АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2003 г.                                     № 98

г.Барнаул

Об отчете комитета краевого Совета народных депутатов по социальной
политике о работе за 2002 год


Заслушав информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике Даниловой Н.П., краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отчет комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике о работе за 2002 год принять к сведению (прилагается). Отметить, что комитет постоянно совершенствует формы и методы работы как комитета в целом, так и каждого депутата в отдельности.

2. Предложить комитету краевого Совета народных депутатов по социальной политике:

1) осуществлять контроль за своевременным и полным финансированием отраслей социальной сферы в соответствии с законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2003 год»;

2) продолжать формирование правовой базы в социальной сфере, реально защищающей конституционные гарантии и права граждан, активнее применять право законодательной инициативы краевого Совета народных депутатов в совершенствовании федерального законодательства;

3) совершенствовать взаимодействие с органами социального обеспечения и социальной защиты, здравоохранения, образования и культуры по вопросам, относящимся к ведению комитета;

4) оказывать методическую и практическую помощь органам местного самоуправления в вопросах реализации законодательства в области социальной политики, продолжить практику проведения выездных заседаний комитета.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя краевого Совета народных депутатов Ларина Б.В.

Председатель краевого Совета

народных депутатов                                А.Г.Назарчук




Приложение
к постановлению
краевого Совета
народных депутатов
от 02.04. 2003 г. № 98

     

Отчет
комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике о работе в 2002 году


Комитет краевого Совета народных депутатов по социальной политике организует свою работу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Алтайского края и Регламентом краевого Совета народных депутатов Алтайского края.

Решая вопросы социальной политики, комитет работает более чем по 20 различным направлениям. Основные из них - наука, образование, воспитание, охрана здоровья населения, труд, заработная плата, охрана труда, занятость населения, миграционные вопросы, культура и искусство, охрана памятников истории и культуры, дела ветеранов, инвалидов, женщин, семьи, молодежи, физическая культура, спорт, туризм, социальное обеспечение, социальная защита, средства массовой информации и другие. Поэтому важной составляющей в работе комитета является выбор приоритетных направлений и планирование работы.

В составе комитета по социальной политике работают 9 депутатов: Вервекина Т.И., Гамеев В.В., Данилова Н.П., Жаворонков В.В., Заполев М.М., Зиберт В.А., Кошелев Ю.А., Пупков Б.Г., Солнцева И.В.

За период с января по декабрь 2002 год комитет провел 13 заседаний, в том числе два выездных, на которых было рассмотрено более 80 вопросов, из них:

9 - по здравоохранению, спорту;

11 - по образованию, воспитанию, делам молодежи;

36 - по социальной защите;

6 - по культуре, средствам массовой информации;

19 - разные.

В работе комитета за этот период приняли участие около 140 человек - представителей администрации края, федеральных служб, руководителей предприятий и организаций, общественных объединений. В своей практической работе комитет постоянно взаимодействует со структурными подразделениями администрации края. Заседания комитета проводились без срывов при наличии кворума, что говорит о серьезном отношении депутатов к проводимой работе.

На заседаниях комитета были рассмотрены такие важные законопроекты, как:

«Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения»;

«О похоронном деле в Алтайском крае»;

«О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О доплате к пенсии в Алтайском крае»;

«Об утверждении краевой целевой комплексной программы «Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002 - 2004 годы»;

«О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы» и ряд других.

Взаимодействие комитета с представительными органами местного самоуправления осуществляется путем оказания методической и правовой помощи, участия в работе сессий городских и районных Советов.

Выражая интересы населения края, депутаты комитета активно проводят работу в своих избирательных округах. Постоянные встречи и прием избирателей, участие в сессиях представительных органов местного самоуправления, изучение складывающейся социально-экономической ситуации в округе позволяют им рационально и эффективно принимать решения в краевом Совете народных депутатов, своевременно устранять возникающие несоответствия между действительностью и законодательством, оказывать практическую помощь в решении социальных проблем своих избирателей.

В комитете по социальной политике возникла идея развития молодежного парламентаризма на краевом уровне. На основе ранее принятого закона Алтайского края «О региональной государственной молодежной политике в Алтайском крае» комитетом было разработано и утверждено на сессии Положение о молодежном Парламенте Алтайского края при Алтайском краевом Совете народных депутатов. Проведена первая организационная сессия молодежного Парламента, на которой выбраны руководящие органы и созданы 3 комиссии. В настоящее время молодые парламентарии заняты подготовкой перечня первостепенных вопросов, подлежащих рассмотрению.

Рассмотрение выполнения закона Алтайского края «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае» свидетельствует о росте популярности и востребованности детских и молодежных программ, увеличении потребности общества и государства в специалистах по работе с детьми. Четко обозначилась необходимость объединения сил для защиты прав ребенка в обществе, работы по формированию социально-положительного образа лидера общественной организации. В отчетном году курсовую переподготовку при краевом Союзе детских и подростковых организаций прошли более тысячи координаторов детского движения на средства краевого бюджета, специально предусмотренные для этой цели по инициативе комитета по социальной политике.

По инициативе комитета по социальной политике принято постановление «О 80-летии пионерской организации», выполнение которого позволило активизировать работу по возрождению и активизации работы детских организаций.

Значительное место в работе комитета по социальной политике занимает работа по формированию краевого бюджета в части обеспечения социальной сферы и контролю за его исполнением.

По инициативе депутатов комитета по социальной политике в бюджете 2002 года были предусмотрены финансовые средства в сумме 8,5 млн. рублей на развитие сельского спорта. Приобретено спортивное оборудование и инвентарь из расчета в среднем по 40 рублей на одного учащегося. В результате в истекшем году в большинстве сельских школ края впервые за многие годы появились лыжи, лыжные ботинки и палки, гимнастические маты, скакалки, футбольные, волейбольные и баскетбольные мячи и другой спортивный инвентарь.

Принимая во внимание тяжелую ситуацию с обеспеченностью учебниками в школах, в первую очередь детей малообеспеченных родителей, комитет по социальной политике вышел с предложением и настоял на увеличении в 2002 году средств в краевом бюджете на эти цели до 12,0 млн. рублей. Это дало возможность передать в образовательные учреждения края 301835 учебников, что позволило обеспечить учебниками 33 процента детей из малообеспеченных семей. В бюджете 2003 года объем финансирования на приобретение учебников удалось сохранить на таком же уровне.

По предложению комитета по социальной политике в 2002 году финансирование краевой целевой программы «Семья. Женщина. Дети.» по сравнению с предыдущим годом было увеличено. Основные средства направлялись на решение проблем питания детей первого года жизни из малообеспеченных семей, обеспечение беременных препаратами железа, проезд беременных до краевого перинатального центра и др. Такой же объем финансирования сохранен и на 2003 год. Естественно, что проблемы в данной сфере не исчерпываются теми, что охвачены программой. В целом ситуация в плане укрепления института семьи в 2002 году оставалась крайне неблагоприятной, о чем свидетельствует тот факт, что число зарегистрированных браков за 2002 год увеличилось по сравнению с 2001 годом на 605, или на 3 процента, а число расторгнутых браков - на 2052, или на 15,6 процента. На 1000 зарегистрированных браков пришелся 741 расторгнутый (в 2001 году - 660).

В краевом бюджете на 2003 год предусмотрено очередное значительное увеличение средств на содержание хоккейной команды «Мотор» и футбольной команды «Динамо». Однако данная статья расходов вызвала неоднозначную реакцию депутатов комитета. Значительные средства, ежегодно выделяемые из краевого бюджета, не подкрепляются достигнутыми спортивными и финансовыми результатами. Видимо, в условиях недостаточной бюджетной обеспеченности следует больше средств выделять на развитие массовой физической культуры.

В 2002 году удалось сохранить темпы погашения задолженности по детским пособиям на уровне 2001 года. Задолженность уменьшилась за истекший год почти на 200 млн. рублей и на 1 января 2003 года составила 463,6 млн. рублей. Расходы на выплату ежемесячного пособия на детей в 2003 году также запланированы на уровне 2001-2002 годов. Для полного погашения задолженности при сохранении нынешних темпов выплаты потребуется почти три года.

Комитет продолжил работу по приведению нормативных правовых актов Алтайского края в соответствие с действующим федеральным законодательством. Были внесены необходимые поправки в законы Алтайского края:

«О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы»;

«О поддержке средств массовой информации и книгоиздания Алтайского края»;

«О социальном партнерстве в Алтайском крае»;

«Об органах опеки и попечительства»;

«О премиях Алтайского края в области науки и техники»;

«Об охране труда в Алтайском крае»;

«Об обязательном экземпляре документов Алтайского края».

За отчетный период из Государственной Думы в комитет по социальной политике поступило более 60 проектов федеральных законов, касающихся вопросов социальной сферы, а также 26 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. По наиболее социально значимым на сегодняшний день законопроектам комитетом подготовлены и направлены в Государственную Думу замечания и предложения, а по остальным комитет согласился с необходимостью их принятия.

Работу комитета по социальной политике в отчетном году можно разделить условно на четыре крупных тематических блока:

1. Здравоохранение

2. Трудовые отношения

3. Социальная защита

4. Работа с обращениями граждан и организаций

Первый блок вопросов, рассматриваемых комитетом, один из актуальных и обусловлен сложившейся ситуацией в крае в целом.

Комитет краевого Совета народных депутатов по социальной политике озабочен сокращением в проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» финансирования санаторно-курортного лечения трудящихся и членов их семей.

Санаторно-курортное лечение является важным этапом в системе здравоохранения края по профилактике заболеваний и оздоровлению населения. Из средств Фонда социального страхования оплачивалось до 60 процентов путевок на санаторно-курортное лечение, и отсутствие средств на эти цели в бюджете негативно скажется на социально незащищенных гражданах края.

Поэтому по инициативе комитета по социальной политике депутаты приняли обращение краевого Совета народных депутатов по данному вопросу и направили его в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В обращении выражена настоятельная просьба при рассмотрении данного документа определить источник финансирования и включить в бюджет Фонда расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оздоровление детей, частичное содержание детско-юношеских спортивных школ.

В результате совместной работы с комитетами администрации края и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края принят закон Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения», включающий важнейшие целевые программы на 2002-2006 годы:

«Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»;

«Важнейшие направления специализированной и квалифицированной медицинской помощи»;

«Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае»;

«Организация сервисного обслуживания и приобретение дорогостоящей медицинской техники».

Финансирование некоторых подпрограмм согласно закону определено из средств обязательного медицинского страхования.

Принятие указанного Закона продиктовано продолжающимся ухудшением здоровья населения края и дефицитом ресурсного обеспечения здравоохранения. Реализация мероприятий, предусмотренных данными программами, позволит обеспечить снижение заболеваемости и смертности населения края в трудоспособном возрасте, снижение инвалидизации больных с заболеваниями социального характера. Всего на финансирование краевых целевых программ и централизованный закуп жизненно важных медикаментов в 2002 году было выделено 104126 тысяч рублей.

Социально-экономическая эффективность программ заключается в улучшении демографической ситуации в крае за счет снижения смертности, увеличении средней продолжительности жизни, восстановлении репродуктивного здоровья населения. Во многом благодаря тому, что начата реализация принятых программ, в 2002 году уже отмечается снижение заболеваемости по 21 из 28 регистрируемых инфекционных заболеваний и групп болезней.

В связи с тяжелой ситуацией в крае по распространению ВИЧ-инфекции/СПИДа в 2000 году по инициативе комитета была принята Целевая комплексная программа по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения Алтайского края на 2001-2004 годы. Благодаря принятию данной программы при формировании краевого бюджета на 2001 и 2002 годы удалось добиться выделения средств в объеме 1581,9 тыс. рублей и 1400 тыс. рублей соответственно. Учитывая серьезность данной проблемы, комитет рассмотрел вопрос о ходе выполнения постановления краевого Совета народных депутатов от 1 ноября 2000 года № 329 «О Целевой комплексной программе по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения Алтайского края на 2001-2004 годы» и определил дополнительные меры по стабилизации ситуации. Безусловно, принятое в результате постановление не решает проблему полностью, но определенные результаты есть: темпы увеличения количества ВИЧ-инфицированных по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились в 3 раза.

Совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования велась работа по подготовке проектов законов Алтайского края:

«Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2001 год»;

«О внесении изменений в закон Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2002 год».

Принят закон Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2003 год».

Комитетом по социальной политике совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования проводились мероприятия по совершенствованию Перечня платных медицинских услуг населению, предоставляемых дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, утвержденному постановлением краевого Законодательного Собрания от 10 июля 1996 года № 218. По результатам этой работы приняты постановления краевого Совета народных депутатов от 29 апреля 2002 года № 102 и от 2 сентября 2002 года № 218, которыми внесены существенные изменения в редакцию указанного нормативного правого акта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»