• Текст документа
  • Статус
Действующий

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ     

     от 29 декабря 2000 г.                                   № 392
     г.Барнаул

О концепции реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей


Заслушав информацию администрации края о концепции реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей, краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Концепцию реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей одобрить (прилагается).

2. В соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края и пунктом 3 Постановления краевого Законодательного Собрания от 12 ноября 1997 года № 378 "О Законе Алтайского края "О государственном регулировании приватизации государственного имущества в Алтайском крае" отнести к государственному имуществу Алтайского края, подлежащему приватизации, акции ОАО "Барнаульская ТЭЦ-4", находящиеся в собственности края.

3. Рекомендовать городской Думе города Барнаула рассмотреть вопрос долевого участия в проекте реабилитации ТЭЦ-3 и городских тепловых сетей.

4. Комитету краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности и собственности (Бобков Ю.М.) обеспечить участие депутатов краевого Совета народных депутатов в разработке и заключении договора аренды имущественного комплекса ТЭЦ-3 при реализации концепции ее реабилитации, осуществлять контроль за выполнением настоящего постановления.

     Председатель Алтайского краевого
     Совета народных депутатов А.Г.Назарчук




Приложение. Концепция реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей

Приложение
к постановлению
краевого Совета
народных депутатов
от 29 декабря 2000 г. № 392

Концепция
реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей

Введение


Реформа экономики России 1991 - 1997 годов отбросила энергетику страны на многие годы назад. Особенно тяжелые последствия кризиса переходного периода понесла энергетическая отрасль Алтайского края. В связи с отсутствием источников финансирования было отложено строительство второй очереди Барнаульской ТЭЦ-3 электрической мощностью 325 МВт и тепловой мощностью 1120 Гкал, приостановлено строительство котла № 16 на Бийской ТЭЦ-1 производительностью 500 тонн в сутки, прекращено строительство Рубцовской ТЭЦ и т.д. В целях "успокоения прогрессивной общественности" правительством РФ было принято решение о прекращении строительства Катунской и Чемальской ГЭС общей установленной мощностью 1900 МВт.

В итоге к 2000 году экономика края стала полностью зависимой от внешних источников. Производство электроэнергии на ТЭЦ Алтайского края составила менее 20% от потребности. Свыше 80% электропотребления покрывается сегодня за счет приобретения электроэнергии с ФОРЭМа, не обеспечивающего в последние годы потребности экономики края в зимние максимумы на 200 - 240 МВт установленной мощности ежедневно.

За последние 5 лет рост потребления электроэнергии в крае составляет 4 - 7% ежегодно. Этот прирост покрывается за счет увеличения покупки с ФОРЭМа неудовлетворительно. На 2002 - 2003 годы существует реальная опасность ограничения прироста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также увеличения бытового потребления электроэнергии населением только в пределах величины энергоресурсов, обеспеченных энергосберегающими мероприятиями.

Наиболее острой является проблема теплоснабжения г. Барнаула. Так, присоединенная тепловая нагрузка к централизованным источникам составляет 3700 Гкал/час, а проектная установленная тепловая мощность 2900 Гкал/час. В наиболее напряженные периоды дефицит мощности превышает 1000 Гкал/час. Требуется срочная замена - 41 км магистральных из 220, и 174 км из 378 км внутриквартальных тепловых сетей. Замене также подлежит каждый второй бойлер городских тепловых сетей.

Анализ показывает, что старение энергогенерирующего оборудования происходит быстрее, чем его восстановление. К настоящему моменту износ оборудования ТЭЦ и тепловых сетей приближается к уровню 70%. Объемы капитальных ремонтов недостаточны, сроки ремонтов увеличиваются в 2 - 3 раза против нормативных по причине отсутствия финансовых средств.

Состояние оборудования действующих ТЭЦ характеризуется следующими показателями:

- ТЭЦ-1: Срок эксплуатации 60 лет, нормативный срок службы выработан. Установленная электрическая мощность 15,2 МВт, рабочая - 8,6 МВт;

- ТЭЦ-2: Срок эксплуатации 50 лет. 16 котлоагрегатов из 18 установленных отработали нормативный срок эксплуатации. Котел № 9 и турбина № 6 находятся в реконструкции 4-й год. Требуется полная замена паропроводов и деаэраторов повышенного давления в связи с выработкой паркового ресурса. Требуется строительство 2-ой нитки транспортеров подачи топлива со склада. Установленная электрическая мощность 364 МВт, рабочая - 207 МВт;

- ТЭЦ-3: Срок эксплуатации около 20 лет. Котельное оборудование имеет наработку с начала эксплуатации 80 - 100 тыс. часов (при парковом ресурсе 100 тыс. часов) и потребует полной замены в ближайшие 2 - 3 года, на сегодняшний день полностью изношены трубы гидрозолоудаления. Основной проблемой является шлакование топок котлов по причине сжигания непроектного топлива, требуется реконструкция по переводу котлов на сухое шлакоудаление. Среднегодовая паропроизводительность котлов составляет 315 т/час вместо 420 т/час. Установленная электрическая мощность 430 МВт, рабочая - 298 МВт.

Практически можно говорить, что в г. Барнауле достигнут критический уровень состояния теплоснабжения. Если не принять срочных мер, то через 2 - 3 года возможен "лавинообразный" выход оборудования из строя, который может привести к негативным экономическим и социальным последствиям.

Финансово - экономические аспекты реабилитации

Согласно оценке группы международных ("Профидев", "Сименс", "Электрисите де Франс", "Штадтверке Ляйпциг") и российских (ОАО "Алтайэнерго", "Энергомашэкспорт", ЛМЗ "Инжиниринг", АГТУ) экспертов единовременные капиталовложения, необходимые для реабилитации ТЭЦ-3, магистральных и внутриквартальных тепловых сетей, а также бойлерных г. Барнаула, должны составлять около 50 млн. долларов США.

Реабилитация ТЭЦ-3 и капитальный ремонт сетей увеличивает выработку электрической энергии по сравнению с 2000 годом на 563 млн. кВт.ч (+36,2%), а тепловой энергии (включая пиковую котельную) - на 2033,3 тыс. Гкал (+65%), и сокращает потери на коммуникациях. Это позволит ТЭЦ-3 поставить потребителям в 2003 году 2119 млн. кВт.ч и 5159,3 тыс. Гкал.

Для решения поставленных задач в период 2001 - 2002 годов возможны 2 варианта финансирования мероприятий по реабилитации ТЭЦ-3 и тепловых сетей:

- увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих дополнительный (инвестиционный) сбор в 2001 г. одного миллиарда, и в первой половине 2002 г. еще 500 миллионов рублей;

- привлечение внешних инвестиций в размере 50 млн. долларов США.

Вариант 1. Совместно с ОАО "Алтайэнерго" и Региональной энергетической комиссией произведены расчеты средних тарифов при условии вложения 50 млн. долларов в энергосистему в течение 2 лет путем включения в тарифы инвестиционной составляющей и с распределением полученных средств в пропорции:

- 30% - на реабилитацию электрической составляющей проекта;

- 70% - на реабилитацию тепловой составляющей проекта.

Как видно из таблицы (см. Приложение 1), если инвестиционную составляющую разнести на всех потребителей края, то средний тариф на электрическую энергию увеличится с 39,85 в текущий период до 44,29 коп./кВт.ч в 2001 г.

Если отнести инвестиционную составляющую только на потребителей г. Барнаула (что вполне возможно при возникновении необходимости решения аналогичной проблемы по городам Бийску и Рубцовску), средний тариф на электроэнергию по г. Барнаулу вырастет до 53,37 коп. за кВт.ч.

Так как вся выработанная тепловая энергия идет только на нужды города, повышение стоимости тепловой энергии наиболее заметно - 319,45 руб./Гкал вместо 190,88 руб./Гкал на расчетный период.

Вариант 2. Так как привлечение внешних инвестиций возможно только при наличии гарантий их возвратности, а бюджеты Алтайского края, г. Барнаула пока дефицитны, так же как и финансовый баланс ОАО "Алтайэнерго", вопрос об организации долгосрочной кредитной линии под их гарантии не рассматривался.

Расчеты средних тарифов на тепловую и электрическую энергию для вновь организованного хозяйствующего субъекта - Оператора проекта реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей (рабочее название - ОАО "Барнаулэнерго") приведены в Приложении 2.

При расчете учитывались следующие граничные критерии:

- из 50 млн. долларов США около 20% являются собственными средствами заемщика, а оставшиеся 80% - кредитными ресурсами под "либор" + 5% годовых, привлекаемых инвестором под организуемые им гарантии;

- кредитная линия открывается на 9 лет с отсрочкой по первым платежам на 2 года.

Как видно из расчетов, при этом учитывалось, что для обеспечения города Барнаула электрической энергией в размере 2426,8 млн. кВт.ч необходима покупка недостающего количества электроэнергии - 1031,5 млн. кВт.ч на ФОРЭМе.

В расчет тарифов на электрическую энергию дополнительно включены расходы ОАО "Барнаульская горэлектросеть", покупная электрическая энергия с ФОРЭМа, абонентная плата за пользование сетями РАО "ЕЭС России", плата за транзитный пропуск электрической энергии по сетям ОАО "Алтайэнерго".

В результате средний тариф на электрическую энергию на дату получения заемных средств составит 40,80 коп./кВт.ч против 39,85 - в текущий период.

При условии, что выработанная тепловая энергия ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 будет продаваться акционерным обществом "Алтайэнерго" в сети "Барнаулэнерго" по сложившимся ценам, тариф на тепловую энергию по г. Барнаулу составит 172,94 руб./Гкал против 190,88 в текущий период. При работе по раздельным контурам стоимость тепловой энергии для потребителей ТЭЦ-3 составит 127,3 руб./Гкал.

Таким образом, даже при 15-20 процентном росте курса доллара в год второй вариант более приемлем, так как обеспечивает более надежное финансирование проекта, более медленный рост тарифов, а значит, и более благоприятную адаптацию к ним потребителей.

Организационная модель реализации проекта реабилитации
Барнаульской ТЭЦ-3 и тепловых сетей


Организационная модель реабилитации ТЭЦ-3 и тепловых сетей г. Барнаула разработана исходя из необходимости выполнения следующих условий:

1. Модель должна базироваться на имеющихся реалиях, как в области собственности, так и в области правового обеспечения всех этапов ее реализации.

2. Модель должна обеспечивать интересы всех Сторон, участвующих в проекте.

3. Модель должна обеспечивать реальные гарантии возвратности капиталовложений, основанные на действующем законодательстве РФ.

4. Модель должна быть самодостаточна, адаптивна к изменяющимся внешним условиям и, при необходимости, иметь возможность развития без коренной ломки системообразующих структур.

5. Модель должна обеспечивать контроль за реализацией первых этапов проекта ее стороны его инициаторов - администрации Алтайского края и фирмы "Профидев" с последующей его передачей субъектам энергетического рынка г. Барнаула - администрации г. Барнаула, ОАО "Алтайэнерго", а также Барнаульской горэлектросети и Барнаульским тепловым сетям.

Так как вся подготовительная работа, включая экспертное обследование объекта, экологическую экспертизу проекта, другие предпроектные работы были проведены в рамках специально созданного СП ОАО "Барнаульская ТЭЦ-4" и реабилитация ТЭЦ - 3 и тепловых сетей является только первой очередью развития энергетической отрасли г. Барнаула, предполагается, что в организационном плане первый этап проекта уже реализован в следующем виде

Первый этап

50% ААК ----------> ОАО "Барнаульская ТЭЦ-4" <-------------- 50% Профидев

Компания Профидев и Администрация Алтайского края (ААК) имеют по 50% в акционерном капитале ОАО "Барнаульская ТЭЦ-4", зарегистрированной в Первомайском секторе СЭЗ "Алтай".

Второй этап

предусматривает реорганизацию ОАО "Барнаульская ТЭЦ-4" в ОАО "Барнаульская теплоэнергетическая компания" (БТЭК) и ее перерегистрацию в г. Барнаул (сектор "Аэропорт" СЭЗ "Алтай")

51% ШВЛ и др. --------------> БТЭК <-----------------49% ААК, Профидев

Второй этап предусматривает также продажу компании "Штадверке Ляйпциг" (ФРГ) по 25,5 процента акций, принадлежащих Алтайскому краю (Фонд имущества) и фирме "Профидев" с документарно оформленными гарантиями, по вовлечению в реализацию проекта 8 - 10 млн. долларов США собственных средств и 40 - 42 млн. долларов США - заемных ресурсов под организованные компанией гарантии.

Таким образом, учредителями БТЭК будут являться:

- немецкая компания Штадтверке Ляйпциг (ШВЛ) - 51% акций компании БТЭК;

- ААК, компания Профидев и другие учредители - 49% акций компании БТЭК.

Другими учредителями БТЭК могут выступить ОАО "Алтайэнерго", РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", администрация г. Барнаула.

Участие ОАО "Алтайэнерго" в проекте может быть рассмотрено в двух вариантах:

1. ОАО "Алтайэнерго" входит в состав учредителей БТЭК, правом аренды ТЭЦ-3 и магистральных теплосетей сроком на 25 лет.

2. ОАО "Алтайэнерго" не входит в состав учредителей БТЭК, но передает ТЭЦ-3 и магистральные теплосети в возмездную аренду БТЭК сроком на 25 лет.

Администрация г. Барнаула может участвовать в уставном капитале БТЭК с правом безвозмездной аренды земли под вторую очередь ТЭЦ-3 или ТЭЦ-4.

Третий этап предполагает создание компании - дистрибутора тепловой и электрической энергии, обеспечивающей продажи и возврат инвестиций.

Условия обеспечения гарантий возвратности инвестиций предполагают, что в компании Барнаулэнерго (БЭ) 51% акций должен принадлежать БТЭК.

Другие акционеры компании Барнаулэнерго - администрация г. Барнаула, ОАО "Алтайэнерго", МП "Барнаульская горэлектросеть" (БГЭС), МП "Барнаульские тепловые сети" (БТС) - входят в уставный капитал ОАО "Барнаулэнерго", оцененный по международным стандартам правом безвозмездной аренды принадлежащего им на правах собственности имущества сроком на 25 лет (линии 110 кВт, теплосети Алтайэнерго, линии 10, 0,4 кВт, трансформаторные подстанции, внутриквартальные тепловые сети, бойлерные).

"Барнаулэнерго"

51 % акций
<------------------------

БТЭК


^

I<-------
I
I

Администрация г.Барнаула

- линии 110 кВт;-

Право безвозмездной аренды на 25 лет


I

- теплосети Алтайэнерго;

I<-------

ОАО "Алтайэнерго"

- линии 10, 0,4 кВт;


I

- трансформаторные подстанции;

I<---
I

БГЭС

-внутриквартальные тепловые сети;

I

I<---

БТС

- бойлерные и т.д.


Структура ОАО "Барнаулэнерго"

1. Техническая (обслуживающая) структура - эксплуатационники.

2. Финансовая структура, включающая систему сбора платежей.

Персонал ОАО "Барнаулэнерго" формируется по 2-м возможным принципам:

1. Собственно штатные сотрудники компании "Барнаулэнерго";

2. Сотрудники БГТС, БТС, Алтайэнерго, с оплатой по контрактам с БЭ.

Предлагаемая концепция реабилитации ТЭЦ-3 и тепловых сетей г. Барнаула прошла экспертизу и получила положительное заключение энергетического департамента Европейского банка реконструкции и развития и внешнеэкономического сектора компании "Штадверке Ляйпциг", в ходе переговоров с которыми 12 - 14 декабря 2000 г. заключено соглашение о внедрении данной концепции в качестве пилотного проекта в России.

Главное управление экономики и инвестиций администрации края

Топливно - энергетический отдел администрации края

Региональная энергетическая комиссия



Приложение № 1 к Концепции реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей Расчет среднего уровня тарифов для потребителей края и г. барнаула на электрическую и тепловую энергию по ОАО "Алтайэнерго

Приложение № 1
к Концепции
реабилитации ТЭЦ-3 и
барнаульских тепловых сетей

Расчет
среднего уровня тарифов для потребителей края и г. барнаула на электрическую и тепловую энергию по ОАО "Алтайэнерго"

Инвестиции: 1-й год - 1000 млн. руб.

2-й год - 500 млн. руб.

Распределение: 30% - на электрическую энергию;

70% - на тепловую энергию.

(тыс. руб.)

Показатели

Электроэнергия

Т/энергия
(г.
Барнаул)

В целом по
краю (ОАО
"Алтайэнерго")

В том числе

Край без
Барнаула

Барнаул

1. Полезный отпуск потребителям края (млн. кВт.ч; тыс. Гкал)

7390,5

4963,7

2426,8

5950,7

2. Затраты ОАО "Алтайэнерго" в тарифах на 10.10.2000 г.

2644258

1771653

872605

1029297

3. Прибыль ОАО "Алтайэнерго"

151867

59897

91970

113374

4. Кроме того выручка от транзитного пропуска эл./энергии ОАО "Химволокно"

10320

-

10320

-

5. Выручка ОАО "Алтайэнерго" по тарифам (стр. 2 + стр. 3 - стр. 4)

2785805

1831550

954255

1142671

6. Инвестиции на реконструкцию ТЭЦ-3 и теплоцентрали (50 млн. долл. х 30 руб.)

300000

-

300000

700000

7. Выручка ОАО "Алтайэнерго" с учетом инвестиций (стр. 5 + стр. 6)

3085805

1831550

1254255

1842671

8. Постоянные затраты и прибыль перепродавцов

187384

146484

40900

58307

9. Итого выручка с перепродавцами (стр. 7 + стр. 8)

3273189

1978034

1295155

1900978

10. Средний тариф для потребителей края (стр. 9 / стр. 1)

44,29
коп./кВт.ч

39,85

53,37

319,45
руб./Гкал

Действующий тариф

39,85
коп./кВт.ч

39,85

39,85

190,88
руб./Гкал




Приложение № 2 к Концепции реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей "Барнаулэнерго"

Приложение № 2
к Концепции
реабилитации ТЭЦ-3 и
барнаульских тепловых сетей


"Барнаулэнерго" получает электроэнергию у БТЭК, покупает недостающую с ФОРЭМа и реализует ее самостоятельно потребителям г. Барнаула.

ТЭЦ - 1 и ТЭЦ - 2 ОАО "Алтайэнерго" выработанную тепловую энергию продают "Барнаулэнерго".

1. Электрическая энергия

Выработка электроэнергии БТЭК (ТЭЦ-3) 2119 млн. кВт.ч

Отпуск с шин 1733,4 млн. кВт.ч

Покупка с ФОРЭМа 1031,5 млн. кВт.ч

Полезный отпуск электроэнергии 2426,8 млн. кВт.ч

1. Затраты и прибыль ТЭЦ-3 и Теплоцентрали на выработку электрической энергии 498500 тыс. руб.

2. Дополнительные затраты на электроэнергию - всего 491578 тыс. руб.

в том числе:

- постоянные затраты и прибыль Барнаульской горэлектросети, принятые РЭК в тарифах на 10.10.2000 г. +40900 тыс. руб.

- покупка с ФОРЭМа (18,986 коп./кВт.ч х 1031,5 млн. кВт.ч) +195840 тыс. руб.

- абонплата за пользование сетями РАО "ЕЭС России" (3,501 коп./кВт.ч х 2426,8 млн. кВт.ч) +84962 тыс. руб.

- плата за транзитный пропуск электроэнергии по сетям ОАО "Алтайэнерго" от ТЭЦ - 3 (7 коп./кВт.ч х 2426,8 млн. кВт.ч) +169876 тыс. руб.

3. Итого выручка от реализации (1+2) 990078 тыс. руб.

4. Средний тариф для потребителей (З/полезный отпуск) 40,80 коп./кВт.ч

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

О концепции реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей

Название документа: О концепции реабилитации ТЭЦ-3 и барнаульских тепловых сетей

Номер документа: 392

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 29 декабря 2000

Дата начала действия: 29 декабря 2000