Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2001 года N 235

О внесении изменений в План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 2000 годы и на период до 2005 года

Документ фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.

Опубликовано: Сборник законодательства Алтайского края 2001 год N 59 с. 232.

С целью уточнения показателей Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 -2000 годы и на период до 2005 года, возникших под воздействием внешних факторов, не предусмотренных на стадии первоначального планирования, и в соответствии с пунктом 2 постановления краевого Законодательного Собрания от 01.04.98 г. N 116 "Об утверждении Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года", ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 -2000 годы и на период до 2005 года, скорректированный на 2001 - 2002 годы по итогам 2000 года (прилагается).

2. Руководителям управлений, комитетов и отделов администрации края, учитывая внесенные изменения в План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, разработать по курируемым отраслям мероприятия по реализации задач Плана социально-экономического развития края.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края В.И. Псарева.

Глава администрации края А.А. Суриков

Утвержден
постановлением администрации края от 30.03.2001 г. N 235

План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 г., скорректированный на 2001 - 2002 годы по итогам 2000 года


Администрацией края в 1998 году разработан План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 год и на период до 2005 года.

Реализация администрацией края в 2000 году мер, направленных в первую очередь на поддержку реального сектора экономики, стабилизацию бюджетно-финансовой политики, преодоление негативных тенденций в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, осуществление неотложных мер по социальной защите населения, привели к заметному улучшению социально-экономической ситуации в целом по краю.

По итогам 2000 года объем производства промышленной продукции увеличился на 7,8 %, продукции сельского хозяйства - на 19,3 %, оборота розничной торговли - на 14 %, платных услуг - на 6,8 %,коммерческий грузооборот вырос на 32,5 %, инвестиции в основной капитал - на 8,3 %, внешнеторговый оборот - на 15,1 %. Улучшился уровень жизни населения края: реальные денежные доходы выросли на 8,7 %, средняя заработная плата - на 36,6 %.

Позитивные тенденции в социально-экономическом развитии края определили уточнение основных показателей Плана социально-экономического развития Алтайского края на период до 2002 года. Корректирование плановых параметров проведено на основании индикативного планирования, при котором использованы как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Приняты во внимание тенденции по увеличению выпуска продукции собственного производства предприятиями края. Уточнение показателей Плана по ряду показателей согласовано с разработанной Союзом промышленников Алтайского края Концепцией развития промышленного производства в Алтайском крае на среднесрочную перспективу (до 2005 года).

Улучшение общеэкономической ситуации в крае, рост объемов производства в основных базовых отраслях экономики оказали позитивное влияние на производство валового регионального продукта. По предварительной оценке в 2000 году ВРП составил 50610 млн. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3 %. В структуре производства ВРП преобладает доля производства товаров (51,5 %) над производством услуг.

По Плану на 2001 год валовой региональный продукт составил в сопоставимой оценке 102,5 % к 2000 году или 59657 млн. рублей. При этом удельный вес производства товаров в общем объеме ВРП по-прежнему будет превышать удельный вес услуг при незначительном росте последних за счет расширения спектра предоставления платных рыночных услуг.

В соответствии с определенными Планом приоритетами в прошедшем году осуществлялось формирование законодательной базы для создания благоприятных экономических условий функционирования агропромышленного комплекса. Осуществлялась реализация предусмотренных Планом мероприятий по обеспечению расширенного воспроизводства, основанных на совершенствовании организационной структуры производства, укреплении материально-технической базы предприятий, использовании эффективных технологий. Получили дальнейшее развитие целевые программы по интенсификации сельскохозяйственного производства: "Плодородие", "Зерно Алтая", "Лен Алтая", "Кукуруза на зерно", "Соя".

За 2000 год прирост объема валовой продукции сельского хозяйства по предварительному расчету составил 19,2 % (против 12,3 % по Плану).

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2000 году во всех категориях хозяйств составил 4408,4 тыс. тонн в весе после доработки (130 % к Плану). План по производству сахарной свеклы перевыполнен на 3,7 %, ее валовой сбор составил 311,2 тыс. тонн, что выше уровня 1999 года на 5,7 %. Увеличение урожайности подсолнечника обеспечило рост валового сбора маслосемян подсолнечника на 18,8 % (129,6 тыс. тонн) и выполнение плана на 112,7 %.

Удалось сохранить наметившийся в 1999 году рост объемов производства по реализации скота и птицы на убой, производству яиц, овечьей шерсти, на уровне предыдущего года сохранилось производство молока. План по реализации скота и птицы в живом весе во всех категориях хозяйств выполнен на 111,6 % по производству яиц - на 105,2 %, шерсти - на 113 %, молока - на 97,6 %.

На 2001 - 2002 годы перед сельским хозяйством края стоит задача сохранить достигнутый в 2000 году уровень сельскохозяйственного производства. В целом валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах 1994 года на 2001 год планируется в размере 100,2 %, в том числе 98,9 % по продукции растениеводства и 102,4 % по продукции животноводства; на 2002 год - соответственно 101, 100,4 и 102 %.

Валовая продукция сельского хозяйства на 2001 год в сельхозпредприятиях составит 100,2 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 100,1 %, в личных подсобных хозяйствах населения - 100,3 % на 2002 год - соответственно 101,3 %, 100,1 и 100,7 %.

После небывалого за 10 лет урожая зерновых культур планируется получить (в весе после доработки) в 2001 году 3700 тыс. тонн, в 2002 году - 38.. тыс. тонн, что составит к предыдущему периоду соответственно снижение на 16,1 % и рост на 2,7 %. Трудности обновления сельскохозяйственной техники, повлекшие за собой сокращение посевных площадей основных технических культур ведут к уменьшению их валового сбора: в 2001 году производство сахарной свеклы составит 300 тыс. тонн, маслосемян подсолнечника - 115 тыс. тонн, снижение к предыдущему периоду 3,6 % и 11,3 % соответственно. В 2002 году сахарной свеклы будет произведено 320 тыс. тонн, а маслосемян - 120 тыс. тонн, что на 6,7 % и 4,3 % выше уровня 2001 года. Производство овощей в 2001 - 2002 гг. планируется в объеме 215 и 230 тыс. тонн, прирост на 5,1 % и 7 %; картофеля 845 и 860 тыс. тонн, прирост 0,4 % и 1,8 %; льна-долгунца - 8 и 9 тыс. тонн, прирост 30,7 % и 12,5 %.

В 2001 - 2002 году сохранится положительная динамика прироста производства всех видов продукции животноводства за счет увеличения поголовья животных и их продуктивности, но темпы прироста будут ниже достигнутых в 2000 году.

Планируется произвести скота и птицы (реализация на убой в живом весе) в 2001 году 196,7 тыс. тонн, в 2002 году - 199,3 тыс. тонн, прирост к предыдущему периоду соответственно составит 1,2 % и 1,3 %; молока - 1245 и 1260 тыс. тонн, прирост - 4,1 % и 1,2 %; яиц 850 и 880 млн. штук, прирост - 0,3 и 3,5 %; шерсти 933 и 944 тонны ежегодный прирост до 1,2 %.

Итоги 2000 года внесли соответствующие коррективы в оценку развития пищевой и перерабатывающей промышленности.

Комплекс мероприятий по строительству, реконструкции и техническому переоснащению предприятий крупяной промышленности края позволил в 2000 году выполнить план по производству крупы на 121, 1%.

В связи с тем. что до октября 2000 года предприятия мукомольной промышленности работали на сырье урожая 1999 года, который был значительно меньше, чем в 2000 году, плановый показатель по производству муки выполнен на 80,5 % (к уровню 1999 года рост на 4 %).

Предусмотренный планом на 2000 год объем по производству мяса, включая субпродукты 1 категории, выполнен только на 75,7 % из-за сокращения реализации на убой мяса скота и птицы заготовительными организациями на треть относительно 1999 года.

По предварительным данным, в 2000 году предприятиями масложировой промышленности увеличено производство масла растительного в 1,5 раза относительно 1999 года, что позволило перевыполнить план на 5,3 %.

В связи с изменением конъюнктуры рынка и увеличением спроса на сыр жирный, преимущественно за счет роста интереса к качеству и ассортименту алтайских сыров среди покупателей других регионов РФ, произведено 18,8 тыс. тонн сыров жирных (110,6 % к плану). Это повлекло за собой структурные изменения в объемах вырабатываемой молочной продукции в 2000 году масла животного было произведено 11,1 тыс. тонн (90,2 % к плану).

Благоприятные погодные условия и, как следствие, увеличение сахаристости, позволили перевыполнить на 22 % показатели плана социально-экономического развития по производству сахара-песка из сахарной свеклы в 2000 году.

Итоги развития крупяной промышленности в 2000 году, увеличившей производство и освоившей выпуск продукции высокого качества, способной конкурировать и пользующейся устойчивым спросом, позволили изменить первоначальные параметры развития данной отрасли промышленности. В 2001 году будет произведено 750 тыс. тонн муки, в 2002 - 800 тыс. тонн. Производство крупы составит по 100 тыс. тонн в год.

Производство мяса, включая субпродукты первой категории в 2001 году останется на уровне 2000 года и составит 28 тыс. тонн, что почти на треть меньше от первоначально заданных траекторий развития, в 2002 году будет произведено 29 тыс. тонн.

В 2001 - 2002 годах при общем увеличении объемов производства, закрепится тенденция смещения производства молочной продукции в сторону цельномолочной продукции и сыров жирных и незначительно увеличится производство масла животного. Так, в 2001 году производство масла животного составит 12 тыс. тонн, в 2002 - 12,3 тыс. тонн, а производство сыров жирных соответственно 20 тыс. тонн и 20,4 тыс. тонн.

Объем производства масла растительного в 2001 - 2002 годах составит 20 тыс. тонн в год.

Необходимо отметить, что выполнение уточненных параметров Плана социально-экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года по большинству планируемых показателей в полной мере возможно только при условии выполнения ресурсного блока Плана.

На сегодняшнем этапе перерабатывающие предприятия края обладают достаточным потенциалом, и в 2001 - 2002 годах основными задачами в сфере развития перерабатывающей отрасли края станет обеспечение сырьевыми ресурсами.

Одной из приоритетных задач в области развития агропромышленного комплекса на период 2001 - 2002 годов является закрепление и развитие тенденций устойчивого роста производства продукции и стабилизация социально-экономической ситуации в отрасли на основе укрепления материально-технической базы предприятий и внедрения перспективных технологий организации управления производством.

Планом социально-экономического развития края на 2000 год предусматривалось закрепление положительной тенденции роста промышленного производства, проявившейся в 1999 году. По итогам года эта задача выполнена: индекс физического объема промышленного производства по предварительным данным зарегистрирован в размере 107,8 %, что на 3,3 процентных пункта выше планового показателя. Произведено промышленной продукции на сумму 27904,5 млн. рублей.

Основными факторами, обеспечившими рост производства, явились не только увеличение внутреннего спроса на продукцию, объемов экспортных поставок, но и целенаправленная деятельность администрации края по развитию отрасли. Для выполнения плановых показателей 2000 года, администрацией края были разработаны и приняты мероприятия по развитию промышленности края, направленные на:

- реализацию приоритетных программ и направлений промышленности;

- формирование краевого заказа на продукцию материально-технического назначения для нужд бюджетной сферы;

- "точечную" поддержку ведущих промышленных предприятий

- поддержку ряда ведущих предприятий гг. Бийска, Барнаула, Рубцовска.

В 1999 - 2000 г.г. были разработаны концептуальные подходы развития промышленности края на среднесрочную перспективу, приняты и реализуются законы Алтайского края "Об инвестиционной политике", "О краевом лизинге", ряд важных постановлений и распоряжений: о краевых заказах, о создании ассоциации "Алтайагромаш", о ходе выполнения программы "Ткань" программы производства сельхозтехники, о поддержке ряда ведущих промышленных предприятий и т.д.

В результате рост объемов производства в 2000 году зарегистрирован во всех отраслях промышленности края, кроме черной металлургии, уровень производства почти по всем отраслям превышает плановые показатели. Наибольший прирост отмечается в легкой промышленности - 44 % (Планом предусматривалось сохранение уровня 1999 года), химии и нефтехимии - на 21,1 %, в промышленности строительных материалов - на 11 % против 5 % в обеих отраслях по Плану, в пищевой (включая мукомольно-крупяную) - на 10,4 % против 9 %, в машиностроении - на 3,9 % против 3 %.

Несмотря на стабилизацию в настоящее время промышленного производства, действие ряда факторов, ограничивающих рост выпуска промышленной продукции (недостаточный уровень спроса внутреннего рынка, замедление процессов импортозамещения, нестабильность финансового состояния и низкая инвестиционная активность предприятий и др), будет способствовать замедлению темпов роста промышленного производства в планируемом периоде. В этих условиях прирост промышленного производства планируется в 2001 году в размере 5,2 %, в 2002 году - 4,4 %.

"Точками роста" в промышленности края по-прежнему будут являться экспортоориентированные предприятия черной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения, импортозамещающие производства пищевой, легкой, фармацевтической промышленности, конкурентоспособные на внутреннем рынке предприятия машиностроения, химии и нефтехимии, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Развитие электроэнергетики края в 2001 - 2002 гг. планируется со стабильным приростом производства по 2 % - 2,5 % в год за счет достаточно высокого внутреннего спроса на электроэнергию, увеличения отпуска теплоэнергии, перехода на использование в качестве топлива природного газа. Финансирование газификации за счет собственных средств предприятий планируется на 2001 г. в размере 24 млн. руб.

Уровень выработки собственной электроэнергии должен достичь 5 млрд. кВт/час. в 2001 г. и 5,05 млрд. кВт/час. в 2002 г. Объем инвестиций в отрасль планируется в 2001 г. в размере 493 млн. руб., в 2002 - 538,1 млн. руб.

В черной металлургии планируется стабилизация производства и переход в стадию роста за счет эффективного использования производственных мощностей ведущего предприятия отрасли - ОАО "Алтай-кокс". Прирост производства на предприятии и в целом по отрасли планируется в размере 2 и 5 % соответственно. Необходимый объем инвестиций в черной металлургии на 2001 - 2002 гг. составляет 1045 млн. руб.

Развитие химической и нефтехимической промышленности в планируемый период будет определяться обеспеченностью предприятий отрасли сырьем и материальными ресурсами (капролактам, натуральный каучук, толуол и др.). Необходимый объем инвестиций для развития предприятий отрасли в 2001 - 2002 гг. составит 382 млн. рублей, что позволит увеличить объемы производства в 2001 г. на 7 %, в 2002 г. - на 6 %.

Основными направлениями развития машиностроения останутся дальнейшее развитие производства конкурентоспособных машин и оборудования, удовлетворение платежеспособного спроса внутреннего рынка, экспортные поставки продукции. Приоритетами при этом являются выпуск современных комплексов сельхозмашин, дизеле-, котло- и вагоностроение.

В связи с увеличением платежеспособного спроса на трактора ОАО "Алттрак", их выпуск составит в 2001 г. 2710 штук, в 2002 г. их выпуск планируется довести до 3000 штук, выпуск почвообрабатывающих комплексов - до 70 штук в год. Развитие предприятий тракторного и сельхозмашиностроения в планируемый период в решающей степени будет определяться краевым и федеральным заказом на поставку продукции агропромышленному комплексу по лизингу, а также краевым госзаказам.

Основным направлением развития дизелестроения в планируемый период останется увеличение эффективности работы существующего производства АО "Барнаултрансмаш".

Развитие ведущего предприятия вагоностроения - АО "Алтайвагон" - в условиях отсутствия заказов на продукцию от МПС РФ продолжится за счет его перепрофилирования на ремонт вагонов.

В котлостроении планируется развитие производства на АО "Сибэнергомаш" и АО "Бийский котельный завод" за счет поставок продукции, как на внутренний, так и внешний рынки.

В планируемый период предусматривается продолжение конверсии оборонных предприятий. На эти цели намечается направить 12,6 млн. руб. в 2001 г. и 14,2 млн. руб. в 2002 г. в основном за счет собственных средств предприятий.

Общий объем инвестиций на развитие машиностроения в 2001- 2002 гг. планируется в размере 575,4 млн. руб. Реализация намеченных программ позволит в 2001 г. увеличить объемы производства в машиностроении на 2,5 %, а в 2002 г. еще на 3 %.

В развитии лесной и деревообрабатывающей отрасли одним из приоритетных направлений сохранится развитие производства деловой древесины. Поэтому инвестиционные приоритеты в 2001 - 2002 гг. будут ориентированы, в первую очередь, на лесозаготовительную промышленность (обеспечение технического перевооружения лесозаготовителей, восстановление лесного фонда, реализация 3-х федеральных программ). Необходимый объем инвестиций для развития отрасли в 2001 - 2002 году составит 72,2 млн. руб., что позволит обеспечить рост объемов производства в отрасли на 4,5 - 5 % в год.

Увеличение объемов строительства и спроса на продукцию стройиндустрии обусловили необходимость корректировки в Плане выпуска стройматериалов: производство стеновых материалов в 2001 г. достигает 198 млн. шт. усл. кирпича, выпуск конструкций и изделий железобетонных составит соответственно 225 тыс. куб. м. и 248 тыс. куб м.

Всего на развитие стройиндустрии в 2001 - 2002 гг. будет направлено 116 млн. руб. инвестиций. В результате реализации вышеуказанных направлений планируется стабильное развитие стройиндустрии: по 10 % прироста ежегодно.

Перспективы развития легкой и текстильной промышленности края связанны с изменением структуры сырьевой базы, производством конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка, увеличением использования мощностей предприятий. Основной проблемой развития отрасли является недостаток сырья - хлопка, льноволокна, шерсти. Только реализация всех направлений программы "Ткань" позволит обеспечить стабильное развитие отрасли. При стабильном финансировании программы "Ткань", наличии в достаточном количестве сырья в легкой промышленности в условиях увеличения потребительского спроса населения возможен прирост производства в размере 12 % в 2001 году (ранее планировалось 2 %) и 4 % в 2002 году. За два года планируется освоить 77 млн. рублей.

Основной задачей промышленной политики на 2001 - 2002 гг. в соответствии с Концепцией развития промышленности края на среднесрочную перспективу (до 2005 г.) остается обеспечение роста промышленного производства за счет приоритетной поддержки и развития производств, не исчерпавших потенциал своего развития, способных обеспечить наибольший прирост выпуска и реализации высокоэффективной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции.

Во исполнение Плана социально-экономического развития мероприятия администрации края в транспортном комплексе в 2000 году, как и в предыдущие годы, были направлены на обеспечение потребностей экономики края в транспортно-экспедиционных услугах и стабилизацию работы пассажирского транспорта на основе сохранения прежней структуры, повышения роли и дальнейшего развития электротранспорта в городском пассажирском движении, обновления подвижного состава, развития внутренней автодорожной сети.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»