законов и иных нормативных правовых актов, принятых краевым Советом народных депутатов по профилю Комитета.

Председатель краевого Совета

народных депутатов                                А.Г.Назарчук



Приложение
к постановлению
краевого Совета
народных депутатов
от 02.06.2003 г. № 171


Отчет
комитета краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию о работе за 2002 год

В состав комитета краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию входят девять депутатов: Воробьев В.А., Зань М.И., Зеленьков Н.П., Золотухин Н.Г., Казанцев Г.Ф., Краутер В.Ф., Романенко А.А., Серов С.Н., Титов Ю.Н. Деятельность Комитета обеспечивают 2 работника аппарата.

Деятельность Комитета осуществляется по следующим направлениям:

- Законопроектная деятельность в области агропромышленного комплекса, землепользования, природопользования, охраны окружающей природной среды, объектов природы, истории и культуры.

- Подготовка законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также заключений и предложений по проектам федеральных законов.

- Взаимодействие с органами юстиции и прокуратуры.

- Контроль за исполнением федеральных законов и законов Алтайского края о рациональном землепользовании, об использовании, воспроизводстве и защите лесов, охране окружающей природной среды, за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, влекущей за собой нарушения экологического баланса, имеющих экологические, санитарно-эпидемиологические и демографические последствия.

- Работа с письмами и обращениями граждан.

Основной формой работы являются заседания Комитета. В течение 2002 года проведено 12 заседаний, на которых рассмотрен 101 вопрос, касающиеся законодательной деятельности, формирования бюджета, льготного налогообложения, финансового обеспечения агропромышленного комплекса края, работы главного управления сельского хозяйства администрации края и его подразделений.

Свою работу Комитет строит на основе перспективного и текущего планов правотворческой, организационной и контрольной деятельности краевого Совета народных депутатов, в тесном взаимодействии с главным управлением сельского хозяйства администрации края, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю, департаментом по пищевой и перерабатывающей промышленности, департаментом племенного животноводства, управлением ветеринарии администрации края, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству края Алтайского края, комитетом администрации по финансам, налоговой и кредитной политике, комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края, Счетной палаты Алтайского края, государственно-правовым комитетом администрации края и другими краевыми организациями и ведомствами, используя при этом различные формы работы: расширенные заседания комитета, проведение заседаний «круглого стола», семинаров, совещаний. В повседневной работе Комитет сотрудничает с другими комитетами краевого Совета народных депутатов, особенно при подготовке законопроектов, с комитетом по бюджету, налоговой и кредитной политике и государственно-правовым отделом.     

За отчетный период Комитет внес 29 вопросов на рассмотрение краевого Совета народных депутатов, в том числе:

Приняты базовые Законы:

- Об установлении стоимости земельных участков, продаваемых собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений;

- О едином сельскохозяйственном налоге на территории Алтайского края;

- О внесении изменения в закон Алтайского края «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством и поставкой сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд»;

- О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края «О продаже земельных участков собственникам приватизированных предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов нежилого фонда и продаже прав аренды земельных участков, предназначенных под застройку в городских и сельских поселениях Алтайского края»;

- Об утверждении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в лесах Алтайского края;

- О внесении изменений в часть 2 статьи 102 Регионального лесного кодекса Алтайского края;

- О предоставлении дополнительных льгот по земельному налогу в части, зачисляемой в краевой бюджет;

- О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков;

- О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края «Об администрации Алтайского края;

- Об освобождении садоводческих товариществ и граждан, имеющих в собственности садовые участки, от уплаты в 2003 году земельного налога в части, зачисляемой в краевой бюджет;

- Об утверждении ставок лесных податей за заготовку второстепенных лесных ресурсов, побочное лесопользование, за пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных целей;

- О государственном экологическом контроле на территории Алтайского края (в первом чтении).

Постановления основные:

- О сдаче в аренду имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия птицефабрика «Октябрьская»;

- Об обращении депутатов краевого Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации о состоянии агропромышленного комплекса в стране;

- О проекте федерального закона № 190026-3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (внесенный Правительством Российской Федерации);

- О законодательной инициативе по внесению изменения в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

- О законодательной инициативе по внесению дополнения в статью 8 Федерального закона «О плате за землю»;

- О законодательной инициативе по внесению изменений в статьи 346.5 и 346.6 части второй Налогового кодекса Российской федерации;

- О поддержке Обращения депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.Н., председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М. о кризисном положении в сельском хозяйстве;

- О внесении изменения в Правила пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (рекреационные леса) в Алтайском крае, утвержденных постановлением краевого Законодательного собрания от 7 октября 1997 года № 331.

Из перечисленных вопросов, выносимых Комитетом для рассмотрения на сессиях краевого Совета народных депутатов наиболее важными, являются следующие:

Закон Алтайского края «Об установлении стоимости земельных участков, продаваемых собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений» разработан на основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Закон применяется при приобретении земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений (в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Данный Закон позволит увеличить доходы краевого и местных бюджетов ориентировочно до 40 млн. рублей.

Закон Алтайского края «О едином сельскохозяйственном налоге на территории Алтайского края» позволил бы сократить количество налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, а главное он позволил бы лучше использовать земельные ресурсы и создал бы равные условия как коллективным хозяйствам так и крестьянским (фермерским) хозяйствам в вопросах налогообложения. Однако этот Закон до сих пор не вступил в действие из-за отсутствия методики определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Данную Методику утверждает Правительство Российской Федерации.

Закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» разработан на основании статей 20, 28, 33 Земельного кодекса РФ, Федеральных законов «О ветеранах», «О статусе военнослужащих», закона РФ «О статусе героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

Максимальный размер земельных участков, находящихся в собственности края, предоставляемых в собственность граждан для садоводства установлен исходя из норм, принятых в крае для указанной цели. Так, в настоящее время максимальный размер земельных участков, предоставленных гражданам для садоводства, составляет 0,1 га в 50-километровой зоне городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и 0,15 га - на остальной территории края.

Категории лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, установлены соответствующими федеральными законами. Кроме того, данным Законом устанавливается такое право для жилищно-строительных, гаражно-строительных и погребных строительных кооперативов. Указанные юридические лица являются некоммерческими организациями, имеют особый правовой статус и их деятельность имеет выраженную социальную направленность, поэтому бесплатное предоставление в собственность указанным лицам земельных участков позволит исключить дополнительные затраты на их деятельность, при этом не нанося значительного ущерба федеральному, краевому и муниципальному бюджетам.

Закон Алтайского края «О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края «Об администрации Алтайского края» дополнительно дает полномочия администрации края, предусмотренные федеральным законодательством в сфере земельных отношений:

установление порядка проведения землеустройства;

принятие решения о переводе лесных земель в лесах второй и третьей группы в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и (или) изъятии указанных земель.

Закон Алтайского края «Об освобождении садоводческих товариществ и граждан, имеющих в собственности садовые участки, от уплаты в 2003 году земельного налога в части, зачисляемой в краевой бюджет» предусматривает освобождение от уплаты земельного налога не только садоводческих товариществ, а и граждан, имеющих в собственности садовые участки, так в городе Рубцовске значительная часть садовых участков приватизирована и налог взимается непосредственно с каждого садовода.

В городах и районах края организовано 492 садоводческих некоммерческих товариществ, площадь которых составляет 21,2 тысячи гектаров. Этой сферой деятельности охвачено почти 230 тысяч семей или около 700 тысяч человек.

Ежегодно садоводы края выращивают около 20 тысяч тонн плодов и ягод, 22 тысячи тонн овощей и картофеля, кроме того, они занимаются разведением птицы, кроликов и других животных. Для большинства семей продукция, выращенная ими на садовых участках, является основным средством существования.

Закон Алтайского края «Об утверждении ставок лесных податей за заготовку второстепенных лесных ресурсов, побочное лесопользование, за пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных целей» принят взамен действующего постановления краевого Законодательного Собрания от 06.05.1998 г.№ 162.

Данный Закон позволит навести порядок в рациональном использовании природных ресурсов. Анализ объемов промысловой заготовки папоротника «Орляк», родиолы розовой (золотой корень), пиона (марьин корень) показал, что ежегодный рост сбора составлял от 20 % до 70 %. Так, за 5 лет было выдано лесных билетов лесхозами края на право заготовки папоротника в объеме 4935,5 тонн (увеличился в 2,4 раза), пиона -3500 кг.

По оценке специалистов сложившаяся практика заготовок папоротника, особо ценного лекарственного сырья ведет к истощению запасов и снижению воспроизводственного потенциала.

В целях рационального и неистощительного пользования ресурсами, для промысловой заготовки папоротника «Орляк», родиолы розовой, пиона предоставлять лесопользователям по результатам лесных аукционов или в аренду на конкурсной основе в соответствии со статьей 102 Регионального Лесного кодекса Алтайского края. Закон устанавливает размер платы для установления начальной цены аукционной единицы (за кг): папоротник «Орляк» - 2,5 руб., родиола розовая (золотой корень) -10 руб., пион (марьин корень) - 5 руб.

Закон устанавливает также ставки лесных податей за пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических целях в размере 100 рублей за 0,01 га только за участки лесного фонда, находящиеся под временными постройками в соответствии с проектами, согласованными с санитарно-эпидемиологической службой, противопожарной охраной на территории, прилегающей к озеру Ая, левобережье р. Катунь Айского лесничества Алтайского лесхоза, озере Соленом Кулундинского лесхоза.

Анализ динамики заготовки и реализации новогодних елок показал, что он за последние четыре года не увеличился, но при этом цена реализации возросла в два раза и составила в 2002 году в лесхозах края 35 рублей.

Вместе с тем, розничная рыночная цена новогодних елок возросла с 25 рублей 1998 года до 250 рублей 2003 года, поэтому данный Закон упорядочил размер ставки лесных податей за новогодние елки.

Постановление краевого Совета народных депутатов «О законодательной инициативе по внесению изменений в статьи 346.5 и 346.6 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с главой 26.1. «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» части второй Налогового кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения сельскохозяйственных угодий в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговым периодом признается квартал.

Однако сельское хозяйство имеет отличительную особенность от других отраслей народного хозяйства по срокам поступления финансовых средств от осуществляемой деятельности. Животноводческая продукция реализуется в течение всего года, но составляет менее сорока процентов валовой продукции предприятия, средства от ее реализации идут на текущие хозяйственные расходы (приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и частичную выплату заработной платы). Сбор растениеводческой продукции происходит в третьем и четвертом кварталах, объем которой составляет более шестидесяти процентов валовой продукции.

Таким образом, уплата единого сельскохозяйственного налога каждый квартал негативно отразится на финансовой деятельности предприятий, поэтому необходимо изменить налоговый период с квартала на год.

В июне 2002 года состоялось выездное заседание комитета по агропромышленному комплексу и природопользованию в ЗАО «Колыванское» Павловского района по вопросу: «О практике использования земель сельскохозяйственного назначения и проблемам формирования продовольственного рынка.

В мае месяце проведено заседание «Круглого стола» на тему:

«Оборот земель сельскохозяйственного назначения в Алтайском крае»;

По результатам заседания «круглого стола» были выработаны следующие рекомендации:

1. Использование земельных долей:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»