АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2002 года N 441
г.Барнаул



Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Основные направления энергосбережения Алтайского края на 2002-2005 годы.

2. Комитету администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству (С.Т. Санников), топливно-энергетическому отделу администрации края (В.Д.Ланда) по согласованию с Главным управлением внутренних дел Алтайского края (В.А. Вальков) и энергоснабжающими организациями разработать до 01.11.2002 мероприятия по предотвращению хищения топлива на всех этапах транспортировки, хранения и переработки.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края С.П.Байкалова.    

Первый заместитель

главы администрации края                            Н.А.Чертов




Утверждены
постановлением
администрации края
от 12.08.2002 г. № 441

     

Основные направления энергосбережения Алтайского края на 2002-2005 годы

     

Паспорт

Наименование документа

- Основные направления энергосбережения Алтайского края на 2002-3005 годы

Основание для разработки

- закон Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае, распоряжение администрации Алтайского края от 15.03.01. № 229-р "О разработке краевой программы энергосбережения".

Государственный заказчик мероприятий

- администрация Алтайского края.

Головной исполнитель

-топливно-энергетический отдел администрации края.

Головной разработчик

-КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения"

Цели и задачи

- реализация федерального законодательства по вопросом энергосбережения, закона Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае";

- создание организационных, правовых условий, экономических и финансовых механизмов, обеспечивающих повышение эффективности производства и использования толливно-энергетических ресурсов;

- сокращение финансовых затрат на энергоснабжение организаций бюджетной сферы.

Важнейшие целевые показатели

- снизить энергоемкость внутреннего регионального продукта в 2005 году не менее чеы на 10 % к 2000 году, - повысить эффективность снабжения потребителей тепловой н электрической энергией: "большая энергетика" - на 5%;

"малая энергетика"  на 10%;

- снизить потребление топливко энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы края в 2005 году на 12% к 2000 году;

- организовать производство предприятиями края энергосберегающей техники и мат-риалов на 200 мян рублей.

Сроки и этапы  реализации мероприятий

- первый этап - 2002 год - формирование механизма управления работами по энергосбережению, формирование нормативно-правовой базы, выполнение первоочередных мероприятий, проведение конкурсного отбора энергосберегающих проектов;

- второй этап - 2003-2005 годы - реализация проектов, обеспечивающих получение существенного экономического, экологического и социального эффектов

Основные мероприятия

- разработка нормативно-правовых актов по энергосбережению, создание системы тарифного регулирования, направленной на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;

- издание краевого ежеквартального статистического сборника "Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов на территории Алтайского края";

- установка узлов учета и регулирования систем теплоснабжения в краевых бюджетных организациях;

- организация лабораторного контроля качества угля, поставляемого в край;

- проведение мероприятий по газификации Алтайского края;

- проведение энергетических обследований всех котельных, расположенных на территории края, и принадлежащих им тепловых сетей;

- разработке энергетических паспортов зданий, принадлежащих краевым бюджетным организациям;

- реализация энергоэффективных пилотных проектов, создание зоны высокой энергетической эффективности;

- организация производства энергосберегающей техники и материалов;

- создание системы подготовки и переподготовки кадров, консультирования и информирования потребителей энергетических ресурсов.

Исполнители

- топливно-эцвргетический отдел администрации края, комитет администрации края по промышленности, комитет администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, Регтональная энергетическая комиссия Алтайского края (по согласованию), КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию), ГУ "Алтайгосэнергонадзор" (по согласованию), структурные подразделения администрации края, осуществляющие контроль за финансированием подведомственных хозяйствующих субъектов Алтайского края, органы местного самоуправления (по согласованию).

Объемы и источники финансирования

- средства бюджетов всех уровней - 259,0 млн. рублей; - средства, включаемые в тарифы - З60,0 млн. рублей; - средства, консолидированные Региональной энергетической комиссией Алтайского края - 177,0 млн. рублей

- собственные средства хозяйствующих субъектов - 175,0 млн. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий

- создание системы управления проектами по энергосбережению, содействующей переводу экономики края на энергосберегающий путь развития;

- сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики к 2005 году на 940 тыс. тонн условного топлива;

- прекращение безучетного потребления тепловой энергии организациями, финансируемыми из краевого бюджета, снижение финансовых затрат бюджетной сферы края на потребленную тепловую и электрическую энергию 238,0 млн. рублей;

- создание системы инструментального контроля угля, поступающего в край;

- создание новых рабочих мест по производству энергосберегающей техники и материалов, оказанию энергосервисных и консультационных услуг

Система организации контроля за исполнением мероприятий

- общий контроль за исполнением мероприятий осуществляет администрация края.

     

Пояснительная записка

     

I. Общие положения


Основные направления энергосбережения на территории Алтайского края разработаны на основании:

Указа Президента Российской Федераций от 07.05.95 № 472 "Об основных направлениях энергетической Политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на Период до 2010 года";

Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.95 № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";

Федерального закона от 03.04.96 № 28-ФЗ "Об энергосбережении";

Постановления Правительства РФ от 15.0fi.98 №588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России";

Постановления Правительства РФ от 24.01.98 №86 "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 г.г.";

Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" (1998-2005 г.г.);

Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.01 № 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" нa 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";

закона Алтайского края от 04.01.01 № 1-ЗС "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае".

В основу концепции: энерносбережения были положены Предложения, рассмотренное ведущими специалистами края на двух научно-практических международных семинарах:

"Энергосбережение в системах теплоснабжения", 17-18 октября 2000 г.г. Барнаул;

"Энергосбережение: нормативно-правовая база, образование и консультирование", 20-21 февраля 2001 г.г. Барнаул.

1.1. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов


Общий кризис экономики страны сказался на состоянии хозяйственного комплекса края в целом и привел к снижению в 1990-1998 годах на 59% количества потребляемых энергоресурсов, практически 100% которых поступают из-за пределов края. ( Рис. 1.)


Рис.1. Потребление первичных топливно-энергетических ресурсов (тыс. т.у.т.)

Оживлению экономики края сопутствовало увеличение количества потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Средний рост потребления энергоресурсов за 1998-2000 г.г. - 3 % в год при среднегодовом poсте внутреннего регионального продукта за этот же период (в сопоставимых ценах) на 13 %. Удельное годовое потребление энергоресурсов составило в 2000 году 3.5 т.у.т.. на человека, что значительно ниже среднероссийского (85 т.у.т /чел.) показателя .(см Рис.2)


Рис. 2. Удельное потребление первичных топливно-энергетических ресурсов в регионах России

Низкое удельное энергопотребление связано в основном с двумя обстоятельствами: низкой долей в промышленности края энергоемких производств и существенным (на 47 %) падением в 1991-1998 г.г. производства. В настоящее время большая часть потребляемых топливно-энергетических ресурсов вдет на поддержание в рабочем состоянии основных фондов, функционирование систем жизнеобеспечения, содержание коммунально-бытовой я бюджетной сфер.

Топливно-энергетический комплекс края сострит из трех крупных систем:

"большая энергетика, включающая в себя восемь ТЭЦ и блок-станций с установленной мощностью 1676.7 МВт (электрическая) и 7289 Гкал/час (тепловая);

"малая энергетика" - около 3000 муниципальных и ведомственных котельных;

система топливоснабжения, обеспечивающая всех потребителей (включая энергоснабжающие организации) топливом. Укрупненные показатели функционирования топливно-энергетического комплекса приведены в Таблице. 1.1. и Таблице 1.2.

Таблица 1.1. Полезный отпуск потребителям топливно-энергетических ресурсов

Виды топливно-энергетических ресурсов

1998

1999

2000

Электрическая энергия, млн. кВтч

8311

8182

8500

в т.ч. собственного производства

1941

1955

2259

Тепловая энергия, тыс. Гкал,

15720

14637

14105

в том числе "большая энергетика", тыс.Гкал

10918

9744

9631

в том числе "малая энергетика", тыс.Гкал

4802

4893

4474

Прямое использование топлива, тыс.т.у.т.

1860

1774

1738

     

Таблица 1.2. Потребление первичного топлива

Виды топлива

1998

1999

2000

Уголь, тыс.т.

6753

6689

688

Мазут топочный, тыс.т.

269

404

300

Газ природный, млн, м3

126

157

319

Газ сжиженный, тыс.т.

59

59

56

Дрова/отходы деревообработки, тыс. м3

300

300

300

Бензин автомобильный, тыс.т.

226

206

193

Топлива дизельное, тыс.т.

405

349

347


Эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса края характеризуется интегральными показателями энергоэффективности - количеством топлива, затрачиваемого системой на полезный отпуск потребителям единицы тепловой и электрической энергии.

Таблица 1.3. Удельный расход топлива



1998

1999

2000

Удельный расход топлива на отпуск электроэнергии, т.у.т./тыс.кВтч

0,371

0,383

0,396

то же, т.у.т./ГДж

0,103

0,106

0,110

в том числе собственного производства

0,427

0.463

0,489

то же, т.у.т./ГДж

0,119

0,129

0,136

Удельный расход топлива на отпуск тепловой энергии, т.у.т./Гкал

0,181

0,193

0,197

то же, т.у.т./ГДж

0,043

0,046

0,047


Из анализа годовых изменений приведенных показателей энергоэффективности следует, что эффективность функционирования системы "Большая энергетика" невысока (около 50 % использования первичного топлива) и продолжает снижаться. Снижение эффективности использования первичного топлива за три года (l998-2000r.r.) составило:

электроэнергия - 6.7%;

тепловая энергия - 8.8%.

Аномально низка эффективность системы "Малая энергетика". Отсутствие систематически/, данных о результатах функционирования этой системы не позволяет построить динамический ряд значений показателя энергоэффективности. Однако даже оптимистические оценки дают величину не более 0,472 т.у.тГкал (0,113 т.у.т./ГДж), что соответствует 30 % полезного использования первичного топлива. Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов приведена на Рис. 3

.     

Рис. 3. Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов

Использование преобразованных видов энергии отраслями народного хозяйства края иллюстрируют Рис. 4, Рис. 5.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»