АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2003 г.                                    № 41

г.Барнаул

Об отчёте комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике
и местному самоуправлению о своей работе за 2002 год


Заслушав информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению С.В. Землюкова, краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отчёт Комитета о работе за 2002 год принять к сведению (прилагается), отметив, что Комитет осуществил ряд мер по совершенствованию своей деятельности, разнообразил её формы.

2. Предложить Комитету:

1) обеспечить разработку законов края, связанных с принятием новой редакции федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

2) активнее использовать право законодательной инициативы краевого Совета народных депутатов в совершенствовании федерального законодательства посредством направления на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов по профилю Комитета;

3) совместно с другими подразделениями краевого Совета народных депутатов и администрации края обобщать положительный опыт деятельности органов местного самоуправления по различным направлениям их деятельности, оказывать органам местного самоуправления методическую и правовую помощь;

4) совместно с заинтересованными органами государственной власти разработать программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения квалификации мировых судей;

5) реализовать меры, направленные на усиление контроля за выполнением законов и иных нормативных правовых актов, принятых краевым Советом народных депутатов по профилю Комитета;

6) продолжить практику проведения научно-практических семинаров с участием членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы с обсуждением актуальных проблем федерализма, государственности, совершенствования федерального и регионального законодательства, развития местного самоуправления, избирательного законодательства, реформирования судебной системы.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя краевого Совета народных депутатов Б.В. Ларина.

Председатель краевого Совета

народных депутатов                                А.Г.Назарчук



Приложение
     к постановлению
     краевого Совета
     народных депутатов
     от 07.02.2003 г. № 41

Отчет
комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному
самоуправлению о своей работе за 2002 год


В состав комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению входят шесть депутатов: Волдачинский И.Л., Землюков С.В., Кичмаренко И.С., Красилов В.М., Кропов А.Г., Чикалов Д.С. Деятельность Комитета обеспечивают 3 работника аппарата.

Деятельность Комитета осуществлялась по следующим направлениям:

1. Законопроектная деятельность в области государственного устройства Алтайского края, местного самоуправления, правоохранительной деятельности, судебной системы, непосредственного волеизъявления граждан, охраны прав и законных интересов граждан.

2. Подготовка законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также заключений и предложений по проектам федеральных законов.

3. Участие в осуществлении основных направлений государственной политики в области развития местного самоуправления.

4. Взаимодействие с правоохранительными и судебными органами.

5. Контроль за исполнением законов края и постановлений краевого Совета народных депутатов.

6. Работа с письмами и обращениями граждан.

Основной формой работы являются заседания Комитета. В течение 2002 года проведено 11 заседаний комитета, на которых было рассмотрено 185 вопросов (в 2001 году - 180).

По указанным выше направлениям деятельность Комитета осуществлялась в соответствии с полугодовыми планами правотворческой, организационной и контрольной деятельности краевого Совета народных депутатов, годовым планом работы Комитета.

Для рассмотрения на сессии краевого Совета народных депутатов было подготовлено всего 73 вопроса, в том числе:

9 новых законов края;

27 законов края о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы;

8 постановлений нормативного характера;

29 постановлений ненормативного характера.

Деятельность Комитета осуществлялась на основе плодотворного сотрудничества с комитетами краевого Совета народных депутатов, комитетами администрации края, органами местного самоуправления, учёными высших учебных заведений, прежде всего Алтайского государственного университета, Барнаульского юридического института МВД России, а также практическими работниками Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по краю, Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в крае, прокуратуры края, Главного управления внутренних дел края, Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по краю. Помимо законопроектной деятельности помощь учёных и специалистов-практиков использовалась также при подготовке заключений по проектам федеральных законов, поступивших в краевой Совет народных депутатов из Государственной Думы, в отстаивании интересов краевого Совета народных депутатов при рассмотрении соответствующих дел в кассационной судебной инстанции.

1. Законопроектная деятельность

Приоритетным направлением деятельности Комитета по-прежнему являлись дальнейшее формирование и совершенствование правовой системы края.

В течение 2002 года Комитет разработал и внёс на рассмотрение краевого Совета народных депутатов проекты 28 законов края и 8 постановлений краевого Совета народных депутатов нормативного характера.

Достаточно широкий общественный резонанс имело принятие закона края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». Подобные законы приняты в относительно небольшом количестве субъектов Федерации.

Учреждение должности Уполномоченного, бесспорно, положительно скажется на дополнительном обеспечении гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории края, их соблюдения и уважения органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами. В некоторой степени закон края выгодно отличается от соответствующего Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно которому федеральный Уполномоченный не вправе контролировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина в коммерческих организациях. Между тем общеизвестно, что в организациях, преследующих извлечение прибыли в качестве своей основной цели, права наёмных работников нарушаются наиболее часто.

Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» вступает в силу с 1 января 2003 года. В соответствии с указанным Законом Уполномоченный назначается на должность краевым Советом народных депутатов тайным голосованием. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий высшее образование, обладающий познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и имеющий опыт их защиты. Правом вносить предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного обладают глава администрации края, депутаты, постоянные комитеты, фракции и иные постоянные депутатские объединения краевого Совета народных депутатов, представительные органы местного самоуправления городов краевого значения и сельских районов, а также общественные организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Предложения вносятся в течение тридцати дней (следовательно, до 30 января включительно, в дальнейшем - не позднее тридцати дней до окончания срока полномочий прежнего Уполномоченного). Информация о кандидатурах для назначения на должность Уполномоченного и биографические данные о них подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Краевой Совет народных депутатов рассматривает вопрос о назначении на должность Уполномоченного не позднее тридцати дней со дня истечения срока, установленного для внесения предложений о соответствующих кандидатурах. Тем самым на февральской сессии 2003 года вопрос о назначении Уполномоченного может быть решён, если за соответствующего кандидата проголосуют не менее 26 депутатов краевого Совета народных депутатов.

Продолжилось совершенствование законодательства по местному самоуправлению. Внесены изменения в закон края «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае». Сокращён перечень оснований, по которым могут быть досрочно прекращены полномочия представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований: исключены такие основания как выражение недоверия населением в результате проведения консультативного местного референдума; и вступление в силу закона края, принятого в случае установленного решением суда неправомерного прекращения их деятельности (бездействия более шести месяцев). Для глав муниципальных образований кроме того исключили такие основания, как отставка в связи с выражением недоверия представительным органом местного самоуправления и неявка на работу в течение более шести месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, если законодательством не установлен более длительный срок для излечения определенных заболеваний.

Статус депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в части их неприкосновенности приведён в соответствие с новым Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Существенным изменениям подвергся закон «О муниципальной службе в Алтайском крае». В новой редакции утверждён Реестр муниципальных должностей в Алтайском крае. В отличие от ранее действовавшего Реестра в него введены три новых раздела: «Выборные муниципальные должности», «Муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность», «Муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения деятельности органа муниципального финансового контроля». Кроме того, в Реестр включены служащие администраций сельсоветов и иных поселений, не являющихся муниципальными образованиями, а также системные администраторы избирательных комиссий муниципальных образований.

Изменён порядок выплаты материальной помощи главам муниципальных образований, депутатам представительных органов местного самоуправления, работающим на постоянной основе, и муниципальным служащим. Теперь выплата материальной помощи не увязана с предоставлением ежегодного отпуска.

Уточнены основания и порядок установления муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии. Доплата производится за счёт средств соответствующих местных бюджетов и иных источников финансирования, определённых законом края. При этом введение доплаты не является обязательным, а решается муниципальными образованиями самостоятельно.

Был изменён порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Теперь этой работой занимается государственно-правовой комитет администрации края. Установлено два дополнительных документа, которые необходимо представлять в регистрирующий орган: копию решения краевого Совета народных депутатов об образовании вновь созданного или преобразованного муниципального образования и справку о численности населения в муниципальном образовании, устав которого в соответствии с законодательством предусматривает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан.

В крае принято 5 законов, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В то же время на октябрьской сессии краевого Совета народных депутатов был признан утратившим силу закон края «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния», признанный ранее недействующим решением Алтайского краевого суда.

В июне 1999 года был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», наиболее полно отвечающий на вопросы, связанные с деятельностью органов по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Однако необходимость в принятии регионального нормативного правового акта в данной области сохранилась. В связи с этим распоряжением главы администрации края была создана рабочая группа по разработке законопроекта, в которую вошли представители администрации края, краевого Совета народных депутатов, ГУВД, органов местного самоуправления.

В результате был принят закон края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае». Он определяет основные задачи и принципы деятельности учреждений и организаций, призванных заниматься профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает основы правового регулирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет формы участия негосударственных учреждений и организаций в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В связи с принятием указанного Закона Комитетом совместно с администрацией края и субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних поставлена задача в 2003 году в рамках комплексной программы «Дети Алтая» разработать и внести на рассмотрение краевого Совета народных депутатов программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае на 2003-2006 годы».

Большое значение имело принятие закона края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края». До его принятия в правовую систему края входило 13 законов, устанавливающих административную ответственность. Между тем практика свидетельствовала о том, что значительное количество нормативных правовых актов в области административных правонарушений создавало значительные трудности в их применении. Помимо того, многие из этих 13 законов стали противоречить Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в силу с 1 июля 2002 года. В этой связи представлялось целесообразным принять закон края на принципах реальной кодификации, то есть единого закона края, устанавливающего административную ответственность за совершение правонарушений на территории края. Такой закон был разработан и принят в июне 2002 года. Соответственно все ранее принятые законы (нормы) законов, предусматривающие административную ответственность были признаны утратившими силу.

Закон устанавливает ответственность за совершение 69 составов правонарушений. В их числе - за нарушения правил содержания собак, продажу или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки, потраву посевов, безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, обман потребителей на рынках, невыполнение законных требований депутата краевого Совета народных депутатов или представительного органа местного самоуправления и т.д.

Принят закон края «О порядке избрания представителей Алтайского краевого Совета народных депутатов в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Алтайского края», который установил порядок избрания указанных представителей, требования, предъявляемые к кандидатам, а также порядок и основания досрочного прекращения их полномочий.

В порядке подготовки к введению в крае смешанной избирательной системы изучается мнение депутатов о количественном составе краевого Совета народных депутатов следующего созыва, а также о доле депутатских мандатов, которые будут распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями и избирательными блоками. Необходимые изменения, связанные с введением смешанной избирательной системы, планируется внести в Устав (Основной Закон) Алтайского края в I квартале 2003 года.

Принят закон «О порядке исчисления сроков избрания главы администрации Алтайского края», который в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, что срок, на который глава администрации края был избран 26 марта 2000 года, является первым сроком его избрания на эту должность.

Членом комитета В.М. Красиловым был внесён проект закона края «О системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории Алтайского края».

Комитетом проведена значительная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными законами. Здесь, в частности, следует упомянуть изменения, внесённые в Устав (Основной Закон) Алтайского края, в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц, в законы края «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края», «Об административной ответственности за нарушения правопорядка на территории Алтайского края», «О пожарной безопасности в Алтайском крае», «О статусе депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов».

В ходе реализации этой работы совместно с государственно-правовым отделом председатель и консультанты Комитета представляли краевой Совет народных депутатов при рассмотрении в судах заявлений прокурора края о признании недействующими отдельных норм Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов края «О статусе депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов», «О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Алтайском крае».

Ряд законов края принят при активном участии Комитета, где он выступал в качестве головного либо вносил предложения по внесению поправок в соответствующие законопроекты и эти предложения были приняты. В их числе законы «Об администрации Алтайского края», «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий», «О порядке оформления, выдачи и замены удостоверений мировых судей Алтайского края» и другие законы. В частности, законом «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий» были переданы полномочия администрации края удостоверять доверенности, свидетельствовать подлинность подписи на документах и свидетельствовать верность копий документов и выписок из них.

По предложению Комитета приняты разработанные им постановления краевого Совета народных депутатов:

О порядке подготовки предложений краевого Совета народных депутатов по внесению изменений и дополнений в проекты федеральных законов;

Об утверждении Положения о порядке назначения Алтайским краевым Советом народных депутатов представителей общественности в квалификационной коллегии судей Алтайского края;

О внесении изменений в постановление краевого Законодательного Собрания от 25 апреля 1995 года № 84 «О Правилах благоустройства городов и других населённых пунктов края и мерах ответственности за их нарушения»;

О внесении изменений и дополнений в Регламент Алтайского краевого Совета народных депутатов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»