АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 3 апреля 2002 г.                                     № 72

г.Барнаул

О состоянии преступности в Алтайском крае и мерах, принимаемых органами
внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений

(срок контроля продлен до 01.04.2004 г. на основании постановления от 31.03.02 г. № 95)


Краевой Совет народных депутатов, рассмотрев вопрос о состоянии преступности в Алтайском крае и заслушав соответствующую информацию начальника Главного управления внутренних дел Алтайского края генерал-майора милиции В.А. Валькова, отмечает, что на протяжении последних трёх лет ( 1999-2001 годы ) на территории края отмечается снижение количества зарегистрированных преступлений. По сравнению с 1999 годом оно составило 10,6 процента, при этом число тяжких и особо тяжких преступлений сократилось на 11,1 процента. В структуре преступности произошло снижение разбоев на 3,5 процента, краж на 11,8 процента. Сократилось количество преступлений, совершённых несовершеннолетними ( - 28,8 процента), а также лицами в нетрезвом состоянии ( - 27,5 процента ), снизился рецидив ( - 22,1 процента ). Укрепился общественный порядок: количество преступлений, совершённых на улицах, сократилось на 28,3 процента.

Снижению преступности способствовало повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел края, осуществляемой на основе соответствующих федеральной и краевых программ по усилению борьбы с преступностью. Принимемые Главным управлением внутренних дел края и его территориальными органами внутренних дел меры позволили сохранить контроль над криминогенной ситуацией и обеспечить в целом правопорядок и общественную безопасность.

Системой стало проведение операций, направленных на улучшение профилактики и раскрытия преступлений: "Вихрь-Антитеррор", "Арсенал", "Суррогат", "Подросток", "Урожай", "Гастролёр" и других, в ходе которых раскрываются десятки преступлений, изымаются оружие и наркотики.

Принимаются меры, направленные на усиление борьбы с преступлениями в кредитно-финансовой системе, топливно-энергетическом комплексе, внешнеэкономической деятельности, области оборота подакцизных товаров.

Увеличилось количество вскрытых должностных преступлений.

Активное участие органы внутренних дел принимают в восстановлении конституционного строя в Чеченской Республике. В течение 1999 - 2001 годов с этой целью были командированы свыше двух тысяч сотрудников. При выполнении служебного долга в этой Республике погибло 13 и ранено 95 сотрудников.

Достигнуты положительные показатели и по ряду иных направлений борьбы с преступностью.

Однако оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел ещё не адекватна криминогенной обстановке, сложившейся на территории края.

Имеющиеся возможности профилактики преступлений используются не полностью. Контрольные функции органов внутренних дел в отношении лиц, допускающих правонарушения, реализуются слабо. Вследствие этого не удалось добиться снижения умышленных убийств и покушений на них: рост их количества за 1999-2001 годы составил 5,4 процента, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - 13,8 процента, изнасилований - 14,5 процента. Практически на прежнем уровне осталось количество грабежей. В числе всех зарегистрированных преступлений более половины составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Особенно напряжённая криминогенная обстановка сложилась в городах Бийске, Рубцовске, Бийском, Ельцовском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах.

Несмотря на снижение рецидива, каждое третье преступление приходится на долю лиц, ранее уже совершавших преступления, каждое двенадцатое преступление совершается несовершеннолетними.

Организация работы по противодействию организованной преступности и преступлений в сфере экономики не соответствует их реальной опасности. Низка эффективность борьбы со взяточничеством и коррупцией.

Недостаточно наступательно ведётся борьба с незаконным оборотом наркотиков: по сравнению с 1999 годом количество выявленных преступлений в этой сфере снизилось на 14,7 процента. По-прежнему к уголовной ответственности привлекаются преимущественно потребители и мелкие сбытчики наркотиков, тогда как изготовители и оптовые поставщики наркотических средств остаются вне сферы правового воздействия.

Не принимается достаточно эффективных мер по пресечению незаконного оборота чёрных и цветных металлов, нелегально действующих пунктов по их приёму. Увеличение количества участковых уполномоченных милиции не обеспечило активной борьбы с кражами цветных металлов из садовых участков.

Снижается качество предварительного следствия и дознания.

Не обеспечивается достаточно высокое раскрытие совершённых преступлений. В 2001 году, в частности, остались нераскрытыми более 15 тысяч преступлений, в том числе свыше 14 тысяч - тяжких и особо тяжких. Не установлены лица, совершившие 284 убийства и покушения на них, 148 разбоев, 1294 грабежа, около 12 тысяч краж.

Не наведён должный порядок в соблюдении учётно-регистрационной дисциплине: в ряде органов внутренних дел всё ещё допускаются случаи укрытия преступлений от учёта, волокиты в принятии необходимых мер по заявлениям граждан о нарушении их прав.

Низка дисциплина личного состава. Ежегодно привлекаются к дисциплинарной ответственности от 14 до 15 процентов сотрудников.

На результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и морально-психологическом состоянии личного состава негативно отражается невыполнение федерального законодательства в части его социальной защищённости: сотрудникам ГОРОВД, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь во многих случаях своевременно не предоставляется, не всегда обеспечивается предоставление скидки в оплате жилых помещений, коммунальных услуг, неудовлетворительно выполняются нормы обеспечения сотрудников телефонной связью, нарушается их право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования.

Не полностью реализуются и некоторые иные предусмотренные федеральным законодательством меры социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Это способствует размыванию профессионального ядра кадров и стимулирует отток квалифицированных сотрудников в коммерческие и иные структуры.

Краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Отметить, что несмотря на снижение преступности в 1999-2001 годах, криминогенная обстановка на территории края остаётся сложной. Не обеспечивается в полной мере охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан. В оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел края ещё сохраняются серьёзные недостатки.

2.Предложить начальнику Главного управления внутренних дел Алтайского края В.А. Валькову, начальникам территориальных органов внутренних дел:

считать приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел:

повышение раскрываемости преступлений, улучшение качества расследования соответствующих уголовных дел;

совершенствование профилактической деятельности, прежде всего по предупреждению преступности несовершеннолетних и рецидива;

усиление борьбы с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и оружия.

В этой связи определить и реализовать дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка, в их числе:

сосредоточить основные усилия личного состава оперативных подразделений и органов предварительного следствия на обеспечении раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе получивших широкий общественный резонанс, а также в сфере экономики, телерадиокоммуникаций, компьютерной информации, незаконного оборота оружия и наркотиков, улучшить качество оперативного сопровождения соответствующих уголовных дел;

осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности  террористических групп, в том числе имеющих межрегиональные связи, предупреждение хищений и утрат огнестрельного оружия и взрывчатых материалов;

реализовать меры борьбы с организованным преступными сообществами, осуществить мероприятия, препятствующие проникновению организованной преступности в органы власти и местного самоуправления всех уровней, правоохранительные органы, по выявлению и пресечению случаев использования должностными лицами своего служебного положения в корыстных целях, взяточничества, коррупции, незаконного участия в коммерческой деятельности;

усилить работу по профилактике наркомании, во взаимодействии с заинтересованными ведомствами осуществить проведение мероприятий, направленных на воспитание молодёжи в духе негативного отношения к наркотическим средствам, формирование стремления к здоровому образу жизни;

рассматривать проблему предупреждения преступности несовершеннолетних как важнейшую, использовать в её решении возможности всех служб и подразделений внутренних дел, усилить соответствующее взаимодействие с государственными органами и общественными объединениями;

направить усилия участковых уполномоченных милиции на профилактику рецидива, а также на улучшение профилактической деятельности среди лиц, склонных к совершению правонарушений; поддерживать инициативу населения по возрождению добровольных народных дружин, активизировать деятельность общественных опорных пунктов милиции;

продолжить принятие мер по выявлению и пресечению деятельности коммерческих и финансовых структур, контролируемых или непосредственно созданных преступными сообществами для легализации незаконно нажитых капиталов, пресечение попыток криминального передела собственности путём крупномасштабных мошеннических действий;

реализовать мероприятия по наведению должного порядка в регистрации преступлений, исключению случаев их укрытия от учёта, волокиты в принятии мер по заявлениям граждан о нарушении их прав.

Предложить начальнику ГУВД края В.А. Валькову взять под контроль оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел, имеющих низкие результаты борьбы с преступностью, оказать им соответствующую практическую помощь.

3.Рекомендовать администрации края:

с учётом состояния правопорядка в крае проанализировать ход выполнения Программы по усилению борьбы с преступностью в Алтайском крае на 2001 -2003 годы, при необходимости внести в неё соответствующие коррективы;

в первом полугодии 2002 года совместно с Главным управлением исполнения наказаний внести на рассмотрение краевого Совета народных депутатов проект Программы медико-социальной адаптации освобождённых из мест лишения свободы граждан на 2002-2005 годы, организационно обеспечить создание во всех городах и районах комиссий по квотированию для этой категории граждан рабочих мест;

в четвёртом квартале 2002 года на основе углублённого анализа профилактической работы среди несовершеннолетних совместно с ГУВД края внести на рассмотрение краевого Совета народных депутатов проект комплексной Программы по усилению борьбы с детской и подростковой преступностью в Алтайском крае на 2003-2005 годы;

изыскать возможность закрепления финансовых средств за ГУВД края, предназначенных для проведения мероприятий, связанных с пресечением незаконного оборота наркотиков.

4.Предложить представительным и исполнительным органам местного самоуправления рассмотреть на своих заседаниях состояние правопорядка на соответствующих территориях, проанализировать ход выполнения ранее принятых планов и программ борьбы с преступностью в районе (городе), совместно с органами внутренних дел наметить и осуществить конкретные мероприятия по укреплению правопорядка, оказанию ГОРОВД необходимой помощи.

5.Обратить внимание глав муниципальных образований (соответствующих должностных лиц местного самоуправления) на недопустимость нарушений федерального законодательства о гарантиях социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предложить им взять это направление деятельности органов местного самоуправления под личный контроль.

6.Краевому Совету народных депутатов:

в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о недопустимости назначения на должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления лиц, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость;

в целях реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан совместно с администрацией края рассмотреть вопрос о создании за счёт средств краевого бюджета государственного учреждения для оказания гражданам бесплатной юридической помощи;

изучить возможность формирования региональной правовой базы для принятия органами местного самоуправления мер по социальному и материальному укреплению службы участковых уполномоченных милиции, усилению их заинтересованности в повышении результатов оперативно-служебной деятельности; обобщить соответствующий опыт, накопленный в этом отношении органами местного самоуправления, принять меры к его распространению;

рассмотреть на сессии ход выполнения закона Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края", определить меры устранения недостатков.

7.Принимая во внимание обеспокоенность общественности Российской Федерации, в том числе Алтайского края, состоянием преступности в стране, о чём свидетельствует Обращение видных деятелей науки, культуры, производства и Вооружённых Сил к народу и Президенту Российской Федерации "Против внутреннего терроризма", предложить Правительству Российской Федерации принять более решительные меры по усилению борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией.

Учитывая кризисные явления в социально-экономическом и нравственном состоянии общества, острую криминогенную ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации, считать преждевременным введение моратория на применение смертной казни как исключительной меры наказания.

8.Опубликовать настоящее постановление и Обращение Главного управления внутренних дел Алтайского края к депутатам краевого Совета народных депутатов в газете "Алтайская правда".

9.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению (С.В. Землюков).

Председатель краевого

Совета народных депутатов                         А.Г.Назарчук


Текст документа сверен по:

Официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»