АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2002 г.                                        № 110

г.Барнаул

О работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год


Заслушав отчет председателя Счетной палаты Алтайского края В.Е. Алейникова о работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год, краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год принять к сведению (прилагается).

2. Рекомендовать администрации края продолжить работу по  совершенствованию организации и осуществлению контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей краевого бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективному и целесообразному использованию средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений.

Председатель краевого Совета

народных депутатов                                А.Г.Назарчук




Приложение
к постановлению
краевого Совета
народных депутатов
от 08.05. 2002 г. № 110

     

Отчет
о работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год

     

В соответствии с законами Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" и "О Счетной палате Алтайского края", осуществляя функции финансового контроля, Счетной палатой проводилась работа по оценке бюджетного процесса, формированию и выполнению региональных целевых программ. Осуществлялись проверки органов государственной власти, организаций и предприятий с целью определения соответствия целевому назначению, рациональности, полноте и своевременности направления и использования финансовых ресурсов и объектов собственности края.

Путем реализации экспертно-оценочных мероприятий производилось вскрытие резервов, выявлялись отклонения от принципов законности и эффективности проводимых финансово-хозяйственных операций в унитарных предприятиях и учреждениях бюджетной сферы, а также законности отражения их в отчетности. Проводился контроль за полнотой и своевременностью расчетов по аренде объектов собственности края, возвратом заемных государственных средств, а также целевым расходованием бюджетных средств предприятиями и организациями, получающими и использующими средства краевого бюджета.

За прошедший период краевым Советом народных депутатов, его комитетами, органами государственной власти края было принято 16 предложений Счетной палаты по формированию бюджета, совершенствованию бюджетного устройства и бюджетного процесса, управлению имуществом края, а также деятельности комитетов администрации края и краевых государственных унитарных предприятий.

Организация бюджетно-финансового контроля


Свою деятельность Счетная палата осуществляет на основе Устава (Основного Закона) Алтайского края, закона Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, Закона "О Счетной палате Алтайского края", а также норм, закрепленных в федеральных законах и законах Алтайского края.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением краевого бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат предложения комитетов краевого Совета народных депутатов, отдельных депутатов, администрации края, органов местного самоуправления.

Проект годового плана и план работы на каждый квартал рассматривается и утверждается коллегией Счетной палаты.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений краевого Совета народных депутатов по обращению не менее одной пятой от числа депутатов, избранных в краевой Совет народных депутатов или на основании решения коллегии Счетной палаты.

В соответствии с утвержденным планом, поручениями краевого Совета народных депутатов и главы администрации края Счетная палата проводила проверки организаций и учреждений всех форм собственности, получающих, перечисляющих и использующих средства краевого бюджета или использующих краевую собственность, либо управляющих ею, имеющих предоставленные законодательством или органами власти налоговые и иные льготы и преимущества. Проверки проведены по следующим вопросам:

своевременность и полнота исполнения по доходам и расходам краевого бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений по объемам, структуре и целевому назначению, а также средств, выделенных Алтайскому краю из федерального бюджета;

эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использование объектов права собственности Алтайского края;

обоснованность доходов и расходов проекта краевого бюджета и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений;

финансовая экспертиза проекта краевого бюджета, краевых целевых программ, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства края и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

состояние и эффективность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов организаций и учреждений края;

обращение средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях.

Проводился анализ выявленных отклонений от установленных показателей краевого бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, бюджетных средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений, подготавливались предложения, направленные на их устранение, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом.

Исходя из опыта работы, в Счетной палате сложилась единая система контроля за исполнением краевого бюджета и использованием собственности. Эта система оправдала себя на деле и предполагает осуществление нескольких стадий:

1. Предварительный контроль по оценке проекта бюджета будущего года и других законодательных и иных актов, затрагивающих вопросы использования средств краевого бюджета и собственности;

2. Оперативный контроль в ходе исполнения бюджета текущего года и осуществление хозяйственно-финансовой деятельности унитарных и иных предприятий и организаций.

3. Комплексная документальная проверка и ревизия уже исполненного бюджета, а также результатов деятельности предприятий и организаций, использующих средства краевого бюджета и собственность в своей деятельности.

На этапе предварительного контроля в 2001 году Счетной палатой направлено в краевой Совет народных депутатов и администрацию края 19 предложений по формированию бюджета, совершенствованию бюджетного устройства и бюджетного процесса, использованию собственности и улучшению деятельности унитарных предприятий и комитетов администрации края, 16 из них было принято.

С непосредственным участием Счетной палаты осуществляется координация ревизионной работы контрольных органов края.

Рассмотрено 13 проектов законов Алтайского края. Даны заключения по исполнению краевого бюджета за 2000 год,  I квартал, полугодие и 9 месяцев 2001 года.

При рассмотрении законопроекта "О краевом бюджете на 2002 год" было предложено увеличить доходную и расходную части краевого бюджета. Увеличены доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности на 2,6 млн. руб., доходы территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год на 81,7 млн. руб. и на 2002 год на 45,8 млн. руб., доходы территориального дорожного фонда на 2002 год на 41,2 тыс. руб.

По предложению Счетной палаты в закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2002 год" включены две поправки. Установлен предельный объем предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам в размере, не превышающим 3 процента расходов краевого бюджета и применение штрафных санкций в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за использование кредитов не по целевому назначению.

Счетная палата принимает участие в заседаниях комиссий, в работе Межведомственной комиссии по защите государственных и общественных интересов в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных напитков, минеральной и природной питьевой воды, нефти и нефтепродуктов, заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Оперативный контроль проводился в течение всего года по следующим направлениям:

определение соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

обоснованность расчетов сметных назначений;

исполнение смет доходов и расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность образования и расходования территориальных государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и валютных фондов краевых государственных унитарных предприятий;

соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

анализ операций с основными средствами и нематериальными активами;

законность операций, связанных с осуществлением инвестиций;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение.

По поручению десятой сессии краевого Совета народных депутатов проведена проверка обоснованности применения ставки арендной платы, порядок использования арендной платы, а также предъявление компенсационных затрат за самолеты, находящиеся в собственности края и сданные в аренду ОАО Авиакомпания "Сибирь". По результатам проверки информация направлена в краевой Совет народных депутатов.

По просьбе комитета по социальной политике краевого Совета народных депутатов проведена проверка Алтайской краевой психиатрической больницы №3, в ходе которой обнаружены серьезные нарушения в хозяйственно-финансовой деятельности.

Проведена проверка состояния расчетов за поставленный цемент ОАО "Алцем" районам и городам края.

Комплексные документальные ревизии проводились в текущем году по исполнению краевого бюджета за 2000 год, деятельности управлений и комитетов администрации края, унитарных предприятий и других организаций, связанных с получением, перечислением и использованием средств краевого бюджета и объектов собственности края.

Проведены контрольные мероприятия по законности проведения операций, связанных с исполнением краевого бюджета в комитете администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике и отдельных отраслевых комитетах администрации края. Ревизии проводились на основе обработки и анализа максимально возможного числа первичных документов и проверки достоверности отчетных данных, полученных в ходе встречных проверок участников бюджетного процесса.

Проверки проводятся в соответствии с рекомендациями, разработанными Счетной палатой. Всего в 2001 году проведено 99 контрольных мероприятий, ревизий, тематических, встречных, выборочных и дополнительных проверок. Основные нарушения, выявленные в результате проведения проверок:

нецелевое использование средств краевого бюджета и краевой собственности;

несвоевременный возврат в краевой бюджет средств фонда финансовой поддержки агропромышленного комплекса;

неэффективное использование бюджетных средств и объектов краевой собственности;

Организация бухгалтерского учета еще у многих унитарных предприятий и бюджетных учреждений не отвечает требованиям, установленным законодательством, не отражает специфику их работы.

Исполнение Закона "О краевом бюджете на 2000 год"

Проверка выполнения закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" показала, что не в полной мере приняты меры, обеспечивающие полноту поступления доходов в краевой бюджет.

Поступило доходов в краевой бюджет в сумме 5700,5 млн. руб., в том числе собственных доходов - 775,0 млн. руб., что составило 88,8 процентов от утвержденного плана (недопоступило налога на добавленную стоимость в сумме 52,0 млн. руб. или 23 процента от плана, акцизного сбора 87,3 млн. руб. или 27 процентов от плана). Размер недоимки по платежам в краевой бюджет на 01.01.2001 г. увеличился почти в 3 раза и составил 142,1 млн. руб. или 18,4 процента от поступившей суммы собственных доходов краевого бюджета. При исполнении бюджета Алтайского края по доходам не соблюдался принцип единства кассы, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Расходы краевого бюджета за 2000 год профинансированы в объеме 5675,1 млн. руб. или на 125 процентов от плана, в том числе собственные расходы по отраслям профинансированы в сумме 2222,7 млн. руб. или на 102 процента от плана.

Финансирование по всем отраслям краевого бюджета произведено в полном объеме от запланированного, кроме расходов на содержание органов управления - 94 процента, расходов на охрану окружающей среды и природных ресурсов - 95 процентов и расходов на развитие рыночной инфраструктуры -78 процентов.

Проверками, проведенными в комитетах администрации края по проведению соглашений о зачетах взаимных платежей в краевой бюджет и ассигнований из краевого бюджета, установлены нарушения постановления администрации края от 23 февраля 2000 года  № 153 (с дополнениями и изменениями).

Проверкой выполнения статьи 18 закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" и постановления администрации края от 14 января 2000 года № 20 "О государственном заказе на 2000 год" установлено, что не в полной мере осуществлялся контроль за полным и своевременным получением продукции по госзаказу. По состоянию на 01.01.2001 г. предприятиями - изготовителями было недопоставлено продукции материально-технического назначения бюджетным учреждениям края на сумму 6,7 млн. руб. или 30 процентов от утвержденного плана.

Комитетом по ценам и ценообразованию Главного управления экономики и инвестиций администрации края не в полной мере осуществлялся контроль за уровнем  цен на продукцию госзаказа для краевых нужд. Встречными проверками установлено, что цены на продукцию ГКУП "Алтайагропрод", реализуемую бюджетным учреждениям в счет госзаказа превышают средние потребительские цены г. Барнаула: по учреждениям УВД края завышение составило 69,7 тыс. руб., по учреждениям здравоохранения - 23,9 тыс. руб.

Постановлением краевого Законодательного Собрания от 4 февраля 2000 года № 47 было утверждено распределение капитальных вложений по приоритетным направлениям и отраслям. Погашение кредиторской задолженности за выполненные в 1998-1999 г.г. работы было предложено администрации края производить за счет дополнительных доходов, поступивших в процессе исполнения краевого бюджета. Постановлением администрации края от 7 марта 2000 года № 183 было утверждено направление средств на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы в 1998-1999 г.г. в объеме 167,1 млн. рублей. В закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" изменения в части увеличения капитальных вложений для погашения кредиторской задолженности не вносились. Постановлением администрации края от 29 декабря 2000 года. № 984 на указанные цели были перераспределены средства, ранее запланированные в бюджете для финансирования строительства в текущем году.

На основании распоряжений администрации края от 25 мая 2000 года № 505-р и от 18 декабря 2000 года № 1253-р за счет лимитов капитальных вложений было профинансировано Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги в сумме 32,2 млн. руб. для приобретения электропоезда. Комитетом администрации края по транспорту, дорожному хозяйству и связи не оформлены соответствующие документы по использованию электропоезда, приобретенного в 2000 году.

Анализ дебиторской задолженности по отчетам учреждений, финансируемых из краевого бюджета, показал, что дебиторская задолженность за 2000 год увеличилась на 35,8 млн. руб.(на 48 процентов) и составила на 01.01.2001 г. 110,9 млн. руб., из них в учреждениях образования - 10,5 млн. руб., здравоохранения - 23,2 млн. руб., сельского хозяйства - 15,6 млн., социального обеспечения - 9,9 млн. руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»