• Текст документа
  • Статус
Действующий

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 5 марта 2003 г.                                      № 83
     г.Барнаул

Об отчете постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету,
налоговой и кредитной политике о деятельности за 2002 год


Заслушав информацию председателя постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике Н.В. Рыжака, краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отчет комитета о деятельности за 2002 год принять к сведению (прилагается).

2.Отметить, что комитет постоянно совершенствует организационные формы и методы своей правотворческой и контрольной деятельности.

3. Предложить комитету:

1) совместно с администрацией края разработать методику распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований и положение о порядке использования средств на стимулирование экономического развития муниципальных образований Алтайского края на 2004 год;

2) осуществлять контроль за реализацией Плана первоочередных мероприятий по повышению уровня собственных доходов консолидированного бюджета Алтайского края;

3) совместно с органами местного самоуправления продолжить практику проведения выездных заседаний комитета по актуальным проблемам их деятельности в области бюджетной и налоговой политики;

4) совместно с комитетом по правовой политике и местному самоуправлению изучить возможность и экономическую целесообразность изменения административно - территориального устройства края;

5) совместно с администрацией края и управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алтайскому краю осуществить комплекс мероприятий в области налоговой политики, в том числе в части разработки законодательных инициатив по совершенствованию федерального налогового законодательства и решению вопросов повышения собираемости налогов.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике.

     Председатель краевого Совета
     народных депутатов                                А.Г.Назарчук

Отчет постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике о деятельности за 2002 год

Приложение
к постановлению
краевого Совета
народных депутатов
от 05.03.2003№ 83


Одно из центральных направлений деятельности краевого Совета народных депутатов занимают вопросы бюджетной и налоговой политики, как основа нормального функционирования экономики и социальной сферы края. Ключевую роль в этой работе играет комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике.

Статистика работы комитета за 2002 год выглядит следующим образом:

проведено заседаний - 13, в том числе выездных - 2;

рассмотрено вопросов - 116, из них внесено на рассмотрение сессий - 50;

подготовлено законопроектов - 36, из них внесено на рассмотрение сессий - 35, принято - 33;

проведено круглых столов - 2;


подготовлено законодательных инициатив - 2

рассмотрено законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации - 39;

рассмотрено проектов федеральных законов - 47.

В отчетном году, в рамках подготовки к рассмотрению и принятию основного документа года - закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2003 год» депутаты комитета уделили особое внимание решению двух основных задач:

1) повышению уровня собственных доходов консолидированного бюджета Алтайского края.

2) совершенствованию бюджетного процесса в части существенного повышения прозрачности и регламентированности рассмотрения, принятия и исполнения закона о краевом бюджете.

В соответствии с утвержденным планом работы, вопросы исполнения доходной части краевого бюджета, как в целом, так и по отдельным налогам, ежемесячно рассматривались на заседаниях комитета, где был принят, а затем совместно с администрацией края успешно реализован, целый ряд решений, направленных на стабилизацию и увеличение поступлений налогов и неналоговых доходов.

Предварительные итоги исполнения краевого бюджета за 2002 год это подтверждают.

Доходная часть краевого бюджета в целом выполнена на 108 процентов, в том числе по основным доходным источникам: налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль - соответственно на 107 и 119 процентов.

Однако при этом депутаты комитета неоднократно отмечали, что, несмотря на стабильный рост собственных доходов в крае, темпы его существенно отстают от роста потребностей в расходах бюджета.

Поэтому, в целях недопущения сокращения объемов финансирования бюджетной сферы края, комитетом, совместно с администрацией края было принято решение начать в 2002 году реализацию на территории края чрезвычайно масштабной и сложной задачи, для решения которой понадобится не менее 3-4 лет - повышению уровня собственных доходов краевого и местных бюджетов до уровня, превышающего рост потребностей в расходах.

Для детального изучения данной проблемы и определения возможных путей её решения комитетом был проведен круглый стол, на котором депутаты обозначили актуальность вопроса, связанную со стабильным снижением удельного веса собственных доходов в консолидированном бюджете края, низкой собираемостью налогов в ряде отраслей экономики, прежде всего в промышленности и торговле, недостаточно активной работой налоговых органов и исполнительной власти по повышению эффективности работы промышленности и снижению уровня теневого товарооборота в торговле.

Было решено остановиться на двух основных направлениях решения проблемы повышения уровня собственных доходов. Это повышение уровня собираемости налогов, таких как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и создание дополнительной налогооблагаемой базы в промышленности и сфере услуг за счет адресных бюджетных инвестиций.

В результате, на сессии краевого Совета народных депутатов был утвержден План первоочередных мероприятий по повышению уровня собственных доходов консолидированного бюджета Алтайского края, реализация которого должна быть завершена в перовом полугодии 2003 года.

Наиболее важными мероприятиями, включенными в указанный План, являются:

- определение отраслей и территорий с наиболее высоким процентом налоговых потерь;

- выделение наиболее перспективных сфер промышленности и предпринимательства с точки зрения налогоёмкости и наращивания налогового потенциала;

- создание во всех городах и районах края комиссий по регулированию выплат заработной платы.

Реализация данных мероприятий позволит создать основу для последовательной и планомерной работы по активизации развития экономики края и снижению уровня сокрытия налогооблагаемой базы, что в конечном итоге обернется увеличением налоговых поступлений в краевой и местные бюджеты.

Разработка и внесение администрацией края в краевой Совет народных депутатов проекта краевого бюджета происходила на фоне сложной и напряженной ситуации, сложившейся в бюджетной сфере края.

Объем доходов консолидированного бюджета края на 2003 год с учетом доходов, передаваемых из федерального бюджета, составил 18953358 тыс. рублей, в том числе собственные доходы - 8455990 тыс. рублей.

Расходы консолидированного бюджета края с учетом дефицита 310000 тыс. рублей составили 19263358 тыс. рублей.

При этом потребность в расходах консолидированного бюджета определяется в сумме 30336730 тыс. рублей, в том числе расходы 2003 года составляют 25372997 тыс. рублей и кредиторская задолженность на 1 января 2003 года - 4963733 тыс. рублей.

То есть, фактически, бюджет края без учета средств территориального дорожного фонда увеличился по сравнению с 2002 годом только на 10 процентов, что ниже официальных темпов инфляции.

Потребность в расходах консолидированного бюджета за тот же период возросла на 16 процентов.

Поэтому, в прошедшем году комитетом были разработаны и в полном объеме реализованы мероприятия, направленные на существенное повышение качества осуществления бюджетного процесса по сравнению с предыдущими годами, в том числе:

- активизацию участия депутатов при формировании подходов к разработке проекта краевого бюджета;

- повышение прозрачности краевого бюджета;

- расширение форм и методов контроля за исполнением краевого бюджета.

Во-первых, депутаты комитета предварительно рассмотрели основные характеристики проекта краевого бюджета до его внесения на сессию краевого Совета, разработали пакет рекомендаций для администрации края по совершенствованию подходов к разработке проекта бюджета, большинство которых в итоге было учтено.

Во вторых, в прошедшем году на качественно новом уровне была проведена работа по разработке, систематизации и реализации в проекте краевого бюджета поправок, внесенных комитетами и отдельными депутатами краевого Совета народных депутатов. Фактически все поправки были рассмотрены, а многие из них учтены и реализованы в законе о бюджете.

В третьих, на основании принятой в октябре прошедшего года разработанной комитетом фактически новой редакции закона Алтайского края «О бюджетной устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» был значительно расширен как сам закон о краевом бюджете, так и перечень материалов, предоставляемых одновременно с ним.

В итоге, впервые за последние годы депутаты утвердили в краевом бюджете:

пообъектное распределение включенных в адресную инвестиционную программу капитальных вложений;

целевые программы, предусмотренные к финансированию на 2003 год;

расширенную ведомственную классификацию расходов;

план приватизации и ряд других новых и важных положений.

Все это существенно позволит повысить прозрачность распределения бюджетных ассигнований и усилить контроль за целевым расходованием бюджетных средств в процессе его исполнения.

В результате четко организованной совместной работы комитета и рабочей группы по доработке проекта бюджета, в законопроект удалось внести ряд существенных изменений в части повышения социальной направленности бюджета и увеличения объема средств, выделяемых на финансовую поддержку городов и районов края.

В частности, депутатами краевого Совета по инициативе комитета было принято решение в целях увеличения объема расходной части краевого бюджета ввести дефицит в размере 310 млн. рублей.

При этом депутаты определили 3 наиболее перспективных направления изыскания дополнительных доходов, в том числе:

увеличение поступлений налога на доходы физических лиц, в том числе за счет легализации заработной платы в сфере малого бизнеса;

повышение доходов от продажи земельных участков собственникам расположенных на них зданий и сооружений;

дополнительные доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.

Введение в краевой бюджет дефицита позволило на 157,5 млн. рублей увеличить объем средств, выделяемых на финансовую поддержку муниципальных образований, из них 90 млн. рублей - на адресную социальную помощь населению по компенсации разницы в цене на сжиженный газ.

Оставшиеся 152,5 млн. рублей были направлены на увеличение расходов краевого бюджета, прежде всего в части реализации поправок внесенных депутатами при рассмотрении законопроекта в первом чтении.

Это позволило, в том числе:

- более чем на 40 млн. рублей увеличить расходы на погашение задолженности по детским пособиям;

- на 70 млн. рублей увеличить капитальные вложения.

За счет оставшихся средств, а также с учетом перераспределения расходов внутри краевого бюджета удалось решить ряд важных проблем:

- на 55 млн. рублей увеличить расходы на сельское хозяйство;

- на 9 млн. рублей - расходы на образование и на 26 млн. рублей - расходы на здравоохранение.

Кроме того, за счет увеличения плана поступлений акцизов на бензин почти на 80 млн. рублей увеличены доходы территориального дорожного фонда.

В процессе работы над главным финансовым документом края депутаты комитета отметили две принципиальные проблемы, существующие в настоящее время в бюджетной сфере края.

Первая проблема - это четко прослеживающийся в последние годы опережающий рост потребностей в расходах консолидированного бюджета относительно роста его доходов.

Для решения этой проблемы депутаты краевого Совета поддержали предложения комитета и решили совместно с администрацией края в предстоящем году:

1) изучить возможность и экономическую целесообразность изменения административно - территориального устройства края;

2) принять социальные нормы и нормативы для расчета минимальных расходов местных бюджетов.

Вторая важная проблема - несовершенство методики распределения фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Прежде всего, это выражается в отсутствии четкого и прозрачного порядка определения размера доходов, расходов и дотаций местным бюджетам, а также в отсутствии механизма, стимулирующего муниципальные образования к повышению уровня собственных доходов и снижению нерациональных расходов.

Реализация применяемой сегодня методики на практике приводит к тому, что города и районы стимулируются только к увеличению расходов и защите при расчете дотации как можно меньшей суммы собственных доходов.

По этой проблеме в декабре 2002 года комитет совместно с администрацией края провел круглый стол, на котором были приняты следующие решения:

1) разработать и утвердить ясный и четкий механизм расчета уровня собственных доходов муниципального образования по каждому виду доходов с учетом налогового потенциала территории;

2) принять единую методику расчета дотаций на основе прозрачных формул, исходя из норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

3) предусмотреть разделение финансовой помощи на выравнивающую и стимулирующую.

Решение данных проблем определено приоритетными направлениями деятельности комитета в области бюджетной политики в 2003 году.

Главная проблема в области налоговой политики, которая серьёзно изучалась депутатами комитета в 2002 году, было разумное взаимодействие обычной системы налогообложения малого и среднего предпринимательства и специальных режимов, таких как упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.

На основании серьезной аналитической работы и выводов, сделанных комитетом совместно с администрацией края было принято решение расширить в 2003 году сферу применения единого налога на вмененный доход и для стационарной розничной торговли, как разумного баланса интересов бюджета и налогоплательщиков.

К сожалению, в связи с поздним внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, единый налог на вмененный доход в крае удастся ввести только с 1 апреля 2003 года.

Вторым наиболее важным вопросом налоговой политики, которому в прошедшем году депутаты комитета уделили особое внимание, стало принятие закона Алтайского края «О транспортном налоге» взамен утратившего силу с 1 января 2003 года налога с владельцев транспортных средств.

Рассматривая и принимая данный законопроект, депутаты были вынуждены согласиться с повышением ставок данного налога, несмотря на то, что это решение, конечно, не встретит поддержки у населения.

Но, учитывая тяжелейшую ситуацию, в которой оказался территориальный дорожный фонд из-за изменений налогового законодательства и резкого сокращения ассигнований из федерального бюджета краевой Совет народных депутатов пошел на эту меру.

Тем не менее, в процессе работы над законопроектом депутатам комитета удалось добиться того, что ставки транспортного налога были увеличены не в 3-4 раза, как первоначально предлагала администрация края, а только в среднем в 2 раза.

То есть в прошедшем году, как и в предыдущие годы, комитетом последовательно соблюдался основной принцип реализации налоговой политики в крае: поиск оптимального соотношения налогового бремени с потребностями бюджета и возможностями налогоплательщиков.

Если в целом прошедший год для бюджетного комитета несомненно следует признать удачным и плодотворным, тем не менее, необходимо отметить ряд проблем, которые решить пока не удалось.

Главная из них заключается в том, что новую методику распределения фонда финансовой поддержки муниципальных образований не сумели до конца разработать и внедрить уже в бюджете 2003 года и решение этого вопроса пришлось перенести на текущий год.

Вторая нерешенная проблема - не удалось снизить завышенные, по мнению депутатов комитета, ставки выкупа земельных участков собственниками расположенных на них зданий и сооружений.

Действующие в настоящее время в крае максимальные ставки выкупа земли не «по карману» большинству пользующихся земельными участками предприятий, особенно крупных.

Из-за этого бюджет не только недополучает дополнительные доходы, но и существенно снижается инвестиционная привлекательность предприятий, не являющихся собственниками земли, на которой они находятся.

Комитет в течение 2002 года дважды готовил и вносил на сессию краевого Совета законопроекты, предусматривающие снижение не менее чем в 2 раза ставок выкупа земельных участков, но к сожалению, эта инициатива пока не нашла достаточной поддержки у большинства депутатов и администрации края.

Тем не менее, депутаты бюджетного комитета и 2003 году не оставят попыток положительно решить эту проблему - одну из важнейших для экономики края.

Текст документа сверен по:

Официальная рассылка

Об отчете постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике о деятельности за 2002 год

Название документа: Об отчете постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике о деятельности за 2002 год

Номер документа: 83

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылк
Дата принятия: 05 марта 2003

Дата начала действия: 04 марта 2003