• Текст документа
  • Статус
Действующий

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 8 мая 2002 г.                                        № 110
     г.Барнаул

О работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год


Заслушав отчет председателя Счетной палаты Алтайского края В.Е. Алейникова о работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год, краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год принять к сведению (прилагается).

2. Рекомендовать администрации края продолжить работу по совершенствованию организации и осуществлению контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей краевого бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективному и целесообразному использованию средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений.

     Председатель краевого Совета
     народных депутатов                                А.Г.Назарчук




Приложение. Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год

Приложение
к постановлению
краевого Совета
народных депутатов
от 08.05. 2002 г. № 110

В соответствии с законами Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" и "О Счетной палате Алтайского края", осуществляя функции финансового контроля, Счетной палатой проводилась работа по оценке бюджетного процесса, формированию и выполнению региональных целевых программ. Осуществлялись проверки органов государственной власти, организаций и предприятий с целью определения соответствия целевому назначению, рациональности, полноте и своевременности направления и использования финансовых ресурсов и объектов собственности края.

Путем реализации экспертно-оценочных мероприятий производилось вскрытие резервов, выявлялись отклонения от принципов законности и эффективности проводимых финансово-хозяйственных операций в унитарных предприятиях и учреждениях бюджетной сферы, а также законности отражения их в отчетности. Проводился контроль за полнотой и своевременностью расчетов по аренде объектов собственности края, возвратом заемных государственных средств, а также целевым расходованием бюджетных средств предприятиями и организациями, получающими и использующими средства краевого бюджета.

За прошедший период краевым Советом народных депутатов, его комитетами, органами государственной власти края было принято 16 предложений Счетной палаты по формированию бюджета, совершенствованию бюджетного устройства и бюджетного процесса, управлению имуществом края, а также деятельности комитетов администрации края и краевых государственных унитарных предприятий.

Организация бюджетно-финансового контроля


Свою деятельность Счетная палата осуществляет на основе Устава (Основного Закона) Алтайского края, закона Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, Закона "О Счетной палате Алтайского края", а также норм, закрепленных в федеральных законах и законах Алтайского края.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением краевого бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат предложения комитетов краевого Совета народных депутатов, отдельных депутатов, администрации края, органов местного самоуправления.

Проект годового плана и план работы на каждый квартал рассматривается и утверждается коллегией Счетной палаты.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений краевого Совета народных депутатов по обращению не менее одной пятой от числа депутатов, избранных в краевой Совет народных депутатов или на основании решения коллегии Счетной палаты.

В соответствии с утвержденным планом, поручениями краевого Совета народных депутатов и главы администрации края Счетная палата проводила проверки организаций и учреждений всех форм собственности, получающих, перечисляющих и использующих средства краевого бюджета или использующих краевую собственность, либо управляющих ею, имеющих предоставленные законодательством или органами власти налоговые и иные льготы и преимущества. Проверки проведены по следующим вопросам:

своевременность и полнота исполнения по доходам и расходам краевого бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений по объемам, структуре и целевому назначению, а также средств, выделенных Алтайскому краю из федерального бюджета;

эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использование объектов права собственности Алтайского края;

обоснованность доходов и расходов проекта краевого бюджета и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений;

финансовая экспертиза проекта краевого бюджета, краевых целевых программ, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства края и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

состояние и эффективность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов организаций и учреждений края;

обращение средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях.

Проводился анализ выявленных отклонений от установленных показателей краевого бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, бюджетных средств краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений, подготавливались предложения, направленные на их устранение, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом.

Исходя из опыта работы, в Счетной палате сложилась единая система контроля за исполнением краевого бюджета и использованием собственности. Эта система оправдала себя на деле и предполагает осуществление нескольких стадий:

1. Предварительный контроль по оценке проекта бюджета будущего года и других законодательных и иных актов, затрагивающих вопросы использования средств краевого бюджета и собственности;

2. Оперативный контроль в ходе исполнения бюджета текущего года и осуществление хозяйственно-финансовой деятельности унитарных и иных предприятий и организаций.

3. Комплексная документальная проверка и ревизия уже исполненного бюджета, а также результатов деятельности предприятий и организаций, использующих средства краевого бюджета и собственность в своей деятельности.

На этапе предварительного контроля в 2001 году Счетной палатой направлено в краевой Совет народных депутатов и администрацию края 19 предложений по формированию бюджета, совершенствованию бюджетного устройства и бюджетного процесса, использованию собственности и улучшению деятельности унитарных предприятий и комитетов администрации края, 16 из них было принято.

С непосредственным участием Счетной палаты осуществляется координация ревизионной работы контрольных органов края.

Рассмотрено 13 проектов законов Алтайского края. Даны заключения по исполнению краевого бюджета за 2000 год, I квартал, полугодие и 9 месяцев 2001 года.

При рассмотрении законопроекта "О краевом бюджете на 2002 год" было предложено увеличить доходную и расходную части краевого бюджета. Увеличены доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности на 2,6 млн. руб., доходы территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год на 81,7 млн. руб. и на 2002 год на 45,8 млн. руб., доходы территориального дорожного фонда на 2002 год на 41,2 тыс. руб.

По предложению Счетной палаты в закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2002 год" включены две поправки. Установлен предельный объем предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам в размере, не превышающим 3 процента расходов краевого бюджета и применение штрафных санкций в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за использование кредитов не по целевому назначению.

Счетная палата принимает участие в заседаниях комиссий, в работе Межведомственной комиссии по защите государственных и общественных интересов в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных напитков, минеральной и природной питьевой воды, нефти и нефтепродуктов, заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Оперативный контроль проводился в течение всего года по следующим направлениям:

определение соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

обоснованность расчетов сметных назначений;

исполнение смет доходов и расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность образования и расходования территориальных государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и валютных фондов краевых государственных унитарных предприятий;

соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

анализ операций с основными средствами и нематериальными активами;

законность операций, связанных с осуществлением инвестиций;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение.

По поручению десятой сессии краевого Совета народных депутатов проведена проверка обоснованности применения ставки арендной платы, порядок использования арендной платы, а также предъявление компенсационных затрат за самолеты, находящиеся в собственности края и сданные в аренду ОАО Авиакомпания "Сибирь". По результатам проверки информация направлена в краевой Совет народных депутатов.

По просьбе комитета по социальной политике краевого Совета народных депутатов проведена проверка Алтайской краевой психиатрической больницы №3, в ходе которой обнаружены серьезные нарушения в хозяйственно-финансовой деятельности.

Проведена проверка состояния расчетов за поставленный цемент ОАО "Алцем" районам и городам края.

Комплексные документальные ревизии проводились в текущем году по исполнению краевого бюджета за 2000 год, деятельности управлений и комитетов администрации края, унитарных предприятий и других организаций, связанных с получением, перечислением и использованием средств краевого бюджета и объектов собственности края.

Проведены контрольные мероприятия по законности проведения операций, связанных с исполнением краевого бюджета в комитете администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике и отдельных отраслевых комитетах администрации края. Ревизии проводились на основе обработки и анализа максимально возможного числа первичных документов и проверки достоверности отчетных данных, полученных в ходе встречных проверок участников бюджетного процесса.

Проверки проводятся в соответствии с рекомендациями, разработанными Счетной палатой. Всего в 2001 году проведено 99 контрольных мероприятий, ревизий, тематических, встречных, выборочных и дополнительных проверок. Основные нарушения, выявленные в результате проведения проверок:

нецелевое использование средств краевого бюджета и краевой собственности;

несвоевременный возврат в краевой бюджет средств фонда финансовой поддержки агропромышленного комплекса;

неэффективное использование бюджетных средств и объектов краевой собственности;

Организация бухгалтерского учета еще у многих унитарных предприятий и бюджетных учреждений не отвечает требованиям, установленным законодательством, не отражает специфику их работы.

Исполнение Закона "О краевом бюджете на 2000 год"

Проверка выполнения закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" показала, что не в полной мере приняты меры, обеспечивающие полноту поступления доходов в краевой бюджет.

Поступило доходов в краевой бюджет в сумме 5700,5 млн. руб., в том числе собственных доходов - 775,0 млн. руб., что составило 88,8 процентов от утвержденного плана (недопоступило налога на добавленную стоимость в сумме 52,0 млн. руб. или 23 процента от плана, акцизного сбора 87,3 млн. руб. или 27 процентов от плана). Размер недоимки по платежам в краевой бюджет на 01.01.2001 г. увеличился почти в 3 раза и составил 142,1 млн. руб. или 18,4 процента от поступившей суммы собственных доходов краевого бюджета. При исполнении бюджета Алтайского края по доходам не соблюдался принцип единства кассы, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Расходы краевого бюджета за 2000 год профинансированы в объеме 5675,1 млн. руб. или на 125 процентов от плана, в том числе собственные расходы по отраслям профинансированы в сумме 2222,7 млн. руб. или на 102 процента от плана.

Финансирование по всем отраслям краевого бюджета произведено в полном объеме от запланированного, кроме расходов на содержание органов управления - 94 процента, расходов на охрану окружающей среды и природных ресурсов - 95 процентов и расходов на развитие рыночной инфраструктуры -78 процентов.

Проверками, проведенными в комитетах администрации края по проведению соглашений о зачетах взаимных платежей в краевой бюджет и ассигнований из краевого бюджета, установлены нарушения постановления администрации края от 23 февраля 2000 года № 153 (с дополнениями и изменениями).

Проверкой выполнения статьи 18 закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" и постановления администрации края от 14 января 2000 года № 20 "О государственном заказе на 2000 год" установлено, что не в полной мере осуществлялся контроль за полным и своевременным получением продукции по госзаказу. По состоянию на 01.01.2001 г. предприятиями - изготовителями было недопоставлено продукции материально-технического назначения бюджетным учреждениям края на сумму 6,7 млн. руб. или 30 процентов от утвержденного плана.

Комитетом по ценам и ценообразованию Главного управления экономики и инвестиций администрации края не в полной мере осуществлялся контроль за уровнем цен на продукцию госзаказа для краевых нужд. Встречными проверками установлено, что цены на продукцию ГКУП "Алтайагропрод", реализуемую бюджетным учреждениям в счет госзаказа превышают средние потребительские цены г. Барнаула: по учреждениям УВД края завышение составило 69,7 тыс. руб., по учреждениям здравоохранения - 23,9 тыс. руб.

Постановлением краевого Законодательного Собрания от 4 февраля 2000 года № 47 было утверждено распределение капитальных вложений по приоритетным направлениям и отраслям. Погашение кредиторской задолженности за выполненные в 1998-1999 г.г. работы было предложено администрации края производить за счет дополнительных доходов, поступивших в процессе исполнения краевого бюджета. Постановлением администрации края от 7 марта 2000 года № 183 было утверждено направление средств на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы в 1998-1999 г.г. в объеме 167,1 млн. рублей. В закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" изменения в части увеличения капитальных вложений для погашения кредиторской задолженности не вносились. Постановлением администрации края от 29 декабря 2000 года. № 984 на указанные цели были перераспределены средства, ранее запланированные в бюджете для финансирования строительства в текущем году.

На основании распоряжений администрации края от 25 мая 2000 года № 505-р и от 18 декабря 2000 года № 1253-р за счет лимитов капитальных вложений было профинансировано Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги в сумме 32,2 млн. руб. для приобретения электропоезда. Комитетом администрации края по транспорту, дорожному хозяйству и связи не оформлены соответствующие документы по использованию электропоезда, приобретенного в 2000 году.

Анализ дебиторской задолженности по отчетам учреждений, финансируемых из краевого бюджета, показал, что дебиторская задолженность за 2000 год увеличилась на 35,8 млн. руб.(на 48 процентов) и составила на 01.01.2001 г. 110,9 млн. руб., из них в учреждениях образования - 10,5 млн. руб., здравоохранения - 23,2 млн. руб., сельского хозяйства - 15,6 млн., социального обеспечения - 9,9 млн. руб.

Основной удельный вес в дебиторской задолженности занимает задолженность по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами, которая увеличилась за год на 41,9 млн. руб. (на 79 процентов) и составила на 01.01.2001 г. - 95,3 млн. руб. или 86 процентов от объема всей дебиторской задолженности по краевому бюджету.

Кредиторская задолженность по краевым бюджетным учреждениям за 2000 год уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 74,8 млн. руб. или на 16 процентов и составила на 01.01.2001 г. - 396,7 млн. руб.

Из общей суммы кредиторской задолженности по краевым бюджетным учреждениям задолженность по расходам, финансируемым в приоритетном порядке (зарплата с начислениями, приобретение медикаментов, оплата коммунальных услуг) составила на 01.01.2001 г. - 189,9 млн. руб. или 48 процентов и сократилась за год на 142,5 млн. руб. или на 43 процента. Задолженность по остальным видам расходов увеличилась с 139,1 млн. руб. на 01.01.2000 г. до 206,8 млн. руб. на 01.01.2001 г. или на 49 процентов.

На 01.01.2001 г. остались непогашенными выданные ГКУП "Алтайагропрод" займы из краевого бюджета на сумму 101,5 млн. руб.

За несвоевременный возврат бюджетных средств по состоянию на 01.01.2001 г. не были предъявлены ГКУП "Алтайагропрод" штрафные санкции (ст.29 Закона "О краевом бюджете на 2000 год") в размере 834,6 тыс. руб. и не зачислены в доход краевого бюджета в соответствии со ст. 28 Закона "О краевом бюджете на 2000 год". По материалам проверки данная сумма восстановлена в краевой бюджет.

Комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике не в полной мере соблюдался установленный единый порядок ведения бухгалтерского учета исполнения бюджета Алтайского края, предусмотренный Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденный приказом МФ РФ от 17.02.99 г. № 15н и введенной в действие приказом МФ РФ от 12.08.99 г. № 56н.

Государственный долг Алтайского края и расходы по обслуживанию краевого долга


Государственный долг Алтайского края по состоянию на 01.01.2000 г. составлял 1322,0 млн. руб., на 01.01.2001 г. - 1181,8 млн. руб.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 107, пункт 2) и законом Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" (ст. 38) предельный объем государственного долга Алтайского края на 01.01.2001 г. не должен превышать годовой объем доходов краевого бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (801,9 млн. руб.). По состоянию на 01.01.2001 г. объем государственного долга Алтайского края превышал установленный предельный размер на 379,9 млн. руб.

Кроме того задолженность края Западно-Сибирскому территориальному управлению Российского агентства по государственным резервам составляет 396,2 млн. руб., в том числе основной долг - 297,4 млн. руб.

Имеется задолженность по начисленным процентам по кредитам, взятым в коммерческих банках, по государственному займу Алтайского края, которая составляет 193,6 млн. руб. и по штрафным санкциям - 131,2 млн. руб.

В Министерстве финансов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2001 г. числится переоформленная на Алтайский край задолженность по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 г.г. организациям АПК края и процентам по ним в общей сумме 1173,5 млн. руб., в т.ч. основной долг - 822,1 млн. руб. и проценты 351,4 млн. руб.

В 2000 году произведены расходы краевого бюджета на выплату процентов по кредитам, накопленного купонного дохода, штрафов по облигационному займу в счет товарного кредита в сумме 92,4 млн. руб.

Проверка управлений и комитетов администрации края и краевых бюджетных учреждений

В истекшем году проверками хозяйственно-финансовой деятельности, тематическими и выборочными проверками охвачено 10 комитетов и управлений администрации края и их подразделений.

Управление ветеринарии администрации края


Проверкой целевого использования средств краевого бюджета, выделенных Управлению ветеринарии администрации края на проведение противоэпизоотических мероприятий установлено нецелевое использование средств за 1999-2000 г.г. в сумме 1782,0 тыс. руб.

Также выявлено, что как Управлением ветеринарии края, так и территориальными управлениями ветеринарии в бухгалтерском учете не отражались данные о финансировании территориальных управлений ветеринарии за счет средств краевого бюджета, полученных на противоэпизоотические мероприятия. Не отражались в бухгалтерском учете территориальных управлений ветеринарии и данные о приходе и расходе биопрепаратов и расходных материалов, приобретенных за счет этих средств.

На основании материалов проверки комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике зачтено 1782,0 тыс. руб. в счет финансирования за 2001 год Управлению ветеринарии администрации края.

Согласно приказу Управления ветеринарии от 19.06.2001 г. №50-К за нарушения, выявленные проверкой, уволен главный бухгалтер Управления ветеринарии и главный бухгалтер и заведующая аптекой Бийского территориального управления ветеринарии.

Главное управление сельского хозяйства администрации края


Проверкой целевого использования средств, выделенных из краевого бюджета Главному управлению сельского хозяйства на поддержку программ и мероприятий развития животноводства и растениеводства, установлено нецелевое использование этих средств на 1101,2 тыс. руб.

Не обеспечен возврат бюджетных средств в сумме 2500,0 тыс. руб. или на эту сумму не оформлена доля края в уставных капиталах сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Агрокредитсоюз" и сельхозартели "Племзавод им. Кирова", а также не обеспечен возврат задолженности по кредиту ОАО "Восход" Каменского мясокомбината в сумме 2000,0 тыс. руб.

Утвержденными сметами на расходование средств по отдельным целевым программам предусмотрены в основном расходы на текущие нужды.

Так, наибольший объем текущих расходов предусмотрен по статье "Оказание финансовой помощи и возмещение затрат по стихийным бедствиям" в сумме 21585,0 тыс. руб. или 21,4 процента от утвержденного объема и по статье "Поддержка унитарных предприятий и прочих форм собственности" в сумме 21910,0 тыс. руб. или 21,7 процента.

Не осуществляются расчеты экономической эффективности даже по тем программам и мероприятиям, расходы по которым связаны с внедрением новой техники и технологии.

Проверкой целевого использования средств краевого бюджета, полученных федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) учхоз "Пригородное" на поддержку программ и мероприятий развития животноводства и растениеводства установлено, что предприятием не обеспечен контроль за расходованием товарно-материальных ценностей, приобретенных за счет средств краевого бюджета. Недостоверно отражены хозяйственные операции, осуществляемые предприятием, не обеспечен учет средств краевого бюджета, в соответствии с положением бухгалтерского учета "Учет государственной помощи" и другие нарушения. По результатам проверки предложено предприятию обеспечить выполнение Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, оприходовать в бухгалтерском учете товарно-материальные ценности на сумму 73,6 тыс. руб., принять меры к взысканию дебиторской задолженности ЗАО "Де Лаваль" в сумме 400,0 тыс. руб.

Согласно информации, представленной ФГУП учхоз "Пригородное", нарушения по ведению бухгалтерского учета, отмеченные в акте, устранены, главному бухгалтеру объявлен выговор. Принято решение о получении доильных аппаратов за счет средств, перечисленных ЗАО "Де Лаваль". Можно считать, что вышеуказанная фирма получила беспроцентный кредит в размере 400,0 тыс. руб. Упущенная выгода от этой хозяйственной операции на 01.04.2002 г. составила 75,8 тыс. руб.

Проверкой отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в краевом государственном унитарном предприятии "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" за 2000 год и 8 месяцев 2001 года выявлено, что предприятием не обеспечена достоверность и полнота отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Необоснованно списаны затраты на себестоимость в сумме 265,6 тыс. руб. и неправильно определен финансовый результат деятельности предприятия. Начислена и выплачена заработная плата директору предприятия, с нарушением условий контракта, в размере 37,0 тыс. руб.

Счетной палатой предложено устранить выявленные нарушения и определить достоверный результат деятельности предприятия за 2000 год и 9 месяцев 2001 года.

Согласно информации КГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" предприятие устранило нарушения, отмеченные в акте, и взыскало с виновных лиц 11,3 тыс. руб. Кроме того, материалы проверки направлены первому заместителю главы администрации края для принятия мер по результатам проверки.

При проверке целевого использования средств земельного налога, направляемых на мероприятия по землеустройству и землепользованию в комитете по земельным ресурсам и землепользованию Алтайского края за 2000 год и 5 месяцев 2001 года, выявлено неэффективное использование этих средств. Нецелевое использование средств земельного налога составляет 301,1 тыс. руб. Оплачено подрядным организациям 264,6 тыс. руб. за работы, которые согласно "Положения о комитете по земельным ресурсам" должен выполнять сам комитет. Комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике зачтено в счет финансирования в 2001 году - 91,1 тыс. руб.

Главное управление экономики и инвестиций администрации края


Не полностью выполнены положения, утвержденные постановлениями администрации края по погашению из краевого бюджета части банковской процентной ставки за 2000 год. Так, не соблюдалось ограничение по возмещению разницы между процентной ставкой, оговоренной в кредитном договоре с банком и срочными процентами, оплаченными предприятием. В результате, 13 предприятиям, получившим инвестиционный кредит в соответствии с постановлением администрации края от 15.03.2000 г. N 218, было возмещено сверх установленного ограничения, за счет средств краевого бюджета 2189,6 тыс. руб.

Главным управлением экономики и инвестиций не был обеспечен контроль за использованием инвестиционных кредитов, не проводился анализ реализации инвестиционных проектов в крае, не рассматривались итоги результатов от внедрения инвестиционных проектов (рост производства продукции, создание новых рабочих мест, увеличение поступления налогов в краевой бюджет). Встречными проверками целевого использования инвестиционных кредитов, полученных предприятиями, установлены факты неэффективной реализации инвестиционных проектов. В целях упорядочения процедуры выделения и эффективного использования средств краевого бюджета, предусмотренных на возмещение части банковской процентной ставки и устранения нарушений, установленных проверкой, администрацией края приняты постановления от 16.03.2001 г. №190 и от 27.03.2001 г. №207.

Проведена проверка формирования объемов капитальных вложений на 2000 год и состояния незавершенного строительства объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета. Выявлено, что при формировании плана капитальных вложений на 2000 год были допущены нарушения по отдельным объектам строительства в учете объемов выполненных работ и сумм кредиторской задолженности, в соблюдении пропорций долевого участия бюджетов различных уровней при финансировании строительства объектов, что привело к излишнему финансированию этих объектов из краевого бюджета.

В 2000 году из краевого бюджета было излишне выделено 899,5 тыс. руб. для погашения кредиторской задолженности по 19 объектам строительства, которые не имели этой задолженности.

Всего для погашения кредиторской задолженности в инвестиционной программе на 2000 год по 47 объектам было излишне утверждено расходов на общую сумму 6529,0 тыс. руб., из которых по 31 объекту было излишне профинансировано -3575,4 тыс. руб.

По результатам проверки постановлением администрации края от 29.10.2001 г. №659 средства, выделенные на погашение кредиторской задолженности в объеме 2791,8 тыс. руб. разрешено использовать на текущее финансирование строительства объектов в 2000 году, а по двум объектам - уменьшена кредиторская задолженность на 90,6 тыс. руб.

Краевым государственным учреждением "Алтайское государственное учреждение инвестиций" не принималось должных мер к взысканию с участников СЭЗ "Алтай" задолженности по уплате целевых средств на социальное и экономическое развитие края.

За 1997-2001 г.г. не оплачено участниками СЭЗ "Алтай" 1681,8 тыс. руб. (по состоянию на 01.01.2001 г.) В нарушение закона Алтайского края "О признании утратившими силу законов Алтайского края" от 04.12.2000 г. в краевой бюджет не был перечислен остаток внебюджетных средств в размере 1352,3 тыс. руб.

Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края


Проверкой, проведенной в комитете по управлению государственным имуществом Алтайского края по вопросу организации и осуществления контроля за эффективным использованием государственного имущества краевой собственности отмечено, что комитетом принимаются недостаточные меры по своевременному взиманию арендной платы за использование объектов краевой собственности и взысканию пени по просроченным платежам.

Задолженность только по арендной плате (без учета пени и штрафов) составляет 6778,0 тыс. руб., что превышает годовой размер арендной платы, подлежащей перечислению в краевой бюджет.

Также не всегда начисляются и предъявляются арендаторам пени за несвоевременную уплату арендных платежей, не осуществляется контроль за поступлением в краевой бюджет пени, предъявляемой арендаторам.

По-прежнему несвоевременно вносятся в реестр государственного имущества объекты, построенные полностью за счет средств краевого бюджета или при долевом участии краевого бюджета.

Результаты проведенных Счетной палатой проверок краевых государственных унитарных предприятий показали, что переданное в хозяйственное ведение государственное имущество, не всегда используется эффективно, полученная прибыль от эксплуатации государственной собственности практически не используется на воспроизводство и поддержание вверенного им имущества.

Проверки показали, что прибыль предприятий направляется в основном на фонды потребления, т.е. на выплату премий, материальной помощи, ценные подарки и иные социальные выплаты и не направляется на развитие материально-технической базы государственных предприятий, в то время как в последнее десятилетие основные средства не обновлялись и требуют замены, модернизации.

Постановлением №447 от 04.07.2001 г. администрация края обязала краевые унитарные предприятия направить 10 процентов прибыли за 2000 год на развитие материально-технической базы предприятий.

В соответствии с законодательством, администрацией края в 2001 году было принято постановление о перечислении 10 процентов прибыли государственных предприятий в краевой бюджет, оставшейся прибылью предприятия распоряжаются самостоятельно.

Проведенной проверкой использования объектов собственности Алтайского края - самолетов ТУ-154 и авиадвигателей - установлено, что краевым бюджетом за 1999-2000 г.г. недополучено 1370,5 тыс. руб.

ОАО "Авиакомпания "Сибирь", арендующее самолеты, необоснованно предъявило комитету администрации края по транспорту, дорожному хозяйству и связи (балансодержателю) расходы по ремонту и эксплуатации воздушных судов, не являющихся собственностью края и оплату за недоработанные часы по авиадвигателю, принятому в казну края от ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в счет оплаты компенсационных расходов. Кроме того, авиадвигатель принят в казну края без соответствующего решения Алтайского краевого Совета народных депутатов.

По результатам проверки в краевой бюджет дополнительно начислено 1370,5 тыс. руб., поступило - 1335,9 тыс. руб.

Комитет администрации края по здравоохранению


Проведенной ревизией в Алтайской краевой клинической детской больнице выявлено начисление зарплаты, сверх утвержденного фонда оплаты труда в размере 39,9 тыс. руб.

Не обеспечена сохранность товарно-материальных ценностей, в течение 2000 года в пищеблоке больницы, совершено 2 кражи продуктов питания на общую сумму 47,9 тыс. руб., не оприходовано стеклотары, поступающей с продуктами питания на 20,7 тыс. руб. Недополучено арендной платы -1,9 тыс. руб. Допущено назначение больным лекарственных средств с истекшим сроком годности. Произведена оплата за автомобили продуктами питания, тем самым нарушено распоряжение администрации края от 13.11.2000 г. №1107. За счет больницы содержался легковой автомобиль, который использовался комитетом администрации края по здравоохранению. Расходы по его содержанию составили 13,6 тыс. руб.

Проверка Алтайской краевой психиатрической больницы №3 показала, что произведено начисление зарплаты , сверх утвержденного фонда оплаты труда в размере 116,3 тыс. руб., начислено и выплачено премий с нарушением условий контракта главному врачу больницы 6,7 тыс. руб., необоснованно списано пенсий (личных денежных средств) больных на 114,6 тыс. руб., в т.ч. 10,4 тыс. руб. - списано средств по подложным товарным чекам, 7,3 тыс. руб. - списано средств без оправдательных документов, 60,0 тыс. руб. - переплачено средств при закупке медикаментов и меда по завышенным ценам, 36,9 тыс. руб. - необоснованно списано бензина, продуктов питания, медикаментов, фито-чая.

С целью полного возмещения нанесенного ущерба материалы проверки переданы в следственные органы.

По материалам проверки зачтено в счет финансирования больницы 116,3 тыс. руб., поступило в кассу с виновных лиц 39,9 тыс. руб., приказом по больнице взыскивается 33,2 тыс. руб.

Комитет администрации края по культуре и туризму


Государственным учреждением культуры "Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края" начислено зарплаты, сверх утвержденного фонда оплаты труда, в размере 38,4 тыс. руб.; начислено и выплачено заработной платы главному бухгалтеру за фактически невыполненную работу в размере 2,2 тыс. руб.

Не обеспечено выполнение Закона Алтайского края от 12.11.97 г. №63-ЗС в части использования средств, поступающих в виде арендной платы на содержание центра в размерах, превышающих установленный норматив. По материалам проверки зачтено в счет финансирования 34,8 тыс. руб., внесено в кассу 2,2 тыс. руб.

Алтайским государственным оркестром русских народных инструментов "Сибирь" произведено начисление зарплаты, сверх утвержденного фонда оплаты труда в размере 110,0 тыс. руб. Имелись нарушения установленного порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

Общественной Алтайской краевой писательской организацией произведено начисление зарплаты, сверх утвержденного фонда оплаты труда в размере 7,4 тыс. руб., нецелевое использование средств, выделенных из резервного фонда краевого бюджета в размере 14,2 тыс. руб. По материалам проверки зачтено в счет текущего финансирования 21,6 тыс. руб.

Комитет администрации края по фармацевтической деятельности и производству лекарственных средств


Краевым государственным унитарным предприятием "Фармация" Кытмановского района директору, заместителю директора и главному бухгалтеру выплачено заработной платы с нарушением условий заключенных контрактов на общую сумму 19,3 тыс. руб.

Списано бензина с подотчета водителя, не предусмотренных техническими условиями эксплуатации транспортных средств на 1,4 тыс. руб.

Проверки государственных краевых унитарных предприятий и прочих организаций


Проверкой использования средств краевого бюджета, выделенных целевым назначением КГУП "Алтайская правда" установлено излишнее финансирование из краевого бюджета за 1999-2000 г.г. в сумме 2060,2 тыс. руб., которые зачтены в счет финансирования в 2001 году. Выявлены также отдельные нарушения в ведении бухгалтерского учета.

Проверкой отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГУДП "ДСУ-4" ГУП "Алтайавтодор" за 9 месяцев 2001 года, установлено завышение стоимости выполненных работ на 2944,8 тыс. руб. за счет излишне списанных на эту сумму материалов. Необоснованно списано на затраты предприятия 2117,8 тыс. руб., в т.ч. 2000,0 тыс. руб. - расходы, связанные с ремонтом основных средств.

Выявлено несвоевременное и недостоверное отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Ведение бухгалтерского учета не полностью соответствует требованиям Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Согласно приказу от 24.12.2001 г. №223 предприятие устранило нарушения, указанные в акте. Главному бухгалтеру предприятия объявлен выговор. Излишне списанные материалы в сумме 1932,7 тыс. руб. учтены при выполнении работ в IY квартале 2001 года, восстановлены в территориальный дорожный фонд 1012,1 тыс. руб., возвращено в кассу предприятия 52,6 тыс. руб.

Проверкой ГУП КЭС "Белокурихинские межрайонные электрические сети" установлено, что общий процент износа линий электропередачи в Белокурихинских МЭС составляет более 80 процентов. За 2000 год построено новых линий электропередачи всего 3,9 км.

При наличии убытков (за 2000 г. - 734,0 тыс. руб., в I полугодии 2001 г. -71,0 тыс. руб.) и отсутствии средств в фонде потребления Белокурихинскими МЭС выплачено премий и материальной помощи на сумму 332,0 тыс. руб.

За счет оборотных средств погашены за работников предприятия ссуды на 47,0 тыс. руб., израсходовано 24,7 тыс. руб. на проведение праздничных мероприятий и 12,9 тыс. руб. - на приобретение путевок.

Проверками в жилищно-строительных кооперативах "Конек", "Конек-2" и ЖСК-168 целевого использования бюджетных средств на компенсацию удорожания строительства жилых домов, выявлены нарушения в порядке финансирования и расходования бюджетных средств.

Функции заказчика и подрядчика по строительству жилых домов были возложены на ЖСК, что позволило правлению использовать целевые средства краевого бюджета на разные объекты строительства. Квартиры, построенные за счет средств краевого бюджета, не распределенные администрациями районов среди малоимущих и состоящих на учете по улучшению жилищных условий граждан, правлением продавались по заниженным ценам гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий, что привело к необоснованному увеличению суммы компенсации из бюджета. Излишнее финансирование из бюджетов составило 2641,7 тыс. руб. Полученные бюджетные средства были направлены на возмещение затрат по строительству офиса ЖСК и квартир для граждан, не нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По фактам выявленных нарушений материалы переданы в следственные органы.

Проверкой целевого использования средств краевого бюджета за период 1999-2000 г.г., выделенных на покрытие расходов, связанных с трансляцией второй программы телевидения, установлено неэффективное использование арендуемого спутникового канала.

Проведена проверка в отделении федерального казначейства г. Барнаула правильности распределения, полноты и своевременности перечисления производителями ликероводочной продукции акцизов на ликероводочные изделия, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Установлено нарушение федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", писем Министерства финансов РФ и Министерства налогов и сборов РФ "О зачислении налогов и сборов на счет №40101 и их распределении в порядке межбюджетного регулирования". В 2000 году ОАО "Барнаульский ликероводочный завод" акцизы на ликероводочные изделия в сумме 13844,1 тыс. руб. были перечислены в ОФК на счет №40102 "Доходы федерального бюджета", что привело к несвоевременному поступлению данных акцизов в краевой бюджет и бюджет г. Барнаула.

Администрацией Крутихинского района при исполнении районного бюджета за 2000 год не соблюдались положения Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Проверки краевых государственных учреждений


Управлению Судебного департамента из резервного фонда краевого бюджета для проведения краевой конференции судей выделялось в 2000 и 2001 годах по 50,0 тыс. руб., фактически расходы согласно представленных документов составили в 2000 году 10,3 тыс. руб., в 2001 году - 45,5 тыс. руб.

По материалам проверки управлением Судебного департамента остатки неиспользованных средств перечислены в краевой бюджет в декабре 2001 года - 4,5 тыс. руб., в январе 2002 г. -39,7 тыс. руб.

Краевым учреждением юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не выполнено постановление администрации края от 30.12.99 г. №916, в части полноты отчислений в краевой бюджет средств от регистрации прав на недвижимое имущество, в результате задолженность за 2000 год составила 1083,4 тыс. руб.

Постановлением администрации края от 20.04.2001 г. №269 было разрешено использовать данные средства на укрепление материально-технической базы Барнаульского и Славгородского филиалов.

Проверкой исполнения смет доходов и расходов Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации края, поступления сборов от реализации специальной продукции и оказанных услуг за 1999-2000 г.г., установлено необоснованное использование средств, предназначенных для приобретения специальной продукции и форменной одежды на 46,3 тыс. руб.

Кроме того, излишне начислено работникам Управления премий по итогам работы за 2000 год в размере 78,8 тыс. руб., в тоже время недоначислено заработной платы в результате неправильного применения районного коэффициента в сумме 71,6 тыс. руб.

Управлением по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники допущенные нарушения устранены.

Общие результаты работы


В 2001 году Счетная палата провела 99 контрольных мероприятий, в том числе по поручению депутатов краевого Совета народных депутатов, главы администрации края и иным обращениям 9 комплексных ревизий и тематических проверок.

Общая сумма выявленных нарушений в использовании бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и имущества составляет 31382,3 тыс. руб.

Финансовые нарушения, которые не нанесли ущерб краю, составили 10915,6 тыс. руб.

Израсходовано не по целевому назначению 3265,6 тыс. руб. Использовано на нужды бюджетных учреждений и краевых государственных унитарных предприятий без расчетов и обоснований - 10325,8 тыс. руб. Дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней 2223,3 тыс. руб. Всего восстановлено средств в краевой бюджет в 2001 году 11041,3 тыс. руб.

По результатам проведенных контрольных мероприятий направлено органам исполнительной власти, руководителям организаций и учреждений 27 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного и налогового законодательства.

     Председатель Счетной палаты
     Алтайского края                                  В.Е.Алейников


Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

О работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год

Название документа: О работе Счетной палаты Алтайского края за 2001 год

Номер документа: 110

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 08 мая 2002

Дата начала действия: 08 мая 2002