АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2001 г.                                      № 56

г.Барнаул

Об обращении Алтайского краевого Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по защите интересов национальной системы образования


Краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по защите интересов национальной системы образования (прилагается).

2. Направить настоящее постановление и Обращение Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Председатель краевого

Совета народных депутатов                         А.Г.Назарчук




Приложение
к постановлению
краевого Совета народных депутатов
от 5.03.2001 г. № 56

     

Обращение
Алтайского краевого Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о защите интересов национальной системы образования


Мы, депутаты Алтайского краевого Совета народных депутатов, внимательно знакомимся с материалами, посвященными реформе отечественного образования: проектом "Реформирование образования. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года", документами по парламентским слушаниям от 14 ноября 2000 года, с мнениями профессионалов - преподавателей средней и высшей школы.

Мы поддерживаем позицию, направленную на сохранение положительного опыта системы российского образования. Его лучшими традициями всегда являлись - гарантия молодым людям всех слоев общества равных стартовых возможностей для получения бесплатного качественного образования, глубокое изучение отечественной и мировой истории, литературы, русского языка - предметов, формирующих нравственную и гражданскую основу личности, развивающих образное и логическое мышление, приоритет фундаментального и системного знания перед знаниями прикладного характера; высокий социальный статус учителей-наставников и их ответственность за передачу культурного опыта нации.

Особую тревогу вызывают следующие положения реформы:

1. Ориентация на принятие западных моделей образования и игнорирование лучших традиций российской педагогики. Общеизвестно, что отечественная система образования являлась и до сих пор является лучшей в мире, что подтверждается, в частности, ведущим положением российской науки.

2. Внедрение рыночного подхода в педагогике. На практике он означает, что извечные цели образования - дать ребенку знания о мире, развить его как многогранную личность, ответственную за себя и общество - практически отвергнуты. В результате школа призвана не воспитывать творческого человека, а создавать "социально - адаптированное" существо - своеобразный биокомпьютер, вкладывая в него программы, пользующиеся спросом на рынке. Не случайно вместо искусства учителя и педагогического творчества все чаще говорится об "образовательных технологиях", "антропотехнике", "человеческом ресурсе" и т. д.

3. Последовательная дефундаментализация образования, т.е. подмена знаний, ориентированных на формирование в сознании подрастающих поколений целостной научной картины мира, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера.

4. Дегуманитаризация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления (истории, философии, литературы), науками социально - экономического цикла (политологией, экономикой, маркетингом, менеджментом).

5. Угроза развала сельской школы через перевод на "подушевое" финансирование всех образовательных учреждений.

6. Переход на 12-летнее школьное обучение преподносится как решенный вопрос, хотя и ученые, и педагоги-практики, и родители единодушно выступают против этого новшества и считают его очередным экспериментом с трудно предсказуемыми социальными и экономическими последствиями.

7. Введение Единого Государственного Экзамена в форме тестирования как единственной процедуры итоговой аттестации для средней общеобразовательной школы усилит вузоцентрическую направленность школы и приведет к росту экономических преступлений в сфере школьного образования.

8. Ориентация на отделение государства от школы и школы от государства, что влечет за собой превращение образования в придаток коммерции и закрепление нищенского положения педагогических работников.

9. Преподаватели, сотрудники и студенты высших и средних специальных учебных заведений протестуют по поводу планомерного развала сложившейся системы профессионального образования, перевода всех на платное обучение. Ориентация на развитие негосударственных учебных заведений с широкой сетью их филиалов без соответствующего кадрового и материально-технического обеспечения ведет к девальвации образования, снижения его качества.

Мы считаем необходимым:

1. Провести, в соответствии с Законом об образовании Российской Федерации, широкое публичное обсуждение перспектив развития образования в России, включая слушания в представительных (законодательных) органах субъектов Российской Федерации и Государственной Думе с выработкой соответствующих рекомендаций.

2. Объявить федеральный конкурс проектов решения проблем сельских школ и развития образования в целом.

3. Поручить Российской Академии наук, Комитету по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации и представителям образовательного сообщества провести экспертизу окончательного варианта доктрины образования с обязательным освещением в государственных органах печати, радио- и телевещания.

4. Утвердить обязательную научную медико-педагогическую экспертизу инновационных программ и нормативно-правовых инициатив в области обучения и воспитания.

5. В учебных планах старших классах продолжить преподавание мировоззренческих дисциплин, а именно: мировой и отечественной истории, литературы, мировой художественной культуры, изучение русского языка.

6. Повышение заработной платы, стипендий, соблюдение конституционных прав на получение образования, устранение ведомственной дискриминации и остаточного принципа финансирования, предоставление работникам образования статуса государственных служащих - именно это должно быть положено в основу государственной политики в области высшего и среднего профессионального образования в стране.

Призываем Вас принципиально и последовательно встать на защиту интересов и конституционных прав граждан страны.

Мы, со своей стороны, приложим все усилия для правдивого освещения содержания дискуссии, развернувшейся по ключевым вопросам реформы, а также ее пагубных последствий, стараясь привлечь к этой проблеме как можно более широкие слои педагогической к родительской общественности

Депутаты Алтайского краевого

Совета народных депутатов


Текст документа сверен по:

Официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»