АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2002 г.                                      № 36

г. Барнаул

Об отчете комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике
о деятельности за 2001 год

(снят с контроля на основании постановления от 31.03.02 г. № 95)


Заслушав информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике Даниловой Н.П., краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Отчет комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике принять к сведению (прилагается).

Отметить, что комитет постоянно совершенствует формы и методы работы как комитета в целом, так и каждого депутата в отдельности.

2.Предложить комитету краевого Совета народных депутатов по социальной политике:

1)добиваться своевременного и полного финансирования отраслей социальной сферы в соответствии с законом Алтайского края "О краевом бюджете на 2002 год";

2)продолжать и совершенствовать практику проведения выездных заседаний комитета с целью решения наиболее острых проблем социальной сферы края;

3)продолжать формирование законодательной базы в социальной сфере, реально защищающей конституционные гарантии и права граждан;

4)совершенствовать взаимодействие с органами социального обеспечения и социальной защиты, здравоохранения, образования и культуры по вопросам, относящимся к ведению комитета;

5)активнее проводить работу по оказанию методической и практической помощи органам местного самоуправления в вопросах реализации законодательства в области социальной политики.

3.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя краевого Совета народных депутатов Ларина Б.В.    

Председатель краевого

Совета народных депутатов                         А.Г.Назарчук



     

Приложение
к постановлению краевого
Совета народных депутатов
от 04.03.2002 г. № 36

     
ОТЧЕТ
комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике о своей деятельности за 2001 год


Социальная сфера жизни края является одной из приоритетных в законодательной деятельности краевого Совета народных депутатов. Это следует из духа и буквы Конституции Российской Федерации, относящей социально-защитительную функцию государства к числу основных. В статье 7 Основного закона Россия провозглашается социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

За отчетный период комитет в своей работе ориентировался на реально складывающуюся социально-экономическую и общественно-политическую обстановку в стране и крае. При подготовке и рассмотрении вопросов на заседаниях комитета депутаты исходили из того, что обеспечение выполнения федеральных законов, гарантирующих необходимую поддержку здравоохранения, образования, науки, культуры, все в большей степени ложится на плечи регионов. В частности, все более остро возникают проблемы при проведении жилищно-коммунальной реформы. Все тяготы реформ практически целиком перекладываются на население, если учесть при этом непрерывный рост цен и тарифов на жилье и электроэнергию, тепло и воду, периодическую печать и почтовые отправления, телефон и общественный транспорт, продукты и товары первой необходимости.

Комитет тесно сотрудничает со всеми комитетами краевого Совета народных депутатов, комитетами и управлениями администрации края и районов. Для более продуктивной работы комитет использует различные формы работы: расширенные и выездные заседания комитета, депутатские слушания, заседания "круглого стола", комиссий и рабочих групп, совещания с привлечением общественных организаций и специалистов различных отраслей.

Основными направлениями работы комитета определены вопросы правового регулирования социальной сферы:

1.Охрана здоровья населения, физическая культура, спорт, туризм.

2.Наука, образование, воспитание, дела молодежи, вопросы семьи, материнства, детства.

3.Культура, искусство, охрана памятников истории и культуры, особо охраняемые природные территории.

4.Социальное обеспечение и социальная защита населения, проблемы инвалидов.

5.Трудовые отношения, оплата и охрана труда, занятость населения.

6.Дела ветеранов, реабилитированных, вынужденных переселенцев.

В 2001 году было проведено 11 заседаний комитета, на которых рассмотрено 96 вопросов, в том числе:

по здравоохранению - 20

по образованию - 5

по социальной защите - 25

по культуре, спорту, СМИ - 17

разное - 29

Из 96 вопросов, рассмотренных на заседаниях комитета по социальной политике, 20 были посвящены проблемам здравоохранения.

Показателем неблагополучного состояния здравоохранения в крае является депопуляция населения, обусловленная повышенной смертностью и низкой рождаемостью. Учитывая данное обстоятельство, комитет по социальной политике совместно с комитетом администрации края по здравоохранению, Алтайским государственным медицинским университетом, Домом ученых провели депутатские слушания на тему: "Современные методы и технологии управления здравоохранением в целях повышения качества медицинской помощи и эффективного использования медицинских ресурсов". Заседание "круглого стола" на тему: "Демографическая ситуация в Алтайском крае. Проблемы и пути решения" и общественные молодежные дебаты, проведенные накануне депутатских слушаний, позволили более остро обозначить проблемы демографической ситуации, как в целом в России, так и в Алтайском крае в частности.

По итогам этих мероприятий в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, принятой Правительством Российской Федерации, были подготовлены рекомендации депутатских слушаний и "круглого стола". Во исполнение рекомендаций комитет администрации края по здравоохранению подготовил предложения по вопросу реформирования системы здравоохранения в крае.

Одним из эффективных направлений, позитивно влияющих в целом на здоровье населения, является своевременное проведение первичной и вторичной профилактики и реабилитации, в том числе и в санаториях края. Однако, несмотря на значительный прирост санаторных мест за последние 20 лет, количество санаторных коек в расчете на одного жителя края в 3,3 раза меньше, чем в европейской части России. Потребность в санаторно-курортном лечении удовлетворяется лишь на 25%, детей - на 15%. Учитывая сложившуюся ситуацию, комитет по социальной политике дважды обсуждал данную проблему и принял решение о включении в повестку дня сессии на 2002 год вопроса "О состоянии санаторно-курортного лечения и оздоровления населения края в здравницах, расположенных на территории Алтайского края".

Не менее важной на сегодняшний день остается проблема лекарственного обеспечения населения края по бесплатным и льготным рецептам, предоставления бесплатной медицинской помощи. В течение прошедшего 2001 года наибольшее количество обращений поступило именно по этим проблемам.

В этой связи комитетом систематически осуществляется контроль за исполнением законов Алтайского края "О лекарственном обеспечении населения и порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Алтайского края", "О защите прав жителей Алтайского края на получение бесплатной медицинской помощи", постановления "Об информации о выполнении постановления краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2000 года № 300 "Об обращении депутата краевого Совета народных депутатов от избирательного округа № 48 Гамеева В.В. об оплате за пролеченных больных сотрудников федеральных органов исполнительной власти и членов их семей".

Принятие закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О лекарственном обеспечении населения и порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Алтайского края" позволило упорядочить взаимодействие всех субъектов фармацевтического рынка края, закрепить функции комитета администрации края по фармацевтической деятельности и производству лекарственных средств как уполномоченного органа администрации края по государственному управлению фармацевтической деятельностью на территории  Алтайского края в целях усиления контроля за государственным регулированием цен на лекарственные средства.

Закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2001 год" предоставил возможность ликвидировать диспропорцию в выделении денежных средств на лекарственное обеспечение ветеранов в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и инвалидов согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Это позволило улучшить обеспечение указанных категорий граждан лекарствами по утвержденному перечню, отпускаемыми по льготным рецептам.

В Алтайском крае за последние пять лет количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств увеличилось в 3,4 раза. Особую тревогу вызывает высокая распространенность потребления наркотиков в подростковой среде. Число подростков, состоящих на учете с диагнозом "наркомания", возросло с 1995 года более чем в два раза и составило на 1 января 2002 года 366 человек.

C целью ужесточения уголовной ответственности за незаконное приобретение или хранение, изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, снижения темпов роста наркологической заболеваемости и связанными с ней ВИЧ-инфекцией/ СПИДом, вирусными гепатитами В, С, инфекциями, передающимися половым путем, депутатами комитета была направлена в Государственную Думу законодательная инициатива - проект федерального закона "О внесении изменений в статью  228 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Учитывая напряженную эпидемиологическую ситуацию, связанную с резким ростом числа заболеваний социального характера, в частности, туберкулезом, на одном из заседаний комитета был рассмотрен вопрос "О ходе исполнения краевой целевой комплексной программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Алтайском крае на 2000-2001 годы". По итогам обсуждения данного вопроса было принято решение о продлении действия данной программы на период до 2006 года с предложением увеличить объем и обеспечить своевременность ее финансирования. В частности, на 2002 год запланировано на реализацию программы 18089,0 тысяч рублей, в том числе 15089,0 тысяч рублей из федерального бюджета по обращению комитета по социальной политике, направленному депутату Государственной Думы Азаровой Н.Б. об увеличении финансирования противотуберкулезных учреждений края за счет федеральных программ.

Комитетом рассмотрен и подготовлен для рассмотрения на сессиях ряд важных правовых актов в области образования и воспитания.

Принято постановление "Об утверждении краевой Программы сохранения и развития системы начального профессионального образования и Положения о базовом предприятии профессионального училища".

Целью принятия Программы сохранения и развития системы начального профессионального образования, а также Положения о базовом предприятии профессионального училища послужило определение основных приоритетных направлений развития профессионального образования в крае с учетом образовательных потребностей населения и потребностей предприятий и учреждений в квалифицированных рабочих и служащих. Развитие и совершенствование начального профессионального образования невозможно без участия в этом процессе промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В связи с этим и разработано Положение о базовом предприятии профессионального училища, которое предусматривает его участие в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, сохранении и развитии учебно-материальной базы профессионального училища. Актуальность развития системы начального профессионального образования определяется не только изменившимися требованиями производства к уровню знаний и умений работников, но и социальными требованиями к их профессиональным и личностным качествам. При реализации Программы будут созданы экономические, организационные и правовые механизмы оптимального использования потенциала системы начального профессионального образования для обеспечения прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования и потребностей предприятий, учреждений и организаций края в квалифицированной рабочей силе.

Благодаря усилиям и активной работе депутатов комитета, по увеличению финансирования сферы образования, в 2001 году закуплено 132 тысячи учебников. Процент обеспеченности на 1 января 2002 года составил 61%. Приобретено 2419 компьютеров. По состоянию на 1 января 2002 года не установлены компьютеры в 9 районах края. Для завершения программы компьютеризации школ необходимо 1,5 млн. рублей.

В марте 2001 года комитетом по социальной политике проведены депутатские слушания на тему: "О современной государственной и региональной политике в сфере высшего образования и перспективы его развития в Алтайском крае". В настоящее время ведется разработка программы развития высшего и среднего профессионального образования в крае до 2006 года.

Учитывая то, что в крае обостряется проблема трудоустройства выпускников учебных заведений, в апреле совместно с Советом ректоров высших учебных заведений края, было подготовлено и проведено заседание "круглого стола" на тему "О трудоустройстве выпускников учебных заведений". Об актуальности этой проблемы говорит тот факт, что в органы службы занятости в 2001 году обратилось 4386 выпускников профессиональных заведений всех уровней, а трудоустроено лишь 1514. Поэтому в крае ведется работа по согласованию объемов и профилей подготовки в учебных заведениях и одновременно работа по сближению рынка образовательных услуг и рынка труда края. В план мероприятий по реализации на территории края федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2001-2005 годы, включены конкретные меры, направленные на поддержку молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи. В соответствии с законом Алтайского края "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" на предприятиях различных форм собственности действует квота более чем на 4,8 тысячи рабочих мест для трудоустройства выпускников и молодежи, трудоустроено 3,3 тысячи человек данной категории.

На сегодняшний день в России происходит поступательный процесс формирования молодежной политики - одного из наиболее значимых направлений социальной сферы.

В этой связи законодательное обеспечение государственной молодежной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях является основой и необходимым условием ее реализации. Поэтому одним из основных направлений работы комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике в 2001 году стало формирование правового поля для реализации молодежной политики в крае.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует федеральный закон о государственной молодежной политике. В то же время Конституцией Российской Федерации допускается разработка и принятие законов в субъектах Российской Федерации. Законы о молодежи приняты и действуют более чем в 50 областях и республиках России.

В Алтайском крае в последнее время также было принято несколько нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодежи. Вместе с тем, для осуществления деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики необходимо дальнейшее развитие и уточнение основных направлений работы.

По этой причине комитетом по социальной политике совместно с комитетом администрации края по делам молодежи с участием молодежных общественных объединений был разработан закон Алтайского края "О региональной государственной молодежной политике в Алтайском крае". Указанный законопроект предварительно обсуждался с депутатами комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике, структурными подразделениями администрации края, органами местного самоуправления, слушателями учебно-консультационного центра (специалистами, занимающимися вопросами молодежи). В процессе подготовки проекта закона было внесено более 40 поправок и дополнений, рассмотрен альтернативный проект.

Закон определяет цели и основные направления государственной молодежной политики в крае, конкретизирует структуру и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики, определяет формы обеспечения молодежной политики и выступает в целом как межотраслевой координатор работы с подростками и молодежью всех направлений социальной сферы.

Финансовое обеспечение реализации данного закона предусматривается в рамках соответствующих бюджетов структурных подразделений администрации края и федеральных структур, деятельность которых направлена, в том числе, и на работу с подростками и молодежью.

Реализация закона на практике должна способствовать развитию молодежной политики и повышению ее эффективности, позволит предоставить молодежи необходимые права и возможности для самостоятельного решения ее собственных проблем.

В развитие закона начата работа над подготовкой Положения о молодежной Парламентской Ассамблее при краевом Совете народных депутатов.

При хроническом недостатке бюджетных средств значительно были ограничены возможности комитета в проведении активной социальной политики в отношении всех слоев населения.

Постановлением краевого Совета народных депутатов "О внесении изменений и дополнений в Положение о присвоении звания "Почетный гражданин Алтайского края", утвержденное постановлением краевого Законодательного Собрания от 2 сентября 1997 года № 248" лицам, удостоенным почетного звания "Почетный гражданин Алтайского края", установлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В конце декабря 2000 года с целью социальной поддержки наиболее активной части ветеранов, внесших наивысший вклад в дело защиты Отечества, восстановления и развития народного хозяйства, был принят закон Алтайского края "О доплате к пенсии в Алтайском крае". В 2001 году развернулась работа по его реализации. В январе-апреле 2001 года велась разработка соответствующих положений, определенных указанным Законом. В составе рабочей группы принимали активное участие депутаты и специалисты комитета.

В условиях низкого уровня пенсионного обеспечения большинства пенсионеров края принятие данного Закона в основном вызвало положительные отклики населения и пожелания о его дальнейшем улучшении. Создана и действует комиссия по рассмотрению вопросов установления доплаты к пенсии. Количество получателей доплаты к пенсии по состоянию на 1 января 2002 года составило 3598 чел., в т.ч. 216 ранее работавших на государственной службе. Комиссия также обсуждает поступающие предложения о дальнейшем совершенствовании закона, часть из которых должна быть реализована уже в 2002 году.

В последние годы назрела настоятельная необходимость установления реального размера прожиточного минимума в связи с тем, что действующие федеральные законы устанавливают право граждан на получение государственной социальной помощи (пособия на детей, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсации, льготы и т.п.) с учетом величины прожиточного минимума и доходов граждан. С учетом этих показателей формируется общий размер помощи краю из федерального бюджета, финансирования по мероприятиям федеральных программ.

В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" для определения величины прожиточного минимума законом субъекта федерации должна быть утверждена потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения, рассчитанная по новой методике. Такой закон "О потребительской корзине в Алтайском крае" был разработан, рассмотрен на заседании комитета по социальной политике и принят на сессии краевого Совета народных депутатов. Размер прожиточного минимума, определяемый по новой методике, увеличился с принятием указанного Закона почти на четверть, что дало правовые основания оказания государственной социальной помощи большему числу малоимущих граждан. За 2001 год количество нуждающихся в адресной социальной помощи увеличилось на 43,4 тысячи человек и на 1 января 2002 года составило 638,9 тысяч человек. Адресная социальная помощь всех видов в 2001 году оказана 443,5 тысячам человек на общую сумму 148,4 млн. рублей.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»