• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 12 августа 2002 г.                                   № 441
     г.Барнаул

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Основные направления энергосбережения Алтайского края на 2002-2005 годы.

2. Комитету администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству (С.Т. Санников), топливно-энергетическому отделу администрации края (В.Д.Ланда) по согласованию с Главным управлением внутренних дел Алтайского края (В.А. Вальков) и энергоснабжающими организациями разработать до 01.11.2002 мероприятия по предотвращению хищения топлива на всех этапах транспортировки, хранения и переработки.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края С.П.Байкалова.

     Первый заместитель
     главы администрации края                            Н.А.Чертов




Основные направления энергосбережения Алтайского края на 2002-2005 годы

Утверждены
постановлением
администрации края
от 12.08.2002 г. № 441

Паспорт

Наименование документа

- Основные направления энергосбережения Алтайского края на 2002-3005 годы

Основание для разработки

- закон Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае, распоряжение администрации Алтайского края от 15.03.01. № 229-р "О разработке краевой программы энергосбережения".

Государственный заказчик мероприятий

- администрация Алтайского края.

Головной исполнитель

-топливно-энергетический отдел администрации края.

Головной разработчик

-КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения"

Цели и задачи

- реализация федерального законодательства по вопросом энергосбережения, закона Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае";
- создание организационных, правовых условий, экономических и финансовых механизмов, обеспечивающих повышение эффективности производства и использования толливно-энергетических ресурсов;
- сокращение финансовых затрат на энергоснабжение организаций бюджетной сферы.

Важнейшие целевые показатели

- снизить энергоемкость внутреннего регионального продукта в 2005 году не менее чеы на 10 % к 2000 году, - повысить эффективность снабжения потребителей тепловой н электрической энергией: "большая энергетика" - на 5%;
"малая энергетика" на 10%;
- снизить потребление топливко энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы края в 2005 году на 12% к 2000 году;
- организовать производство предприятиями края энергосберегающей техники и мат-риалов на 200 мян рублей.

Сроки и этапы реализации мероприятий

- первый этап - 2002 год - формирование механизма управления работами по энергосбережению, формирование нормативно-правовой базы, выполнение первоочередных мероприятий, проведение конкурсного отбора энергосберегающих проектов;
- второй этап - 2003-2005 годы - реализация проектов, обеспечивающих получение существенного экономического, экологического и социального эффектов

Основные мероприятия

- разработка нормативно-правовых актов по энергосбережению, создание системы тарифного регулирования, направленной на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
- издание краевого ежеквартального статистического сборника "Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов на территории Алтайского края";
- установка узлов учета и регулирования систем теплоснабжения в краевых бюджетных организациях;
- организация лабораторного контроля качества угля, поставляемого в край;
- проведение мероприятий по газификации Алтайского края;
- проведение энергетических обследований всех котельных, расположенных на территории края, и принадлежащих им тепловых сетей;
- разработке энергетических паспортов зданий, принадлежащих краевым бюджетным организациям;
- реализация энергоэффективных пилотных проектов, создание зоны высокой энергетической эффективности;
- организация производства энергосберегающей техники и материалов;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров, консультирования и информирования потребителей энергетических ресурсов.

Исполнители

- топливно-эцвргетический отдел администрации края, комитет администрации края по промышленности, комитет администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, Регтональная энергетическая комиссия Алтайского края (по согласованию), КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию), ГУ "Алтайгосэнергонадзор" (по согласованию), структурные подразделения администрации края, осуществляющие контроль за финансированием подведомственных хозяйствующих субъектов Алтайского края, органы местного самоуправления (по согласованию).

Объемы и источники финансирования

- средства бюджетов всех уровней - 259,0 млн. рублей; - средства, включаемые в тарифы - З60,0 млн. рублей; - средства, консолидированные Региональной энергетической комиссией Алтайского края - 177,0 млн. рублей
- собственные средства хозяйствующих субъектов - 175,0 млн. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий

- создание системы управления проектами по энергосбережению, содействующей переводу экономики края на энергосберегающий путь развития;
- сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики к 2005 году на 940 тыс. тонн условного топлива;
- прекращение безучетного потребления тепловой энергии организациями, финансируемыми из краевого бюджета, снижение финансовых затрат бюджетной сферы края на потребленную тепловую и электрическую энергию 238,0 млн. рублей;
- создание системы инструментального контроля угля, поступающего в край;
- создание новых рабочих мест по производству энергосберегающей техники и материалов, оказанию энергосервисных и консультационных услуг

Система организации контроля за исполнением мероприятий

- общий контроль за исполнением мероприятий осуществляет администрация края.

Пояснительная записка I. Общие положения

I. Общие положения


Основные направления энергосбережения на территории Алтайского края разработаны на основании:

Указа Президента Российской Федераций от 07.05.95 № 472 "Об основных направлениях энергетической Политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на Период до 2010 года";

Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.95 № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";

Федерального закона от 03.04.96 № 28-ФЗ "Об энергосбережении";

Постановления Правительства РФ от 15.0fi.98 №588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России";

Постановления Правительства РФ от 24.01.98 №86 "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 г.г.";

Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" (1998-2005 г.г.);

Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.01 № 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" нa 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";

закона Алтайского края от 04.01.01 № 1-ЗС "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае".

В основу концепции: энерносбережения были положены Предложения, рассмотренное ведущими специалистами края на двух научно-практических международных семинарах:

"Энергосбережение в системах теплоснабжения", 17-18 октября 2000 г.г. Барнаул;

"Энергосбережение: нормативно-правовая база, образование и консультирование", 20-21 февраля 2001 г.г. Барнаул.

1.1. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов


Общий кризис экономики страны сказался на состоянии хозяйственного комплекса края в целом и привел к снижению в 1990-1998 годах на 59% количества потребляемых энергоресурсов, практически 100% которых поступают из-за пределов края. ( Рис. 1.)

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


Рис.1. Потребление первичных топливно-энергетических ресурсов (тыс. т.у.т.)

Оживлению экономики края сопутствовало увеличение количества потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Средний рост потребления энергоресурсов за 1998-2000 г.г. - 3 % в год при среднегодовом poсте внутреннего регионального продукта за этот же период (в сопоставимых ценах) на 13 %. Удельное годовое потребление энергоресурсов составило в 2000 году 3.5 т.у.т.. на человека, что значительно ниже среднероссийского (85 т.у.т /чел.) показателя .(см Рис.2)

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


Рис. 2. Удельное потребление первичных топливно-энергетических ресурсов в регионах России

Низкое удельное энергопотребление связано в основном с двумя обстоятельствами: низкой долей в промышленности края энергоемких производств и существенным (на 47 %) падением в 1991-1998 г.г. производства. В настоящее время большая часть потребляемых топливно-энергетических ресурсов вдет на поддержание в рабочем состоянии основных фондов, функционирование систем жизнеобеспечения, содержание коммунально-бытовой я бюджетной сфер.

Топливно-энергетический комплекс края сострит из трех крупных систем:

"большая энергетика, включающая в себя восемь ТЭЦ и блок-станций с установленной мощностью 1676.7 МВт (электрическая) и 7289 Гкал/час (тепловая);

"малая энергетика" - около 3000 муниципальных и ведомственных котельных;

система топливоснабжения, обеспечивающая всех потребителей (включая энергоснабжающие организации) топливом. Укрупненные показатели функционирования топливно-энергетического комплекса приведены в Таблице. 1.1. и Таблице 1.2.

Таблица 1.1. Полезный отпуск потребителям топливно-энергетических ресурсов

Виды топливно-энергетических ресурсов

1998

1999

2000

Электрическая энергия, млн. кВтч

8311

8182

8500

в т.ч. собственного производства

1941

1955

2259

Тепловая энергия, тыс. Гкал,

15720

14637

14105

в том числе "большая энергетика", тыс.Гкал

10918

9744

9631

в том числе "малая энергетика", тыс.Гкал

4802

4893

4474

Прямое использование топлива, тыс.т.у.т.

1860

1774

1738

Таблица 1.2. Потребление первичного топлива

Виды топлива

1998

1999

2000

Уголь, тыс.т.

6753

6689

688

Мазут топочный, тыс.т.

269

404

300

Газ природный, млн, м3

126

157

319

Газ сжиженный, тыс.т.

59

59

56

Дрова/отходы деревообработки, тыс. м3

300

300

300

Бензин автомобильный, тыс.т.

226

206

193

Топлива дизельное, тыс.т.

405

349

347


Эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса края характеризуется интегральными показателями энергоэффективности - количеством топлива, затрачиваемого системой на полезный отпуск потребителям единицы тепловой и электрической энергии.

Таблица 1.3. Удельный расход топлива


1998

1999

2000

Удельный расход топлива на отпуск электроэнергии, т.у.т./тыс.кВтч

0,371

0,383

0,396

то же, т.у.т./ГДж

0,103

0,106

0,110

в том числе собственного производства

0,427

0.463

0,489

то же, т.у.т./ГДж

0,119

0,129

0,136

Удельный расход топлива на отпуск тепловой энергии, т.у.т./Гкал

0,181

0,193

0,197

то же, т.у.т./ГДж

0,043

0,046

0,047


Из анализа годовых изменений приведенных показателей энергоэффективности следует, что эффективность функционирования системы "Большая энергетика" невысока (около 50 % использования первичного топлива) и продолжает снижаться. Снижение эффективности использования первичного топлива за три года (l998-2000r.r.) составило:

электроэнергия - 6.7%;

тепловая энергия - 8.8%.

Аномально низка эффективность системы "Малая энергетика". Отсутствие систематически/, данных о результатах функционирования этой системы не позволяет построить динамический ряд значений показателя энергоэффективности. Однако даже оптимистические оценки дают величину не более 0,472 т.у.тГкал (0,113 т.у.т./ГДж), что соответствует 30 % полезного использования первичного топлива. Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов приведена на Рис. 3

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


Рис. 3. Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов

Использование преобразованных видов энергии отраслями народного хозяйства края иллюстрируют Рис. 4, Рис. 5.

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


.Рис. 4. Потребление электрической энергии отраслями

КБК - коммунально-бытовой комплекс

АПК - агропромышленный комплекс

ПК - промышленный комплекс

ТС - транспортный комплекс и связь

БС - бюджетная сфера

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


Рис. 5. Потребление тепловой энергии отраслями

Прямое использование топливно-энергетических ресурсов определяется в основном потребностями в моторном топливе, сжиженном газе, дровах и угле для печного отопления.

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы


Рис. 6. Прямое использование топливно-энергетических ресурсов

Краевой потенциал энергосбережения оценивался путем сравнения удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в крае и других регионах Российской Федерации со сходными условиями хозяйствования анализа прямых потерь топливно-энергетических ресурсов по результатам обследования энергоснабжающих предприятий и потребителей.

Таблица 1.4. Интегральные показатели потенциала энергосбережения

Электроэнергия

- 1700 млн.кВтч

Тепловая энергия

- 5500 тыс.Гкал

Топливо

- 980 тыс.т.у.т.


Общий потенциал энергосбережения края оценивается на уровне 36 % от общего потребления и составляет 3300 тыс. т.у.т. Существующее состояние с эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов, быстрый выход внутренних дай энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование (включая предстоящие инвестиции) производителей топлива и энергии, как это предусмотрено "Энергетической стратегией России на период до 2020 года", требует проведения самостоятельной активной региональной энергосберегающей политики.

1.2. Цели и задачи энергосбережения


Целью комплекса мероприятий является обеспечение перевода экономики Алтайского края на энергосберегающий путь развития и разработка первоочередных мер по реализации политики энергосбережения на период до 2005 года с учетом изменяющихся экономических условий в крае ив России в целом. Мероприятия будут содействовать превращению энергосбережения в значимый фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на топливно-энергетические ресурсы в условиях подъема экономики.

Основные задачи, которые должны быть решены в результате реализации мероприятий:

упорядочение учета использования топливно-энергетических ресурсов;

создание экономических условий для заинтересованности потребителей я производителей энергии в использовании энергоэффективных технологий, оборудования, материалов;

стимулирование инвестиций в работы по организации производства энергосберегающего оборудования и осуществление структурной перестройки производственной сферы края на основе энергосберегающих технологий;

развитие системы образования, переподготовки кедров, консультационных услуг, пропаганды и информирования населения.

С Целью объективной оценки результативности реализации системы мероприятия устанавливаются контрольные значения ряда показателей (индикаторов):

интегральные индикаторы, достижение контрольных значений которых свидетельствует о достижении поставленных целей;

частные индикаторы для контроля эффективности реализации отдельных разделов.

Таблица 1.5. Перечень интегральных индикаторов оценки эффективности выполнения мероприятий

№№
п/п

Наименование индикаторов

Единицы Измерения

Значения индикаторов

1998

1999

2000

2005*

1.

Удельное потребление энергоресурсов на единицу ВВП

т.у.т./тыс.руб.

0,223

0,219

0,184

0,167

2.

Удельное потребление Энергоресурсов на душу населения

т.у.т./чел.

3,37

3,42

3,54

3,28


*с учетом энергосбережения

1.3. Направления и этапы реализации мероприятий


Основные направления энергосбережения Алтайского края:

совершенствование механизмов и структуры, управления энергосбережением, проведение организационных мероприятий;

создание нормативно-правовой базы энергосбережения по вопросам, отнесенным законодательством России к компетенции края. Создание экономических и финансовых механизмов энергосбережения, в том числе механизмов поддержки и стимулирование работ по энергосбережению за счет сроедств, учитываемых в тарифах на электрическую и тепловую энергии;

поэтапное планирование и осуществление мероприятий по энергосбережению в организациях, финансируемых из краевого бюджета;

организация производства энергосберегающего оборудования и материалов развития системы знергосервисных услуг;

подготовка и переподготовка кадров, информационное обеспечение энергосбережения и формирование общественного сознания.

Предусматривается два этапа реализации мероприятий:

1-й этап (2002 год) - разрабатывается механизм и формируется, структура управления процессом энергосбережения в Алтайском крае, выполняются первоочередные мероприятия, включенные в Приложение, с использованием различных экономических и финансовых механизмов энергосбережения организуется информационное обеспечение энергосбережения с привлечением средств массовой информации, проводится конкурсный отбор энергосберегающих проектов.

2-й этап (2003 - 2005 годы) - продолжается реализация первоочередных мероприятий, начинается выполнение проектов, прошедших конкурсный отбор и обеспечивающих получение существенного экономического, экологического и социального эффектов.

2. Основные направления реализации мероприятий 2.1. Структура управления энергосбережением, Проведение организационных мероприятий

2.1. Структура управления энергосбережением, Проведение организационных мероприятий


Администрация края осуществляет управление реализацией "Основных направлений энергосбережения". С целью выработки научно обоснованной региональной политики в области энергосбережения, координации деятельности по энергосбережению на территории края постановлением администрации края от 19.11.2001 г. №717 "О краевом экспертном Совете по энергосбережению" создан краевом Экспертный Совет по энергосбережению.

Реализация иерархического принципа управления энергосбережением осуществляется путем объединения работ в блоки (разделы), в соответствии с таблицей 2.1.

Таблица 2.1. Перечет разделов paбот по энергосбережению на период до 2005 года.

Шифр

Наименование

Функциональный заказчик

Разработка

Реализация

2.1.1

Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетике

Региональная энергетическая комиссия Алтайского края

2002

2002-2005

2.1.2

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве

комитет администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству

2002

2002-2005

2.1.3

Энергосбережение в организациях, финансируемых из Краевого бюджете

топливно-энергетический отдел администрации края

2002

2002-2005

2.1.4

Производство эффективного оборудования и материалов

комитет администрации края по промышленности

2002

2002-2005


После проведения конкурсного отбора в разделы наряду с инвестиционными проектами могут быть включены отдельные части отраслевых программ повышения эффективности исполнения топливно-энергетических ресурсов в целом, разработанные по заданиям крупных производственных холдингов и ассоциаций.

Управление разделами осуществляется функциональными заказчиками, указанными в таблице 3.1. Функциональный заказчик организует предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с основными направлениями энергосбережения, разрабатывает годовые планы и представляет отчеты об их исполнении.

Ежегодный доклад о ходе реализации комплексных мероприятий формирует краевой экспертный Совет по энергосбережению на основании ежегодных отчетов функциональных заказчиков, документов госстатотчетности и ведомственной отчетности ГУ "Алтайгосэнергонадзор".

2.2. Перечень первоочередных организационных мероприятий

Шифр

Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

2.2.1

Разработка положения о конкурсном отборе проектов, включаемых в программы энергосбережения

КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию)

август 2002

2.2.2

Разработка положения о порядке финансирования мероприятий по энергосбережению в соответствии со статьями 14,15,16 закона Алтайского края "Об энергосбережении, повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае"

Региональная энергетическая комиссия Алтайского края (по согласованию)

сентябрь 2002

2.2.3

Разработка положения о порядке энергетических обследований организаций, реализующих энергосберегающие проекты, включенные в программы энергосбережения

ГУ "Алтайгосэнергонадзор" (по согласованию)

сентябрь 2002

2.3.4

Разработка положения о порядке контроля за соблюдением лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми из краевого бюджета

топливно-энергетический отдел администрации края" ГУ "Алтайгосэнергонадзор" (по согласованию)

октябрь 2002

2.2.5

Разработка положения об энергетических контрактах

топливно-энергетический отдел администрации края, КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию)

ноябрь 2002

2.2.6

Подготовка постановления администрации края об издании краевого журнала "Эффективность использования энергетических ресурсов на территории Алтайского края"

КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию)

декабрь 2002


2.3. Создание нормативно-правовой базы, экономических и финансовых механизмов энергосбережения


Перевод экономики Алтайского края на энергосберегающий путь развития связа только с выполнением конкретных энергосберегающих мероприятий и проектов, но и с созданием соответствующих социально-экономических условий, стимулирующих движение в этом направлении.

Основные задачи, которые будут решаться при реализации мероприятий, содержащихся в настоящем разделе:

создание механизма управления на краевом уровне процессами формирования и выполнения энергосберегающих мероприятий н проектов;

отработка организационно-экономических механизмов, обеспечивающих финансовую поддержку работ по энергосбережению, в том числе и для установки приборов учета потребления тепловой энергии и воды;

усиление государственного контроля и надзора за эффективностью потребления топливно-энергетических ресурсов;

формирование системы, стимулирующей строительства зданий со сниженным теплопотреблением и проведение энергоэффективной реконструкции существующего фонда зданий.

Для осуществления мероприятий предусмотрено использование собственной системы финансирования работ со стабильно функционирующими источниками, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.

Российский и мировой опыт реализации энергосберегающих программ свидетельствует о необходимости активного участия государственных органов и органов местного самоуправления, особенно в стартовый период формирования нормативно-правовой, технологической, экономической и финансовой базы энергосбережения. Функционирование региональной н муниципальной систем финансирования может развиваться параллельно, дополняя друг друга, обеспечивая решение своих, только им присущих задач, используя свои механизмы ресурсного обеспечения собственных программ энергосбережения.

Указанная поддержка в настоящее время формируется за счет бюджетного финансирования энергосбережения у потребителей бюджетополучателей всех уровней управления. Действующим законодательством предусматривается финансовая поддержка энергосберегающих программ субъектами Российской Федерации за счет формирования финансовых источников энергосбережения согласно ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении". Федеральное и краевое законодательство не препятствуют созданию систем управления энергопотреблением и энергосбережением на уровне местного самоуправления и прежде всего в бюджетной сфере, потребляющей до половины всех используемых энергетических ресурсов. Экономия средств. Полученная от проведения мероприятий по энергосбережению, не должна уменьшать размер финансовой помощи органам местного самоуправления из краевого бюджета.

Основными источниками системы финансирования являются:

1. Средства краевого бюджета,

2. Внебюджетные средства и арго сбережения.

3. Средства бюджетов органов местного самоуправления.

4. Средства хозяйствующих субъектов,

5. Заемные средства.

I. Средства краевого бюджета


Источник финансирования основан на законе Алтайского края от 4 января 2001 года, №s 1-3C "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае" и объективной заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в поэтапном снижении затрат на пользование энергоpecypсами. Финансирование энергосберегающих мероприятий производится из экономия, полученной за счет снижения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Объем финансовых ресурсов, направляемых бюджетополучателями уполномоченной организации, определяется исходя из планируемого потенциального показателя расчетного обоснованного размера и периода экономии энергоресурсов на предстоящий год в результате осуществления мероприятий энергосбережения, предусмотренных Основными направлениями энергосбережения.

2. Внебюджетные средства энергосбережения


На первоначальном этапе средства энергосбережения формируются за счет средств, консолидированных Региональной энергетической комиссией Алтайского края путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств в соответствии с Действующим законодательством.

3. Средства бюджетов органов местного самоуправления


Размер и порядок отвлечения средств бюджетов органов местного самоуправления на мероприятия по энергосбережению определяется им самостоятельно.

4. Средства хозяйствующих субъектов


Мероприятия по энергосбережению хозяйствующих субъектов могут осуществляться за счет средств этих субъектов, при этом в договоре на реализацию мероприятий по энергосбережению предусматривается определение экономии на основании результатов энергетических обследований.

5. Заемные средства


Для реализации мероприятий по энергосбережению уполномоченная организация может привлекать дополнительные заемные средства, в том числе и с участием краевого бюджета в рамках инвестиционной программы.

Средства, полученные из всех источников и предназначенные на проведение энергосберегающих мероприятий, а также средства, полученные в результате осуществления этих мероприятий, аккумулируются на счете организации, уполномоченной администрацией, края на внедрение энергосберегающих технологий на территории края.

В целях осуществления комплексного подхода к внедрению энергосберегающих технологий на территории края уполномоченная организация должна представлять и топливно-энергетический отдел администрации края сводный план мероприятий и смету расходования средств на предстоящий год в разрезе источников финансирования.

2.4. Поэтапное планирование и осуществление мероприятий


по энергосбережению

2.4.1. Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетики

Повышение эффективности системы снабжения тепловой и электрической энергией за счет тепловых КПД станций, снижения доли собственного и производственного потребления, потерь в сетях, повышения надежности и управляемости системы. Основные задачи, решаемые в 2002-2005 годах в рамках раздела:

проведение обязательных энергетических обследований, подготовка энергетических паспортов и мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов на всех; тепловых станциях и сетевых предприятиях;

применение эффективных технологий, в том числе:

внедрение усовершенствованных горелочных устройств;

утилизация низкопотенциальных энергоресуров ТЭС с использованием тепловых насосов;

внедрение энергосберегающей техники и процессов повышения тепловой экономичности оборудования и использования тепловой мощности турбин;

использование "Фисоник-технологий";

модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций, проведением режимных эксплуатационно-наладочных мероприятий;

внедрение автоматизированной системы контроля и управления энергией на объектах;

комплексная оптимизация режимов работы всех действующих на территории края теплоэлектрических станций;

использование организационных и технических средств управления электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для оптимизации загрузки энергетического оборудования, в том числе:

оснащение потребителей приборами учета расхода электрической и тепловой энергией для снижения коммерческих потерь энергии;

строительство независимых источников энергии для улучшения режимов работы основного энергетического оборудования системы;

установка энергосберегающего оборудования у потребителей для разгрузки перегруженного энергетического оборудования и сетей.

Перечень индикаторов

№ п/п

Наименование индикаторов

Единицы намерения

2000 (база)

2005

1.

Экономия топливно-энергетических ресурсов

тыс. т.у.т

240

2.

Стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов

млн.руб.

288

3.

Удельный расход топлива на полезный отпуск электроэнергии собственного производства

т.у.т./ тыс.кВтч

0,489

0,430

4

Удельный расход топлива на полезный отпуск тепловой энергии

т.у т./Гкал

0,197

0,180

5

Доля полезного отпуска при передаче электроэнергии с ФОРЭМ

%

91,0

92,3

Перечень основных мероприятий (проектов)

Шифр

Номер мероприятия (проекта)

Наименование мероприятия

Экономия топливно-энергетических ресурсов, тыс.ту.т.

Ориентировочная стоимость работ (млн руб)

21.

1

Малозатратные организационные мероприятия, в том числе проведение энергетических обследований объектов

8

0,6

2.1.

2

Повышение энергоэффективности источников тепловой и электрической энергии

130

240

2.1.

3

Снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на технологические нужды и при транспортировке электрической и тепловой энергии

20

40

2.1.

4

Повышение эффективности коммунальной электроэнергетики

60

120

2.1.

5

Мероприятия по управлению спросом и энергосбережением у потребителей

22

40

2.1.

Всего

240

440


Потребность в средствах, необходимых для реализации мероприятий (проектов)


млн.руб.

№ п/ п

Наименование

Всего 2002-2005

2002

2003

2004

2005

1.

Часть инвестиционной составляющей тарифов" направленная на цели энергосбережения

80

20

20

20

20

2.

Часть амортизационных отчислений

280

70

79

70

70

3.

Средства, консолидированные Региональной энергетической комиссией Алтайского края на мероприятий по энергосбережению

40

10

10

10

10

4.

Собственные средства потребителей

40

10

10

10

10

Финансовые средства на мероприятия, всего

440

110

110

110

110

     
     
Управление реализацией раздела


Функциональный заказчик раздела - Региональная энергетическая комиссия Алтайского края - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с направлениями 1-5, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект финансового плана с указанием направлений и источников финансирования. При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и первоочередных мероприятий, представленных в Приложении 1 .Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения.

2.4.2. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве


Цели и задачи:

Снижение расходов организаций ЖКХ на топливо, тепловую, электрическую энергию и воду при повышении надежности и качества услуг, введение дифференцированной системы оплаты за нормативное потребление энергоресурсов и воды. Основные задачи, решаемые в 2002-2005 годах в рамках раздела:

проведение энергетических обследований, оформление энергетических паспортов на котельные;

создание системы инструментального контроля качества угля, потребляемого котельными и продаваемого населению;

применение эффективных технологий, в том числе:

перевод угольных котельных на природный газ;

использование частотных преобразователей для регулирования производительности насосов в котельных, центральных тепловых пунктах, насосных станциях;

внедрение газотурбинных установок в котельных, работающих на природном газе, паровых турбин для выработки электроэнергии, в том числе на собственные нужды, с целью создания демонополизированного рынка электрической энергии;

устройство водоподготовки в котельных с использованием современныx средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды, использование современных биоразлагаемых моющих средств для промывки котельного оборудования с целью продления его срока службы. Работа с общественностью по прекращению разбора сетевой воды из системы отопления потребителями;

упорядочение режимов работы котельных установок я соответствии с расчетными нагрузками с целью повышения их КПД;

модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций на основе пенополиуретановых покрытий и базальтовых волокон;

регулирование расхода теплоносителя за счет использования систем автоматического регулирования;

снижение теплопотребления строящихся и эксплуатируемых зданий за счет повышения термического сопротивления ограждающих конструкций, исключения "мостиков холода", применения стеклопакетов с теплоотражающими покрытиями, приведение показателей воздухообмена в соответствие со строительными нормами;

экономически обоснованный перевод потребителей на автономные системы отопления и горячего водоснабжения с использованием современных энергоэффективных систем на основе природного газа, электрических водогрейных систем с накоплением тепла и систем, использующих возобновляемые источники энергии.

Перечень индикаторов


п/ п

Наименование индикаторов

Единицы измерения

2000 (база)

2005

1.

Экономия топливно-энергетических ресурсов

тыс. т.у.т.

405,0

2.

Стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов

млн.руб.

587,0

3.

Удельный расход топлива на полезный отпуск тепловой энергии отельными

т.у.т./Гкал

0,472

0,387

4.

Доля отопительных систем, оснащенных приборами учета тепловой энергии

%

2

более 30

5.

Доля водопроводных систем, ocнащенных приборами учета воды

%

более 45

6.

Количество котельных, переведенных на природный газ

1

120

7.

Газификация квартир природным газом

тыс. шт.

62

8.

Полезная площадь зданий, введенных в эксплуатацию в соответствии с территориальными строительными нормами Алтайского края "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий"

тыс.м3.

1500


Перечень основных мероприятий (проектов)

Шифр

Номер мероприятия (проекта)

Наименование мероприятия

Экономия топливно-энергических ресурсов, тыс.т.у.т.

Ориентировочная стоимость работ, (млн.руб.)

2.2.

1

Малозатратные организационные мероприятия

20,3

0,6

2.2.

2

Оснащение приборами учета энергоносителей жилых и общественных зданий

13,1

21,2

2.2.

3

Восстановление пропускной способности, модернизация внутридомовых тепловых сетей с установкой приборов регулирования теплоносителя

13,4

14,0

2.2.

4

Модернизация тепловых и водопроводных сетей, автоматизация центральных тепловых пунктов

19,6

38,4

2.2.

5

Перевод котельных в режим комбинированной выработки тепла и энергии за счет их надстройки газотурбинными и парогазовыми установками

36,6

109,0

2.2.

6

Создание демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности на базе системы пилотных проектов по комплексному использовании технологий энергосбережения и возобновляемых энергоресурсов, доступных сельским потребителям

Пилотный Проект

7.8

2.2.

Всего

441,6

191,0


Потребность в средствах, необходимых для реализации мероприятий (проектов)


млн.руб.

№ п/п

Наименование

Всего 2002-2005

2002

2003

2004

2005

1.

Средства, консолидированные Региональной энергетической комиссией Алтайского края на энергосбережение

56,0

12,0

13,6

14,9

15,5

2

Собственные средства потребителей

135,0

34,6

62,7

18,8

18,9

Финансовые средства на мероприятия, всего

191,0

46,6

76,3

33,7

4,4



Управление реализацией раздела

Функциональный заказчик раздела - комитет администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с направлениями 1-7, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект финансового плана с указанием направлений и источников финансирования. При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и первоочередных мероприятий, представленных в Приложении 1. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализация мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения.

2.4.3. Энергосбережение в организациях, финансируемых из краевого бюджета


Цели и задачи:

Целью данного раздела является реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, потребляемых организациями краевой бюджетной сферы, и сокращение на этой основе их затрат на энергообеспечение.

В период до 2005 года в рамках раздела необходимо решить три основные задачи:

переход от лимитирования энергопотребления от достигнутого уровня к лимитированию по удельным нормам потребления;

оснащение приборами учета всех потребителей энергоресурсов и воды;

формирование комплекса перспективных энергосберегающих мероприятий по каждому объекту на основе энергоаудита, энергообеспечение которого частично или полностью финансируется из краевого бюджета.

Перечень индикаторов

№ п/п

Наименование индикаторов

Единицы измерения

2000 (база)

2005

1.

Экономия топливно-энергетических ресурсов

тыс. т.у.т.

170

2.

Стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов

млн.руб.

238

3.

Удельный годовой расход тепла на отопление зданий

кВт/м2

760

650

4.

Доля отопительных систем, оснащенных приборами регулирования теплоносителя

%

20 .

5.

Доля отопительных систем, оснащенных приборами учета тепловой энергии

%

4,5

100

6.

Доля водопроводных систем, оснащенных приборами учета воды

%

100


Перечень основных мероприятий (проектов)

Шифр

Номер мероприятия (проекта)

Наименование мероприятия

Экономия топливно-энергетических ресурсов, тыс.т.у.т.

Ориентировочная стоимость работ, (млн.руб.)

2.3.

1

Малозатратные организацинные мероприятия

19

0.5

2.3.

2

Малозатратные энергосберегающие мероприятия (утепление неплотностей оконных, дверных и других проемов и щелей, увеличение теплоотдачи нагревательных приборов за счет установки теплоотражателей и т.п.)

36

80

2.3.

3

Осгздение приборами учета энергоносителей зданий

18

41

2.3.

4

Восстановление пропускной способности, модернизация внутренних тепловых сетей с установкой приборов регулирования теплоносителя

34

121

2.3.

5

Модернизация тепловых и водопроводных сетей

21

48

2.3

6

Проведение частичной или полной реконструкции зданий с целью снижения теплопотребления

8

19

2.3

7

Использование энергоэкономичных источников света, автоматических систем регулирования освещения

if

31

2.3

.Всего

170

340


Потребность в средствах, необходимых для реализации мероприятий (проектов)


млн.руб.

№ п/п

Наименование

Всего

2002

2003

2004

2005

1.

Бюджетные средства

259,0

53,1

61,9

69,5

74,5

1.1

Средства краевого бюджета

242,9

49,8

58,0

65,2

69,9

1.3

Средства местных бюджетов*

16,2

3,3

3,9

4,3

4,7

2.

Средства, консолидированные Региональной энергетической комиссией Алтайского края на мероприятия по энергосбережению

81,0

16,5

19,3

21,8

23,4

Финансовые средства на мероприятия, всего

340,0

69,7

81,2

91,3

97,9


* Конкретные объемы средств, направления счет средств краевого бюджета и местных бюджетов устанавливаются при утверждении бюджетов на соответствующий год.

Управление реализацией .

Функциональный заказчик раздела - топливно-энергетический отдел администрации края - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов а соответствии с направлениями 1-7, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет, по энергосбережению проект финансового плаца с указанием направлений и источников финансирования. При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и первоочередных мероприятий, представленных в Приложении 1. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения.

2.4.4. Производство энергоэффективного оборудования и материалов


Цели и задачи:

Организация производства знергоэффективного оборудования и материалов на предприятиях Алтайского края с целью снижения общих затрат на реализацию мероприятий по энергосбережению, увеличения загрузки производственных мощностей, создания дополнительных рабочих мест на промышленных предприятиях, в научных, конструкторских и проектных организациях.

В период до 2005 года в рамках раздела необходимо решить следующие основные задачи:

изучение возможностей перепрофилирования или расширение производств на предприятиях Алтайского края для обеспечения приборами, оборудованием и материалами проектов, включенных в разделы;

разработка экономических механизмов стимулирования расширения производства энергоэффективного оборудования и материалов на предприятиях края;

организация Производства опытных образцов и промышленных партий.

Перечень индикаторов:

количество видов энергосберегающих изделий, подготовленных к промышленному производству;

объем выпуска (млн. руб.), в том числе в рамках краевого государственного заказа;

количество дополнительных рабочих мест.

Приоритетные направления подготовки производства оборудования и материалов:

энергоэффективные котлы и комплекты вспомогательного оборудования;

изоляционные материалы для тепловой изоляции теплопроводов, утеплители и крепежные изделия для внешней изоляции фасадов зданий;

стеклопакеты с теплоотражающими покрытиями стекол;

элементы теплоавтоматики для внутридомового регулирования теплоносителя;

предварительно изолированные трубы, запорно-регулирующая арматура;

аппаратура для регулирования освещения в зданиях;

энергоэкономичные лампы;

элементы автономных систем отопления и горячего водоснабжения, в том числе тепловые насосы, инфракрасные обогреватели, солнечные коллекторы, тепловые накопители;

индивидуальные биогазовые установки, Bfci-роагрегаты малой мощности (до 30 кВт).

Управление реализацией раздела

Функциональный заказчик раздела - комитет администрации края по промышленности - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с приоритетными направлениями, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект финансового плана с указанием объема краевого государственного заказа для производства энергоэффективного оборудования и материалов для обеспечения работ по разделу "Энергосбережение на предприятиях и организациях, финансируемых из краевого бюджета". При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и реализации мероприятий по освоению производства энергоэффективного оборудование (Приложение 2). Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложений по совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения.

Образовательная деятельность по вопросам энергосбережения

Образовательная деятельность по вопросам энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, "Типовым положением об образовательном учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 610, а также требованиями к содержанию дополнительного профессионального образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 1В.06.97 № 1221 "Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ"). Для реализации Федерального закона "Об энергосбережении", закона Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае" учреждения образования должны обеспечить обновление теоретических и практических знаний в сфере энергосбережения. Реализация энергосберегающей политики В Алтайском крае предусматривает подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с государственными Образовательными стандартами. Мероприятия по данному разделу группируются по двум направлениям:

профессиональная специализация по вопросам энергосбережения в высших учебных заведениях края:

включить учебные планы программы обучения основам энергосбережения;

- разработать и утвердить специальные учебные и методические пособия;

организовать переподготовку преподавателей в высших учебных заведениях Российской Федерации и за рубежом организация изучения основ энергосбережения в средних профессиональных учебных заведениях и школах:

обеспечить подготовку преподавателей для инженерно-педагогических специальностей по энергосбережению;

организовать повышение квалификации преподавателей средних школ в области энергосбережения;

разработать учебные программы и методические учебные материалы в области энергосбережения.

Координатор работ по разделу - комитет администрации края по образованию, который при содействии Совета ректоров Алтайского края осуществляет руководство планированием мероприятий и контроль за их выполнением. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года координатор представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект плана с указанием направлений и источников финансирования. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет входе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения.

2.6. Информационное обеспечение процесса энергосбережения
и формирование общественного сознания


Практическая реализация "Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 -2005 годы" требует разработки информационной базы данных с целью накопления, систематизации, актуализации широкого круга вопросов по проектам, научно-техническим разработкам, производству, внедрению энергоресурсосберегающих технологий, оборудования, материалов в различных сферах. Для решения задач рационального использования топливно-энергетических ресурсе необходимо сформировать у населения знание основных принципов экономии топлива и энергии.

В проведении активной пропаганды и рекламы энергосбережения возможны как традиционные методы (выступления и публикации в средствах массовой информации, проведением семинаров, конференций, выставок, использование наглядной стендовой рекламы), так и нетрадиционные методы (индивидуальные консультации, специальные обзоры по вопросам энергоресурсосбережения по радио и телевидению, создание учебно-демонстрационных объектов для показа примеров эффективного использования тепловой, электрической энергии, воды).

Основная цель мероприятии, осуществляемых в 2002-2005 годах - создание региональной системы информационных и консультационных услуг по энергосбережению:

издание краевого журнала "Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае";

создание информационно-консультационного пункта по вопросам энергосбережения;

содействие пропаганде положительного опыта по энергосбережению в средствах массовой информации, включению показателей энергоэффективности изделий в рекламные материалы;

содействие организации выставок, семинаров и конференций по вопросам энергосбережения;

разработка и реализация демонстрационных проектов и зон высокой энергетической эффективности.

Координатор работ по разделу - КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию), которое осуществляет руководство планированием мероприятий и контроль за их выполнением. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года координатор представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект плана с указанием направлений и источников финансирования. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения пo совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения


Приложение 1. Предложения органов государственной власти края, органов местного самоуправления, энергоснабжающих и иных коммерческих организаций по первоочередным мероприятиям энергосбережения на 2002-2005 годы

Приложение 1
к "Основным направлениям
энергосбережения
Алтайского края
на 2002 - 2005 годы"


п/п

Наименование мероприятий

Заказчик

Исполнитель

Источник финансирования

Объем финансирования, млн.

Ожидаемый результат

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетике

Малозатратные мероприятия

Энергетические обследования

1

Филиал "Барнаульская ТЭЦ-1 ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Энергосеть-проект", г. Новосибирск

х

экономия 3-6 % потребляемых энергоресурсов

2

"Барнаульская ТЭЦ-2-ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Энергосеть- проект" , г. Новосибирск

х

экономия 3-6 % потребляемых энергоресурсов

3

Филиал "Барнаульская ТЭЦ-3" ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Энергосеть- проект" , г. Новосибирск

х

экономия 3-6 % потребляемых энергоресурсов

4

Филиал "Барнаульская теплоцентраль ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Энергосеть- проект" , г. Новосибирск

х

экономия 3-6 % потребляемых энергоресурсов

5

Филиал "Сетевые предприятия" ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Энергосеть-проект, г.Новосибирск

х

х

экономия 3-6 % потребляемых энергоресурсов

Повышение эффективности источников Сергии

6

Восстаеновление оросителей градирен (БТЭЦ-2)

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэиерго"

1,4

1,4

1,4

1,4

экономия 5,0 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2 года

7

Перевод ПТВМ -100 на сжигание газа (БТЭЦ-3)

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнерго"

амортизац. отчисления

3,5

экономия 32,1 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 1 год

8

Реконструкция главного корпуса (БТЭЦ-3)

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнергол"

амортизац. отчисления

0,36

0,36

0,36

0,36

экономия 0,71 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 3 года

9

Реконструкция системы химической водоочистки (БТЭЦ-3)

ОАО "Алтайэнерго"

ОАО "Алтайэнерго"

амортизац. отчисления

14,2

14,2

14,2

14,2

экономия 105,74 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 3 года

Повышение эффективности коммунальной энергетики

10

Реконструкция электрических сетей

Межрайонные электрические сети

Трест "Алтайсетьэлектро-
сетьстрой"

амортязац. отчисления, собственные средства

39

39,3

39,6

39,6

экономия 400 тыс. кВтч, 0,17 - млн.руб. в год

11

Перераспределение нагрузки по фидерам, отключение трансформаторов в период минимальных нагрузок

Межрайонные электрические сети

Межрайонные электрические сети

собственные средства

экономия 284 тыс. кВтч, 0,122 - млн.руб. в год

12

Замена незагруженных трансформаторов на трансформаторных подстанциях на трансформаторы меньшей мощности

Межрайонные электрические сети

Межрайонные электрические сета

собственные средства

экономия 30 тыс. кВтч, 0,013 - млн.руб. в год

13

Внедрение электронных схем ЛЭП-0,4-10 кВА, модернизация защиты трансформатора на головной понизительной подстанции Сорокино

Бийские межрайонные электрические сети

Бийские межрайонные электрические сети

собственные средства

экономия 35 тыс.кВтч, 0,014 млн.руб. в год

14

Замена счетчиков с классом точности 2,5 на 2,0

Межрайонные электрические сети

Межрайонные электрические сети

5 тыс. счетчиков

Мероприятия по управлению спросом и энергосбережению у потребителей

15

Внедрение частотных преобразователей на насосных станциях

ЗАО "Водоканал Барнаула"

ЗАО "Элтехникс''

собственные средства

экономия 0,91 млн.руб. в год

16

Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета энергия (АСКУЭ)

ЗАО "Водоканал Барнаула"

ЗАО "Элтехникс"

собственные средства

экономия 1,53 млн.руб. в год

17

Внедрение приборов раздельного учета объектов агропромышленного комплекса

главное управление сельского хозяйства администрации края

ОАО "Алтайсеяьхозэнерго"

собственные средства

1700 щитов учета

18

Комплексные мероприятия Алтайского отделения Зап-Сиб. ж.д. по повышению использования электроэнергии

Алтайское отделение Зап-Сиб. ж.д.

Предприятия и подразделения Алтайского отделения Зап-Сиб. ж.д.

собственные средства

20,0

20,0

20,0

20,0

экономия 2,9 млн.кВтч

Повышение эффективности использования топливно
-энергетических ресурсов в жилищно
-коммунальном хозяйстве

Малозатратные организационные мероприятия

1

Разработка территориальных строительных норм Алтайского края "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий"

ОАО "Алтайграждан-
проект"

НИИ строительной физики, г.Москва

долевое участие предприятий и организаций строительного комплекса

2

Корректировка схем и проектов инженерной инфраструктуры на основе обновленных генеральных планов по г.Барнаулу, г.Бийску, г.Рубцовску

Органы местного самоуправления

Проектные организации

местный бюджет*

0,3

0,45

0,45

0,3

применение эффективных схем теплоснабжения, определение объемов реконструкции

3

Разработка проекта реконструкции квартала жилых домов первых массовых серий в г.Барнауле

ГУП "Алтайстрой-
заказчик"

Творческая мастерская "Тектоника"

местный бюджет*

0,15

0,2

0,2

сокращение потребления тепла на объекте не менее, чем на 30%

Оснащение приборами учета энергоносителей жилых и общественных зданий

4

Установка теплосчетчиков:

Муниципалитеты и предприятия жилищно
-коммунального хозяйства

Органы местного самоуправления и предприятия жилищно
-коммунального хозяйства

Специализированные организации

местный бюджет*

в 2001-2005 годах установить 5170 счетчиков

Предприятия сектора транспортного комплекса и связи

ОАО "Алтайтр.телеком", районные управления почтовой связи

ОАО "Алтайтелеком", районные управления почтовой связи

собственные средства

0,3

0,11

0,15

0,06

экономия 3,0 млн.руб. в год

5

Установка водосчетчиков

Органы местного самоуправления и предприятия жилищно
-коммунального хозяйства

Специализированные организации

местный бюджет*

в 2001-2005 годах установить 5610 счетчиков

6

Установка газовых счетчиков

Органы местного
самоуправления

Специализированные организации

местный бюджет*

в 2001-2005 годах установить 530 счетчиков

Восстановление пропускной способности, модернизация внутридомовых тепловых сетей с установкой приборов регулирования теплоносителя

7

Промывка внутридомовых систем отопления

Органы Местного самоуправления и предприятия жилищно
-коммунального хозяйства

Специализированные организации

местный бюджет*

2001-2005 годах 9200 систем

8

Монтаж индивидуального теплового пункта

Барнаульское муниципальное трамвайно
-троллейбусное предприятие

ООО "Тепловодприбор"

собственные средства

0,04

0,04

0,04

0,04

экономия 3,0 млн.руб. за 2001 2005 годы

9

Комплексные мероприятия сектора транспортного комплекса и связи

Предприятия сектора транспортного комплекса и связи

Предприятия сектора транспортного комплекса и связи

собственные средства

79,8

99,4

101,4

138,37

экономия 13,1 млн.руб. за 2001- 2005 годы

Создание демонтрационной зоны высокой энергетической эффективности на базе пилотных проектов

10

Строительство энергоавтономного дома в г. Барнауле

Администрация Алтайского края

КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики энергосбережения

средства, консолиди-
рованные Региональной энергетической комиссией Алтайского края

6,3

отработка современных технологий энергос-
бережения и использование нетрадиционных возобнавляемых источников энергии для поддержания в зданиях нормативных параметров микроклимата

11

Надстройка котельной ГУП "Алтайавтодор" газопоршневой мини-ТЭЦ суммарной мощностью 0,95 МВт

КГУП" Алтай автодор"

Специализированные организации

собственные средства, финансовый лизинг

8,5

экономия 1,4 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2 года

12

Надстройка котельной газопоршневой мини-ТЭЦ суммарной мощностыо 1,26 МВт поселка Южный

Муниципальное предприятие "Барнаульские тепловые сети"

Специализированные организации

собственные средства, финансовый лизинг, привлечение инвестиций

7,5

-

-

-

экономия 1,4 тыс.т.у.т., срок окупаемоста - 2 года

13

Надстройка котельной ОАО "Алтайкровля" газотурбинной ТЭЦ

ОАО "Алтайкровля"

Специализированные организации

собственные средства

-

43,5

-

экономия 16 тыс.т.у.т., срок окупаемости - 2 года

14

Надстройка котельной ОАО "Алтайвагон" газатурбинный ТЭЦ суммарной мощьнотью 6 МВт

ОАО "Алтайвагон"

Специализированные организации

собственные средства, привлечение организаций

-

43,5

-

-

экономия 16 тыс.т.у.т., срок окупаемости - 2 года

15

Надстройка котельной ОАО ХК "Барнаултрансмасш" газопоршневой мини-ТЭЦ суммарной мощностью 1 МВт

ОАО ХК "Барнаул-
трансмаш"

Специализированные организации

собственные средства, привлечение инвестиций

-

6,0

-

экономия 16 тыс.т.у.т., срок окупаемости - 2 года

Энергосбережение на предприятиях и организациях, финансируемых из краевого бюджета

1

Первоочередные мероприятия по программе "Энергосбережение" Министерства образования РФ

администрация Алтайского края

Алтайский региональный научно-учебный инновационный центр энергосбережения АлтГТУ

собственные средства, краевой бюджет*

6

6

6

4

2

Комплексные мероприятия по энергосбережению отрасли "Образование"

Краевые учреждения образования, администрации районов, городов

Специализированные организации

краевой бюджет*

8,97

8,32

8,42

8,42

экономия - 1,35 млн.руб. в год

собственные средства

11,2

6,0

10,2

2,15

экономия тепловой энергии - 20 %, снижение теплопотерь на 12-20 %, экономия угля - 20 %

3

Комплексные мероприятия по энергосбережению Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю

Подведом-
ственные организации Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю

Подведомственные организации Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю

федеральный бюджет, собственные средства

9,66

10,3

10,2

9,35

экономия 8,4 тыс. т.у.т., 45,8 мля.ру6. за 2001 2005 годы

4

Мероприятия по энергосбережению управления делами администрации края

Управление делами администрации края

Специализированные организации

краевой бюджет*

учет тепловой и электрической энергии, экономия тепловой энергии

5

Мероприятия по энергосбережению комитета администрации края по печати и информации

Типографии

Специализированные организации

местный бюджет*, собственные средства

0,3

0,1

учет тепловой энергии, экономия электрической энергии

6

Пилотный проект "Насос-теплоге-
нератор Петракова"

Комитет администрации края по жилищно
-коммунальному и газовому хозяйству

АГТУ ООО "Радекс", "ИВЭП" СО РАН, "Росзолотопроект"

краевой бюджет*

0,1

1,6

1,3

1,0

получение тепловой энергии без сгорания органического топлива К>1

Итого

971

214

304

214

239


* Конкретные объемы средств, направления и формы финансирования за счет средств краевого бюджета я местных бюджетов устанавливаются при утверждении бюджетов на соответствующий год.



Приложение 2. Предложения хозяйствующих субъектов Алтайского края по производству энергоэффективного оборудования (2002-2005 годы)

Приложение 2
к "Основным направлениям энергосбережения
Алтайского края
на 2002 - 2005 годы"

Предложения хозяйствующих субъектов Алтайского края по производству энергоэффективного оборудования (2002-2005 годы)

Производство энергоэффективного оборудования на 2002-2005 годы по предприятию по "Бийскэнергомаш"

Наименование оборудования, марка

Единичная мощность, МВт, т/ч

Количество, штук

Показатели энергетической эффективности

Сравнительная энергетическая эффективность, % (по сравнению со средними значениями аналогичного оборудования

2002

2003

2004

2005

КПД,%

Расход топлива на ед. мощности

По КПД

По расходу топлива на ед. мощности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Котел паровой ДЕ-25-14(24)ГМ

25 т/ч

30

35

35

40

93,90

70,0 м3/т

увел. 1,8%

сниж.4,4%

Котел паровой ДЕ-16-14(24)ГМ

16 т/ч

13

15

15

20

93,00

71,3 м3/т

увел. 0,9%

сниж.3,3%

Котел паровой ДЕ-10-14(24)ГМ

10 т/ч

18

20

25

25

93,20

71,0 м3/т

увел.0,7%

сниж.3,7%

Котел паровой ДЕ-6,5-14(24)ГМ

6,5 т/ч

22

25

30

30

92,20

71,7м3/т

увел. 1,8%

сниж.3,0%

Котел паровой ДЕ-4-14(24)ГМ

4,0 т/ч

15

18

20

25

92,10

71,8 м3/т

увел. 1,5%

сниж.3,4%

Котел паровой для сжигания древесных отходов на турбину КЕ-20-39-370Д (заменяет два котла ДКВр 10-39-440ПМ)

20,0 т/ч

3

5

5

5

79,30

564 кг/т.ч.

увел.3,0%

сниж.3,0%

Котел пароводогрейный УСШВ -1-14ГМДВ для сжигания лузги

1,0т/ч

1

5

5

5

84,3

200 кг/т пара/ч

аналога нет

Котел паровой для сжигания древесных отходов КЕ-6,5-14МТО





Котел паровой для сжигания древесных отходов КЕ-10-14МТО

Примечание: 1.

Сравнительная эффективность котлов серии ДЕ - по отношению к ДКВр-ГМ

2.

Сравнительная эффективность котлов серии КЕ-МТО - по отношению к ДКВр-ПМ

3.

Сравнительная эффективность котлов серии КЕ-20 - по отношению к ДКВр-10-39-440 с топкой Померанцева

Котел паровой Е-1,0-0,9Г (КП-1,0-9Г)

1,0 т/ч





99%

82м3/т пара

+4%

-4,6%

Котел паровой Б-1,0-0,9ГМ (КП-1,0-9ГМ)

1,0 т/ч





90%/88%

82 м3/81 кг/т пара

+4%

-4,6%

Котел паровой Б-1.0-0.9М (КП-1,0-ЗМ)

1,0 т/ч





88%

81 кг/т пара

+4%

-3,5%

Котел паровой Е-1,0-0,9Р

1,01/ч

6

81%

150кг/т пара

+5%

-13%

Котел паровой Кпа-0,55 Гн (КПС-0,75-0,7Гн)

0,75 т/ч



92%

80м3/т пара

+12%

-11,1%

Котел паровой Кпа-0,55 Лж (КПС-0,75-0,7Лж)

0,75 т/ч



91%

69 кг/т пара

+11%

-10,3%

Котел водонагрейный КВа-0,55Гн (КВС-0,55-95Гн)

550кВт/ч



92%

0,11 кг/кВт

+12%

-35%

Котел водонагрейный КВа-0,55Лж (КВС-0,55-95Лж)

550 кВт/ч



91%

0,09 кг/кВт

+11%

-34%

Котел паровой Е-1,0-1,4 ГМ (ДЕ-1,0-14ГМ)

1,0



93%/88,6%

81м3/80 кг/г пара

Котел паровой Е-2,5-1,4ГМ (ДЕ-2,5-14ГМ)

2,5 т/ч

90%/ 88%

82м3/80 кг/г пара

Котел паровой Е-2,5-1,4Р (ДСЕ-2,5-14ШП)

2,5т/ч



83%

130кг/т пара

Котел водонагрейный КВ-0,6КБ (ДСЕВ-2,0-95Р)

600кВт/ч



85%

0,18кг/кВт

Котел водогрейный КВ-Р-2,0-95 (ДСЕВ-2,0-95Шп)

2000кВт/ч



83%

0,19 кг/кВт

Котел водогрейный КВ-1,6Гн/М (ДЕВ-1,4-95Гн/М)

1600кВт/ч



91%/ 86%

0,14/0,15 кг/кВт

Примечание:

Характеристики котлов типа Е-1,0-0,9 даны по сравнению с котлами Е-1 /9 производства Монастырищенского котельного завода, котлов типа Ква-0,55; Кпа-0,55 - по сравнению с котлами КВ-300 производства завода "Черепановфермаш"

Топливо: уголь КВ-0,63-95Шп

0,63

83,8

187,3

+8,8%

-8,%

КВ-1,86-95Шп

1,87

85,0

185,5

+3%

-3%

КВ-2,5-115Шп

2,5



80,4

206,8

+0,4%

-0,4%

Топливо: древесные отходы (влажность 50%) КВ-1,86-95ВД

1,86



79,2

600

+4,2%

-4,2%

Топливо: газ, мазут КВ-0,63-95ГМ

0,63



94,2

105,6

+2,2%

-2,2%

КВ-0,8-95ГМ

0,8



91,0

188,8

+2,0%

-2,0%

КВ-1,86-95ГМ

1,86



94,1

113,4

+2,1%

-2,1%

КВ-1,86-115ГМ

1,86



93,8

122,6

+1,8%

-1,8%

КВ-4,б5-115ГМ

4,65



94,2

113,6

+2,2%

-2,2%

КВ-11,63-150ГМ

11,63



92,8

115,3

+0,8%

-0,8%

КВ-35-150ГМ

35



93,6

113,9

+1,6%

-1,6%


* Поставка блочная а обшивке изоляции

** Котлы автоматизированные отечественной микропроцессорной техникой

Производство энергетического оборудования на 2002-2005 годы на ОАО "Сибэнергомаш"

Наименование оборудования, марка

Единичная мощность, тонн пара в час, МВт,

Количество, штук

Показатели энергетической эффективности

Сравнительная энергетическая эффективность, % (пo сравнению со средними значениями аналогичного оборудования)

2002

2003

2004

2005

КПД, %

Расход топлива на ед. мощности, т/т*ч^(-1)

По КПД

По расходу топлива на ед. мощности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Котел паровой БКЗ 360-13,8

360

1

90,44

0,094

100,3

100,3

Котел паровой БКЗ 420-13,7

420

1

92,08

0,092

100,45

100,45

Котел паровой БКЗ 500-13,8

500

1

91,5

0,093

100,5

100,5

Котел паровой БКЗ 210-140 Г

240

1

1

1

94,5

0,079

100,8

100,8

Котел паровой БКЗ 210-140

270

1

1

89,7

0,096

100,2

100,2

Котел паровой БКЗ 220-100

.240

1

89,5

0,096

100,3

100,3

Котел паровой БКЗ 220-100 ГМ

220

1

1

94,0

0,092

100,2

100,2

Котел паровой БКЗ 100-3,9 КС

53

1

84,3

0,11

Сжигание коры и древесных отходов

Котел утилизатор водогрейный КУВ 18,6(1б)-170

18,6 МВт

30

100

200

200

76,5

Утилизация тепла, газов после газовой турбины


Производство теплообменного оборудования и сосудов на 2002-2005 годы на ОАО "Сибэнергомаш"

Наименование оборудования

Единичная мощность

Количество, штук

Показатели энергетической эффективности

Сравнительная энергетическая эффективность, % (по сравнению со средними значениями аналогичного оборудования)

Деаэраторы повышенного давления до 1.2 МПа, производительностью от 225 до 3500 т/ч для ТЭС

Энергоблоки ТЭС мощностью 200-800 МВт, неблочные электростанции

до 10

Повышенная экономичность блока при работе на скользящем давлении. Пониженные массогабаритные показатели. Повышенная надежность.

Деаэраторы для парогазовых установок

Строящиеся ПТУ

до 10

Простота конструкции и технического обслуживания. Пониженная металлоемкость.

Деаэраторы атмосферного давления производительностью 5.15, 25, 50, 100 т/ч

Реконструируемые и вновь строящиеся станции и котельные

до 25 .

Обеспечение необходимого диапазона допустимых тепловых и гидравлических нагрузок. Повышенная надежность в различных эксплутационных условиях.

Деаэраторы повышенного давления до 1.4 МПа, производительностью до 6500 т/ч для АЭС

Строящиеся АЭС нового поколения с реакторами типа ВВЭР, в т.ч. и на экспорт

2

Повышенная надежность и гидродинамическая устойчивость при работе на скользящем давлении, в пусковых, переходных и аварийных режимах

Деаэраторы для поставки на экспорт

Реконструируемые и вновь строящиеся объекты за рубежом

до 10

Выполнение условий контракта

Сосуды различного назначения

Реконструируемые и вновь строящиеся объекты

до 50

Выполнение условий заказа


Производство энергоэффективного оборудования на 2002-2005 годы по предприятию ОАО "Сибэнергомаш"

Наименование оборудования, марка

Единичная мощность МВт, т/ч

Количество, штук

Показатели энергетической эффективности

Сравнительная энергетическая эффективность, % (по сравнению со средними значениями аналогичного оборудования)

2002

2003

2004

2005

КПД, %

Расход топлива на ед. мощности

По КПД

По расходу топлива на ед. мощности

Дымосос ДН22х2С для котлов 320-410 тп/ч

2

2

84

14

-

Вентилятор ВВГД-14 для котлов ЦКС

1

85

13

-

Дымосос ДН-31 х2С для котла 960 тп/ч с регулируемым приводом

2

86

11

-


Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы

Название документа: Об утверждении Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы

Номер документа: 441

Вид документа: Постановление Администрации Алтайского края

Принявший орган: Администрация Алтайского края

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 12 августа 2002

Дата начала действия: 12 августа 2002